Программа внеурочной деятельности "Моя малая Родина"
рабочая программа (1 класс) на тему
Программа “Моя малая Родина” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_moya_malaya_rodina_2017g.docx | 54.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснодарский край
Красноармейский район
посёлок Октябрьский
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
УТВЕРЖДЕНО решением педсовета от 30 августа 2017 года протокол № 1 Председатель педсовета _______________ И.В. Беляева |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тип программы: по конкретным видам внеурочной деятельности
Наименование: кружок «Моя малая Родина»
Срок реализации: 4 года
Возраст обучающихся: 1 – 4 класс (7 - 10 лет)
Составители: учителя начальных классов Мовчан Р.Л., Лучинецкая А.М., Маргунова Л.В., Прядко А.А., Байдакова А.И., Биктимирова В.А.
Программа разработана на основе Методического конструктора программ внеурочной деятельности Д.В.Григорьева, П.В.Степанова. (Методический конструктор Внеурочная деятельность школьников. – М.: Просвещение, 2010 г.)
- Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления «Моя малая Родина» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» авторы: Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010 г.,
В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Программа “Моя малая Родина” составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.
Программа “Моя малая Родина” является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Программа “Моя малая Родина” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Программа включает мероприятия по усилению противодействия искажения истории Отечества. Рекомендует привлекать ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов – афганцев в целях сохранения преемственности “славных боевых и трудовых традиций”; проводить встречи с интересными людьми: поэтами, художниками, музыкантами; экскурсии в краеведческие музеи; дискуссии, инсценированные представления, устные журналы, викторины; принимать участие в социальных проектах (вахта памяти, акция добра и милосердия); собирать материалы ; а также организовывать теоретические и практические занятия для детей и родителей.
Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
- формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;
- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения краеведению является осмысление и интериоризация (присвоение) обучающимися системы ценностей.
Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Формы организации внеурочной деятельности
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Виды проведения занятий:
1. Конкурс: конкурс стихов, конкурс песен, конкурс сочинений, конкурс- соревнование, конкурс рисунков, фотоконкурс, конкурс газет, конкурс на лучшее письмо, конкурс экологических сказок.
2. Игра: игра – экспромт, игра-путешествие.
3. Презентация
4. Праздник
5. Экскурсия: в комнату боевой Славы.
6. Урок: урок - игра, урок мужества, урок – вернисаж.
7. Час откровенного разговора.
8. Беседа с творческим заданием, беседа с элементами, беседа – диалог.
9. Выставка: фотовыставка, рисунков, книг.
10. КВН
11. Акция
12. Заочное путешествие,
13. Выпуск буклетов
14. Дискуссия
15. Вывешивание кормушек
16. Викторина
17. Литературное чтение
18. Музыкальный час
19. Путешествие по страницам журнала
20. Мини-проект
21. Психологический практикум
22. Просмотр и обсуждение фильма
23. Оформление альбома
24. Анкетирование изготовление поделок
25. Мастерская кормушек
Теоретические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):
| Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):
|
Место проведения: школа, семья, учреждения социума.
Время проведения: первая и вторая половина учебного дня, выходные, каникулы.
Срок реализации программы кружка “Моя малая родина” - 4 года (с 1 по 4 класс)
Режим занятий:
Организация работы по программе “Моя малая родина” в 1 классе рассчитана на 1 час в неделю, всего 66 часов в год (33 учебных недели), во 2-4 классах на 1 час в неделю - по 34 часа в год. Занятия проводятся как в учебное время, так и в выходные и каникулярные дни (в форме «интенсивов»).
Формы организации внеурочной деятельности: групповая, парная, индивидуальная деятельность; проектная и игровая деятельность, самостоятельная деятельность, экскурсии.
Основными методами на занятиях являются словесные, наглядные, практические: эвристический рассказ, информационно-компьютерные технологии для визуализации информации, игра, работа с краеведческими документами, встречи, моделирование, конкурсы рисунков, инсценированное представление и др.
Программа кружка “Моя малая родина” включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.
1. “Я и я” – формирование гражданского отношения к себе.
Задачи:
-формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;
- формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;
- воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;
- формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.
Предполагаемый результат деятельности:
высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимание учащимися ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.
Мероприятия: игры на развитие произвольных процессов (внимания, памяти, воображения и т.д.), беседы «Кто я? Какой я?», «Моё хобби», «Что такое личность?», тест «Познай себя», психологический практикум «Правила счастливого человека», час откровенного разговора «Мой сосед по парте», конкурс «Ученик года», беседы о вреде алкоголя, курения и наркомании, дни Здоровья, спортивные мероприятия, выпуск тематических газет, беседы по профориентации, акции милосердия.
2. “Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье.
Задачи:
-формировать уважение к членам семьи;
-воспитывать семьянина, любящего своих родителей;
-формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.
Предполагаемый результат деятельности:
-сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью;
- сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;
-сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
Мероприятия: беседы «Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью», « Забота о родителях – дело совести каждого», конкурс рисунков и стихотворений «Я люблю свою маму», конкурсы сочинений «Я и мои родственники», «Об отце говорю с уважением», «Моя мама – самая лучшая», соревнование «Мама, папа, я – дружная семья», концерт для родителей «От всей души», праздники «Семейные традиции», «Только раз в году», фотовыставка «Я и моя семья», классные часы с привлечением родителей, совместные праздничные вечера, день открытых дверей «День школы», родительские собрания, педагогический лекторий для родителей.
3. “Я и культура” – формирование отношения к искусству.
Задачи:
-воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина
Предполагаемый результат деятельности:
умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности.
Мероприятия: экскурсии в музеи, на художественные выставки и фотовыставки, посещение театров и кинотеатров, беседы об искусстве, встречи с творческими людьми, организация выставок детского творчества и фотовыставок, конкурс художественной самодеятельности «Звёзды Надежды» (конкурсы мастеров художественного слова, вокалистов, хоровых коллективов, инструменталистов, театральных и танцевальных коллективов), выставки книг, книжкина неделя, КВН.
4. “Я и школа” – формирование гражданского отношения к школе.
Задачи:
- формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
- воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;
- воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
- вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;
- воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.
Предполагаемый результат деятельности:
осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик – учитель», «ученик - ученик», выполнение распорядка работы школы и
возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.
Мероприятия: праздник первого звонка, экскурсия по школе «Мой школьный дом», беседы «Правила поведения в школе», беседа о школьном уставе «Мои права и обязанности», конкурс сочинений и рисунков «Моя школа», «Моя учительница», организация дежурств, игры «Самое сильное звено», «Проще простого о вежливости», конкурс сочинений «Наша школа в будущем», конкурс поздравлений, выпуск плакатов ко Дню учителя, концерт для учителей, акция «Библиотеке - нашу помощь», конкурс классных комнат «Самый уютный класс», конкурс классных уголков, трудовой десант «Укрась территорию школы», акция «Неделя пятерок».
5. “Я и мое Отечество” – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Задачи:
- развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;
- воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.
Предполагаемый результат деятельности:
убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
Мероприятия: беседы о государственной символике РФ и малой Родины, встреча с работниками прокуратуры «Об ответственности несовершеннолетних», лекция «Права и обязанности ребенка», экскурсии в краеведческие и школьные музеи, конкурс рисунков и сочинений «Моя малая Родина», встречи с ветеранами ВОВ, участниками локальных войн.
6. “Я и планета” – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Задачи:
- воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой;
- формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.
Предполагаемый результат деятельности:
обучающиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.
Мероприятия: круглый стол «Я - житель планеты Земля», конкурс рисунков «Береги природу - наш дом», уборка территории вокруг школы «Укрась кусочек планеты», «Цветник у школы», конкурс стихотворений «Природа в поэзии», беседы «Мы в ответе за тех, кого приручили», экскурсии в природу «Вот и осень к нам пришла», «Зимушка-зима», «В гости к зеленой аптеке», мастерская кормушек, акция «Покормите птиц зимой.»
2. Учебно – тематический план
№ | Наименование разделов, блоков, тем. | Всего | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | |
аудиторные | внеаудиторные | ||||
1. | I год обучения «Маленькие Россияне» | ||||
1.1 | «Я и Я» | 5 | 2 | 3 | Конкурс, игра, проект, диагностика |
1.2 | «Я и семья» | 5 | 2 | 3 | Конкурс, презентация, праздник, проект |
1.3 | «Я и культура» | 5 | 2 | 3 | Экскурсия в комнату боевой Славы, конкурс, проект |
1.4 | «Я и школа» | 8 | 2 | 6 | Беседа, экскурсия, урок - игра, час откровенного разговора, проект |
1.5 | «Я и мое Отечество» | 5 | 2 | 3 | Беседа с творческим заданием, конкурс стихов, конкурс песен, фото выставка, урок мужества, КВН, проект |
1.6 | «Я и планета» | 5 | 1 | 4 | Акция, викторина, экскурсия, проект |
Итого: | 33 | 11 | 12 | ||
2. | II год обучения «Моя малая Родина» | ||||
2.1 | «Я и Я» | 2 | 2 | Беседа с элементами игры, беседа с творческим заданием, игра – экспромт, проект | |
2.2 | «Я и семья» | 5 | 2 | 3 | Презентация, беседа с элементами игры, конкурс сочинений, конкурс- соревнование, заочное путешествие, проект |
2.3 | «Я и культура» | 7 | 2 | 5 | Экскурсия, беседа, игра, выпуск буклетов, проект, праздник |
2.4 | «Я и школа» | 8 | 2 | 6 | Беседа, конкурс сочинений, конкурс, игра, проект, праздник |
2.5 | «Я и мое Отечество» | 5 | 1 | 4 | Урок мужества, акция, экскурсия, беседа, конкурс визиток, конкурс рисунков, урок – игра, проект |
2.6 | «Я и планета» | 7 | 2 | 5 | Фотоконкурс, беседа, вывешивание кормушек, заочное путешествие, выставка рисунков, викторина, проект |
Итого: | 34 | 11 | 13 | ||
3. | III год обучения «Россия – Родина моя» | ||||
3.1 | «Я и Я» | 2 | 1 | 1 | Дискуссия, конкурс рисунков |
3.2 | «Я и семья» | 6 | 6 | Архивные раскопки, беседа, конкурс стихов, выставка, презентация, ситуативный практикум, проект | |
3.3 | «Я и культура» | 5 | 2 | 3 | Литературное чтение, музыкальный час, выставка книг, конкурс газет, урок –вернисаж, проект |
3.4 | «Я и школа» | 5 | 5 | Анкетирование, беседа, конкурс сочинений, викторина, игра, проект | |
3.5 | «Я и мое Отечество» | 12 | 3 | 9 | Путешествие по страницам журнала, беседа с творческим заданием, конкурс рисунков, заочное путешествие, конкурс стихов, конкурс сочинений, акция, проект |
3.6 | «Я и планета» | 4 | 2 | 2 | Фотоконкурс, просмотр видеофильма, КВН, проект |
Итого: | 34 | 14 | 20 | ||
4. | IV год обучения «Я – гражданин России» | ||||
4.1 | «Я и Я» | 5 | 2 | 3 | Беседа с элементами игры, психологический практикум, конкурс на лучшее письмо, проект |
4.2 | «Я и семья» | 4 | 0 | 4 | Мини-проект, акция, фотовыставка, проигрывание сюжетов. |
4.3 | «Я и культура» | 5 | 2 | 3 | Викторина, игра-путешествие, конкурс, беседа -диалог. |
4.4 | «Я и школа» | 4 | 0 | 4 | Выпуск буклетов, конкурс рисунков, диспут, письмо другу |
4.5 | «Я и мое Отечество» | 10 | 7 | 3 | Просмотр и обсуждение фильма, беседа с творческим началом, мини-проекты о героических родственниках, урок Мужества, оформление альбома, анкетирование |
4.6 | «Я и планета» | 6 | 1 | 5 | Конкурс экологических сказок, конкурс стихов, изготовление поделок, мастерская кормушек, просмотр видеофильма, викторина |
Итого: | 34 | 12 | 22 |
3. Содержание программы
1 класс «Маленькие россияне» - 33ч
1.“Я и я”(5 ч) – формирование гражданского отношения к себе.
Я, ты, мы. Мой сосед по парте.
Кто что любит делать.
Антиреклама вредных привычек. Диагностика
2.“Я и семья”(5 ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.
Моя семья – моя радость. Фотографии из семейного альбома. В чем я должен им помочь? Кто мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки.
Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза.
Конкурсы рисунков сказок, стихов. Оформление фотовыставки
3.“Я и культура”(5ч) – формирование отношения к искусству.
Дары природы. Мисс осени. История моего села.
Откуда пришли елочные игрушки. Встречаем Масленицу.
Экскурсии в музеи, конкурсы поделок из природного материала.
4.“Я и школа”(8 ч) – формирование гражданского отношения к школе.
Праздник первого звонка. Мой школьный дом. Правила поведения в школе. Законы жизни в классе. Школа вежливости. Десант чистоты и порядка. Самый красивый школьный двор.
Экскурсии по школе, по школьному саду. Акции.
5.“Я и мое Отечество”(5 ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Мои права и обязанности. Они защищают Родину. Мои родные – защитники Родины. Маленькие герои большой войны. Поклон тебе, солдат России. С чего начинается Родина?
Конкурсы стихов, песен. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6.“Я и планета”(5 ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Планета просит помощи. Маленькая страна. Мягкие лапки, а в лапках царапки. В гости к зеленой аптеке.
Конкурсы рисунков. Экскурсии, экологические акции.
2 класс «Моя Малая Родина» - 68ч
1.“Я и я”(2ч) – формирование гражданского отношения к себе, другим людям.
Я – ученик. Мой портфель.
Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов.
Диагностика. Сбор игр.
2.“Я и семья”(5ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.
Я помощник в своей семье.
Моя любимая мамочка. Об отце говорю с уважением. Мама, папа, я – дружная семья. Здесь живет моя семья.
Конкурсы рисунков, сочинений.
3.“Я и культура”(7ч) – формирование отношения к искусству.
Родной край в древности. Поэты и писатели нашего села.
Что посеешь, то и пожнешь.
Широкая Масленица.
Экскурсии в музеи, вернисажи.
4.“Я и школа”(8ч) – формирование гражданского отношения к школе.
Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу. Самый уютный класс. Школьная символика (гимн, герб, флаг). По каким правилам мы живем в школе? Десант чистоты и порядка.
Конкурсы сочинений. Трудовой десант
5.“Я и мое Отечество”(5ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Урок Мира. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). Мы и наши права.
Мой любимый посёлок. О чем шепчут названия улиц родного посёлка.
След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои Советского союза – наши земляки. Открытка ветерану.
Конкурсы рисунков, экскурсии в музеи, акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6.“Я и планета”(7ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Осень в родном селе. Знай и люби свой край.
Экология нашего села. День добрых волшебников.
Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц.
Вывешивание кормушек, выставки рисунков.
3 класс «Россия – Родина моя» - 34ч
1.“Я и я”(2ч) – формирование гражданского отношения к себе.
Мы все такие разные. Быть человеком.
Диагностика.
2.“Я и семья”(6 ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.
Откуда я родом. Почему меня так назвали. Что значит быть хорошим сыном и дочерью. У моих родителей – золотые руки. Спешите творить добро! Что такое хорошо, а что такое плохо. Пожилые люди – мудрые люди. Золотые бабушкины руки.
Выставки. Конкурсы рисунков, сочинений. Акции. Оказание адресной помощи одиноким пенсионерам.
3.“Я и культура” (5 ч) – формирование отношения к искусству.
Люблю тебя, моя Россия. Богатыри земли Русской. Мои любимые книги. Дети войны. Новогодние зарисовки. (Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг.)
Экскурсии в вернисаж, библиотеку.
4.“Я и школа”(5ч) – формирование гражданского отношения к школе.
Мои права и обязанности. Школьный Устав. Каков я в школе? Наша школа в будущем. Вежливая улица. По каким правилам мы живем.
Конкурсы сочинений, рисунков. Выставки поделок. Диагностика. Трудовой десант. Высаживание рассады.
5.“Я и мое Отечество”(12 ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Знакомства с символами Российского государства. Наша страна – Россия. Конституция – основной закон жизни страны. Флаги России.
Село, в котором я живу. Наша республика. Дорогая моя столица. Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. Они служили в Армии. Вам, защитники Отечества!
Конкурсы стихов, сочинений. Выставки рисунков. Акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6.“Я и планета”(4 ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Животные из Красной книги. Животные – рекордсмены. Чем живет планета Земля?
Акции. Конкурсы сочинений, рисунков. Высаживание рассады.
4 класс «Я – гражданин России» - 34 ч
1.“Я и я”(5 ч) – формирование гражданского отношения к себе.
Хочу и надо. Тест «Познай себя». Письмо самому себе. Правила жизни. Правила счастливого человека.
Конкурсы на лучшее письмо. Диагностика.
2.“Я и семья” (4ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.
День пожилого человека. Фотовыставка «Я и моя семья». Моя семья. Мои семейные обязанности.
Акции. Конкурсы песен. Мини – проект. Оформление фотовыставки.
3.“Я и культура”(5 ч) – формирование отношения к искусству.
Знаменитые писатели и поэты. Образ русской женщины. Музыкальные превращения. Предметы быта в роли музыкальных инструментов. Как встречают Новый год в разных странах. Масленица.
Конкурс на лучший рецепт блинов.
4.“Я и школа”(4 ч) – формирование гражданского отношения к школе.
Я и мой класс. Мой лучший школьный друг. Наши классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе.
Конкурсы рисунков, сочинений. Диагностика. Высаживание рассады.
5.“Я и мое Отечество”(10ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Символика России. Права ребенка. Книга Ю. Яковлева «Ваши права, дети». От вершины к корням. Из истории появления законов. Государственный праздник – День Согласия и примирения. О подвигах женщин в военное время. Наше право и наш интерес. Победа деда – моя победа. Герои Великой Отечественной войны. Герои России. Города – герои. Мы – россияне.
Конкурсы сочинений. Мини – проекты, презентации и размещение в Интернете лучших работ. Оформление альбома. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6.“Я и планета”(6 ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек. Тропы природы. Природа в поэзии. Растения из Красной книги. ( Растения – рекордсмены). Знаешь ли ты страны мира? Берегите природу.
Изготовление кормушек, поделок из бросового материала. Конкурс экологических сказок, стихов.
Требования к знаниям и умениям учащихся к концу обучения.
В результате реализации программы кружка «Моя малая Родина» обучающийся должен:
знать /понимать
• свою взаимосвязь с окружающим микромиром;
• связь с наследием края; значимости этого наследия для предыдущих поколений; для современных жителей, для России и лично для него: «Я – мой город – моя область – мое Отечество - мир»;
• многогранности наследия;
уметь
• приобретать УУД на занятиях краеведения, способствующие переносу УУД на другие учебные курсы (ИЗО, литература, окружающий мир и др.) и внеурочную деятельность;
• видеть и извлекать из объекта информацию, оценивать его;
• формулировать познавательные вопросы, учиться этике общения;
• использовать приобретенные навыки для:
- организации самостоятельной учебной деятельности;
- оценки результатов своей деятельности и своих способностей.
Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностными результатами изучения курса внеурочной деятельности «Моя малая Родина» являются:
• приобретение детьми способности и готовности к саморазвитию;
• основ гражданской идентичности;
• ценностно-смысловых установок, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества.
Метапредметными результатами изучения программы внеурочной деятельности «Моя малая Родина» являются сформированность у детей универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), составляющих основу умения учиться, метапредметных понятий, и сформированность сознания о необходимости уметь работать с различной краеведческой информацией.
Регулятивные УУД:
• рассказывает о правилах действия в игре;
• осуществляет действия в новом материале под руководством учителя, по заданному образцу или заданному плану;
• различает разные способы выполнения действия;
• выполняет элементарные алгоритмы;
• видит ошибку и исправляет ее самостоятельно. Сравнивает результат действия с образцом и исправляет найденную ошибку
• сравнивает свои цели действий с другими;
• обсуждает под руководством учителя успешность или неуспешность своих действий.
Познавательные УУД:
• ориентироваться в различных источниках информации по краеведению;
• находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
• делать выводы в результате совместной работы детей и учителя;
Средством формирования познавательных УУД служат тексты краеведческих материалов, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
• оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
• слушать и понимать речь других; пользоваться приемами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
• учиться работать в паре, в группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.
4. Предполагаемые результаты
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов (1 класс) предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
Второй уровень результатов (2-3 класс) предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
Третий уровень результатов (4 класс) предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.
Планируемые результаты:
Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.
Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.
Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста,
неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.
Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.
У детей младшего школьного возраста накоплен личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке.
Критерии | Индикатор | Измеритель |
Обретение чувства гражданственности, патриотизма и уважения к правам, свободам и обязанностям человека | Имеет четкое представление о принадлежности к РФ | Анкета |
Испытывает чувство гордости за родную страну | Анкета, педагогическое наблюдение, педагогический анализ | |
Имеет представление о понятии «гражданин» | Анкета | |
Имеет начальные представления о правах, свободах и обязанностях человека | Анкета, анализ творческих работ, собеседование | |
Сформированность моральных норм и правил поведения | Соблюдает моральные нормы и правила поведения | Методика изучения уровня воспитанности, наблюдение педагогов, родителей |
Ценностное отношение к учебному труду; сформированность первоначальных навыков общественно-полезной и личностно-значимой деятельности | Имеет ценностную установку «Учение», «Труд» | Методика изучения ценностных установок и ориентаций, портфолио обучающихся, результаты выполнения проектных работ |
Участвует в общественно-полезной деятельности | Мониторинг участия в общественно-полезных делах, акциях | |
Ценностное отношение к природе, окружающей среде | Имеет ценностную установку «Природа» | Методика изучения ценностных установок и ориентаций, портфолио обучающихся, результаты выполнения творческих и проектных работ |
Ценностное отношение к прекрасному, сформированность представления об эстетических идеалах | Имеет ценностную установку «Прекрасное», интерес к чтению, произведениям искусства, спектаклям, концертам, выставкам, музыке. | Методика изучения ценностных установок и ориентаций, педагогическое наблюдение, портфолио обучающихся, результаты выполнения творческих и проектных работ |
Ценностное отношение к семье, старшему поколению | Имеет ценностную установку «Семья», начальные представления об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями | Анкета, анализ творческих и проектных работ, собеседование, отзывы родителей |
Развитое социальное партнерство | Степень участия и эффективность взаимодействия с учреждениями дополнительного образования | Анализ воспитательной работы класса, отзывы социальных партнеров, достижения обучающихся |
Требования к знаниям и умениям учащихся к концу обучения.
В результате реализации программы кружка «Моя малая Родина» обучающийся должен:
знать /понимать
• свою взаимосвязь с окружающим микромиром;
• связь с наследием края; значимости этого наследия для предыдущих поколений; для современных жителей, для России и лично для него: «Я – мой город – моя область – мое Отечество - мир»;
• многогранности наследия;
уметь
• приобретать УУД на занятиях краеведения, способствующие переносу УУД на другие учебные курсы (ИЗО, литература, окружающий мир и др.) и внеурочную деятельность;
• видеть и извлекать из объекта информацию, оценивать его;
• формулировать познавательные вопросы, учиться этике общения;
• использовать приобретенные навыки для:
- организации самостоятельной учебной деятельности;
- оценки результатов своей деятельности и своих способностей.
Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностными результатами изучения курса внеурочной деятельности «Моя малая Родина» являются:
• приобретение детьми способности и готовности к саморазвитию;
• основ гражданской идентичности;
• ценностно-смысловых установок, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества.
Метапредметными результатами изучения программы внеурочной деятельности «Моя малая Родина» являются сформированность у детей универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), составляющих основу умения учиться, метапредметных понятий, и сформированность сознания о необходимости уметь работать с различной краеведческой информацией.
Регулятивные УУД:
• рассказывает о правилах действия в игре;
• осуществляет действия в новом материале под руководством учителя, по заданному образцу или заданному плану;
• различает разные способы выполнения действия;
• выполняет элементарные алгоритмы;
• видит ошибку и исправляет ее самостоятельно. Сравнивает результат действия с образцом и исправляет найденную ошибку
• сравнивает свои цели действий с другими;
• обсуждает под руководством учителя успешность или неуспешность своих действий.
Познавательные УУД:
• ориентироваться в различных источниках информации по краеведению;
• находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
• делать выводы в результате совместной работы детей и учителя;
Средством формирования познавательных УУД служат тексты краеведческих материалов, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
• оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
• слушать и понимать речь других; пользоваться приемами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
• учиться работать в паре, в группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.
В результате реализации программы ожидается:
- развитие творческих способностей;
- осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
- осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Описание личных качеств ученика в результате реализации программы:
- доброжелательный; порядочный;
- самодисциплинированный;
- уверенный;
- терпимый (толерантный);
- самостоятельный;
- ответственный;
- целеустремленный (особенно к знаниям);
- внимательный к сверстникам;
- аккуратный;
- уважительный;
- любящий;
- интеллектуальный;
- здоровый;
- общительный;
- любознательный;
- сопереживающий;
- воспитанный;
- трудолюбивый;
- открытый;
- активный;
- коммуникабельный;
- социально зрелый и др.
6. Формы и виды контроля
Специфические для программы формы контроля освоения обучающимися содержания:
• текущий контроль (тест, устный опрос);
• промежуточный контроль (результаты творческих работ демонстрируются 1 раз в четверть на общешкольных родительских конференциях);
• итоговый контроль (портфолио)
Система контроля и оценки достижения планируемых результатов
С целью контроля реализации программы ее эффективности организуется мониторинг эффективности внедрения программы, который проводится 2 раза в 1-2 классах (декабрь, май) и 3 раза в 3-4 классах (сентябрь, декабрь, май).
Подведение итогов мониторинга осуществляется на МО классных руководителей.
Формы и средства контроля
- Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой;
- Анкета «Необитаемый остров»; «Настоящий друг» (А.С.Прутченков);
- Методика – тест «Хороший ли ты сын (дочь) (Л.И.Лаврентьева);
- Изучение самооценки личности младшего школьника;
- Методика определения самооценки (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн);
- Проектная методика «Автопортрет»;
- Конкурс рисунков «Я и мой класс»;
- Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью по методике А.А. Андреева;
- Социометрия;
- Определение социальной активности школьника по методике Е.Н.Степанова;
- Методики «Пословицы» (С.М.Петрова), «Наши отношения» (Л.М.Фридман);
- Диагностика уровня воспитанности (методика Н.П. Капустиной);
- Тест «Размышляем о жизненном опыте» (Е.Щурковой).
6. Методические рекомендации
Сердцу каждого из нас близок и дорог свой уголок земли, место, где ты родился. Сколько бы лет не прошло, куда бы ни увели нас дороги жизни, но не раз оглянешься назад и вспомнишь родную сторонку, знакомую улицу, друзей детства…
В связи с этим, готовясь к каждому занятию, учителю необходимо основываться на местном материале, подбирать задания творческого и исследовательского характера. Данные задания учат учащихся добывать информацию, классифицировать, перерабатывать, применять на практике.
Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности, создании презентационных работ.
После экскурсионных занятий проводится не только беседа с учащимися, но и предлагается написать мини – сочинение по плану:
1. Какое настроение у меня было перед экскурсией?
2. Что я ожидал от экскурсии?
3. Что мне особенно запомнилось?
4. Что меня удивило.
5. О чем захотелось узнать подробнее.
6. Какое настроение было после экскурсии.
7 Куда бы я хотел еще съездить.
Проведение данных мини-сочинений помогает систематизировать знания, полученные на экскурсии, определить значимость экскурсии индивидуально для каждого ребенка.
Каждое занятие заканчивается объявлением темы следующего. Это позволяет проводить обучение на опережение. Дети самостоятельно подбирают материал к следующей теме.
При подготовке к урокам, праздникам, экскурсиям, при организации акций необходимо привлекать родителей учащихся.
7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)
К – полный комплект (на каждого ученика класса)
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)
П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
1 | Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010 г. | 1 |
2 | Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010 г. | 1 |
3 | Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010 г | 1 |
4 | Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование (Горский В. А., Тимофеев А. А., Смирнов Д. В. и др.) - М.: Просвещение, 2010 г. | 1 |
5 | Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя Воронцов А. Б., Заславский В. М., Егоркина С. Е. и др.; под ред. Воронцова А. Б. – М.: Просвещение, 2010 г. | 1 |
6 | Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru | 1 |
7 | Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2012,2013г. | 1 |
2. Печатные пособия | ||
1 | Фотографии и иллюстрации в соответствии с основными разделами программы обучения. | Д |
2 | Демонстрационный и раздаточный материал. | Д/П |
3. Технические средства обучения | ||
1 | Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения. | Д |
4. Экранно-звуковые пособия | ||
1 | Видеофрагменты по темам занятия. | Д |
2 | Слайды соответствующего содержания. | Д |
3 | Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения. | Д |
5. Оборудование класса | ||
1 | Ученические столы двухместные с комплектом стульев. | К |
2 | Стол учительский. | Д |
3 | Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. | Д |
4 | Настенная доска. | Д |
5 | Интерактивная доска | Д |
6 | Мультимедийное оборудование | д |
СОГЛАСОВАНО МО учителей начальных классов |
СОГЛАСОВАНО 29 августа 2017 г.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа кружка " Моя малая родина"
Программа кружка рассчитана на учащихся 1-4 классов ОУ. Особенностью данной программы является организация индивидуальной и коллектитвно- творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний ...
программа кружка " Моя малая родина" для 3 ,4 класса
Предлагаемая программа кружка «Моя мала родина» ставит перед собой такие цели:· создать усл...
Программа внеурочной деятельности "Наша Родина - Россия".
Программа внеурочной деятельности "Наша Родина - Россия"....
программа внеурочной деятельности "Моя Родина"
В процессе изучения дети знакомятся с богатой историей родного края, его достопримечательностями и знаменитыми земляками....
Программа внеурочной деятельности МОЯ РОДИНА РОССИЯ
Программа рассчитана на два года обучения, соответствует требованиям ФГОС нового поколения. Может быть реализована как программа духовно-нравственной и социальной направленности....
Программа внеурочной деятельности. Наша Родина - Россия (1 класс)
Программа внеурочной деятельности....
Программа кружка "Моя малая родина"
Программа кружка "Моя малая родина" 3 класс...