Формирование гражданско-патриотических качеств личности школьника.
опыты и эксперименты (4 класс)

Павлова Елена Викторовна

Воспитание любви к родному краю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа №16» села Александровского Александровского района Ставропольского края

«Формирование гражданско-патриотических качеств личности школьника.

Воспитание любви к родному краю»

Павлова Елена Викторовна,

учитель начальных классов МОУ СОШ №16

 СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Информация об опыте ……………………………………………………..3

2. Технология опыта…………………………………………………………...5

3. Результаты опыта……………………………………………………………11

Литература ……………………………………………………………………..12

  

1. Описание опыта.

     В соответствии со стандартами второго поколения ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:

  • Формирование основ гражданской идентичности личности на базе чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;
  • Формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе доброжелательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, уважения к окружающим;
  • Развитие ценностно-силовой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма.
  • Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию.
  • Развитие самостоятельной, инициативной и ответственной личности. Формирование самоуважения и эмоционально – положительного отношения к себе, готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичность к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты. Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению  трудностей и жизненного оптимизма;
  • Формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей.

Реализацией ценностных  ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе  формирования общих учебных умений, обобщенных способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.  

   В стандартах  второго поколения результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий.  

   Ведущая педагогическая идея опыта – формирование гражданско-патриотических качеств личности школьника путем интеграции учебной и внеучебной деятельности, позволяет сформировать в школьниках  патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу в рамках уроков  и  внеклассных занятий. 

         Начальный период предполагает обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня сформированности гражданско-патриотических качеств у учащихся.

На формулирующем этапе была проведена апробация в условиях  образовательного учреждения.

         Диагностика на заключительном этапе доказала успешность выбранной технологии для решения обозначенной педагогической проблемы.

Диапазон опыта представлен системой работы учителя по формированию гражданско-патриотических качеств личности на уроках и внеурочной деятельности.

         Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями в глубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Макиавелли, Руссо. Для формирования патриотизма в системе воспитательной работы в школе нужно знать не только его сущность и содержание, но и те внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители указанного качества. Такими компонентами, по определению И.Ф.Харламова, являются потребностно-мотивационный, когнитивно-интеллектуальный, эмоционально-чувственный, поведенческий и волевой компоненты [19]. Вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения рассматриваются в немалом количестве пособий, методических разработок педагогов-новаторов. В этом направлении работают И.А. Пашкович [14], Т.А. Касимова [9],  Н.К. Беспятова [3],  Буторина Т.С. [4], Т.А.Орешкина [6] и другие. В своих работах ими были предприняты попытки, наряду с общими проблемами недостатков школьной программы, отобразить проблемы, связанные с формированием патриотизма у подрастающего поколения. Их интерес к данной теме обусловлен активизацией в последнее время в России работы по патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи, а значит новыми требованиями к работе педагогов основного и дополнительного образования, возможность непосредственного влияния которых на воспитание патриотов, деловых и здоровых людей обуславливает их исключительную роль.

     Таким образом, значимость изучения системы патриотического воспитания учащихся заключается в том, что  именно в школе воспитание гражданина страны рассматривается как одно из главных средств национального возрождения.

        

2.Технология опыта.

         В настоящее время в школе сложилась система патриотического воспитания учащихся. Личность гражданина-патриота характеризуется самостоятельностью мышления, важнейшими духовными и нравственными качествами, веротерпимостью, проявление любви к Родине, к родному краю, к родным и близким, гордости за свое Отечество, за историю и достижения народа, почитанием национальных святынь и символов, уважением конституции страны.

         Цели гражданско-патриотического воспитания:             

             • повышение эффективности существующей в школе системы патриотического воспитании школьников;              

             • формирование личности гражданина - патриота Родины на героической тематике, на боевых традициях Русской и Советской Армии,
             • на традициях славном военно-историческом прошлом России;
             • воспитание на примерах мужества и героизма защитников Отечества;
        Тема опыта охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.         

Свою воспитательную работу учитель строит на основе программы, целью которой является: «Создание условий для формирования у учащихся ценностных ориентиров и нравственных норм, основанных на культурно- исторических и духовных традициях России и Ставрополья»

Задачи программы:

  1. Сохранение исторической преемственности поколений.
  2. Развитие национальной культуры.
  3. Воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России.
  4. Формирование духовно-нравственных качеств личности.

Направления программы:

  • Совершенствование скоординированной системы деятельности семьи и школы по духовно- нравственному воспитанию детей.
    Семья. Семейные традиции (1 год обучения)
  • Красота и разнообразие природы Ставрополья (2 год обучения)
  • Культура и быт народов Ставрополья (3 год обучения)
  • Важнейшие события в истории Ставрополья (4 год обучения)

Ожидаемые результаты программы: 

        К концу первого класса дети должны знать и различать такие понятия, как «родственники», «предки», «поколение», родовые и семейные традиции. У учащихся должны укрепиться ценности семейных отношений, развиться чувство уважения к старшим, любви к своим близким.

        К концу второго класса дети должны иметь представление о красоте и разнообразии природы Ставрополья, знать и ценить природные богатства родного края, любить и охранять животных и растения, которые можно встретить на территории Ставропольского края.

К концу третьего класса дети должны знать главные христианские праздники, обычаи и обряды; обогатить свою речь русскими пословицами, загадками, сказками; знать о профессиях, распространенных на территории Ставрополья.

К концу четвертого класса дети должны обладать знаниями по истории Отечества, гордиться историческим прошлым своего края, стремиться к самостоятельному изучению истории Ставрополья.

К концу реализации программы у детей должна быть:

  • воспитана активная жизненная позиция;
  • сплочен классный коллектив;
  • знание истории, традиций и обычаев русского народа;
  • развитие патриотизма, любви к малой Родине.

Концепция воспитательной программы

     Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.

Д.Лихачев

В настоящее время актуальной остается проблема формирования национального этнического самосознания, научного, исторического мировоззрения подрастающего поколения, которое может стать духовным стержнем возрождения России, воспитание любви к Отечеству, своей малой Родине – Ставрополью, лучших гражданских качеств личности, чувства патриотизма.

Патриотическое воспитание всегда было одним из важнейших направлений в работе педагога. Оно тесно связано с национальным воспитанием, которое ставит своей целью сохранение народных обычаев, обрядов, традиций, языка и передачу этих знаний новому поколению. Решать эти задачи помогает эта программа. В ходе данной деятельности каждый ребенок может реализовать свои способности. Индивидуализация воспитания должна вести к тому, чтобы в детях проявлялись их лучшие черты и качества. Вся воспитательная работа в классе основывается на привитии детям общечеловеческих ценностей. Вот эти ценности:

  • Человек - воспитание гуманности.
  • Семья - первый коллектив ребенка.
  • Труд - воспитание творчества и потребности в созидании.
  • Знания - поиск истины.
  • Культура - воспитание духовности.
  • Отечество - воспитание бережного отношения к истории своего народа.
  • Земля-создание целостного образа мира.
  • Мир - создание атмосферы гражданского мира и согласия.

    Приоритетные направления работы в классе:
  • воспитание патриота Ставрополья, знающего, бережно относящегося и приумножающего ее культуру, природу, традиции;
  • воспитание высоконравственной личности с активной гражданской позицией, способной отстаивать свои права и уважать права других;
  • развитие физически и морально здорового человека, впитавшего в себя лучшие достижения культуры своего народа.
           

       Поэтому система воспитательной работы в классе предполагает, что каждое воспитательное мероприятие должно быть разработано так, чтобы затрагивались и духовно- нравственное, и патриотическое, и гражданское, и художественно - эстетическое, и трудовое воспитание.
Вся воспитательная система работы класса строится на принципах, заложенных в Уставе МОУ СОШ № 16, на основе личностно-ориентированного подхода в соответствии с разработанной моделью обучения и воспитания.

Принципы:

  1. Уважения личности ребенка, учителя, родителя;
  2. Ориентации всего процесса на потребности ребенка, семьи, общества;
  3. Ориентации в выборе содержания, форм и методов воспитания
    на традициях школы.
  4. Личностного подхода в воспитании.

Воспитательный процесс направлен:

  • на организацию многообразной и разносторонней деятельности учащихся;
  •  общение со сверстниками и взрослыми из окружающего социума;
  • формирование общественно необходимых и личностно значимых
    качеств личности;
  • формирование правильного отношения к окружающему миру,
    природе, людям, науке, культуре, здоровому образу жизни.

    Воспитательная работа осуществляется по ряду важнейших направлений:
  • воспитание познавательных интересов:
  • развитие сознательной учебной дисциплины;
  • воспитание отношения к учебе как к главному труду;
  • воспитание уважения к знаниям, поднятие престижа образования

        Поиском новых форм и обогащением старых новым содержанием учитель, учащиеся, родители занимаются постоянно: тематические классные часы, парад школьных наук, интеллектуальные аукционы, турниры, КВНы и т.п.

Трудовое воспитание:

  • воспитание отношения к труду как к высшей ценности жизни;
  • развитие потребности в творческом труде;
  • воспитание социально-значимой целеустремленности в трудовых   отношениях;
  • развитие навыков самообслуживания;
  • формирование уважительного отношения к материальным ценностям.

        Развитию трудовых навыков подчинена работа кружков, дежурство по уборке классной комнаты, трудовые десанты по уборке территории школы и прилегающих к ней улиц.

Гражданское воспитание:

  • воспитание уважения к закону;
  • развитие гражданской и социальной ответственности;
  • воспитание патриотизма на материалах краеведения, истории и традициях школы, жизни знаменитых земляков, выпускников школы.

Спортивно-оздоровительное:

  • развитие потребностей заниматься физкультурой и спортом;
  • воспитание потребности в здоровом образе жизни;
  • воспитание бережного отношения к окружающей природе, экологическое воспитание;
  • развитие навыков гигиены и соблюдение режима дня.

Данная концепция предусматривает новое содержание духовно-нравственного воспитания:

  • формирование общечеловеческих норм гуманистической морали, развитие культуры общения;
  • развитие внутренней свободы, способности к объективной самооценке,    чувства собственного достоинства;
  • сознание личностной причастности к миру.

Эстетическое воспитание:

  • развитие чувственных мироощущений, потребности в прекрасном;
  • развитие способности к художественному мышлению;
  • развитие индивидуальных задатков и способностей.

Связь семьи и школы:

Школа является  ведущей и направляющей организацией по отношению к семье. Она определяет и направляет воспитательную политику. Семья должна выступать как партнер. Обеспечить это можно, если приобщить родителей к педагогическому процессу, знакомить с результатами учебно-воспитательного процесса.

Формирование  гражданско-патриотических качеств школьников. Воспитание любви к родному краю

    Краеведческая деятельность – важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма школьника. Меня волнуют вопросы, связанные с воспитанием патриотизма и формирование у учащихся гражданских позиций. Я считаю, что воспитание любви к Родине и формирование достойного гражданина  и патриота должны стать основными составляющими в учебно-воспитательной работе школы. Цель моей работы – научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину. Ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы школьники, зная свои корни, могли создать достойное будущее.

        

В 2019-2020 учебном году с учащимися моего класса (Горбунёвой О., Коноваловой И.) мы приняли участие и стали победителями в районной научно-практической конференции. В ходе работы мы выбрали название для своего проекта: Кем быть? Каким быть? (Мой выбор - кадетство).

Целью нашей работы стало: обратить внимание одноклассников на возможности кадетского образования и доказать необходимость кадетского воспитания и образования.

Данная цель обусловила решение следующих задач:

1. Исследовать исторические, справочные источники по данной теме.

2. Найти в интернете информацию о выдающихся кадетах России.

3. Провести опрос среди одноклассников, кадет 5-9 классов

Гипотеза: правильно сделанный выбор определяет будущее человека. А кадетство - это путь к самодисциплине, духовному, умственному и физическому совершенству. Отечеству верное служение.

На классном часе девочки познакомили со своими исследованиями одноклассников. Они с интересом слушали об историческом прошлом кадетов, о кадетском образовании в нашей школе. Проведенное исследование убедило учащихся в том, что кадетские корпуса готовили не просто отлично обученных офицеров, ревностно преданных своему Отечеству, но и высоко образованных, всесторонне развитых членов общества, которые становились и всемирно известными открывателями новых земель, и полководцами, и изобретателями оружия, и писателями, и государственными деятелями. Не все сегодняшние кадеты станут военными, но сильными, выносливыми, грамотными и культурными гражданами постараются стать все. Ведь они не только готовы перенять опыт наших предшественников, но и очень хотят сами стать частью великой истории нашей Родины.

В мае 2014 года дети моего класса приняли участие в патриотической акции «Знамя Победы». Целью акции было сохранение памяти, чести и уважения героям-победителям, изготовление своими руками копии знамени Победы. Открытый урок «Знамя Победы - 1941» был разбит на четыре блока и посвящён первому этапу войны - стратегии обороны (22 июня 1941 года – 18 ноября 1942 года). В ходе урока активно были использованы техническое оснащение, презентации, видеоролики. Дети принимали участие не просто в уроке, а уже в сложившейся беседе, отвечая на вопросы, почему Гитлер напал на Советский Союз, зачем была нужна война, когда она началась, сколько человек из Ставропольского края ушли на фронт, сколько из них вернулись...     Ставропольский край. ....Всего из бывшего Орджоникидзевского края было призвано 320 тысяч человек, – рассказывает П. Двинский. – А в край, как известно, тогда входили, кроме нынешнего Ставрополья, еще Кизлярский округ, Наурский и Шелковской районы, Моздок и Карачаево-Черкесия. Из трехсот тысяч призванных две трети погибли, более 90 тысяч пропали без вести.   

В течение 2014-2015 учебного года проводились мероприятия, посвященные празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Совместно с родителями дети знакомились с семейными архивами. В результате этой работы наш класс  принял активное участие в краевых акциях «Стена памяти», «Бессмертный полк». На минутках памяти дети познакомили одноклассников со своими героическими предками. Бадулин Максим рассказал о своей прабабушке, Масленников Матвей познакомил ребят с биографиями своих прадедушек, Вялых Влада поделилась с ребятами биографией прадедушки Евсюкова Николая Константиновича.

Вызвали отклик у детей классные часы «Ах, война, что ты сделала…», «Дети в годы Великой Отечественной войны», посещение школьного музея, школьная игра «Зарничка».  

 В феврале на классном часе «Горячие сердца» учащиеся познакомились с новым Всероссийским проектом "Горячее сердце", который реализуется с ноября 2013 года. Основной целью инициативы является чествование и выражение признательности детям и молодежи в возрасте до 23 лет, проявившим неравнодушие и активную жизненную позицию, совершившим героические и мужественные поступки, бескорыстно пришедшим на помощь людям, а также преодолевшим трудные жизненные ситуации.

Большую роль в патриотическом воспитании играет посещение музея, выставок. Мы с ребятами побывали в краеведческом музее села, участвуем в  школьных выставках детского творчества.

                Воспитание патриота не возможно, без воспитания сознательного добропорядочного гражданина, жителя своего села, улицы, труженика, приносящего пользу своей стране. В этом направлении проводились беседы:

«Моя семья»

 «Для чего я учусь?»

«Кем быть? Каким быть»

«По лестнице успеха»

«Ты и твоя будущая профессия»

«Мои права и обязанности» и т.д.

Ежегодно мы участвуем в анкетировании по определению уровня воспитанности, которое не только рисует мне общую картину «царившую» в классе, но и «подталкивает» ребят задумываться над вопросами своего отношения к окружающему их миру, пересмотреть своё отношение к гражданам другой национальности, к семейным ценностям и т.д. Я не хочу сказать, что все они стали хорошо учиться, стали примером достойным подражания.  Но я  надеюсь, что они стали понимать, что такое хорошо, а что такое плохо и что мне за это будет, уметь подумать прежде, чем совершить поступок, и дать свершившемуся самооценку – это уже шаг к осознанному взрослению, а не ребяческому подражанию взрослым.

        

3. Результаты опыта.

       В данной работе сделана попытка описать педагогическую деятельность автора в качестве классного руководителя по теме «Формирование гражданско-патриотических качеств личности школьника. Воспитание любви к родному краю»    

       Формирование гражданско-патриотических качеств личности – это целенаправленный, специально организуемый процесс. Гражданско-патриотические качества – это качества личности, характеризующие ее способность к активному проявлению гражданской позиции. Формирование их возможно лишь через вовлечение подростка в специфическую гражданскую деятельность.

         

Литература

 

1.     Басова, Н. В. Педагогика и практическая психология. – Ростов н/Д: «Феникс», 1999. – 416 с.

2.     Бачевский, В. И. Система военно-патриотического воспитания несовершеннолетних граждан: Учебно-методическое пособие по разделу «Основы военной службы». – М.: ООО «Редакция журнала «Военные знания», 2001. – 186 с.

3.     Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Н. К.Беспятова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 192 с.

4.     Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П.Овчинникова – СПб: КАРО, 2004. – 224 с.

5.     Воронцов, В.  Л. Могущество знания. – М.: Изд-во «Знание», 1979. – 380

6.     Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность /Авт.-сост. Т. А.Орешкина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 122 с.

7.     Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы».

8.     Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы».

9.     Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А.Касимова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с.

10. Лебедева, О. В. Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности: 5-10 классы. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.

11. Мизиковский Г. В. Межпредметные связи в курсе допризывной подготовки юношей. – М.: Просвещение, 1990. – 237 с.

12. Николаев, Г. Г. Воспитание гражданских качеств подростков в детских общественных объединениях. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004. – 134 с.

13. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по основам безопасности жизнедеятельности. /Авт.-сост. Г. А.Колодницкий,

     В. Н.Латчук, В. В.Марков, С. К.Миронов, Б. И.Мишин, М. И.Хабнер. – М.:      Дрофа, 2001. – 192 с.

14. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И. А.Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.

15. Пути модернизации образования: инновационные образовательные и организационные технологии в кадетских школах и в школах-интернатах: материалы и учебно-методические разработки участников Всероссийского семинара-совещания / сост. А. Н.Кузибецкий, Е. В.Никульшина. – Волгоград: Изд. ВГИПК РО, 2004. – 190 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система воспитательной работы по формированию гражданско-патриотических и эстетических качеств младших школьников на примере учащихся специализированного хореографического класса МОБУ СОШ № 27 города Якутска»

    Младший школьный возраст наиболее благоприятен для формирования мировоззрения личности. Чувства любви к родному краю, гордости за свою родину, чувство красоты природы, произведени...

Формирование гражданско-патриотических качеств личности будущих первоклассников в условиях реализации ФГОС

Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить вашему вниманию свой опыт работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей во время предшкольной подготовки в условиях реализации ФГОС НОО. Предназна...

Формы работы по формированию гражданско-патриотических представлений младших школьников

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования гражданско-патриотических представлений младших школьников. Обобщается практический опыт достижения результата в этой нелегкой раб...

Формирование гражданско-патриотических качеств личности школьника. Воспитание любви к родному краю

Из опыта работы учителя по формированию гражданско-патриотических качеств у младших школьников...

Формирование гражданско-патриотической компетенции младших школьников во внеклассной деятельности

Данный проект является актуальным в настоящее время.Он демонстрирует необходимость решения проблемы гражданско-патриотического воспитания,направленной  на формирование развития личности младшего ...