МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
методическая разработка на тему

Внеклассная работа - организованные и целенаправленные занятия учащихся, проводимые школой во внеурочное время для расширения и углубления знаний, умения и навыков, развития самостоятельности, индивидуальных способностей учащихся, а также удовлетворение их интересов и обеспечения активного и разумного досуга, организованные формы внеклассной работы, кружки ученические; культурно-массовая работа (проведение читательских конференций, смотров, конкурсов, тематических вечеров, школьных праздников, встреч с интересными людьми и пр.); индивидуальная работа учащихся под руководством учителей и родителей (чтение книг, занятие искусством и т.д.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx51.45 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации развития интеллектуальных способностей в начальной школе

Воспитательная работа - это организованная групповая деятельность, вовлекающая школьников в запланированные педагогические отношения (М.А. Бесова)

Внеклассная работа - организованные и целенаправленные занятия учащихся, проводимые школой во внеурочное время для расширения и углубления знаний, умения и навыков, развития самостоятельности, индивидуальных способностей учащихся, а также удовлетворение их интересов и обеспечения активного и разумного досуга, организованные формы внеклассной работы, кружки ученические; культурно-массовая работа (проведение читательских конференций, смотров, конкурсов, тематических вечеров, школьных праздников, встреч с интересными людьми и пр.); индивидуальная работа учащихся под руководством учителей и родителей (чтение книг, занятие искусством и т.д.).

На формирующем этапе эксперимента мы разработали и провели серию интеллектуальных игр, заданий во внеклассной работе. Игры были непродолжительные (10-15 минут). Опишем некоторые из них.

Игра под название "На что это похоже?"

Цель: развитие наблюдательности, речевого мышления и быстроты реакций.

Вариант I.

Учащимся были предложены схематические рисунки. Необходимо записать как можно больше слов против каждого схематического рисунка (количество слов может быть разным). На выполнение дается 5 минут. Каждый ученик выполнял задание индивидуально.

Наиболее типичные ответы второклассников такие:

. Кирпич, стол, пенал и т.д.

. Ёжик, треугольник, крыша и т.д.

. Дерево, конфета, шарик и т.д.

. Дуга, горка, арка и т.д.

Затем предложили детям дифференцированно выполнить такие задания: мальчики из прямоугольника должны сделать машинку (нарисовать), а девочкам из 3 фигуры сделать цветок. Вот что получилось:

Вариант II

Класс разделили на микрогруппы. Учащимся раздали карточки с такими рисунками.

Необходимо записать как можно больше слов напротив каждого схематического рисунка и составить предложения с последним схематическим рисунком. На выполнение - 5 минут. Ответы первой группы:

.        Когда выглянуло весеннее солнце, растаял наш снеговик.

2.        Маша и Петя, за правильно нарисованные овал и четырехугольник, по математике получили 8.

Следующая игра, которую предложили детям, имела цель: развитие речи учащихся, обобщение их словарного запаса. Микрогруппам предложены карточки со словами (1 - лампа, фонарь, солнце, валенки; 2 - сапоги, ботинки, шнурки, валенки). Учащимся необходимо составить 4 предложения, т.е. с каждым из названных слов.

Предварительно были проведены беседы: "Нам светло" и "Обувь".

Нас интересовали оригинальные ответы учащихся. Примеры предложений:

1.        На краю стола стояла необычная лампа, в виде цветка.

2.        Как-то раз наш кот залез на фонарь.

.        Каждое утро я просыпаюсь от светящего в окно солнца.

.        Мне бабушка на день рождения подарила детские валенки.

Оригинальность мышления, творческое отношение к заданию мы развивали с помощью словесных интеллектуальных игр. Например, "Волшебный рассказ".

Детям предложили 4 слова: карандаш, медведь, озеро, бабочка.

"Каждое лето я отдыхаю у бабушки в деревне. Около ее дома есть прекрасное озеро. И как-то раз я пошел туда рисовать карандашом. Я очень долго рисовал и у меня ничего не получалось. Затем мне пришла мысль: " А не нарисовать ли мне медведя с моего любимого мультика "Маша и медведь"?". У меня стал получаться красивый мишка, но начала мешать бабочка, которая постоянно садилась на край моего карандаша. Потом я решил, чтобы мне закончить рисунок, мне необходимо пойти домой".

Следующая игра "Ягодка моя".

Красна, сочна, душиста,

растёт низко, к земле близко.

Что это за ягода?

(Земляника)

В разных языках название ягоды земляники связывается с понятием "земля". В немецком языке название этой ягоды имеет значение "земляная ягода". В польском языке она именуется "поземка". А как хорошо сказал о названии земляники Ю. Кушак!

Я капелька лета

На тоненькой ножке,

Плетут для меня

Кузовки и лукошки.

Кто любит меня,

Тот и рад поклониться.

А имя мне дали

Родная землица.

Задание детям. Составить предложения из слов, вопросы помогут детям правильно составить предложение за 2 минуты.

Из, краснеет, рядом, ягодки, глазок, травы, душистая, беленький, глядит, земляника.

Составление предложения при помощи вопросных схем:

) Откуда? Что делает? Какой? Что? Чего?

) Где? Что делает? Какая? Что?

Схема: "Из травы глядит беленький глазок земляники. Рядом краснеет душистая ягодка".

Составьте ещё своё предложение о землянике.

Ответы учеников:

1.        На опушке леса брат с сестрой собрали лукошко душистой земляники.

2.        В нашем саду растет вкусная земляника.

.        Моя бабушка этим летом варила варенье из земляники.

4.        Маша нашла поляну земляники.

Следующая игра "Буриме".

Описание игры

Цель игры-без подготовки придумать стихи на заданные темы. Участникам раздают листы с заготовками рифм и предлагают написать стихи. С того, кто не выполнил задание фант.

Правила игры:

1.        Раздаются листы с заготовками рифм.

2.        Участники пишут стихи.

3.        С не выполнившего задание фант.

Примечание.

Слова могут быть очень каверзные. Их могут предложить и сами участники.

Детям были предложены варианты слов для рифмы:

1.        ……. тишина,

……. весна.

.        ……. пианино,

……. апельсины.

.        ……. квас,

……. ананас.

.        ……. зима,

………дома.

……. кружева,

……. терема.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы

В данной статье рассматривается проблема развития творческих способностей учащихся путем реализации авторской образовательной программы научно – познавательного направления внеучебной деятельности «Жи...

Элективный курс компьютерной графики как средство развития творческих способностей учащихся начальной школы

Краткий обзор возможностей и специфических особенностей элективного курса компьютерной графики в начальной школе....

Научно-методическая статья. Развитие познавательных способностей учащихся начальной школы в рамках Федерального Государственного Образовательного Стандарта

В данной научно-методической статье раскрывается одна из проблем, которая в настоящее время стоит перед образованием - это переход от функционального обучения к деятельностному, которое давало бы возм...

Система работы Проблемное обучение – как эффективный способ развития интеллектуальных способностей учащихся начальных классов

За основу я взяла педагогическую технологию проблемного диалога. В статье описываются виды диалога и формы проблемно-диалогического обучения....

Выступление на педсовете. Презентация. Формирование интеллектуальных способностей учащихся начальной школы.

Презентация к выступлению на педсовете. Практическая часть с примерами....

Проект по методической теме: "Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках математики через дидактические игры."

Актуальность проекта: Актуальным для каждого учителя сегодня является вопрос: “Как учить?” Как включить учеников в учебно-познавательную творческую деятельность, чтобы они сами &ldquo...