Приемы и методы формирования навыков решения задач на движение у школьников с интеллектуальным недоразвитием.
статья по математике на тему

Ассель Вера Игоревна

Эффективность и качество обучения математике определяется не только прочностью усвоенных знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, но и всесторонним развитием учащихся, их логическим мышлением.

        Реализация развивающего обучения на практике составляет главную потребность сегодняшнего дня. Огромная роль в этом принадлежит умению решать текстовые задачи, так как именно задачи – мощное средство обучения и развития учащихся и средство контроля и оценки как усвоенных знаний, предусмотренных программой, так и уровня умственных способностей учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_i_metody_formirovaniya_navykov_resheniya_zadach_.docx17.29 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы и методы формирования навыков решения задач на движение у школьников с интеллектуальным недоразвитием.

Арифметические задачи в курсе математики занимают значительное место. Почти половина времени на уроках математики отводится на решение задач. Это объясняется их большой коррекционно-воспитательной ролью, которую они играют при обучении умственно отсталых школьников.

Решение задач на движение способствуют усвоению математических понятий и терминов, отношений, закономерностей. При решении задач на движение у учащихся развивается произвольное внимание, наблюдательность, логическое мышление, речь, сообразительность. Велика роль решения задач в подготовке умственно отсталых детей к жизни.

Для того, чтобы учащиеся успешно овладели навыком решать задачи данного типа, необходимо использовать различные методы и приемы. Основные методы- наглядности и словесный метод.

Первым этапом проводим  актуализацию знаний учащихся.

В первую очередь необходимо выяснить, какие задачи относятся к задачам на движение? К задачам на движение относятся задачи, в которых речь идёт о зависимости между величинами: Скорость, время, расстояние – и которые не могут быть решены без знания характера зависимости между этими величинами. Необходимо донести до учащихся, что задачах данного типа всегда что-то движется: едет автобус, плывет катер, идет турист итд.

Далее необходимо выяснить, что такое скорость, время, расстояние. какими единицами измеряется.

Т.к для умственно отсталых школьников воспринять и понять данные понятия  не просто, можно провести специальную экскурсию по наблюдению за движением транспорта, после чего провести наблюдения в условиях класса, где движения будут демонстрировать сами дети. На экскурсии и во время работы в классе необходимо пронаблюдать за движением одного тела и двух тел друг относительно друга, закрепить понятия скорость, время, расстояние

В результате дети должны сделать следующие выводы:

  • Два тела могу двигаться в одни сторону.
  • Два тела могут двигаться в противоположном направлении.
  • два тела могут двигаться, приближаясь одно к другому.

После этого, необходимо выявить зависимость скорости, времени и расстояния. Закономерности и связи между ними познаются путем решения элементарных задач: автобус ехал со скоростью 50 км\ч, какое расстояние он проедет через 2 часа. Меняя условие задачи мы находим три зависимости скорости, времени и расстояния.

После повторения всех понятий по данной теме, можно приступить к решению задач.

Задачи решаются в несколько этапов, в каждом их которых используются разнообразные методы и приемы.

АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ

Название этапа

Цель этапа

Приём выполнения этапа

Восприятие задачи

Понять задачу, т. е. выделить все множества и отношения, величины и зависимости между ними, числовые данные, лексическое значение слов

  • обыгрывание задачи;
  • разбиение текста задачи на смысловые части;
  • постановка специальных вопросов;
  • перефразирование (заменить термин содержанием, заменить описание термином, словом; убрать несущественные слова; конкретизировать, добавив не меняющие смысл подробности);
  • построение модели (схема, рисунок,);
  • выполнение краткой записи
  • постановка ситуации наглядно ( учащиеся выполняют действия)

Поиск плана решения задачи

«Связать» вопрос и условие

  • рассуждения:

       от условия к вопросу;

       от вопроса к условию;

       по модели;

       

Выполнение плана

Выполнить операции в соответствующей математической области

  • выполнение арифметические действия:
  • логические операции;
  • выполнение алгоритма решения«таких» задач, название вида, типа задачи (

Проверка

Убедиться в истинности выбранного плана и выполненных действий, после чего сформулировать ответ задачи

До решения:

  • прикидка ответа или установление  .

Во время решения:

  • по смыслу полученных выражений;
  • осмысление хода решения по вопросам.

После решения задачи:

  • постановка результата в условие;
  • сравнение с образцом;

Таким образом мы можем сделать вывод о том, что для успешного овладения навыком решения задач на движение, необходимо использовать метод наглядности( иллюстрации, демонстрации), словесный( беседа, объяснение).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по математике 1 класс 4 четверть. Контроль формирования навыков решения задач, математических выражений в одно и два действия, неравенств.

Проверочная работа по математике 1 класс 4 четверть направлена на проверку  навыков решения задач, математических выражений в одно и два действия. При решении  неравенств дети применяют знан...

Конспект урока математики по теме: "Формирование вычислительных умений и навыков. Решение задач.", 2 класс, УМК "Гармония"

Цель урока: совершенствование умения решать задачи и вычислять значение суммы (разности) двузначных и однозначных чисел с переходом в другой разряд....

Методика обучения младших школьников решению задач на движение

В работе представлена методика обучения решению простых задач на движение, задач на встречное движение и движение в противоположном направлении. На конкретных примерах показана организация работы над ...

Обобщение опыта "Формирование универсальных логических действий у младших школьников при обучении решению задач на движение"

Обобщение опыта "Формирование универсальных логических действий у младших школьников при обучении решению задач на движение"...

Мастер – класс «Приемы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»

Цель: познакомить слушателей с приёмами и методами формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и  литературного чтения у младших школьников.Задачи:раскрыть содержание ма...

Урок математики- урок решения проектной задачи «Путешествие по Черноморскому побережью Кавказа» (Решение задач на движение) 4 класс

: Урок решения проектной задачи( комплексного применения знаний, умений и навыков)Цель:  использование формулы движения при решении задач в нестандартной ситуации.Задачи: дать возможность учащимс...