Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Я и мой мир» для обучающихся 1-4 классов (вариант I).
рабочая программа
Программа реализует социальное направление внеурочной деятельности. В основу программы заложены идеи формирования патриотических качеств личности младших школьников с умственной отсталостью на материале краеведения посредством вовлечения обучающихся в коллективную поисковую деятельность и социально значимые дела.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_ya_i_moy_mir_1-4_klassy.docx | 68.07 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Школа – интернат № 10»
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора Муниципального
казённого общеобразовательного учреждения «Школа-интернат №10»
______________ А.А. Кошелев
№ 130/ш от 31.08.2018
Рабочая программа внеурочной деятельности
курс: «Я и мой мир»
направление: социальное
для обучающихся 1-4 классов
(вариант I)
Составитель: Ахметова Т.Г.
2018 год
Пояснительная записка
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у многих детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Уже в младшем школьном возрасте актуализируется задача ориентации обучающихся на традиционные духовные ценности, заостряется вопрос о формировании в образовательном процессе общечеловеческих, общероссийских и этнокультурных ценностей. В Концепции духовно – нравственного развития и социализации личности приводится следующий перечень базовых национальных ценностей: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество, на которые необходимо делать упор при воспитании личности школьника.
Формирование всех перечисленных ценностей, в том числе и патриотизма происходит на основе установок, мировоззрения и опыта ребенка, который приобретается им в семье и детском коллективе через ведущий вид деятельности. У обучающихся с умственной отсталостью отмечаются нарушенияэмоционального развития, которые затрудняют формирование любых ценностей (включая и патриотизм).Дети ограничены в возможностях выражения переживаний и отношений социально - приемлемым способом; испытывают затруднения в понимании эмоциональных состояний других людей. Поэтому необходимо систематическое коррекционное воздействие на эмоциональные рецепторы умственно отсталых школьниковчерез программы внеурочной деятельности.
В основу программы внеурочной деятельности «Я и мой мир» (социальное направление) положена авторская программа Н.И. Элиасберг «Этика и право в начальной школе», в которой темы «Жизнь на Земле», «Любимый город», «Родина — Россия», «Мир на планете Земля» изучаются на основе материала краеведческого содержания, и в частности образа малой родины – Городецкого края. Именно краеведение имеет в своём арсенале те нужные составляющие, которые способствуют приобщению обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к духовно – нравственным, патриотическим ценностям, ценностям гражданственности, социальной солидарности и могут дать необходимое воздействие на воспитание патриотического сознания у детей с нарушением интеллекта. На эти темы также увеличено количество часов за счет сокращения часов в других темах. Программа является компонентом внеурочной деятельности, рассчитана на четыре года обучения, занятия проводятся 1 раз в неделю; в год 33 часа в 1 классе; 34 часа во 2-4 классах.
Цель: создание комфортной обстановки, благоприятных условий для успешного развития индивидуальности каждого обучающегося; формирование патриотизма и гражданственности, через знакомство детей с историей и культурой родного края, традициями своей малой родины, через включение их в социально значимые дела.
Задачи:
1.Формирование знаний об истории родного края
2.Формирование у обучающихся представлений о духовных и национальных традициях Городецкого края и места, где они живут.
3.Формирование нравственной культуры обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), умений соблюдать правила поведения в обществе и хорошего тона.
4.Формирование желания и умения участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в природе, социуме;
5.Формирование умений работать с информацией: поиск, анализ, преобразование, передача, хранение информации, ее использование в учебной деятельности и повседневной жизни;
6. Освоение историко–обществоведческих знаний об окружающем мире, распределенных во времени и пространстве (история улиц, площадей, зданий, посёлка, рода);
7. Формирование культуры общения и поведения в социуме;
8. Воспитание положительной привычки обучающихся в организации собственного досуга на основе реализации деятельностного подхода;
9. Воспитание творческой личности в процессе осуществления речевой, трудовой и эстетической деятельности;
10. Воспитание бережного отношения к этнокультурному наследию родного края.
Общая характеристика занятий по программе
Программа «Я и мой мир» способствует формированию активной гражданской позиции; чувства патриотизма, верности Родине; способности к саморазвитию. В результате занятий каждый обучающийся может осознать и проявить себя, найти свое место в системе образовательных отношений.
Стержнем программы «Я и мой мир» является раскрытие для обучающихся младших классов ценностей жизни на примерах своего края, семьи, социума, общественных норм. Основные задачи теоретического блока – дать необходимые знания о базовых национальных ценностях, об истории родного края, познакомить не только с прошлым, но и с современным состоянием посёлка. Структура содержания занятий создает условия для установления связей между элементами этических и правовых знаний. Компоненты правовой информации связываются по смыслу с гуманистическими этическими ценностями.
В процессе изучения тем используется метод разъяснения, наглядные методы, практические методы, проблемно-поисковый метод, метод самостоятельной работы, метод поощрения.
Характерные для занятий формы организации внеучебной деятельности: групповая, парная, индивидуальная деятельность; проектная и игровая деятельность, самостоятельная деятельность, экскурсии в районный краеведческий музей; пешие экскурсии по посёлку; по малым населённым пунктам Краснобаковского района; встреча с ветеранами ВОВ и ветеранами труда. Основными методами на занятиях являются словесные, наглядные, практические: эвристический рассказ,информационно-компьютерные технологии для визуализации информации, работа с краеведческими документами, моделирование, конкурсы рисунков, инсценированное представление и др.
Планируемые результаты освоения программы
Предполагаемые результаты реализации программы.
Результаты первого уровня - приобретение обучающимися социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни обеспечивается формой социальной пробы – инициативное участие ребёнка в социально значимых делах.
Результаты второго уровня - формирование позитивных отношений обучающегося к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом: позитивная активность школьников, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.
Результаты третьего уровня - приобретение обучающимися опыта самостоятельного социального взаимодействия, соблюдение правил культурного поведения, умение разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; нравственно-этический опыт взаимодействия с родителями и значимыми взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; опыт познания своего внутреннего мира, самосовершенствования.
Переход от одного уровня воспитательных результатов последовательный, постепенный и осуществляется каждым ребенком в индивидуальном темпе.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностнымрезультатам.
Основные личностные результаты внеурочной деятельности:
- сформированность основ гражданской идентичности;
- формирование ценностно-смысловых установок, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;
- осознание себя как члена общества, гражданина Российской Федерации, жителя своего Краснобаковского края;
- элементарные представления об эстетических и художественных ценностях культуры своего края;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни людей своего края и других народов;
- расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение различных социальных ролей;
- приобретение детьми способности и готовности к саморазвитию; мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
В результате освоения программы «Я и мой мир» на конец обучения в начальной школе у обучающихся будут сформированы следующие предметные результаты:
- знание истории возникновения города Городца, его достопримечательностей;
- знание исторических событий и памятников родного края;
- знать и хранить историко-духовную память своего народа, любовь к родной земле, к своему дому, к старшим;
- чтить традиции народа родного края; знание старинных игр, забав, песен;
- знание основных правил мирной жизни на Земле, основанных на уважении к правам человека, отсутствии насилия, агрессии, войн;
- умение оценивать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали;
- соблюдение моральных норм и правил этикета, правовой нормы;
- знание прав детей и способов их защиты;
- умение называть правила совместной жизни в общем доме, в общении с соседями;
- знание характерных традиций здорового образа жизни, распределения обязанностей в семье;
- знание и соблюдение всех правил дорожного движения;
- знание и понимание ряда правил собственной безопасности.
Базовые учебные действия
Регулятивные результаты программы «Я и мой мир»:
- умение определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- умение проговаривать последовательность действий;
- умение обнаруживать и формулировать нравственную проблему совместно с учителем;
- умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, пытаться предлагать способ её проверки;
- умение работать по предложенному учителем плану;
- умение планировать свою деятельность во внеурочное время;
- умение совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса;
- умение вносит коррективы в конкретное действие после его завершения на основе оценки учителя, одноклассников с опорой на образец.
Познавательные результаты программы «Я и мой мир»:
- умение ориентироваться в различных источниках информации по краеведению;
Средством формирования познавательных результатов служат тексты краеведческих материалов, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
- умение делать предварительный отбор информации для решения задачи;
- умение отличать новое от уже известного под руководством учителя;
- умение находить и формулировать свое решение с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Коммуникативные результаты освоения программы «Я и мой мир»:
- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- слушать и понимать речь других;
- умение работать в парах и малых группах, выполняя различные роли в группе (лидера, исполнителя);
- умение договариваться и приходить к общему мнению (под руководством учителя).
Содержание программы
1 класс
Жизнь на Земле (6 часов)
Природа, которая нас окружает. Связь человека с природой. Чудо жизни на Земле. Красота живой природы. Почему надо беречь природу. Разрушители и защитники природы. Закон на защите природы: запреты и ответственность за их нарушение. Как надо вести себя в лесу, в поле, в парке, на берегу реки, озера, моря. Животные Городецкого края. Зимующие птицы нашего края. Что могут сделать дети для охраны природы. Помощь зимующим птицам.
Жизнь и здоровье человека (2 часа)
Жизнь человека — великий дар. Благодарность родителям за жизнь. В чем ценность жизни человека. Право каждого человека на жизнь. Что угрожает жизни человека. Кто защищает жизнь людей. Кто спасает жизнь людей. Счастливая и ответственная пора детства. До какого возраста человек по закону считается ребенком. Право ребенка на выживание; что оно означает. Дети с трудными судьбами. Чем можно помочь этим детям. Хорошее здоровье — условие полноценной жизни. Как стать сильным и ловким. Простые правила гигиены. Вредные привычки — угроза здоровью. Право детей на особую заботу о здоровье. Какие правила личной безопасности следует соблюдать в городе. Как не стать жертвой преступления. Как самому не причинить вред здоровью других людей.
Индивидуальность человека, его честь и достоинство (2 часа)
Мы все — разные. Знаем ли мы себя? Право человека быть самим собой. Необходимость терпимости по отношению к людям, не похожим на нас. В чем состоит достоинство человека. Самоуважение — важное свойство человека. Как ребенку защитить свое достоинство. Правила поведения в конфликтных ситуациях. Право ребенка на собственное мнение. Как сделать, чтобы вас поняли.
Права человека и способы их защиты (3 часа)
Что значит “иметь права”. Естественное право человека на жизнь, свободу и достоинство. Всеобщая декларация прав человека: права, делающие мир человечнее; жестокость и насилие под запретом. Кто и как защищает права человека. Уважение к правам другого человека — наша обязанность. Особая забота о правах детей. Конвенция о правах ребенка: важные для детей права. Кто должен защищать права ребенка.
Человек среди людей. Любовь, дружба, милосердие (4 часа)
Мы живем среди людей. Радость добрых отношений между людьми. Необходимость взаимопонимания, терпимости, миролюбия в отношениях между людьми. Как смирять свой гнев и обиду. Если человек вам неприятен — как поступить? Осторожно: жестокость! Радость добрых дел. Что такое “милосердие”. Семья; любовь между близкими и родными людьми. Как ребенок может проявить свою любовь к родителям и другим членам семьи. Взаимопомощь в семье. Радость дружбы. Умеете ли вы дружить? Как сохранить дружбу.
Сознательный труд и его результаты (2 часа)
Что создано трудом людей. Трудом славен человек. Люди разных профессий. Радость труда. Труд школьника. Домашний труд. Что могут “умелые руки”. Как приучить себя к труду. В каждой вещи — труд людей. Необходимость бережного отношения к вещам. Значение слов “мое”; “наше”. Если потеряешь вещь. Как вести себя, найдя что-нибудь. Кража и ее последствия.
Дорогая цена вежливости (2 часа)
Как и почему возникли правила вежливости. Кого называют вежливым человеком. Дорогая цена вежливости. Правила вежливости, которым нужно следовать (формы общения со взрослыми и со сверстниками в разных жизненных ситуациях). Вежливость и речь. Слова, которые оскорбляют. Что такое хамство. Вежливость и культура. Человек воспитывает себя сам: знаю — хочу — умею — действую. Наш школьный этикет.
Общественный порядок и его охрана. Строгие требования закона (2 часа)
Роль правил в жизни человека и общества. Правила, установленные государством. Что такое закон. Кто принимает законы. Конституция России — Основной Закон страны. Что такое общественный порядок. Правила поведения в общественных местах (на улице, в транспорте, кино, театре, музее). Кто охраняет общественный порядок. Что запрещено. Ответственность за нарушение общественного порядка. Правила поведения в школе. Права и обязанности ученика. Права и обязанности учителя, директора школы. Ответственность учеников за порядок в школе.
Любимый город Городец (5 часов)
Знаем ли мы историю родного города? Красота города — результат труда и творчества многих поколений людей. Люди, прославившие наш Городец. История заселения и освоения Городца. Охрана Законом памятников истории и культуры. Сохранение памятников истории и культуры — дело каждого. Охрана зеленого убранства города. Обязанность жителей Городца — соблюдать чистоту и порядок на улицах города, в транспорте, в общественных местах.
Родина — Россия (2 часа)
Наше государство — Россия. Символы государства: флаг, герб. Москва — столица России. Мы — граждане России. Россияне — люди разных национальностей. Они защищали Родину. Сила Родины — в труде ее граждан. Как государство защищает права своих граждан.
Мир на планете Земля (3 часа)
Счастье мирной жизни. Ужасы войны. Дети — жертвы войны. Войны — угроза жизни на Земле. Люди хотят мира. Кто защищает мир на Земле. Дружба между народами.
2 класс
Жизнь на Земле. Чудо жизни. «Мы в ответе за тех, кого приручили». Почему надо беречь природу. Мир вокруг нас. Родники Городецкого района. Реки и озера Городецкого района.
Жизнь и здоровье человека. Что такое хорошо и что такое плохо. Составление комплекса утренней гимнастики. «Веселые старты». Простые правила гигиены.
Индивидуальность человека, его честь и достоинство. Мы все разные. Дал слово – держи. Кто они – люди, достойные уважения? Береги честь смолоду.
Права человека и способы их защиты. Это сладкое слово «свобода». Жестокость и насилие под запретом. Знакомство с Конституцией России. Инсценировка рассказа Леонида Пантелеева «Честное слово».
Человек среди людей. Любовь, дружба, доброта, милосердие. За что уважают в семье и обществе. Поделись улыбкою своей. Сила – хорошо, ум лучше, а добрая сила все покрывает.
Сознательный труд и его результаты. Труд школьника. Чем славен человек.
Дорогая цена вежливости. Человек, вежливость, общение. Не бойся сказать: «Прости!»
Общественный порядок и его охрана. Строгие требования закона. Что такое закон? Права и обязанности учащихся. Сила закона и сила примера.
Мой любимый город Городец. История моей малой родины в названии улиц. Улицы нашего города. Конкурс рисунков «Мой любимый уголок города».
Родина-Россия. Мы - граждане России. Флаг, герб и гимн России. Официальные символы города Городца.
Мир на планете Земля. Люди хотят мира. Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны «Они сражались за Родину». Игра по станциям «Земля народом сильна».
3 класс
Жизнь на Земле. Почему надо беречь природу. Разрушители и защитники природы. Красная книга Нижегородской области. Растения Городецкого края, занесенные в Красную книгу
Жизнь и здоровье человека. Вредные привычки-угроза здоровью.
Спортивный конкурс «Веселые старты». Конкурс рисунков «Если хочешь быть здоров!»
Индивидуальность человека, его честь и достоинство.
Цени доверие других. Тренинг: «Загляни в себя». Мы все разные.
Рассуждение «Кому бы я поставил памятник»
Права человека и способы их защиты. Справедливость и права человека.
Ролевая игра «Суд идет». Диспут: «Полезна ли реклама?» Знакомство с Конвенцией о правах ребенка.
Человек среди людей. Любовь, дружба, доброта, милосердие.
Дари близким любовь и заботу. Кто свой гнев одолевает, тот крепок бывает. Диспут: «Почему я совершаю добрые дела?» Дарю тебе свое доброе слово.
Сознательный труд и его результаты.
В каждой вещи – труд людей.
Дорогая цена вежливости.
Диспут: «Кто для меня является рыцарем ордена вежливости». Простые правила этикета.
Общественный порядок и его охрана. Строгие требования закона.
Правила-наш компас. Создание правил жизни на необитаемом острове.
Игра без правил. Нарушителей – к ответу.
Мой любимый город Городец.
Народные промыслы Городецкого района.
Большой России малый уголок. Зеленое убранство, достопримечательности.
Родина-Россия. Славные страницы истории нашего города.
Мир на планете Земля. Плакат: «Нет войне!» Земля народом сильна. Герои Отечества, ВОВ из Городецкого района.
4 класс
Жизнь на Земле. Зоркий хозяйский взгляд - окружающей природе. Человек и природа. Игра-КВН. Флора Городецкого района. Сохраним Зелёную планету.
Жизнь и здоровье человека. Берегите стариков! Мастерская радости - подарок – сюрприз ко дню пожилого человека. Вредные привычки. Беседа «Вредные привычки-угроза здоровью». Веселые старты. Игра.
Индивидуальность человека, его честь и достоинство. Поделись улыбкою своей. Беседа «Лучшие моменты этого лета». Презентация детских рисунков. Игра.
Мы все-разные. Беседа на тему «Индивидуальность человека»
Мой класс-мои друзья.
Нести людям добро. Беседа «Заботливый человек. Изба-читальня. (А. Приставкин. «Человеческий коридор»)
Время-вечное движение. Беседа о рациональном использовании времени. Обсуждение произведений (М.Разумный «Вечное движение»; Е.Пермяк. «Счастливые часы»)
Права человека и способы их защиты.
Декларация прав человека. Конкурс рисунков на тему «Самый счастливый день в моей жизни».
Человек среди людей.
Радость жизни. Игра «Откровенный разговор».
Мой дом-моя семья. Беседа по правилам поведения в семье.
Дарить близким любовь и заботу. Мастерская радости - подарок мамам и бабушкам.
О дружбе мальчиков и девочек. Беседа «Общее и особенное для мальчиков и девочек». Беседы за Круглым столом.
Прощание с начальной школой.
Сознательный труд и его результаты.
Трудовой десант. Уборка пришкольной территории.
Умелые руки. Беседа «Для чего человеку руки?» Мастерская радости – подарок - сюрприз друзьям.
Подарок малышам. Беседа «Что я могу подарить маленькому человеку». Мастерская радости-подарок-сюрприз детишкам из детского сада.
Дорогая цена вежливости.
Школьный этикет…и не только! беседа о правилах поведения и общения на тему «Слова, которые оскорбляют».
Рыцарский турнир вежливости. Игра.
Общественный порядок и его охрана. Строгие требования закона.
В гостях у Светофора. Беседа по ПДД.
Строгие требования Закона. Беседа «Человек в мире правил».
Мой любимый город Городец.
Культурное наследие земли Городецкой. Стихи поэтов Городецкого района.
Родина-Россия.
Достояние республики.
Мир на планете Земля.
Нам нужен мир.
Что такое война. Кто такие «Дети Коминтерна».
Тематическое планирование 1 класс
№ | Тема | Кол-во часов | Основные формы организации занятий и виды деятельности |
I | Жизнь на Земле. | 6 | Беседа, игра – практикум, конкурс рисунков, мини – проект А.Яшин «Покормите птиц». |
1 | Наши друзья – животные. Мы в ответе за тех, кого приручили. | 1 | |
2 | Животные Городецкого края. Конкурс рисунков «Защитим природу». | 1 | |
3 | Зимующие птицы нашего края. | 1 | |
4-6 | Помощь зимующим птицам. | 3 | |
II | Жизнь и здоровье человека. | 2 | Игра, соревнование, работа в парах |
7 | Режим дня. Простые правила гигиены. | 1 | |
8 | Кто спасает жизнь людей. На приеме у врача: правила ухода за собой. | 1 | |
III | Индивидуальность человека, его честь и достоинство. | 2 | Сюжетно – ролевая игра, беседа |
9 | Старайся быть самим собой. | 1 | |
10 | Что такое собственное мнение? Мы все разные. Игра «Контакт». | 1 | |
IV | Права человека и способы их защиты. | 3 | Беседа, инсценирование |
11 | Кто и как защищает права человека. Право ребенка на заботу и внимание. | 1 | |
12-13 | Инсценировка сказки «Два жадных Медвежонка». | 2 | |
V | Человек среди людей. Любовь, дружба, милосердие. | 4 | Конкурс рисунков, игра, беседа Работа в парах |
14-15 | Мой дом – моя семья. Мы и наши родители. | 2 | |
16-17 | Не стесняйся доброты своей. Дарю тебе свое доброе слово. Игра «Букет». | 2 | |
VI | Сознательный труд и его результаты. | 2 | Беседа, практикум, выставка творчества |
18 | Чем славен человек. Как приучить себя к труду. | 1 | |
19 | Сознательный труд и его результаты. Выставка творчества. | 1 | |
VII | Дорогая цена вежливости. | 2 | Сюжетно – ролевая игра, работа в группах |
20 | Слова, которые оскорбляют и унижают. Турнир вежливости. | 1 | |
21 | Писатели – детям «Ежели вы вежливы». | 1 | |
VIII | Общественный порядок и его охрана. Строгие требования закона. | 2 | Работа в группах, беседа. Практикум, викторина. Конкурс «Знаем, умеем, можем» |
22 | Человек в мире правил. Правила поведения в школе, в общественных местах. | 1 | |
23 | Правила, установленные государством. | 1 | |
IX | Любимый поселок. | 5 | Беседа, сюжетно – ролевая игра |
24-25 | Городец и его жители. Люди, прославившие Городецкую землю. | 2 | |
26-28 | История заселения и освоения Городецкого района. | 3 | Экскурсия в музей, библиотеку. Устный журнал «Предания об истории, заселения родного края» |
X | Родина — Россия. | 2 | Беседа, конкурс рисунков, |
29 | С чего начинается Родина. | 1 | |
30 | Сила Родины в труде ее граждан. | 1 | |
XI | Мир на планете Земля. | 3 | Презентация с обсуждением, конкурс рисунков, экскурсия в музей |
31 | Дружба между народами. Игра «Земля народами сильна». | 1 | |
32-33 | Счастье мирной жизни и ужасы войны. Презентация «Наш край в годы Великой Отечественной войны». | 2 |
Тематическое планирование 2 класс
№ | Тема | Кол-во часов | Основные формы организации занятий и виды деятельности |
I | Жизнь на Земле. | 8 | Экскурсия на реку Волга, экскурсия к роднику Николо-ключ (Нижегородская область, Городецкий район, село Белоглазово), мини-проект «Река Волга». |
1 | Реки и озера Городецкого района. Их охрана. | 1 | |
2 | День реки Волги: легенды, сказки и исторические события, связанные с рекой. | 1 | |
3-8 | Родники Городецкого района: - родник, святой источник Иоанна Крестителя у деревни Бледны; - родник, святой источник у деревни Белоглазово; - родник, святой источник апостолов Петра и Павла город Городец; - родник, святой источник «Владимирской» иконы Божией Матери село Николо-Погост; - родник «Никола ключ», святой источник святителя Николая Чудотворца у деревни Белоглазово. | 6 | |
II | Жизнь и здоровье человека. | 2 | Игра, соревнование, работа в парах. Игра «Ритм-лидер». |
9 | Что такое хорошо и что такое плохо. | 1 | |
10 | Комплекс утренней гимнастики. | 1 | |
III | Индивидуальность человека, его честь и достоинство. | 3 | Беседа, игра «Росчерк». Конкурс поделок и рисунков «Цветик - семицветик» |
11 | Дал слово – держи. | 1 | |
12 | Кто они – люди, достойные уважения? | 1 | |
13 | Береги честь смолоду. | 1 | |
IV | Права человека и способы их защиты. | 2 | Беседа, игра |
14 | Жестокость и насилие под запретом. | 1 | |
15 | Конституция Российской Федерации. | 1 | |
V | Человек среди людей. Любовь, дружба, милосердие. | 3 | Конкурс рисунков, игра, беседа. Работа в парах. Изготовление книжек-малышек: «Моя семья» |
16 -17 | За что уважают в семье и обществе. Поделись улыбкою своей. | 2 | |
18 | Добрая сила все покрывает. | 1 | |
VI | Сознательный труд и его результаты. | 2 | Игра «Праздник». Реставрация книжек и учебников. |
19 | Труд школьника. | 1 | |
20 | Чем славен человек. | 1 | |
VII | Дорогая цена вежливости. | 1 | Сюжетно – ролевая игра, работа в группах. |
21 | Человек, вежливость, общение. Не бойся сказать: «Прости!» | 1 | |
VIII | Общественный порядок и его охрана. Строгие требования закона | 1 | Работа в группах, беседа. Презентация с обсуждением. |
22 | Что такое закон? Права и обязанности обучающихся. | 1 | |
IX | Любимый город Городец. | 5 | Конкурс рисунков. Пешая экскурсия по городу. Выставка рисунков. Экскурсия в музей, проект. |
23 | Экскурсия «История моей малой родины в названии улиц». | 1 | |
24-27 | Улицы города Городца. Проект. | 4 | |
X | Родина — Россия. | 2 | Беседа, конкурс рисунков, просмотр презентации. |
28 | Мы - граждане России. Флаг, герб и гимн России. | 1 | |
29 | Официальные символы города Городца. | 1 | |
XI | Мир на планете Земля. | 4 | Игра по станциям, защита проекта, встреча с ветеранами ВОВ, вручение открытки. |
30-31 | Люди хотят мира. Встреча с ветеранами ВОВ «Они сражались за Родину». | 2 | |
32-34 | «Открытка ветерану». | 2 |
Тематическое планирование 3 класс.
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся |
I | Жизнь на Земле. | 5 | Составление «Красной книги»; конкурс стихов о природе; Создание плаката Синяя птица |
1 | Почему надо беречь природу. Разрушители и защитники природы. | 1 | |
2 | Красная книга Нижегородской области. | 1 | |
3-5 | Растения Городецкого края, занесенные в Красную книгу. | 3 | |
II | Жизнь и здоровье человека. | 2 | Конкурс рисунков «Если хочешь быть здоров! Игра «Зебра». |
6-7 | Вредные привычки-угроза здоровью. | 2 | |
III | Индивидуальность человека, его честь и достоинство. | 2 | Конкурс рисунков, игра, беседа. Работа в парах. Игра «Калейдоскоп» |
8 | Цени доверие других. Тренинг: «Загляни в себя». | 1 | |
9 | Мы все разные. Рассуждение «Кому бы я поставил памятник». | 1 | |
IV | Права человека и способы их защиты. | 2 | Ролевая игра «Суд идет», беседа. Игра «Бюрократ». |
10 | Справедливость и права человека. Конвенция о правах ребенка | 1 | |
11 | Диспут: «Полезна ли реклама? | 1 | |
V | Человек среди людей. Любовь, дружба, милосердие. | 6 | Диспут: «Почему я совершаю добрые дела?» Изготовление книжки- малышки. |
12 | Кто свой гнев одолевает, тот крепок бывает. | 1 | |
13-17 | Дари близким любовь и заботу. Проект «Волшебная азбука для первоклассников» | 5 | |
VI | Сознательный труд и его результаты. | 1 | Работа с презентацией, творческий конкурс. |
18 | В каждой вещи – труд людей. | 1 | |
VII | Дорогая цена вежливости. | 1 | Ролевая игра, Работа в парах. |
19 | Простые правила этикета. | 1 | |
VIII | Общественный порядок и его охрана. Строгие требования закона. | 4 | Игра «Можно». Беседа, диспут. |
20 | Правила-наш компас.Создание правил жизни на необитаемом острове. | 1 | |
21 | Игра без правил. Нарушителей – к ответу. | 1 | |
IX | Любимый город Городец. | 3 | Литературно- музыкальная композиция; конкурс рисунков, виртуальная экскурсия, квест – игра «Моя малая родина – Городец». |
22 | Народные промыслы Городецкого района. | 1 | |
23-24 | Большой России малый уголок. | 2 | |
X | Родина — Россия. | 2 | Конкурс рисунков, просмотр презентации, |
25 | Наш областной центр – Нижний Новгород. | 1 | |
26 | Россия и её богатства. | 1 | |
XI | Мир на планете Земля. | 7 | Игра по станциям Презентация с обсуждением, проект, оформление альбома. |
27-33 | Земля народом сильна. Герои Отечества, ВОВ из Городецкого района. | 1 | |
34 | Нет войне! Акция «Ветеран живет рядом». | 1 | |
Итого | 34 |
Тематическое планирование 4 класс
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся |
I | Жизнь на Земле. | 5 | Презентация творческих работ обуч. на тему «Наедине с природой». Экскурсия. Игра-КВН. Работа в группах. Чтение и обсуждение произведений («Маленький принц», «Зачем я убил коростеля?»). Деловая игра «Разрушители и защитники природы». Творческий проект «Красная книга». |
1 | Зоркий хозяйский взгляд окружающей природе. | 1 | |
2 | Человек и природа. Игра-КВН. | 1 | |
3 | Флора Городецкого района. | 1 | |
4-5 | Сохраним Зелёную планету. | 2 | |
II | Жизнь и здоровье человека. | 1 | |
6 | Берегите стариков! | 1 | |
III | Индивидуальность человека, его честь и достоинство. | 3 | Беседа «Лучшие моменты этого лета». Презентация детских рисунков. Игра. Праздник. Работа в парах Деловая игра «Помоги обиженному». |
7 | Поделись улыбкою своей. | 1 | |
8 | Мой класс-мои друзья. | 1 | |
9 | Нести людям добро. | 1 | |
IV | Права человека и способы их защиты | 1 | Конкурс рисунков |
10 | Декларация прав человека. | 1 | |
V | Человек среди людей. | 4 | Сценки-миниатюры. Игра «Грецкий орех». Игра «Дарю тебе своё доброе слово». Деловая игра «Мы и наши родители». Презентация детских сочинений и рисунков «Моя семья. Традиции». Спектакль. |
11-13 | Радость жизни. Мой дом-моя семья. | 3 | |
14 | О дружбе мальчиков и девочек. Беседы за Круглым столом. | 1 | |
VI | Сознательный труд и его результаты. | 2 | Уборка территории у школы. Выставка. |
15 | Трудовой десант. | 1 | |
16 | Умелые руки. Мастерская радости- подарок- сюрприз друзьям. | 1 | |
VII | Дорогая цена вежливости | 2 | Деловая игра. |
17 | Школьный этикет…и не только! | 1 | |
18 | Рыцарский турнир вежливости. | 1 | |
VIII | Общественный порядок и его охрана. Строгие требования закона | 1 | Конкурс рисунков «Опасные ситуации на дорогах». Презентация по ПДД. |
19 | В гостях у Светофора. Строгие требования Закона. | 1 | |
IX | Мой любимый город. | 3 | Экскурсия, встреча с поэтами Городецкой земли в библиотеке. |
20-21 | Культурное наследие земли Городецкой. Вечер поэзии. Стихи поэтов Городецкого района. | 2 1 | |
22 | |||
X | Родина — Россия. | 2 | Беседа. Муз. калейдоскоп, литературная композиция. |
23 | Достояние республики. | 1 | |
24 | Моя Родина – Россия. | 1 | |
XI | Мир на планете Земля. | 10 | Послание ООН «Наши предложения по защите мира». Экскурсия в музей, библиотеку города. |
25 | Нам нужен мир. Экскурсия в музей «Городец на Волге». | 1 | |
26-34 | Что такое война. Кто такие «Дети Коминтерна». Проект. | 9 | |
Итого | 34 |
Материально – техническое обеспечение
Методическая литература для учителя.
1.Элиасберг Н. И. Этика и право в начальной школе. Санкт-Петербург, изд – во «Перспектива», 2009.
2. Ермолаева М. Г., Элиасберг Н. И. Я и мой мир. Игры 1-4классы. Санкт-Петербург, 2006.
Детская литература.
Б. Заходер, А. Барто, С. Маршак, С.Михалков, В. Берестов, Е. Пермяк, М. Пришвин, Ю. Дмитриев, В.Бороздин, О. Высотская, В.Осеева, И. Токмакова, В. Голявкин, Н. Носов.
Материально-техническое обеспечение.
Компьютер, акустические колонки.
Мультимедийный проектор.
Интерактивная доска.
Экранно-звуковые пособия (презентации, мультфильмы)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по курс «Уроки правильного общения» 3 класс
Программа разработана на основе- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения ;- авторской программы «Этика: азбука добра», И.С.Хомякова, В....
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу " Разговор о правильном питании" по социальному направлению (4 класс)
Программа составлена на основе Программ: " Разговор о правильном питании", " Две недели в лагере здоровья" и " Формула правильного питания" ( авторы М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева)...
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу " Закулисье"(основы сценического мастерства) по общекультурному направлению ( 4 класс)
Направленность программы по содержанию является художественно - эстетической; по форме организации - кружковой....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по курсу: «Юный баскетболист» Модифицированная рабочая программа для педагогов дополнительного образования. для учащихся 4-х классов на 2019-20 учебный год (34 часов) 10.07.19
Программа формирует у учащихся представление об истории возникновения баскетбола. Технические приемы, тактические действия, набор технико-тактических взаимодействий в нападении и защите, а так же сове...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Социокультурные истоки» для обучающихся 1-4 классов
Рабочая программа внеурочной деятельностипо духовно-нравственному направлению«Социокультурные истоки»для обучающихся 1-4 классов...
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Хочу все знать!» для обучающихся 1-4 классов
В условиях поэтапного введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), разработанного в соответствии с Законом Российской Федерации «Об...