Программа дополнительного образования "Школа общения"
рабочая программа
Программа дополнительного образования "Школа общения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа дополнительного образования "Школа Общения" | 141 КБ |
Предварительный просмотр:
Частное общеобразовательное учреждение
«Гимназия «Сириус»
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ШКОЛА ОБЩЕНИЯ»
Солдатова Е.Н., учитель начальных классов.
2022г.
Пояснительная записка
Воспитание - великое дело: им решается участь человека.
В.Г. Белинский
Программа внеурочной деятельности «Школа общения» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного воспитания и развития личности, на основе авторских программ Т.А. Ладыженской «Речь. Речь. Речь», Э. Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности», на основании письма Департамента общего образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011г.№03- 296, в соответствии с примерными требованиями к программам дополнительного образования детей.
С поступлением в школу ребёнок попадает в социально значимую деятельность, во взаимодействие с людьми разного возраста и разных социальных групп. Поэтому данная программа предусматривает развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях. Программа призвана формировать у школьников готовность слышать и слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения.
Программа ориентирована на личностный подход, способствует самоопределению младшего школьника. Развитие происходит в сфере интеллектуальных, нравственных и эстетических переживаний. Программа направлена на развитие речевой деятельности. Уроки и занятия организуются так, чтобы ребёнок оказался в ситуации, глее он должен добывать необходимые ему знания и активно их применять. Такая работа содействует расширению лингвистического кругозора, развивает стилистическое чутьё, развивает и совершенствует способности создавать и оценивать тексты.
Программа опирается и на коллективные формы обучения. Младшие школьники учатся рассуждать, доказывать, взаимодействовать.
Особенности программы – её интегрированный характер. Программа является комплексной, так как сочетает в себе курсы окружающего мира, истории, краеведения, русского языка и литературы, способствует формированию навыков создания и использования правильной устной и письменной речи.
Курс разработан на основе требований новых ФГОСов и предназначен для использования во внеурочной деятельности учеников 2 – 4 классов.
Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле и что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей, в первую очередь, зависит от желания постоянно работать над собой, становиться образованным, духовно – нравственным человеком.
Цель программы: формирование культуры общения и развитие коммуникативных умений младших школьников в разных ситуациях общения.
Задачи:
- Развивать умение общаться и сотрудничать со сверстниками и взрослыми в разных ситуациях общения.
- Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.
- Содействовать развитию гуманистических и нравственных идеалов у
учащихся. - Развивать способность к самореализации и адаптации в социальной среде.
- Воспитание патриотизма.
- Воспитание толерантности.
Программа составлена на основе учета следующих принципов:
Принцип диалогического общения.
В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Аксиологический принцип.
Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принцип идентификации (персонификации).
Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.
Принцип ориентации на идеал.
Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
Принцип полисубъектности воспитания.
В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания.
Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни.
Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Он направлен прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.
Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:
- личностно направленные: когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;
- стимулирующие: когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;
- развивающие нравственное сознание, активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, её эмоциональную сферу.
Словесные методы - создают у учащихся предварительное представление об изучаемом движении. Для этого учитель использует: объяснение, рассказ, замечания; команды, распоряжения, указания, подсчет и т.д.
Наглядные методы — применяются главным образом в виде показа упражнений, учебных наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы - в группу практических методов входит:
- метод упражнений;
- игровой;
- соревновательный.
Принципы и методы реализации программы определяют формы организации занятий:
По типу взаимодействия используются занятия:
• коллективные (занятия проводятся по одному направлению одним педагогом или педагогом-психологом со всем коллективом обучающихся);
• групповые (занятия проводятся с отдельными группами обучающихся);
• индивидуальные.
По виду деятельности обучающихся:
• лекция;
• практикум;
• экскурсия;
• деловая игра;
• поисковое занятие;
• проектное занятие;
• занятие-семинар и т.д.
Из нетрадиционных форм занятий наиболее часто в реализации данной программы будут использованы:
• практикумы, акции, мероприятия (КТД);
• занятие-презентация.
Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.
Она разработана по урочному принципу для обучающихся в начальной школе и рассчитана на три года обучения, за счет часов, отведенных на внеурочную деятельность.
Режим занятий основывается на санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах.
Сроки реализации
В соответствии с целями и основными задачами программы предусмотрен рабочий план реализации программы на три учебных года.
Ожидаемые результаты:
К концу 3 года обучения должны овладеть такими социальными умениями:
- правилами вежливого общения со сверстниками и взрослыми;
- знаниями этикета публичных выступлений и общения, уметь владеть собой, принимать и выполнять правовые и моральные обязательства;
- умением работать с информацией, сравнивать её;
- создавать проекты, уметь совместно с взрослыми организовать КТД, работать коллективно.
Система контроля
Способность учащихся к рефлексии.
Личностный рост участников программы.
Диагностика уровня сформированности личностных качеств участников программы
В начале и конце учебного года проводится диагностика. Для диагностики используется следующий инструментарий:
1) Методика определения самооценки (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн)
2) Тест Лири
3) Оценка отношений подростка с классом
4) Методика "Неоконченные предложения" М.Ньюттена в модификации А.Б.Орлова
Результаты диагностики предоставляются каждому участнику программы индивидуально. По итогам тестирования составляются сравнительные таблицы для анализа и подведения итогов работы по программе.
Требования к уровню подготовки учащихся
Реализация программы обеспечивает достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ.
становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества; - формирование целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
-воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной
принадлежности;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,
-умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
Метапредметные результаты
формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи внеурочной деятельности, поиска средств её осуществления;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять эффективные способы достижения результата;
-формирование умения понимать причины успеха/неуспеха внеурочной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Познавательные УУД:
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами осознанного построения речевого высказывания в устной и письменной формах;
-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей;
-использование в речи вежливых слов;
-высказывание предположений о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни героев произведений):
-оценивание характера общения (тон, интонацию, лексику),
-поведения в общественных местах;
-правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
-оценивание своего поведения и поведения окружающих (на уроке, на перемене)
-воспроизведение основных требований к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях:
-оценивание внешнего вида человека:
Коммуникативные УУД:
-активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование доброжелательного тона в общении;
-готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности,
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
-готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
-понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
-формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
-осознание целостности окружающего мира, освоение элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
-освоение доступных способов изучения общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
-развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ПРОГРАММА ВКЛЮЧАЕТ 3 ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛА:
№ раздела | ТЕМА | Кол-во часов |
1. | «Речь, как реченька» | 30 |
2. | «Что такое - хорошо, что такое - плохо?» | 17 |
3. | «Жизнь дана на добрые дела» | 17 |
Итого | 64 |
Девиз участников программы: «От малых успехов в игре к большим свершениям в жизни!»
Содержание календарно-тематического плана программы
Первый год обучения, 2 класс. «Речь, как реченька»
Погружение в мир в мир общения, добра и красоты
Задачи:
- Познакомить детей с речью как одним из основных средств общения
- Изучить способы и приемы оформления устной и письменной речи как средства общения
- Показать роль речи в формировании культуры общения.
№ п/п | Для чего нужна речь | Всего часов |
1 | Введение в раздел. Слово сообщает, влияет, помогает. | 1 |
2 | Секреты волшебницы Речи. | 1 |
3 | Раз, два, три, четыре, пять, учись считалки сочинять. | 1 |
Какая бывает речь | 1 | |
4 | Говорим-слышим. Читаем-пишем. | 1 |
5 | Сначала думаем, потом говорим. | 1 |
6 | Устная или письменная. | 1 |
Какую речь хочется слушать | ||
7 | Громко-тихо. Медленно-быстро. | 1 |
8 | Узнай по голосу. Каким тоном ты говоришь? | 1 |
9 | Выделяй главное. | 1 |
10 | Разговор без слов. | 1 |
11 | Сочини сказку. | 1 |
12 | Учись говорить правильно | 1 |
Точнее, точнее, точнее | ||
13 | Знакомые незнакомцы. | 1 |
14 | Выбери слово. | 1 |
15 | Богатая ли у тебя речь? Выразительная речь. | 1 |
16 | Твой словарик. | 1 |
Об одном и том же по-разному | ||
17 | Разговорная и деловая речь. | 1 |
18 | Ты и твой собеседник. | 1 |
19 | Художественная речь. | 1 |
20 | Словесные зарисовки. | 1 |
21 | Загадки. Сказочные истории. | 1 |
Что такое текст | ||
22 | О чем говорит заглавие? | 1 |
23 | Опорные слова. | 1 |
24 | Основная мысль. | 1 |
25 | Как построить текст. Цепочка предложений в тексте. | 1 |
26 | Какие бывают тексты. | 1 |
Пересказы, пересказы | ||
27 | Зачем нужен план. | 1 |
28 | Перескажи подробно. | 1 |
29 | Коротко, но ясно. | 1 |
30 | Выбери самое главное. | 1 |
ИТОГО: | 30 |
Второй год обучения, 3 класс. «Что такое - хорошо, что такое - плохо?»
Задачи:
- Формировать основы нравственности и культуры общения
- Учить заповедям нравственности, этикету.
3. Прививать любовь к Родине, родному краю.
№ п/п | Тема занятий | Всего часов |
1. | Введение в программу. | 1 |
2. | Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным. | 1 |
3. | Благодарность. | 1 |
4. | Бережливость. | 1 |
5. | Дружба и дружелюбие. | 1 |
6. | Заботливость. | 1 |
7. | Любознательность. | 1 |
8. | Любовь к маме, к Родине. | 1 |
9. | Милосердие. | 1 |
10. | Ответственность. | 1 |
11. | Отзывчивость. | 1 |
12. | Трудолюбие. | 1 |
13. | Уважение. | 1 |
14. | Умение прощать. | 1 |
15. | Храбрость и честность | 1 |
16. | "Что такое - хорошо, что такое - плохо?" | 2 |
| ИТОГО: | 17 |
Третий год обучения. 4 класс. «Жизнь дана на добрые дела»
Реализация проектов, проведение коллективно-творческих дел, тематических акций.
Задачи:
1. Способствовать усвоению младшими школьниками круга обязанностей и правил поведения в школе и дома через создание проектов и участие коллективно-творческих делах.
2. Формировать у детей жизненную позицию на основе усвоения правил нравственного поведения
№ п/п | Тема занятий | Всего часов |
1. | Игра «Путешествие в город вежливых» | 2 |
2. | Десант «Любимая школа - чистая школа» | 2 |
3. | Выставка «Содержи в порядке книжки и тетрадки» | 2 |
4. | Викторина-игра «Мои любимые уроки» | 2 |
5. | Неделя практических дел «Неделя добра» | 2 |
6. | «Клуб Почемучек». Игры-вопросы для малышей | 2 |
7. | Акция «Ветеран живёт рядом» | 2 |
8. | Презентации проектов учащихся «Жизнь дана на добрые дела» | 3 |
| ИТОГО: | 17 |
Список использованной литературы
- Аверьянова И.В., Лапшина Н.Н. Праздники знаний.- Волгоград: Учитель, 2008.
- Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос - Пресс, 2001.
- Дереклеева Н.И. Научно- исследовательская деятельность классного руководителя в школе. - М.: Вербум-М, 2000.
- Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 - М.: ВАКО, 2007.
- ГИЦ Владос, 2002.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
- Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
- Ладыженская Т.А. «Речь, речь, речь», Москва АСТ, 1994 г.
- Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.
- Решетникова П.Е. Организация педагогической практики в начальных классах. - М.:
Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
- Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.
- Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
- Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями - М.: 5 за знания, 2005.
- Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
- Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.
- Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. Внеклассные мероприятия. 1 класс. - М.: ВАКО, 2005.
- Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. Внеклассные мероприятия.2 класс. - М.: ВАКО, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Веселые цифры".
Возраст учащихся 5-6 лет. Срок реализации 1 год....
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...
Программа дополнительного образования "Азбука общения"
Дополнительная образовательная программа .Возраст детей 7-8 лет. Срок реализации 2 года.Программа содержит пояснительную записку, основные задачи по годам обучения, методы обучения, формы проверки рез...
Рабочая программа по кружку юных журналистов "Умное пёрышко" программа дополнительного образования
В рамках введения ФГОСов в школе организуются кружки по внеурочной деятельности. Представляю рабочую программу, созданную по программе внеурочной деятельности "Умное пёрышко" социального направл...
Урок русского языка в 1 классе (УМК «Начальная школа XXI века) Тема. Мимика и жесты – дополнительные средства общения
Цель урока: организовать деятельность учащихся по знакомству с несловесными средствами общения: мимикой и жестами; способствовать взаимопониманию и развитию культуры жестов у младших школьников.Данный...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"
Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...
Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Ментальная математика»
Ментальная математика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала обуча...