Методическая разработка "Семья. Семейные традиции"
методическая разработка (3 класс)

Харина Анна Николаевна

Методическая разработка класнорго часа, для учеников 3го класса "Семья. Семейные традиции"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_semya._semeynye_traditsii.docx23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семья. Семейные традиции

Ход занятия

Собирайтесь, дети, в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмитесь

И друг другу улыбнитесь!

Посмотрю на ваши лица,

С кем бы мне здесь подружиться?

Меня зовут – Анна Николаевна, а вас как? Ответь мне, как вас ласково зовут дома (Сашенька, Вовочка ...).

- Здравствуйте, милые дети,

Вы всех прекрасней на свете!

Вот таких хороших - пригожих я приглашаю поиграть.

Уже по вашим улыбкам я вижу, что у вас хорошее настроение и вы готовы работать.

Давайте ещё раз улыбнемся друг другу и начнем наше занятие.

Слайд 1: Что бы узнать, о чём или о ком пойдет речь на занятие, нам нужно отгадать загадки.

  • Кто носки внучатам свяжет,

     Сказку старую расскажет,

     С медом даст оладушки? –

     Это наша…(бабушка)

  • Кто всю жизнь работал,

Окружал заботой

Внуков, бабушку, детей,

Уважал простых людей?

На пенсии уж много лет

Нестареющий наш... (дед)

 (дедушка)

  • Днем работает она,

Вечером она — жена,

         Если праздник, она — дама,

         Кто же это? — Моя... (мама)

  • Он всё может, всё умеет,

Всех храбрее и сильнее

Штанга для него, как вата

Ну, конечно, это- папа.

  • Кто веселый карапузик —

          Шустро ползает на пузе?

          Удивительный мальчишка —

         Это младший мой... (братишка)

  • Кто любит и меня, и братца,

         Но больше любит наряжаться? —

         Очень модная девчонка —

         Моя старшая... (сестренка)

  • Мамы старшая сестра —

         С виду вовсе не стара,

         С улыбкой спросит: «Как живете?»

          Кто в гости к нам приехал? (Тетя)

  • Кто же с маминой сестрой

          Приезжает к нам порой?

          На меня с улыбкой глядя,

         «Здравствуй!» — говорит мне... (дядя)

Слайд 3: 

Вы загадки отгадали,

 Вы своих родных узнали:

        Кто-то маму, кто-то папу,

        Кто сестренку или брата,

        А узнать вам деда с бабой —

        Вовсе думать-то не надо!

        Все родные, с кем живете,

       Даже дядя или тетя,

       Непременно вам друзья,

       Вместе вы — одна СЕМЬЯ!

- О чем мы с вами будем говорить на занятие? (ответы детей)

- Что такое семья? + Я клею солнце на флебчат

        Семья – это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди,   которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни.

 - Сегодня тема нашего занятия посвящена семье и семейным традициям.

Задание пословицы:

- На столах в оранжевых конвертах карточки с разрезными пословицами. Вам нужно их собрать, прочитать и объяснить

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Коли в семье лад, так не нужен и клад.

Как вы их понимаете?

- А как вы думаете, все ли семьи одинаковые? Семьи все разные. А чем они отличаются? (своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями).

- А что же такое «традиции»? Давайте попробуем дать определение. (рассуждения детей)

Слайд  Семейные традиции — это принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение.  

В каждой семье есть свои традиции. Касаются они всего: как обустроить дом, распределить обязанности, что готовить для праздничного стола, где отдыхать... И нам кажется, что по-другому просто и быть не может. Мы к этому привыкли.

Основное назначение традиций — подсказывать нам, как вести себя в той или иной ситуации.

Чаще всего добрые семейные традиции приурочены к праздникам и выходным: ведь эти дни предполагают, что вся семья в сборе.

Учитель добавляет:- традицию вы назовете сами, послушайте притчу «Волшебная копейка» и сформулируйте ее.

Шел по дороге паренек. Смотрит — копейка лежит. «Что же, – подумал он, — и копейка – деньги!» Взял ее и положил в кошель. И стал дальше думать: «А что бы я сделал, если бы нашел тысячу рублей? Купил бы подарки отцу с матерью!» Только подумал так, чувствует – кошелек вроде бы толще стал. Заглянул в него, а там — тысяча рублей. «Странное дело! — подивился паренек. – Была одна копейка, а теперь – тысяча рублей! А что бы я сделал, если бы нашел десять тысяч рублей? Купил бы корову и поил бы молоком родителей!» Смотрит, а у него уже десять тысяч рублей! «Чудеса! – обрадовался счастливчик, – А что, если бы сто тысяч рублей нашел? Купил бы дом, взял бы себе жену и поселил бы в новом доме своих стариков!» Быстро раскрыл кошель, – и точно: лежат сто тысяч рублей! Тут его раздумье взяло: «Может, не забирать в новый дом отца с матерью? Вдруг они моей жене не понравятся? Пускай в старом доме живут. И корову держать хлопотно, лучше козу куплю. А подарков много не стану покупать, итак расходы большие…» И вдруг чувствует, что кошель-то стал легким-прелегким! Испугался, раскрыл его, глядь — а там всего одна копейка лежит, одна-одинешенька…

«Почитание родителей» (Самые старшие и уважаемы члены семьи – это бабушки и дедушки. Они могут находиться рядом или жить вдалеке от вас, но вы всегда должны помнить о том, что бабушки и дедушки дали жизнь вашим мамам и папам, а значит и вам. В счастливой семье все заботятся друг о друге, помогают во всём.)

В нашей стране возрождается традиция помнить о подвигах предков. И пусть ваши предки не были историческими личностями, а были просто хорошими, достойными уважения людьми, вы можете ими гордиться. Назовите их сейчас и расскажите о них. Учащиеся рассказывают о своих близких.

- Существует традиция называть детей в честь кого – то из членов семьи.

Человек рождается, получает имя. Каждое имя имеет свою историю. Раньше людей называли по каким-то внешним признакам, по положению в семье или по роду занятий.

Сейчас родители дают ребенку такое имя, которое им нравится, либо называют в честь родственников. У кого в семье есть такая традиция?

Учащиеся, названные в честь кого – либо из родственников, рассказывают о них.

 - Также семейным традициям относятся: собирать и хранить семейные фотографии, посещение музея, цирка, кинотеатра по выходным, семейный отдых на море, семейное чаепитие, любимая сказка на ночь и т.д.,

Игра с экраном: теперь предлагаю вам немного поиграть. На экране вы увидите разные предметы, попытайтесь определить к каким семейным традициям их можно отнести (Елка, совместное чтение книг, занятие спортом)

Какие семейные традиции и обычаи есть в ваших семьях?

Работа в группах (3 группы по 4 человека) – у каждой группы на столах ромашки, дети на лепестках записывают свои семейные традиции и прикрепляют на доску.

Учитель: А сейчас немного отдохнем. Выйдите из-за парт и повторяйте за мной: Мы с семьей пошли домой (шагаем) Папа был совсем большой (на носочки и тянемся в верх), Мама с ним по ниже ростом (опускают руки перед грудью), А сынок малютка просто (приседаем), Он с игрушками ходил (делаем замок из рук и крутим), Маме с папой говорил Я люблю вас очень, очень, самый ласковый сыночек

Учитель: Я думаю, что вы счастливые дети, потому, что «Счастлив тот, кто счастлив дома». Это семейное счастье, благополучие рождается, когда родители и дети связаны взаимной любовью, интересами и делами.

Игра «Построим свой дом»

В давние времена была семья – сто человек, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя. И спросил он у главы семьи “как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?”. Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было начертано сто раз одно и то же слово “понимание”. Значит семья – это понимание. (Креплю кирпич) Подумайте и выберите, какие ещё кирпичи вы возьмете для строительства своего чудесного дома.

Учитель: Ребята, очень важно, чтобы каждый человек знал свои корни, гордился своим родом, ведь без прошлого нет будущего. Я надеюсь, что, то доброе и светлое, о чём мы говорили на нашем занятие, сделает светлее ваши души и сердца.

На ваших столах лежат облака с фразой «Для меня семья – это…». Продолжите эту фразу. Закончили? Прочитайте. (Работа в группах. Учащиеся записывают свои мысли на облачках, зачитывают и прикрепляют на доску).

Смотрю на картинку и думаю «Чего-то не хватает?!» Как думаете чего? А давайте мы с вами посадим дерево настроения?

Рефлексия:

С помощью листочков выразите сове настроение, которое вызвало у вас на занятие: Зеленый принесло радость, Желтый – спокойствие, Красное – грустное.

 Вывешивайте Ваши листья на крону и постарайтесь объяснить, почему вы выбрали именно такой цвет

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!

Любите и цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может ее дороже,

На этой сказочной земле.

Я говорю: И мне тоже было приятно и интересно с вами работать. Сейчас я хочу подарить вам желтый самолет. Он является символом проекта навигаторы детства. Навигатор детства – это друг школьника, который есть в каждой школе Тюменской области. Загадав желание, запустите его, и ваше желание непременно сбудется.

Спасибо за занятие!

Самоанализ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс по проблеме: «Организация творческого досуга детей». « В семейном кругу» - турнир знатоков семейных традиций.

Огромное значение во внеурочной деятельности  имеет привлечение родителей в эту работу. Часто замечаешь настроение детей на празднике, в походе, в поездке. Веселое радостное у тех с кем рядом мам...

Педагогическая мастерская «Семья и семейные традиции. Роль семейных ценностей в жизни человека» занятие для детей 1-3 классов

Актуальность данной темы обусловлена тем, что семья играет важную роль в жизни каждого человека и общества в целом. В младшем школьном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориен...

« Семейные традиции и семейные праздники» в третьем классе.

Научить детей и взрослых правильному осознанному,  нравственно-направленному, использованию свободного времени....

«Семейные традиции древних славян» методическая разработка занятия

quot;Семейные традиции древних славян" методическая разработка занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Мир вокруг нас"...

Методическая разработка "Семейные традиции"

Тема: «Семейные традиции»Цель: создание условий для знакомства с понятием «семейные традиции», с наиболее распространенными семейными традициями...

Методическая разработка открытого внеурочного занятия для первого класса в ГПД "Семейные традиции"

Разработка открытого занятия на тему "Семейные традиции" в преддверии празднования Нового года. С целью познакомить родителей с реальным воспитательным процессом и передачей приемов и практи...