Современные условия и методы воспитания трудолюбия учащихся
методическая разработка (2 класс)

Дарья Николаевна Казакова

Воспитание трудолюбия учащихся заключается в заложении таких качеств, как стремление трудиться, заинтересованность в процессе и результате труда, ориентирования на заданную цель, определение подходящих материалов и инструментария. Не мало важно научить учитывать алгоритм действия, планируемый результат и эмоционально воспринимать оценку действия. Важно не только познакомить с профессиями, но и воспитать уважение к любому виду труда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные условия и методы воспитания трудолюбия учащихся

Воспитание трудолюбия учащихся заключается в заложении таких качеств, как стремление трудиться, заинтересованность в процессе и результате труда, ориентирования на заданную цель, определение подходящих материалов и инструментария. Не мало важно научить учитывать алгоритм действия, планируемый результат и эмоционально воспринимать оценку действия. Важно не только познакомить с профессиями, но и воспитать уважение к любому виду труда.

Воспитать трудолюбие учащихся в современных условиях возможно путём применения актуальных методов и создания условий, отражающих реальную картину социума.

Для эффективного воспитания трудолюбия выделяют такие методы, как демонстрирование примеров деятельности, практический показ операций в труде и инструктирование по технике безопасного поведения в труде. Важно применять в течение обучения труду метод стимулирования для позитивного отношения учащихся к их деятельности.

«К примеру, морально-психологические методы стимулирования включают следующие основные элементы:

- создание условий, при которых учащиеся испытывают гордость за то, что лучше других могут справиться с порученной работой, ощущают ценность результатов;

- элементы соревновательности, обеспечение возможностей каждому ребенку показать свои способности, выразить себя в труде, его результатах;

- уважение, доверие со стороны педагога и родителей, поощрение инициативности, терпимость к ошибкам и неудачам».

Современные условия воспитания трудолюбия:

« - Общественная польза труда. Важно осознание обучающимися определенной общественной значимости трудовых действий и результатов труда, убежденность в том, что их труд приносит пользу людям, коллективу, обществу.

- Общественная ценность продукта (результата) труда. Важно на деле раскрыть перед школьником общественное назначение цели его деятельности, показать, кому именно нужен и полезен его труд.

- Коллективное выполнение трудовых действий, выработка умения подчинять свое поведение коллективным и общественным интересам. Труд в составе коллектива или группы (класса) позволяет ставить и решать задачи, выполнение которых затруднительно или вовсе невозможно для одного человека, дает возможность приобрести навыки взаимопомощи и солидарности.

- Инициативность   трудовой    деятельности.    Творческий    подход    и инициатива в труде позволяют обучающимся раскрыть свои способности и таланты, стимулируют их стремление к новому.

- Самоуправление и самоорганизация трудовой деятельности. Такой подход развивает самостоятельность, лидерские качества, исполнительность, творческую инициативность, ответственность.

- Посильность труда для обучающихся. Непосильность трудовых действий угнетающе действует на психику, снижает самооценку учащихся.

- Связь труда с образовательной деятельностью. Взаимосвязь между теоретическими знаниями школьников и их практической трудовой деятельностью.

- Недопустимость наказания трудом. Воспитательную функцию труд реализует тогда, когда он не является для школьника принуждением, наказанием.

- Требовательность к качеству продукта трудовой деятельности учащихся. Необходимо требовать не просто выполнения работы, а тщательного, аккуратного, добросовестного выполнения, бережного отношения к оборудованию, материалам, орудиям труда» [9, с.60].

Современные методы воспитания трудолюбия:

  - метод игрового моделирования;

 - метод имиджирования;

 - метод нравственного закаливания;

-  метод проектов.

«Метод игрового моделирования позволяет смоделировать и проиграть ситуации, близкие к реальным условиям трудовой деятельности людей (ситуации, которые школьники наблюдают в окружающей жизни). При этом роли, исполняемые учащимися, явно показывают сформированность их нравственных качеств, их способность к преодолению возникающих затруднений, умение решать возникшие задачи. Результатом становится усвоение норм поведения в труде. Практическое применение метода игрового моделирования возможно в форме театрализованной деятельности, к примеру, при проигрывании сказки».

«Следующий метод – метод имиджирования, суть которого – в привитии обучающимся потребности следовать нравственным образцам в трудовой деятельности. Пример человека-труженика важен для формирования представлений обучающихся о труде и трудолюбии, и, как правило, вызывает стремление младших школьников этому примеру подражать».

«Метод нравственного закаливания предполагает развитие стойкости при возникновении сложных и противоречивых обстоятельств, способность отойти от шаблонов поведения, отказаться от личных предпочтений для достижения поставленной цели. Данный метод способствует формированию эмоциональной уравновешенности ребенка, его устойчивого нравственного поведения. Осознавая в себе нравственные свойства, качества, интересы, способности и дарования, ребенок успешнее самоутверждается в жизни, находит себя, свое место в коллективе, в труде, творчестве».

Практика последних лет показывает на широкое применение метода проектов как компонента учебного процесса. Этот метод является актуальным, так как его применение позволяет отражать в трудовом обучении современную обстановку социума.

«Актуальность проектной деятельности в настоящее время осознается педагогической общественностью. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. При этом метод проектной деятельности представлен как одно из условий реализации основной образовательной программы».

«В ходе реализации проектной деятельности учащиеся приобретают новые знания, опыт решения проектных практических задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи».

«Проектная деятельность вошла как естественная часть современного решения проблемы трудового воспитания. Ее появление в общеобразовательной школе – требование времени. Задача педагогов заключается в том, чтобы принять и реализовать это требование, полноценно использовать общеобразовательные и развивающие возможности учебных проектов».

Можно сделать вывод, что современные методы и условия педагогики позволяют показать труд учащимся как увлекательный и полезный процесс, указать на значимость их деятельности, на важность достижения результата.

Процесс воспитания трудолюбия не ограничен только перечисленными современными условиями и методами. Необходимо проецировать внимание на способности детей при подборе методик воспитания трудолюбия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие семьи и школы в современных условиях. Формы и методы работы педагогического коллектива по взаимодействию школы и семьи»

·        оказание квалифицированной поддержки родителям, имеющим детей с нарушениями в развитии;·        создание условий дл...

Формы и методы повышения учебной мотивации у учащихся в современных условиях.

Выступление Долговой Н.Н. - председателя ШМО по теме: "Формы и методы повышения учебной мотивации у учащихся в современных условиях в рамках реализации ФГОС."...

Метод проектов, как одна из форм продуктивного обучения в современных условиях

Методические рекомендации для учителейначальных классов и учителей математики...

Формы и методы повышения учебной мотивации у учащихся в современных условиях

Мы гордимся нашими сегодняшними успехами и, как писал Выготский,  «то, что сегодня ребёнок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнить самостоя...

Выступление на педсовете " Использование современных приемов и методов обучения в условиях введения ФГОС"

      Обновленный стандарт адресован, прежде всего, взрослым и описывает то, чему они должны учить и научить ребенка. Причем учить желательно так, чтобы учиться детям было интере...