Учебный курс "История родного края", 4 класс
рабочая программа (4 класс)
Учебный курс "История родного края" даёт возможность обучающимся расширить понятя о народных промыслах и ремёслах родного края. Узнать об архитектурных папятниках и о людях, которые внсли вклад в развитие области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_irk_4_klass.docx | 36.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебный курс «История родного края»
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования " и ООП НОО МБОУ «Брин-Наволоцкая СШ».
Согласно учебному плану школы учебный курс «История родного края» изучается в 4 классе 34 часа в год (1 час в неделю).
Используемый УМК
1. Арктическая азбука: интерактивный словарь для младших школьников/А 82 Н.М. Бызова, И.Э. Гмырина, Л.В. Елькина, Л.С. Палеха под общ. Ред. А.Г. Кирилова; Нац. Парк»Русская Арктика»; МБОУ «СШ 45».- АО ИОО, 2020.-80с. – ил. ISBN978-5-85151-170-7
2. Антропова Е. Б. От Холмогор до Колы 33 Николы / Елена Антропова; [худож. : В. Лукконен]. – Архангельск: ОАО «ИПП «Правда Севера». – 136с.: ил. ISBN978-5-85879-821-7
3. Богданова И.В. Морянка. Краеведческий курс: учебно-методическое пособие для
учителя. – Архангельск: АО ИППК РО, 2012. – 144с.
4. История Архангельской области. ОАО «Издательско-полиграфическое предприятие «Правда Севера», 2006
5. Региональное содержание в образовательном процессе начальной школы: АО ИППК РО, 2008
Планируемые результаты
Личностные результаты
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) осознание себя как гражданина России, испытывающего чувство гордости за свой край и свою Родину;
2) положительное отношение и интерес к изучению природы, культуры и истории родного края;
3) способность к самооценке;
4) осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями.
5) устойчивый интерес к изучению истории своего края;
6) чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;
7) осознанное положительное отношение к культурным ценностям родного края.
Метапредметные результаты отражают:
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) умение находить необходимую информацию в различных источниках;
2) умение строить сообщения в устной форме;
3) умение строить монологическое высказывание;
4) владение диалогической формой коммуникации;
5) сотрудничество с одноклассниками в ходе совместной деятельности;
6) умение планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
7) умение самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы;
8) умение распределять обязанности при работе в группе;
9) умение учитывать мнение партнёра;
10) аргументировано критиковать допущенные ошибки;
11) обосновывать своё решение.
Предметные результаты отражают:
1) владение представлениями об истории родного края;
2) сформированность образа родного дома и начальных представлений о самобытности и значимости культуры малой родины;
3) владение умениями работать с картой Архангельской области;
4) владение умениями применять полученные знания для объяснения исторических событий, происходивших в родном краю;
5) владение умениями видеть и воспринимать произведения культуры Архангельской области.
Планируемые результаты изучения учебного курса
Выпускник научится:
- составлять рассказы о семье: о членах семьи, семейных традициях, основных занятиях членов семьи в соответствии с установленной учебной задачей;
- определять на карте местонахождение городов Архангельской области;
- готовить сообщения о достопримечательностях родного края;
- называть имена выдающихся деятелей культуры родного края;
- узнавать памятники истории и культуры родного края;
- характеризовать основные этапы жизни великого учёного М. В. Ломоносова.
- приводить примеры животных и растений родного края.
Выпускник получит возможность научиться:
- осознавать ценность семьи и родного дома;
- ориентироваться в важнейших для края событиях и фактах прошлого и настоящего;
- анализировать влияние человека на природу родного края;
- познакомиться с обитателями арктических морей и островов,
-узнать об арктических экспедициях и их участниках.
Содержание учебного курса
Р а з д е л I. С чего начинается Родина
Введение. С чего начинается Родина. Любовь к стране начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, повзрослев, он осознаёт себя.
Моя родословная. Составление рассказов о своей семье. Осознание ценности семьи, родного дома. Проект «Моя родословная».
Школа – мой дом. Беседа с элементами игры. Обобщение представлений обучающихся о школе, о ценности школьной дружбы. Раскрыть значение понятий «школьный дом», «школа — дружная семья»; формирование гражданской позиции в отношении к своей школе, к окружающим; воспитание чувства гордости за свою школьную семью, родную школу; пробуждение желания сделать, что-то полезное для родной школы.
Друг, который не предаст! Беседа о тепле взаимоотношений в семье, в школе. Обо всём и всех, кто помогает, поддерживает, создаёт хорошее настроение. Воспитание доброты, любви к близким, к домашним питомцам, оказывающих на поддержку здоровья северян.
Экскурсия в поселковый краеведческий музей. Закрепить понятия «музей», «исторические источники»; сформировать представление о краеведческом музее; расширить и углубить знания воспитанников по истории родного посёлка; развивать логическое мышление, любознательность, умение проводить сравнительный анализ; воспитывать любовь к родному краю, уважение к нашим предкам, гордость за свой талантливый народ.
Наш посёлок. Рассказ – экскурсия. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. Формирование положительного отношения и интереса к изучению истории родного края. Осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями.
Урок-экскурсия. В школьном музее. Рассказ – экскурсия. Посещение школьного музея. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали.
Что я бы сделал для своего посёлка, если бы был главой посёлка. Размышления по теме «Что я бы сделал для своего посёлка, если бы был главой посёлка». Работа над проектом.
Р а з д е л II. Люди, прославившие наш край
Жизненный путь Ломоносова. Обобщить и систематизировать знания детей о жизни и творчестве М.В.Ломоносова. Способствовать формированию представления о жизни и деятельности М. В. Ломоносова, показав его вклад в развитие России.
Михаил Васильевич Ломоносов – великий сын России. Рассказ-беседа. Формирование представлений о вкладе М. В. Ломоносова в развитие России. Развитие кругозора обучающихся об истории России. Воспитывать у обучающихся патриотизм, любовь к своей Родине. Развивать умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации.
Пётр I на Севере. Знакомство обучающихся с Петровской эпохой; определение роли Архангельска в истории русского военно-морского флота на рубеже 17–18 веков, которую он сыграл благодаря Петру Первому; вырабатывать навыки анализа исторических источников, умений работать с дополнительной литературой; содействовать воспитанию уважения к истории России.
Путешествие по сказкам С. Писахова. Беседа - презентация по сказкам С. Г. Писахова. Чтение и пересказ сказок С. Писахова. Обсуждение необычности, красоты, образности слова северного сказочника. Работа с книгой. Рассматривание иллюстраций.
Б. В. Шергин – волшебник слова. Рассказ-беседа. Чтение и пересказ произведений Б. В. Шергина. Выставка книг. Познакомить обучающихся с краткой биографией автора, со своеобразным диалектом Поморья, учить осознанно читать художественное произведение; развивать умение работать с текстом, четкую и правильную речь, воображение и логическое мышление, предоставить возможность обучающимся показать свои творческие способности, почувствовать красоту своеобразного диалекта Поморья.
Тихая родина Н. М. Рубцова. Беседа-презентация о биографии и литературном творчестве русского поэта Николая Михайловича Рубцова. Показать, что его поэзия - огромный мир, сложный, противоречивый, но наполненный высокими нравственными чувствами. Развивать познавательные способности обучающихся.
Д. В. Макурин. Рассказы о детях и для детей. Рассказ-беседа о жизни и творчестве Д.В. Макурина. Популяризация произведений детского писателя Дениса Макурина.
Р а з д е л III. Что, где, когда: про северные города
История Архангельской области. Рассказ об истории Архангельской области от древности до наших дней (приход новгородцев на Север; племена «чудь»). Строительство монастырей, а рядом с монастырями строились поморские селения и города.
История Архангельской области. Рассказ об Михайло-Архангельском монастыре, о Гостиных дворах. Визит Петра I в Архангельскую область. Отгадывание кроссворда по теме «История Архангельской области».
Новодвинская крепость. Рассказ о первой победе России в войне со шведами. Викторина по теме «История Архангельской области».
У самого Белого моря (заочная экскурсия в г. Северодвинск). Заочная экскурсия в г. Северодвинск. Обобщить знания детей об истории г. Северодвинска. Рассказ о Северном машиностроительном предприятии. Улицы города Северодвинска (игра «Перевёртыш»).
Шенкурск. Рассказ-беседа об одном из городов русского Севера. Отметить значимость исторических достопримечательностей города Шенкурска.
Сольвычегодск. Рассказ - беседа об одном из городов русского Севера. Отметить значимость исторических достопримечательностей города Сольвычегодска. Соляное дело Строгановых. Историческое и культурное наследие Строгановых.
Почему соль поваренной называется, где и как она варится. Рассказ-беседа о технологии изготовления поваренной соли.
Родом из Верхнетоемского района. Поэт, природа и время. Знакомство с жизнью и творчеством поэтессы О.А.Фокиной. Через диалог воспитывать уважение к творческому наследию соотечественников. Задуматься не только о пользе, но и красоте родной природы; понять, что природу надо любить и охранять. В ходе совместной деятельности проанализировать стихотворение О. Фокиной «Я в лесу была сегодня» и выявить главные особенности этого произведения.
Соловки – остров святых мучеников. Знакомство обучающихся с особенностями и своеобразием Соловецких островов. Особенности географического положения, климата, растительного и животного мира Соловецких островов. Слушание легенды о происхождение названия острова из книги К. Гемп « Сказ о Беломорье» Приобщение обучающихся к культуре русского Севера, формирование чувства гордости за историю своей родины. Знакомство с архитектурными памятниками родного края.
Заповедные места Плесецкого района. Познакомить детей с Кенозерским национальным парком, который располагается на территории родного Плесецкого района. Возникновение парка. Редких растения и животные Кенозерского национального парка, занесённых в Красную книгу. Знакомство с достопримечательностями и характерными особенностями Кенозерского национального парка.
Архангельск в военной шинели. Рассказать детям о героическом подвиге архангелогородцев в годы Великой Отечественной войны. Формировать гражданское самосознание, чувства гордости за вклад в Великую Победу своих земляков. Пополнить знания об истории родного края. Показ в презентации фотодокументов тех событий, чтение текстов, которые были написаны очевидцами военных лет.
Р а з д е л IV. Здравствуй, Арктика!
Арктика на карте нашей Родины. Работа с географической картой. Арктика – неотъемлемая часть России. Находим и рассматриваем Северный Ледовитый океан и Баренцево море (краткая историческая справка о происхождении названия моря). Рассказ об айсбергах и морских животных – белухах. Творческое задание: нарисовать айсберг, белуху нарисовать или слепить из пластилина.
Гренландский кит и финвал. Иметь представление о гренландском ките и финвале. Нахождение отличий. Рисование гренландского кита.
Белый медведь и морж. Чтение текстов о белом медведе и морже. Определение особенностей животных и результат приспособления их к условиям жизни на Севере. Творческое задание (мини-сочинение) написать письмо белому медведю.
Промежуточная аттестация в форме защиты проекта.
Растительность Арктики. Иметь представление о растительности Арктики. Знать названия растительности (лишайники, мхи, полярные маки, цветы камнеломки и др.)
Исследователи Севера. Иметь представление о землепроходце Семёне Дежнёве и о морском путешественнике Челюскине Семёне Ивановиче. Строить сообщения в устной форме по теме «С. И. Челюскин – русский мореплаватель и исследователь Арктики».
Арктический диктант «Помогай-ка». Участвовать в Арктическом диктанте «Помогай-ка». Переписать в тетрадь текст и вставить недостающие слова, пользуясь подсказками.
Урок-викторина. Обобщение знаний о городе Архангельске и Архангельской области.
Урок обобщения по теме «История родного края». Ответы на вопросы, направленные на выявление знаний о родном крае.
Тематическое планирование
№ темы | Название темы | Количество часов |
1 | С чего начинается Родина | 8 |
2 | Люди, прославившие наш край | 7 |
3 | Что, где, когда: про северные города | 11 |
4 | Здравствуй, Арктика! | 8 |
Всего | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ АВТОРСКИЙ КУРС «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ» В СТРУКТУРЕ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Изучение краеведения становится основой для гармоничного всестороннего, многоаспектного развития личности школьника, создает тот нравственный стержень, который поможет юному человеку противостоя...
Презентация:"Разнообразие природы родного края", ученика 3 Г класса Панова Игоря Владимировича. Проект:"Книга природы родного края".
Учитель 3 Г класса БОУ города Омска "Средняя общеобразовательная школа № 63" Кучковская Светлана Михайловна....
Учебный проект "Аптека родного края"
Примерная структура работы над презентацией проекта....
Учебно-методический комплект по ИЗО на тему: «Осенний пейзаж родного края» 4 класс "Перспектива"
Конспект урока по ИЗО на тему: «Осенний пейзаж родного края» + презентация...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Брянский край. Природа родного края» для 2 класса на 2016 -2017 учебный год Учитель: Резук Татьяны Ивановны
Внеурочная деятельность для учителей начальной школы...
Технологическая карта учебного занятия "Наш край родной. Чтение и запись многозначных чисел". 4 класс
Технологическая карта учебного занятия "Наш край родной. Чтение и запись многозначных чисел". 4 класс...
Тема: Родной край. Знаменитые люди родного края.
Цель: обобщить и закрепить знания детей о своей малой Родине, о любимом Крыме, познакомить с его знаменитыми людьми.Задачи:дать представление о том, что для каждого человека ма...