Программа внеурочной деятельности «Моя малая Родина» для учащихся начальных классов
рабочая программа
Программа внеурочной деятельности
«Моя малая Родина»
для учащихся начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_moya_malaya_rodina.docx | 65.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Камскоустьинская средняя общеобразовательная школа»
Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан
Программа внеурочной деятельности
«Моя малая Родина»
для учащихся начальных классов
пгт Камское Устье
2020г.
1.Актуальность
Перед современными педагогами в настоящее время стоят острые проблемы в воспитании у школьников патриотизма, уважения традиций своего народа, любви к земле на которой родился.
Данный курс решает следующие проблемы:
- знакомство с естественно – историческим направлением;
- экономическим направлением;
- культуроведческим направлением;
- экологическим направлением.
Введение
Очень часто можно встретить молодых людей хорошо знающих особенности зарубежных стран. Этому обучают на уроках окружающего мира, географии; много уделяют внимания в средствах массовой информации. Если спросить современных школьников о родном крае, то их знания очень малы и они не систематизированы. Ребенку нужно показать мир родной природы, научить осознавать её уникальность и невосполнимость, тогда он не будет лишь её потребителем.
Любовь к родному краю, гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к родине, уважения к её истории и культуре невозможно воспитать патриота. Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Милый сердцу край, родной город, его жители, природа, пройдя через сознание, становятся неотъемлемой частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Россия – наша общая, большая, единственная Отчизна. Однако у каждого из нас есть ещё и свой, дорогой сердцу уголок земли, где он сделал первые шаги, нашёл первых друзей, получил путёвку в жизнь. Это наша Малая Родина, это наша Республика Татарстан, наш Камско- Устьинский район, наш родной пгт Камское Устье.
Изучение родного края становится основой для гармоничного и всестороннего развития личности младшего школьника, создаёт тот нравственный стержень, который поможет юному человеку противостоять натиску бездуховности, сохранить чистоту души; способствует раннему формированию «исторического чувства», чувства сопричастности к прошлому, ответственности за сохранение национального культурного наследия.
Содержание программы «Моя малая Родина» отражает комплексно-системный подход к изучению родного края как некой целостности. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы в их равноправном взаимодействии.
Данная программа составлена с учетом регионального компонента. Она сочетает в себе курсы истории, краеведения, биологии, этнографии.
Главная идея программы – развитие способностей и творческого потенциала ребенка через приобщение к изучению родного края, посредством формирования навыков поисковой работы.
Данная программа ориентирована на детей младшего школьного возраста, учитывает возрастные и психологические особенности их восприятия и познания природы.
- Пояснительная записка
Основные задачи модернизации российского образования - повышение его доступности, качества и эффективности. Модернизация в обществе и соответственно в образовании, влечет за собой изменение стандарта знаний, составной частью которого является знание истории своей Малой Родины. Актуальность данной программы возрастает в связи с ростом роли патриотического воспитания. Огромную важность приобретают вопросы патриотического воспитания через изучение своей малой родины в кружковой работе.
Программа дополнительного образования «Моя малая Родина» руководствуется педагогическими принципами, которые выражаются в следующих категориях: научная достоверность используемого материала; соответствие содержания, комплексность решения задач обучения и воспитания; постоянство требований и систематическое повторение действий; гуманизация образовательного процесса и уважение личности каждого воспитанника; единство развития коллективных свойств творческого сотрудничества и личностной индивидуальности каждого ребенка.
Программа рассчитана на учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. Курс программы рассчитан на 148 часов. Программа состоит 10 разделов: «Край, в котором я живу», «Моя малая родина», «Мой район», «О предках татар», «Традиционное хозяйство и культура татар», «Татарстан - мой край родной», «Наши символы», «Татарстан - многонациональная республика», «Татарское народное декоративно-прикладное искусство», «Занятие-диспут ”Что бы я сделал для посёлка и района, если бы был главой администрации”».
Особенностью данной программы является организация индивидуальной и коллективно-творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний об истории, природе родного края из разных источников информации, творческая переработка информации и создание самостоятельных исследований, проектов.
Основные цели:
- создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации ребёнка в окружающем мире;
- воспитывать гражданское самопознание через ознакомление с историей, природой и культурой родного города.
Задачи для учащихся по возрастным группам:
В 1 классе:
- расширять представления о ближайшем социальном окружении;
-учить видеть прекрасное в окружающем мире;
- познакомить с картой района, республики;
- развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.
Во 2 классе:
- способствовать осознанию неразрывной связи истории родного города с историей страны;
-дать понятие о символах города, республики и Российского государства;
- учить пользоваться картой;
- расширять знания о природе, растительном и животном мире края, учить видеть прекрасное в окружающем мире;
- учить выбирать наиболее безопасный путь из школы домой;
- развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.
В 3 классе: - уточнять знания о достопримечательностях пгт Камское Устье и Камско-Устьинского района;
- учить пользоваться картой;
-схемой города;
-познакомить с земляками внёсших вклад в победу над врагом;
- продолжить знакомство с природой района, обычаями народов, населяющих наш район;
- развитие творческих способностей учащихся.
В 4 классе:
- расширять знания об истории родного поселка;
- расширять знания о природных ресурсах республики и района, их использовании и значении для края;
- обобщать знания о труде людей нашего края;
-продолжить знакомство с природой района, показать важность охраны природной среды от загрязнения, разрушения;
- развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.
Ожидаемым результатом программы будет:
- устойчивый интерес к истории своей малой родине, знание своей взаимосвязи с окружающим микромиром,
- знания по истории, природе, культуре родного края,
- знания правил охраны природы,
- способность творчески мыслить и рассуждать,
- умение переносить полученные в ходе курса знания и умения на другие учебные курсы (литература, окружающий мир и др.) и внеучебную деятельность, в условиях модернизации, приобретать такие черты, необходимые любому современному человеку как предприимчивость, конкурентоспособность, способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах, способность рефлексировать свою учебно-познавательную деятельность.
Знания и умения учащихся к концу 4 года обучения:
Знать:
-своих предков, их ФИО,профессии, увлечения,участие в ВОВ;
-знать символикупгт Камское Устье, названия сёл района, рек и других объектов;
-составлять устный рассказ о школе;
-названия улиц, культурных центров, памятных мест города;
-ориентироваться по карте, находить объекты(села, реки, улицы…)
-составлять план-схему безопасного маршрута то дома до школы;
-названия полезных ископаемых, добываемых в республике и районе, их использование; названия распространённых растений и животных края;
-соблюдать правила поведения в природе;
-национальный состав города, праздники и обычаи народов;
-фамилии земляков, внёсших вклад в победу над врагом, в развитии города;
Уметь:
-составлять родословную;
-переносить полученные в ходе курса знания и умения на другие учебные курсы (литература, окружающий мир и др.) и внеучебную деятельность;
-общаться, сотрудничать;
-заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах.
Работа осуществляется через организацию следующих видов деятельности:
- познавательной (наблюдение, получение информации от педагога, чтение литературы, выполнение заданий на применение знаний);
- ценностно - ориентационной (оценка значения изучаемых объектов и обоснование своей точки зрения);
- коммуникативной (коллективное планирование и обсуждение результатов дел);
- художественно-эстетической (восприятие эстетических свойств природных объектов);
- трудовой природоохранительной (сохранение окружающей среды, поддержание порядка радом с домом, в школе).
Формы работы: занятия, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, игры, практические работы, индивидуальная работа.
Формы контроля промежуточных и конечных результатов: викторины, творческие задания, составление альбомов, выставки творческих работ, презентации индивидуальных творческих проектов, конкурсы.
Условия реализации программы:
- изучение предусмотренных программой теоретических и практических занятий,
- учёт возрастных и личностных особенностей учащихся,
- использование разнообразно-дидактического материала,
- наличие мультимедийного оборудования.
Программа нацеливает образовательный процесс на решение следующих взаимосвязанных задач:
образовательные:
- ознакомить детей с историей и современной жизнью Республики Татарстан;
- дать школьникам основные знания об истории, о культурных, политических, экономических особенностях Республики Татарстан,
- познакомить с достопримечательностями, людьми, прославившими родной край;
- овладеть формами и приемами учебно-исследовательской деятельности;
воспитательные:
- формирование гражданского мировоззрения, воспитания чувства любви к «малой родине», бережного отношения к историческому наследию;
- формирование толерантности и толерантного поведения в условиях многонациональности республики;
- формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды, как среды жизнедеятельности; бережного отношения и ответственного поведения в ней;
- воспитание потребности в здоровом образе жизни;
развивающие:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае;
- развитие потребности к самостоятельному изучению истории края через исследовательскую деятельность;
- формирование навыков работы с историческими источниками, научно-популярной литературой и периодической печатью.
Формы и методы обучения
Для успешной реализации программы необходимо создать условия для формирования у детей целостного восприятия прошлого и настоящего своего края, осмысление своего места в нём, осознание своей ответственности за него. Это напрямую зависит от правильного выбора и применения методов обучения:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
- наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
- практический ( выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
- групповой – организация работы в группах.
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем
Время, отведенное на обучение, составляет 33 часа в год (1час в неделю).
В процессе изучения курса краеведения с учащимися будут проводиться беседы, встречи, викторины, конкурсы, экскурсии по городу, району, республике, в музеи, походы. Учащиеся подготовят сообщения, доклады, презентации, альбомы, используя в работе краеведческий материал.
Практические занятия можно проводить в помещении при организации выставок, конкурсов, бесед и викторин, деловых игр, игр – путешествий, виртуальных экскурсий.
Предполагаемые результаты обучения
Дети, прошедшие обучение по данной программе, получат информацию о своей «малой Родине», географическом положении и климатических условиях, растительном и животном мире, экономике, промышленных предприятиях Камско-Устьинского района РТ. Познакомятся с богатой историей местности, культурой и традициями жителей нашего края, получат навыки толерантного поведения в многонациональной республике. Узнают основные источники получения информации и научатся работать с ними; научатся вести проектную и исследовательскую деятельность.
В сфере личностных УУД у учащихся будут сформированы:
-положительное отношение к учению;
-желание приобретать новые знания;
-способность оценивать свои действия.
В сфере познавательных УДД учащиеся научатся:
-соблюдать правила организации рабочего места;
-соблюдать правила бережного использования природных ресурсов;
-бережно относиться к окружающему миру и к самому себе;
-анализировать информацию, полученную из разных источников;
-научатся пользоваться картами и схемами.
В сфере регулятивных УДД учащиеся научатся:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-работать по плану;
-адекватно оценивать свои достижения.
В сфере коммуникативных УДД учащиеся научатся:
-вести диалог с учителем и одноклассниками;
-задавать вопросы;
-слушать и отвечать на вопросы других;
-высказывать свою точку зрения;
-работать в парах и рабочих группах.
Обучение по данной программе позволит детям привить такое качество, как любовь к Родине через любовь к своему городу и уважение к его жителям.
Учебно- тематический план
Содержание программы
№ | Разделы и темы их содержание | Кол-во часов | Методы и формы организации Цели и задачи Используемая литература | Теория | Практика |
1. 1.1 | «Край, в котором я живу». Цели и задачи курса. Беседа по охране труда. Правила поведения на занятиях, правила пользования материалами и инструментами. | 2 | Устное изложение. Формирование внутренней культуры учащегося. | 1 | 1 |
2 | Моя малая родина | 18 | 7 | 11 | |
2.1 | Моя семья. «Древо рода. Родственные связи. Виды и степени родства». Помни имя свое. Творческое задание: написать сочинение «Один день нашей семьи». | 2 | Совершенствовать и конкретизировать представления детей о своей малой родине, стимулировать познавательный интерес у учащихся, воспитывать бережное отношение к своему родному краю. Частично-поисковый, словесный , исследовательский, объяснительно- иллюстративный методы, | 1 | 1 |
2.2 | Дом, в котором я живу Творческое задание: коллаж «Наш дом». | 3 | 1 | 2 | |
2.3 | Мой родной пгт Камское Устье | 1 | 1 | - | |
2.4 | Улицы моего посёлка. Проектная работа «Улицы моего поселка». | 5 | 2 | 3 | |
2.5 | Экскурсия «Достопримечательности поселка». | 2 | - | 2 | |
2.6 | Викторина «Мой поселок». | 1 | 1 | - | |
2.7 | Знакомство с природой и ландшафтом поселка. | 4 | пешеходные экскурсии, беседа | 1 | 3 |
3 | Мой район | 68 | Расширить знания учащихся о полезных ископаемых, добываемых в районе. | 33 | 35 |
3.1 | Что таят недра Камско-Устьинского района? | 2 | 2 | - | |
3.2 | Погода и климат. | 5 | Охрана недр. Как рационально использовать природные ресурсы. Углубить знания детей о сезонных изменениях в природе Камско-Устьинского района. Создать у учащихся представление о флоре и фауне района. Познакомить учащихся с яркими представителями животного и растительного мира. Формировать представления об особенностях природных комплексов района. Выполнение творческих коллективных работ. | 1 | - |
Времена года. | 1 | ||||
Как образуется град? | 1 | ||||
Почему бывает роса? | 1 | ||||
Как возникают туманы? | 1 | ||||
3.3 | Богатство лесов. | 26 | 12 | 14 | |
Мир растений. | 1 | 2 | |||
Хвойные и лиственные деревья. | 1 | 1 | |||
Кустарники. | 1 | 1 | |||
Лесное разнотравье. | 1 | 1 | |||
Лекарственные растения. | 1 | 2 | |||
Ядовитые растения. | 1 | 1 | |||
Растения, нуждающиеся в охране. | 1 | 1 | |||
Викторина «Что в лесу растёт?» | 1 | ||||
Экскурсия в лесничество. | 1 | 1 | |||
Посадка саженцев берёзы. | 1 | 2 | |||
Проектная работа «Растения нашего края». | 2 | 2 | |||
3.4 | Животный мир. | 21 | 8 | 13 | |
Обитатели лесов. | 1 | 1 | |||
Обитатели водоёмов, болот. | 1 | 2 | |||
Животные степных участков. | 1 | 1 | |||
Животные - спутники человека. | 1 | 2 | |||
Птицы наших лесов. | 1 | 2 | |||
Муравейники-лечебницы для птиц. | 1 | 1 | |||
Экскурсия в лес. | 1 | 2 | |||
Творческое задание: составить альбом «Обитатели лесов и водоёмов Камско-Устьинского района РТ». | 1 | 2 | |||
3.5 | Красная книга Камско-Устьинского района РТ. Проектная работа «Птицы, занесённые в Красную книгу Камско-Устьинского района РТ». | 5 | Выполнение творческих коллективных работ | 1 | 4 |
3.6 | Грибы. Викторина «Знаете ли вы грибы?» Творческое задание: составить альбом «Царство грибов» | 4 | объяснительно-иллюстративный | 2 | 2 |
3.7 | Экскурсия на гору Лобач. Встреча с экологами. | 3 | Словесный метод. Встреча с экологами. | 1 | 2 |
3.8 | Промышленность и сельское хозяйство Камско-Устьинского района. | 2 | Вклад района в хозяйство республики. Влияние предприятий на окружающую среду. | 2 | - |
4 | О предках татар | 8 | Углубить знания учащихся об истории своего края. Дать представление об успехах в развитии экономики и культуры булгар . Объяснительно – иллюстративный. Д.И.Латышина «По берегам Идели. Татарский народ» | 7 | 1 |
4.1 | По следам булгарских предков. | 2 | |||
4.2 | Казанское Ханство. | 2 | |||
4.3 | Золотая орда. | 2 | |||
4.4 | Откуда взялось название «татары». | 1 | 1 | ||
5 | Традиционное хозяйство и культура татар | 20 | 16 | 4 | |
5.1 | Семейный быт. | Объяснительно-иллюстративный. Расширять круг представлений о традиционной культуре и о народных играх. «Этнография татарского народа» Д.М.Исхаков | 1 | ||
5.2 | Детские игры и развлечения. | 2 | 1 | ||
5.3 | Одежда, национальный костюм. | 2 | 1 | ||
5.4 | Пища и домашняя утварь. | 2 | |||
5.5 | Татарский фольклор. | 2 | 1 | ||
5.6 | Старинные татарские обычаи. | 2 | |||
5.7 | Татарские сказки. | 2 | |||
5.8 | Байрам – народные праздники . | 1 | |||
5.9 | Экскурсия в краеведческий музей . | 1 | |||
5.10 | Творческое задание: нарисовать национальный татарский костюм. | 1 | 1 | ||
6 | Татарстан - мой край родной | 18 | 15 | 3 | |
6.1 | Легенды о Казани. | Углубить знания учащихся об истории своего края. Сформировать представление о территории республики, её хозяйстве. Аминов А.М. «История татарского народа и Татарстана», В.И.Пискарева «Хрестоматия по истории Татарстана», А.В.Миронов «Природа и экология» | 1 | ||
6.2 | Казань – столица Татарстана. | 1 | |||
6.3 | Достопримечательности Казани. | 1 | |||
6.4 | Музеи Казани. | 1 | |||
6.5 | Казань готовится к Универсиаде. | 1 | |||
6.6 | Татарстан- страна «Чёрного золота». | 1 | |||
6.7 | Природные богатства РТ. | 1 | |||
6.8 | Экономика РТ. | 1 | |||
6.9 | Экология РТ. | 1 | |||
6.10 | Предприятия и учреждения города. | 1 | 1 | ||
6.11 | Краеведческий музей пгт Камское Устье | - | |||
6.12 | ЗАО «РБФ им Куйбышева» | 1 | |||
6.13 | Камский виноградник | 1 | |||
6.14 | РОВД (полиция) | - | 1 | ||
6.15 | Камскоустьинский сыродельный завод». | 1 | 1 | ||
6.16 | Мемориал погибшим воинам. | 1 | |||
6.17 | Музыкальная школа. | 1 | |||
7 | Наши символы | 4 | 3 | 1 | |
7.1 | Государственная символика РТ. | Воспитание уважения к истории, культуре, стремление сохранять и приумножать культурное достояние своей страны. | 1 | ||
7.2 | Государственная символика РФ. | 1 | |||
7.3 | Герб и флаг пгт Камское Устье | 1 | 1 | ||
8 | Татарстан - многонациональная республика | 5 | 1 | 4 | |
8.1 | Многонациональный состав республики. | Словесный метод. Познакомить с представителями различных религиозных конфессий. Подвести детей к выводу о необходимости добрососедства в нашем регионе | 1 | ||
8.2 | Экскурсия в храм. | 2 | |||
8.3 | Экскурсия в мечеть. | 2 | |||
9 | Татарское народное декоративно-прикладное искусство | 4 | 4 | ||
9.1 | Разновидности декоративно-прикладного искусства. | Словесно- наглядный. Создавать условия для ценностного самоопределения и саморазвития личности, развивать гибкость мышления. «Декоративное искусство Татарстана» Г.Ф. Валеева-Сулейманова. | 1 | ||
9.2 | Художественная обработка кожи. | 1 | |||
9.3 | Резьба и роспись по дереву. | 1 | |||
9.4 | Татарская вышивка. | 1 | 1 | ||
10 | Занятие-диспут “Что бы я сделал для \города и района, если бы был главой администрации”. | 1 | 1 | - | |
Итого | 148 | 88 | 60 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Моя малая родина"
Программа «Моя малая родина» рассчитана на детей младшего школьного возраста. Она актуальна тем, что прививает любовь к поселку, интерес и уважение к старшему поколению, бережное отношение ...
Программа внеурочной деятельности "Моя малая родина".
Программа внеурочной деятельности....
Комплексная программа внеурочной деятельности "Познаём малую родину"
Данная программа позволит организовать занятия с учениками начальных классов в ГПД по изучению малой родины, Автозаводского района, принимать посильное участие в его жизни....
Программа внеурочной деятельности "Моя малая Родина"
Тематическое планирование занятий внеурочной деятельности для начальной школы "Моя малая Родина" (Курск). Для 1 - 4 классов....
Программа внеурочной деятельности "Моя малая Родина"
Программа “Моя малая Родина” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за св...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя малая Родина"
Данная программа может быть рекомендована педагогам начальной школы и учителям кубановедения младшего звена....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя малая родина"
Программа данного курса представляет систему общекультурного и социального занятий для учащихся начальных классов, и расчитана на четыре года обучения....