Рабочая программа кружка "Петелька"
рабочая программа (3 класс)

Довгаль Лидия Дмитриевна

В программе определены цели работы кружка, представлен календарный план на 144 часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx34.87 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 152

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

СОГЛАСОВАНО:

«____» ________ 2022 г.

Зам. директора по ОДОД

_________Волошина Н.А

УТВЕРЖДАЮ:

Приказ №_________

от «____» ________ 2022 г.

Директор школы № 152

_______Р.Ю. Клименко

Рабочая программа

кружка «Петелька»

на 2022-2023 учебный год

Составитель: Довгаль Л.Д..,

                                                                        учитель начальных классов

Санкт-Петербург

2021 г.

         Рабочая образовательная программа «Петелька» разработана на основе Программы общеобразовательных учебных заведений по художественному вязанию. - М.: Просвещение, 1994. Актуальность программы обусловлена её практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт для изготовления подарков к различным праздникам (ко Дню рождения, к 8 марта и т.д.), для оформления интерьера своей комнаты, для собственных нужд (сумочка для телефона, кулон). То есть учащиеся учатся своими руками создавать работы в технике декоративно-прикладного творчества.   При составлении программы учитывались правила дидактики: логичность, доступность, научность, наглядность, простота в изложении, переход от  простого  к сложному. Основанием данной программы является создание благоприятных условий  реализации духовных, познавательных и творческих потребностей развивающейся личности. Программа рассчитана на 1 год обучения для детей 8 - 11 лет. Вид детского объединения – кружок. Принимаются все желающие с разными умениями и навыками. Поэтому, при работе с детьми применяется индивидуальный подход. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, годовая программа рассчитана на 144 часа.

        Ручное вязание – один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства, возраст которого около 5 тысячелетий. Основы его заложили кочевники-бедуины. Попав в Европу, искусство вязания оставалось поначалу привилегией мужчин. Благородные рыцари, вернувшись с турнира и сняв латы, не считали зазорным проводить длинные зимние вечера в своих замках за вязанием. С XIII века во Франции вязание становится уже весьма доходным занятием. Стать вязальщиком было совсем не просто. Учеников набирали из наиболее смышлёных мальчиков, которые 6 лет постигали секреты будущей профессии.

Веками отточенное мастерство вязания крючком актуально и по сей день. Ручное вязание – прекрасное, древнее, но не стареющее рукоделие. Оно является подлинно массовым искусством, собравшим по крупицам опыт художественного творчества всех эпох и народов Владение им даёт возможность не только прикоснуться к настоящему искусству, но и подчеркнуть собственную индивидуальность. Этот вид декоративно-прикладного творчества характеризуется изяществом, красотой и возможностью изготовить разнообразные изделия: салфетки, скатерти, шторы, одежду и элементы её украшения.

       Благодаря возможности применения разнообразных ниток и выполнения изысканных моделей вязание крючком стало любимым занятием многих. Приобщение школьников к ручному труду, в частности к вязанию крючком, способствует воспитанию усидчивости, трудолюбия, аккуратности, хорошего вкуса, развитию пальцев рук, благотворно влияет на нервную систему и приносит удовлетворение от выполненной работы.

         Вязание постоянно развивается и совершенствуется, поэтому ни одна работа по вязанию не может быть исчерпывающе полной и законченной. Увлекает сам процесс, открывающий, при условии овладения всеми его секретами, безграничный простор для фантазии, для творчества.
         Занимаясь вязанием, постигая свойства вещей, дети невольно сами формируют себя и образ окружающего мира, приобщаются к ремеслу, которое пригодится им в жизни.

Цель настоящей программы – нравственно-эстетическое воспитание детей при обучении основам вязания крючком и спицами.

 Образовательные:

  • познакомить с историей и развитием художественного вязания;
  • обучить правильному положению рук при вязании, пользованию инструментами;
  • познакомить с основами цветоведения и материаловедения;
  • научить чётко выполнять основные приёмы вязания;
  • обучить свободному пользованию схемами из журналов и альбомов по вязанию и составлению их самостоятельно;
  • научить выполнять сборку и оформление готового изделия.
  1. Воспитательные:
  • привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, эстетическое отношение к действительности;
  • воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;
  • привить основы культуры труда.
  1. Развивающие:
  • развить образное мышление;
  • развить внимание;
  • развить моторные навыки;
  • развить творческие способности;
  • развить фантазию;
  • выработать эстетический и художественный вкус.

Программа «Петельки» являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер, направлена на овладение учащимися основными приёмами и техникой вязания крючком и спицами. На занятиях находит свое продолжение учебно-воспитательная работа, проводимая в школах на уроках технологии.

При овладении приемами вязания дети приобретают навыки, необходимые для обучения в школе: развивают образное и пространственное мышление, моторику рук, учатся составлять композицию, правильно использовать цветовую гамму, знакомятся с видами ниток и их свойствами. Обучение по данной программе способствует адаптации учащихся к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, профессиональному самоопределению. Обучаясь по настоящей программе, учащиеся приобретают углублённые знания и умения по данному виду творчества.   

В программе используются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая темы, учащиеся пользуются знаниями, полученными на уроках окружающего мира, при выполнении схем вязания, эскизов изделий, работе над орнаментом, определении плотности вязания, расчёте петель применяются знания из областей ИЗО, математики. Средний возраст учащихся – 8-11 лет. У детей этого возраста хорошо развивается механическая память, произвольное внимание, наглядно-образное мышление, развиваются познавательные и коммуникативные умения и навыки. В младшем возрасте дети легко осваивают технику вязания, с удовольствием вяжут небольшие изделия, быстро видя результат своего труда.

         Выставки детских работ демонстрируют достигнутые успехи, являются стимулом к дальнейшей работе, а также отчетом перед родителями занимающихся.

В конце обучения обучающиеся должны:

 

 

 

ЗНАТЬ

УМЕТЬ

Правила поведения, ТБ.

Основы материаловедения: классификацию и свойства волокон.

Инструменты и материалы.

Основные приёмы вязания крючком, технику вязания.

Основные способы вывязывания петель.

Условные обозначения, понятие «раппорт».

Основы цветоведения.

Способы вязания по кругу.

Основные мерки, правила измерения.

Плотность вязания и порядок расчёта прямых и наклонных контуров.

Виды ручных швов, их применение.

Последовательность изготовления изделий.

Правила ухода за шерстяными изделиями.

Соблюдать правила поведения на занятии, правила ТБ при работе с вязальными крючками, ножницами, швейными иглами, булавками, электрическим утюгом.

Различать нитки из натуральных и химических волокон; шерстяную и х/б.

Правильно пользоваться вязальными крючками, швейными иглами, булавками, подбирать соответствующие №№ крючков и ниток.

Чётко выполнять основные приёмы: начальная петля, воздушная петля, петли для подъёма, полупетля, столбик без накида, полустолбик, столбики с 1, 2, 3 и более накидами, рельефные столбики, рогатки из 2 столбиков с накидом, веер из нескольких столбиков с накидом, 2, 3 и более столбиков с накидом из одной вершины, пышный столбик, пико, вытянутая петля. Закреплять вязание, убавлять и прибавлять петли.

Вывязывать петли несколькими способами: за обе нити, за переднюю, заднюю нить петли, в середину ножки над перемычкой или под ней, перед ножкой, за ножкой, под перемычку, под продолжение перемычки сзади, подхватывая одну из нитей перемычки.

Свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов по вязанию крючком, инструкционно-технологическими картами и составлять их самостоятельно. Вязать согласно раппорту узора.

Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий.

Вязать по кругу и по спирали плоские и объёмные изделия.

Снимать и записывать мерки.

Правильно определять плотность по горизонтали и вертикали; рассчитывать количество петель и рядов для вязания деталей изделий.

Соединять детали изделий с помощью швов.

Вязать предметы для украшения интерьера игрушки, предметы одежды, элементы растительного орнамента.

Ухаживать за шерстяными изделиями и хранить их согласно правилам.

                                                                                                          Учебный план.

Продолжительность занятия

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год

2 часа

2 раза

4 часа

144

Учебно-тематический план

1 год (144 часов)

№ раз-дела

заня-

тия

Тема

Общее

кол-во

часов

В том числе:

Тео-рия

Прак-тика

1

Введение

2

1

Вводное занятие.

1

1

-

2

Правила охраны труда и безопасности на занятиях.

1

1

-

2

История вязания

1

3

История вязания.

1

1

-

3

Основы материаловедения

5

4

План и задачи занятий по вязанию крючком.

1

1

-

5

Основные правила вязания крючком.

1

1

-

6

Инструменты и материалы для занятий. Выбор крючка и пряжи.

1

1

7-8

Восстановление б/у пряжи.

2

1

1

4

Техника вязания крючком

8

9

Положение рук во время работы.

1

1

10

Основные приёмы вязания крючком.

1

1

11

Образование начальной петли

1

-

1

12-13

Набор петель для начала вязания, воздушных петель-цепочки

2

-

2

14

Вязание образцов соединительных петель

1

1

15-16

Упражнения из столбиков и воздушных петель.

2

-

2

5

От петель к полотну

18

17-18

Столбик без накида.

2

-

2

19-20

Полустолбик.

2

-

2

21-22

Столбик с накидом.

2

-

2

23-24

Столбик с двумя накидами.

2

-

2

25-26

Столбик с тремя накидами.

2

-

2

27-28

Условные обозначения.

2

1

1

29-30

Правила чтения схем.

2

1

1

31

Зарисовка условных обозначений основных приемов вязания: воздушных петель и столбиков.

1

-

1

32-34

Вывязывание образца по схеме.

3

1

2

6

Основы цветоведения

4

35

Цвет в вязаной одежде.

1

1

-

36-38

Разноцветная вязка

3

1

2

7

Узорная вязка

21

39-40

Вязание узорного полотна.

2

1

1

41-43

Узоры на основе петель, столбиков..

3

1

2

44-46

Узоры, связанные с возвращением в предыдущие ряды.

3

1

2

47-49

Узоры, связанные пышными столбиками.

3

1

2

50-51

Узоры с перемещенными и крестообразными столбиками.

2

1

1

52-53

Узоры на основе рельефных столбиков.

2

1

1

54-56

Узоры с вытянутыми петлями.

3

1

2

57-59

Вязание образцов.

3

-

3

8

Вязание геометрических фигур

6

60-61

Вязание прямоугольника, квадрата.

2

-

2

62-63

Вязание круга, овала, шара.

2

-

2

64-65

Вязание многогранника.

2

-

2

9

Итоговое занятие. Изделие «Овощи»

1

66

Подведение итогов за полугодие.

1

1

-

ИТОГО:

66

19

47

1

Введение

3

1

Вводное занятие.

1

1

-

2

Правила охраны труда и безопасности на занятиях.

1

1

-

2

3

История вязания.

1

1

-

3

Основы материаловедения

5

4

План и задачи занятий по вязанию спицами.

1

1

-

5

Основные правила вязания спицами.

1

1

6

Инструменты и материалы для занятий. Выбор спиц и пряжи.

1

1

7-8

Восстановление б/у пряжи.

2

1

1

4

Техника вязания спицами

11

9

Положение рук во время работы.

1

1

10

Основные приёмы вязания спицами.

1

1

11

Характеристика начального ряда, приемы набора петель и провязывания первого ряда.

1

-

1

12-14

 Характеристика лицевых и изнаночных петель. Вывязывание начального ряда, образцов лицевых и изнаночных петель.

3

-

3

15-17

 Чулочная вязка.

3

3

18-19

Платочная вязка. Условные обозначения.

2

-

2

5

От петель к полотну

23

20-23

Резинка

4

-

     4

24-27

 Накиды. Две петли вместе.

4

-

4

28-33

Столбик с накидом. Убавление петель. Прибавление петель.

6

-

6

34-35

Столбик с двумя накидами. Прибавление числа петель.

2

-

2

36- 37

Условные обозначения.

2

1

1

38-39

Правила чтения схем.

2

1

1

40-42

Вывязывание образца по схеме.

3

1

2

6

Основы цветоведения

5

43

Цвет в вязаной одежде.

1

1

-

44-47

Разноцветная вязка

4

1

3

7

Узорная вязка  Образцы рисунков.

28

48-59

Вязание узорного полотна – шарфик.

12

1

11

60-65

Узоры на основе петель.

6

1

5

66-69

Узоры, связанные с возвращением в предыдущие ряды.

4

1

3

70-73

Узоры разными по цвету нитками.

4

1

3

74-75

Узоры с разными по цвету нитками.

2

1

1

8

Итоговое занятие. Изделие «Оденем кукол. Выставка.»

3

76 -78

Подведение итогов за полугодие.

3

ИТОГО:

78

15

63

144

34

110

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабанский Ю.К. «Методы обучения в современной общеобразовательной школе».- М.: «Просвещение», 1985.

2. Бондаревская Е.В. «Ценностные основания личностно-ориентированного обучения» Педагогика. 1997. №7.

3. Жарова Л.В. «Учить самостоятельности.» - М.: «Просвещение», 1993.

4. Журнал «Школа и производство».

5. Конышева Н.М. « Методика трудового обучения младших школьников.»  – М., 1999.

6. Программа образовательной области «Технология». - М.,1994.

7. Балашова М.Я., Глекель С.А. «Техника ручного вязания.» - Минск, 1974.

8. Власова А.А. «Вязание от умения к мастерству.» – С-Пб., 1993.

9. «Для тех, кто вяжет.» Сост. Киреева Л.Ю. - СПб., 1992.

10. Ерёменко Т.И. «Кружок вязания крючком.»– М., 1984.

11. Журналы «Валентина», «Вязание», «Anna», «Diana», «Verena», «Sandra».

12. Ильина Г.С. «Вязание. Альбом.» – М., 1983.

13. Максимова М., Кузьмина М. «Вязание крючком.» – М., 2000.

14 Павлович С.С. «Узоры вязания на спицах и крючком.» - Минск,1990.

15. Столярова А.М. «Вязаная игрушка.» – М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...