Статья на тему: «Нравственное воспитание младших школьников в деятельности группы продленного дня»
статья
Нравственное воспитание учеников в начальной школе можно считать важнейшей задачей. Актуальность нравственно-патриотического воспитания подтверждают слова Д. С. Лихачёва: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №540 г. Санкт-Петербурга
Статья на тему:
«Нравственное воспитание младших школьников в деятельности группы продленного дня»
Подготовила:
Воспитатель ГПД
Чурышкина Надежда Павловна
Санкт-Петербург
2022 год
Нравственное воспитание учеников в начальной школе можно считать важнейшей задачей. Актуальность нравственно-патриотического воспитания подтверждают слова Д. С. Лихачёва: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний». Это важный компонент социального заказа для образования. Поэтому с ФГОС НОО решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами. Нравственное воспитание направлено на целостное формирование и развитие личности ребенка, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Целью нравственного воспитания является установление истинных, основанных на любви и уважении взаимоотношений людей.
В младшем школьном возрасте ребёнок вступает в новые социальные отношения и поэтому именно в этом возрасте особенно важно серьезно отнестись к формированию нравственного сознания.
Знание моральных норм является предпосылкой нравственного поведения, но одних знаний недостаточно. Общество задает образцы поведения, и они становятся регуляторами (мотивами) поведения ребенка. Критерием нравственного воспитания могут быть только реальные поступки детей, их побудительные мотивы. Желание, готовность и способность сознательно соблюдать нормы морали могут быть воспитаны только в процессе длительной практики самого ребенка, только упражняясь в нравственных поступках. Великий педагог И. А. Амонашвили писал, что «Для формирования личности, необходимо способствовать становлению и развитию в ребёнке Благородного человека, путём раскрытия личностных качеств, направлять его на путь служения Истине, Добру, Красоте, Справедливости, облагораживать душу и сердце растущего человека».
В современных условиях основной целью группы продленного дня является не только формирование детского интеллекта, целенаправленное развитие познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления, раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, но и развитие личности каждого ребенка: воспитание сознательного, инициативного члена общества.
Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда и не всем детям дают возможность реализоваться как личности: проявить себя творчески, показать свою индивидуальность. Но эта возможность есть в группе продленного дня. Ведь каждый ребенок талантлив по – своему, и именно здесь могут проявиться особенности каждого.
В основе моей работы по нравственному воспитанию учащихся лежат следующие принципы: гуманизация (выявляю и развиваю способности каждого ребёнка, насыщаю содержание воспитания проблемами человека,); включение учащихся в реальные социально-значимые отношения (обеспечиваю связи убеждения и норм поведения детей с сознательной средой и возможностей их реализации в повседневной практической деятельности, обеспечиваю свободу совести и мировоззрения); индивидуализация воспитания (учитываю индивидуальные особенности каждого воспитанника при включении его в различные виды деятельности, раскрываю потенциалы личности, предоставляю возможности для самореализации и самораскрытия. Работа группы продленного дня предполагает наличие в жизни учащихся ярких, эмоционально насыщенных, незабываемых дел, которые были бы как коллективно, так и индивидуально значимы, и привлекательны. Воспитателю обязательно нужно учитывать возрастные особенности учащихся начальной школы:
1. Склонность к игре. В условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. В играх от ребенка требуется умение соблюдать правила. При их нарушении дети выражают свое осуждение нарушителю. Ребенок в таком случае учится считаться с другими, получает уроки справедливости, честности, правдивости.
2. Невозможность долго заниматься монотонной деятельностью. Как утверждают психологи, дети 6-7 лет не могут удерживать свое внимание на одном каком-либо предмете более 7-10 минут. Дальше дети начинают отвлекаться, переключать свое внимание на другие предметы. Необходима частая смена видов деятельности.
3. Недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом.
4. Может существовать противоречие между тем, как нужно, и как практически применить. Не всегда знание моральных норм и правил поведения соответствует реальным действиям ребенка.
5. Неравномерность применения вежливого общения с взрослыми и сверстниками (в быту и дома, в школе и на улице).
Мое планирование работы учитывает запросы детей, потребности семьи и общества. Дети учатся строить свои отношения с окружающими на основе доброжелательности, уважения, умения сопереживать с другим человеком, взаимопомощи. Я считаю, что в результате у детей появляется более сознательное отношение к учёбе, стремление к знаниям, организованность, собранность, дисциплинированность, самостоятельность, к концу учебного года коллектив учащихся группы продленного дня становится более дружным, активным. Важно обратить внимание на создание условий для формирования у детей положительного социального опыта, навыков культуры общения, стремления прийти на помощь к тем, кто в этом нуждается, оценки своих знаний, умений, достоинств, и недостатков своего характера, поступков и отношений с другими людьми.
Вспомним что педагог И. А. Амонашвили писал: «Для формирования личности, необходимо способствовать становлению и развитию в ребёнке Благородного человека, путём раскрытия личностных качеств, направлять его на путь служения Истине, Добру, Красоте, Справедливости, облагораживать душу и сердце растущего человека».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по духовно-нравственному воспитанию младших школьников в условиях ФГОС
Статья по духовно-нравственному воспитанию младших школьников в условиях ФГОС....
Беседа для родителей на тему: "Нравственное воспитание младших школьников"
Беседа для родителей на тему: "Нравственное воспитание младших школьников "...
Проблема по самообразованию "Нравственно-патриотическое воспитание младших школьников в деятельности группы продленного дня"
Проблема по самообразованию "Нравственно-патриотическое воспитание младших школьников в деятельности группы продленного дня"...
Статья на тему "Экологическое воспитание младших школьников в рамках внеурочной деятельности"
В данной статье вы узнаете, каким образом в рамках ФГОС формировать у учащихся начальых классов экологическое мировоззрение и воспитание....
Доклад на тему: «Нравственное воспитание младших школьников»
Доклад на тему: «Нравственное воспитание младших школьников» был подготовлен к выступлению на школьном методическом выступлении с целью воспитания младших школьников....
Отчет по самообразованию по теме: «Нравственное воспитание младших школьников посредством чтения юмористических рассказов Н. Носова»
Большую часть детской литературы всегда составляла художественная проза и поэзия, воздействуя на ребенка эмоционально. В современном обществе мы сталкиваемся с явным недостатков духовности и моральным...