МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
методическая разработка на тему
Внеклассная работа - организованные и целенаправленные занятия учащихся, проводимые школой во внеурочное время для расширения и углубления знаний, умения и навыков, развития самостоятельности, индивидуальных способностей учащихся, а также удовлетворение их интересов и обеспечения активного и разумного досуга, организованные формы внеклассной работы, кружки ученические; культурно-массовая работа (проведение читательских конференций, смотров, конкурсов, тематических вечеров, школьных праздников, встреч с интересными людьми и пр.); индивидуальная работа учащихся под руководством учителей и родителей (чтение книг, занятие искусством и т.д.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 51.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации развития интеллектуальных способностей в начальной школе
Воспитательная работа - это организованная групповая деятельность, вовлекающая школьников в запланированные педагогические отношения (М.А. Бесова)
Внеклассная работа - организованные и целенаправленные занятия учащихся, проводимые школой во внеурочное время для расширения и углубления знаний, умения и навыков, развития самостоятельности, индивидуальных способностей учащихся, а также удовлетворение их интересов и обеспечения активного и разумного досуга, организованные формы внеклассной работы, кружки ученические; культурно-массовая работа (проведение читательских конференций, смотров, конкурсов, тематических вечеров, школьных праздников, встреч с интересными людьми и пр.); индивидуальная работа учащихся под руководством учителей и родителей (чтение книг, занятие искусством и т.д.).
На формирующем этапе эксперимента мы разработали и провели серию интеллектуальных игр, заданий во внеклассной работе. Игры были непродолжительные (10-15 минут). Опишем некоторые из них.
Игра под название "На что это похоже?"
Цель: развитие наблюдательности, речевого мышления и быстроты реакций.
Вариант I.
Учащимся были предложены схематические рисунки. Необходимо записать как можно больше слов против каждого схематического рисунка (количество слов может быть разным). На выполнение дается 5 минут. Каждый ученик выполнял задание индивидуально.
Наиболее типичные ответы второклассников такие:
. Кирпич, стол, пенал и т.д.
. Ёжик, треугольник, крыша и т.д.
. Дерево, конфета, шарик и т.д.
. Дуга, горка, арка и т.д.
Затем предложили детям дифференцированно выполнить такие задания: мальчики из прямоугольника должны сделать машинку (нарисовать), а девочкам из 3 фигуры сделать цветок. Вот что получилось:
Вариант II
Класс разделили на микрогруппы. Учащимся раздали карточки с такими рисунками.
Необходимо записать как можно больше слов напротив каждого схематического рисунка и составить предложения с последним схематическим рисунком. На выполнение - 5 минут. Ответы первой группы:
. Когда выглянуло весеннее солнце, растаял наш снеговик.
2. Маша и Петя, за правильно нарисованные овал и четырехугольник, по математике получили 8.
Следующая игра, которую предложили детям, имела цель: развитие речи учащихся, обобщение их словарного запаса. Микрогруппам предложены карточки со словами (1 - лампа, фонарь, солнце, валенки; 2 - сапоги, ботинки, шнурки, валенки). Учащимся необходимо составить 4 предложения, т.е. с каждым из названных слов.
Предварительно были проведены беседы: "Нам светло" и "Обувь".
Нас интересовали оригинальные ответы учащихся. Примеры предложений:
1. На краю стола стояла необычная лампа, в виде цветка.
2. Как-то раз наш кот залез на фонарь.
. Каждое утро я просыпаюсь от светящего в окно солнца.
. Мне бабушка на день рождения подарила детские валенки.
Оригинальность мышления, творческое отношение к заданию мы развивали с помощью словесных интеллектуальных игр. Например, "Волшебный рассказ".
Детям предложили 4 слова: карандаш, медведь, озеро, бабочка.
"Каждое лето я отдыхаю у бабушки в деревне. Около ее дома есть прекрасное озеро. И как-то раз я пошел туда рисовать карандашом. Я очень долго рисовал и у меня ничего не получалось. Затем мне пришла мысль: " А не нарисовать ли мне медведя с моего любимого мультика "Маша и медведь"?". У меня стал получаться красивый мишка, но начала мешать бабочка, которая постоянно садилась на край моего карандаша. Потом я решил, чтобы мне закончить рисунок, мне необходимо пойти домой".
Следующая игра "Ягодка моя".
Красна, сочна, душиста,
растёт низко, к земле близко.
Что это за ягода?
(Земляника)
В разных языках название ягоды земляники связывается с понятием "земля". В немецком языке название этой ягоды имеет значение "земляная ягода". В польском языке она именуется "поземка". А как хорошо сказал о названии земляники Ю. Кушак!
Я капелька лета
На тоненькой ножке,
Плетут для меня
Кузовки и лукошки.
Кто любит меня,
Тот и рад поклониться.
А имя мне дали
Родная землица.
Задание детям. Составить предложения из слов, вопросы помогут детям правильно составить предложение за 2 минуты.
Из, краснеет, рядом, ягодки, глазок, травы, душистая, беленький, глядит, земляника.
Составление предложения при помощи вопросных схем:
) Откуда? Что делает? Какой? Что? Чего?
) Где? Что делает? Какая? Что?
Схема: "Из травы глядит беленький глазок земляники. Рядом краснеет душистая ягодка".
Составьте ещё своё предложение о землянике.
Ответы учеников:
1. На опушке леса брат с сестрой собрали лукошко душистой земляники.
2. В нашем саду растет вкусная земляника.
. Моя бабушка этим летом варила варенье из земляники.
4. Маша нашла поляну земляники.
Следующая игра "Буриме".
Описание игры
Цель игры-без подготовки придумать стихи на заданные темы. Участникам раздают листы с заготовками рифм и предлагают написать стихи. С того, кто не выполнил задание фант.
Правила игры:
1. Раздаются листы с заготовками рифм.
2. Участники пишут стихи.
3. С не выполнившего задание фант.
Примечание.
Слова могут быть очень каверзные. Их могут предложить и сами участники.
Детям были предложены варианты слов для рифмы:
1. ……. тишина,
……. весна.
. ……. пианино,
……. апельсины.
. ……. квас,
……. ананас.
. ……. зима,
………дома.
……. кружева,
……. терема.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей учащихся начальной школы
В данной статье рассматривается проблема развития творческих способностей учащихся путем реализации авторской образовательной программы научно – познавательного направления внеучебной деятельности «Жи...
Элективный курс компьютерной графики как средство развития творческих способностей учащихся начальной школы
Краткий обзор возможностей и специфических особенностей элективного курса компьютерной графики в начальной школе....
Научно-методическая статья. Развитие познавательных способностей учащихся начальной школы в рамках Федерального Государственного Образовательного Стандарта
В данной научно-методической статье раскрывается одна из проблем, которая в настоящее время стоит перед образованием - это переход от функционального обучения к деятельностному, которое давало бы возм...
Система работы Проблемное обучение – как эффективный способ развития интеллектуальных способностей учащихся начальных классов
За основу я взяла педагогическую технологию проблемного диалога. В статье описываются виды диалога и формы проблемно-диалогического обучения....
Методические рекомендации по работе в ГПД начальной школе. Хвостова В.В.., воспитатель ГПД, ГБОУ школа 401, Санкт - Петербург
Методические рекомендации...
Выступление на педсовете. Презентация. Формирование интеллектуальных способностей учащихся начальной школы.
Презентация к выступлению на педсовете. Практическая часть с примерами....
Проект по методической теме: "Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках математики через дидактические игры."
Актуальность проекта: Актуальным для каждого учителя сегодня является вопрос: “Как учить?” Как включить учеников в учебно-познавательную творческую деятельность, чтобы они сами &ldquo...