Программа внеурочной деятельности «Моя малая Родина» для учащихся начальных классов
рабочая программа

Программа внеурочной деятельности

«Моя малая Родина»

для учащихся начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_moya_malaya_rodina.docx65.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

                                                    «Камскоустьинская средняя общеобразовательная школа»

                                            Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан 

Программа внеурочной деятельности

«Моя малая Родина»

для учащихся начальных классов

 

пгт Камское Устье

2020г.

        

1.Актуальность

          Перед  современными  педагогами  в  настоящее время   стоят  острые  проблемы  в  воспитании  у  школьников  патриотизма,  уважения  традиций  своего  народа,  любви  к  земле  на  которой   родился.

  Данный курс решает  следующие   проблемы:

  • знакомство  с  естественно – историческим  направлением;
  • экономическим  направлением;
  • культуроведческим  направлением;
  • экологическим  направлением.

Введение

          Очень  часто  можно   встретить  молодых  людей  хорошо  знающих  особенности  зарубежных  стран. Этому  обучают  на  уроках  окружающего  мира,  географии;  много  уделяют  внимания  в  средствах  массовой  информации. Если  спросить  современных  школьников  о  родном  крае,  то  их  знания  очень  малы  и  они  не  систематизированы.  Ребенку  нужно  показать  мир  родной  природы,  научить  осознавать  её  уникальность  и  невосполнимость,  тогда  он  не  будет  лишь  её  потребителем.

          Любовь  к  родному  краю,  гордость  за  свою  страну  имеет  огромное  значение  для  развития  личности  ребенка.  Без  любви  к  родине,  уважения  к  её  истории  и  культуре  невозможно  воспитать   патриота.  Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Милый сердцу край, родной город, его жители, природа, пройдя через сознание, становятся неотъемлемой частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Россия – наша общая, большая, единственная Отчизна. Однако у каждого из нас есть ещё и свой, дорогой сердцу уголок земли, где он сделал  первые шаги, нашёл первых друзей, получил путёвку в жизнь. Это наша Малая Родина, это наша Республика Татарстан, наш Камско- Устьинский район, наш родной пгт Камское Устье.

Изучение родного края становится основой для гармоничного и всестороннего развития личности младшего школьника, создаёт тот нравственный стержень, который поможет юному человеку противостоять натиску бездуховности, сохранить чистоту души; способствует раннему формированию «исторического чувства», чувства сопричастности к прошлому, ответственности за сохранение национального культурного наследия.

Содержание программы «Моя малая Родина» отражает комплексно-системный подход к изучению родного края как некой целостности. Такой подход позволяет  рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы в их равноправном взаимодействии.

        Данная программа составлена с учетом регионального компонента. Она  сочетает в себе курсы истории, краеведения, биологии, этнографии.

         Главная идея программы – развитие способностей и творческого потенциала ребенка через приобщение к изучению родного края, посредством формирования навыков поисковой работы.

        Данная программа ориентирована на детей младшего школьного возраста, учитывает возрастные и психологические особенности их восприятия и познания природы.

  1. Пояснительная записка

     Основные задачи модернизации российского образования - повышение его доступности, качества и эффективности. Модернизация в обществе и соответственно в образовании, влечет за собой изменение стандарта знаний, составной частью которого является знание истории своей Малой Родины. Актуальность данной программы возрастает в связи с ростом роли патриотического воспитания. Огромную важность приобретают вопросы патриотического воспитания через изучение своей малой родины в кружковой работе.

Программа дополнительного образования «Моя малая Родина» руководствуется педагогическими принципами, которые выражаются в следующих категориях: научная достоверность  используемого материала; соответствие содержания, комплексность решения задач обучения и воспитания; постоянство требований и систематическое повторение действий; гуманизация образовательного процесса и уважение личности каждого воспитанника; единство развития коллективных свойств творческого сотрудничества и личностной индивидуальности каждого ребенка.

Программа рассчитана на учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. Курс программы рассчитан на 148 часов. Программа состоит 10 разделов: «Край, в котором я живу», «Моя малая родина», «Мой район», «О предках татар», «Традиционное хозяйство и культура  татар», «Татарстан - мой край родной», «Наши символы», «Татарстан - многонациональная республика», «Татарское народное декоративно-прикладное искусство», «Занятие-диспут ”Что бы я сделал для посёлка и района, если бы был главой администрации”».                                                                                                                             

   Особенностью данной программы является организация индивидуальной и коллективно-творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний об истории, природе родного края из разных источников информации, творческая переработка информации и создание самостоятельных исследований, проектов.

Основные цели:

 - создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации ребёнка в окружающем мире;

 - воспитывать гражданское самопознание через ознакомление с историей, природой и культурой родного города.

Задачи для учащихся по возрастным группам:

В 1 классе:

 - расширять представления о ближайшем социальном окружении;

-учить видеть прекрасное в  окружающем мире;

 - познакомить с картой  района, республики;

 - развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.

Во 2 классе:

- способствовать осознанию неразрывной связи истории родного города с историей страны;

-дать понятие о символах города, республики и Российского государства;

- учить пользоваться картой;

 - расширять знания о природе, растительном и животном мире края, учить видеть прекрасное в окружающем мире;

 - учить выбирать наиболее безопасный путь из школы домой;

 - развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.

В 3 классе: - уточнять знания о достопримечательностях пгт Камское Устье и Камско-Устьинского района;

 - учить пользоваться картой;

-схемой города;

 -познакомить с земляками внёсших вклад в победу над врагом;

- продолжить знакомство с природой района, обычаями народов, населяющих наш район;

 - развитие  творческих способностей учащихся.

 В 4 классе:

 - расширять знания об истории родного поселка;

- расширять знания о природных ресурсах  республики  и района, их использовании и значении для края;

 - обобщать знания о труде людей нашего края;

 -продолжить знакомство с природой района, показать важность охраны природной среды от загрязнения, разрушения;

- развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.

 Ожидаемым результатом программы будет:

 - устойчивый интерес к истории своей малой родине,  знание своей взаимосвязи с окружающим микромиром,

- знания по истории, природе, культуре родного края,

- знания правил охраны природы,

 - способность творчески мыслить и рассуждать,

 - умение переносить полученные в ходе курса знания и умения на другие учебные курсы (литература, окружающий мир и др.) и внеучебную  деятельность, в условиях модернизации, приобретать такие черты, необходимые любому современному человеку как предприимчивость, конкурентоспособность, способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах, способность рефлексировать свою учебно-познавательную деятельность.

Знания и умения учащихся к концу 4 года обучения:

Знать:

-своих предков, их ФИО,профессии, увлечения,участие в ВОВ;

-знать символикупгт Камское Устье, названия сёл района, рек и других объектов;

-составлять устный рассказ о школе;

-названия улиц, культурных центров, памятных мест города;

-ориентироваться по карте, находить объекты(села, реки, улицы…)

-составлять план-схему безопасного маршрута то дома до школы;

-названия полезных ископаемых, добываемых в  республике и районе, их использование; названия распространённых растений и животных края;

-соблюдать  правила поведения в природе;

-национальный состав  города, праздники и  обычаи  народов;

-фамилии земляков, внёсших вклад в победу над врагом, в развитии  города;

Уметь:

-составлять родословную;

-переносить полученные в ходе курса знания и умения на другие учебные курсы (литература, окружающий мир и др.) и внеучебную деятельность;

-общаться, сотрудничать;

-заниматься исследовательской  деятельностью индивидуально и в творческих группах.

Работа осуществляется через организацию следующих видов деятельности:

 - познавательной (наблюдение, получение информации от педагога, чтение литературы, выполнение заданий на применение знаний);

- ценностно - ориентационной (оценка значения изучаемых объектов и обоснование своей точки зрения);

- коммуникативной (коллективное планирование и обсуждение результатов дел);

- художественно-эстетической (восприятие эстетических свойств природных объектов);

- трудовой природоохранительной (сохранение окружающей среды, поддержание порядка радом с домом, в школе).

Формы работы: занятия, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, игры, практические работы, индивидуальная работа.

Формы контроля промежуточных и конечных результатов:  викторины, творческие задания, составление альбомов, выставки творческих работ, презентации индивидуальных творческих проектов, конкурсы.

Условия реализации программы:

- изучение предусмотренных программой теоретических и практических занятий,

 - учёт возрастных и личностных особенностей учащихся,

- использование разнообразно-дидактического материала,

 - наличие мультимедийного оборудования.

Программа нацеливает образовательный процесс на решение следующих взаимосвязанных задач:

образовательные:

  • ознакомить детей с историей и современной жизнью Республики Татарстан; 
  • дать школьникам основные знания об истории, о культурных, политических, экономических особенностях Республики Татарстан,
  • познакомить с достопримечательностями, людьми, прославившими родной край;
  • овладеть формами и приемами учебно-исследовательской деятельности;

воспитательные:

  • формирование гражданского мировоззрения, воспитания чувства любви к «малой родине», бережного отношения к историческому наследию;
  • формирование толерантности и толерантного поведения в условиях многонациональности республики;
  • формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды, как среды жизнедеятельности; бережного отношения и ответственного поведения в ней;
  • воспитание потребности в здоровом образе жизни;

развивающие:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае;
  • развитие потребности к самостоятельному изучению истории края через исследовательскую деятельность;
  • формирование навыков работы с историческими источниками, научно-популярной литературой и периодической печатью.

Формы и методы обучения

        Для успешной реализации программы необходимо создать условия для формирования у детей целостного восприятия прошлого и настоящего своего края, осмысление своего места в нём, осознание своей ответственности за него. Это напрямую зависит от правильного выбора и применения методов обучения:

Методы,  в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный  (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)

- наглядный  (показ  иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
- практический ( выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
- групповой – организация работы в группах.
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем

    Время, отведенное на обучение, составляет 33  часа в год (1час в неделю).

  В процессе изучения курса краеведения с учащимися будут  проводиться беседы, встречи, викторины, конкурсы, экскурсии по городу, району, республике,  в музеи, походы. Учащиеся подготовят сообщения, доклады, презентации, альбомы, используя в работе  краеведческий материал.

Практические занятия можно проводить в помещении при организации выставок, конкурсов, бесед и викторин, деловых игр, игр – путешествий, виртуальных экскурсий.

Предполагаемые результаты обучения

        Дети, прошедшие обучение по данной программе, получат информацию о своей «малой Родине», географическом положении и климатических условиях,  растительном и животном мире, экономике, промышленных предприятиях  Камско-Устьинского района  РТ. Познакомятся с богатой историей местности, культурой и традициями жителей нашего края, получат навыки толерантного поведения в многонациональной республике. Узнают основные источники получения информации и научатся работать с ними; научатся вести проектную и исследовательскую деятельность.

        В сфере личностных УУД у учащихся будут сформированы:

-положительное отношение к учению;

-желание приобретать новые знания;

-способность оценивать свои действия.

        В сфере познавательных УДД  учащиеся научатся:

-соблюдать правила организации рабочего места;

-соблюдать правила бережного использования природных ресурсов;

-бережно  относиться к окружающему миру и к самому себе;

-анализировать информацию, полученную  из разных источников;

-научатся пользоваться картами и схемами.

        В сфере регулятивных  УДД учащиеся научатся:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-работать по плану;

-адекватно оценивать свои достижения.

        В сфере коммуникативных  УДД учащиеся научатся:

-вести диалог с учителем и одноклассниками;

-задавать вопросы;

-слушать и отвечать на вопросы других;

-высказывать свою точку зрения;

-работать в парах и рабочих группах.

        Обучение по данной программе позволит детям привить такое качество, как любовь к Родине через любовь к своему городу  и уважение к  его жителям.

Учебно- тематический план


п/п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1

«Край, в котором я живу». Цели и задачи курса. Беседа по правилам безопасного поведения на занятиях.

1

1

2

2

Моя малая родина.

6

11

17

3

Мой район.

33

35

68

4

О предках татар.

7

1

8

5

Традиционное хозяйство и культура  татар.

16

4

20

6

Татарстан - мой край родной.

17

1

18

7

Наши символы.

3

1

4

8

Татарстан - многонациональная республика.

1

4

5

9

Татарское народное декоративно-прикладное искусство.

4

1

5

10

Занятие-диспут “Что бы я сделал для посёлка и района, если бы был главой администрации”.

1

1

Итого

88

60

148

Содержание  программы

Разделы и темы их содержание

Кол-во

часов

Методы и формы организации               Цели и задачи   Используемая литература

Теория

Практика

1.    1.1

«Край, в котором я живу». Цели и задачи курса. Беседа по охране труда.  Правила поведения на занятиях, правила пользования материалами и инструментами.

2

Устное изложение. Формирование внутренней культуры учащегося.

1

1

2

Моя малая родина

18

7

11

2.1

Моя семья. «Древо рода. Родственные связи. Виды и степени родства». Помни имя свое.  Творческое задание: написать сочинение «Один день нашей семьи».

2

Совершенствовать и конкретизировать представления детей о своей малой родине, стимулировать познавательный интерес у учащихся, воспитывать бережное отношение к своему родному краю.    Частично-поисковый, словесный , исследовательский, объяснительно- иллюстративный методы,

1

1

2.2

Дом, в котором я живу      Творческое задание: коллаж «Наш дом».

3

1

2

2.3

Мой родной пгт Камское Устье

1

1

-

2.4

Улицы моего посёлка.            Проектная работа «Улицы моего  поселка».

5

2

3

2.5

Экскурсия «Достопримечательности поселка».

2

-

2

2.6

Викторина «Мой поселок».

1

1

-

2.7

Знакомство с природой и ландшафтом поселка.

4

пешеходные экскурсии, беседа

1

3

3

Мой район

68

Расширить знания учащихся о полезных ископаемых, добываемых в районе.

33

35

3.1

Что таят недра Камско-Устьинского района?

2

2

-

3.2

Погода и климат.

5

Охрана недр. Как рационально использовать природные ресурсы.

Углубить знания детей о сезонных изменениях в природе  Камско-Устьинского района.

Создать у учащихся представление о флоре и фауне района. Познакомить учащихся с яркими представителями животного и растительного мира.

Формировать представления об особенностях природных комплексов района. Выполнение творческих коллективных работ.

1

-

Времена года.

1

Как образуется град?

1

Почему бывает роса?

1

Как возникают туманы?

1

3.3

Богатство лесов.

26

12

14

Мир растений.

1

2

Хвойные и лиственные деревья.

1

1

Кустарники.

1

1

Лесное разнотравье.

1

1

Лекарственные растения.

1

2

Ядовитые растения.

1

1

Растения, нуждающиеся в охране.

1

1

Викторина «Что в лесу растёт?»

1

Экскурсия в лесничество.

1

1

Посадка саженцев берёзы.

1

2

Проектная работа   «Растения нашего края».

2

2

3.4

Животный мир.

21

8

13

Обитатели лесов.

1

1

Обитатели  водоёмов, болот.

1

2

Животные степных участков.

1

1

Животные - спутники человека.

1

2

Птицы наших лесов.

1

2

Муравейники-лечебницы для птиц.

1

1

Экскурсия в  лес.

1

2

Творческое задание: составить альбом  «Обитатели лесов и водоёмов Камско-Устьинского района РТ».

1

2

3.5

Красная книга  Камско-Устьинского района РТ. Проектная работа «Птицы, занесённые в Красную книгу Камско-Устьинского района РТ».

5

Выполнение творческих коллективных работ

1

4

3.6

Грибы. Викторина «Знаете ли вы грибы?»

Творческое задание: составить альбом «Царство грибов»

4

объяснительно-иллюстративный

2

2

3.7

Экскурсия на гору Лобач. Встреча с экологами.

3

Словесный  метод. Встреча с экологами.

1

2

3.8

Промышленность и сельское хозяйство  Камско-Устьинского района.

2

Вклад района в хозяйство республики. Влияние предприятий на окружающую среду.

2

-

4

О предках татар

8

Углубить знания учащихся об истории своего края. Дать представление об успехах в развитии экономики и культуры булгар .      Объяснительно – иллюстративный.    Д.И.Латышина «По берегам Идели. Татарский народ»

7

1

4.1

По следам булгарских предков.

2

4.2

Казанское Ханство.

2

4.3

Золотая орда.

2

4.4

Откуда взялось название «татары».

1

1

5

Традиционное хозяйство и культура татар

20

16

4

5.1

Семейный быт.

Объяснительно-иллюстративный. Расширять круг представлений о традиционной культуре и о народных играх.             «Этнография татарского народа» Д.М.Исхаков

1

5.2

Детские игры и развлечения.

2

1

5.3

Одежда, национальный костюм.

2

1

5.4

Пища и домашняя утварь.

2

5.5

Татарский фольклор.

2

1

5.6

Старинные татарские обычаи.

2

5.7

Татарские сказки.

2

5.8

Байрам – народные праздники .

1

5.9

Экскурсия в краеведческий  музей .

1

5.10

Творческое задание: нарисовать национальный татарский костюм.

1

1

6

Татарстан - мой край родной

18

15

3

6.1

Легенды о Казани.

Углубить знания учащихся об истории своего края. Сформировать представление о территории  республики, её  хозяйстве.

Аминов А.М. «История татарского народа и Татарстана»,

В.И.Пискарева «Хрестоматия по истории Татарстана»,

А.В.Миронов «Природа и экология»

1

6.2

Казань – столица Татарстана.

1

6.3

Достопримечательности Казани.

1

6.4

Музеи Казани.

1

6.5

Казань готовится к Универсиаде.

1

6.6

Татарстан- страна «Чёрного золота».

1

6.7

Природные богатства РТ.

1

6.8

Экономика РТ.

1

6.9

Экология РТ.

1

6.10

Предприятия  и учреждения города.

1

1

6.11

Краеведческий музей пгт Камское Устье

-

6.12

ЗАО «РБФ им Куйбышева»

1

6.13

Камский виноградник

1

6.14

РОВД (полиция)

-

1

6.15

Камскоустьинский сыродельный завод».

1

1

6.16

Мемориал погибшим воинам.

1

6.17

Музыкальная школа.

1

7

Наши символы

4

3

1

7.1

Государственная символика РТ.

Воспитание уважения к истории, культуре, стремление сохранять и приумножать культурное достояние своей страны.

1

7.2

Государственная символика РФ.

1

7.3

Герб и флаг  пгт Камское Устье

1

1

8

Татарстан - многонациональная республика

5

1

4

8.1

Многонациональный состав республики.

Словесный метод. Познакомить с представителями различных религиозных  конфессий.  Подвести детей к выводу о необходимости добрососедства в нашем регионе

1

8.2

Экскурсия  в храм.

2

8.3

Экскурсия в мечеть.

2

9

Татарское народное декоративно-прикладное искусство

4

4

9.1

Разновидности декоративно-прикладного искусства.

Словесно- наглядный.  Создавать условия для ценностного самоопределения и саморазвития личности, развивать гибкость  мышления. «Декоративное искусство Татарстана» Г.Ф. Валеева-Сулейманова.

1

9.2

Художественная обработка кожи.

1

9.3

Резьба и роспись по дереву.

1

9.4

Татарская вышивка.

1

1

10

Занятие-диспут “Что бы я сделал для \города  и района, если бы был главой администрации”.

1

1

-

Итого

148

88

60


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Моя малая родина"

Программа «Моя малая родина» рассчитана на детей младшего школьного возраста. Она актуальна тем, что прививает любовь к поселку, интерес и уважение к старшему поколению, бережное отношение ...

Программа внеурочной деятельности "Моя малая родина".

Программа внеурочной деятельности....

Комплексная программа внеурочной деятельности "Познаём малую родину"

Данная программа позволит организовать занятия с учениками начальных классов в ГПД по изучению малой родины, Автозаводского района, принимать посильное участие в его жизни....

Программа внеурочной деятельности "Моя малая Родина"

Тематическое планирование занятий внеурочной деятельности для начальной школы "Моя малая Родина" (Курск). Для 1 - 4 классов....

Программа внеурочной деятельности "Моя малая Родина"

Программа “Моя малая Родина”  предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за св...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя малая Родина"

Данная программа может быть рекомендована педагогам начальной школы и учителям кубановедения младшего звена....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя малая родина"

Программа данного курса представляет систему общекультурного и социального занятий для учащихся начальных классов, и расчитана на четыре года обучения....