Большая психологическая игра ”Впереди у нас-пятый класс”.
методическая разработка (4 класс)

Сергеева Галина Юрьевна

     Игра разработана для учеников 4-х классов, проводится в конце учебного года с целью выявления уровня психологической готовности детей на этапе перехода из начального в среднее звено.
Эта игра состоит из двух частей. Первая часть игры проводится в форме “большой психологической игры”, в которой учащимся надо пройти через игры-испытания. Наполнение данной игровой оболочки определяется целями и задачами мероприятия. Вторая часть игры проводится в форме психологического развивающего занятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Большая психологическая игра ”Впереди у нас-пятый класс”.

Цель игры:

- психолого-педагогическое сопровождение учащихся 4-х классов при переходе из начальной в среднюю школу, создание предпосылок успешной адаптации учащихся;

- содействие формированию эмоционально-комфортной атмосферы в классе;

- создание условий для развитее таких черт характера, как доброжелательность, симпатия, толерантность.

Задачи игры:

- диагностика и развитие социальной зрелости; умение выстраивать отношения со сверстниками- диагностика мотивационной сферы; отношения к школе, как к среде жизнедеятельности и системе значимых отношений; умение занять ответственную позицию школьника;

- создание ситуаций, требующих сотрудничества, взаимопомощи и взаимоподдержки;

- диагностика статусного положения детей в группе;

Описание игры

     Игра разработана для учеников 4-х классов, проводится в конце учебного года с целью выявления уровня психологической готовности детей на этапе перехода из начального в среднее звено.

     Эта игра состоит из двух частей. Первая часть игры проводится в форме “большой психологической игры”, в которой учащимся надо пройти через игры-испытания. Наполнение данной игровой оболочки определяется целями и задачами мероприятия. Вторая часть игры проводится в форме психологического развивающего занятия.

     Время, необходимое для проведения первой части 2 часа, второй-40-45 минут. Для проведения первой части игры потребуется большое помещение- актовый зал, вторую часть можно проводить в помещении класса. Вторую часть игры нужно проводить на той же неделе, когда проходила первая, или на следующей, но не позже. Она является логическим продолжением первой, поэтому цели и задача остаются прежними.

Содержание игры и игровая цель

     Эта игра позволяет детям впервые задуматься и обсудить вопрос о том, что ждёт их в средней школе. Ребята собираются в дорогу в пятый класс и решают, какой багаж умений и навыков, приобретённых в начальной школе, им необходимо взять с собой в среднее звено. Переходя через испытания, дети присваивают себе лично и всему классу качества, которые пригодятся им в следующем году. В ходе игры дети составляют карту своего класса и определяют символ средней школы.

Необходимые материалы

- заготовка карты класса в виде листа ватмана, на котором написано название игры и размечено место для символа средней школы, может быть частично нарисован символ;

- чистый лист ватмана;

- заготовки цветных паззлов, на которых написаны различные качества;

- два чистых цветных паззла;

- карточки с парными названиями животных(30 шт.);

- карточки с напечатанными фразами;

- набор карточек с буквами, клей;

- стенд;

- стулья (30 шт);

- карточки с загадками;

- белые и тонированные листы формата А8 (30  шт);

- цветные карандаши и фломастеры;

- музыкальное сопровождение;

- листы наблюдений за детьми;

- фотоаппарат и видеокамера;

Этапы  игры

Первая часть

  1. Введение в игру
  2. Игра-разминка “Зоопарк”
  3. Игра-испытание “Вопрос-ответ”
  4. Игра-испытание “Переправа”
  5. Игра-испытание “Покажи фразу”
  6. Игра-испытание “Расшифруй”
  7. Символ средней школы.

Вторая часть

  1. Обсуждение первой части игры
  2. Релаксация “Что ждёт меня в пятом классе?”
  3. Рисунок “Я в пятом классе. Мои ожидания.”
  4. Изготовление карты  класса. Обсуждение игры, обмен впечатлениями.

Сценарий игры.

Первая часть.

  1. Введение в игру.

Ведущий заходит в класс и приглашает детей с педагогами пройти на занятие в актовый зал. Дети и взрослые входят и рассаживаются на стулья, стоящие большим полукругом. Перед детьми на стенде прикреплён лист ватмана, на котором большими красочными буквами написано ”Впереди у нас – пятый класс” и что-то непонятное и не6обычное нарисовано посередине.

Ведущий. Сегодня нам с вами  предстоит собраться в дорогу. Как вы думаете, куда?

(дети отвечают, что им предстоит собраться в пятый класс.)

Ведущий. Что  обычно люди берут с собой в дорогу? Посмотрите на карту нашей дороги в пятый класс. На неё мы поместим ваши ожидания и качества вашего класса, которые понадобятся вам в средней школе. Давайте начнём собирать чемодан вашего класса и решим, что мы возьмём с собой. Какие мы должны быть в пятом классе, чтобы нам жилось интересно и весело?

(дети включаются в выполнение поставленной перед ними задачи; они могут называть различные качества, а ведущий должен фиксировать их на бумаге; как правило ребята ожидают от пятого класса: добрых учителей, хороших оценок, интересной школьной жизни, новых одноклассников, дружного коллектива…)

  1. Игра-разминка “Зоопарк

Первая игра- испытание”Зоопарк”

Ведущий. Первая игра- испытание называется ”Зоопарк”. Сейчас  каждый из вас получит лист бумаги, на котором написано название животного. По моей команде ”Начали” вы будете изображать без звуков, только при помощи жестов то животное, название которого прочитали на своём листе. Ваша задача найти того, кто изображает ваше животное, и встать рядом с ним. Разговаривать во время игры нельзя.

(ведущий и помощники быстро раздают всем ребятам маленькие листочки, после чего учащиеся при помощи мимики и жестов выполняют задание и объединяются в группы по 2-3 человека. Затем ведущий проверяет, правильно ли дети выполнили задание.)

Ведущий. После того, как вы нашли своих сородичей, вам предстоит посовещаться и изобразить при помощи жестов и звуков другим группам, чем ваше животное любит заниматься.

(группы учащихся по очереди рассказывают о своём животном. Взрослые во время выполнения этого задания могут наблюдать за тем, каким образом ребятам удаётся выражать мысли при помощи звуков и жестов)

Ведущий.  Что же вам удалось узнать о других группах? Какое же качество всем помогло справиться с этим испытанием?

(дети могут назвать такие качества, как умение слушать и выполнять задание, ориентироваться в пространстве, взаимопонимание…ведущий подводит предварительный итог…)

Ведущий. Вы сумели правильно назвать одно из важных качеств-ВЗАИМОПОНИМАНИЕ, и поэтому ваш класс получает первый паззл.. Решите, пожалуйста, кто из вас станет его хранить.

(дети должны быстро посовещаться и решить, кто будет хранить паззл. В этот момент взрослым важно отметить, кому из детей оказано доверие…)

  1. Игра-испытание “Вопрос-ответ”

Вторая игра-испытание “Вопрос- ответ”.

Ведущий. Вторая игра-испытание называется “Вопрос-ответ”. Вам предлагается в течение 5 минут ответить на 5 вопросов. Отвечать надо быстро и правильно. На плакате вы можете найти подсказки. Если не знаете ответа, говорите-ДАЛЬШЕ. Сейчас вам будут предложены загадки, для отгадывания которых надо переставить буквы в слове так, чтобы получилось новое слово .Давайте разберём одну такую загадку.

(ведущий должен постараться понять, все ли уяснили, как и что нужно делать; в этой игре можно использовать следующие загадки:)

Легко дышать в моей тени,

Меня ты летом часто хвалишь.

Но буквы переставь мои-

И целый лес ты мною свалишь .  (липа-пила)

Вдоль по проволоки мчусь

Ночи я и дни.

А с конца меня прочтут-

Тигру я сродни. (ток-кот)

Лежу я на земле

Прибитая к железу.

Но буквы переставь-

В кастрюлю я полезу. (шпала-лапша)

Известное я блюдо

Когда прибавишь М

Лететь, жужжать я буду

Надоедаю всем. (уха-муха)

Географию со мной

Изучают в школе дети

Дай порядок букв иной

И найдёшь меня в буфете. (атлас-салат)

Я-дерево в родной стране

Найдёшь в лесах меня ты всюду

Но слоги переставь во мне-

И воду подавать я буду. (сосна-насос)

Мы резким голосом кричим

И ковыляем так комично

Но вставь нам Л –и зазвучим

Тогда довольно мелодично.(гуси-гусли)

(В ходе игры ведущий должен чётко зачитывать загадки, а дети быстро отвечать. Во время игры взрослые могут наблюдать за тем, насколько дети включены в работу, отмечать ребят, которым удаётся быстро и правильно справляться с предложенным заданием.)

Ведущий. Скажите, пожалуйста, сколько загадок вам удалось отгадать в этой игре?

(ребята сообщают число правильных ответов при выполнении задания)

Ведущий. Это очень хороший результат. Кто из вас может сейчас сказать, какие качества вам помогали?

(умение думать, мыслить логически, находчивость)

Ведущий. Совершенно верно, справиться с этим испытанием вам помогала НАХОДЧИВОСТЬ. Получите ещё один паззл и выберите его хранителя.

(класс выбирает очередного хранителя паззла)

  1. Игра-испытание “Переправа”.

Третья игра-испытание “Переправа”.

Ведущий.  Третья игра-испытание называется  “Переправа”. В этой игре вам нужно при помощи разрезных открыток найти себе пару, затем вам предстоит различными способами перебраться с одной половины зала на другую. У вас 2 минуты на обсуждение возможных способов переправы. Помните о том, что у всех они должны быть разными. Если хотя бы двое будут повторять действия друг друга, то все участники игры должны вернуться на исходное место и игра начнётся заново. Сигналом к началу игры послужит весёлая музыка.

(дети обсуждают способы переправы; взрослые наблюдают за дискуссией)

Ведущий.  Ваше время истекло. Прошу всех выстроиться в одну шеренгу в правой части зала. Ваша задача-по сигналу начать передвигаться к противоположной стороне.

(ведущий включает весёлую музыку, дети начинают передвигаться из одной части зала в другую)

Ведущий.  Как вы думаете, какое качество вам помогло в этой игре?

(большинство детей может ответить, что им помогла дружба, взаимопонимание, находчивость и воображение)

Ведущий.  Совершенно верно. Справиться с этим заданием вам помогли ДРУЖБА И ВООБРАЖЕНИЕ. Вы получаете третий паззл. Выберете, пожалуйста, его хранителя.

  1. Игра-испытание “Покажи фразу”.

Четвёртая игра-испытание “Покажи фразу”.

Ведущий.  Четвёртая игра-испытание называется “Покажи фразу”. Вам предстоит выбрать троих ребят-самых сообразительных и артистичных-на роль ведущих. На обсуждение даётся 1 минута.

(класс начинает обсуждать, кого выбрать на роль ведущих, взрослым важно обратить внимание на поведение детей, на то, какие кандидатуры они предлагают)

На карточках могут быть фразы следующего содержания:

-встреча гостей

- решение задачи

- прогулка в парке

- занятие спортом

 Чтение интересной книги

- игра на компьютере

- укладывание чемодана

- игра на музыкальных инструментах

- просмотр телепередач

(если вдруг ребёнку не удаётся выполнить задание, он имеет право попросить помощи у ведущего, нам данном этапе важно обратить внимание кто из  детей быстро и правильно понимает показанное)

Ведущий. Как вы думаете, какое качество нам помогало пройти это испытание?

(сообразительность и смекалка)

Ведущий. Вы правильно назвали ещё одно важное качество-СМЕКАЛКУ и поэтому получаете паззл. Решите, кто будет его беречь до конца нашей игры.

(класс выбирает хранителя четвёртого паззла)

  1. Игра-испытание”Расшифруй”

Пятая игра-испытание “Расшифруй”

Ведущий. Пятая игра-испытание называется  “Расшифруй”. Для того, чтобы вы могли понять, какие ещё  два важных качества вам понадобятся в пятом классе, предлагаю пройти через последнее испытание. Ваша задача-в течение 2 минут составить из этих букв слово, которое обозначает какое-либо качество.

Для этой игры необходим набор карточек со следующими буквами:

Л ю б о з н а т е л ь н о с т ь                                        С Т А Р А Т Е Л Ь Н О С Т Ь

(класс получает 2 набора карточек с буквами, взрослые наблюдают за работой групп, учащиеся должны собрать слова, ведущий просит кого то из детей наклеить эти слова на чистом паззле, затем класс выбирает хранителя паззла)

  1. Символ средней школы.

Ведущий. В ходе нашей игры вы сумели набрать достаточно много паззлов с названием качеств, которые понадобятся вам в пятом классе. А теперь нужно попробовать сложить из паззлов символ средней школы.

(дети пытаются сложить из имеющихся паззлов символ средней школы)

Ведущий. Как вы думаете, что у вас получилось? Совершенно верно, это действительно открытая книга, она и является символом средней школы. Сегодня мы сумели прочитать несколько страниц из этой книги о вашем классе. Ваш класс дружный, находчивый, сообразительный, старательный, с хорошо развитым воображением. Впереди у вас средняя и старшая школа, и эта книга вашего класса постепенно будет пополняться записями о новых важных качествах, которые вы приобретёте за время школьной жизни. ДАВАЙТЕ ТЕПЕРЬ ОФОРМИМ КАРТУ ВАШЕГО КЛАССА, ПРИКРЕПИВ К НЕЙ ВАШ СИМВОЛ, А НИЖЕ, НА КАРТЕ, Я ПРОШУ КАЖДОГО ИЗ ВАС ПОСТАВИТЬ СВОБ ПОДПИСЬ.

(дети вместе со взрослыми оформляют карту класса, в конце первой части игры ведущий проводит обсуждение)

Ведущий. Что вам запомнилось в сегодняшней игре? С какими чувствами вы уходите?

(дети и взрослые садятся в круг и по очереди рассказывают о том, что им больше всего понравилось, какие моменты запомнились ,что нового они узнали о себе и классе)

Вторая часть.

     Вторая часть игры является логическим продолжением первой, поэтому цели остаются прежними.

  1. Обсуждение первой части игры.

Ведущий заходит в класс или приглашает детей пройти в актовый зал.

Ведущий. Сегодня мы продолжаем игру “Впереди у нас-пятый класс”. Вспомните, что происходило в первой части.

(дети рассказывают о том, как они собирались в дорогу в среднее звено и выяснили, какие важные качества им нужно взять с собой из начальной школы .Ребята вспоминают испытания, которые им пришлось преодолеть, и качества, которые им помогали.)

Ведущий. Итак, мы продолжаем обсуждать тему перехода из начального звена в среднее.

(на доске прикрепляется карта класса с символом. Рядом вывешивают чистый лист ватмана. Ведущий включаем негромкую спокойную  музыку)

  1. Релаксация ”Что ждёт меня в пятом классе?”

Ведущий. Сейчас давайте немного пофантазируем  о том, что вас ждёт в пятом классе. Закройте глаза, примите удобное положение и попытайтесь представить себе то, о чём я буду говорить.

     “Представьте, что вы пришли 1 сентября в школу, в пятый класс. Попытайтесь увидеть себя: как вы выглядите, с кем общаетесь, чем занимаетесь.

      А теперь представьте, что вы сидите на уроке : что происходит в классе? Приглядитесь, кто из учителей ведёт урок, о чём вас спрашивает, что требует.

     Попытайтесь найти в школе такое место, где бы вы чувствовали себя хорошо, уютно и безопасно.

     Представьте взрослых, с которыми вам было бы приятно, спокойно и интересно общаться.

     А теперь вы будете возвращаться обратно в настоящее. Я буду считать до 5. На счёт 5 вы медленно откроете глаза и окажетесь в классе.

     А сейчас предлагаю рассказать, что вам удалось представить.”

(ребята по желанию рассказывают, ведущий раздаёт детям по листу бумаги и набору цветных карандашей)

  1. Рисунок “Я в пятом классе. Мои ожидания.”

Ведущий. Все вы получили чистые листы. Вам предстоит нарисовать себя в пятом классе Затем необходимо подумать и написать около рисунка те изменения, которые с вами произойдут.

(во время выполнения задания может звучать спокойная, тихая музыка)

Ведущий. Я вижу, ваши рисунки готовы. Прошу всех сесть в круг, а рисунки положить в центр  так, чтобы они были всем хорошо видны.

(ребята рассматривают рисунки друг у друга и задают вопросы)

Ведущий. Кто хочет рассказать о том, каким он себя увидел в будущем и какие с ним произошли изменения?

А теперь я попрошу вас записать около рисунков свои ожидания.

(чаще всего дети пишут о хороших оценках, добрых учителях, интересном материале, весёлой и разнообразной жизни в школе.)

  1. Изготовление карты класса. Обсуждение игры. Обмен впечатлениями.

Ведущий. А сейчас мы все вместе будем приклеивать ваши рисунки на чистый лист ватмана.

Посмотрите, какая у нас получилась большая карта. Теперь с её помощью вы имеете уникальную возможность видеть, какие вы  есть и какими хотите стать. Оправдаются ли ваши ожидания, вы узнаете, когда будете учиться в средней школе. Скажите, что вам запомнилось в нашей игре?

(дети садятся в круг и по очереди делятся впечатлениями)

     Эта игра позволяет психологам, педагогам,  родителям  увидеть, насколько ребята психологически готовы к переходу в среднее звено, получить важную информацию о классе, увидеть, как дети взаимодействуют друг с другом, как решают поставленные перед ними задачи, какие занимают позиции в группе, а также собрать дополнительный диагностический материал, который можно использовать на психолого-педагогическом консилиуме, родительских собраниях и при планировании психолого-педагогической работы с классом в будущем году.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Большая психологическая игра "Лабиринт"

Данная игра является началом работы по программе "Давайте жить дружно!" Результатом игры будет появление у обучающихся 2-ых классов возможности узнать друг друга в ситуации опасности, возможности увид...

Большая психологическая игра "Путешествие на остров «Дружба»"

создавая условия для взаимодействия детей друг с другом, способствующие формированию навыка сотрудничества, положительного отношения друг к другу, предоставить возможность проявления взаимовыручки, др...

ИГРА «Впереди у нас – пятый класс»

ИГРА «Впереди у нас – пятый класс»Эта игра состоит из двух частей. Время, необходимое для проведения первой части – 2 часа, второй – 40–45 минут.Для проведения первой части игры потребуется боль...

Игра "Впереди у нас - пятый класс"

Психологическая игра - тренинг для пятиклассников...

Профориентационная игра: «Следствие ведут…»,большая психологическая игра для учащихся 4х классов и родителей

Большая психологическая игра: "Следствие ведут..."  Цель познакомить детей с некоторыми профессиями Министерства внутренних дел Российской Федерации их особенностями Воспитывать познава...

Профориентационная игра: «Я бы в лётчики пошёл...»,большая психологическая игра для учащихся 4х классов.

Познакомить с профессиями воздушного флота:бортинженер,штурман,пилот, стюардесса,радист. Каждой профессии присущи определённые черты личности благодаря которым или развивая которые,можно стать професс...

Сценарий мероприятия «Впереди у нас – пятый класс!»

Цель: профилактика проблем адаптации в среднем звене.Задачи: формирование представлений о новом социальном статусе пятиклассника;формирование представлений о предварительном прогнозировании своего буд...