Статья на тему: «Нравственное воспитание младших школьников в деятельности группы продленного дня»
статья

Чурышкина Надежда Павловна

Нравственное воспитание учеников в начальной школе можно считать важнейшей задачей. Актуальность нравственно-патриотического воспитания подтверждают слова Д. С. Лихачёва: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.17 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №540 г. Санкт-Петербурга

 

 

Статья на тему:  

«Нравственное воспитание младших школьников в деятельности группы продленного дня»

          

 

 

 

                                                                                                     

Подготовила:

                                                                        Воспитатель ГПД

                                                                           

                                                                           Чурышкина Надежда Павловна

Санкт-Петербург
2022 год

Нравственное воспитание учеников в начальной школе можно считать важнейшей задачей. Актуальность нравственно-патриотического воспитания подтверждают слова Д. С. Лихачёва: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».  Это важный компонент социального заказа для образования. Поэтому с ФГОС НОО решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами. Нравственное воспитание направлено на целостное формирование и развитие личности ребенка, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Целью нравственного воспитания является установление истинных, основанных на любви и уважении взаимоотношений людей.

В младшем школьном возрасте ребёнок вступает в новые социальные отношения и поэтому именно в этом возрасте особенно важно серьезно отнестись к формированию нравственного сознания.

Знание моральных норм является предпосылкой нравственного поведения, но одних знаний недостаточно. Общество задает образцы поведения, и они становятся регуляторами (мотивами) поведения ребенка.   Критерием нравственного воспитания могут быть только реальные поступки детей, их побудительные мотивы. Желание, готовность и способность сознательно соблюдать нормы морали могут быть воспитаны только в процессе длительной практики самого ребенка, только упражняясь в нравственных поступках. Великий педагог И. А. Амонашвили писал, что «Для формирования личности, необходимо способствовать становлению и развитию в ребёнке Благородного человека, путём раскрытия личностных качеств, направлять его на путь служения Истине, Добру, Красоте, Справедливости, облагораживать душу и сердце растущего человека».

В современных условиях основной целью группы продленного дня является не только формирование детского интеллекта, целенаправленное развитие познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления, раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, но и развитие личности каждого ребенка: воспитание сознательного, инициативного члена общества.

 Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда и не всем детям дают возможность реализоваться как личности: проявить себя творчески, показать свою индивидуальность. Но эта возможность есть в группе продленного дня. Ведь каждый ребенок талантлив по – своему, и именно здесь могут проявиться особенности каждого.

В основе моей работы по нравственному воспитанию учащихся лежат следующие принципы: гуманизация (выявляю и развиваю  способности  каждого ребёнка, насыщаю содержание воспитания проблемами человека,); включение учащихся в реальные социально-значимые отношения (обеспечиваю связи убеждения и норм поведения детей с сознательной средой и возможностей их реализации в повседневной практической деятельности, обеспечиваю свободу совести и мировоззрения); индивидуализация воспитания (учитываю индивидуальные особенности каждого воспитанника при включении его в различные виды деятельности, раскрываю потенциалы личности, предоставляю возможности для самореализации и самораскрытия. Работа группы продленного дня предполагает наличие в жизни учащихся ярких, эмоционально насыщенных, незабываемых дел, которые были бы как коллективно, так и индивидуально значимы, и привлекательны. Воспитателю обязательно нужно учитывать возрастные особенности учащихся начальной школы:  

1. Склонность к игре. В условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. В играх от ребенка требуется умение соблюдать правила. При их нарушении дети выражают свое осуждение нарушителю. Ребенок в таком случае учится считаться с другими, получает уроки справедливости, честности, правдивости.

2. Невозможность долго заниматься монотонной деятельностью. Как утверждают психологи, дети 6-7 лет не могут удерживать свое внимание на одном каком-либо предмете более 7-10 минут. Дальше дети начинают отвлекаться, переключать свое внимание на другие предметы. Необходима частая смена видов деятельности.

3. Недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом.

4. Может существовать противоречие между тем, как нужно, и как практически применить. Не всегда знание моральных норм и правил поведения соответствует реальным действиям ребенка.

5. Неравномерность применения вежливого общения с взрослыми и сверстниками (в быту и дома, в школе и на улице).

Мое планирование работы учитывает запросы детей, потребности семьи и общества. Дети учатся строить свои отношения с окружающими на основе доброжелательности, уважения, умения сопереживать с другим человеком, взаимопомощи. Я считаю, что в результате у детей появляется более сознательное отношение к учёбе, стремление к знаниям, организованность, собранность, дисциплинированность, самостоятельность, к концу учебного года коллектив учащихся группы продленного дня становится более дружным, активным. Важно обратить внимание на создание условий для формирования у детей положительного социального опыта, навыков культуры общения, стремления прийти на помощь к тем, кто в этом нуждается, оценки своих знаний, умений, достоинств, и недостатков своего характера, поступков и отношений с другими людьми.

Вспомним что педагог И. А. Амонашвили писал: «Для формирования личности, необходимо способствовать становлению и развитию в ребёнке Благородного человека, путём раскрытия личностных качеств, направлять его на путь служения Истине, Добру, Красоте, Справедливости, облагораживать душу и сердце растущего человека».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по духовно-нравственному воспитанию младших школьников в условиях ФГОС

Статья по духовно-нравственному воспитанию младших школьников в условиях ФГОС....

Беседа для родителей на тему: "Нравственное воспитание младших школьников"

Беседа для родителей на тему: "Нравственное воспитание младших школьников "...

Проблема по самообразованию "Нравственно-патриотическое воспитание младших школьников в деятельности группы продленного дня"

Проблема по самообразованию "Нравственно-патриотическое воспитание младших школьников в деятельности группы продленного дня"...

Статья на тему "Патриотическое воспитание младших школьников"

Патриотизм – это любовь к Родине, какой бы она ни была. Как мы любим мать за то, что она есть, мы любим Родину за то, что она у нас есть. Это и есть патриотизм. Но не достаточно лишь любить её, ...

Статья на тему "Экологическое воспитание младших школьников в рамках внеурочной деятельности"

В данной статье вы узнаете, каким образом в рамках ФГОС формировать у учащихся начальых классов экологическое мировоззрение и воспитание....

Доклад на тему: «Нравственное воспитание младших школьников»

Доклад  на тему: «Нравственное воспитание младших школьников» был подготовлен к выступлению на школьном методическом выступлении с целью воспитания младших школьников....