Урок экологии "Планета в опасности"
методическая разработка (4 класс)
На уроке воспитывается бережное отношение к природе. На уроке дети знакомятся со свойствами воды, воздуха, почвы. Дети делают выводы, что хорошо для планеты а что плохо.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_ekologii.docx | 26.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок экологии "Планета в опасности"
Цель: воспитывать бережное и уважительное отношение к природе.
Задачи:
1. Формировать экологическое сознание и чувство уважения к планете Земля.
2. Вызвать беспокойство за экологическое состояние планеты, и желание взаимодействовать с природой.
3. Развивать интерес, бережное отношение и любовь к окружающему миру.
Планируемый результат:
1. Личностные – формировать положительное отношение к природе;
-формировать представление о ценностях жизни.
2. Регулятивные - развивать умение разрешать внутренние разногласия;
- учиться высказывать предположение;
- вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
3. Коммуникативные – формировать представление о том, что важно понимать друг друга;
- уметь договариваться и разрешать конфликты;
- уметь работать в группах.
4. Познавательные – получать информацию о состоянии природы в настоящее время;
- делать выводы в результате совместной работы.
Предварительная работа:
- Знакомство со свойствами воды, воздуха, почвы.
- Знакомство с растительным и животным миром леса.
- Театрализация этапов урока.
Оборудование:
Клипы о природе, мультфильм "Валли", музыкальное сопровождение, стихи, кроссворды, тесты, знаки, схемы, черный ящик "Спасите планету", выставка поделок из бросового материала.
1. Вводная часть.
Звучит музыка, появляется изображение Земли. (Приложение № 1)
Земля – наш дом родной!
Учитель: Да! Наш дом планета Земля!
Мы знаем достаточно много о планетах Солнечной системы, чтобы сравнивать Землю с замороженным Марсом, мертвой Луной, кипящей Венерой.
Что же делает нашу Землю такой прекрасной среди планет Солнечной системы?
Дети: Жизнь.
2. Основная часть.
Есть одна планета - сад
В этом космосе холодном
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В реку смотрят удивленно.
Учитель: Конечно жизнь. А без чего невозможна жизнь, вспомним, отгадав кроссворд. (Прилож.№ 2)
- Звезда, благодаря которой существует жизнь на Земле.
- Вещество, которое существует на планете в трех состояниях.
- Плодородный слой Земли.
- Смесь газов.
Учитель: Молодцы! Жизнь невозможна без солнца, воды, почвы, воздуха (таблица на доске).
Как назвать одним словом солнце, воду, почву, воздух?
Дети: Солнце, вода, почва, воздух – неживая природа.
А еще вода, почва, воздух – окружающая среда.
Учитель: А что такое окружающая среда?
Учитель: Окружающая среда – это совокупность неживой и живой природы.
Учитель: Назовите, что относится к царству живой природы?
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть еще природы храм -
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь.
Клип о природе "Как прекрасен этот мир". (Приложение № 3)
Учитель:
Так давайте скажем.
Здравствуй, свежий воздух!
Здравствуйте, моря и реки.
Здравствуйте, растения и животные.
Здравствуй, природа!
Если бы человек каждый день здоровался не только с людьми, а со всем живым, был бы внимательным окружающему миру…
Природа переживает немало потрясений.
Часто звучат слова:
Неблагоприятная экология.
Экологический кризис.
Экологическая катастрофа.
Стук в дверь: "В районе нашего города было обнаружено НЛО. Вам просили передать черный ящик".
Клип "Послание из будущего". (Приложение № 4)
Учитель: Ребята, как вы думаете, нужна ли Земле помощь? Почему?
Что является источником загрязнения?
Учитель: Для развития науки и техники требуется огромное количество угля, нефти, древесины. Для развития сельского хозяйства распахиваются все новые земли. При возведении гидроэлектростанций сооружаются плотины, изменяются русла рек, затапливаются большие территории. За один год в реки всего мира выбрасывается 10 тонн мусора. Мы получаем свет и тепло, но при этом губим тысячи животных и растений. Заводы выбрасывают в атмосферу десятки тысяч вредных веществ: газов и пыли. Идут кислородные дожди. Человек выкидывает тонну мусора.
- Наиболее загрязненные автотранспортом города: Прокопьевск, Киселевск, Междуреченск.
- Заводами: Новокузнецк, Кемерово.
- Наиболее загрязненные реки области: Аба, Иня, Искитим. В реку Аба сбрасывают загрязненные вещества предприятия городов Киселевска, Прокопьевска, Новокузнецка.
- Самый экологический чистый город Калтан.
Природа перерабатывает:
Пластиковый стакан за 100 лет.
Телефонную карту за 1000 лет
Стеклянную бутылку за 4000 лет.
Природа с этим уже не может справляться самостоятельно.
Каждый знает, как должно выглядеть рабочее место, убранная комната. А вот для поддержания порядка в окружающей нас среде нужны хорошо подготовленные специалисты - экологи. Что такое экология?
Экология - наука о нашем общем доме. Экология изучает как растения, животные, люди живут вместе и как влияют друг на друга и окружающую среду.
Схема. (Приложение № 5)
В переводе с греческого языка "экос" – дом, "логос" – учение, учение дома. Общий для всех дом – наша Земля. На Земле живут разные существа. Это люди, животные, растения. А еще человека окружает воздух, вода, почва. Человек взаимодействует со всем, что его окружает.
Учитель: Что же делается для охраны окружающей среды? Что могут сделать люди и даже вы маленькие дети? (Общие ответы)
Работа в группах: дети группой обсуждают меры по улучшению экологии, записывают на листе.
- Охрана воздуха.
- Охрана воды.
- Охрана природы.
- Охрана почвы.
(Наклеивают знаки, и один ученик защищает у доски)
Воздух:
- Не вырубать деревья.
- Не выбрасывать мусор.
- Выхлопы машин.
- Выброс фабрик и заводов.
- Аэрозоли.
Почва:
- Добыча полезных ископаемых.
- Химические отходы.
- Мусор.
- Костры.
Вода:
- Экономия воды.
- Мусор.
- Мытье машин, стирка.
- Отходы заводов.
Живая природа:
- Не ломать деревья.
- Не рвать охапками цветы.
- Не рвать грибы.
- НЕ брать в руки животных и птиц.
- Не шуметь в лесу.
Шум в наше время является загрязнителем окружающей среды, так как современные машины, самолеты издают такие сильные звуки, от которых люди могут заболеть. Громкая музыка вызывает шумовое опьянение. Действует как наркотик. Резкая музыка разрушает слуховой аппарат. А вот спокойная музыка и разговор создают комфорт.
Учитель: В природе нет мусора, нет отходов. Давайте учится, друзья, у природы. Человек существо разумное и пользуется всем, чем богата Земля. Но он не должен вредить ей, ведь тем самым он вредит себе. Мы уже знаем, что такое цепь питания. У нас на доске цепь загрязнения. А давайте подумаем, что такое цепь загрязнения?
Составьте цепь загрязнения: работа в группах
- Дорога – грибы, собранные у дороги – употребление в пищу – отравление.
- Сброс грязных вод – купание – заболевание кожи и т.д..
- Грязная вода – плохая очистка – использование для питья – заболевание.
- Несвежие продукты – употребление в пищу – отравление.
- Грязные руки – загрязнение продуктов – отравление.
- Долгое нахождение в непроветренном помещение – попадание загрязненного воздуха в организм – головные боли, недомогание.
Человек – он ведь тоже природа,
Он ведь тоже закат и восход.
И четыре в нем времени года,
И особый в нем музыки ход.
И особое таинство света,
То с жестоким, то с добрым огнем,
Человек - он зима. Или лето.
Или осень с грозой и дождем.
И какая в нем брезжит погода?
Сколько в нем одиночеств? И встреч?
Человек - он ведь тоже природа…
Так давайте природу беречь.
Учитель: Как же обезопасить себя? Какие правила экологической безопасности вы знаете?
Примерные ответы детей:
- Не оставаться в закрытом помещение во время работы двигателя автомобиля.
- Проветривать помещения.
- Разводить комнатные растения.
- Делать влажную уборку в помещение.
- Не купаться возле промышленных стоков.
- Пить кипяченую воду или очищенную с помощью бытовых фильтров.
- Не собирать грибы, ягоды, лечебные травы вблизи дорог, свалок, заводов.
- Мыть руки перед едой.
- Не есть не мытые овощи, фрукты.
3. Итог.
Стой, человек! Не губи ты природу.
Ты видишь, в опасности наша земля.
Беднеет тайга, загрязняются реки,
Без рыбы остались озера, моря.
Людская беспечность, зло и жестокость
Большую приносят беду.
Должны мы все вместе сберечь планету.
Услышать животных мольбу.
Клип “Мы хотим…”. (Приложение № 7)
Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса,
Чтобы бабочка резвилась,
И была на ягодках роса.
Мы хотим, чтоб солнце грело,
И березка зеленела,
И под елкой жил смешной колючий еж,
Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,
Чтобы лил веселый дождь.
Учитель: Дома вы поработаете с тестом и закрепите полученные знания на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок: "Природа в опасности! Берегите природу!"
На этом открытом уроке использованы компьютерные технологиии, работа в группах, групповая работа, проектная деятельность по программе Школа России, 3 класс, Плешакков. Отличный урок, который можно исп...
Конспект урока "Планета в опасности"
Цель: воспитание экологически грамотного, социально активного школьника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.Задачи: Учить детей быть ответственными...
Экологический урок. Природа в опасности. Охрана природы.
Познакомить учащихся с понятием «экология»; помочь...
Урок-путешествие "Лесные опасности"
Задачи: Выяснить, какие опасности могут подстерегать нас в лесу и на водоеме; закрепить понятия «съедобные» и «несъедобные» грибы и ягоды; воспитывать бережное отношение к собственно...
Урок "Природа в опасности! Охрана природы"
Урок окружающего мира...
Разработка урока по теме "Опасные места в квартире, доме и его окрестностях. Правила безопасного поведения".
Основой представленной разработки урока по теме "Опасные места в квартире, доме и его окрестностях. Правила безопасного поведения" (Окружающий мир, 3 класс, "Школа России") является междисциплин...
Конспект урока окружающий мир 3 класс УМК "Школа России", тема урока : "Природа в опасности"
Урок окружающего мира с формирующим оцениванием.Тема : "Природа в опасности!" УМК "Школа России"3 классРабота на уроке работа начинается с актуализации опорных знаний, д...