Организация дифференцированного подхода в обучении младших школьников.
статья на тему

Киселева Ольга Юрьевна

Дифференциация обучения позволяет организовать учебный процесс на основе  учёта индивидуальных особенностей личности, обеспечить усвоение всеми учениками содержания образования, которое может быть различным для разных учащихся, но с обязательным для всех выделением инвариантной части.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Киселева Ольга Юрьевна

учитель начальных классов

МБОУ НОШ  п. Звездный

Организация дифференцированного подхода

в обучении младших школьников.

      Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Новый стандарт указывает реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Личностно-ориентированный подход – главная идея современного образования. Важно создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться.

     В каждом классе достаточно быстро выделяется группа детей с устойчивым интересом к учению, с определённым уровнем успешности в обучении, с умением и желанием самостоятельно работать. С другой стороны, выделяется группа детей с пониженной работоспособностью, с недостаточным интересом к учению, у которых и успехи в учении ниже. Возникает проблема: как организовать работу так, чтобы поддерживать интерес у всех детей? Вот здесь и важно использовать дифференцированный подход.

     Основой дифференцированного обучения в школе является принцип природосообразности, согласно которому педагог в своей деятельности руководствуется факторами естественного природного развития ребёнка. Дифференциация обучения позволяет организовать учебный процесс на основе  учёта индивидуальных особенностей личности, обеспечить усвоение всеми учениками содержания образования, которое может быть различным для разных учащихся, но с обязательным для всех выделением инвариантной части.

     Выделяют четыре уровневые модели организации дифференцированного обучения в системе «Учитель – ученик»:

1. «Манипулятивный». Данная группа педагогов характеризуется тем, что взрослый использует ребёнка как средство для достижения собственных целей. Ученик – объект, принимает указания, рекомендации, команды, не задумывается о выполнении, занимает репродуктивную позицию.

2. «Рефлексивная игра». В данном случае ученик воспринимается как объект, как средство для достижения педагогических целей. Учитель понимает, что ученика ждёт внешних воздействий, всё берёт на себя: инициативу, ответственность и приводит к тому, чтобы ученики приняли его точку зрения.

3. «Деловые отношения». Учитель понимает, что урок – это процесс совместной деятельности, в которой все участники процесса в равноценной позиции. Ученик воспринимается как партнёр, при участии, которого урок может состояться, в результате рождаются сооценки, соанализы, соавторство и т.д. Ученики полностью привлекаются для получения общего продукта – урока. Побуждают учителя изыскать новые средства педагогической деятельности.

4. «Духовное общение». Включает в себя все особенности предыдущего, но если на 3 уровне ученик и учитель – это деловые партнёры, которые относятся друг к другу с уважением, стремятся к более высокому результату совместной деятельности, понимают, что он зависит от вклада каждого из них. В таком взаимодействии субъектов лучшими учениками становятся не те, кто идёт вслед учителю, а те, кто с помощью педагога находят свой собственный, а значит единственный верный путь.

     Дифференцированное обучение осуществляется или во внешней, или во внутренней форме. Для внешней формы характерно комплектование гомогенных (однородных) классов по различным критериям. Это разделение детей по классам разных уровней (выделение классов коррекции, классов одарённых и т.д.) или по группам в одном классе (сильных, средних, слабых). Внутренняя дифференциация применяется в гетерогенных (неоднородных или разноуроневых) классах, где обычно имеют место три уровня – высокий, средний и низкий (по степени обучаемости, степени умственной выносливости, степени самостоятельности, степени творчества и т.п.). Внутренняя дифференциация подходит для эффективной организации образовательного процесса в начальной школе. Внутренняя дифференциация – это создание условий для свободного выбора задания на уроке и в домашней работе. Когда каждый день ведётся работа по формированию правильной самооценки, ученик умеет взять нагрузку по силам, привыкает за годы обучения в начальной школе рассчитывать свои возможности и использовать их в полной мере. Организация учителем внутриклассной дифференциации включает несколько этапов:

  1. Определение критерия, на основе которого создаются группы учащихся для дифференцированной работы.
  2. Проведение диагностики по выбранному критерию.
  3. Распределение детей по группам с учётом результатов диагностики.
  4. Выбор способов дифференциации, разработка разноуровневых заданий для созданных групп учащихся.
  5. Реализация дифференцированного подхода к школьникам на различных этапах урока.
  6. Диагностический контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которыми может изменяться состав групп и характер дифференцированных заданий.

     В начальной школе на первом этапе обучения (1-2 класс) на уроках применяется  дифференцированный подход по способу педагогической поддержки. Некоторые ученики переоценивают свои возможности, другие тратят много времени на выбор. Сначала учащимся объясняется, какое задание попроще, какое посложней, но со временем дети сами научаются оценивать трудность за

ния для себя, т.е. определять, к выполнению какого задания они более подготовлены. Работа ведётся в строгой последовательности  по данному алгоритму:

1. Знаешь, как решать – решай.

2. Решил – приступай к выполнению задания следующего уровня.

Таким образом, все ученики обязательно выполняют задание первого уровня, (уровень стандарта). Задания второго и третьего уровней выполняются детьми по мере их возможностей. Эти задания направлены на активизацию мыслительной деятельности ученика, способствуют его продвижению вперёд и снимают проблему занятости детей на данном этапе урока. В 3-4 классе создаются небольшие группы внутри класса (с учётом личностных качеств учащихся, их склонностей, интересов, способностей, уровня готовности). Для разных видов деятельности состав групп меняется. Деление учащихся на «слабых» и «сильных» должно быть условным и временным. Любой ученик должен иметь возможность перейти из одной группы в другую, если он достиг определенных успехов на своём уровне. При такой организации дифференцированного подхода используется цветовой сигнал. Если ученик понял, как выполнять задание, он показывает зелёный цвет «светофора», что означает: «Я могу решить сам». Красный цвет – «Я затрудняюсь». Таким образом, учитель получает информацию о деятельности всего класса. Дети, которые затрудняются, получают дополнительный материал в виде схем, таблиц, алгоритмов, которые могут помочь в выполнении задания. Сигналы жёлтого цвета говорят об окончании работы. Использование «светофора» позволяет видеть каждый момент работы всех учащихся, оказать незамедлительную помощь нуждающимся в ней.

     Как разработать задания дифференцированного характера для учащихся во время урока? Во-первых, задания ни в кой мере не должны дублировать друг друга. Каждый ребёнок или группа  должен, выполнив своё задание сообщить нечто новое, интересное. Такой подход даёт каждому ребёнку возможность почувствовать себя значимым, внести свой вклад в общее дело. Это особенно важно для “слабых” учащихся. Во-вторых, при этом задания, действительно, должны были быть разноуровневыми и обеспечивать каждому ученику оптимальный уровень трудности. Задание для “слабых” включают большей частью деятельность репродуктивную и лишь отчасти частично-поисковую. У “средних”, напротив, преобладают задания частично-поискового характера, а у “сильных” в работу включены проблемные задания, требующие наибольшей сложности работы мысли.

        Дифференцированный подход можно организовать на всех этапах урока. На этапе введение нового понятия лучше работать со всем классом, после того, как выполнено несколько упражнений, можно переходить к дифференцированной самостоятельной работе. Необходимо продумывать предварительную подготовку учащихся до изучения новой темы. Это позволит сильным учащимся знакомиться с информационным материалом самостоятельно. Здесь учащиеся  учатся самостоятельно работать с дополнительной литературой. При закреплении изученного материала можно в конце урока написать мини-сочинение по пройденной теме. Данный приём позволяет отрабатывать у учащихся умение письменно излагать свои мысли. На этом этапе урока так же использую тесты. При проверке знаний учащиеся получают разные задания в соответствии с их уровнем развития. Домашнее задание можно задавать дифференцированно. Первая группа заданий - традиционные задания (работа с текстом, иллюстрации, подготовка пересказа текста, ответы на вопросы после текста). Вторая часть заданий – обязательна для группы «сильных» учащихся. Им даются дополнительные конкретные задания, выполнение которых обязательно. Например, подготовить небольшое сообщение на заданную тему, найти ответы на дополнительные вопросы, продумать дополнительные доказательства и др. Третья группа заданий – задания для желающих их выполнить, для учащихся, которые имеют особый интерес к изучению данного предмета.  

     Дифференцированное подход – учёт индивидуальности школьников, имеющих разный темп продвижения и различный уровень развития. В основе дифференцированного подхода лежит не тренировка (натаскивание) ученика в решении конкретной учебной задачи, а устранение причины возникшей трудности. Учитель должен располагать системой педагогической диагностики, которая позволит ему установить уровень интеллектуального развития ребёнка, сформированность умений учиться. На основе результатов диагностики учитель использует дополнительные дидактические материалы, что позволяет ему вовремя устранять причины возникающих или возможных ошибок. Обязательным условием общего развития детей в системе дифференцированного обучения является создание широкого эрудированного фона, дополнительной, интересной для младших школьников информации, которая даёт возможность развивать общую культуру и эрудицию ребёнка.

 

Литература.

1. М.М.Безруких, С.П.Ефимова «Знаете ли вы своего ученика?» М.,1991 год.

2. Н.Ф.Виноградова «Как реализовать личностно-ориентированное образование в начальной школе?» ж.«Начальная школа» №9 2001 год.

3. А.А.Захарова, В.И.Слободчиков «Младший школьник» М., 1981 год.

4. Л.П.Петрова «Дифференцированное обучение по особенностям восприятия» ж. «Начальная школа ± до и после» №6 2007 год.  

5. Г.К.Селевко «Педагогические технологии на основе активизации  интенсификации эффективного управления  УВП». М. НИИ школьных технологий, 2005 год.

6. Г.К.Селевко «Дифференциация учебного процесса на основе интересов детей». М., РИПКРО, 1996 год.  

7. В.А.Тестов, Л.Д.Уханова «Развитие познавательных способностей у школьников в условиях уровневой дифференциации» ж. «Начальная школа» №2 1999 год.

8. И.Э.Унт «Индивидуализация и дифференциация обучения» М., 1990 год.

9. Под ред. Е.Н.Шиянова, И.Б.Котовой «Развитие личности в обучении» М., 1999 год.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:"Дифференцированный подход в обучении младших школьников"

Дифференцированный подход в работе с младшими школьниками...

Доклад на тему:"Дифференцированный подход в обучении младших школьников"

Дифференцированный подход в работе с младшими школьниками...

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА...

Организация и методика обучения младших школьников проектной деятельности

В данной статье раскрывается понятие технология проектной деятельности, перечисляется структура учебного проекта,  ф...

Методический материал. "Организация дифференцированного подхода в процессе усвоения знаний младшими школьниками".

Теоретический и практический материал в помощь учителю для организации дифференцированной работы с детьми на уроке....

Дифференцированный подход к младшим школьникам с ЗПР в организации обучения в коррекционном классе VII вида

Основные задачи коррекционно-развивающего обучения. Критерии эффективности....

Применение дифференцированного подхода к младшим школьникам в учебной деятельности

Применение дифференцированного подхода к младшим школьникам в учебной деятельности....