Статья "Развитие познавательного интереса у младших школьников с задержкой психического развития посредством дидактических игр на уроках русского языка"
статья (2 класс) на тему
Проблема развития познавательного интереса у младших школьников разрабатывалась в трудах философов, педагогов и психологов – А. С. Белкина, Х. Ж. Ганеева, В. А. Гусева, В. А. Крутецкого, И. Я. Ланиной, Л. М. Фридмана, Г. И. Щукиной и др.
Альтернативным решением данного вопроса является использование дидактических игр в учебном процессе, оказывающих благотворное влияние на развитие личностно-мотивационной сферы учащихся, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, развитие которых соответствует возрастной норме или же опережает её, и учащихся, требующих, специальной коррекционной работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Е.Ю. Бабикова,
Г. Челябинск
Развитие познавательного интереса у младших школьников с трудностями в обучении посредством дидактических игр на уроках русского языка
В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность, в процессе которой происходят наиболее значимые достижения в развитии младших школьников.
В основе учебной деятельности лежит развитие познавательного интереса обучающихся.
Г. И. Щукина писала: «Познавательный интерес – глубоко личностное образование, не сводимое к отдельным свойствам и проявлениям. Его психологическую природу составляет нерасторжимый комплекс жизненно важных для личности процессов».
Развитие познавательного интереса особенно актуально в системе коррекционно–развивающего обучения, как личностно–ориентированного, субъективного образования.
Наблюдения физиологов, психологов показывают, что среди детей младшего школьного возраста есть дети, которые в силу индивидуальных и психофизиологических особенностей трудно адаптируются к условиям школьной жизни, частично справляются (или не справляются вовсе) с учебной программой. Таких детей называют «дети с трудностями в обучении».
Дети с трудностями в обучении - это основной контингент стойко неуспевающих учеников начальной школы. К категории детей с трудностями в обучении относятся дети, имеющие все варианты задержки психического развития (конституционного генеза, соматогенного генеза, психогенного генеза, церебрально – органического генеза).Для таких детей характерна ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности, наблюдается низкий уровень развития познавательного интереса.
Альтернативным решением данного вопроса является использование дидактических игр в учебном процессе. Дидактическая игра – это занимательная для субъекта учебная деятельность в условных ситуациях. Она оказывает благотворное влияние на развитие личностно-мотивационной сферы учащихся, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, развитие которых соответствует возрастной норме или же опережает её, и учащихся, требующих, специальной коррекционной работы.
Проблема исследования заключается в обосновании и систематизации дидактических игр, применение которых на уроках русского языка гарантирует развитие познавательного интереса у младших школьников с трудностями в обучении.
Постановка проблемы определило тему исследования: «Развитие познавательного интереса у младших школьников с трудностями в обучении посредством дидактических игр на уроках русского языка».
Исходя из темы исследования, я ставила перед собой следующую цель: подобрать, систематизировать, апробировать комплекс дидактических игр, способствующих развитию познавательного интереса у младших школьников с трудностями в обучении на уроках русского языка.
На основании цели исследования мною выдвинута гипотеза исследования: предполагаем, что систематическое, использование дидактических игр на уроках русского языка способствует развитию познавательного интереса у младших школьников с трудностями в обучении.
Объектом исследования является: развитие познавательного интереса младших школьников с трудностями в обучении на уроках русского языка.
Задачи, которые необходимо было решить в ходе исследования следующие:
- Подобрать, изучить, проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
- Раскрыть особенности познавательного интереса у младших школьников с трудностями в обучении.
- Определить роль дидактических игры как средства развития познавательного интереса у младших школьников с трудностями в обучении.
- Реализовать методы диагностического инструментария определения уровня развития познавательного интереса у младших школьников с трудностями в обучении.
- Экспериментально проверить эффективность и целесообразность использования дидактических игр на уроках русского языка, способствующих развитию познавательного интереса.
Мною была проведена опытно-экспериментальная работа. Эксперимент проводился на базе МОУ СОШ № 39 в специальном (коррекционном) классе VII вида (2 класс).
Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенный комплекс дидактических игр может быть использован учителем и учащимися с трудностями в обучении на уроках русского языка.
Исходя из этого, я выдвинула следующие задачи экспериментального исследования:
- Определить уровень развития познавательного интереса у младших школьников с трудностями в обучении посредством дидактических игр;
- Провести формирующий эксперимент, направленный на развитие познавательного интереса у младших школьников с трудностями в обучении;
- Определить уровень развития познавательного интереса у младших школьников с трудностями в обучении после проведения формирующего эксперимента;
- Провести сравнительный анализ полученных результатов.
Работая над выбранной темой, я применяла следующие методы исследования:
- Метод педагогического анкетирования;
- Метод обработки данных;
- Метод педагогического наблюдения.
Для определения уровня развития познавательного интереса у младших школьников с трудностями в обучении использовались следующие методики:
- Методика «Познавательный интерес».
- Методика «Что нам интересно».
- Методика выявления влияния возможностей развития познавательных интересов у учащихся (методика успеха).
Для определения уровня развития познавательного интереса у младших школьников с трудностями в обучении для каждой методики мною были разработаны критерии.
Методика: «Познавательный интерес»
Уровни развития познавательного интереса | Критерии характера познавательного интереса |
Высокий | Характер познавательного интереса широкий |
Средний | Характер познавательного интереса связан со школьной программой |
Низкий | Характер познавательного интереса развлекательный |
Методика: «Что нам интересно?»
Уровни развития познавательного интереса | Критерии уровня развития познавательного интереса |
Высокий | Ответил на все вопросы, полный ответ |
Средний | Ответил на 3-4 вопроса, неполный ответ |
Низкий | Ответил на 1-2 вопроса, неполный ответ |
Методика успеха
Уровни развития познавательного интереса | Критерии уровня развития познавательного интереса |
Высокий | Проявили интерес при выполнении третьей серии задач и справились с их решением |
Средний | Проявили интерес к третьей серии задач, но не справились с их решением из-за недостатка в знаниях или сообразительности |
Низкий | К третьей серии задач остались равнодушными |
На основе проведённого исследования выделились пятеро учащихся, которые находятся на низком уровне развития познавательного интереса(45,5%); пятеро учащихся находятся на среднем уровне развития познавательного интереса(45,5%); один учащийся находятся на высоком уровне развития познавательного интереса(9,1%).
С целью повышения познавательного интереса на уроках русского языка я использовала дидактические игры. Дидактические игры были систематизированы по темам. Например, тема: «Слова, отвечающие на вопросы кто? что?» («Пиши – не спеши», «Живой – неживой», «Наборщики»); тема: «Правописание слов с безударными гласными» («Помогите Незнайке», «Быстрый ответ», «Е и Ё»).
В ходе эксперимента наблюдала, что у всех учащихся появилась положительная мотивация. У двух детей уровень познавательного интереса повысился с низкого на средний (18%).
Следовательно, если систематически и целенаправленно использовать дидактические игры на уроках русского языка, то это будет способствовать развитию познавательного интереса у младших школьников с трудностями в обучении.
Таким образом, дидактические игры развивают познавательный интерес у младших школьников с трудностями в обучении и способствуют лучшему усвоению знаний, умений, навыков.
Библиографический список
1.Кумарина Г. Ф. Дети группы риска. Современная педагогика [Текст] / Кумарина Г. Ф. – 1991 - № 11.
2.Кумарина Г. Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании. [Текст] / Кумарина Г. Ф. – Москва - 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья по теме: СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТ
В статье рассмотрены особенности системы коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития. Автором п...
Работа на тему: Развитие познавательных процессов у младших школьников с задержкой психического развития через ознакомление с сезонными изменениями в природе
Развитие познавательных процессов у младших школьников с задержкой п...
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В данной работе подробно рассматриваются теоретические аспекты познавательных возможностей учащихся с задержкой психического развития, характеристика опытно-эксперементальной работы по развитию ...
Выступление на "Ярмарке идей в секции работа с отстающими по теме: "Формирование познавательных УУД у младших школьников с задержкой психического развития"
Выступление на "Ярмарке идей в секции работа с отстающими по теме: "Формирование познавательных УУД у младших школьников с задержкой психического развития"...
Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий в 1 классе по формированию познавательных УУД у младших школьников с задержкой психического развития
Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий в 1 классе по формированию познавательных УУД у младших школьников с задержкой психического развития...
статья на тему: "СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТ"
СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТ...
Развитие познавательной активности у младших школьников с задержкой психического развития в процессе обучения
Познавательная активность и обучаемость – свойства личности, неразрывно связанные друг с другом. Только при активности учащегося возможно успешное усвоение знаний с использованием эффективных сп...