Конспект занятия по теме "Дерево сотрудничества" 2 класс
методическая разработка (2 класс)
Коррекционное занятие по теме "Дерево сотрудничества" 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionnoe_zanyatie_2_klass_derevo_sotrudnichestva.docx | 178.96 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧСКАЯ КАРТА
КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ
Тема: «Дерево сотрудничества»
Класс: 2
Учитель начальных классов
ФИО: Чопалаева Джамиля Уллубийевна
Санкт-Петербург
2022
Класс: 2
Тема: Дерево сотрудничества
Направление внеклассной деятельности: общекультурное
Цель: создание условия для ознакомления учащихся с основными навыками сотрудничества, формирование эмоционально-положительного отношения к совместной деятельности
Задачи:
Образовательные: формирование представления и потребности в доброжелательном общении
Воспитательные: воспитывать позитивное отношение в общении.
Развивающие: развивать познавательный интерес, личностной и групповой активности
Формы организации внеклассного занятия: диалог, инсценировка, практические задания, упражнения.
Методы: словесный (беседа, рассказ, объяснение); практический; наглядный.
Основные понятия: сотрудничество
Оборудование:
- ватман с наклеенным стволом дерева;
- цветная бумага с контурами яблок, листьев, цветов;
- ножницы (3 шт.);
- клей-карандаш (3 шт.);
- ноутбук для озвучивания песен;
- напечатанные слова на листе: доброта, лживость, честность, храбрость, смелость, трусость, сотрудничество;
- лепесточки по количеству детей для упражнения «Цветок»
Структура занятия (в зависимости от вида и формы занятия) | Ход внеклассного занятия | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Организационный момент | - Ребята, я рада всех вас видеть. На сегодняшнем занятии мы поговорим о качествах человека, но сначала мы поприветствуем друг друга. Упражнение «Сбор рукопожатий». - По моему сигналу вам нужно будет собирать рукопожатия у присутствующих. Задача - собрать как можно больше рукопожатий. Заканчивать будете также по моему сигналу. - Поделитесь своими впечатлениями, какие чувства вы испытывали? - Кто собрал больше всех рукопожатий? (выявляется победитель). Упражнение «Мешок хороших качеств». - Ребята, скажите, чем отличается наш победитель от остальных? За какие качества вы цените ...Машу? Она всем помогает ... она добрая Выберите из «Мешка хороших качеств» те, которые, по вашему мнению, есть у нее. Вывод: Нам приятно общаться с добрыми, отзывчивыми, трудолюбивыми и отзывчивыми людьми. - Ребята, а вы хотите узнать, за какие качества вас ценят одноклассники? Возьмите по одному листочку, подпишите свое имя. Сейчас мы будем передавать мешок по кругу, а вы должны написать хорошее качество человека, чье имя написано на листочке. Листок возвращается хозяину, дети читают про себя. -Кто-то хочет зачитать, какие качества есть в вашем Волшебном мешке? - Ребята, трудно ли было подбирать качества? Приятно ли было слушать о себе? Вывод: В каждом человеке есть положительные качества, но бывает и так, что положительные качества человек прячет, а показывает только отрицательные. Например: грубость, жадность, зависть, лень, неуважение. С такими людьми нам неприятно общаться. Важно научиться проявлять положительные качества, а отрицательные прятать. Упражнение «Изобрази качество». - А давайте мы с вами как раз таки и попробуем изобразить разные качества. Нужно выбрать карточку, на которой написано какое-то качество, и изобразить без помощи слов. Остальные будут отгадывать, что написано на карточке. Слова на карточках: вежливость, смелость, непослушание, нетерпеливость, злость, трудолюбие, аккуратность, доброта. - Трудно ли было изображать качества? Какое качество было изображать легче всего? - Назовите положительные качества - Назовите отрицательные качества - Ребята, как вы думаете, для чего мы выполняли эти упражнения? Чем они были связаны? - Да, и сегодня мы с вами познакомимся с одним очень важным качеством, о котором я вам скажу чуть позже. А пока мы с вами вспомнили много нужных и важных качеств | Приветствие - нет - да - вежливость, смелость, трудолюбие, аккуратность, доброта - непослушание, нетерпеливость, злость - все упражнения были связаны с качествами человека |
Подготовка к основному этапу | - Посмотрите и прочитайте эти слова: Доброта, трусость, честность – эти слова, обозначающие качества человека, найдите лишнее слово: (лишнее – трусость) Почему? (плохое, отрицательное качество) Трусость — неумение преодолевать собственный страх и неспособность справляться с ним, когда это необходимо. Необходимо уметь бороться со своими страхами. Также принимать важные решения, не боясь Храбрость, смелость, лживость (лишнее-лживость) Почему? Верно, лживость часто вводит в заблуждение людей, это отрицательное качество - Обратите внимание на слова, которые остались: доброта, отзывчивость, храбрость, смелость. - Ребята, давайте вспомним, как эти слова называются? Да, правильно, это качества людей, причем все эти качества положительные, хорошие и нужные. И все эти положительные качества нужны нам при использование одного очень важного качества. | - трусость - это плохое, отрицательное качество - лживость - положительные качества |
Основной этап Цели: выявить понимание детьми состояние сверстника, оказавшегося в затруднительном положении, и путей справедливого выхода из трудной ситуации. Цели: выявить понимание детьми эмоционального состояния сверстников, не участвующих в общей деятельности, и нахождение правильного решения. Цель: выявить особенности осознания детьми необходимости проявления внимания к проблемам сверстника и подробного объяснения для установления взаимопонимания в общении | - Сегодня я хочу поговорить с вами о качестве, которое вы часто используете в играх, сложных делах. Это качество – «умение сотрудничать». Как вы понимаете, что такое сотрудничество? Выслушиваю ответы детей. - Правильно ли я вас поняла, вы считаете, что сотрудничество – это когда люди что-то делают вместе? - Вы все правы, ведь со-трудничество - это совместный труд или какое-то общее дело. - Например, в одиночку невозможно построить дом, издать книгу, вырастить урожай и т. д. - Вспомните название русской народной сказки, в которой все герои помогают друг другу. - Репка. - Если бы каждый герой сказки по отдельности тянул репку, смогли бы они ее вытянуть? Почему? - В сказке у всех героев была одна цель. Какая? Все ли хотели этого? Значит, у всех была общая цель. (На доске записывается первый пункт) - А какая у нас с вами может быть общая цель? - Ребята, давайте вспомним известную басню И.А.Крылова «Лебедь, Рак и Щука». О чем в ней говориться? - Была ли у героев басни общая цель? Какая? - Почему же у них ничего не получилось? (Выслушиваю ответы детей) - Что им нужно было сделать перед началом работы? - Договориться. - Действительно, когда мы вместе выполняем какую – то работу, очень важно уметь действовать сообща: договориться между собой, распределить работу – кто что будет делать, иначе ничего не получится. Например, если вы делаете уборку в классе, то нужно договориться, кто будет цветы поливать, кто пыль протирать, кто доску мыть… - Согласие - это главное в общем деле. ( На доске записывается второй пункт) Договориться Игра – упражнение «Цветок» (проводится под спокойную музыку) - А теперь, ребята мы с вами поиграем в одну игру, которая называется «Цветок». Ваша задача в игре: проявлять сотрудничество, дружбу. Итак, тихонечко выходим со столов, образуем круг, получайте султанчиков, они будут нашими лепесточками. Представьте, мы сейчас превратимся в семечку, из которого скоро вырастут красивые цветочки. Итак, все присели на корточки, обхватив руками коленки, голова на коленях. А дальше слушайте меня внимательно и выполняйте движения все одновременно под музыку: «Теплый луч упал на землю и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. (поднимают тихонечко голову). Он растет, растет, выпрямляется. У него появляются лепесточки, они расправляются, тянутся к солнышку. (разводят руки, берутся за руки) Мы растем, и вот уже появился прекрасный цветок. (тихонечко одновременно встаем, поддерживая друг друга, не отпуская рук). Он греется на солнышке, плавно распускается, поворачивая свою голову вслед за солнышком. Цветочек радуется солнышку и радует людей» (круг расширяется, прогибаясь назад) Спасибо, молодцы, благодаря вашему сотрудничеству цветок красиво расцвел, занимайте свои места. Практическая - Сегодня мы сделаем одну большую работу за очень короткое время. Это будет «Дерево сотрудничества». - Но для начала я хочу проверить, насколько вы умеете проявлять это качество «умение сотрудничать» в разных ситуациях - Я буду читать вам ситуации, а вы будете помогать найти выход. Готовы? Слушайте внимательно 1. Ситуация «Настоящая помощь» Содержание ситуации. - Рима, Ксюша и Лена расписывали красками тарелочки для выставки. Рима сразу красиво расписала свою тарелку, а у Ксюши никак не получалось. Когда Лена это увидела, она громко засмеялась и сказала: «Ну как всегда, у тебя ничего не получается!» А когда Рима увидела, что у Ксюши ничего не получается, она поступила по-другому, не так, как Лена. Как ты думаешь, что она сделала? - Да, Рима не стала бы смеяться, ведь у человека не может все получаться всегда с первого раза, нужно помочь и подсказать. Ведь на месте Ксюши может оказаться любой человек, нужно всегда понимать это. Итак, благодаря сотрудничеству у девочек получилась бы очень красивая совместная работа 2. Условная ситуация «Мы вместе». Содержание ситуации. На прогулке дети вместе строили крепость из песка. А два новеньких мальчика, Дима и Коля, стояли и наблюдали за ними. Дети заметили, что мальчики грустно стоят в стороне, и они решили Вопросы для обсуждения - Как вы думаете, что дети решили? - Почему вы так думаете? - Как бы ты поступил в такой ситуации? - Молодцы, вы все верно говорите. Детям нужно проявить умение сотрудничества. У вас это прекрасно получается. Ведь, действительно, мальчики новенькие и не успели ни с кем подружиться, и тоже хотят помочь в строительстве крепости 3. Ситуация «Объясни правильно» Содержание ситуации. Сережа хотел научиться делать лодочку из бумаги. Он попросил Мишу объяснить и показать, как надо ее делать. Миша сказал: «Очень просто. Возьми бумагу, согни ее пополам, потом еще раз, отогнешь уголки, вот и все!» Сережа стал делать - ничего не получилось. Вопросы для обсуждения - Как ты думаешь, почему у Сережи не получилась лодочка? - Понятно ли объяснил ему Миша? - А как бы ты объяснил, чтобы стало понятно? - Молодцы! Я убедилась и уверена, что вы не останетесь в стороне и всегда придете на помощь друг к другу. - А теперь давайте приступим к работе и проверим, как же вы сотрудничаете. Чтобы дерево всех радовало, каждому необходимо выполнить свою часть работы правильно и аккуратно. (На доску вывешивается ватманский лист с нарисованным стволом дерева.) Для работы мы разделимся на 4 группы (по жребию): 1 группа – вырезает по контуру листья. 2 группа – вырезает по контуру цветы. 3 группа – вырезает по контуру птиц. 4 группа – приклеивает листья, цветы, птиц на ватманский лист. Давайте вспомним правила при работе с ножницами: 1.Передаем ножницы, держа их за сомкнутые лезвия. 2. Не приближай пальцы близко к лезвиям 3. Не размахивайся ножницами, не направляй к соседу. Помогаю приклеивать листья, яблоки, птиц, если дети будут испытывать затруднения. (работу выполняют под детские песенки про дружбу) Обсуждение совместной работы. - Посмотрите на дерево, которое у нас получилось! Какие мысли у вас появляются, когда вы смотрите на это дерево? Выслушиваю мнения детей. - Было ли трудно проявлять сотрудничество? В чем? Не хотелось ли вам выполнять ту часть работы, которую делала в это время другая группа? (Ответы детей). - Но вы проявили понимание и терпение, что для сотрудничества очень важно. (На доске записывается третий пункт) - Посмотрите на дерево, нравится оно вам? - Так классно, что мы раз - и все сделали! - Мне было очень приятно наблюдать за вами, как вы все дружно трудились. | - это совместная работа нескольких человек - да - репка - Нет, потому что репка была очень большой и тяжелой и один бы герой не справился - вытащить репку - Да, все хотели и смогли вытянуть, благодаря сотрудничеству всех героев сказки. - Победить в играх, конкурсах, убраться в классе - В басне говорится, как эти три героя собирались везти воз, но так как заранее не договорись о том, в какую сторону будут везти, то получилось, что все тащили в разные стороны, и в результате воз остался на месте - Да, везти воз - они не договорились, в какую сторону будут везти - договориться - Она начала помогать Ксюше красиво расписать свою тарелку, и вместе у них бы получилось - позвали строить крепость вместе с ними - потому что дети увидели, что мальчикам грустно и решили их позвать - Я бы тоже захотел позвать мальчиков, так как они новенькие и не успели еще завести друзей - Потому что, Миша очень быстро ему все рассказал - нет - Не только рассказать, но и показать, как надо, пояснить и помочь сделать - Я вспоминаю, как было весело все это делать. - Дерево получилось такое красивое! - Мне очень понравились птички. - Когда я вырезал листики, то никак не мог представить себе, что - Я терпел, потому что мне хотелось вырезать птичек, а не листочки. (Многим детям хотелось вырезать то, что в данную минуту |
Обобщение и систематизация информации | - Ребята, подумайте и скажите мне, пожалуйста, - Может ли один человек сделать такую же работу за это же время? - Да, конечно же, нельзя одному сделать так быстро. - Как вы думаете, почему мы так быстро справились с заданием? Только благодаря чему мы так быстро выполнили «Дерево сотрудничества»? Указываю на слово – «Сотрудничество» Да, благодаря сотрудничеству, совместному труду мы быстро выполнили работу. Молодцы, все хорошо потрудились, справились с заданием. - Посмотрите на доску, в течение урока мы с вами собрали все необходимое для сотрудничества - Что у нас получились? - Вывод: Это правило сотрудничества, чтобы успешно выполнить какое – то общее дело, чтобы все получилось, важно учиться сотрудничеству. А для этого нужно, чтобы была общая цель, все этого хотели, важно уметь договариваться между собой, уметь проявлять понимание и терпение. | - нет, не может - потому что мы договорились, кто что делает, и вместе выполняли задание, помогая друг другу - благодаря сотрудничеству - общая цель, договориться, понимание и терпение |
Рефлексия | Постарайтесь в течение недели сотрудничать друг с другом. А на следующем занятии вы об этом расскажете. Коллективная работа "Дерево сотрудничества" остается висеть в течение всей недели. - Ребята, сейчас я попрошу вас высказаться о сегодняшнем занятии: что вам понравилось или не понравилось, какое у вас было настроение, что вы узнали нового и интересного из сегодняшнего занятия. (Высказываются желающие). - Я благодарю вас за хорошую работу, мне было очень приятно с вами заниматься, хочу вручить вам значки с символом сотрудничества. Я думаю, что у вас впереди будет много общих дел, в которых нужно будет проявить это качество, и вы успешно справитесь с любым делом, даже с самым трудным, а наши занятия вам в этом помогут. Давайте поблагодарим друг друга за работу аплодисментами. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект занятия внеурочной деятельности 2 класс оригами "Праздничная открытка"
План - конспект оригами внеурочной деятельности с презентацией 2 класс....
Конспект занятия с учащимся 2 класса после КИ
Конспект индивидуального занятия по формированию произношения и развитию слухового восприятия с учащимся второго класса Громыко Иваном после кохлеарной имплантации...
Конспект занятия "БУМАЖНАЯ СКАЗКА" мастер-класс по оригами для 1-2 классов
На основе данного авторского конспекта Громовой Н.А. был составлен мастер-класс по оригами для воспитателей ГПД на районный семинар-практикум по декоративно-прикладному творчеству, прошедшему в ГБОУ С...
План-конспект занятия для учащихся 2 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида в рамках программы «Развитие психомоторики и сенсорных процессов». Тема: Развитие зрительного восприятия формы предмета.
План-конспект занятия во 2 классе по теме "Развитие зрительного восприятия формы предмета ( круг, овал)....
План-конспект занятия для учащихся 2 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида в рамках программы «Развитие психомоторики и сенсорных процессов». Тема: Развитие зрительного восприятия формы предмета.
План-конспект занятия во 2 классе по теме "Развитие зрительного восприятия формы предмета ( круг, овал)....
конспекты занятий в 1-2 классах
в конспекты включены беседы, игры, упражнения на развитие уважения к товарищам, умению сотрудничать в детском коллективе, воспитание толерантности и т.д....
Конспект занятия: «Развитие внимания» 1 класс
Развитие внимания, креативности мыслительных процессов....