Общество. Человек как член общества. Семья как часть общества, многообразие народа земли.
план-конспект урока по окружающему миру на тему
Тема: Общество. Человек как член общества. Семья как часть общества, многообразие народа земли.
Педагогическая цель: способствовать формированию целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
Планируемые результаты:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx | 126.13 КБ |
obshchestvo.docx | 29.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
МЕСТО НАРОД ЧИСЛЕННОСТЬ (МЛН. ЧЕЛОВЕК) СТРАНА ПРОЖИВАНИЯ Бразильцы 149 Бразилия Американцы 194 США Русские 146 Россия Индусы (хинди) 244 Индия Бенгальцы 190 Индия, Бангладеш Японцы 126 Япония Китайцы 1220 Китай 1 4 2 5 7 6 3
Государственный флаг Государственный герб Государственный гимн Символы государства
Символы Российской Федерации флаг гимн герб
Предварительный просмотр:
Тема: Общество. Человек как член общества. Семья как часть общества, многообразие народа земли.
Педагогическая цель: способствовать формированию целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
Планируемые результаты:
Образовательная: создать условия для формирования представлений о людях, населяющих планету Земля; о символах РФ, дать представление об обществе и из каких частей оно состоит.
Развивающая: развивать умение работать с разными источниками информации; расширение кругозора, словарного запаса, развитие связной речи.
Воспитательная: воспитывать любознательность; способствовать формированию чувства патриотизма, воспитывать самостоятельность и ответственность по отношению к выполняемому труду.
УУД:
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; использовать речь для регуляции своего действия.
Познавательные: анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации; описывать по фотографиям достопримечательности разных стран; соотносить страны и народы, осуществлять самопроверку; рассуждать.
Коммуникативные: работать в группе: координировать принимать различные позиции во взаимодействии, формулировать выводы и оценивать достижения на уроке
Личностные результаты
Формирование
-основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину,
-осознание своей этнической и национальной принадлежности
-ценностей многонационального российского общества;
-уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире.
Образовательные ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, презентация, карточки
Сценарий урока
I. Самоопределение к деятельности
1. Приветствие
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
2. Проверка домашнего задания
ΙΙ. Актуализация знаний
-Посмотрите на слайд, что на нём изображено?
-Можете ли вы разгадать данный ребус?
- А как вы понимаете, что такое общество?
Общество – совокупность людей, объединённых общими условиями жизни.
- И как вы думаете, какая же тема нашего урока?
III. Постановка проблемной учебной задачи
-Как вы думаете, слово «общество» и «семья» связаны между собой? (семья это ячейка общества)
Какие задачи вы поставите перед собой?
научиться определять место человека в мире; характеризовать семью, народ, государство как части общества;
1. Человек и общество.
– Объясните пословицы:
• Человек без Родины, как соловей без песни. ( Человеку нужна родина, ведь соловей без песни не может, так и человек не может без родины)
• На родной стороне и камешек знаком. ( На Родине все любимо и знакомо)
• Если дружба велика – будет Родина крепка. (Если мы будем в мелочи замечать истинный смысл, то и в большой части все будет хорошо)
• Жить – Родине служить. (Жизнь должна пройти с пользой для общества)
На доске запись: семья, общество, человечество
– Постройте цепочку от меньшего множества к большему. (Семья, общество, человечество.)
– Какое из этих слов вы можете объяснить? (Семья.)
– Какое слово обозначает самое маленькое количество людей? (Семья.)
– Как вы объясните слово общество? (Общество.)
– Как вы объясните слово человечество?
- Это главные понятия нашего урока.
IV. Открытие новых знаний
Работа по учебнику (с. 18–19).
Найдите ответы на вопросы:
– Что такое человечество?
– Что такое семья?
– Что такое народ? Сколько разных народов насчитывается на Земле?
Рассказ учителя с элементами беседы.
– Человек живет среди людей, в обществе. Будучи частью природы, он одновременно является частью общества. В этом заключается удивительная особенность человека, его место в мире. Когда хотят сказать обо всех людях нашей планеты, то обычно говорят «человеческое общество» или «человечество». Человечество – это команда одного большого корабля. Трудно представить себе эту команду. Гораздо проще представить маленькую часть общества – свою семью (рисунок в учебнике). Семья – очень важная часть общества, она объединяет самых близких друг другу людей.
Каждый ребенок, подрастая, начинает интересоваться своей родословной. Он спрашивает о прабабушках и прадедушках. Так и человечество в целом постоянно задает себе вопросы о собственных родовых корнях.
Наши предки... В каждом из нас их частица, а потому, найдя все истоки, можно узнать все о них. Частью общества является и народ, к которому вы принадлежите.
- А можно ли фото на с.19 назвать семьей?
– Как вы думаете, сколько сейчас на Земле народов? (Ответы учащихся.)
На Земле насчитывается до 5 тысяч различных народов. У каждого народа свой язык, свои национальные костюмы, свои сказки, песни, танцы; представители многих народов различаются цветом кожи, чертами лица.
- Подумайте еще раз можно ли назвать эти народы на фотографии, семьей?
Практическая работа
– Укажите место каждого народа в таблице (Слайд):
Самые многочисленные народы
Место | Народ | Численность (млн. чел.) | Страна проживания |
Бразильцы | 149 | Бразилия | |
Американцы | 194 | США | |
Русские | 146 | Россия | |
Индусы (хинди) | 244 | Индия | |
Бенгальцы | 190 | Индия, Бангладеш | |
Японцы | 126 | Япония | |
Китайцы | 1220 | Китай |
Учащиеся выполняют задание. Подвожу итоги
Беседа:
– Чем отличается каждый народ? (Языком, культурой, национальным характером, религией, традициями и т. д.)
Физкультминутка
Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
VΙ. Открытие нового знания (продолжение)
Всего на Земле около 200 государств (вывешивает карту мира).
– Перечислите, что имеет любое государство (страна). (Государство (страна) имеет: территорию, государственную границу, столицу, народ, государственный язык, главу государства, символы государства (флаг, герб, гимн), законы, экономику, образование, науку, культуру.)
Россия – наша Родина.
– У поэта-песенника Михаила Матусовского есть хорошие слова:
С чего начинается Родина?
А может, она начинается
С картинки в твоем букваре,
С той песни, что пела нам мать.
С хороших и верных товарищей,
С того, что в любых испытаниях
Живущих в соседнем дворе.
У нас никому не отнять…
На этот вопрос каждый ответит по-своему, у каждого свои представления о Родине.
-Что для вас означает слово Родина? Но одно ясно, что Родина – это самое дорогое, что есть у человека, у гражданина.
– Как называется наша Родина?
– Россия – это страна, в которой мы живём. Россия занимает первое место по территории среди всех стран мира. В России проживают люди многих национальностей – это русские, татары, чуваши, ненцы, якуты и многие другие. А Родиной мы зовем ее потому, что здесь мы родились, все вокруг для нас родное.
– Как называется главный город России?
Москва – это Красная площадь.
Москва – это башни Кремля.
Москва – это сердце России,
Которое любит тебя.
(В. Степанов.)
- Сколько лет Москве? (870)
Москва – столица России. Столица – это город, в котором работает правительство страны.
Глава Российского государства – президент (Владимир Владимирович Путин).
Председатель Правительства России – премьер-министр (Дмитрий Анатольевич Медведев).
Государственные символы России.
– Государства отличаются друг от друга географическим положением, языком, на котором разговаривает народ, своей историей, традициями, своими символами. Символов у государства несколько, и мы с ними сегодня познакомимся.
Чтение стихотворения
У России величавой
Он смотреть бы сразу мог.
На гербе орёл двуглавый,
Сильный, мудрый он и гордый.
Чтоб на запад и восток
Он – России дух свободный.
(В. Степанов.Герб России.)
- Флаг – отличительный знак, символ государства. Наличие флага показывает полную независимость государства от других государств, его самостоятельность.
Впервые бело-сине-красный флаг дал русскому флоту и армии царь Петр I.
Расположение полос отражало древнерусское понимание мира: внизу – красный – мир природный; выше – голубой – мир небесный; еще выше – белый – мир Божественный.
В России эти цвета издавна почитались и имели еще и такие значения: белый – благородство, синий – честность, красный – смелость и великодушие.
Вот еще одна трактовка цветов (читает стихотворение):
Белый цвет – берёзка,
Синий – неба цвет.
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
(В. Степанов.Флаг России.)
– Герб России представляет собой тёмно-красный щит, на котором изображён золотой двуглавый орёл. На груди орла помещён герб Москвы (столицы). Герб – это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах.
– Есть еще один важный символ нашей Родины – это гимн. Гимн – это торжественная хвалебная песня. Эта песня объединяет и сближает граждан всей страны.
Государственный гимн исполняют в особо торжественных случаях. Например, при встрече иностранных делегаций, на торжественных собраниях, при награждении победителей международных спортивных мероприятий. Когда исполняется гимн, все присутствующие слушают его стоя. Этим они выражают уважение и почтение к стране.
Встанем и послушаем гимн.
– В любой стране есть глава государства. Кто глава государства в нашей стране? (В. В. Путин – президент России. Президента избирает народ.)
– Назовите еще страны, в которых есть президент. (США, Франция и др.)
– В других странах главой государства является монарх (это король или королева). Монарха обычно не избирают, его власть передается по наследству. В нашей стране в прошлом главой государства был монарх (царь или император), а теперь – президент.
– Какие вы знаете страны, где главой государства является монарх? (Великобритания), Швеция.)
– Кто еще может быть главой государства? (Работа с таблицей учебника, с. 21.)
- Выполнение задания 2 с.21
– Каждый человек является гражданином какой-либо страны.
- Кто запомнил какие страны являются монархиями(республиками)?
VΙΙ. Первичное закрепление
Выполнение заданий в рабочей тетради (№ 1, с.14 ).
Чтение стихотворение:
На карте мира не найдёшь
Мы не найдём на карте той.
Тот дом, в котором ты живёшь,
Но мы всегда на ней найдём
И даже улицы родной Свою страну – наш общий дом.
(В. Степанов.Наш дом.)
VΙΙΙ. Подведение итогов
– Итак, мы выяснили, что люди живут не по одиночке, а в обществе. Это нелегко, потому что каждый человек имеет свой характер, привычки, желания. Посмотрите (рисунок или фотографию), это – человек. Мы не знаем, где живёт этот человек, сколько ему лет, какой он национальности. Он просто человек. А теперь подумайте, какими качествами характера должен обладать человек, живущий на планете Земля, чтобы всем жить было легко, радостно, спокойно?
ΙX. Рефлексия
– Что нового узнали на уроке?
- Что вам понравилось?
- Какой вывод вы сделаете?
– Прочитайте вывод в учебнике (с. 22).
Х. Домашнее задание
Выполнить задания в р.т № 3, 5 (рабочая тетрадь, с. 8).
Читать 18- 23
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание социально адаптированного человека, приспособленного к условиям и требованиям современного общества.
В статье описан педагогический опыт воспитания и обучения детей, а так же, применяемые современные технологии....
Урок "Человек. Общество. Семья"
Урок "Человек. Общество. Семья" дает учащимся представления о людях населяющих нашу планету, воспитывает бережное отношение к людям разных национальностей, учит быть терпимыми по отношению к дру...
Духовно-нравственное воспитание молодёжи является сегодня неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый ущерб, что при недостатках другого характер
Духовно-нравственное воспитание молодёжи является сегодня неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу такой нев...
Конспект внеклассного мероприятия, 3 класс "Человек – природное существо и член общества" УМК "Перспектива"
Конспект внеклассного мероприятия, 3 класс "Человек – природное существо и член общества" УМК "Перспектива"...
ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ_ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА_МУЛЬТФИЛЬМЫ В ЖИЗНИ МОЕЙ СЕМЬИ
В работе раскрывается связь поколений в семье на примере произведений студии "Союзмультфильм". Автор размышляет над вопросом: можно ли считать мультфильмы посланиями поколе...
Урок окружающего мира "Школа России" 1 кл. по теме: "Человек - член общества, носитель и создатель культуры. История появления одежды и развитие моды»".
На уроке созданы условия для знакомства учащихся с историей появления одежды и развитием моды. Развиваются умения связно и аргументированно вести учебный диалог, формируются представ...
Урок по окружающему миру 2 класс на тему "Человек - член общества".
Урок по окружающему миру для 2 класса по программе Начальная инновационная школа на тему "Человек - член общества"....