Организация индивидуального подхода к гиперактивным младшим школьникам
статья (1, 2, 3, 4 класс)

В данной статье раскрываются понятие гиперактивность детей, основные проявления гиперактивного поведения младших школьников. Рассматриваются отличительные особенности таких детей. Раскрываются проблемы гиперактивности учащихся начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_giperaktivnost.docx23.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Пестречинская средняя общеобразовательная школа №1

 с углубленным изучением отдельных предметов»

Статья на тему:

Организация индивидуального подхода к гиперактивным младшим школьникам

Выполнила: учитель начальных классов

Мамакова Ирина Игоревна

2022 г.

Основные проявления гиперактивного поведения  младших школьников.

Первые проявления гиперактивности можно наблюдать в возрасте до 7 лет. Пики проявления предоставленного синдрома схожи с пиками психоречевого становления. В 1-2 года, 3 года и 6-7 лет. В 1-2 года закладываются умения речи, в 3 года у малыша возрастает лексикографический резерв, в 6-7 лет создаются умения чтения и послания. Проявления гиперактивности имеют все шансы тревожить родителей с первых дней жизни малыша: дети нередко имеют завышенный мускульный тонус, чрезвычайно чувствительны ко всем раздражителям, плохо спят, во время бодрствования подвижны и возбуждены. В 3-4 года отчетливой становится неспособность малыша сконцентрированно заниматься чем-либо, он не имеет возможность тихо выслушивать сказку, не способен играться в игры, требующие сосредоточении внимания, его активность носит в большей степени хаотический нрав. В особенности ясно нарушения поведения малыша видимы в обстановках, требующих организованного поведения: к примеру, на занятиях и утренниках в детском саду. [14]

Большая часть исследователей подмечают 3 главных блока проявления гиперактивности: недостаток внимания, порывистость, завышенная возбудимость. Р. Кэмпбелл к проявлениям гиперактивности еще относит расстройство восприятия. Он считает, что завышенная энергичность содействует проявлению проблем в учебе и проблем принятия любви находящихся вокруг, а трудности восприятия появляются в неадекватном восприятии окружающей среды и родительской любви. [1]

Н.Н. Заваденко сообщает о том, что почти все дети с диагнозом “синдром дефицита внимания с гиперактивностью” имеют нарушения в развитии речи и проблемы в формировании умений чтения, письма и счета, 66% - находили симптомы дислексии и дисграфии, 61% - симптомы дискалькулии.

Гипердинамичный ребенок импульсивен, и никто не рискует предсказать, что он сделает в последующий миг. Не понимает этого он сам. Работает он, не задумываясь о последствиях, хотя плохого не задумывает, и сам искренне огорчается из-за неприятного события, виновником которого становится. Он просто переносит наказания, не помнит обиды, не держит зла, постоянно бранится с ровесниками и здесь же мирится. [5]

Исключительно большая проблема гипердинамичного ребенка – его отвлекаемость. Заинтересовавшись чем-то, он запамятывает о прошлом и ни одно дело никак не доводит до конца. Он любопытен, однако не любознателен, потому что дотошность подразумевает некое упрямство энтузиазма.

Понятно, что таковой ребенок вызывает волнение и недовольство взрослых, часто считающих, что он не желает сконцентрированно действовать, не желает покоряться дисциплинарным требованиям. Пагуба ребенка содержится в том, что он не “не желает”, а не может вести себя соответственно школьным правилам поведения из-из-за специфичных нарушений функционирования мозговых систем. Ребенок как бы не может ни на чем сосредоточиться, преемственно и преднамеренно что-либо делать. Естественно, что учебная активность, требующая, до этого только целенаправленности, планирования и самоконтроля исполняемых деяний, как оказалось для него в особенности тяжелой. У такового малыша сильно мучаются объем и концентрация внимания, он имеет возможность сконцентрироваться на чем-либо только на некоторое количество мгновений, у него очень повышена отвлекаемость, он откликается на любой звук, на любое движение в классе. [16]

Эти дети часто бывают раздражительными, вспыльчивыми, эмоционально неуравновешенными. Как правило, им характерна порывистость действий (“поначалу устроит, а позже поразмыслит”). Наверное приводит к тому, что ребенок часто угождает в ситуации, опасные для него, к примеру, бегает по улице, не смотря на приближающийся автотранспорт, занимается физиологически небезопасной деятельностью, не задумываясь о последствиях. Раздражительность, порывистость, неумение править собственным поведением в забаве и общении затрудняют контакты с ровесниками, приводят к агрессивному и деструктивному поведению.

Эмоциональная напряженность, характерная таковым ребятам, расположение остро переживать проблемы, которые появляются при обучении в школе, приводят к тому, что у него просто формируются и укрепляются негативная самооценка и агрессивность ко всему, связанному со школьным обучением, протестные реакции, неврозоподобные и психопатоподобные расстройства. Данные вторичные расстройства ухудшают картину, непосредственно увеличивают школьную дезадаптацию, ведут к формированию неблагоприятной “Я-концепции” малыша. Формирование вторичных нарушений в значимой ступени находится в зависимости от среды, которая окружает его, ориентируется тем, как взрослые готовы понять трудности, появляющиеся из-за болезненно завышенной энергичности и психологической неуравновешенности ребенка, и сформировать условия для их устранения в атмосфере доброжелательного внимания и помощи. [4]

Специалисты говорят, будто таковые дети с диагнозом “синдром гиперактивности” владеют довольно высочайшими компенсаторными способностями, но для подключения компенсаторных механизмов нужно присутствие конкретных критерий. Прежде всего дети обязаны развиваться в подходящей ситуации в отсутствии интеллектуальных перегрузок, с соблюдением соответственного режима, в ровной эмоциональной атмосфере.

В данном возрасте начинают обращать на себя внимание нарушения речи. Следует подметить, что наибольшая эксплицированность СДВГ схожа  с критическими временами психоречевого становления у детей. [13]

В случае если регулирующая функция речи нарушена, стиль зрелого не достаточно корригирует активность малыша. Наверное, приводит к затруднениям в поочередном исполнении тех либо других интеллектуальных операций. Малыш не подмечает собственных погрешностей, запамятывает конечную задачу, просто переключается на второстепенные либо несуществующие раздражители, никак не имеет возможность приостановить второстепенные ассоциации.

В особенности нередкими у детей с СДВГ посещают эти речевые нарушения, как задержка становления речи, недостаточность моторной функции артикуляционного аппарата, излишне замедленная речь, либо, напротив, взрывчатость, нарушения голоса и речевого дыхания. Все данные нарушения обусловливают неполноценность звукопроизносительной стороны речи, невсеобъемлемость словаря и синтаксиса, недостаточность семантики.

Отмечаются и остальные нарушения, к примеру, заикание. Заикание никак не владеет точных возрастных тенденций, но, чаще только наблюдается в 5 и 7 лет. Заикание наиболее характерно мальчишкам и появляется у них еще ранее, нежели у девченок, и идиентично находится во всех возрастных группах. Кроме заикания создатели выделяют и говорливость предоставленной группы деток [2]

Завышенная переключаемость с одной деятельности на иную проистекает невольно, в отсутствии опции на активность и следующего контролирования. Ребёнок отвлекается на незначительные звуковые и визуальные стимулы, которые иными сверстниками игнорируются. [3]

Желание к ясно воплощенному понижению внимания имеется в необычных обстановках, в особенности когда нужно действовать без помощи других. [15]

Важно выделить, что непризнание обществом гиперактивных детей приводит к развитию у них ощущения отверженности, отдаляет их от коллектива, увеличивает неуравновешенность, вспыльчивость и нетерпимость к неудачам. Психологическое исследование детей с гиперактивностью у основной массы из них выявляет завышенную беспокойность, волнение, внутреннюю интенсивность, чувство страха. Гиперактивные дети в большей степени, нежели остальные, подвергаются подавленному состоянию, очень легко расстраиваются из-за неудач.

Одной из отличительных особенностей гиперактивных детей считаются нарушения социальной адаптации. Данные дети пребывают на наиболее низком уровне социальной зрелости, нежели традиционно бывает в их возрасте. Аффективная напряженность, значимая амплитуда психологического переживания, проблемы, которые появляются в общении со ровесниками и взрослыми, приводят к тому, что у ребенка просто создается и укрепляется отрицательная самооценка, агрессивность к находящимся вокруг, появляются неврозоподобные и психопатологические расстройства. Данные вторичные расстройства ухудшают клиническую картину состояния, увеличивают дезадаптацию и ведут к формированию неблагоприятной «Я-концепции».

Таким образом, гиперактивные младшие школьники показывают понижение произвольности своей энергичности как одной из главных составляющих становления ребенка, которая обуславливается понижением и незрелостью формирования в развитии последующих функций: интереса, праксиса, ориентации, беспомощности нервной системы.

Незнание того, что у ребенка имеется многофункциональные отличия в труде мозговых структур, и неумение сформировать ему соответствующий режим обучения и жизни в целом порождают очень много проблем в начальной школе.

Проблема гиперактивности младших школьников

В каждом классе встречается хоть один ученик, который мешает учебному процессу. Он очень подвижный, не  может усидеть на месте спокойно, постоянно перебивает, отвлекается на посторонние вещи, тем самым создает трудности в проведении занятий.

Ведущий вид деятельности младшего школьного возраста - учение, где нужно сосредоточиться на изучаемой материале, быть внимательным, усидчивым и т. д. Однако гиперактивному ребенку крайне соблюдать этим критериям. [18]

Педагоги и родители отмечают, что ребенок чаще отстранен от всего коллектива, он может быть агрессивен, разговаривать на повышенном тоне, тем самым он меняет свое поведение. Гиперактивный ребенок действует необдуманно, совершает плохие поступки с целью привлечения внимания, в последствии снижается его успеваемость. [10]

Учение  есть первый тип занятий, в ходе которого ребенку необходимо соблюдать дисциплину занятий, правила поведения в общественных местах, научиться самоконтролю, подчинению установленных правил и норм. Однако для гиперактивного ребенка это практически невозможно, так как он не может сосредоточиться на одном деле более чем пяти минут. Интеллектуальные возможности гиперактивных детей ничем не хуже обычных детей, напротив многие даже имеют задатки и предрасположенность к учению, но неумение концентрировать свое внимание, соблюдать правила поведения, нехватка усидчивости,  чтобы выполнять задания в школе и дома сводят к тому, что успеваемость низкая. Из-за того, что гиперактивные младшие школьники не умеют вести себя в рамках установленных правил, они остро реагируют на требования со стороны педагогов и родителей, так как считают их невыполнимыми.  

В учебном процессе значительна посадка гиперактивных детей за партой. Она заключается в том, что гиперактивный ребенок очень подвижен, рассеян, импульсивен. Это приводит к проблеме организации занятия и,   конечно же, гиперактивный ребенок мешает школьнику, который сидит за одной партой с ним. [8]

Взаимодействие между учителем и учеником строится по следующей схеме: вопрос учителя – ответ ученика. Однако гиперактивный ребенок не всегда может сконцентрироваться на конкретном вопросе, он, часто не дослушав вопрос, уже выкрикивает ответ, при том неверный, его интерес пропадает, если не спросишь сразу и ему крайне тяжело удерживать свое внимание более пяти минут на одном задании. То же самое происходит и дома при выполнении домашнего задания. Гиперактивный ребенок отвлекается на посторонние вещи, может смотреть в окно, считать количество лампочек в комнате или поиграться с кошкой, что приводит к невыполнению домашнего задания. Все это приводит к плохим оценкам и неуспеваемости, а ребенок, особенно младший школьник, воспринимает оценку как отношение к себе. Появляется боязнь получения отрицательной оценки, в следствии это может привести к тревожности ребенка. [9]

Гиперактивность со временем может исчезнуть сама собой, однако статистика показывает, что в 70% детей сохраняют признаки и качества в подростковом возрасте, которые впоследствии могут привести к социально опасному поведению.

Выводы

Основная деятельность младшего школьника - учение, что потребует от него перестройки поведения.

Развитие единичных психологических действий исполняется в течение всего младшего школьного возраста. Полностью создаются движения саморегуляции, понимание передается в новый уровень. Начинает осмысливаться самомнение, что соотносится с достижениями в учебе.

История исследования гиперактивности – недлительный, однако яркий прецедентами промежуток, образующий приблизительно 150 лет. Изъясняясь о гиперактивности многие, учение обладают в виду синдром дефицит внимания с гиперактивностью (СДВГ).

Большинство ученых (В. Оклендер, Н.Н. Заваденко, Дж.А. Бейкер, Г.Б. Монина и прочие) подмечают 3 главных блока проявления гиперактивности: недостаток интенсивного интереса, порывистость, высокая эмоциональность.

Появление главных претензий при гиперактивности принадлежит к младшему школьному возрасту. Ребёнок рассеян, в действительности неспособным сдержать интерес продолжительнее нескольких минут и сконцентрироваться в установленном варианте работы, неусидчив, просто отвлекается и стремительно изменяет дело, бросив и не закончив предшествующее. Педагоги и родители подмечают, то, что ребята не могут усидеть на месте в период задания и исполнения домашних заданий. Этому ребёнку трудно контактировать с другими детьми, он будто бы отталкивается другим коллективом, то, что вынуждает его изменять собственное поведение.

Аффективная напряженность, значимая амплитуда психологического переживания, проблемы, которые появляются в общении с ровесниками и взрослыми, приводят к тому, что у ребенка просто создается и укрепляется отрицательная самооценка, агрессивность к находящимся вокруг, появляются неврозоподобные и психопатологические расстройства.

В следствие все перечисленные критерии порождают очень много проблем в начальной школе.

Список использованной литературы

  1. Блонский П.П. Психология младшего школьника. – Воронеж: Феникс, 2007. – 178 с.
  2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М.: София, 2005. – 471 с.
  3. Власова П.А., Певзнер М.С... "О детях с отклонениями в развитии". – М.: Просвещение, 2005.- 160 С.
  4. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Петровского А.В., М.: Просвещение, 2001. – 150 С.
  5. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Издательство "Союз", 2004 – 224с.
  6. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л., 2004. – 156 С.
  7. Кузьмина Н.В.  Способности, одаренность, талант учителя. Л., 1967. – 135 С.
  8. Матвеева О.А. "Развивающая и коррекционная работа с детьми", М.: Владос, 2001.- 132 С.
  9. Неймарк М.С. Некоторые проблемы личности школьника. М.: Знание, 2006.- 156 С.
  10.  Овчарова Р.В. "Практическая психология в начальной школе", М., 2005.- 145 С.
  11.  Овчарова Р.В. "Справочная книга школьного психолога", М.: Просвещение, 2006.- 187 С.
  12.  Подласый И.П. "Основы коррекционной педагогики", М.: Владос, 2004.- 98 с.
  13.  Смирнов С.А., Котов И.Б., Шиянов Е.Н. и др. "Педагогика: педагогические теории, системы, технологии", М.: Владос, 2003.- 210 С.
  14.  Сиротюк А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью/ А. Л. Сиротюк. – М.: Изд-во ТЦ Сфера, 2011. – 15 с.
  15.  Столяренко Л.Д. Психология / Л.Д. Столяренко. – СПб.:Питер, 2010.– 592 с.
  16.  Фоминова, А.Н. Педагогическая психология / А.Н. Фоминова, Т.Л. Шабанова. – М.: Флинта, 2011. - 320 с.
  17.  Чутко Л.С. «Важно помочь ребенку ощутить себя успешным»:  2009.  
  18.  Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2004. - 384 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы реализации принципа индивидуального подхода при обучении младших школьников

В статье рассматривается индивидуализация процесса обучения младших школьников как один из способов реализации принципа индивидуального подхода...

индивидуальный подход в обучении младших школьников

индивидуальный подход в обучении младших школьников...

Индивидуальный подход к обучению младших школьников в системе профилактики школьной дезадаптации.

Что такое школьная дезадоптация. Этапы развития адаптационных нарушений. Значение индивидуализации обучения для предотвращения дезадоптации....

Организация дифференцированного подхода в обучении младших школьников.

Дифференциация обучения позволяет организовать учебный процесс на основе  учёта индивидуальных особенностей личности, обеспечить усвоение всеми учениками содержания образования, которое может быт...

Дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении младших школьников

Дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении младших школьников...

Организация индивидуального подхода в обучении младших школьников на основе ИКТ

Актуальность данной темы заключается в заказе общества в творческой саморазвивающейся личности, способной реализовать свои   индивидуальные личностные запросы, решать проблемы общества....