« Развитие творческого потенциала младших школьников в группе продленного дня»
опыты и эксперименты на тему
Предварительный просмотр:
.Развитие творческих способностей у ребят младшего школьного возраста в группе продленного дня .
Изменились условия жизни. Произошла смена парадигмы образовательного процесса, стремительными темпами изменились параметры окружающего мира. Все это привело к тому, что действия по шаблону, в рамках стандартных знаний, умений и навыков не дают возможности адаптироваться к происходящим изменениям.
В концепции модернизации российского образования на период
на период до 2010 года и государственной программе «Развитие воспитания детей в РФ до 2010 г.» четко сформулированы требования к современной школе и обоснован социальный заказ. Современному обществу нужны образованные. Нравственные, творческие люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения. От школы сегодня ждут не «нашпигованных» знаниями выпускников, а людей, способных на протяжении всей жизни добывать и применять новые знания следовательно, быть профессионально и социально мобильными. Ориентирами нового образования в России становятся два принципа, сформулированные ЮНЕСКО: «Образование для всех» и «Образование через всю жизнь». При этом развитие творческих способностей человека является одной из актуальных проблем современности, так как смена фокуса образования с академической успешностью при решении нестандартных ситуаций требует и новых подходов в психолого - педагогической науке.
Новую парадигму образования на сегодняшний момент задает и новый ФГОС начальной школы, предполагающий обязательный деятельностный подход, ориентированный на компетентное развитие и провозглашающий системное развитие творческого мышления младших школьников.
О проблеме формирования и развития творческого потенциала размышляют западные и отечественные педагоги и психологи.
В психолого – педагогической (Л.С. Выготский, В.Н.Дружинина, Б.М.Теплов и др.) и методической (Т.И.Тарабарина, С.Ю.Афонькин,
Е.Ю.Афонькина) литературе, а также на основе опыта практических психологов и педагогов (Л.Ю.Субботина, И.Н.Закатова и др.)подтверждается актуальность развития творческих способностей в младшем школьном возрасте. Среди множества проблем данной области одной из важнейших для меня является следующая – какие средства развития творческих способностей наиболее сообразны психологическим особенностям младшего школьника?
На основании научной литературы и методических разработок в области практик развития творческих способностей было определено, что способности- индивидуально – психологические особенности личности, позволяющие успешно выполнять какой- либо вид деятельности и обнаруживающие различия в динамике овладения необходимыми для нее знаниями, умениями, навыками. Исходя из специфики творческой деятельности, творческие способности определяются как индивидуальные способности человека неразрывно связанные с уровнем развития мышления, продуктивностью и оригинальностью деятельности.
При рассмотрении возможных видов творческой деятельности, в которых становление соответствующих способностей будет эффективным в младшем школьном возрасте, наиболее результативной деятельностью может стать художественный труд ( по исследованиям Т.А.Гомыриной).
Продлены день общеобразовательной школы обладает большими возможностями в воспитании младших школьников. Сам смысл и содержание ребячьей деятельности в группе продленного дня способствует развитию самостоятельности, раскрытию их способностей..
Занятия художественно - прикладным творчеством во время досуговой деятельности в группе продленного дня приносили немало огорчений и разочарований. Ребята копировали работы друг друга. Любили использовать в работе шаблоны, не заботились о качестве и эстетике продукта, встречая трудности в ходе работы- бросали выполнять работу, оставляя ее незавершенной. С помощью анкетирования решила узнать, что именно ребята хотят делать, чем им особенно нравится заниматься. Провела анкетирование «Мне нравится…»
РЕЗУЛЬТАТЫ ПИСЬМЕННОГО ОПРОСА ВОСПИТАННИКОВ ГПД « МНЕ НРАВИТСЯ…»
Анкетирование показало, что ребята выбрали для себя те же виды деятельности, чем мы занимались и прежде.
Чтобы подтвердить эффективность художествеено – творческой деятельности для развития творческих способностей, поэтапно проводилась экспериментальная работа. На 1 этапе изучалась психолого – педагогическая литература по проблеме исследования. Были выделены критерии творческих способностей младших школьников. Воспользовалась тестом американских ученых де Каймы и Кафы, диагностические исследования на выявление индивидуальных способностей .Цель тестирования- формирование личности школьника, способной к творчеству.(Приложение №1)
Тестирование показало, что желания и интересы ребят («Мне нравится…») и их индивидуальные способности к определенным видам деятельности совпадают. Важно, что мотивация сохранилась .Далее, с учетом индивидуальных особенностей ребят корректировала индивидуальный подход к воспитательной работе. Изучала направленность личности с помощью диагностико- психологических данных, ориентированных на выявление личностных характеристик. Педагогический процесс, как деятельность, формирует развивающуюся личность ребенка в меру того, как руководить деятельностью ребенка. Формирующиеся в ходе развития личностные свойства ребенка. Его способности и характерологические особенности являются результатом его деятельности.
Предложила ребятам тест «Кто я?», на выявление индивидуальных особенностей воспитуемых.
Маценко О Сазонов И Емельянов М Обрядина Л | ||
Никитина Л Подшивалов Ю Каретникова В. Ходорова С | ||
Казакова Р Смирнова Н | ||
Полянский Н. Романов К Кузнецова А Банкаева Л | ||
| Виноградов К. Козлова Д. Крашевская А. Серова Т Спецов Д Новикова К |
Результаты тестирования : 30%-творческие личности (в чьих работах творчество, до этого момента не проявлялось), 20 %- находятся в поиске(у которых сохранился интерес ко всему новому), 20%- эмоциональные личности(благодаря им в группе сохраняется атмосфера доброжелательности), 10%-стремятся в лидеры, но на климат в группе это не влияет, 20 %-трудолюбивые и добросовестные личности (на которых я могла «опереться».
Тест «Какой у вас психологический тип?»
ЭКСТРАВЕРТЫ | ИНТРОВЕРТЫ | АМБАВЕРТЫ |
Банкаева Л. | Казакова Р | Виноградов К |
Кузнецова А. | Каретникова В | Козлова Д |
Маценко О | Крашевская А | Полянский Н |
Романов К | Спецов Д | Сазонов И |
Смирнова Н | Новикова К | Обрядина Л |
Емельянов М | Серова Т. | |
Подшивалов Ю | ||
Ходорова С | ||
Никитина Л |
Тест «Какой у вас психологический тип?» (по методике Г.Юнга «Психологические типы») помог выяснить, что 6 ребят «интроверты» (обращенные внутрь ), 5 ребят- «экстраверты» (обращенные наружу) и 9 ребят- «амбаверты» (которым характерны и те и другие признаки).Встал вопрос. Как помочь ребятам раскрыть себя.
Помогла оригинальная методика развития и комплексной коррекции различных сторон психики детей младшего школьного возраста М.И. Чистяковой и методика К.Фопеля, предлагаемые ими игры и этюды, помогают снять психическую напряженность, что сохраняет психическое здоровье и предупреждает эмоциональные расстройства у обучающихся..
Курс специальных игровых занятий, направленных на совершенствование у детей внимания, памяти, воображения, эмоций, памяти, нравственных представлений; помогают снять детские страхи, робость ,неуверенность.
Это способствовало повышению у детей уверенности в себя и собственных силах, обеспечивало психологически комфортное пребывание их в ГПД.
Методика Е.А.Сорокумовой по развитию коммуникативных качеств и самопознанию, с комплексе с методиками К.Фопеля и М.Чистяковой
помогли сформировать у ребят коммуникативные навыки- умение адресовать сообщение и привлечь к себе внимание собеседника, доброжелательность общения, умение заинтересовать собеседника своим мнением и принять его точку зрения, умение критично относиться к собственному мнению, действиям, умению слушать, сопереживать и другие умения.
Культуро- воспитывающая технология И.Н.Закатовой. дает возможность выбора, поиска, проявление своей индивидуальности и реализуется с помощью различных видов дифференциации по интересам и включает множество направлений. Анкетирование воспитанников определило направления видов деятельности, наиболее их интересующие
Программа И.Н.Закатовой идеально подходила мне и ребятам, решала мои проблемы. Зная мотивацию ребят определилась с направлениями воспитательной работы в группе продленного дня: нравственно- патриотическое воспитание, интеллектуальное развитие, пропаганда здорового образа жизни, декоративно- прикладное творчества.
Циклограмма развивающих часов.
Дни недели | Направления работы | Методический аспект | Использование авторских Методик |
Понедельник | «Эрудит» Радость познания | Формирование ценностного отношения к знаниям, к процессу познания | В.В.Волина. О.П.Нечаева. Е.А.Павловец |
Вторник | «Хочу все знать» Уроки самопознания | Становление, развитие, воспитание в ребенке Благородного Человека путем раскрытия его личностных качеств | Е.А.Сорокумова (Методика по развитию самопознания, коммуникативных качеств) К.Фопель (коммуникативные навыки и коррекция психики) |
Среда | «Радуга» Знания о истории и традициях Отечества | Формирование знаний о своем Отечестве, воспитание активного Гражданина своей страны | В.М.Пашнина (Фольклор в воспитании младших школьников) |
Четверг | «Школа здоровья» Здоровый образ жизни | Формирование сознательной потребности в здоровье и здоровом образе жизни, основы этикета. Сохранение психического здоровья. | Т В.Шепелева. («Школа здорового питания) М.А.Фролова (Этические беседы с младшими школьниками) М.И.Чистякова «Психогимнастика. К.Фопель (Коррекция психики) |
Пятница | «Умелые руки» Труд на радость себе и людям | Обучение основам созидания. | И.П.Волков («Учим творчеству») С.Афонькин, Е.Афонькина И.Гусева. |
Все вышеперечисленные виды деятельности + прогулка способствуют
полному раскрытию способностей ребят.
Лучший показатель раскрытия способностей ребят - участие в конкурсах,. разнообразной направленности и на разных уровнях. Исследования мотивационной сферы младших школьников (методика А.А.Крылова)
подтверждают, что мотивация обучающихся положительно изменилась.
Таблица мотивационной сферы обучающихся в ГПД
2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
Мотивированные на успех (надежда на успех) | 5 | 8 | 7 | 10 |
Мотивированные на неудачу (боязнь неудачи) | 15 | 12 | 13 | 10 |
«… чем выше сила мотивации, тем выше результативность деятельности»,
Закон Йеркса-Додсона.
Воспитатель ГПД работает в тесном сотрудничестве с учителями начальных классов, родительским комитетом.
ВЫВОД: Воспитанники группы продленного дня проявляют все больше осознанности в различных видах деятельности, стали увереннее в оценках и выводах. В неурочной деятельности с большим удовольствием принимают участие как успевающие, так и неуспевающие в учебе ребята. Растет качество изготовленного продукта. Учащиеся стараются вести здоровый образ жизни и пропагандируют в своей семье, среди друзей. Постепенно повышается интерес к творческой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра – эффективное средство развития творческого потенциала младших школьников
Дидактическая играСтруктура дидактических игр,Дидактические игры способствуют развитию у детей психических процессов...
Доклад на тему: Развитие творческого потенциала младших школьников.
Доклад на тему:Развитие творческого потенциала младших школьников....
ШОУ – ТЕХНОЛОГИЯ, один из методов развития творческого потенциала младших школьников
ШОУ – ТЕХНОЛОГИЯ, один из методов развития творческого потенциала младших школьников...
Развитие творческого потенциала младших школьников на уроках литературы
обобщение опыта...
Развитие творческого потенциала младших школьников в рамках введения ФГОС.
Решение задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития в рамках урочной и внеурочной деятельности....
Развитие творческого потенциала младших школьников на уроках русского языка
Включение регионального компонента в содержание уроков русского языка в начальных классах, развитие творчества учащихся на уроках....
Статья "Развитие творческих способностей младших школьников в группе продленного дня"
Основные условия для формирования творческих способностей младших школьников в группе продленного дня. Игровая деятельность, как основная часть развития творчества у младших школьников. Формы пр...