Технология развития ученического самоуправления в начальных классах
статья по теме
Современная школа не может заниматься только обучением, она должна научить ребёнка быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Сегодня наши дети учатся, а завтра станут взрослыми и начнут самостоятельно жить. Ученики приходят в школу не только за знаниями, а для того, чтобы готовиться к жизни. И важную роль в этом играет ученическое самоуправление.
Школа должна меняться, идти в ногу со временем, соответствовать потребностям общества, что прямо указано в Законе «Об образовании». Так, согласно статье 22 закона, основной целью общего среднего образования является обеспечение духовного и физического становления личности, подготовка молодого поколения к полноценной жизни в обществе, воспитание достойного гражданина России.
Концепция модернизации российского образования в развитии российского общества. В этом документе отмечается, что: «Школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности…», «..обществу нужны люди, которые способны самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, её социально-экономическое процветание…»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologiya_razvitiya_uchenicheskogo_samoupravleniya_v_nachalnykh_klassakh_gbou_sosh_s.doc | 109.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Казанцева Марина Николаевна
ГБОУ СОШ с. Чувашское Урметьево
Учитель начальных классов, первой категории
Технология развития ученического самоуправления
в начальных классах в условиях сельской малокомплектной школы.
Современная школа не может заниматься только обучением, она должна научить ребёнка быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Сегодня наши дети учатся, а завтра станут взрослыми и начнут самостоятельно жить. Ученики приходят в школу не только за знаниями, а для того, чтобы готовиться к жизни. И важную роль в этом играет ученическое самоуправление.
Школа должна меняться, идти в ногу со временем, соответствовать потребностям общества, что прямо указано в Законе «Об образовании». Так, согласно статье 22 закона, основной целью общего среднего образования является обеспечение духовного и физического становления личности, подготовка молодого поколения к полноценной жизни в обществе, воспитание достойного гражданина России.
Концепция модернизации российского образования в развитии российского общества. В этом документе отмечается, что: «Школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности…», «..обществу нужны люди, которые способны самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, её социально-экономическое процветание…»
Как воспитать таких людей? Необходимо создать адаптивные условия обучения и воспитания в учреждении для активной деятельности учащихся. Это возможно только при самоуправлении. Развитие ученического самоуправления является одним из основных направлений воспитательной системы школы. Самоуправление способствует формированию саморазвивающейся личности, воспитывает у школьников гражданственность, стимулирует ребёнка к социальному творчеству, умению совершенствовать себя в интересах общества.
Самоуправление невозможно внедрить административным путём, также оно не возникает стихийно. Необходимо стимулировать самоуправление, обучая учащихся, вызывая у них потребность в саморегулировании.
Ситуация осложняется в данный момент тем, в сельских школах зачастую приходится работать с несколькими классами, так как наполняемость классов в последнее время сильно уменьшилась. Такая же сложная ситуация сложилась и в нашей, ГБОУ СОШ с.Чувашское Урметьево. Работая более 30 лет в начальной школе с двумя классами-комплектами, где 2-3 ученика в классе, очень сложно организовать творческие дела, мероприятия. Я убедилась, что нужно объединиться в один коллектив, который называется городок «Солнечный». Встал вопрос об организации ученического самоуправления нового вида, так как старая структура стала неинтересной для учащихся и для нас учителей начальных классов. В ходе познавательной деятельности и практической деятельности дети постигают смысл формулы самостоятельности: «Чтобы стать самостоятельнее, я должен видеть свою цель, планировать её достижение, выполнять задуманное, делать выводы и оценивать результат. Сразу я не стану самостоятельным: сначала буду за кем-то повторять, следовать примеру, потом сделаю по-своему, дополню чем-то своим, а затем научу кого-нибудь тому, что умею сам».
В 2012-2013 учебном году в начальных классах с 1 по 4 класс обучаются 9 учеников. Я свои усилия направляю на создание такой воспитательной системы, целью которой является развитие самодеятельных и самоуправленческих начал в коллективе, способствующих становлению самостоятельной и творческой личности младшего школьника. Воплощение данной цели предполагает планомерное освоение первоклассником азбуки организаторского мастерства, формирование реально действующего самоуправления в классе на примере более старшего, 4 класса, т.е. работают под девизом «Делай как я». На следующий год работа продолжается уже на более высоком уровне самостоятельности, уже под девизом «Вместе лучше». Так жители городка «Солнечный» живут и занимаются определённым видом деятельности. В городке действует система чередования поручений, чтобы каждый ребёнок попробовал себя. Свои силы и возможности в различных ролях и видах деятельности. Смена поручений с обязательным подведением итогов коллективного и индивидуального их выполнения происходит на коллективном классном собрании, которое проводится один раз в четверть. Здесь дети учатся анализировать и оценивать работу друг друга и свою собственную. Вся деятельность жителей городка «Солнечный» отражается на стендах. Каждый житель, в зависимости от того, какое участие принимал он в жизни городка, получает поощрительные значки: «Самый активный», «Книголюб», «Спортсмен-рекордсмен», «Друг Мойдодыра» и т.д. В конце года определяется «Ученик года», составляется «Книга рекордов нашего класса». Все ученики начальных классов ведут портфолио.
Работая с коллективом, по этой системе я ещё раз убедилась в том, что без самоуправления коллектива, невозможно подлинное развитие личности в нём. Детей объединяет их отношения, которые возникают именно в деятельности, в общении, во взаимодействии и которым необходимы три стороны, три силы, три полюса (Дети, родители, учителя), которые образуют поле воспитания. Дети стали более ответственными, организованными, самостоятельными.
Самоуправление в коллективе возможно, более того оно необходимо, ведь по большому счёту мы сможем воспитать детей своей собственной жизни только в том случае, если в самом начале жизни наши воспитанники почувствуют, поймут, убедятся, что они что-то могут, на что-то способны, что они свободны в организации своего бытия.
Главной целью нашего образовательного учреждения является создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования в рамках ФГОС второго поколения, и формирование творческой индивидуальности личности школьника в условиях развивающейся новой образовательной среды. Школьная жизнь наших воспитанников освещается на Интернет-порталах http://www.odnoklassniki.ru/www.chuvschool.ucoz.ru/albums, на сайте Про школу http://www.proshkolu.ru/org/124-039/ по этим ссылкам можно посмотреть образовательно-воспитательную среду нашей сельской малокомплектной школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология развития ученического самоуправления в начальных классах в условиях сельской малокомплектной школы.
Современная школа не может заниматься только обучением, она должна научить ребёнка быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Сегод...
Технология развития ученического самоуправления в начальных классах в условиях сельской малокомплектной школы.
Современная школа не может заниматься только обучением, она должна научить ребёнка быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Сегод...
Презентация "Технология развития критического мышления в начальных классах".
В презентации представлены некоторые методические приёмы технологии развития критического мышления в начальных классах: кластер («гроздь»), чтение с остановками, «толстые» и «тонкие» вопросы, «обложка...
Ученическое самоуправление в начальных классах
В статье дается определение ученического самоуправления. Подробно рассматриваются цели: содействие развитию ребенка, формирование детского коллектива как команды, формирование у учащихся готовности к ...
Роль педагога в организации и развитии ученического самоуправления в классе
Презентация на тему Роль педагога в организации и развитии ученического самоуправления....
Модель технологии развития рефлексивных умений учащихся начальных классов в процессе работы над текстами
Начальное образование- период активного становления собственного «Я», формирования мировоззрения, самооценки, уверенности в себе. В этом возрасте учащиеся затрудняются в написании изложения, сочинения...
Статья "СИСТЕМА УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗНОСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И РАСКРЫТИЯ ИХ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА"
В статье рассказвается о системе самоуправления в отдельно взятом классе, ее особенностях, а также о трудностях, с которми столкнулся педагог. Представлены результаты....