«Семейные традиции древних славян» методическая разработка занятия
методическая разработка (1, 2, 3 класс)

Исмаилова Анжелика Валерьевна

"Семейные традиции древних славян" методическая разработка занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Мир вокруг нас"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razr_semeynye_traditsii_drevnih_slavyan.docx34.17 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образованием Администрации города Юрги

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Городской центр детского (юношеского) технического творчества г. Юрги»

РАССМОТРЕНО
на заседании Методического совета
МБУДО «ГЦД(ю)ТТ г. Юрги»
протокол от ___.____.2021 г. №____


УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
МБУДО «ГЦД(ю)ТТ г. Юрги»
 от ___.____.2021 г. №____

«Семейные традиции древних славян»

План-конспект учебного занятия по  

дополнительной общеобразовательной общеравивающей

программе «Мир вокруг нас»

Разработчик:

Исмаилова Анжелика Валерьевна,

педагог дополнительного образования

МБУДО «ГЦД(ю)ТТ г. Юрги»

Юргинский городской округ

2021

Содержание

Введение………………………………………………………………….......................3

Ход занятия«Семейные традиции древних славян»…………………….5

Заключение………………………………………………………………......................8

Список литературы………………………………………………………................... 9

В разработке нет нумерации страниц, разные шрифты, кое-где нет пробелов, прошу сделать единое оформление.

Введение

«Семья – это та первичная среда, где человек должен учится творить добро».

                                                                                     В.А.Сухомлинский.

         В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности. То, что ребёнок с детских лет приобретает в семье, он сохраняет в течение всей своей последующей жизни. Ведь главное в воспитании ребёнка в семье - это достижение душевного единения, нравственной связи родителей и детей. 

В современном обществе проблемы воспитания приобретают особую актуальность.
Большую роль в формировании нравственной личности являются семейные традиции.
        Краеведение, пожалуй, лучше всех других отраслей знания способствует нравственно-патриотическому воспитанию детей. И знание своего края,его прошлого и настоящего – верный путь к воспитанию патриотизма, формированию гражданского самосознания. Национальные семейные традиции – это фундамент, на котором строятся крепкие идейные и моральные ценности: идеалы, мировоззрения, нормы, и правила человеческого поведения.

 Возрождение и поддержка семейных традиций - необходимое условие духовного возрождения общества. То, что ребёнок с детских лет приобретает в семье, он сохраняет в течение всей своей последующей жизни. А система народных традиций, обычаев является одним из эффективных средств воспитания, так как осуществляет механизм передачи норм поведения, культурных и духовных ценностей от одного поколения к другому.

Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время среди наиболее острых проблем выступает и проблема становления у младших школьников ценностного отношения к родной стране, к своей малой родине, семье.

Поэтому важно с младшего школьного возраста развивать познавательный интерес к истории своего народа. Научить детей любить свою Родину как важную частицу своей страны – одна из важнейших задач педагогов, занимающихся краеведением.   Данное занятие является одним из цикла программы по краеведению детей младшего школьного возраста «Мир вокруг нас», которая создана и успешно реализуется в МБУДО «ГЦД(ю)ТТ г.Юрги». Согласно программе в план мероприятий учреждения включены различные конкурсы, викторины, игры, способствующие развитию интереса желание обучающихся к изучению родного края.  

План-конспект учебного занятия в объединении социально–гуманитарной направленности «Мир вокруг нас» (Какой раздел и  Год обучения?) направлен  на воспитание у детей любви к родному краю, воспитание нравственных и духовных качеств личности.

Занятие  «Семейные традиции древних славян»  построено мною как тематическое и  ориентировано  на учащихся в возрасте 7-11 лет, первого года обучения. Рекомендуемый состав группы  – от 11 до 15  человек.

Цель занятия:  приобщение детей к истокам русской культуры средствами знакомства с традициями древних славян.

Задачи: Образовательная, воспитательная, развивающая

  1.Познакомить детей с традициями древних славян.
2.Воспитывать любовь к родному краю.
 У кого?
3. Развивать интерес к русским традициям.
У кого?

4. Развивать творческие способности. У кого?

   5. Приобщать детей к духовно-нравственной традиции русского народа.

Тип занятия. Занятие направлено на изучение нового материала.

Форма проведения занятия: групповая.

         Основными методами занятия являются объяснения, рассказ, показ, иллюстрация, демонстрация, диалогическое общение, наглядность и образность используемых материалов; эмоциональная насыщенность занятия, которая достигается благодаря использованию иллюстраций соответствующей тематики, музыки, литературы, наглядных пособий, настольные карточные игровые методики.

Занятие  рассчитано на 1 академический час.

Оборудование и материалы:

• компьютер,                                                  

 • бумага, цветные карандаши.                              

План мероприятия:  

1.Подготовительный

2.Организационный

3.Ход мероприятия

4. Рефлексия.

5.Заключительный этап              

Ход занятия «Семейные традиции древних славян»

      Организационный момент

- Мы сегодня с вами отправимся в путешествие в глубь веков и познакомимся с семейными традициями древних славян.

Основная часть

-Хочу спросить у вас, ребята, как вы понимаете слово «Семья»?  (ответы детей)

Это группа живущих вместе близких родственников;

Семья – это главное в жизни каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

Что для вас семья? (ответы детей)

Почему семья нужна человеку? (Ответы детей)

У каждой семьи есть свои традиции.

Что такое семейные традиции? (Ответы детей)

В своем словаре, Даль дает определение традиции как информации, переходящей устно от одного поколения в другое, что уже принято в народе испокон веков!

-Кто из вас хочет рассказать о своей семье и о традициях в вашей семье?

Традиции, касающиеся отношений в одной семье совместная встреча праздников,ежедневный семейный ужин (обед), культурные походы, семейные советы,чтение книг всей семьей, семейное хобби, родословной (генеалогическое древо)

С древности у каждого народа, у каждой семьи были и есть свои традиции и обычаи. И сегодня мы с вами об этом поговорим, но прежде поиграем.

Динамическая пауза

 Игра «Что вы знаете о старинных вещах?» Условия игры: Дети делятся на 2 команды. Каждая команда должна ответить на вопрос.

• Одежда на Руси у женщин (сарафан)

• Как называли жилище на Руси (изба)

• Кто оберегал русское жилище (домовой)

• Какая посуда была раньше (деревянная)

• Обувь в которой ходили летом (лапти)

• Обувь в которой ходили зимой (валенки)

А сейчас все внимание на экран.

Презентация о семейных обычаях древних славян.

Наши предки жили большими семьями — обычно не меньше трех поколений под одной крышей: родители, дети, бабушки и дедушки. Порядок в такой «общине» сохранялся, только если каждый подчинялся негласным законам.

Старший из мужчин являлся главой семьи, в которой совместно жили и вели хозяйство не отделявшиеся от него сыновья со своими женами и детьми.

 Исполнение семейных обязанностей – это тоже традиция.

Семья и труд связаны исторически. Самочувствие человека, его здоровье,

производительность труда напрямую зависят от качества семьи. В семье

закладываются основы усердия и трудолюбия.

Делами по дому распоряжалась старшая женщина в семье – «большуха», жена главы семьи. Она, как правило, ведала семейными запасами, хранила общесемейные деньги, следила за порядком в доме, распределяла работы среди женщин.

Мальчики с 7 лет начинали работать в поле и обучаться грамоте. Отец обучал сына ездить верхоми управлять лошадью, пасти стадо, пахать,  боронить, молотить. К пятнадцати годам сын превращался в главного 

помощника отца, работающего наравне сним.Девочки присматривали

за младшими братьями и сестрами, помогали матери по хозяйству, учились делать тряпичных кукол, шить для них наряды, прясть,плести из кудели 

косы, украшения, шить головные уборы, готовить еду,воспитывать 

младших братьев и сестер. Постепенно к девочке приходилоосознание того, 

что она - будущая хозяйка, которая может выполнять всю женскую работу.

Таким образом, в крестьянских семьях вырастали «добры молодцы» - отцовыпомощники, да «красны девицы» - умелицы – рукодельницы, 

которые, взрослея, передавали мастерство своим детям и внукам.

Важные дела решались на семейных советах, где были даже малые дети. Они начинали подражать взрослым. Учились послушанию.

В честь рождения дитя — отец сажал дерево. Сильная семейная традиция. И что интересно: липу или березу. Дерево и человек «опекали» друг друга.

Слова «родной дом» воспринимались очень серьезно и шли наравне с понятиями «совесть», «Родина», «мать и отец». Обиженным богом и бобылем называли человека, не имеющего семьи.

Самое интересное: простая ругань в доме, а также зависть – считались большим грехом.

Семейные традиции и обычаи приходят к нам от дедов и отцов.Да, очень важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить, передавать из поколения в поколение, главное они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы у вас был родной дом.

Динамическая пауза

Игра «Поговорка» Условия игры: Дети делятся на 2 команды.Каждая команда должна подобрать из разрезанных карточек начало и конец поговорки и объясняет ее значение.

Без  труда  не  выловишь  рыбку  из  пруда.  

Семь  раз  отмерь  один  раз  отрежь.

Один  в  поле  не  воин.

На  воре  и  шапка  горит.

Не  потопаешь  –   не  полопаешь.

Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.

Кто любит земле кланяться - без добычи не останется.

Вода на лугу - сено в стогу.

Практическая часть.

Вы сегодня многое узнали о традициях древних славян.

Предлагаю нарисовать рисунки на тему «Традиции в нашей  семье»

Заключительная часть.

Молодцы, ребята! Все вы сегодня хорошо поработали. Давайте вместе подведем итоги, продолжив следующие выражения

Сегодня я узнал…

Было интересно…

У меня получилось …

Было трудно…

Я попробую…

Занятие дало мне для жизни…

Заключение

Занятие «Семейные традиции древних славян»

В ходе проведенного занятия дети узнали значение   слова - традиция, познакомились с некоторыми семейными традициями древних славян, вспомнили и закрепили уже имеющиеся знания о бытовых условиях славянского народа.

        Проявили заинтересованность и вовлечение в ходе занятия, дружно работали  в  команде, старались выслушивать мнения друг друга, уступали  при необходимости, вели  диалог.  Проведенная работа в этом направлении позволила  развить интерес и приобщила детей к духовно-нравственной традиции русского народа.

Список литературы

Указывается количество страниц,

Сайты относятся к электронным ресурсам и пишутся отдельно от литературы

  1. Умнов Г.Р. Свидетельствует время. – Кемерово, 1979.
  2. Этнографические мини-путешествия. - http:// kuzbasslegends.ru/
  3. Бакланова Т.И. Народная художественная культура. - М., 2000.
  4. Михеева Л., Короткова М. Русские традиции и праздники. – М.: Дрофа – Плюс, 2007.
  5. Карпова Е. Н. «В некотором царстве, в некотором государстве…» // Воспитание школьников. - 2004. - №1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия в группе продлённого дня "Семейные праздники"

Данная разработка подойдёт и для подготовки урока по ОРКСЭ ( блок "Светская этика" ) "Семейные праздники"....

Методическая разработка занятия в группе продленного дня по теме «Русские традиции. Масленица.»

Разработка праздника Масленица для воспитателя группы продленного дня  в нвчальной школе....

«Кулики – сороки» методическая разработка занятия внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Традиции и обряды моего народа» для обучающихся 2 классов

 Цель: Возвращение к истокам народных традиций. Осознать значимость праздника «Сороки». Дать детям представления о традициях старинного народного праздника «Сороки»...

Методическая разработка занятия "История, традиции и символы праздника Светлой Пасхи"

Пасха-самый главный христианский праздник. Праздновать пасху на Руси стали после того, как князь Владимир Красное Солнышко крестился сам и крестил наш народ....

Методическая разработка занятия "История, традиции и символы праздника Светлой Пасхи"

Пасха-самый главный христианский праздник. Праздновать пасху на Руси стали после того, как князь Владимир Красное Солнышко крестился сам и крестил наш народ.Цель: Знакомство участников урока с ис...

Презентация Жилища, одежда, семейные традиции восточных славян

Презентация Жилища, одежда, семейные традиции восточных славян...