«Что такое заповедник?»
классный час (2 класс)

  Классный час «Что такое заповедник?», посвященный Всемирному дню охраны мест обитаний и дню заповедников и национальных парков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_takoe_zapovednik.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание

Тематическое направление

«Что такое заповедник?»

Тема методической разработки

Турбина И.М.

учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия № 2» г. Инта

2021 год

Пояснительная записка

Тематическое направление: экологическое воспитание

Тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора

  Классный час «Что такое заповедник?», посвященный Всемирному дню охраны мест обитаний и дню заповедников и национальных парков.

 Актуальность проблем окружающей среды, а в частности, заповедников, бережного к ней отношения как к жизненно важному национальному богатству и достоянию всего человечества сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Заповедники это образцы нетронутой, дикой природы — по праву называют природными лабораториями

Изучение охраняемых территорий помогает учащимся  сформировать основы экологического мировоззрения. При рассмотрении территорий своего края реализуется краеведческий подход, который необходим в географии. Дети изучают свою малую родину с помощью виртуальных экскурсий, которые помогают узнать специфику родного края, уникальные и исчезающие объекты. Тем самым воспитывается бережное отношение, развивается познавательный интерес к природе малой Родины и страны в целом.

Целевая аудитория воспитательного мероприятия - 2 класс (8-9 лет)

Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность)

 Одним из направлений работы классного руководителя является экологическое воспитание. Главной целью этого направления является обучение учащихся пониманию взаимодействия человека и природы. Это обосновывается путем изучения изменений в природе, происходящих в естественных условиях, а также под воздействием деятельности человека. Из-за того что человек слабо представляет последствия влияния своей деятельности на природу, и возникла проблема взаимоотношений «природа – общество». Экологическое воспитание в сегодняшнем мире – это не только комплекс естественнонаучных знаний и умений, но и критерий культуры и развития человека, имеющий большое гуманистическое, нравственное и прагматическое значение. Вопрос формирования экологической культуры остаётся открытым. Поэтому должен осуществляться качественный переход от теории к практике и как следствие норме жизни.

 Преемственность заключается во взаимодействии всех участников воспитательного процесса: учащихся, их родителей, классного руководителя, учителей-предметников, библиотекаря.

Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия

Цель:

Создать условия для формирования целостного представления о заповеднике через знакомство с заповедником Республики Коми – Печоро-Илычским.

Задачи:

  1. Раскрыть понятие, что такое заповедник, его назначение и какую роль играют люди в охране природы;
  2. Создать предпосылки для формирования чувства гордости, любви, ответственности за родную природу;
  3. Способствовать развитию способности наблюдать, мыслить, делать выводы, формированию умения выделять главное из информации учителя, развитию познавательного интереса, умения работать в группах.  

Планируемые результаты:

  1. первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
  2. элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
  3. первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности по месту жительства;

Форма проведения:  проблемная беседа

Педагогическая технология/методы/приемы, используемые для достижения планируемых результатов

Технология личностно-ориентированного обучения на основе системно-деятельностного подхода.

Методы обучения:

По источнику получения знаний: словесные, наглядные.

По уровню включения в продуктивную деятельность: частично – поисковые.

Методы стимулирования учебно – познавательной деятельности:

Метод развития познавательного интереса (метод стимулирования занимательным содержанием);

Метод формирования чувства долга и ответственности (предъявление учебных требований).

На этапе мотивации использовался приём «Отсроченная отгадка»  - создание ситуации гипотезирования посредством просмотра видеофрагмента.

На этапе изучения материала – прием активного слушания.

Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.)

  1. сайт  www.заповедныйурок.рф
  2. Мультфильм «История создания заповедников»

https://www.youtube.com/watch?v=CeNuBqwPRKs&feature=emb_logo 

  1. Мультфильм  «Что такое заповедник?»

https://www.youtube.com/watch?v=A-Tdp5PIKQ0 

  1. Видео «Красоты Печоро-Илычского заповедника»

https://www.youtube.com/watch?v=k8Vep_aR32c&feature=emb_logo 

Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.

Основной целью этого мероприятия является создание условий для формирования целостного представления о заповедниках. Данную разработку можно использовать на уроках окружающего мира при изучении темы «Охрана  природы» и проведения классных часов, посвященных экологическому воспитанию. По окончании занятия, возможно, провести конкурс рисунков.

Оборудование: компьютер, телевизор для показа презентации в Microsoft Power Point, карточки для доски, раздаточный материал по количеству учеников с заготовкой карманной книжки-памятки (покетмода), ножницы.

Классный час «Что такое заповедник?

Ход занятия

Мотивация к деятельности.

Учитель.

  • Здравствуйте, мои юные любители природы. Сегодня мы снова отправимся в путешествие по экологическим тропкам. Внимание на экран!

Учитель показывает фильм «История создания заповедника».  Слайд 2

Учитель останавливает на кадре   «Мы решили всё изменить»

  • Как вы думаете, что решили изменить люди? (Ответы детей)
  • На какой вопрос вы не смогли ответить? (Что решили изменить люди?)

Давайте досмотрим мультфильм.

  • Кто может сказать, что такое заповедники? (Ответы детей)
  • Вы пришли к единому мнению, что такое заповедник?  (Нет)
  • С каким затруднением вы столкнулись? (Мы не смогли ответить точно на вопрос, что такое заповедник). Значит, какова тема нашего путешествия?

Учитель показывает слайд 3

  • Поставьте цель нашего путешествия по опорным словам на доске:

Учащиеся формулируют цели.

  • Я вам немного помогу. Сейчас вы сами попробуете дать определение слову «заповедник». В словаре В. Даля я нашла два слова: заповедь и заповедовать и их значения.

На доске:

  • Попробуйте по этим словам дать определение слову «заповедник».

ЗАПОВЕДНИК     -  место, где запрещено рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотиться. Здесь полностью запрещена деятельность человека.

Учитель показывает фильм «Что такое заповедник? Слайд 4

  • Есть в России уголки, которые  охраняются особо, строже, чем другие. Их  еще  называют заповедными островами. Зачем нужны заповедники? (ответы детей)
  • Я вам помогу. Посмотрите на эти слова и попробуйте продолжить, зачем нужны заповедники?

  • Действительно, сотрудники заповедников  изучают, охраняют, просвещают
  • А теперь немного отдохнём.                                                      

Физминутка

  • Я буду показывать определенное движение, характеризующее  деятельность сотрудников заповедника:

ИЗУЧАТЬ – «смотрим в бинокль»

ОХРАНЯТЬ  - «грозим пальцем»

ПРОСВЕЩАТЬ – «разводим руки в сторону»

  • Вы повторяете движение, но в определённый момент я буду вас путать.

Молодцы!

  • В фильме было  показано, что в любом деле нужны друзья.
  • Кто такие друзья? (ответы)

Учитель показывает слайд 5, анимация 1,2

  • Друзья, друг – это тот, с кем есть общие интересы и жизненные ценности, кто близок, верен, дорог, не подведет. Другом может стать не только человек, но и природа. Некоторые ребята в разных регионах нашей страны уже придумали, как это можно сделать. Они объединяются в клубы друзей заповедных островов.

В России существует движение «Друзей заповедных островов».

Учитель показывает слайд 6, анимация 1,2

6 октября в нашей стране отмечается праздник, посвящённый Всемирному дню охраны мест обитаний, а 11 января - День заповедников и национальных парков.

Учитель показывает слайд 7,8, анимация 1,2

  • Дата связана с основанием  Баргузинского заповедника.  Он был создан в 1916 году. Его создали для сохранения чёрного пушного золота – баргузинского соболя.

Учитель показывает слайд 9,10

  • Но мы ведь с вами живём  в Республике Коми. Может, вы знаете, ребята, какой заповедник есть у нас? (Ответы детей)
  • Я дам вам на выбор названия известных заповедников  нашей страны.  А вы попробуйте догадаться,  какой из них находится на территории РК.

Учитель показывает слайд 11. Учащиеся называют заповедник Республики Коми.

  • А как вы догадались? МОЛОДЦЫ!!!

Учитель показывает слайд 12

  • Итак,  я Вас посвящаю в друзья заповедного острова -  ПЕЧОРО – ИЛЫЧСКОГО заповедника.
  • Напомните, что делают сотрудники заповедника?

( ИЗУЧАЮТ, ОХРАНЯЮТ, ПРОСВЕЩАЮТ)

  • Чем мы им сможем помочь? (Мы можем узнать о заповеднике, а потом рассказать о нем другим или просвещать)
  • Ну, а сейчас, дорогие друзья я предлагаю Вам стать туристами. Не простыми туристами, а экологическими туристами. Вспомните, что такое экология?
  • Поэтому экологические туристы путешествуют с большой ответственностью перед окружающей средой.
  • Но прежде чем отправиться любой турист должен знать что?     ПРАВИЛА. ЗАПОВЕДИ ЭКОТУРИСТА

Учитель показывает слайд 13, анимация 1,2,3,4

  • А так ли просто попасть в заповедник?
  • Конечно, нет.  Посещение возможно только в сопровождении сотрудников заповедника и пропускного документа. Поэтому я сейчас Вам раздам бейджики «Друзья заповедных островов» - это и будет наш пропуск в ЗАПОВЕДНИК.
  • Учащиеся надевают бейджики.

  • Отправляемся в виртуальное путешествие в ПЕЧОРО-ИЛЫЧСКИЙ  заповедник?
  • Что получим от увиденного в природе?

( Ответы детей: новые впечатления, знания, насладимся красотой)

Учитель показывает фильм «Печоро-Илычский заповедник». Слайд 14

  • Поделитесь впечатлениями.

Учитель показывает слайд 15-23

Учитель рассказывает  по слайдам о  заповеднике

  • Территория заповедника пересекается с территорией не менее известного субъекта охраны природы – НАЦИОНАЛЬНОГО ПАРКА ЮГЫД-ВА
  • Территория  между реками Печоры и Илыча для организации заповедника была выбрана не случайно. Дело в том, что здесь находятся истоки четырех крупных рек, которые относятся к четырем разным бассейнам: Печоры, Волги, Северной Двины и Оби.
  • Самыми известными природно-историческими объектами Печоро-Илычского заповедника являются плато Маньпупунер – геологический памятник (на языке манси — «малая гора идолов»)  и долина Торре-Поре-Из.
  • На территории Печоро-Илычского заповедника встречаются 11 очень редких и исчезающих видов растений-цветов.
  • В Печоро-Илычском заповеднике обитает более 40 видов позвоночных млекопитающих, более двухсот видов птиц и 17 видов рыб. Из млекопитающих нужно особо отметить лося, медведя, волка, росомаху, кабана, барсука, северного оленя, енотовидную собаку, американскую норку и даже лесного лемминга.
  • Довольно драматична судьба печорского бобра. Дело в том, что в 40 -ые годы двадцатого века его популяция на Печоре была полностью уничтожена.
  • Верховья рек Печоры, Илыча и их притоки очень богаты рыбой. Особо стоит отметить популяцию хариуса и тайменя. Кроме этого в водах Печоро-Илычского заповедника много налимасигаязя, гальяна и других видов рыб.

ЛОСЕФЕРМА

  • Первая в мире опытная лосиная ферма была организована в СССР в 1949 году при Печоро-Илычском заповеднике. И она до сих пор действует!
    Лосиная ферма на Печоре была создана для того, чтобы проверить опытным путем возможность создания из лося нового вида домашнего животного специально для таежной зоны.

  • Настоящий экотурист из природы кроме впечатлений ничего не забирает. А в память о нашем путешествии я хочу  предложить вам сделать карманную книжку-памятку (покетмод) 
  • Эта книжка поможет вам вспомнить и рассказать другим о Печоро-Илычском заповеднике.

Дети работают совместно с учителем, с заготовкой по схеме (Слайд 25) над созданием карманной книжки.

  • А теперь в завершении нашей встречи давайте проголосуем за дружбу.

Учащиеся поднимают руку.

  • Заповедникам нужны друзья?
  • Другом может стать каждый?
  • От дружбы с природой выигрывают все?

  • Предлагаю сделать фото на память о нашем путешествии с нашими карманными книжечками.

Интернет – ресурсы:

  1. Мультфильм «История создания заповедников»

https://www.youtube.com/watch?v=CeNuBqwPRKs&feature=emb_logo 

  1. Мультфильм  «Что такое заповедник?»

https://www.youtube.com/watch?v=A-Tdp5PIKQ0 

  1. Фото «Баргузинский заповедник»

https://cdn.fishki.net/upload/post/2016/06/02/1969786/ab34efb40b3772fd783172daadfb29cb.jpg 

  1. Схема сборки карманной книжечки-памятки (покетмода) https://fsd.multiurok.ru/html/2019/05/23/s_5ce680e563ad9/img12.jpg 
  2. Фото «Баргузинский соболь»

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2017/09/14/k_59bac73461d4f/img_user_file_59bac734d7446_4.jpg 

  1. Видео «Красоты Печоро-Илычского заповедника»

https://www.youtube.com/watch?v=k8Vep_aR32c&feature=emb_logo 

  1. Использованы материалы  сайта  www.заповедныйурок.рф

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час для 2 класса "Что такое хорошо, и что такое плохо"

формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;Предполагаемый результат:-расширение понимания значения слова «хорошо» и «плохо», развитие умения отличат...

Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать  плохое от хорошего....

Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие птицы? Кто такие звери" Зоопарк"

Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери? Зоопарк"...

Классный час "Мы такие похожие и такие разные"

Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям...

«Что такое «хорошо» и что такое «плохо» Разговор – импровизация

- В нашей жизни вокруг нас ходят два существа "Плохо" и "Хорошо".- Вот и сегодня мы с вами поведём наш разговор на тему:  "Что такое хорошо?" и "Что такое плохо?"...

Сценарий классного часа в первом классе «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

Сценарий  классного часа в первом классе«Что такое «хорошо» и что такое  «плохо»Классный час проходит в форме устного журнала. На доске «журнал» иллюстрированный картинками из книги В....