Методическая мастерская. Новые подходы к развитию ученического самоуправления
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Батуева Светлана Александровна

Как учитель начальных классов думаю, что моя обязанность - заложить основы самоуправления в начальной школе, чтобы в среднем и старшем звене дети смогли самостоятельно решать многие вопросы, возникающие в школьной жизни. В младшем школьном возрасте у учащихся можно сформировать активную жизненную позицию, делать это в среднем и старшем звене порой бывает поздно.

Организация ученического самоуправления для младших школьников может быть представлена в виде игровой модели. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novye_podhody_k_razvitiyu_uchenicheskogo_samoupravleniya.docx24.43 КБ

Предварительный просмотр:

Новые подходы к развитию ученического самоуправления

Наши дети – это наша старость.

Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

А.С.Макаренко

Как учитель начальных классов думаю, что моя обязанность - заложить основы самоуправления в начальной школе, чтобы в среднем и старшем звене дети смогли самостоятельно решать многие вопросы, возникающие в школьной жизни. В младшем школьном возрасте у учащихся можно сформировать активную жизненную позицию, делать это в среднем и старшем звене порой бывает поздно.

Организация ученического самоуправления для младших школьников может быть представлена в виде игровой модели. Игра – это не простое развлечение. Игра выполняет в человеческой жизни огромную роль. Она может обучать, развивать и даже воспитывать. Не случайно игровые методики занимают в педагогике одно из самых достойных мест, так как одно из главных правил любой игры – это активность.

Игровая модель позволяет научить самоуправлению. Но получится это только в том случае, если организована такая игра грамотно. Нужно не только написать правила и распределить роли. Нужно грамотно руководить ходом игры: запустить игровые процессы на старте, затем поддерживать интерес к игре и, конечно же, вовремя и удачно её завершить. А главное – сделать так, чтобы ребята не только играли, но и анализировали то, что происходит в игре. Именно это поможет им заметить и оценить первые ростки самоуправления.

Участие в работе ученического самоуправления способствует развитию чувства сопричастности ко всему происходящему в классе, школе, а значит, и к происходящему в стране. Это возможность продемонстрировать уникальность своей личности, накопить опыт общения, преодоления трудностей, испытать ответственность за свои поступки, освоить общественный опыт, научиться сотрудничеству с людьми.

Моя задача, как классного руководителя - научить ученика быть самостоятельным, совершать добрые дела, отвечать за свои поступки, принимать решения, защищать свои права.

Деятельность самоуправления строится на следующих принципах:

  1. Равноправие. Все имеют право решающего голоса при принятии того или иного решения.
  2. Гуманность. Действия самоуправления основываются на нравственности, человеколюбии.
  3. Самодеятельность. Творчество, активность, самостоятельность учащихся.

4. Ответственность. Необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и её результатах перед общим собранием

Мечта любого классного руководителя – создать единый, дружный коллектив. От уровня сплоченности коллектива, от эмоционального настроя класса зависит индивидуальный успех каждого учащегося и удовлетворенность жизнью в школе всех ребят. В дружном коллективе легко работать и самому учителю.

«Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша!»

                                                   А.П.Чехов

Перефразируя, я сказала - бы так: «Если я, как классный руководитель, сделаю всё от меня зависящее для того, чтобы вверенный мне класс стал коллективом, тогда каждому ребенку будет более комфортно в школьной среде, он с удовольствием будет идти в школу к своим одноклассникам, и, возможно, я сделаю его чуточку счастливее в этом мире».

Структура органов самоуправления гибкая и вариативная.

Высший орган самоуправления - классное собрание. В его работе участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов привлекаются и родители обучающихся.

«Контролирующим» органом классного самоуправления является родительский комитет. Функции родительского комитета:

- принимает активное участие в решении различных вопросов жизни класса;

- оказывает классному руководителю помощь в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса;

- решает вопросы финансового обеспечения классных мероприятий;

- организует и проводит индивидуальную работу с семьями обучающихся.

Широко распространены такие игровые модели, как «Портфель министров» и «Система чередования творческих поручений». Опыт показывает, что технология организованного общения младших школьников будет результативна, если классный руководитель сумеет обеспечить ряд важных педагогических условий:

- организацию взаимодействия микрогрупп в классе;

- создание ситуаций успеха как для отдельных детей, так и для микрогрупп, и для всего класса;

- предоставление детям возможности свободного выбора значимой для них деятельности, форм ее организации и общения.

В классе тайным голосованием на собрании избираются:

Президент (т.е командир класса), премьер – министр (староста), министерство образования (учебный сектор), министерство культуры (культмассовые сектора), министерство природоохраны (цветоводы, трудовики), министерство СМИ (редколлегия), министерство здравоохранения (старший дежурный)

Президент- направляет и контролирует все министерства, в случае необходимости  принимает участие в работе всех органов самоуправления.

Премьер – министр организует и проводит мероприятия по гражданско-патриотической тематике, организует поздравление ветеранов, обеспечивает участие класса в проводимых школой акциях милосердия и прочих акциях. организацию дежурства по школе.

Министерство здравоохранения- фиксирует пропуски занятий учащимися, собирают информацию о заболеваемости учащихся класса, следят за чистотой в кабинете, организуют проветривание кабинета, проводят зарядку и физминутки на уроках.

Министерство культуры- учащиеся с хорошо развитыми литературными способностями, умением и желанием разрабатывать праздничные мероприятия в классе, подготовка номеров самодеятельности для общешкольных мероприятий, готовят некоторые информационные мероприятия в классе.

Министерство – образования отвечает за посещаемость, самоподготовку учащихся, контролирует выполнение домашнего задания. Принимает участие в подготовке тематических вечеров, предметных недель, конкурсов, викторин.

Министерство природоохраны- формирует команду для участия в школьных соревнованиях, проведении «Дня Здоровья», организует спортивные мероприятия в классе, Принимает активное участие в организации трудового воспитания, проведении трудовых десантов, субботников.

Министерство СМИ- контролирует выпуск учащимися класса газет и плакатов к знаменательным датам и праздникам, выпуск предметных газет, отражает итоги жизнедеятельности учащихся, осуществляет контроль за содержанием и периодичностью смены информации на классных стендах. Работают с интернет источниками, регулярно пополняют информацией блог класса, где отражена работа и достижения коллектива.

Ежемесячно на классных собраниях подводятся итоги работы министерств, выявляются положительные и отрицательные моменты их деятельности.

Суть методики «Чередования творческих поручений» в том, что дети, по желанию, распределяются в группы, для которых классный руководитель определяет свое направление деятельности. Обычно формируются 4 группы, которые сменяют свой состав в конце каждой четверти. В классе, например, это группы «Помогай-ка» (осуществляет дежурство по классу), «Затейник» (организует занятость детей на перемене), «Журналисты» (работает над еженедельником «Всякая всячина») и «Сюрприз» (организует мини-концерты для поздравления именинников).

В конце четверти подводится итог работы каждой группы на  часе общения «Кому мы скажем спасибо?». Здесь же формируется новый состав групп. Методика позволяет познакомиться с широким диапазоном направлений деятельности и дает возможность ребенку попробовать себя в них.

Результат достигается за счет того, что ребята свободны в выборе поручения на четверть, но при этом все поручения должны быть выполнены хотя бы один раз, что в ненавязчивой форме принуждает ребят к самостоятельному планированию своей деятельности.

Особое внимание нужно уделить созданию системы поощрений за качественное выполнение тех или иных обязанностей. Это поможет формированию мотивов общественно-полезного труда.

А главное – сделать так, чтобы ребята не только играли, но и анализировали то, что происходит в игре. Именно это поможет им заметить и оценить первые ростки самоуправления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развития ученического самоуправления в начальных классах в условиях сельской малокомплектной школы.

Современная школа не может заниматься только обучением, она должна научить  ребёнка  быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Сегод...

Технология развития ученического самоуправления в начальных классах в условиях сельской малокомплектной школы.

Современная школа не может заниматься только обучением, она должна научить  ребёнка  быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Сегод...

Технология развития ученического самоуправления в начальных классах

Современная школа не может заниматься только обучением, она должна научить  ребёнка  быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Сегод...

Описание опыта и системы работы по теме «Развитие ученического самоуправления в детском коллективе»

Задача учителя – это не только научить знаниям, но и помочь каждому ребенку стать полноценным членом общества, обрести навыки общения, активной жизненной позиции, ответственности за свои поступки, дей...

Роль педагога в организации и развитии ученического самоуправления в классе

Презентация на тему Роль педагога в организации и развитии ученического самоуправления....

РОЛЬ ПЕДАГОГА В ОРГАНИЗАЦИИ И РАЗВИТИИ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

РОЛЬ ПЕДАГОГА В ОРГАНИЗАЦИИ И РАЗВИТИИ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ...