ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
статья

Дюкина Елена Альбертовна
В содержание гражданско-патриотического воспитания входит изучение культуры, российских традиций, символики, истории России; ознакомление учащихся с общечеловеческими ценностями, с социальными нормами поведения; проведение традиционных общешкольных мероприятий; организация различных культурных мероприятий для творческой самореализации всех участников образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grazhdansko-patrioticheskoe_vospitanie_2.docx33.59 КБ

Предварительный просмотр:

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ

Гражданско-патриотическое воспитание в школе – это целенаправленный процесс подготовки учащихся к функционированию в условиях общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха [2].

В содержание гражданско-патриотического воспитания входит изучение культуры, российских традиций, символики, истории России; ознакомление учащихся с общечеловеческими ценностями, с социальными нормами поведения; проведение традиционных общешкольных мероприятий; организация различных культурных мероприятий для творческой самореализации всех участников образовательного процесса.

 Сложность процесса гражданско-патриотического воспитания в специальной (коррекционной) школе состоит в том, что результат не так ощутим, как в массовой школе. Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью с гораздо большим трудом усваивают нормы и правила поведения и общения, им требуется больше времени для того, чтобы усвоить, что такое любовь к дому, семье, Родине. Но наличие у ребенка интеллектуального недоразвития не меняет общую идейную направленность воспитательной работы с ним. Однако уровень решения воспитательных задач в специальной (коррекционной) школе будет иным, более элементарным, чем в массовой школе.

Гражданско-патриотическое воспитание имеет несколько целей:

  • воспитание у учащихся чувства патриотизма;
  •  развитие и углубление знаний об истории и культуре России и родного края;
  •  развитие способностей осмысливать события и явления действительности во взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего;
  • становление многосторонне развитого гражданина России в культурном, нравственном и физическом отношениях;
  • развитие интереса и уважения к истории и культуре своего и других народов.

Достижение цели становится возможным через решение следующих задач:

– формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;

  развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;

– создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления;

– развивать и углублять знания об истории и культуре родного края;

– формировать у учащихся чувства гордости за героическое прошлое своей Родины.

К числу определяющих принципов, которые являются важным условием реализации целей и задач гражданско-патриотического воспитания детей с интеллектуальным недоразвитием относятся признание высокой социальной значимости гражданственности, патриотизм. Гражданско-патриотическое воспитание обладает высоким уровнем комплексности, то есть охватывает своим воздействием все возрастные категории учащихся, все стороны жизни и взаимодействия личности с окружающим миром. Среди основополагающих принципов гражданско-патриотического воспитания, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере выделяются:

•    научность, гуманизм, демократизм;

• приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций;

• системность, преемственность и непрерывность в развитии учащихся, с учетом особенностей ее различных категорий;

• многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания;

• его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода;

• тесная и непрерывная связь с другими видами воспитания.

Содержание гражданско-патриотического воспитания раскрывается в определенных формах воспитательной работы. Одной из таких форм является классный час. Его основной целью является расширение знаний учащихся о патриотизме, о военных действиях в нашей стране и за рубежом.

Следующая форма – экскурсия, которая помогает учащимся наглядно воспринять материал и сделать его изучение намного интереснее и эффективнее. Большое значение также имеют общешкольные мероприятия, так как во время их проведения учащиеся сотрудничают и выполняют все задания коллективно.

Важны и такие мероприятия, как  встречи с ветеранами, выставки,  беседы и конкурсы. Они осуществляют неформальное общение школьников, уточняют и увеличиваю объем знаний, расширяют их кругозор.

Большие воспитательные возможности для формирования гражданственности школьников с интеллектуальным недоразвитием заключены в словесных методах обучения. В рассказах, беседах, объяснении дети получают возможность увидеть не только обращенный к ним факт, но и воспринять дух отношений, принятых в обществе.

Наиболее эффективным из наглядных методов является метод наблюдения, при применении которого ученик больше учится сам, чем его учат, развиваются терпение, настойчивость – качества, необходимые для формирования гражданской самостоятельности и активности [5, c. 117].

Для того чтобы сформировать человека-гражданина, необходимо в процессе обучения и воспитания создавать проблемные ситуации, требующие от школьников анализа сложных явлений, определения, защиты своих позиций, умения конструктивно взаимодействовать с иными позициями.

Охарактеризуем наиболее эффективные для гражданского воспитания учащихся с нарушенным интеллектом методы организации деятельности.

Сущность метода приучения заключается в практической деятельности с учащимися, основной функцией которой является выработка умений и навыков гражданского поведения. Эффективность этого метода обусловлена тем, что он оказывает большое влияние и на формирование сознания, обеспечивая подкрепление формирующихся убеждений в деятельности.

Суть метода поручения заключается в определении воспитанникам и выполнении ими разнообразных заданий воспитателя с целью формирования у них положительных качеств личности. Выполнение поручений способствует формированию ответственности, дисциплинированности, самостоятельности.

Применение метода требования эффективно при следующих условиях: требование должно быть выполнимым и непременно выполненным, в требованиях воспитателей должно соблюдаться единство, требования должны поддерживаться коллективом и осознаваться воспитанниками как общественные [1, c. 14].

В гражданском воспитании школьников с интеллектуальными нарушениями большое значение имеют методы формирования сознания. Рассмотрим наиболее эффективные из них. Богатые воспитательные возможности заключены в методах убеждения. К ним относятся: беседа, рассказ, разъяснение. Большую значимость на этом возрастном этапе имеет пример.

Суть метода заключается в формировании определенного отношения к явлениям действительности на основе какого-либо образца. В качестве образца могут использоваться примеры родителей, близких людей, великих ученых и общественных деятелей, героев художественной литературы, кино, а также личный пример учителя.

Для достижения наибольшей эффективности гражданско-патриотического воспитания, кроме основных методов используются дополнительные методы стимулирования, направленные на стимулирование деятельности воспитанников с помощью положительной оценки их поведения – поощрения, или коррекцию неправильного поведения с помощью отрицательной оценки их действий – наказания [3, c. 54].

В качестве поощрений используются одобрение, похвала, благодарность, награда, в качестве наказаний - порицание, предупреждение, ограничение в правах, лишение почетных обязанностей. Важно выбирать наказания, которые бы не унижали достоинство учащихся.

Таким образом, под гражданско-патриотическим воспитанием понимается специально организованный процесс, направленный на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота России и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. [7]

ЗНАКОМСТВО С КУЛЬТУРНЫМИ ТРАДИЦИЯМИ ДРУГИХ НАРОДОВ КАК ЭЛЕМЕНТ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ

Во всем мире и в нашей стране происходит миграция (переселение) населения, а также активный отдых людей за пределами родины. Население нашей страны составляют более ста коренных народов, проживающих на разных территориях, отсюда и многообразие традиций. Национальный состав многих народов становится смешанным. Появляется много семей, в которых родители разных национальностей, разной веры, так называемые смешанные семьи.[3]

Сейчас люди разных стран, каждый народ привносит в культуру своё, поэтому каждое достижение народа является общим для всего человечества.

Основная цель знакомства школьников с традициями других народов - формирование чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, формирование любви к народам Российской Федерации, к своей малой родине. [15]

Планируя знакомство с культурными традициями других народов, необходимо учитывать познавательные способности учащихся. Необходимо дать им информацию, которую они смогут переработать и запомнить, так также эта информация должна быть интересной. Преследуя цель приобщить детей к этническому искусству, необходимо знакомить их, прежде всего с тем, что их окружает, что доступно их восприятию и отражению в художественном творчестве. Например, можно познакомить детей с одеждой разных народов, национальными блюдами, музыкой, сказками.

Ознакомление учащихся с культурными традициями других народов происходит во время урочной и внеурочной деятельности. [6]

Знакомство детей с культурой народов разных народов происходит таких форм работы как: чтение художественной литературы, фольклорных произведений (народные песенки, потешки, стихи, сказки) (Приложение 1), тематические беседы (Приложение 2), просмотр кинофильмов, дидактические и сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания, посещение национальных культурных центров и выставок.

Педагогом может быть организована очная или заочная экскурсия, представляющая одну или несколько народностей, характеризующая особенности культурных традиций народа.

В качестве более масштабных мероприятий, которые смогут привлечь к знакомству с культурой разных народов несколько классов или же всю школу, можно предложить проведение праздника народов мира. Данное мероприятие позволит детям разных народностей представить свою культуру, отразив не только культурные традиции своего народа, но, возможно, и традиции своей семьи.

Также формами работы могут быть   спортивно-массовые   мероприятия, исторические путешествия во времени, уроки творчества. Знакомство с тем или иным народом можно начинать с музыкального фрагмента или видеоролика. Если в классе есть дети других национальностей, о которых будет идти речь на занятии можно заранее подготовить совместно занятие с данным ребенком (чтение стихов на родном языке, исполнение песни или танца и т.п.) [12]

Период начальной школы является оптимальным для начала целенаправленного воспитания эмоционально – положительного отношения к людям ближайшего национального окружения.

Формирование доброжелательного отношения к представителям разных народов, их исторически сложившимся культурным особенностям должно носить поступательный характер, органично входить в плановую работу педагога с детьми, идти от близкого - к далёкому, а также проводиться в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников.

Младшим школьникам с недоразвитием интеллекта доступно усвоение элементарных представлений о труде и быте некоторых народов, их национальных традициях, праздниках, творчестве.

Позже у детей формируется принятие чувства дружбы между народами единой  страны проживания, чувство национальной и общенародной гордости принадлежности к  человеческому роду, большой  и постоянный интерес к культуре своей страны и народов в ней проживающих, уважительное отношение к национальному достоинству других людей к национальным культурам, традициям, обычаям.[15]

На протяжении всей работы по гражданско-патриотическому воспитанию необходимо формировать у детей понимание, что у всех людей на планете, есть что – то общее. Это, например, человеческие потребности (в еде, воздухе, воде, жилище, внимании, одежде, здоровье и так далее), жизнь в семье, обществе, труд (производства, орудия труда, инструменты, материалы, ресурсы), символы государства, жизненный уклад, праздники, традиции, обычаи, взаимосвязь живых существ на Земле и их зависимость друг от друга.

Но культура каждого народа имеет и свои особенные стороны. Эти особенности обусловлены характером и психологией каждого народа, особенностями исторического развития, географическим местоположением (степи, горы, леса, тундра, на юге, севере, средней полосе и так далее), природными и социально – экономическими условиями (крупный или маленький город, деревня и так далее).[1]

Каждый народ уникален, каждый народ вносит вклад в мировое общество, в развитие и культуру нашей планеты.  Поэтому, ненавязчивая, доступная, интересная, разносторонняя работа с детьми, в частности с детьми с недоразвитием интеллекта, по теме культурных традиций поможет в формировании гражданско-патриотической позиции ребенка, познанию географических начал, воспитанию гуманистических чувств.

Учитывая ограниченные возможности в развитии воспитанников, мотивация и интерес на занятиях, мероприятиях, направленных на ознакомление с культурными традициями разных народов, поддерживается созданием творческой среды, личностно-ориентированными технологиями, применением наглядности, сменой видов деятельности, разнообразием форм и методов подачи материала, позитивным эмоциональным фоном.[15]

В процессе осуществления работы над знакомством учащихся с интеллектуальным недоразвитием с культурными традициями других народов мы не только развиваем патриотизм, эмоциональную отзывчивость, но и способствуем созданию разнообразной речевой среды, обогащению словаря, развитию лексико-грамматического строя, выразительности интонации и фонематического слуха. Мы развиваем фантазию, творческие способности ученика.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Алиев А.К. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. — Махачкала, 1968. 298 с.
  2. Борщанская М.С. Создание воспитательской системы в школе VIII вида // Дефектология. – 2011. -  №4.
  3. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. Заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.
  4. Гаврилычева Г. Ф. Воспитать гражданина. Как? // Нач. шк. – 2006. – № 12. – С. 10–16. 
  5. Гизатуллина Н. М. Народные традиции и формирование национального самосознания школьников. - Казань, 2004. – 178 с.
  6. Гражданское образование: ценности и приоритеты. Материалы Всероссийской научно – практической конференции. Брянск. БИПКРО. 2012. 
  7. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование / Г.Д. Дмитриев. М.: Народное образование, 2009. -205 с.
  8. Исследование ученических групп: психологические тесты  / авт.-сост. В.Д. Коновалов. – М.: Педагогика, 2000. 
  9. Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание школьников.- М.: Айрис-пресс, 2013.
  10. Князева О.Л., М.Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской      народной культуры. - Санкт – Петербург, Изд. «Детство – Пресс», 2008 г.
  11. Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // 2006.- № 9. 
  12. Кукушин B.C. Этнопедагогика. М., 2002, -304 с.
  13. Лисовенко Г.В. Национальные традиции как средство духовно-нравственного воспитания школьников в условиях полиэтнического региона. Дисс. канд. пед. наук. Сочи, 2014. - 205 с.
  14. Микрюков, В. Ю. Инновации в формировании и развитии у учащихся личностных качеств и свойств гражданина и патриота / В. Ю. Микрюков // Инновации в образовании. – 2006. – № 3. – С. 112–119. 
  15. Савинова Л.IO. Педагогические условия воспитания у младших школьников ценностного отношения к Родине. Автореферат кан. пед. наук. СПб, 2003. -22 с.
  16. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2006 – Т. 2 – 816 с.
  17. Статья «Гражданско-патриотическое воспитание в качестве приоритетного направления в свете ФГОС НОО» Федорова Л.В. 2016г. 
  18. Суслова Э. К. Патриотическое и интернациональное воспитание в игре - М., 1983. - 368 с.
  19. Чиркунова А. Е., Сорокина И. Р. Формирование гражданско-патриотического воспитания учащихся в общеобразовательной школе // Молодой ученый. — 2014. — №21. — С. 706-709.
  20. Шипова А.В. Культурные практики как средство социализации ребенка //  Реабилитация, абилитация и социализация: междисциплинарный подход.. Москва, 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

Формы работы по формированию гражданско-патриотических представлений младших школьников

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования гражданско-патриотических представлений младших школьников. Обобщается практический опыт достижения результата в этой нелегкой раб...

Приемы и методы формирования навыков решения задач на движение у школьников с интеллектуальным недоразвитием.

Эффективность и качество обучения математике определяется не только прочностью усвоенных знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, но и всесторонним развитием учащихся, их логическим мышле...

Формирование гражданско-патриотических качеств личности школьника. Воспитание любви к родному краю

Из опыта работы учителя по формированию гражданско-патриотических качеств у младших школьников...

Статья на тему: Особенности отражения пространства в рисунках школьников с интеллектуальным недоразвитием

В данной статье описываются трудности, с которыми сталкиваются умственно отсталые школьники отражая пространство в рисунках. Авторы: Лазарева Ю.И. ГБОУ школа №613 Московского районаОльшевская Ю.Н...

Формирование гражданско-патриотической компетенции младших школьников во внеклассной деятельности

Данный проект является актуальным в настоящее время.Он демонстрирует необходимость решения проблемы гражданско-патриотического воспитания,направленной  на формирование развития личности младшего ...