Классный час "Я и общество"
план-конспект занятия (2 класс)
Предварительный просмотр:
Классный час : «Я и общество»
Цели:
- познакомить детей с понятиями декларация, ООН, статус;
- расширить знания о правах, обязанностях и ответственности детей до 11-летнего возраста согласно законодательству РФ.
-создание доброжелательной атмосферы, направленной на повышение внутригруппового доверия и сплочённости классного коллектива;
-обучение моделированию взаимоотношений с помощью активных форм деятельности
Ход занятия
I. Введение.
Вступительное слово учителя.
Учитель. Сегодня мы поговорим о том, что нужно знать и уметь человеку, чтобы хорошо чувствовать себя рядом с другими людьми.
Как же правильно вести себя, как должен жить человек в обществе?
Еще с пеленок вас учили этому ваши родители. Они говорили два слова: «можно» и «нельзя». Потом стали говорить: «Ты поступил хорошо» или «Ты поступил плохо».
Вы слушали сказки и узнавали, что есть герои добрые и злые. Вы учились хорошим поступкам и определяли, как вы поступили, по оценке взрослых, по примерам сказочных героев.
А что же теперь, когда вы подросли? Почему стали говорить, что «ребенок был такой золотой, а теперь не слушается и делает все наоборот»?
Наверное, это потому, что вы выросли и поняли, что жизнь - это не сказка, а люди не делятся на плохих и хороших героев. Не всегда можно отличить зло от добра, они редко бывают в чистом виде, и вам бывает трудно разобраться во всем, можно и запутаться.
II. Основная часть занятия.
1. Постановка и решение проблемного вопроса.
Учитель. Как же решить теперь - как вести себя, чтобы тебя уважали не только за то, что у тебя привлекательный внешний вид, но и ценили как хорошего человека, как личность? Вы, ребята, задавались этим вопросом? Давайте попробуем вместе на него ответить.
Я думаю, что очень важно следующее:
1) Надо знать, по каким же принципам живут люди, какие моральные, то есть духовные ценности накопило все человечество за всю свою историю независимо от того, когда и в какой стране жил человек.
2) Надо уметь применять эти знания - думать, прежде чем действовать, уметь оценивать свои слова и поступки.
3) И, наконец, если научиться применять знания, то они станут вашими убеждениями. А за убеждения людей уважают (говорят: «Это принципиальный человек»), И никто не сможет заставить вас совершить дурной поступок, потому что вы будете точно знать, как поступить в данной ситуации.
2. Работа в группах.
Задания группам:
1) Класс разделить на три группы. Первая группа составляет права людей, какие они хотели бы видеть; вторая группа - законы, по которым бы хотели жить; третья группа - обязанности граждан.
На это задание отвести 10-15 минут. Учитель контролирует работу групп, помогает в случае затруднения.
2) Выступления представителей групп.
3.Ознакомление с понятием правовой статус.
Учитель. Давайте познакомимся с правами, обязанностями и ответственностью детей с рождения и до 11 лет.
1) Терминологическая работа.
Правовой статус - это положение человека в мире права. В праве положение определяют права, обязанности и ответственность. По мере взросления человек получает новые возможности, набирается опыта, а значит, приобретает новые права, обязанности, ответственность - меняется и статус.
2) Некоторые права, обязанности, ответственность детей в зависимости от возраста.
С рождения ребенок имеет права:
- на имя;
- жить и воспитываться в семье, насколько это возможно;
- знать родителей и жить с ними (если это не противоречит интересам ребенка);
- на заботу и воспитание родителями (или лицами, их заменяющими);
- на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства;
- выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы;
- на защиту своих прав и законных интересов родителями (лицами, их заменяющими), органами опеки и попечительства, прокурором и судом;
- на гражданство;
- собственности на имущество (полученное в дар или наследство, а также приобретенное на средства ребенка);
- на самостоятельное обращение в орган опеки и попечительства для защиты своих прав.
Обязанности:
- слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и воспитание, за исключением случаев пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации;
- соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.
Ответственность:
- перед родителями и лицами, их заменяющими, воспитателями и преподавателями;
- перед своей совестью.
С 6 лет добавляются:
Права:
- совершать мелкие бытовые сделки;
- совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального заверения или государственной регистрации, совершать сделки по распоряжению средствами, предоставленными родителями или другими людьми, с согласия родителей для определенной цели или свободного распоряжения.
Обязанности:
- получить основное общее образование (9 классов);
-соблюдать правила внутреннего распорядка учебного заведения, учебной дисциплины.
Ответственность:
- перед преподавателями, администрацией учебного заведения;
-за совершение общественно опасных действий, бродяжничество, пьянство.
С 8 лет добавляются:
Права:
- на участие в детском общественном объединении.
Обязанности:
- соблюдать устав, правила детского общественного объединения.
Ответственность:
- перед детским общественным объединением и его участниками.
С 10 лет добавляются:
Права:
- на учет своего мнения при решении в семье любого вопроса;
- быть заслушанным в ходе любого судебного разбирательства;
- давать согласие на изменение своего имени и фамилии, на восстановление родителя в родительских правах, на усыновление или передачу в приемную семью.
С 11 лет добавляются:
Ответственность:
- за помещение в специальное учебное воспитательное учреждение для детей и подростков (спецшкола) в случае совершения общественно опасных действий или злостного и систематического нарушения правил общественного поведения.
4. Ознакомление с понятиями ООН и декларация.
- Ответьте мне, существует ли организация, в которую входили бы представители разных народов со всего мира?
Да, действительно, эта организация существует и называется она Организация Объединенных Наций, или сокращенно ООН.
Создана ООН была в 1945 году, сразу по окончании Второй мировой войны, а ее основной задачей стало поддержание и укрепление мира и безопасности.
А в Уставе ООН (это основной документ с программой работы) написано, что ООН создана для того, чтобы «утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенства прав больших и малых народов».
Так вот, в 1948 году ООН издала документ, который называется «Всеобщая декларация прав человека».
В ее тридцати статьях перечислены все основные права и свободы человека, живущего в обществе.
На доске открывается запись:
«Декларация» (от лат. слова объявление, провозглашение) - заявление от имени организации или государства, торжественное провозглашение основных принципов, а также документ, в котором они изложены.
Итак, вы видите, ребята, что Декларация прав человека - это документ, в котором записаны основные права, которые должны быть у каждого человека.
Декларация - это не закон, а рекомендация. На ее основе каждое государство принимает закон о правах, который уже имеет обязательную силу для людей, живущих в этом государстве.
Вам интересно сравнить, что придумали вы сами, ребята, и что записано в этой Декларации, которую составляли очень многие умные люди из разных стран?
Классный руководитель зачитает некоторые положения из Декларации прав человека.
III. Итог занятия.
- Как же нам общаться с другими людьми, чтобы уважать себя и других, чтобы общество, в котором мы живем, было гуманным и справедливым? (Ответы учащихся.)
Учащийся читает стихотворение.
Я человек... Живу среди людей,
Тех, у которых множество идей.
Но все должны мы понимать друг друга -
И в этом состоит общественного жития наука!
Я человек... И ты, и он - всё человек!
Давайте в мире, пониманье жить вовек!
- Просмотр отрыв и обсуждение отрывка из мультфильма «Что такое хорошо, что такое плохо
Классный час «Блокада Ленинграда»
Класс: 3 «В»
Классный руководитель: Маркова А.С.
Все может родная земля: Накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Вот только защитить сама себя не может:
Защита родной земли – долг тех, кто ест ее хлеб, кто пьет ее воду, любуется ее красотой».
А. Митяев
1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война.
Цели:
1. Расширять исторические знания детей о блокаде Ленинграда;
2. Воспитывать чувства патриотизма, уважение к прошлому своего народа; любовь к Отечеству;
3. Воспитывать любовь и уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.
Задачи:
1.Познакомить ребят с понятием блокада;
2.Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического творчества;
3. Формировать умение слушать окружающих.
Оборудование:
мультимедийное сопровождение, рисунки учащихся, фонограммы, клипы о блокаде.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
Ученик 1:
Опять война
Опять блокада?
А может нам о них забыть?
Я слышу иногда: «Не надо,
Не надо раны бередить…»
И может показаться: правы
И убедительны слова
Но даже если это правда
Такая правда – не права!
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!
Учитель: 22 июня 1941 года фашисты без объявления войны перешли границу Советского Союза. Фашистское командование разработало план захвата Советской территории под названием «Барбаросса». За 3-4 месяца они хотели захватить всю европейскую часть СССР до Уральских гор. Уничтожить значительную часть населения, в первую очередь русских, украинцев, белорусов, цыган и евреев.
Чтобы поработить наш народ, надо было захватить столицу нашего государства - Москву. Гитлер хотел, чтобы от города ничего не осталось. К середине октября немцы были у стен столицы. Они уже мечтали поставить памятник Гитлеру. С собой они взяли для сооружения памятника гранитные плиты и блоки. Но Москва не сдалась. Битва за Москву продолжалась с 30 сентября 1941 года по 20 апреля 1942 года. Население довоенной Москвы – 4 млн.215 тыс. людей, после призыва в армию осталось 2,5 млн. человек.
Ученик 2: 27 января 1944 года - что это за дата?
Учитель: 27 января 1944 года – это дата полного снятия немецко-фашистской блокады с Ленинграда.
Ученик 2: Что такое блокада?
Учитель: Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на город Ленинград, ныне Санкт Петербург.
Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба «О будущности Ленинграда» от 22 сентября 1941 года.
«Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград… После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта.
Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города».
Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы - более 40 отборных дивизий, свыше тысячи танков и полторы тысячи самолетов. Немцев поддерживала 200 тысячная финская армия «Голубая дивизия» Из фашистской Испании, легионеры Нидерландов, Голландии, Бельгии, Норвегии.
Ученик 3: Советский народ был полон решимости отстоять Ленинград. Вокруг города создавалась система обороны, которая состояла из нескольких поясов. Десятки партизанских отрядов, организованных из добровольцев города, включились в активную борьбу в тылу. На заводах и фабриках ковалось оружие для фронта (работа с иллюстрациями, посвященными Великой Отечественной войне).
Ученик 4:
Мы рыли рвы – хотелось пить.
Бомбили нас – хотелось жить.
Не говорилось громких слов.
Был дот на каждом из углов.
Был дом – ни света, ни воды.
Был хлеб – довесочек беды.
Сон сокращался в забытье.
Быт превращался в бытие.
Была одна судьба на всех.
Мы растеряли светлый смех.
Мы усмиряли темный страх.
Мы умирали на постах.
Мы умирали…Город жил –
Исполнен малых наших сил.
(Глеб Семенов, "Мужество”)
Учитель: Невиданные трудности и страдания пришлось пережить Ленинграду, его жителям и защитникам в блокадную зиму 1941-1942 года. Город был лишен запасов продовольствия и топлива, вышли из строя водопровод и канализация. Осенью 1941 года нормы продовольствия снижались пять раз. В ноябре рабочие получали по 250 грамм хлеба в день, все остальные по – 125 грамм. К началу осады из Ленинграда вывезли только небольшую часть жителей (менее 500 тыс. человек). Около 3 млн. человек не успели уехать. В осажденном городе осталось более 400 тыс. детей. Не было электричества, и почти весь город погрузился во тьму. Дома не отапливались. Воду приходилось брать из прорубей. Осажденный Ленинград оказался почти без запасов продовольствия.
Ученик 2: Вот такой кусочек хлеба получали люди в самые страшные голодные дни, всего 125 г!
Сейчас мы порой не едим хлеб совсем. У нас много другой еды. Но тогда.…Кроме хлеба есть было нечего.
Ученик 1: Многие жители не перенесли этой зимы. Они умирали прямо на улицах, не дойдя до дома, умирали в промерзших домах, падали без сил у станков. Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода.
Ученик 2: Дров тоже было очень мало. На топливо разбирали разбомбленные дома, мебель…
Учитель: Послушайте, что писала одиннадцатилетняя девочка, Таня Савичева, жившая в блокадном Ленинграде в своем дневнике. Он состоял только из 9 страниц, написанных теряющей силы от голода рукой.
Ученик 1:
«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.00 утра 1941 года».
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.»
«Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня».
При первой же возможности Таню вывезли с детским домом в Горьковскую область, но нервное потрясение и крайнее истощение сломили девочку, и она вскоре умерла.
Учитель: Враги надеялись, что голодные, мёрзнущие люди перестанут защищать город и сдадут его. Но город не сдавался, продолжали работать заводы. Ленинград в течение всей войны оставался центром по производству оружия. Промышленность города за 900 героических дней дала фронту более 2000 танков, 1500 самолётов, 150 тяжёлых орудий, 12000 миномётов и пулемётов, 10 миллионов снарядов и мин.
На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки, досрочно выпущенные из ремесленных училищ. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков.
Подростки-рабочие работали в невыносимых условиях. Голодные, изможденные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага.
Девочки тоже не отставали от мальчишек. Они вместе с мамами и старшими сестрами собирали посылки для бойцов. Вязали варежки, носки, помогали в госпиталях.
Ученик 3: В осажденном городе работали и 30 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в таких жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжел путь в школу. На улицах часто рвались снаряды.
В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев.
Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе.
Ученик 4:
Девочка руки протянула
Уснула,
А оказалось - умерла..
Никто не обронил ни слова,
Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Уроки после похорон (Ю. Воронов)
Учитель: Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Оставалась узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью Ладога замерзла и эта единственная ниточка, связавшая город со страной оборвалась.
И тогда по Ладожскому озеру проложили автомобильную трассу. От нее зависело спасение жителей города, обеспечение фронта всем необходимым.
22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.
«Дорогой жизни» шел к нам хлеб,
Дорогой жизни многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги.
Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны с продуктами, а обратно на Большую Землю вывозили детей, раненых, истощенных людей.
Скольких людей спасла эта дорога!
Учитель: Народ очень точно назвал ее «дорогой жизни». Наконец наступила весна 1942 года. но с весной пришли новые заботы. Зимой город не очищался. Людям угрожала эпидемия. Голодные, измученные за зиму, они приводили в порядок дворы, улицы.
Летом была вскопана и засеяна каждая полоска земли: на пустырях, в парках.
Ученик 1: 22 декабря 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». 1500000 ленинградцев были представлены к награде. Из них 15249 детей.
Отчет о проведенном классном часе
Класс: 3 «В»
Кл.руководитель Маркова А.С.
Тема «Блокада Ленинграда»
Дата23.01.18г.
Цели: Расширять исторические знания детей о блокаде Ленинграда;
воспитывать чувства патриотизма, уважение к прошлому своего народа; любовь к Отечеству; воспитывать любовь и уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.
Задачи: познакомить ребят с понятием блокада; познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического творчества; формировать умение слушать окружающих.
Форма проведения : беседа с презентацией.
Актуальные вопросы для обсуждения с детьми: ознакомление с историческими сведениями о блокаде Ленинграда, чтение стихотворений, просмотр видеофильма.
Выводы: классный час достиг поставленных целей.
Дата Подпись
Отчет о проведенном классном часе
Класс: 3 «В»
Кл.руководитель: Маркова А.С.
Тема «Я и общество»
Дата 15.01.2018
Цели: познакомить детей с понятиями декларация, ООН, статус;
- расширить знания о правах, обязанностях и ответственности детей до 11-летнего возраста согласно законодательству РФ.
-создание доброжелательной атмосферы, направленной на повышение внутригруппового доверия и сплочённости классного коллектива;
-обучение моделированию взаимоотношений с помощью активных форм деятельности
Задачи:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Форма проведения: беседа-рассуждение с элементами деловой игры.
Актуальные вопросы для обсуждения с детьми: как должен человек жить в обществе; права и обязанности детей.
Выводы: Дети узнали как надо общаться с другими людьми, чтобы уважать себя и других, чтобы общество, в котором мы живем, было гуманным и справедливым.
Дата Подпись
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час "Чаем угощаем- к самовару приглашаем"
На этом классном часе дети узнают откуда пришел чай в Россию, в чем целебное свойство этого напитка, интересный подбор стихов и сценок...
Классный час по теме: Русским чаем угощаем, и здоровья всем желаем.
Тема: «Русским чаем, угощаем, и здоровья всем желаем» Цели: 1. Образовательная: познакомить у...
Деятельность учителя после прохождения 3 базового уровня курсов.Прогресс современного общества, наполненного информацией, достижениями науки и техники, постоянного актуального развития и общества в целом. Любые преобразования в обществе все больше и боль
Прогресс современного общества, наполненного информацией, достижениями науки и техники, постоянного актуального развития и общества в целом. Любые преобразования в обществе все больше и больше увеличи...
Классный час на тему: Мы за чаем не скучаем
Данный классный час разработан для учителей начальных классов и содержит информацию о разновидностях чая и чайных традициях....
Классный час "Мы за чаем не скучаем!"
Дана методическая разработка классного часа с презентацией...
Общество. Человек как член общества. Семья как часть общества, многообразие народа земли.
Тема: Общество. Человек как член общества. Семья как часть общества, многообразие народа земли.Педагогическая цель: способствовать формированию целостной картины мира и осознание мест...
классный час "Ценности общества"
Цели занятия: дать детям первоначальное представление о нравственных ценностях; создать подросткам условия для осознания ценностей общества; формировать умение различать истинны...