Описание опыта и системы работы по теме «Развитие ученического самоуправления в детском коллективе»
материал на тему
Задача учителя – это не только научить знаниям, но и помочь каждому ребенку стать полноценным членом общества, обрести навыки общения, активной жизненной позиции, ответственности за свои поступки, действия, ощутить себя значим, нужным другим людям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_sistemy_i_opyta_raboty.doc | 392.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ № 31 с углубленным изучением предметов
художественно-эстетического профиля»
город Нижневартовск, ХМАО-Югра
Всероссийский конкурс
«Воспитать человека»
Описание опыта и системы работы по теме
«Развитие ученического самоуправления в детском коллективе»
Юркина Светлана Владимировна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 31 с углубленным изучением предметов
художественно-эстетического профиля»
2014 год
Описание опыта и системы работы по теме
«Развитие ученического самоуправления в детском коллективе»
Задача учителя – это не только научить знаниям, но и помочь каждому ребенку стать полноценным членом общества, обрести навыки общения, активной жизненной позиции, ответственности за свои поступки, действия, ощутить себя значим, нужным другим людям. В этом заключается мое педагогическое кредо и гражданская позиция. За 26 лет работы в школе научилась по лицам и взглядам ребят читать их мысли, чувствовать эмоции, жить одной с ними жизнью, поэтому набирая 1 класс, каждый раз начинаю с главного, а именно, с создания условий, в которых бы классный коллектив стал настоящим, теплым, комфортным домом для моих детей. Я понимаю, что классный коллектив - это живой организм, в котором должны совмещаться учеба, воспитание, получение радости от прихода в школу. Вместе со своими воспитанниками и их родителями ищу наиболее эффективные способы организации и управления жизнью детского коллектива.
Как научить каждого ребёнка быть самостоятельным, ответственным, имеющим своё мнение и в то же время уважающим мнение другого человека? Чтобы добиться этого, я стараюсь довести до сознания детей, что общий успех, общая радость зависят от личного участия каждого во всём, чем живёт он сам, его товарищи и класс в целом.
Дети приходят из детских садов активные, с желанием принимают участие во всех мероприятиях, но с другой стороны, они слишком малы, чтобы организовать классное самоуправление. Стоит ли уже в начальной школе выстраивать самоуправление? Насколько целесообразно это делать?
Не сомневаюсь в том, что эта работа просто необходима. Все самые важные жизненные ценности закладываются в раннем возрасте, поэтому необходимо создавать постепенное, поэтапное, разумное и целенаправленное развитие ученического самоуправления. И начинается все с простейшей формы самоуправления – классного собрания, на котором объясняю, что все мы большая семья, в которой у каждого должны быть свои права и обязанности. Мы составляем свой свод правил, кодекс чести, узнаем, о чем ребята мечтают, кем хотят стать в будущем. В итоге приходим к выводу, что у нас настоящее детское государство со своими учителями, врачами, биологами, музыкантами, художниками… А кто бы хотел прямо сейчас попробовать себя в этой роли? Конечно, все!
Ученики начальной школы очень любят выполнять в классе различные поручения. Они чувствуют себя значимыми, нужными, ждут возможности проявить себя. Вместе с родителями мы придумываем тот образ классной семьи, в которой нам придется жить. Раньше были командиры, звездочки, сектора, группы, а сейчас мы создаем города, которыми управляют мэры, дума, министерства. Так ребята узнают устройство государства, города, в котором живут. Ребята сами определяются в группы, выбирают мэра и определяются, в каком министерстве им интереснее работать. При этом я никогда не забываю, что эта деятельность для детей это не просто игра, а модель их будущего поведения в обществе. Вместе выбираем названия городов, девиз работы города и министерств в отдельности (девиз может меняться по желанию, по срокам, по интересам, в зависимости от цели, которую ставим).
Поскольку дети маленькие, поэтому у каждого министра есть свой советник из числа родителей. Они помогают освоить управленческие навыки и распределить обязанности в совместной деятельности в определенном министерстве, наладить отношения. Все это согласовывается на родительско - ученической конференции. Так для каждого ребенка находится своя общественно значимая работа, которая меняется в зависимости от интересов. Ребенок должен быть всегда в состоянии поиска, чтобы раскрыть себя, найти свое признание и самореализоваться. При этом важно, как организовать деятельность ребят, чтобы воспитание было незаметным, а как бы простым образом жизни?
Нужно подойти так к работе с ученическим самоуправлением, чтобы развитие самостоятельности, активности и коммуникабельности ребят шло КЛАССНО! НА УРА! Опыт показал, что организация деятельности ребят и родителей через создание и реализацию социальных, творческих проектов – один из эффективных способов развития самоуправления. Данный метод является основой развития ученического самоуправления в любом возрастном коллективе.
Организация любой деятельности должна решать определенные цели. Основная цель классного руководителя:
- создать условия для социализации учащихся через ученическое самоуправление;
- совершенствовать все формы воспитания: нравственно – эстетического, интеллектуально – познавательного, гражданско – патриотического направлений;
- совершенствовать процесс предоставления учащимся дополнительных возможностей для самоопределения и самореализации в личностно и общественно значимой деятельности в классном коллективе и в образовательном пространстве школы через:
- реализацию значимых социальных проектов на школьном уровне;
- систему творческих дел общешкольного уровня и на уровне класса.
Суть работы заключается в том, чтобы развивать самостоятельность членов ученического коллектива в принятии и реализации решений.
На практике важно раскрыть и реализовать организаторские и творческие способности учащихся и помочь им ощутить свою значимость и причастность к решению вопросов и проблем класса.
Для себя я установила следующие критерии оценки эффективности воспитательной работы: планирование, анализ, контроль, регулирование, оценка и самооценка.
Какой результат я ожидаю? Высокий уровень сформированности общеучебных умений и навыков: учебно-управленческих, учебно-логических, учебно-информационных.
Определила следующие принципы ученического самоуправления, на которых строю свою работу в начальной школе уже не первый год: равноправие, выборность, откровенность и гласность, законность, целесообразность, гуманность, самодеятельность и ответственность.
Педагогическое управление своим классом, неразрывно связываю с взаимодействием с ученическим самоуправление, с соблюдением меры детской самостоятельности, потребностью детей советоваться со мною, планирование дел в классе осуществляю с непременным привлечением к этому своих воспитанников.
Для того чтобы понять, как организовать ученическое самоуправление в классном коллективе, разработала модель развития самоуправления в детском коллективе, структуру самоуправления и основные функции ученического самоуправления. Данная модель, структура и функции воспитанников соответствуют уровню подготовки детей моего класса.
Модель развития самоуправления в ученическом коллективе:
- Определение цели деятельности
- Принятие цели деятельности (коллективное обсуждение целей)
- Постановка управленческой проблемы.
- Коллективное обсуждение решения (выбор вариантов).
- Принятие решения (оценка вариантов).
- Реализация решения (организаторская деятельность).
- Коллективное подведение итогов (оценка своих возможностей).
Структура самоуправления:
Мэр города
министерства
Министерство знаний
Министерство культуры
Министерство спорта
Министерство права
Министерство художеств
Министерство здравоохранения
Функции ученического самоуправления в детском коллективе:
1.Рассматривает и утверждает перспективный план деятельности органов самоуправления.
2. Решает вопросы, связанные с участием учащихся в управлении класса.
3. Вырабатывает и формирует предложения ребят по совершенствованию работы.
4. Рассматривает и утверждает положения, памятки, инструкции, регулирующие внутреннюю деятельность учащихся в коллективе.
5. Заслушивает отчеты и информацию, оценивает результаты деятельности органов самоуправления.
В своей работе использую следующие методы работы ученического самоуправления: проектирование, словесный, наглядный, активные методы обучения, игра; формы: индивидуальные консультации, отслеживание применения различного рода рекомендаций всеми участниками образовательного процесса, привлечение к самоуправлению через поручения, анализ и контроль, вовлечение учащихся во внеурочную деятельность через сотрудничество с «партнерами».
Партнеры классного руководителя: родительский комитет, учителя - предметники, центры дополнительного образования, музей, Центр национальных культур, библиотеки и т.п. Взаимодействие с партнерами позволяет проводить мероприятия с целью расширения кругозора, воспитания любви к Родине и обучения способам конструктивного взаимодействия.
На каждый учебный год составляю индивидуальный план работы «Ученическое самоуправление в детском коллективе на учебный год».
На классном собрании (классное собрание - это высший орган самоуправления в ученическом коллективе, где воспитанники учатся общению, сотрудничеству, самостоятельности и ответственности), которое проходит каждую четверть.
В начале каждого учебного года совместно с ребятами разрабатывается план работы каждого министерства на учебный год (приложение 1).
Два раза в месяц каждое министерство рассказывает о проделанной работе на классном собрании. Результаты работы вывешиваются в классный уголок. В своем детском коллективе практикую не только собрания, но и короткие «оперативки» (10-15 минут). Такая форма сделала классные собрания действительно важнейшей формой коллективного самоуправления.
В своей работе использую основные документы, регулирующие функционирование ученического самоуправления в детском коллективе: Устав школы, Гимн школы, клятву ученика МБОУ «СОШ № 31 с УИП ХЭП» и клятва учеников хореографического класса.
Чтобы ученическое самоуправление развивалось, необходимо этим процессом управлять, а значит отслеживать, оценивать, вносить коррективы. Для этого я использую апробированные диагностики. Результаты изучения нравственной самооценки (лаборатория воспитания нравственно-эстетической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО) показали, что у всех воспитанников сформирована достаточно нравственная самооценка.
Уровни/год, класс | 2010-11 1 кл. | 2011-12 2 кл. | 2012-13 3 кл. | 2013-14 4 кл. |
Высокий уровень | 3 ч. | 5 ч. | 8 ч. | 11 ч. |
Средний уровень | 9 ч. | 10 ч. | 12 ч. | 10 ч. |
Ниже среднего уровень | 12 ч. | 10 ч. | 6 ч. | 5 ч. |
Низкий уровень | 2 ч. | 1 ч. | 0 ч. | 0 ч. |
Не следует, однако, думать, что положительные качества личности будут воспитываться у детей стихийно, сами по себе, стоит лишь ввести в детском коллективе самоуправление. Там, где педагоги устраняются от серьёзной работы с ученическим самоуправлением, возможны воспитательные результаты совершенно противоположные ожидаемым. В нашей школе педагоги оказывают помощь различным министерствам самоуправления. Педагоги изобразительного искусства, хореографии, музыки и физкультуры помогают министерствам культуры, художеств и спорта, классный руководитель и библиотекарь школы – министерствам знаний и права.
Мои воспитанники последовательно и четко выполняют правила ученика, разработанные в школе. Это организует и дисциплинирует учащихся. «Правила» стали теми нормами поведения, за которые борется сам детский коллектив и каждый воспитанник. Работа над правилами для учащихся постоянно проводится министерством права и классным руководителем. Мною проводится игра «Каков я в школе», беседы, в конце каждого учебного года проводятся диагностики «Отношение к жизненным ценностям» и «Нравственная мотивация», разработанные лабораторией воспитания нравственно-эстетической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО
Результаты диагностики «Отношение к жизненным ценностям»
Уровни / Год, класс | 2010-11 1 кл. | 2011-12 2 кл. | 2012-13 3 кл. | 2013-14 4 кл. |
Средний | 7 ч. | 11 ч. | 13 ч. | 16 ч. |
Ниже среднего | 13 ч. | 11 ч. | 14 ч. | 10 ч. |
Низкий | 6 ч. | 4 ч. | 0 ч. | 0 ч. |
Результаты диагностики «Нравственная мотивация»
Уровни / Год, класс | 2010-11 1 кл. | 2011-12 2 кл. | 2012-13 3 кл. | 2013-14 4 кл. |
Высокий | 6 ч. | 14 ч. | 19 ч. | 23 ч. |
Средний | 16 ч. | 10 ч. | 8 ч. | 4 ч. |
Низкий | 3 ч. | 1 ч. | 0 ч. | 0 ч. |
Развитие детской самодеятельности предполагает также широкое привлечение учащихся к самообслуживанию, которое не только усиливает и поддерживает материально-хозяйственную базу коллектива и его жизнеспособность, но и решает ряд насущных задач воспитания. Привычки и навыки самостоятельного труда, бережное, хозяйское отношение к общественной собственности рождаются как раз в совместных коллективных усилиях по самообслуживанию. Ребята сами планируют субботники, постоянно следят за сохранностью мебели и инвентаря, наблюдают, как в классе проходит дежурство.
Невозможно переоценить значение культурно-массовой работы в воспитании, как отдельных личностей, так и коллектива в целом. Роль классного самоуправления тут прослеживается особенно отчетливо. Ребята принимают участие в планировании мероприятий, высказывают свои предположения по поводу того, как их можно провести. Добиваясь победы своего коллектива в соревновании с другими детскими коллективами, мои воспитанники на практике борются со всеми недочетами, активно поддерживают и поощряют все лучшее, начиная со своих товарищей (конкурс «Самый умный ученик», предметные Брейн-ринги, конкурс «Мисс осень», конкурс новогодних газет, ярмарка «Золотая осень», оформление уголков по предметным неделям, спортивные эстафеты и др.)
На протяжении учебной и внеучебной деятельности у учащихся формируются способности к самореализации, самообразованию, самовыражению, самоуправлению. Это находило свое отражение в творческих работах (газеты к праздникам и юбилею города «35-летие города Нижневартовска», «75 и 80 - летие ХМАО», «День рождения школы»), памятках («Личная гигиена», «Противопожарная безопасность», «Вредные привычки», «Правила поведения в школе»), проектных работах («Красота спасет мир», «В здоровом теле – здоровый дух», «Весенние странички»); в исследовательских работах («Мода на все времена», «Человек и космос», «Люди и краски», «Секрет школьного успеха», «Мы в ответе за тех, кого приручили», «Вода без границ»). В процессе творческой деятельности у учащихся появляется внутреннее вознаграждение от самого процесса работы, возрастает самоуважение, признание со стороны окружающих, ожидание успеха при защите проектов.
Направления /год, класс | 2010-11 1 кл. | 2011-12 2 кл. | 2012-13 3 кл. | 2013-14 4 кл. |
Творческие работы | 88% | 100% | 100% | 100% |
Учебные и исследовательские проекты | 38% | 64% | 74% | 100% |
К выходу из начальной школы у учащихся сохранен устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению предметов (приложение 2). Они готовы преодолевать трудности в процессе познания, проявлять интеллектуальную активность. На протяжении всех лет обучения детей занимаюсь формированием общеучебных умений и навыков с целью научить учащихся ставить реальные, значимые для себя цели, умение организовывать свою деятельность, умение высказывать свою точку зрения, аргументировать ее, умение работать в паре, группе, умение договариваться, контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность своих одноклассников. Это подтверждает и высокий уровень сформированности общеучебных умений и навыков:
умения и навыки/ Год, класс | 2010-11 1 кл. | 2011-12 2 кл. | 2012-13 3 кл. | 2013-14 4 кл. | ||||||||
Уровни | В.у. | С.у. | Н.у. | В.у. | С.у. | Н.у | В.у | С.у. | Н.у | В.у | С.у | Н.у |
Учебно-организационные | 20% | 64% | 16% | 28% | 68% | 4% | 52% | 48% | 0% | 62% | 38% | 0% |
Коммуникативные | 20% | 68% | 12% | 32% | 68% | 0% | 48% | 52% | 0% | 58% | 42% | 0% |
Учебно-информационные | 12% | 54% | 34% | 25% | 62% | 13% | 54% | 42% | 4% | 62% | 38% | 0% |
Учебно-интеллектуальные | 14% | 66% | 20% | 26% | 66% | 8% | 34% | 66% | 0% | 54% | 46% | 0% |
Мои воспитанники являются участниками городских социально – значимых проектов: 1. фестиваль детского, юношеского и молодежного творчества «Самотлорские роднички»;
2. акций «Нижневартовск – город наш» и «Чистый город»;
3. конкурса, объявленного парком «Сибирские Увалы» - «Фауна Сибири»;
4. конкурса от Почты России - «Поздравь маму и папу»;
5. конкурса «Строим музей сказок» (городская библиотека).
Ребята постоянные участники школьных конкурсов «Радуга творчества», «Самый умный ученик», «Югорский эрудит», концертов, выставок, конкурсов, посвященных памятным датам.
Направления/ Год, класс | 2010-11 1 кл. | 2011-12 2 кл. | 2012-13 3 кл. | 2013-14 4 кл. |
Спорт | 25% | 30% | 55% | 88% |
Творческие конкурсы | 50% | 66% | 74% | 100% |
Концерты | 37% | 54% | 68% | 100% |
Интеллектуальные конкурсы | 16% | 28% | 38% | 54% |
В классе преобладает атмосфера удовлетворённости результатами совместных дел. Мероприятия в классе и школе проходят занимательно и успешно. Ребята умеют сотрудничать и настроены на выполнение дел позитивно и дружелюбно. В любом деле между учениками царит согласие. Конфликтных ситуаций не возникает. Грамотный выход из конфликтной ситуации возможен тогда, когда я как классный руководитель «чувствую ученика», способна переживать, могу представить себя в создавшейся ситуации.
Микроисследование «Атмосфера в классе»
1 место – дружелюбие
2 место – согласие
3 место – теплота
4 место – успешность
5 место - увлеченность
Главное назначение классного руководителя – поддержание положительной инициативы учащихся. Акцент делается на помощь в самоорганизации. Разнообразная деятельность организована по различным направлениям: нравственно – правовая культура учащихся, познавательная, эстетическое, физическое развитие, трудовое и экономическое воспитание, создание условий для познания самого себя, а также свободное общение учащихся, т.е. досуг. При выполнении любого вида деятельности ребята придерживаются «Закона трёх «сами»:
- «сами ищем дело»,
- «сами планируем и осуществляем его»,
- «сами подводим итоги» на основе коллективного анализа.
Сохранение и укрепление традиций школы и семьи организую через проведение:
- выставки «Семейные умельцы»,
- мастерской Деда Мороза «Новогодняя игрушка»,
- круглого стола «Моя помощь по дому»,
- спортивного праздника «Папа, мама и я – спортивная семья»,
- конкурса рисунков «Дом родной, живу я в нем. Это самый лучший дом»,
- участие в традиционных школьных мероприятиях и конкурсах.
Активное участие родители принимают в классных и школьных делах (организовывают праздники и выезды на базы отдыха для ребят, в родительских собраниях, всеобуче и днях открытых дверей).
Участие родителей в делах класса и школы
направления/ год, класс | 2010-11 1 кл. | 2011-12 2 кл. | 2012-13 3 кл. | 2013-14 4 кл. |
Классные дела | 36% | 42% | 85% | 100% |
Школьные дела | 14% | 38% | 64% | 86% |
Проектная деятельность
Для достижения единой цели, выполнению общих учебных задач с учетом индивидуальных способностей ребенка в урочной и внеурочной деятельности, ведется факультатив «Творческая проектная деятельность» (приложение 3). Проектная деятельность способствует развитию художественно - эстетического мышления младших школьников, формированию навыков работы в малых группах, навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой, самоопределению учащихся в глазах сверстников и родителей. Ребята с желанием принимают активное участие в конкурсах детских проектов школьного, городского, межрегионального и всероссийского уровней и являются активными членами школьного научного общества «Эврика». С 2011 по 2014 учебный год в конкурсах исследовательской проектной деятельности разного уровней приняли участие 19 учеников из 25 учащихся класса.
Год/ уровень | Школьный уровень | Место | Городской уровень | Место | Региональный уровень | Место | Всероссийский уровень | Место |
2011 1 кл. | «Ученик года» | 2 | «Я-гражданин России» | Участие | «Грани познания» | 1 | «Человек на Земле» | Лауреаты |
3 конкурс молодежных проектов по экологической проблеме | Участие | |||||||
Фестиваль «Портфолио» | Участие | |||||||
«Ученик года» | Участие | |||||||
2012 2 кл. | НОУ | 1 | «Открытие мира» | Участие | Интернет-конкурс педагогического творчества | 2 | ||
«Лучшее портфолио» | 1 и 2 | Конференция исследовательских и проектных работу уч-ся | Лауреаты | |||||
2013 3 кл. | «Грани познания» | 1 | ||||||
2014 4 кл. | «Открытие мира» | 1 |
Отсутствие правонарушений у учащихся
В течение всей педагогической деятельности учащиеся не состояли на внутришкольном контроле и городском учёте в органах внутренних дел.
Развитие самоуправления в классе
Главной целью работы является формирование у учащихся готовности к участию в управлении обществом, развитие готовности ребенка к самореализации, самоопределению и самосовершенствованию, через демократизацию жизни классного коллектива. Главным фактором в решении этой задачи является самостоятельность членов ученического коллектива в принятии и реализации решений. Практическая значимость работы будет определяться через раскрытие реализованных организаторских и творческих способностей учащихся, путём планирования, анализа, контроля, регулирования, оценки и самооценки.
Методики/ Год, класс | 2010-11 1 кл. | 2011-12 2 кл. | 2012-13 3 кл. | 2013-14 4 кл. | ||||||||
Уровни | В.у. | С.у. | Н.у. | В.у. | С.у. | Н.у. | В.у. | С.у. | Н.у. | В.у. | С.у. | Н.у. |
Определение уровня самоуправления в ученическом коллективе (профессор М.И.Рожков) | 16% | 54% | 30% | 28% | 62% | 10% | 44% | 66% | 0% | 58% | 42% | 0% |
Мотив участия в делах классного и общешкольного коллектива (методика О.В. Лишина) | 0% | 54% | 46% | 30% | 62% | 8% | 41% | 59% | 0% | 54% | 46% | 0% |
«Акт добровольцев» (профессор Л.В.Байбородова) | 34% | 50% | 16% | 30% | 62% | 8% | 66% | 34% | 0% | 84% | 16% | 0% |
Выявление коммуникативных склонностей учащихся (составлена на основе материалов пособия Р.В. Овчаровой) | 10% | 42% | 48% | 26% | 54% | 20% | 34% | 66% | 0% | 48% | 52% | 0% |
Методика/ Год, класс | 2010-11 1 кл. | 2011-12 2 кл. | 2012-13 3 кл. | 2013-14 4 кл. | ||||||||
Уровни | Все | Половина | Никто | Все | Половина | Никто | Все | Половина | Никто | Все | Половина | Никто |
Выявление мотивов участия уч-ся в делах классного и общешкольного коллектива (модефицированный вариант методики О.В. Лишина) | 68% | 20% | 12% | 88% | 12% | 0% | 100% | 0% | 0% | 100% | 0% | 0% |
Методика/ Год, класс | 2010-11 1 кл. | 2011-12 2 кл. | 2012-13 3 кл. | 2013-14 4 кл. | ||||||||
Уровни | Привлекает сильно | Привлекает слабо | Не привлекает | Привлекает сильно | Привлекает слабо | Не привлекает | Привлекает сильно | Привлекает слабо | Не привлекает | Привлекает сильно | Привлекает слабо | Не привлекает |
Изучение мотивов участия школьников в деятельности (профессор Л.В. Байбородова) | 20% | 60% | 20% | 54% | 38% | 8% | 80% | 16% | 4% | 100% | 0% | 0% |
Как классный руководитель создаю условия для реализации детьми своих интересов и возможностей в областях: учебно-развивающей, спортивно – массовой, художественно-эстетической, экологической. Ребята с желанием посещают кружки и факультативы, активно участвуют в днях Здоровья и традиционном школьном конкурсе «Радуга творчества».
Спортивно – массовое направление.
Основным направлением работы стало здоровье детей. Работа по воспитанию у школьников сознательного отношения к охране и укреплению своего здоровья вводится поэтапно через внеклассную работу (1 этап (1 и 2 классы) – ознакомление с основными понятиями и представлениями; 2 этап (3 и 4 классы) – углубленное изучение).
Приобщение к спорту и пропаганда здорового образа жизни это санитарно – просветительская работа, обучение оказанию первой помощи, С-витаминизация, экскурсии, выходы в природу, Дни здоровья, разучивание народных игр и состязаний, конкурсы «Безопасность на улицах и дорогах», «Безопасное колесо», цикл мероприятий по ПДД, ППБ.
Результатом работы в этом направлении является укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни, применение в повседневной жизни полученных знаний по сбережению своего здоровья.
Направления/ Год, класс | 2010-11 1 кл. | 2011-12 2 кл. | 2012-13 3 кл. | 2013-14 4 кл. |
Военно – спортивные игры к 23 февраля и 9 мая (мальчики) | 30% (все мальчики) | 30% | 30% | 30% |
Веселые старты | 68% | 89% | 100% | 100% |
Дни здоровья | 100% | 100% | 100% | 100% |
Участие учащихся в решении проблем местного социума.
Учащиеся активно проявляют интерес к жизни города. Ребята рисуют листовки к акциям «Нет наркотикам», «Нет курению», «Чистый город». Выставляют свои художественные работы ко дню рождения города, округа, принимают участие в экологической тропе в парке «Сибирские Увалы», вместе с родителями делают кормушки для птиц и развешивают в микрорайоне и городском парке. В конце учебного года, по традиции, устраивают концерты для родителей, показывая своё мастерство на сцене в пении, чтении стихов, танцах, инсценировке сказок.
Акции (рисунки, листовки, газета, буклеты, презентации) / Год, класс | 2010-11 1 кл. | 2011-12 2 кл. | 2012-13 3 кл. | 2013-14 4 кл. |
«Нет наркотикам» | 100% | 100% | 100% | 100% |
«Чистый город» | 100% | 100% | 100% | 100% |
«Нет курению» | 100% | 100% | 100% | 100% |
Патриотическое направление.
Создание условий для гражданско-патриотического воспитания организую через
- проведение акций «Милосердия» (помощь пожилым людям и ветеранам ВОВ и «Город мой»);
- бесед («Скажи мне, кто твой друг», «Каким быть и каким не быть»);
- круга общения («Помоги мне, я – тебе»);
- рыцарского турнира,
- военно-спортивных игр,
- цикла бесед «Идем дорогою добра»;
- конкурсы рисунков, посвященных дню Победы и защитнику Отечества.
Результатом работы в этом направлении является формирование общечеловеческих ценностей, качеств социально – активной личности, гражданина своей страны.
Акции/ Год, класс | 2010-11 1 кл. | 2011-12 2 кл. | 2012-13 3 кл. | 2013-14 4 кл. |
«Мой город» (рисунки, газета, буклеты, листовки, презентации) | 100% | 100% | 100% | 100% |
«День пожилого человека» (концерт, открытки, газета) | 100% | 100% | 100% | 100% |
Рисунки к 23.02 и 9.05 | 100% | 100% | 100% | 100% |
Экологическое направление.
Экологическое воспитание надо начинать с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Ребята активно принимают участие по защите природной среды (подкормка животных и птиц, борьба с мусором, изготовление кормушек и домиков для птиц); по предупреждению дурных поступков в природе и борьбе с ними (участие в «зеленом» и «голубом» патрулях, рейдах в природу); по улучшению природной среды (посадка растений); по пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с товарищами, родителями, взрослыми, изготовление плакатов, выпуск стенгазет); по сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала на уроках трудового обучения и окружающий мир).
Направления / уч. год. | 2010-11 | 2011-12 | 2012-13 | 2013-14 |
Защита природной среды | 20% | 41%. | 75% | 100% |
«Зеленый» и «голубой» патруль | 0% | 16% | 33% | 68% |
Улучшение природной среды | 75% | 95% | 100% | 100% |
Пропаганда | 50% | 75% | 100% | 100% |
Сохранение и использование эстетических ценностей природы | 66% | 68% | 88% | 100% |
За время работы сложилась собственная система воспитательной работы:
1 этап – 1 класс – формирование классного коллектива (начальный этап). Создание условий для полноценного развития личностного, физического и интеллектуального потенциала в новой образовательной среде.
- этап – 2 класс – введение элементов самоуправления, создание условий для формирования творческих умений и раскрытия творческих способностей.
- этап – 3 класс – развитие детского самоуправления.
- этап – 4 класс – детский коллектив как среда для развития самостоятельной творческой личности.
На протяжении обучения в начальной школе мы с детьми вырабатываем традиции жизни в классе. Цель традиций - способствовать преодолению одиночества и беззащитности учащихся, воспитывать умение быть Человеком. Такими традициями у нас стали: день именинника, День знаний, посвящение в первоклассники, Праздник осени, Новогодний спектакль, концерты для мам и бабушек, веселые старты, праздники «До свидания, 1 класс!» и «До свидания, начальная школа!», выезды на базы отдыха, акции милосердия, походы в театры, музеи, библиотеку.
Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно – коммуникационных, в процессе обучения и воспитания.
Работаю в модульно – развивающей и здоровьесберегающей технологиях обучения, активно внедряю информационно - коммуникационные и проектные технологии.
Учебная деятельность | ИКТ | Воспитательная деятельность |
45% | 2010-11 | 56% |
64% | 2011-12 | 74% |
100% | 2012-13 | 88% |
100% | 2013-14 | 100% |
Рефераты, творческие проекты | ИКТ | Исследовательская деятельность |
16% | 2010-11 | 4% |
26% | 2011-12 | 12% |
75% | 2012-13 | 32% |
100% | 2013-14 | 64% |
Организация ученического самоуправления в классном коллективе возможна только на основе такого признака системы, как саморазвитие. К нему можно отнести: самоактивизацию, организационное самоуправление, коллективный самоконтроль. В моем классном коллективе срабатывает принцип коллективного самоконтроля (ребята делают самоанализ министерств самоуправления и отдельных организаторов); принцип самоактивизации (вовлечение как можно большего числа членов ученического коллектива в решении управленческой проблемы, систематическая работа по включению их в управление новыми сферами деятельности).
Последовательно расширяя полномочия класса, вовлекая всех воспитанников в осмысление деятельности, привлекая к оценке результатов этой деятельности, в итоге формируется сознание цели и мотива планируемой работы. Расширение полномочий становится основанием для создания системы самоуправления класса.
Работая не первый год по созданию ученического самоуправления в классе, с группой коллег написали программу «Деятельность детского объединения «Радуга» на 1 ступени образования» (приложение 4), которая способствует созданию благоприятных психолого-педагогических, организационных, социальных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого учащегося в процессе включения его в разнообразную, содержательную, индивидуальную и коллективную деятельность. Данная программа завоевала диплом 2 степени во Всероссийском конкурсе «Педагогические инновации – 2010» (приложение 5), звание лауреата во Всероссийском конкурсе для учителей «Я – классный руководитель» в 2012 году (приложение 6), была представлена на окружной научно – практической конференции «Развитие личности в дошкольном и школьном образовании: опыт, проблемы, перспективы» в 2009 году (приложение 7) и на порталах ЗАВУЧ.ИНФО (приложение 8) и WWW.k-yroky.ru (приложение 9).
В конце учебного года, на выходе из начальной школы, совместно учитель – родители - ученики создается Портфолио класса. Одно из таких портфолио класса было отправлено на Всероссийский интернет - конкурс педагогического творчества, где заняло 2 место (приложение 10). Опыт своей работы представляла на заседании городского инновационного ресурсного центра «Модель портфолио ученика начальной школы в условиях подготовки к введению Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» по теме «Классное портфолио» (приложение 11).
Каждый мой воспитанник на протяжении учебы в начальной школе, начиная с первого класса, собирает индивидуальное портфолио достижений, где можно отследить интеллектуальную и творческую деятельность ребенка. На выходе из начальной школы каждый получает портфолио в подарок на выпускном вечере и продолжает вести в средней школе (приложение 12 и 13).
В 2010 году принимала участие во Всероссийском конкурсе «Лучший классный руководитель-09» (регистрационный № 746) по теме «Формула решения школьных конфликтов». Статья опубликована в журнале начальной школы «Плюс До и После» в 2010 г. (приложение 14) и в сборнике Международной научно – практической конференции «Опыт как важнейшая составляющая социализации субъектов образовательного процесса» в 2010 г. (приложение 15).
Всякое дело само по себе интересно, но придумать для него интересную, необычную форму - вот задача классного руководителя. Важной чертой совместной деятельности педагога и детей должно стать сотворчество – как норма, существующая в данном коллективе. В конце учебного года на родительском собрании провожу диагностику среди родителей «Удовлетворенность родителей работой педагога» (автор доцент Е.Н. Степанов) и диагностику «Изучение удовлетворенности обучающихся школьной жизнью» (автор доцент А.А.Андреев) с целью возможности коррекции своей воспитательной деятельности.
«Удовлетворенность родителей работой педагога»
Уровни / уч. год. | 2010-11 1 кл. | 2011-12 2 кл. | 2012-13 3 кл. | 2013-1 4 кл. |
Совершенно согласен | 8 ч. | 18 ч. | 26 ч. | 27 ч. |
Согласен | 17 ч. | 8 ч. | 0 ч. | 0 ч. |
Трудно сказать | 1 ч. | 0 ч. | 0 ч. | 0 ч. |
Не согласен | 0 ч. | 0 ч. | 0 ч. | 0 ч. |
Совершенно не согласен | 0 ч. | 0 ч. | 0 ч. | 0 ч. |
«Изучение удовлетворенности обучающихся школьной жизнью»
Уровни / уч. год. | 2010-11 1 кл. | 2011-12 2 кл. | 2012-13 3 кл. | 2013-1 4 кл. |
Совершенно согласен | 19 ч. | 23 ч. | 25 ч. | 27 ч. |
Согласен | 7 ч. | 4 ч. | 1 ч. | 0 ч. |
Трудно сказать | 0 ч. | 0 ч. | 0 ч. | 0 ч. |
Не согласен | 0 ч. | 0 ч. | 0 ч. | 0 ч. |
Совершенно не согласен | 0 ч. | 0 ч. | 0 ч. | 0 ч. |
Перестроить себя, подойти по-новому к работе с ученическим самоуправлением – задача не из легких. Я убеждена, что «самоуправление нельзя» дать, взять, нельзя «ввести». Его необходимо годами вырабатывать, отрабатывать.
Список литературы:
- Научно-методический журнал «Классный руководитель», Москва, 2005 г.
- И.А. Дружинин «Заботы и радости классного руководителя», Москва, 1978 г.
- Н.И. Болдырев «Классный руководитель», Москва, 1978 г.
- М.И. Рожков «Развитие самоуправления в ученических коллективах», Казань, 1987 г.
- В.П. Сергеева «Классный руководитель в современной школе», Москва, 2001 г.
- Н.Е. Щурова, Н.С. Финданцевич «Классный час и его организация», Москва, 1981 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы на тему: «Развитие логического мышления в процессе работы с блоками Дьенеша».
Цель моей работы: создание условий для развития элементарных приемов логического мышления как способов познавательной деятельности у дошкольников через использование логических фигур и блоков Дь...
Описание опыта и системы работы
В своей статье я поделюсь своим опытом и расскажу о системе работы классного руководителя как организатора деятельности учащихся, способствующей духовно – нравственному развитию их личности....
Статья "Развитие самоуправления в детском коллективе".
Одной из главных задач современного общества является воспитание растущего человека как формирование развитой, коммуникативной, мобильной, социально-активной личности. Новый образовательный стандарт у...
Описание опыта и системы работы по теме: «Воспитательная среда: взаимодействие педагога, семьи, социума как условие воспитания и успешной социализации обучающихся»
Образовательный процесс представляет собой сложную систему педагогического взаимодействия, смысл которого раскрыт в словах Макаренко: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. В...
Целостное описание позитивного педагогического опыта работы по теме: «Развитие творческого воображения в начальной школе с помощью методов ТРИЗ»
Целостное описание позитивного педагогического опыта работы по теме:«Развитие творческого воображения в начальной школе с помощью методов ТРИЗ». В работе описаны методы работы по ТРИЗ в нача...
Планирование работы по развитию самоуправления в детском коллективе: работа с поручениями.
Организаторская деятельность младших школьников. Планирование работы по развитию самоуправления в детском коллективе: работа с поручениями...
План развития и организации самоуправления в детском коллективе
Данная статья содержит теоретический материал и практические рекомендации по организации самоуправления в детском коллективе....