Развитие интеллектуальных способностей в начальной школе
статья
Опыт работы по развитию интеллектуальных способностей младших школьников. Формирование прочных знаний по предметам, вовлечение в активную познавательную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_intellektualnyh_sposobnostey_v_nachalnoy_shkole.docx | 46.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 2 города Георгиевска
Развитие интеллектуальных способностей в начальной школе
Тумасова А.Д.,
учитель начальных классов
МБОУ гимназии №2
«Наши дети тем умнее, чем больше возможностей быть умными
мы им предоставляем»
Глен Доман
Развитие интеллектуальных способностей – важнейшая задача начального образования, так как этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в своих способностях.
Я, как руководитель МО учителей начальных классов, считаю основной целью нашей работы – это создание условий для развития интеллектуальных способностей младших школьников, формирование прочных знаний по предметам, вовлечение в активную познавательную деятельность.
Где и как мы развиваем познавательные и нтеллектуальные способности?
Здесь я не буду оригинальной – это наши с вами традиционные формы работы:
- урок
- предметный кружок
- внеурочная деятельность
-интеллектуальные игры
- олимпиады
- Урок.
На уроке происходит интенсивное развитие ребёнка, и от степени познавательной активности, увлечённости зависит интерес учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, т.е. их интеллектуальное развитие.
Приведу несколько упражнений для развития интеллектуальных способностей, которые, можно сказать, являются гимнастикой ума и подготавливают обучающихся к усвоению более сложного материала. Члены нашего МО используют их в работе во время урока, внеклассных занятий.
Упражнения на развитие интеллектуальных способностей
- На уроках русского языка:
а) корректурные упражнения - зачеркнуть в тексте гласную О, подчеркнуть согласную букву М;
б) анаграмма:
И г р т - ТИГР едмедьв - МЕДВЕДЬ
Силица – ЛИСИЦА яазц - ЗАЯЦ
Парлеод – ЛЕОПАРД ражиф - ЖИРАФ
2. На уроках математики:
а) Упражнение «Каждой руке - своё дело» Одной рукой рисуем геометрические фигуры, другой записываем таблицу на 3 или 4…
б) Вставьте вместо тире пропущенные буквы, чтобы получились слова. Но сначала решите примеры, а в ответе вместо числа запишите первую букву слова, обозначающего это число. Имейте в виду, что 1- это и «один», и «единица», и «раз».
Пример: - - - УХ
10:2=5(П)
10-9=1(Е)
20-7=13(Т)
Это упражнение мы применяем и во время устного счета, огромное влияние которого на развитие интеллекта доказано неоднократно.
в) Упражнение «Счёт с помехой» Дети называют цифры от 1 до 20 (можно от 1 до 30, от 1 до 40 и т.д.), одновременно записывая их на листе бумаги или на доске в обратном порядке: произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т.д. Подсчитывается число ошибок.
г) «Играем в считалки». По команде учителя каждая пара начинает считать от 1 до 100, причём один партнёр произносит нечётные числа, а другой – чётные.
д) Игра «Считаем вместе». Сейчас мы будем с вами считать, просто считать: 1,2, 3, и т.д. Кто-то из нас начнёт счёт, а рядом сидящий продолжит и так далее. Постараемся считать как можно быстрее. В процессе счёта надо будет соблюдать одно условие: если вам предстоит назвать число, в которое входит цифра 6(например: 16), то , произнося это число, вы должны будете встать.
Упражнения, используемые на любом уроке и внеурочной деятельности:
Развитие левого полушария мозга: (пальчиковые гимнастики, письмо и рисование разными руками и др. упражнения)
Кроссворды
Ребусы
Танграммы,
Оригами
Установление закономерностей
Сравнение понятий
Анализ
Синтез
Обобщение
Задачи педагога, используя разнообразные методы обучения, педагогические технологии, в том числе и игровые, систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления, настойчиво стимулировать процессы перестройки, переключения, поисковой активности; учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы, находить новые, оригинальные подходы, получать изящные результаты, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения. Детям необходимо ощутить радость учения, успех, а учителям - результаты.
- Внеурочная деятельность.
- Внеурочная деятельность позволяет создать условия для достижения обучающимися успеха в соответствии с их способностями.
3. Интеллектуальные игры, которые проходят в виде соревнований мыслительных способностей учащихся по предмету, учат анализировать, сравнивать и обобщать полученную информацию, а также использовать знания, полученные из собственных наблюдений и опыта.
Где и как мы выявляем интеллектуально развитых и одаренных детей?
На школьном и муниципальном уровнях организуются и проводятся олимпиады и иные интеллектуальные и творческие конкурсы. Участие в них помогает нам выявить детей, умеющих «нестандартно мыслить» и сформировать банк одаренных учащихся.
Далее идет работа по мотивации, вовлечении ребят в олимпиадную деятельность.
Каждый учитель определяет, что ближе душе ребенка, интереснее, что лучше получается, т.е. - в чем он, способен добиться успехов. Сегодня этот процесс называется поиском и развитием зоны интересов ребенка.
Так учащиеся 4-х классов принимают участие в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и математике; в муниципальном этапе олимпиады младших школьников по русскому языку, математике и интеллектуальным способностям. В краевой комплексной олимпиаде четвероклассников «Старт», в муниципальном этапе краевой олимпиады для младших школьников «Затейник».
Олимпиады и поисково-познавательная деятельность- это формы работы с одаренными и высокомотивированными учащимися. Участвуя в таких видах деятельности, дети оказываются в среде себе равных. Они стремятся соревноваться с другими, стремятся к победам. Олимпиады любого уровня дают уникальный шанс добиться признания в семье, в учительской среде и у одноклассников. Это своего рода специализированный IQ для наших учащихся. Поисково-познавательная деятельность помогает учащимся самим открыть что-то новое.
Успехи юных дарований не остаются незамеченными. В нашем округе сложилась хорошая традиция. На церемонии награждения победителей и призёров регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников, чествовать победителей и призеров олимпиады младших школьников муниципальных общеобразовательных учреждений Георгиевского городского округа по русскому языку, математике, интеллектуальным способностям, их родителей и учителей. Это является большим стимулом для всех них и мотивацией для дальнейшей работы в данном направлении.
У родителей наших учеников мы находим поддержку в данном направлении.
Видя успех и победы своего ребенка, они становятся нашими помощниками, единомышленниками и приобщаются к нашей деятельности.
Олимпиады любого уровня дают уникальный шанс добиться признания в семье, в учительской среде и у одноклассников.
Работа со способными и одаренными детьми, создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей является одним из приоритетных направлений деятельности нашего методического объединения учителей начальных классов.
Особое значение имеет участие в муниципальных, региональных и всероссийских соревнованиях и конкурсах. Ребята, которые принимают участие в этих конкурсах, приобретают новые навыки и умения, получают возможность проявить свои таланты за пределами школы, что зачастую положительно сказывается на их дальнейшем творческом росте и позволяет выйти на более высокий уровень.
Участие в олимпиадах и конкурсах разного уровня помогает нам выявить детей, умеющих «нестандартно мыслить».
Далее идет работа по мотивации, вовлечении детей в олимпиадную деятельность.
Мы определяем, что ближе душе ребенка, интереснее, лучше получается, т.е. — в чем он, в конце концов, добьется большего совершенства. Сегодня этот процесс называется поиском и развитием зоны интересов ребенка.
Римский философ и писатель Сенека младший говорил: «Свои способности человек может узнать, только попытавшись применить их на деле».
Начальная школа дает возможность каждому ребенку проявить себя, начиная с 1 класса наши учащиеся принимают активное участие в дистанционных олимпиадах на сайте «Инфоурок», «Я-класс», интерактивной образовательной онлайн-платформе – «Учи.ру».
Олимпиады, конкурсы, викторины.
Краевая олимпиада «Год театра» школьный этап.
Краевая олимпиада «Правила дорожного движения» школьный этап
Краевой конкурс «Мой мир – моя семья».
Онлайн – олимпиада «Учи. ру»
Международная многопрофильная олимпиада «Инфоурок»
Международный проект «Интеллект-экспресс»
Всероссийская предметная олимпиада для 1-11 классов «Мега-Талант». Осенний этап.
IV Международный дистанционный конкурс «Старт»
Общероссийская тематическая олимпиада для школьников «Точные науки» по математике.
Общероссийская предметная олимпиада для школьников «Пятерочка».
Всероссийская предметная олимпиада «Юнга».
Международный образовательный конкурс «Олимпис-2019-2020 Осенняя сессия» по биологии и окружающему миру
Международный дистанционный конкурс «Звездный час»
XII Всероссийская предметная олимпиада «Серебряная сова»
Всероссийский интернет-конкурс «ХимБИ»
«Эверест»
Развивающая олимпиада «Кленовичок»
Окружная олимпиада «Чемпион чтения»
Международная игра-конкурс «Русский медвежонок»
Международная викторина «Хочу все знать» Портал для целеустремленных натур «Совушка»
Организаторы олимпиад, конкурсов. Образовательные платформы.
Георгиевский городской округ
Министерство образования СК
Информационный портал «Учимся вместе»
Общероссийская Малая академия наук «Интеллект будущего»
Платформа «Учи.ру»
Центр поддержки талантливой молодёжи. Алтайский край.
Инфоурок
Мега-Талант
Академия развития передовых образовательных технологий.
Центр довузовской подготовки.
«Интолимп»
Интернет-платформа «Компэду».
Всероссийский проект «Символы России.
Яндекс учебник.
ООО «Олимпис» г. Санкт-Петербург.
Центр организации и проведения дистанционных мероприятий «Ты Гений».
KONKURS INFO
ООО «Сапиентисат» г.Бийск
РОС/КОНКУРС г.Новосибирск
ООО «ЦДТ», Калининград
«Новые знания» Эффектико.ру
ООО «Глобус» г. Сыктывкар
АНО ПЦ «Новая школа»
Школа скоро-чтения и IQ007
ООО «Слово» и ООО «Игра» г. Киров
Рау И.Н. Мартынова М.В.
Высокая эффективность развития интеллектуальных способностей достигается, если такая работа ведётся систематически, а не от случая к случаю.
Создание целостной системы в работе по поддержке одаренных детей невозможно без профессионального мастерства, постоянной наставнической и психологической поддержки педагогов, активно участвующих в судьбах одаренных и талантливых школьников.
Именно поэтому в округе ведется работа с педагогическими кадрами, направленная на совершенствование форм и методов организации деятельности, методического и теоретического сопровождения одарённых детей через обсуждение данных вопросов на заседаниях МО учителей начальных классов.
Учащиеся, которые в среднем звене и старших классах становятся успешными учениками, победителями и призерами олимпиад начинали завоевывать свои первые победы в начальных классах. Они привыкли много трудиться, активно участвовать в олимпиадном движении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей учащихся начальной школы
В данной статье рассматривается проблема развития творческих способностей учащихся путем реализации авторской образовательной программы научно – познавательного направления внеучебной деятельности «Жи...
Элективный курс компьютерной графики как средство развития творческих способностей учащихся начальной школы
Краткий обзор возможностей и специфических особенностей элективного курса компьютерной графики в начальной школе....
Развитие творческих способностей учащихся начальной школы с применением ИКТ
Творчество предполагает наличие у человека определенных способностей. Творческие способности не развиваются стихийно, а требуют специального организованного процесса обучения и в...
Развитие творческих способностей учащихся начальной школы
Развитие творческих способностей учащихся начальной школы имеет огромное значение в современном обучении. Каждый ученик - индивид. У каждого свои способности, которые учитель должен увидеть и работать...
Система работы Проблемное обучение – как эффективный способ развития интеллектуальных способностей учащихся начальных классов
За основу я взяла педагогическую технологию проблемного диалога. В статье описываются виды диалога и формы проблемно-диалогического обучения....
Выступление на педсовете. Презентация. Формирование интеллектуальных способностей учащихся начальной школы.
Презентация к выступлению на педсовете. Практическая часть с примерами....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Внеклассная работа - организованные и целенаправленные занятия учащихся, проводимые школой во внеурочное время для расширения и углубления знаний, умения и навыков, развития самостоятельности, индивид...