“Развитие творческих способностей и познавательных интересов у младших школьников в группе продленного дня”
материал
Публичное представление
собственного инновационного педагогического опыта
воспитателя группы продленного дня
МБОУ “Марьяновская средняя общеобразовательная школа”
Большеберезниковского муниципального района
Республики Мордовия
Ховатовой Людмилы Владимировны
Скачать:
Предварительный просмотр:
Публичное представление
собственного инновационного педагогического опыта
воспитателя группы продленного дня
МБОУ “Марьяновская средняя общеобразовательная школа”
Большеберезниковского муниципального района
Республики Мордовия
Ховатовой Людмилы Владимировны
Введение.
1. Тема опыта
“Развитие творческих способностей и познавательных интересов у младших школьников в группе продленного дня”
2. Сведения об авторе:
Ф. И. О.- Ховатова Людмила Владимировна
Образование - высшее
Стаж педагогической работы - 3 года
В данной организации - 3 года
3.Актуальность опыта
В последнее время в образовательных организациях группа продленного дня является одной из ведущих форм организации жизнедеятельности детей. Поэтому в современных условиях задача воспитателя группы продленного дня очень важна: необходимо добиться того, чтобы дети выросли не только здоровыми и сознательными, но и инициативнымми, способными на творческий подход на творческий подход к делу. Как говорил Б. Шоу:”Единственный путь, ведущий к знанию,-это деятельность”. Поэтому в соответствии с новыми ФГОС в школах организуется внеурочная деятельность, одним из направлений которой является улучшение условий для развития ребенка и учет его индивидуальных способностей.
4. Основная идея
Ведущей идеей описания моего педагогического опыта является то, что в своей педагогической деятельности я должна создать условия для развития творческих способностей и познавательных интересов у младших школьников. Поскольку от того, как организована деятельность ребенка в группе продленного дня, как правильно подобран материал, зависит и успех воспитательной работы в целом. Каждый ребенок хочет играть, лепить, петь, рисовать. На своих занятиях я стараюсь пробудить творческие задатки, учу трудиться, помогаю сделать первые шаги в творчестве. Универсальных приемов формирования познавательных интересов у младших школьников нет. Поэтому каждый творчески работающий воспитатель добивается этого, используя свои примеры развития познавательных интересов через творческую деятельность.
5. Наличие теоретической базы
При создании занятий по развитию творческих способностей своих учеников я опираюсь на:
-описание деятельностного подхода в воспитании( Л. С. Выгодский, А.Н.Леонтьев, Н. С. Щуркова), согласно которому должны быть использованы разнообразные виды деятельности:познавательная, ценностно-ориентировочная, трудовая, художественно-творческая, физкультурно- оздоровительная, коммуникативная, игровая.
- игровые технологии(Иванов И. П.).
-технологию природосообразности М. Монтенссори, в которой развитие детей опирается на их естественное развитие;
-гуманно-личностную технологию Ш. А. Амонашвили, В. А. Сухомлинского, которая отличается прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.
6.Новизна опыта
Основная идея моей педагогической деятельности заключается в создании условий для формирования творческой личности, каждого обучающегося, развития эстетического вкуса, обогащения внутреннего мира. Достигнуть творческого развития каждого ребенка можно за счет использования разнообразныхвидов творческой деятельности, активизации творческого мышления в учебной деятельности и на прогулке, во время игры.
7.Технология опыта
Быть воспитателем - это призвание, быть хорошим воспитателем это талант вдвойне, потому что, именно воспитатель остается в цепкой памяти маленького ребенка, встретившийся на его долгом и порою трудном пути под названием школа. В наше время становится все более актуальной работа воспитателя группы продленного дня.
Перед ним стоит важная задача - добиться того, чтобы учащиеся выросли не только сознательными и здоровыми членами общества, но и обязательно: инициативными, думающими, способными на творческий подход к делу. Мои воспитанники заставляют меня быть таким воспитателем, какой я являюсь на сегодняшний день. И я им благодарна за это. Воспитывая их, я изменяюсь сама. 3 года педагогического опыта работы с детьми стали годами поисков, раздумий и открытий. Я нахожусь в становлении и совершенствовании педагогического пути.
Поскольку способность творить заложена в ребенке с раннего детства, то задача воспитателя состоит в том, чтобы уметь раскрыть её. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, воображение. В процессе творчества у него возникает интерес не только к результату, но и в первую очередь к процессу деятельности, в которой ученик открывает что-то новое для себя самого. Для эффективного развития творческих способностей небоходимо четкое, продуманное планирование всех направлений её работы, а также комплексный, системный подход к организации обучения, воспитания, развития и здоровьесбережения обучающихся, посещающих группу продленного дня.
В своей работе я использую различные формы и методы работы: викторины, беседы, коллективные творческие дела, игры-конкурсы и другие формы досуга. Тематика и содержание воспитательных мероприятий разнообразны и носят познавательный, развивающий характер, расширяют кругозор детей. При планировании занятий я учитываю уровень знаний школьников по данной теме, круг их увлечений.Поэтому я организую проведение мероприятий с учетом интересов и возможностей учеников.
Используя разные виды творческой деятельности, я стараюсь обеспечить детям обстановку, в которой они сами вольны выбирать себе занятие по душе и саморазвиваться.
Самым подходящим временем для саморазвития , я считаю, является самоподготовка. Так как у меня разновозрастная группа. то нередко возникают трудности из-за того, что ученики заканчивают самоподготовку в разное время. Тогда я предлагаю занимательные игры и упражнения, которые способствуют сознательному и более прочному усвоению знаний.
Особое внимание уделяю организации ежедневного отдыха детей на свежем воздухе, так как прогулка оказывает благотворное влияние на функциональное состояние центральной нервной системы. Стараюсь, чтобы прогулка принесла пользу не только телу, но и душе.Предлагаю детям несколько подвижных игр. Игры помогают ребенку осваивать многие полезные функции, развивать способности и важные в жизни качества.
В своей работе я также использую познавательные игры:”Поле чудес”, “Что, где, когда?” и другие.
Для развития творческих способностей своих воспитанников я организую проведение творческих мастерских, конкурсов рисунков и аппликаций. Творчество- вещь настолько хрупкая и неоднозная, что никогда нельзя точно сделать выводы о творческой гениальности ребенка, Говорят, что все люди талантливы, только некоторым не дали возможности проявить свой талант. Поэтому напрввления развития должны быть самыми разнообразными.
За время моей небольшой педагогической деятельности мне , как кажется, удалось подобрать и разработать наиболее оптимальные и эффективные формы воспитательных мероприятий, которые спрособствуют всестороннему развитию детей и , в часности, развитию их познавательного интереса.
8. Результативность опыта
Результативность опыта проявляется в успехах и достижениях учащихся. Мои воспитанники принимают активное участие в конкурсах детского творчества. В муниципальном конкурсе новогодней игрушки мои ученики заняли первые места по всем номинациям и были награждены грамотами. Познавая красоту изобразительного и декоративно- прикладного искусства,ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают глубокие чувства радости, восхищения, восторга.
Результаты моего педагогического опыта рассматриваются на заседаниях школьного и районного методических объединений воспитателей группы продленного дня, также свой педагогический опыт я распростроняю в сети Интернет.
7.Список литературы
1. Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония.- М., 2002.
2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском развитии. – С.П.б.: Союз, 1997.
3. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. – М., 1956.
4. Голубева Э. А. Способности и индивидуальность. – М., 1993.
5. Иванов И.П. Энциклопедия КТД. – М., 2001.
6. Как воспитать в ребенке творческую личность. Ростов–на -Дону, 2004.
7. Мищенкова Л.В. Творческие игры и развивающие упражнения для группы продленного дня 1-4 классы., Волгоград, 2010 г.
8. Монтессори М. Метод научной педагогики. –М., 2010.
9. Попова И.Н., Исаева С.А., Ромашкова Е.И. Организация и содержание работы в группе продленного дня. М., 2006.
10. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.
11. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. Москва, 2002 год
12. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-ух т. Т I.- М.: Педагогика, 1985.
13. ФГОС Начального общего образования на период 2010-2012 гг.
14. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды –М.,1989г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей и познавательного интереса у обучающихся через коллективные творческие дела.
Обобщение педагогического опыта по теме: "Развитие творческих способностей и познавательного интереса у обучающихся через коллективные творческие дела."Автор опыта: Киргизова Татьяна Ивановна воспитат...
« Развитие творческого потенциала младших школьников в группе продленного дня»
Обобщение опыта ...
Доклад Взаимодействие учителя и воспитателя в организации познавательной и воспитательной деятельности младших школьников в группе продленного дня.
Мир вокруг нас меняется очень стремительно, и современное образование не должно оставаться в стороне от изменений в социуме. Вполне закономерно, что в создавшихся условиях каждому педагогу нужно вноси...
Презентация опыта работы по теме "Проектная технология как инструмент развития творческих способностей и формирования личностных качеств младших школьников"
Презентация опыта работы по теме "Проектная технология как инструмент развития творческих способностей и формирования личностных качеств младших школьников" перед общественностью.Делюсь свои...
Статья "Развитие творческих способностей младших школьников в группе продленного дня"
Основные условия для формирования творческих способностей младших школьников в группе продленного дня. Игровая деятельность, как основная часть развития творчества у младших школьников. Формы пр...
Развитие познавательной активности младших школьников в группе продленного дня через использование современных интерактивных методов обучения
В презентации отражены современные интерактивные методы обучения, которые могут быть использованы для развитие познавательной активности младших школьников в группе продлённого дня. Такие как: &q...
Развитие познавательной активности младших школьников в группе продленного дня через использование интерактивных игр и заданий
В статье анализируется развитие познавательной активностимладших школьников в группе продленного дня через использование интерактивных игр и заданий...