Статья на тему "Экологическое воспитание младших школьников в рамках внеурочной деятельности"
статья (3 класс)
В данной статье вы узнаете, каким образом в рамках ФГОС формировать у учащихся начальых классов экологическое мировоззрение и воспитание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 24.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание младших школьников в рамках внеурочной деятельности
В настоящее время влияние деятельности человека на окружающую среду значительно возросло. Техника и промышленное производство создали реальную угрозу всем живым организмам, населяющим нашу планету. В связи с этим возникла острая необходимость в правильном прогнозировании последствий воздействия человека на природу и формировании у людей экологического сознания уже на этапе школьного образования. Экологические проблемы современного общества привели школу к пересмотру ряда педагогических позиций, к переосмыслению некоторых сторон научно-теоретической и практической системы воспитания. Нынче современное общее экологическое образование рассматривается как гуманитарно-естественнонаучное образование, направленное на формирование у учащихся основ экологической образованности, экологического мышления и исполнения правовых и нравственных обязанностей в области охраны окружающей среды, здоровья человека, рационального потребления природных ресурсов.
Таким образом, можно утверждать, что в начале XXI века сложились предпосылки для создания новой модели экологического образования.
ФГОС является социальным инструментом ее реализации. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе ФГОС второго поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся.
Согласно ФГОС, у учащихся должны формироваться личностные универсальные учебные действия экологической направленности. В ФГОС записано: «…необходимо формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях».
Одним из аспектов новой модели является непрерывное экологическое образование. Непрерывное экологическое образование -это экологическая составляющая единой системы образования Российской Федерации, представляющая собой совокупность преемственных экологических образовательных программ как основных, так и дополнительных, соответствующих государственным образовательным стандартам, сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, информационного эколого-образовательного пространства Российской Федерации, а также управление непрерывным экологическим образованием. Непрерывное образование в области экологии обеспечивает обучение, самообразование, накопление опыта и развитие личности, направленное на формирование ценностных ориентаций, поведенческих норм и получение специальных знаний по охране окружающей среды, природопользованию и экологической безопасности, реализуемых в экологически грамотной деятельности.
Еще одна составляющая новой модели экологического воспитания -это накопление личного, индивидуального и группового практического опыта применения знаний, умений, ценностей. Часть такого опыта имеет характер стереотипов экологически безопасного поведения. Часть -является опытом творческого решения нестандартных, экологических задач. «Именно при их решении сразу сказывается пробел в формировании у школьников надпредметных умений, способности обращаться к культурному аналогу или к собственному практическому опыту для принятия решения. Таким образом, не преуменьшая роли научных экологических знаний, следует признать, что главным в школьном экологическом образовании является его общекультурная, деятельностная направленность, которая нацелена на воспитание таких качеств личности, которые обеспечивают ей готовность и способность к экологически безопасным действиям в окружающей среде» пишут А.Н. Захлебный, Е.Н. Дзятковская в работе «Развитие общего экологического образования в России на современном этапе».
Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:
- образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
- воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
- развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).
Нужны конкретные требования, охватывающие ценностные ориентации, знания и умения на базовом уровне экологического образования. Этому способствует определенное содержание, основанное на интеграции областей знания: социальной экологии (человек рассматривается единственным сознательным компонентом всех экосистем); экологии человека (науки о системных связях человека с окружающей средой).
Содержание экологического воспитания включает в себя систему норм (запретов и предписаний), которые вытекают из ценностных ориентаций, принципиально отличающихся от господствующих.
Выявляется междисциплинарный состав содержания экологического воспитания, которое можно сгруппировать в четыре компонента - научный, ценностный, нормативный и деятельностный.
Научный - ведущие идеи, теории и концепции, характеризующие здоровье человека и природную среду его обитания; происхождение, эволюцию и организацию природных систем как объектов использования и охраны.
Ценностный - экологические ориентации человека на различных этапах истории общества; цели, идеалы, идеи, характеризующие человека и природу как универсальные ценности; понятие экономической оценки окружающей среды, ущерба, наносимого ей, затрат, необходимых на ее восстановление и предотвращение ущерба.
Нормативный - система нравственных и правовых принципов, норм и правил, предписаний и запретов экологического характера.
Критерием эффективности экологического воспитания и образования могут служить как система знаний на глобальном, региональном, локальном уровнях, так и реальное улучшение окружающей среды своей местности, достигнутое усилиями школьников.
Внедряя в учебный процесс новую модель экологического воспитания и образования, у школьников формируется экологическая грамотность, подразумевающая сохранение и восстановление живой природы, рациональное использование разнообразных ресурсов природы, оздоровление окружающей среды и образа жизни человека.
ФГОС содержит образовательный механизм, который обеспечивает ряд задач экологического образования. К ним относится:
- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях, необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде,
- формирование основ экологической грамотности и экологического мышления, ценностного отношения к природе и жизни,
- формирование умений анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и окружающей среды.
Модель современного экологического образования школьников и возможности ФГОС второго поколения представлены в документе «Концепция современного общего экологического образования для устойчивого развития», а педагогические технологии ее реализации содержатся в теоретических основаниях развивающего образования.
Для правильной и успешной реализации концепции устойчивого развития в рамках школьного экологического образования следует изучить необходимые документы такие как «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», декларация «Будущее, которого мы хотим», «Хартия Земли».
Каждый педагог, приступающий к планированию реализации экологического образования в соответствии с требованиями ФГОС, должен не только изучить данный документ, но и овладеть технологией проектирования учебных задач.
В документах обозначены уровни достижения цели экологического образования школьников:
1 уровень - экологическая грамотность. Этот уровень представляет познавательную модель, сформированную на эмпирическом уровне, действия учащихся на этом уровне осуществляются по образцу, а также формирование мотивации на самоограничение в рамках экологических, нравственных и правовых норм.
2 уровень - экологическая образованность. Уровень, при котором познавательная модель освоена на теоретическом уровне, как принцип познания, средство экологического самообразования, экологического исследования, экологического проектирования.
3 уровень - экологическая компетентность. Уровень, на котором познавательная модель сформирована как созидательная деятельность, накоплен опыт экологической деятельности в разных жизненных ситуациях, сформирована экологическая составляющая ключевых компетенций личности.
На основании этих уровней формируется экологическая культура. Экологическая культура предполагает такой способ жизнеобеспечения, при котором общество не создает угрозы жизни на Земле. Экологическая культура - это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности. Без соответствующего уровня культуры люди могут хоть и обладать необходимыми знаниями, но не владеть ими.
Экологическая культура человека включает его экологическое сознание и экологическое поведение.
Под экологическим сознанием понимается совокупность экологических и природоохранных представлений, мировоззренческих позиций по отношению к природе, стратегий практической деятельности, направленной на природные объекты.
Экологическое поведение понимается как совокупность конкретных действий и поступков людей, непосредственно или опосредованно связанных с воздействием на окружающую среду. Формирование экологической культуры предполагает перестройку мировоззрения, создание новой системы ценностей, отказ от потребительского подхода к природе, формирование у человека умения соизмерять свои потребности с возможностями природы.
Формирование экологической культуры -это желательный, стратегический результат экологического образования, следствие совместного влияния на человека социокультурной среды, образования и саморазвития.
Цель экологического образования, зафиксирована в законодательных документах Российской Федерации, это развитие экологической культуры, которая включает формирование экологических ценностей, экологического мировоззрения, экологически ориентированного поведения.
В Концепции ФГОС обозначены три группы результатов школьного экологического образования: личностные, предметные, метапредметные. Рассмотрим их.
Личностные результаты, отражают общекультурную направленность экологического воспитания и образования. Личностные результаты школьного экологического воспитания предполагают способность учащихся к самоопределению, формируют у них нравственную и гражданскую экологическую позицию, ценностное отношение к окружающей среде, здоровью человека, безопасности жизни. К личностным результатам относятся правовые и этические нормы, регулирующие взаимодействие человека с окружающей средой. Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Предметные результаты, отражают фундаментальный характер предметных знаний, на которые опирается экологическое воспитание. Предметные результаты - это владение естественнонаучными и гуманитарными знаниями, ключевыми нормами и правилами в области взаимодействия «человек-общество-природа». Такие знания имеют опорное значение для осуществления положительной экологической деятельности. Предметные результаты освоения интегрированных учебных предметов ориентированы на формирование целостных представлений о мире и общей культуры обучающихся путем освоения систематических научных знаний и способов действий на метапредметной основе.
Метапредметные результаты, отражают универсальный характер учебной деятельности. Метапредметные результаты - это умения, которые позволяют ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических экологических ценностей, а также формирование и развитие экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
В мировой и отечественной педагогической практике существуют три модели экологического образования:
- Однопредметная - в образовательный процесс вводится интегрированная учебная дисциплина экологической направленности.
- Многопредметная модель, при которой осуществляется экологизация традиционных учебных курсов и дисциплин.
- Смешанная модель включает новый курс экологической направленности и одновременная экологизация традиционных учебных предметов.
Рассмотрение теории экологического воспитания необходимо начать с определения его сущности. Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания, поэтому под экологическим воспитанием понимается единство экологического сознания и поведения гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются на уроках природоведения. Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое сознание.
Экологическое поведение складывается из отдельных поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности (мотивы в своем развитии проходят следующие этапы: возникновение, насыщение содержанием, удовлетворение).
Таким образом, определяя сущность экологического воспитания, можно выделить особенности этого процесса.
1. Ступенчатый характер:
а) формирование экологических представлений;
б) развитие экологического сознания и чувств;
в) формирование убеждений в необходимости экологической деятельности;
г) выработка навыков и привычек поведения в природе;
д) преодоление потребительского отношения к природе.
2. Длительность.
3. Сложность.
Формирование единства экологического сознания и поведения необходимо начинать с младшего школьного возраста.
Процесс формирования экологической культуры рассматривается как единство трех проблем: широкое разъяснение гибельных последствий загрязнения среды обитания, приобретение экологического подхода к организации экономики и другим сферам жизни и деятельности общества, формирование экологического сознания.
В настоящее время как никогда назрела проблема экологического воспитания и просвещения человечества как в целом на нашей планете, так и в отдельности в каждой стране, регионе, городе и в любой населенной местности.
Экологическое воспитание и просвещение - это формирование у человека сознательного восприятия окружающей среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, к разумному использованию ее богатств, пониманию важности приумножения естественных ресурсов. В современных условиях экологическое воспитание и просвещение - важнейшая из основ процесса гармонизации взаимодействия общества с природой.
Экологическое воспитание и образование требует комплексного подхода; это многоаспектный процесс, который включает в себя: во-первых, формирование научной системы знаний в области взаимодействия общества и природы, т.е. рационально-логическую грань сознания личности; во-вторых, воспитание гуманистического мироощущения личности (эмоционально-чувственный мир человека); в-третьих, формирование волевого фактора, без которого невозможна реализация знаний и чувств в практическом действии. И в итоге - формирование экологических убеждений личности, которые определяют ее активную жизненную позицию в сфере охраны окружающей среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Процесс экологического образования и экологического воспитания мы рассматриваем как единое целое, ибо воздействие социальной информации, воспитательных усилий идет одновременно по двум каналам, на двух уровнях - и рациональном, и эмоциональном.
Однако каждый из этих процессов имеет и свою специфику. Если экологическое образование связано главным образом с учебным процессом и воздействием на сферу рационального мышления личности, что является основой формирования мировоззренческих взглядов, принципов, позиций, то экологическое воспитание, осуществляемое главным образом в разнообразных формах внеаудиторной работы, обращено преимущественно к эмоционально-чувственному миру личности и способствует формированию гуманистического мироощущения. Совокупность, органическое единство этих двух основных граней сознания личности обеспечивают формирование экологических убеждений, которые и находят свою реализацию в активной практической деятельности, но гармонизации отношений общества и природы.
Экологическое образование и воспитание включают в себя мировоззренческие, политические, нравственные, правовые, эстетические и другие аспекты формирования личностных черт человека, Это обусловливает необходимость синтеза положений многих наук: философии, политической экономии, педагогики, психологии, социологии, права, биологии, географии и др. Осуществляя тесную взаимосвязь экологических проблем с демографическими, энергетическими, продовольственными, сырьевыми проблемами, экологическое образование находится на стыке наук о природе и наук о человеке.
На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.
На ступени теоретического знакомства ученика с воздействиями общества и природы учитель обращается к рассказу, который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность должна формировать ценностные ориентации, развивает интересы и потребности школьников. Увеличивается желание в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т.п.).
Решение задач экологического состояния требует разбора форм и методов обучения. Большинство учителей начальных классах отдаёт предпочтение методам и формам, рассмотренным Н.А. Фроловой и Л.С. Квасцовой:
- побуждение учащихся к регулярному пополнению знаний об окружающей среде. Для этого используются на уроках викторины, беседы, сюжетно-ролевые игры, доклады учащихся;
- шаг вперёд в творческом мышлении, умения предугадать возможные последствия взаимодеятельности человека и природы. Для этого привлекаются методы, обеспечивающие формирование умственных навыков: лабораторная работа, анализ, опыт, синтез, беседа, сравнение, установление причинно-следственных связей, наблюдение.
- создание исследовательских навыков, умений, способностей принимать решения и самостоятельно получать новые знания - проблемный подход к процессу обучения;
- привлечение ребёнка в практическую работу по решению проблем природы местного значения (выявление редких и исчезающих видов растений и животных, формирование экологической тропы, бережное отношение к природе, возрождение леса, агитация экологических знаний: лекции, беседы, плакаты).
В экологическом воспитании учащихся начальных классов важны не отдельные занятия, а хорошо продуманный непрерывный процесс деятельности по изучению, сохранению и улучшению природной среды.
Содержание экологического образования имеет сложный состав, усвоение которого школьниками требует не только классной, но и внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность определяется педагогами как та деятельность, которая выполняется во внеурочное время и на основе интереса и самодеятельности учащихся. При определении содержания внеурочной деятельности необходимо исходить из таких принципов, как связь с жизнью, с проблемами, которые решает страна, область, район; соответствие содержания внеклассной работы возрасту учащихся, особенностями их умственного развития и интересов.
Становление экологической культуры младших школьников возможно только при условии взаимосвязи различных типов и видов внеурочной деятельности. Разнообразная работа дает возможность школьникам овладеть глубокими знаниями о связях человека с природой, увидеть экологические проблемы в реальной жизни, научиться простейшим умениям по охране природы.
Разнообразная работа учащихся реализуется во всех типах внеклассных занятий: индивидуальных, групповых, массовых.
Индивидуальная работа тесно связана с приобщением младших школьников к чтению и обсуждению книг и статей в журналах об охране природы. Задание подбираются каждому отдельно, и только поэтому учащиеся получат больше информации. Не заставляя каждого выполнять большой объём работы, мы всё равно ознакомлявшем всех учащихся с нужным материалом -путём выслушивания одноклассников.
Групповая внеурочная работа наиболее успешно протекает в кружках. В них занимаются школьники, проявляющие наибольший интерес к изучению взаимосвязей человека с живой природой. В кружки учащиеся приходят добровольно и поэтому тут мы не встретим того ученика, которому не нравится изучаемые темы.
К массовым внеурочным мероприятиям относятся: праздники, утренники, ролевые игры на экологические темы. На таких мероприятиях интересно всем ученикам, потому что деятельность разнообразна и интересна.
Таким образом, в формировании экологической культуры младших школьников огромную роль играет внеурочная деятельность, фантазии учителя и заинтересованность учащихся.
Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.
Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.
Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.
Таким образом, экологическое воспитание -это средство образования в сознании младших школьников реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационная карта инновационного опыта "Формирование основ лингвистической компетенции у младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО"
Актуальность проблемы становления лингвистической компетенции младших школьников обосновывается необходимостью реализации системно-деятельностного подхода, который определен в ФГОС НОО и социальным за...
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности "Юный эколог"
Из опыта работы по экологическому образованию учащихся на примере проекта "Цветок"...
Экологическое воспитание младших школьников на занятиях внеурочной деятельности.
В настоящее время экологическое образование и воспитание в начальной школе становится всё более приоритетным направлением в педагогической теории и практике....
«Развитие творческих способностей младших школьников в рамках внеурочной деятельности посредством театрального искусства»
laquo;Развитие творческих способностей младших школьников в рамках внеурочной деятельности посредством театрального искусства»...
Патриотическое воспитание младших школьников в рамках внеурочной деятельности
Проблема патриотического воспитания, становление гражданского общества, устойчивое внимание государства и общества к ней подтверждается появлением новой Государственной программы «Патриотическое...
Формирование основ региональной идентичности у младших школьников в рамках внеурочной деятельности
Опыт работы учителя начальных классов по формированию регональной идентичности в поцессе аеведческой работы. В частности представлен опыт работы по курсу внеурочной деятельности "Азбука юно...
Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»
Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...