Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Социокультурные истоки» для обучающихся 1-4 классов
рабочая программа

Волегова Алёна Владимировна

Рабочая программа

внеурочной деятельности

по духовно-нравственному  направлению

«Социокультурные истоки»

для обучающихся 1-4  классов

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_sotsiokulturnye_istoki.doc250.5 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Березовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

ИГРИМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  

имени Героя Советского Союза Собянина Гавриила Епифановича

Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения классных руководителей

Протокол № 1

от «30» августа 2019 г.

Согласована

с заместителем директора

________/М.В.Кокоулина/

«02» сентября 2019 г.

Утверждена приказом директора школы

№ 58/5-А

от «02» сентября 2019 г.

Рабочая программа

внеурочной деятельности

по духовно-нравственному  направлению

«Социокультурные истоки»

для обучающихся 1-4  классов

2019-2020 учебный год

               Составители:

                                                                   учителя начальных классов

Игрим

2019 г.

Пояснительная записка

           Рабочая  программа  по внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» разработана  на  основе  требований  к результатам  освоения  основной  образовательной  программы  начального  общего образования  Муниципального  бюджетного  общеобразовательного  учреждения Игримская средняя общеобразовательная школа имени  Героя Советского Союза Собянина Гавриила Епифановича на основе программы, являющейся результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И.А.Кузьмина, профессора Российской  Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического университета А.В.Камкина, доктора исторических наук.

           Курс «Социокультурные истоки» соответствует требованию ФГОС НОО 2009 года (далее – Стандарт), который призван играть важнейшую роль в воспитании высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, осознающих ответственность перед обществом и нацией за настоящее и будущее своей страны.

           Программа направлена на развитие социокультурных ценностей личности с приоритетом духовной основы, формирование элементов управленческой культуры, эффективное общение на основе принципа диалогизма. Учебный курс сочетается с системой воспитания на социокультурной основе во внеучебной деятельности. Образовательный процесс основан на системно – деятельностном подходе, что соответствует основным идеям Стандарта.

Содержательной целью курса «Социокультурные истоки» является инициирование процесса становления социокультурной компетентности учащихся, их творческого саморазвития, приобщение к неизменным социокультурным ценностям Российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти ценности.

           В качестве задач выдвигаются:

  • освоение и принятие духовно-нравственных категорий внутреннего мира человека и социума, в котором живет и развивается ребенок;
  • оснащение учащихся различными созидательными способами взаимодействия с осваиваемыми социокультурными ценностями;
  • личностное осмысление отношения к ближайшему природному и социальному окружению, к духовно-нравственным ценностям своего народа, к Православной культуре;
  • развитие мотивации к саморазвитию.

           Особенностью данного курса является его интегративный межпредметный характер, что отвечает требованиям Стандарта начального общего образования. Образование призвано обеспечивать и отражать становление системы личностных смыслов учащихся, что возможно на основе взаимодействия их с глубинными основами мира и личностного осознания этого взаимодействия. Узловыми точками процесса являются социокультурные ценности, выступающие в качестве фундаментальных образовательных объектов.

Существенной характеристикой предлагаемой программы является направленность на реализацию принципов природо-, социо- и культуросообразности образования. С данных позиций образование и воспитание тем эффективнее, чем в большей степени оно вписано в контекст культуры, а ребенок активно овладевает и творчески развивает лучшие образцы культуры региона, нации, страны, мировой цивилизации.

В основе преподавания учебного курса «Социокультурные истоки» лежит идея активного образования  – одна из ведущих в социокультурном системном подходе. На практике эта идея воплощается с помощью активных форм обучения.

Главными целями системы активных форм являются:

  • развитие у учащихся духовно – нравственных ценностей,
  • накопление социокультурного опыта,
  • развитие навыков общения,
  • управления собственной деятельностью, деятельностью группы, эффективного  взаимодействия,
  • обеспечивающего достижение значимых для индивидуума и  группы результатов.

Формы и методы работы:

  • познавательная беседа;
  • этическая беседа;
  • профилактическая беседа;
  • игры: ролевые, ситуационные;
  • занятия с использованием художественных средств выразительности;
  • упражнения;
  • тренинги;
  • экскурсии;
  • тестирование, что осуществляется в режиме коллективных (массовых), групповых, микро групповых и индивидуальных занятиях.          

Курс предназначен для преподавания в 1 – 4-х классах начальной школы.

           Преемственность создает необходимые условия для внутренней целостности и завершенности курса «Социокультурные истоки» в рамках начальной школы.

           В 1-м классе дети приходят к пониманию значения Истоков. Система духовно-нравственных ценностей формируется на основе системообразующих категорий Слово, Образ и Книга, которые дают представление о Мире: мире внешнем (социокультурная среда развития) и мире внутреннем (духовно-нравственном).

           Во 2-м классе происходит знакомство с истоками ближайшей к ребенку социокультурной среды и основной деятельности в ней человека.

В 3-м классе акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека.

             В 4-м классе осуществляется знакомство с истоками русских традиций как важнейшим механизмом сохранения и передачи из века в век базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Программа   рассчитана на 4 года обучения и предназначена для детей младшего школьного возраста (7-11 лет) основных общеобразовательных школ, занятия комбинированного типа, которые включают в себя теоретический аспект и практическую подготовку, осуществляются прямыми и косвенными путями: используются теоретические и практические ситуации.    

На изучение курса отводится в 1 классе - 33 часа, во 2, 3, 4 классах отводится по 34 часа (1 час в неделю). Общее количество учебного времени составляет 135 часов.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

           Личностные результаты

В сфере личностных УУД будут формироваться внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

Выпускник получит возможность для формирования:

-внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;

-мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

-ориентации на понимание предложений и оценок учителя, товарищей, родителей;

-основ гражданской идентичности личности как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину большую и малую, свой народ и историю, осознания своей этнической принадлежности;

-знания основных моральных норм и ориентации на их выполнение;

-эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;

-установки на здоровый образ жизни;

-чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с народной художественной культурой.

         Метапредметные результаты

  Регулятивные УУД

В сфере регулятивных УУД обучающиеся овладеют такими типами учебных действий, которые помогут им принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить в них коррективы.

Выпускник получит возможность научиться:

-в сотрудничестве с учителем и одноклассниками ставить новые учебные и познавательные задачи;

        -проявлять познавательную инициативность;

        -учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

        -адекватно воспринимать предложения и оценку учителей,

         товарищей, родителей;

        -различать способ и результат действия;

        -выполнять учебные действия в материализованной, речевой, умственной форме.

          Познавательные УУД

В сфере познавательных УУД обучающиеся научатся воспринимать и анализировать сообщения, тексты, а также овладеют действием моделирования.

Выпускник получит возможность научиться:

-осуществлять расширенный поиск информации для выполнения предложенных заданий с использованием ресурсов библиотек, и сети Интернет;

-фиксировать информацию об окружающем мире, о себе, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

-адекватно воспринимать и анализировать художественные и познавательные тексы;

-устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, обобщать;

-устанавливать аналогии.

           Коммуникативные УУД

 В сфере коммуникативных УУД обучающиеся приобретут умения учитывать мнение своего собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем, сверстниками, родителями, воспринимать и передавать информацию, уметь грамотно отображать основное содержание в сообщениях (текстах).

Выпускник получит возможность научиться:

-правильно использовать коммуникативные, речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологические высказывания;

-учитывать разные мнения и интересы, адекватно обосновывать свою позицию;

-владеть диалогической формой речи; задавать вопросы;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.

     Предметные результаты

     В результате освоения курса выпускники познакомятся с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями о природе, истории России, осмыслят этические понятия. Обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ, его историю и культуру. Начнут понимать значимость в своей жизни родственных, семейных, добрососедских и дружественных отношений. Обучающиеся научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета. Они научатся выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, учителей, родителей).

   Выпускник получит возможность научиться:

-организовывать поиск необходимой информации, сведений, фактов, определять тему и главную мысль текста, вычленять главное, анализировать, сравнивать полученную информацию, сопоставлять и обобщать её;

-пересказывать текстов разной форме, составлять письменные отзывы;

-участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного;

-соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи;

-осознанно воспринимать содержание текстов разных литературных жанров, различать их, задавать вопросы по содержанию, отвечать на них, работать с детской периодикой;

-различать государственные и духовные праздники;

-создавать иллюстрации, по содержанию прочитанного или услышанного;

-распознавать особенности построения малых фольклорных форм;

-узнавать государственную символику РФ и региона, достопримечательности родного края и исторических мест России;

-используя дополнительные источники информации находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям, верованиям своих предков;

-реализовывать свой творческий потенциал;

-узнавать и эмоционально оценивать шедевры национального искусства;

-передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных промыслов России и своего региона;

-адекватно оценивать роль трудовой деятельности в жизни человека;

-готовить при проведении учебных работ небольшие презентации, использовать инструменты ИКТ.

Содержание  курса внеурочной деятельности

           Программа курса «Социокультурные истоки» охватывает весь период начальной школы с 1 по 4 классы. Внутренняя целостность и завершенность курса обеспечивается преемственностью содержательных линий.

           1 класс

Мир (12 часов)

СОЛНЫШКО, МАМА И ПАПА. Родители. Мама. Папа. Сердечное тепло родителей. Родительская любовь. Солнышко. Свет. Родительское благословение. Благодарность.

МИР И ЛАД. Что объединяет поле, школу и семью? Мир. Лад. Согласие Уважение. Первая книга. Дети с любовью создают свою первую книгу. В первой книге запечатлена душа семьи.

ИСТОКИ И ШКОЛА. Истоки глазами детей. Рождественский дар.

ИСТОКИ И РАДУГА. Живительная сила Истоков проявляется в любви к родной земле и родному слову, родителям и родному очагу. Радуга — образ Истоков, соединяющий небо, землю и человека.

СКАЗКИ ПУШКИНА. В сказках Пушкина добро побеждает зло, честь и храбрость побеждают глупость и жадность, любовь и милосердие побеждают гордыню и зависть.

РОДНОЙ КРАЙ. Родина. Дом. Родная сторонушка. Родные люди. Народная песня.

ЩИТ И ГЕРБ. Духовный защитник нашего Отечества святой Георгий Победоносец. Чудо Георгия о Змее. Святыня России. Герб.

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ. Русский богатырь. Родная земля. Добро. Храбрость. Мир.

Слово (10 часов)

СЛОВО. Слово наполняет душу человека светом. Слово соединяет добрые дела и доблестный труд, самоотверженный подвиг и искреннюю любовь. Слово проверяется делом.

ВЕСНА И СЛОВО. Что пробуждает сад добродетелей в душе человека? Каждый год Весна напоминает о жизнеутверждающей силе Слова.

ЮЛОТОЕ СЕРДЕЧКО. Пять талантов Золотого сердечка. Доброе Слово. Честное Слово. Слово о родителях. Труд и подвиг Святое Слово.

СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ. Добро. Доброе Слово Доброе дело.

ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ. Честное Слово. Родительское благословение. Подвиг.

СЛОВО О РОДИТЕЛЯХ. Благословение. Родительское слово. Материнская и отеческая любовь. Уважение. Почитание.

АЛЕША ПОПОВИЧ. Святое Слово. Богатырская доблесть. Честь.

ЧАША ЖИЗНИ, Жизнь. Любовь Добрые дела.

Образ (5 часов)

РОДНИК. Род. Родник. Родное слово. Родная земля. Родина. Родник — начало жизни. Живая вода Святой источник. Святая вода.

ОБРАЗ РОДИНЫ. Родина Родная земля. Отечество. Святая земля. Образ Родины.

ЗАЩИТНИК ОТЕЧЕСТВА. Святой благоверный князь Александр Невский — солнце земли Русской. Защитник Отечества. Ангел-хранитель русского народа.

ОБРАЗ ПРАЗДНИКА. День Великой Победы. Покровительство святого Георгия Победоносца. Святая память.

Книга (6 часов)

КНИГА. Книга — живое существо. Добро и красота. В каждом человеке живет Творец.

КНИГА КНИГ. Собирание библиотеки — добрая традиция нашего народа. Книга книг — Библия. Библия положила начало объединению книг в семью – библиотеку.

ЖИВОЕ СЛОВО КНИГИ. Чтение — сердечный дар Живое слово Книги найдет отклик в душе читателя.

ПЕРВАЯ КНИГА. МИР КНИГИ. Первая книга соединяет труд семьи и школы. Мир книги.

          2 класс

Учебный курс «Социокультурные истоки» для 2 класса начинает вводить младшего школьника в круг основных социокультурных ценностей, присущих российской цивилизации. В его рамках происходит   интегрирование получаемых в школе и семье знаний о среде, в которой живет и развивается ребенок, а также приобретается первый опыт целостного социокультурного ее восприятия.

Родной очаг (9 часов)

ИМЯ. Как выбирается имя и что оно значит? Именины. Почему нужно дорожить своим именем?

СЕМЬЯ. Мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей – основа семьи. Почему нужно дорожить доброй молвой о семье?

РОД-люди, происходящий от одного предка. Род — твоя связь с прошлым и будущим. Поколения и родственники. Память о роде. Родовые занятия. Честь рода.

ДОМ — территория семьи, мир вещей. Домашний порядок. Ритмы домашней жизни. Праздники и будни. Семейные реликвии и святыни.

ДЕРЕВНЯ. Земледелие. О чем рассказывают названия деревень. Деревенский дом и деревенская улица. Сход Взаимовыручка. За что уважают человека в деревне?

ГОРОД. В чем его отличие от деревни. Как город рассказывает о себе. Улицы. Плошали. Памятники. Храмы. Почему нужно беречь созданное трудом и талантом предков? Милосердие.

Родные просторы (9 часов)

НИВА и ПОЛЕ. Труд земледельца. Золотая нива. Нива — творение рук человека. Нива священна. Нива дает жизнь человеку. Поле битвы. Почему в поле проверяются сила и дух человека? Поле и воля.

ЛЕС. Как лес служит человеку? Дары природы. В чем красота леса? Тайны леса. Сказочные герои леса. Вековые деревья напоминают дерево жизни.

РЕКА. О чем говорят названия рек? Как река служит человеку? В чем красота реки и ее берегов? Течение реки и ход времени. Вода живая, мертвая и святая.

МОРЕ-ОКЕАН. Как море служит человеку? В чем красота моря? Море — конец света? Тайны моря. Море учит мужеству. Поморы. Мореходы.

ПУТЬ-ДОРОГА. Путь к счастью, путь к спасению, путь к правде. Дорога жизни. Путники. Паломники. Гостеприимство.

Труд земной (8 часов)

СЕВ и ЖАТВА. Народные приметы земледельцев Народная мудрость. Умей все делать вовремя.  Земледелие учит трудолюбию. Ежегодное возрождение жизни.

БРАТЬЯ МЕНЬШИЕ. Какие животные издавна живут с человеком? Забота о животных. Как разделили эти заботы мужчины, женщины и дети? Какие праздники связаны с животными?

ТКАЧИХИ-РУКОДЕЛЬНИЦЫ. Прясть и ткать. Лен и полотно. Беседы и посиделки. Как ткачихи терпение воспитывают?

МАСТЕРА-ПЛОТНИКИ. Что строили из дерева? Как рубили дом? Почему предпочитали деревянные изделия? Артель. Плотницкое дело учит добросовестности. Умей строить мир в душе.

КУЗНЕЦЫ-УМЕЛЬЦЫ. Кузница. Горн. Молот. Наковальня. Кузнечное дело учит силе и ловкости. Как кузнец вещи преображает?

ЯРМАРКА. Купец. Покупатель. Товар. Как ярмарка честной торговле учит? Ярмарка - народный праздник и живая газета. Торговля соединяет страны и людей.

Труд души (8 часов)

СЛОВО. Слова умные, добрые, меткие, задушевные. Злословие. Цена слова. Слово-молитва. Слово Библии.

СКАЗКА. Как сказка учит, развлекает и зло побеждает? Сказочник. В сказке живет житейская мудрость.

ПЕСНЯ. Песня рождается, когда обычных слов мало. Песни праздничные и походные, застольные и торжественные. Частушка. Гимн. Песня задушевная.

ПРАЗДНИК. Смысл праздника. Почему праздник называют труд души? Главные праздники года.

КНИГА. Библия — Книга книг. Книга рукописная, книга печатная. Книжная мудрость. В чем состоит великая сила книги?

ИКОНА — образ иного, преображенного мира. Как чтят икону? Лампада. Красный угол. Как икона помогает в жизни и чему учит человека?

ХРАМ. Почему храм не похож на обычное здание? Храм в жизни человека. Храм хранит труд многих людей.

 3 класс

В центре внимания оказываютсяценности внутреннего мира человека. «Истоки-3» призваны подвести третьеклассника кистокам духовности, морали, нравственности и этикив том их понимании, в каком они традиционно бытуют в российской цивилизации.

 «Вера» (9 часов)

ВЕРА. Ступеньки веры — доверие, уверенность, признание. Чему доверяет сердце, как верит пытливый ум, во что верует душа. Почему говорят, что с верой приходит доброе дело. Веру к делу применяй, а дело — к вере.

ВЕРНОСТЬ — преданность и надежность. Верность — знак веры. Почему в большом деле дают присягу. Нарушать клятву — веру ломать (вероломство). Верность не знает мелочей.

ПРАВДА. Что означает — жить по правде. Правда, в деле, в слове, в образе. Правда всегда с верой дружит. Правда — путь веры. Праведность. Справедливость. Правосудие.

ЧЕСТЬ. Почему говорят: «Береги честь смолоду». Честное дело и скромность. Честь и хвала — награда за доблесть, похвала мудрости и поклон преподобному.

«Надежда» (8 часов)

НАДЕЖДА — стремление к доброму исходу дела. Надежда на опыт, правду и веру. Надежда не должна умирать. Тщетная надежда. Потеря надежды — отчаяние.

СОГЛАСИЕ — единомыслие, единодушие, единоверие. Согласие среди людей. Согласие и лад в семье. Согласие ума, сердца и воли. Как мир и согласие добрую надежду рождают. Несогласие   и разногласие.

ТЕРПЕНИЕ — умение стойко переносить испытания и трудности. Терпение и надежда вместе идут. Без терпения нет спасения. Терпение дает умение. Нетерпимость к злому слову и делу. Терпение и терпимость (принятие другого, иного образа жизни).

ПОСЛУШАНИЕ — доверие доброму опыту и надежда на него. Послушание совести. Послушание родителям. Законопослушание.

«Любовь» (9 часов)

ЛЮБОВЬ - сердечная привязанность. Любовь - добро. Любовь - единство. Любовь - дружба. Святая любовь. Любовь - созидательный труд души и тела.

МИЛОСЕРДИЕ - милость в сердце. Милосердие через слово и дело. Уметь прощать человека, но быть строгим к его проступкам и нетерпимым к злу. Где гнев - там и милость. Милость от любви исходит.

ДОБРОТА. Добрые слова и добрые дела. Доброжелательность. Доброта истинная и доброта ложная. Добрый человек в доброте проживет век. В ком добра нет, в том и правды мало.

РАСКАЯНИЕ - чистосердечное признание в проступке, отречение от зла. Раскаяние ведет к очищению. Раскаяние любви учит.

«София» (4 часов)

УМ ДА РАЗУМ. Ум познает и запоминает, а разум смысл постигает.

РАЗМЫШЛЯТЬ И ВРАЗУМЛЯТЬ. Грамота, книга, школа. Ум без разума - беда. Где ума не хватит - спроси у разума. Обучение и вразумление. Учение - труд.

ИСТИНА -неложность, подлинность, искренность, правдивость. Хранители истины. Слово истины. Истина в деле, истовость. Истина в образе, путеводный образ.

ЗНАНИЯ И МУДРОСТЬ. Слепая вера противна рассудку. Знание - плод учения, а истина - любви и правды. Мудрость и мудрецы. София - Премудрость. Почему Вера, Надежда и Любовь - родные сестры.

4 класс

Учебный курс 4 класса призван суммировать и обобщить все известное ученику из курса «Социокультурные истоки» в начальной школе и вывести его на новый уровень понимания социокультурных и духовных ценностей. В центре курса – традиции как важный механизм передачи их новым поколениям, как способ сохранения преемственности культуры в ее самом широком понимании. Важно увидеть жизненную силу традиций в современной действительности, в окружающем мире.

         Традиции образа (9 часов)

Что такое традиция? Почему традиции необходимы в жизни человека, семьи, общества?

ПЕРВЫЕ ОБРАЗЫ. Отец как глава семьи, кормилец, заступник. Отеческий суд и наказание. Отец родной, крестный, духовный. Мать как душа семьи. Хранительница очага, утешительница, молитвенница. Мать родная.  Крестная, богоданная, названная. Род. Родоначальник и родословие. Виды родословной. Отечество. Беспредельность просторов и разнообразие родной природы. Богатство красок. Колокольный звон. Произведения культуры – живая память Отечества. Святая Русь. Щит и меч. Священный долг защиты Отечества. Щит и меч старинные, «щит» и «меч» современные, щит и меч духовные. Мир. Мир – белый свет. Мир – согласие. Мир – сообщество. Правила мирского самоуправления.

СВЯЩЕННЫЕ ОБРАЗЫ. Образы Спасителя. Художественный и духовный язык образов Спасителя. Образы Богородицы. Образ Покрова в отечественной традиции. Образ ангела-хранителя. Ангел-хранитель человека, семьи, храма, страны, народа.

СВЕТЛЫЕ ОБРАЗЫ. Образ света как знак истины. Яркий свет, огненный шар и удивительное тепло — черты этого образа. Светлый взгляд, светлый ум, просвещенное сердце — образы просветителей. Образы праведников и мудрецов. Святые, бессеребреники, исповедники, преподобные, блаженные, мученики. Образы-символы: крест купол, птица, конь, дерево и другие. Смыслы этих образов, их размещение и признаки.

Традиции Слова (8 часов)

СВЯЩЕННЫЕ СЛОВА. Заповеди и заветы. Следование им по жизни - важнейший нравственный опыт многих поколений, духовное наследие Отечества.

СЕРДЕЧНЫЕ СЛОВА. Родительское благословение: пожелание добра, покоя, любви и согласия. Крестное знамение, благословенные иконы, духовные грамоты - традиционные проявления родительского благословения. Слова приветствия. Слова прощания. Слова праздничного поздравления. Пожелания и благодарения. Трогательные слова любви. Памятные слова. Слова раскаяния, покаяния и прошения.

ЧЕСТНЫЕ СЛОВА. Правила честного слова: думай, что говоришь; не говори того, что не думаешь: не все, что думаешь, говори.

Договор и уговор. Традиция верности договору и уговору.

Присяга - слово долга. Обет - добровольное обязательство.

Традиции дела (8 часов)

ТРУД. Земледельцы кормят семью, ближнего и Отечество. Традиции земледелия: знать природные приметы, иметь право на свою долю земли, добросовестный труд, дружный труд, взаимопомощь, каждому делу - своя пора. Ремесленники созидают новые полезные вещи ради ближнего и всего Отечества. Традиции ремесла: любить и хорошо знать свой материал, безупречно владеть своим инструментом, добросовестность, передача секретов мастерства ученикам Мастер - золотые руки.

Купцы и предприниматели - деловые люди Отечества. Традиции делового мира: расторопность и дальновидность, знание товара и покупателя, умение рисковать, быть верным уговору, идти в ногу со временем, творить дела милосердия.

СЛУЖЕНИЕ. Воинское служение - защищать Отечество, устрашать и карать врага. Традиции российского воинства: дисциплина, исполнение приказа, отвага, сохранение боевого знамени, зашита Веры. Отцы-командиры. Полководцы. Служение священства - научение Вере, наставление о жизни, защита от греха. Традиции священства: молиться о ближнем и Отечестве, совершать таинства, быть духовным отцом прихожанам, отзываться на их духовные нужды. Суд и управление - сберегать мир между людьми, соединять закон и правду. Добрые традиции государственного служения.

ТВОРЧЕСТВО. Талант - особый дар человека. Творчество иконописца - передать людям вечные и божественные образы, приблизить их к духовному миру.

Живописец. Его призвание - раскрыть красоту мира земного. Художественный язык живописца.

Мастера художественных промыслов. Образы и символы народного творчества. Научное творчество и его проявления.

ТРАДИЦИИ ПРАВЕДНОГО ДЕЛА. Смысл праведного дела - жить, трудиться, служить и творить по правде, во имя ближнего и Отечества.

Традиции праздника (9 часов)

ГУЛЯТЬ ВСЕМ МИРОМ. Праздники земледельческого календаря. Прославление жизненной силы природы.

Общинные праздники; братчины обетные, заветные. Всеобщее примирение и веселие.

Престольный праздник; литургия, молебен, крестный ход, гостевание. ярмарка, гулянье.

РАДОВАТЬСЯ ВСЕЙ СЕМЬЕЙ. Крестины и именины — наиболее древние семейные праздники русского народа. Обряды и обычаи семейных праздников.

ПОМНИТЬ ВСЕМ ОТЕЧЕСТВОМ. Государственные и гражданские праздники — общенародная память и благодарность. День Победы, День города или села и другие.

МОЛИТЬСЯ ВСЕЙ ЦЕРКОВЬЮ. Православные праздники — важная часть народной праздничной культуры. Пасха – праздник праздников. Ее атрибуты: ночная литургия, пасхальный крестный ход, возгласы «Христос Воскресе!», кулич и пасха, крашеные яйца, славление Христа и величальные песни. Исторический и духовный смысл этих проявлений праздника.

Празднование Рождества Христова и «Спасы» в отечественной культуре.

ПОТРУДИТЬСЯ ДУШОЙ. Общие традиции всех праздников: ощутить смысл и духовное предназначение праздника, внешняя и внутренняя подготовка к празднику обычаи гостеприимства, милосердие к больным, одиноким и всем нуждающимся.

Тематическое планирование

внеурочных занятий в 1 классе

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Раздел «Мир» (12 часов)

1.

Солнышко, мама и папа.

1

2.

Поле и лес. Поле и школа. 

1

3.

Поле и семья. Школа и семья. 

1

4.

Истоки и школа.

1

5.

Истоковская школа.

1

6.

Бесценный дар. (Рождество).

1

7.

Истоки и радуга.

1

8.

Сказки А.С. Пушкина.

1

9.

Родной край.

1

10.

Святыни России. Щит и герб.

1

11.

Святыни России. Флаг.

1

12.

Илья Муромец.

1

Раздел «Слово» (10 часов)

13.

«Вначале было Слово».

1

14.

Весна и Слово.

1

15.

Золотое сердечко.

1

16.

Серебряное копытце.

1

17.

Честное слово. Добрыня Никитич.

1

18.

Слово о родителях.

1

19.

Русские богатыри. Труд и подвиг.

1

20.

Алеша Попович.

1

21.

Жизни цель.

1

22.

Чаша жизни.

1

Раздел «Образ» (5 часов)

23.

Образ родника.

1

24

Образ Родины.

1

25.

Образ защитника Отечества. (Благоверный князь Александр Невский.)

1

26.

Образ праздника. (День Победы)

1

27.

Георгиевская скала.

1

Раздел «Книга» (6 часов)

28.

Книга.

1

29.

Книга книг.

1

30.

Живое слово книги.

1

31.

Первая книга.

1

32.

Мир книги.

1

33.

Экскурсия

1

Тематическое планирование

внеурочных занятий во 2 классе

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тема «Родной очаг» (9 часов)

1.

Имя.

1

2.

Семья.

1

3.

Семья.

1

4.

Род.

1

5.

Дом.

1

6.

Дом.

1

7.

Деревня.

1

8.

Город.

1

9.

Обобщающий урок.

1

Тема «Родные просторы» (9 часов)

10.

Нива и поле.

1

11.

Нива и поле.

1

12.

Лес.

1

13.

Река.

1

14.

Река.

1

15.

Море.

1

16.

Путь-дорога.

1

17.

Путь-дорога.

1

18.

Обобщающий урок. 

1

Тема «Труд земной» (8 часов)

19.

Сев и жатва.

1

20.

Братья меньшие.

1

21.

Ткачихи-рукодельницы .

1

22.

Ткачихи-рукодельницы.

1

23.

Мастера – плотники.

1

24.

Кузнецы-умельцы.

1

25.

Ярмарка.

1

26

Обобщающий урок.

1

Тема «Труд души» (8 часов)

27.

Слово.

1

28.

Сказка.

1

29.

Песня. 

1

30.

Праздник. 

1

31.

Книга. 

1

32.

Икона. 

1

33.

Храм. 

1

34.

Обобщающий урок.

1

Тематическое планирование

внеурочных занятий в 3 классе

п/п

Раздел (количество часов)

Тема урока

Кол-во часов

Тема «Вера» (9 часов)

1.

Вводный урок.

1

2.

Вера.

1

3.

Вера.

1

4.

Верность.

1

5.

Верность.

1

6.

Правда.

1

7.

Правда.

1

8.

Честь.

1

9.

Обобщающий урок.

1

Тема “Надежда” (8 ч)

10 .

Надежда.

1

11 .

Надежда.

1

12.

Согласие.

1

13.

Согласие.

1

14.

Терпение.

1

15.

Терпение.

1

16.

Послушание.

1

17.

Обобщающий урок.

1

Тема «Любовь» (9 часов)

18.

Любовь.

1

19.

Любовь.

1

20.

Милосердие.

1

21.

Милосердие.

1

22.

Доброта.

1

23.

Доброта.

1

24.

Покаяние.

1

25.

Покаяние.

1

26.

Обобщающий урок по теме.

1

Тема “София” (8 часов)

27.

Ум да разум.

1

28.

Ум да разум.

1

29.

Истина.

1

30.

Истина.

1

31.

Знание и мудрость.

1

32.

Знание и мудрость.

1

33.

Почему Вера, надежда и любовь – родные сестры.

1

34.

Обобщающий урок за год.

1

Тематическое планирование

внеурочных занятий в 4  классе

урока

Тема

Кол-во часов

Тема «Традиции Образа» (9 часов)

1.

Что такое традиции.

1

2.

Первые образы. Отец и мать.

1

3.

Первые образы. Родители.

1

4.

Первые образы. Отечество. Щит и меч.

1

5.

Первые образы. Мир.

1

6.

Священные образы. Спаситель.

7.

Священные образы. Богородица. Ангел-хранитель.

1

8.

Светлые образы. Свет и просветители, праведники и мудрецы.

1

9

Святые образы. Образы-знаки.

1

Тема «Традиции слова» (8 часов)

10.

Священные слова. Заповеди, заветы, молитвы.

1

11.

Сердечные слова. Родительское благословение.

1

12.

Сердечные слова. Родительское благословение.

1

13.

Сердечные слова. Сердце сердцу весть подаёт.

1

14.

Сердечные слова.

1

15.

Честные слова. Договор и уговор.

1

16.

Честные слова. Присяга. Обет.

1

17.

Традиции слова (обобщающий)

1

Тема «Традиции дела» (8 часов)

18.

Труд. Земледельцы.

1

19.

Труд. Ремесленники.

1

20.

Труд. Купцы и предприниматели.

1

21.

Служение. Воинство.

1

22.

Служение священства.

1

23.

Служение. Суд и управление.

1

24.

Творчество. Искусники. Книжники.

1

25.

Обобщающий. Традиции праведного дела.

1

Тема «Традиции праздника» (9 часов)

26.

Гулять всем миром.

1

27.

Гулять всем миром. Как готовились праздники.

1

28.

Радоваться всей семьёй.

1

29.

Радоваться всей семьёй.

1

30.

Помнить всем Отечеством.

1

31.

Помнить всем Отечеством.

1

32.

Молиться всей церковью.

1

33.

Обобщающий. Потрудиться душой.

1

34.

Традиции Отечества.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Социокультурные истоки"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Социокультурные истоки" для 4 класса...

ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Социокультурные истоки» на 2017-2018 учебный год (для обучающихся 1 классов)

ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Социокультурные истоки» на 2017-2018 учебный год(для обучающихся 1 классов)...

Программа внеурочной деятельности духовно- нравственного направления "Социокультурные истоки" (срок реализации 4 года, 2017-2021)

Программа внеурочной деятельности духовно- нравственного направления "Социокультурные истоки" (срок реализации 4 года, 2017-2021)...

Программа внеурочной деятельности для 3 класса " Социокультурные истоки"

Программа внеурочной деятельности для 3 класса " Социокультурные истоки"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по ФГОС «Социокультурные истоки» направленность - духовно-нравственная для обучающихся 1 -4-х классов на 2018-2019 учебный год

Программа является результатом работы автора социокультурного системного подхода в образовании А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности учебного курса «Социокультурные истоки» 1 класс

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образованияОсновой для разработки программы послужила  авторская про...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Социокультурные истоки»

Рабочая программакурса внеурочной деятельностидуховно-нравственного направления«Социокультурные истоки»...