Программа для работы с семьями СОП
материал
Программа социальной реабилитации по работе с несовершеннолетними и семьями СОП
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_sotsialnoy_reabilitatsii.docx | 41.42 КБ |
programma_sotsialnoy_reabilitatsii.docx | 41.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа социальной реабилитации
по работе с несовершеннолетними
и семьями СОП
Информационная карта
Муниципальное образование | |
Название программы | Программа социальной реабилитации по работе с несовершеннолетними и семьями СОП |
Составитель программы | Классный руководитель |
Целевая группа | Неблагополучные семьи с обучающимися в ОУ, нуждающиеся в социальном помощи. |
Цель | Развитие системы сопровождения семей, оказавшихся в СОП и находящихся на грани социально опасной ситуации. оказание содействия в их успешной социальной реабилитации и адаптации в современных условиях, психолого-педагогическая поддержка таких семей |
Задачи | 1. Создание условий для социальной защищенности и адаптации учащихся через организацию системы взаимодействия школы, родителей и вспомогательных структур. 2. Организация просветительских мероприятий по повышения психолого-педагогической и правовой культуры родителей. 3. Проведение профилактики обстоятельств, объективно нарушающих жизнедеятельность данной категории семей. 4. Анализ эффективности программы. |
Сроки реализации программы | |
Основные направления программы | 1. Диагностическое 2. Профилактическое 3. Организаторское 4. Просветительское |
Принципы разработки и реализации программы | 1. Принцип гуманизма 2. Принцип доверия и поддержки 3. Принцип сотрудничества 4. Принцип законности 5. Принцип индивидуального подхода 6. Принцип ответственности |
Ожидаемые результаты | 1. Наличие информации о проблемах семей, детей для планирования и осуществления профилактических мероприятий. 2. Положительная динамика развития способности. адаптивного и положительного поведения учащихся (снижение числа правонарушений, фактов асоциального поведения). 3. Оказание помощи семье, несовершеннолетним на межведомственном уровне . 4. Повышение уровня социального статуса семьи. 5. Улучшение внутрисемейных взаимоотношений, соматического и психического здоровья детей и взрослых. 6. Организованная занятость семей и детей; потребность у членов семьи в здоровом образе жизни. 7. Уменьшение количества семей, детей, находящихся в социально опасном положении. Уменьшение количества семей, в которых родители ограничены и лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей. 8. Соответствие ожидаемых результатов полученным. |
Краткое содержание программы | Информационная карта Пояснительная записка 1. Принципы программы 2. Целевая группа 3. Цель программы 4. Задачи программы Основное содержание программы 1. Этапы и сроки реализации 2. Основное содержание программы 3. Контроль 4. Ожидаемые результаты, критерии эффективности Приложение |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Семья является главным и важным социальным институтом в обществе, поскольку в семье развивается и формируется личность человека, происходят процессы социализации, овладение социальными ролями, которые необходимые для эффективной адаптации человека в обществе. Семья является первичным воспитательным институтом и человек на протяжении всей своей жизни ощущает с ним связь . Основы нравственности человека закладываются в семье, раскрывается внутренний мир, происходит становление личности, формируются нормы поведения и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, раскрывает его индивидуальность.
Роль семьи в жизни отдельного человека и общества в целом невозможно переоценить и несравнима ни с какими социальными институтами по своему значению.
Современная ситуация в Российской Федерации связана с экономическим кризисом, нагнетанием политической напряженностью и социальной, растет социальная и материальная поляризация социума, что также обостряет проблемы молодой семьи. У значительной части семей резко ухудшились условия реализации основных социальных функций. Проблемы российской семьи вышли на обозрение широкого круга общественности, в настоящее время не только специалисты замечают изъяны социальной политики, но и непосредственно люди, не имеющие статистические данные.
Наибольшую тревожность в социальной работе вызывают семьи, находящиеся в социально опасном положении .
В России в условиях сложной и нестабильной экономической и политической жизни продолжается рост численности семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Снижение материального благосостояния семьи, разрушение традиционной структуры семьи, безработица, алкоголизация, асоциальный образ жизни ее членов и прямое уклонением родителей от выполнения своего родительского долга приводит к дезадаптации детей и подростков, к их девиантному поведению в подростковой среде. Отсутствие в семьях заботы, психологическая депривация, педагогическая несостоятельность родителей, злоупотребление ими алкогольными и наркотическими средствами толкает детей к уходам из дома, к правонарушениям. Семейное неблагополучие является предпосылкой разных деформаций процесса социализации личности: неуспешного обучения в школе, дезадаптации в обществе, повторения негативного опыта родит существенно деформировались социально-экономическая, психологическая функции семьи. Проявилась устойчивая тенденция снижения роли семьи в воспитании и развитии детей, обеспечении их нравственного и физического здоровья. Кризисное состояние семьи, как социального института усугубляется распространением преступности, алкоголизма, наркомании, бродяжничества, сиротства при живых родителях.
Социальная недостаточность многих семей обусловлена причинами объективного характера, поэтому они нуждаются в поддержке. Работа классных руководителей нашей школы в первую очередь направлена на оказание помощи таким семьям, так называемым семьям "группы риска".
Дети отражают образ жизни отцов и матерей. Среди причин, порождающих "трудных" подростков, можно выделить следующие:
отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;
незнание их интересов и потребностей;
политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность;
усиление влияния псевдокультуры;
неблагоприятные семейно-бытовые отношения;
отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;
чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;
сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства;
"эпидемия" разводов;
потеря эмоциональных контактов с детьми.
Перевоспитание подростка необходимо начинать с коррекции отношений внутри семьи. Именно социальный педагог должен найти индивидуальные подходы и слова для каждой семьи с целью усиления ее позитивного потенциала.
Типы "трудных" семей:
Семья, в которой "трудные" родители. Это часто одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера в такой семье характеризуется холодностью, безразличием, лишенностью духовного конфликта.
Семья, где господствует безнадзорность. В семьях этого типа родители, как правило, употребляют алкоголь. Для отцов и матерей характерна культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми.
Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. В такой семье родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей.
Семьи, в которых отдается приоритет материальному благополучию над духовной жизнью. В таких семьях дети, как правило, растут эгоистами, излишне практичными потребителями. И родители эти качества детей поощряют.
Семьи, в которых родители предъявляют детям завышенные требования, граничащие с жестокостью. В таких семьях детей наказывают, часто физически, за малейшую провинность. И, как результат, дети растут жестокими и озлобленными.
Проблемы родителей:
Социально-медицинские:
физические недостатки, патологии самих родителей;
физические недостатки, патологии ребенка;
психические расстройства одного из родителей;
психические заболевания ребенка;
алкоголизм, наркомания и т.п. ;
нарушение санитарно-гигиенических норм питания.
Социально-педагогические:
гиперопека ребенка;
ребенку позволяется практически все, отсутствие контроля со стороны родителей;
расхождение, несогласованность в методах воспитания между родителями;
языковый барьер (двуязычие).
Социально-психологические:
недостаток элементарных педагогических и психологических знаний;
конфликты в семье.
Социально-экономические:
низкий материальный уровень семьи;
плохие жилищные условия;
низкая предметная обеспеченность.
Социально-юридические:
незнание своих прав и обязанностей как родителей;
юридическая некомпетентность.
Принципы программы:
- актуальность и современность оказания помощи семье, находящейся в СОП;
- активная поддержка родителей, наиболее эффективный способ помощи ребёнку - это помощь его семье;
- опора на родительскую ответственность, использование внутреннего потенциала семьи;
- опора на позитив в работе с семьёй. Отношение к семье, находящейся в СОП как к равноценному, и равноправному партнёру;
- психологическая поддержка специалистов, работающих с семьёй; - сотрудничество с организациями и учреждениями, занимающимися профилактикой безнадзорности несовершеннолетних детей;
- программа ориентирована на реализацию не только актуальных, но и перспективных ожидаемых , прогнозируемых социально- реабилитационных результатов. Перспектива работы программы - совершенствование форм и методов работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, внедрение новых технологий работы с семьёй, вывод семьи из социально опасного положения.
Таким образом, в работе с семьей мы стремимся максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка, разъяснять внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:
принимать активное участие в жизни семьи;
всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
уважать право ребенка на собственное мнение;
уметь сдерживать собственнические инстинкты и относится к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
с уважением относится к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.
Прогнозируемый результат:
Смотивировать родителей на самостоятельное и эффективное решение проблем.
Педагогический коллектив школы в процессе систематической работы с проблемными детьми и семьями обычно выделяет пять типов семей ,что позволяет классному руководителю более адресно и точно предупреждать и корректировать "изъяны" семейного воспитания.
Этапы работы школы с семьёй, находящейся в СОП
1 этап.
Раннее выявление семей, находящихся в СОП и формирование банка данных. С целью раннего выявления неблагополучных семей, проживающих на территории, закрепленной за школой, общественный инспектор в начале каждого учебного года на основе информации от классных руководителей о социальном паспорте класса составляет социальный паспорт школы, в который вносятся все семьи группы риска. В дальнейшем эти семьи всегда находятся под пристальным контролем.
Наиболее эффективная форма работы с семьей - это индивидуальная. К индивидуальным формам работы относятся: беседы с родителями, законными представителями, рекомендации и консультации, посещение семьи, анкетирование, диагностика, выявление и учет.
(Приложение 2).
2 этап.
Работа классного руководителя по работе с семьёй СОП:
обеспечивает связь образовательного учреждения с семьей;
устанавливает контакт с родителями (иными законными представителями) обучающихся;
консультирует родителей (иных законных представителей) по вопросам воспитания и обучения детей (лично, через специалистов образовательного учреждения);
организует в классе образовательно-воспитательное пространство, оптимальное для развития положительного потенциала каждого обучающегося;
изучает индивидуальные особенности обучающихся и их динамику;
изучает и анализирует степень удовлетворенности участников образовательного процесса жизнедеятельности классного коллектива, образовательного учреждения.
контролирует посещаемость учебных занятий и успеваемость каждого обучающегося;
анализирует условия и причины негативных проявлений в среде обучающихся класса и определяет меры по поддержке педагогической помощи и поддержке семей данной категории;
отвечает за ведение документации внутришкольного учета.
В профилактической работе классный руководитель может использовать широкий перечень возможных форм и методов: посещение семьи с целью обследования условий проживания, осуществление ежедневного контроля за посещаемостью обучающихся, индивидуальные беседы и консультации с обучающимися и родителями, наблюдения за детьми в течение года за их внешним видом, а также выполнением обязанностей со стороны родителей, привлечение родителей к участию в родительских собраниях, классных мероприятиях, рейды на дом, контроль за успеваемостью учащихся, оказание им помощи в выполнении домашнего задания, вовлечение их в кружки, секции, общественную жизнь класса и школы, лекции, семинары, практикумы для родителей, открытые уроки и классные мероприятия и т.д.
3 этап.
Семья рассматривается на педагогическом совете и заседании ВШК. Классный руководитель рассказывает о результатах проделанной индивидуальной профилактической работе.
4 этап.
Школьный Совет профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Классный руководитель предоставляет документацию на семью: акт обследования условий проживания, характеристику несовершеннолетнего, табель успеваемости и посещаемости и информацию о проделанной работе с семьей.
5 этап.
Постановка на профилактический учет семьи в школе, уведомление различных служб района занимающихся профилактической работой с семьями и организация коррекционно-реабилитационной работы по улучшению ситуации в семье. Решение о постановке на внутренний профилактический учет принимается в соответствии с положением «Совета профилактики правонарушений несовершеннолетних ОУ.
Для устранения неблагополучия в семье школой проводится целенаправленная работа с родителями. Основной задачей является обеспечение эффективной помощи семье в вопросах успешной социальной адаптации детей и подростков.
На протяжении работы с семьей решаются следующие задачи:
- обеспечить помощь родителям в решении проблем, возникающих в процессе воспитания и обучения;
-оказывать помощь родителям в развитии индивидуальных особенностей их ребенка;
- координировать учебную помощь родителей их детям;
- выявлять воспитательные возможности родителей и вовлекать их в жизнь классных коллективов;
- обеспечить помощь родителям в решении возникающих проблем;
- изучать уклад жизни и традиции семей учеников;
- организовывать психолого-педагогическое просвещение родителей;
- оказывать помощь в разрешении конфликтных ситуаций.
В работе с семьями можно выделить основные направления работы:
- проверка жилищно-бытовых условий семьи;
- сбор информации о семье, выявление причин неблагополучия;
- составление плана работы с семьей;
- проведение консультаций, лекций для родителей;
- оказание им социально-психологической, посреднической и правовой помощи;
- отслеживание успеваемости и посещаемости обучающихся из неблагополучных семей;
- организация досуговой занятости детей из данных семей во внеурочное время и во время каникул;
- помощь в организации трудовой занятости подростков во время летних каникул.
В работе с семьей, находящейся в СОП классными руководителями используется алгоритм:
Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью, изучение жалоб жителей (соседей).
Первичное обследование жилищных условий неблагополучной (проблемной) семьи.
Знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни (сбор информации о семье и ближайшем её окружении).
Знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов.
Изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентаций (диагностика).
Изучение личностных особенностей членов семьи.
Составление карты семьи.
Координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями.
Составление программы (плана) работы с неблагополучной семьёй.
Текущие и контрольные посещения семьи.
Выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.
По результатам диагностики социальной педагог определяет суть проблемы или совокупность проблем, и, опираясь на банк технологических подходов, подбирает психолого-педагогическое, социальное средство для их эффективного разрешения (приложение 1).
В плане должны быть предусмотрены пункты по ликвидации всех признаков социально опасного положения (приложение 2):
Материальная:
- оказание гуманитарной помощи;
- консультирование родителей по вопросам получения социальной помощи разных видов (учреждение образования, специалист по социальной работе).
Педагогическая:
- занятость детей в кружках, секциях, факультативах (учреждение образования);
- контроль за посещаемостью несовершеннолетним учебных занятий (учреждение образования);
- контроль за успеваемостью несовершеннолетнего по учебным предметам (учреждение образования);
- консультирование родителей по вопросам воспитания ребёнка (учреждение образования);
- просвещение родителей с целью формирования критического отношения к социально опасным явлениям (учреждение образования).
Психологическая:
- сопровождение процесса развития ребёнка (психодиагностика особенностей развития ребёнка, профилактика отклонений в развитии ребёнка) (учреждение образования);
- просвещение родителей по вопросам создания условий для сохранения и укрепления нервно-психического здоровья ребёнка;
- коррекционно-развивающие мероприятия, направленные на стабилизацию или налаживание детско-родительских отношений (учреждение образования).
Коррекционная:
- индивидуальные занятия с ребёнком по тем предметам, где наблюдается неуспеваемость (учреждение образования);
- формирование у ребёнка гигиенических навыков (учреждение образования).
Медицинская:
- если в критериях социально опасного положения указано употребление спиртных напитков родителями, обязательно прописываются мероприятия по лечению от алкогольной зависимости (врач-нарколог);
- медицинское обследование ребёнка, в случае необходимости направление на стационарное лечение (амбулатория, ФАП);
- осуществление мероприятий, направленных на сохранение здоровья ребёнка (витаминизация, прививки, контроль за соблюдением режима дня и питания, безопасностью среды) (амбулатория, ФАП);
- организация оздоровления несовершеннолетнего, направление в оздоровительный лагерь (отдел по вопросам семьи и детства).
Правовая:
- если у родителей или ребёнка отсутствуют документы в правовую помощь вносятся следующие пункты:
1) оформление свидетельства о рождении ребёнка (специалист по социальной работе),
2) оказание помощи родителям в восстановлении утерянных документов, в замене документов (ОМВД);
- консультирование родителей об ответственности за уклонение от воспитания и содержания ребёнка (ОДН, учреждение образования).
Иной вид помощи:
- трудоустройство родителей ;
- занятость несовершеннолетнего в свободное время, каникулярное время (учреждение образования);
- профилактический осмотр электропроводки, газового оборудования (специалист по социальной работе);
- посещение семьи по месту жительства, социальный патронат семьи (учреждение образования, сельская администрация, специалист по социальной работе, инспектор по делам несовершеннолетних, отдел по вопросам семьи и детства ).
Выполнение индивидуального плана профилактической работы заслушивается на школьном Совете профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (по плану).
6 этап.
Представление на комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Основной критерий оценки эффективности индивидуальной профилактической работы с семьей:
- улучшение положения и качества жизни ребенка;
- устранение причин неблагополучия;
- расширение возможностей защиты права на жизнь, на достойную жизнь, на здоровье и образование.
Оценка эффективности работы с семьей:
- соответствие проблем семьи тем целям, задачам и направлениям работы, которые определил социальный педагог.
Оценка позитивной динамики ситуации может включать следующие показатели:
- уровень жизни семьи доведен до средних показателей (родители пытаются вести нормальный образ жизни, улучшилась бытовая обстановка в семье);
- родители проявляют заботу о детях;
- дети посещают образовательное учреждение;
- уменьшилось потребление родителями алкогольных напитков;
- восстановлены связи семьи с детскими лечебными заведениями;
- семья поддерживает контакт с образовательным учреждением, центром социальной помощи и т.д.;
- в социальном окружении появились другие значимые взрослые (родственники, близкие знакомые), помощь которых семья принимает и позитивно настроена на взаимодействие с ними;
- семья позитивно принимает помощь и социальные контакты с лицами, осуществляющими патронаж.
Состав семьи СОП
Ф.И.О.членов семьи | Дата рождения | Адрес проживания | Сведения о родстве | Место работы, учебы | Примечание |
Другие родственники
(заинтересованные в решении проблем семьи и несовершеннолетнего)
Ф.И.О. | Дата рождения | Родственные отношения | Место жительства, регистрации | Род занятий |
- | - | - | - | - |
Демографическая характеристика семьи:
По функциональной полноте
Полная семья | Юридический брак | |
Гражданский брак | ||
Расширенная семья | ||
Изначально полная повторный брак | ||
Воссоединение после развода | ||
Неполная семья | Одинокая мать | + |
Одинокий отец | ||
После развода | ||
После смерти одного из родителей |
По наличию детей
Семья – 1-2 ребенка | + |
Многодетная | |
Дети от разных браков |
Социальная характеристика семьи
Находящаяся в трудной жизненной ситуации | |
Малообеспеченная | |
Безработная |
Опасная ситуация:
Проблемы детско-родительских отношений | ||
Проблемы супружеских отношений | ||
Проблемы в межпоколенных отношениях | ||
Нарушение взаимоотношений в детском коллективе | ||
Алкоголизм одного их членов семьи | несовершеннолетних | |
взрослых | ||
Употребление наркотических или токсических веществ | несовершеннолетними | |
взрослыми | ||
С различными формами насилия | в отношении детей | |
в отношении взрослых | ||
Нарушение правовых норм и законов | несовершеннолетними | + |
взрослыми |
Причина постановки на учет: Постановление №…
Индивидуальный план работы с семьями СОП
в ОУ (переиод)
№ п\п | Меры | Сроки исполнения | Исполнители | Предполагаемый результат | Форма отчета по результативности мер | |
1. Обследование жилищно-бытовых условий | ||||||
1. | Посещение семьи | Классные руководители | Контроль выявления проблем | Акт обследования ж\б условий | ||
2. Оказание социальной помощи | ||||||
1. | Постановка на учет в Центр занятости населения | Специалист администрации | Контроль | Информация в справке | ||
2. | Содействие в организации летнего отдыха в лагере | Классные руководители | Посещение лагеря с дневным пребыванием при школе | Информация в справке | ||
3. | Систематическое наблюдение за состоянием здоровья Контроль за проведение мед. процедур в соответствии с назначением врачей Индивидуальная работа с обучающим(и)ся, направленная на предупреждение вредных привычек Формирование у обучающего(их)ся навыков общения, здорового образа жизни, общежитейских навыков и умений | Фельдшер ФАПа Фельдшер ФАПа Классные руководители, фельдшер ФАПа Классный руководитель, зам. директора по ВР | Коррекция поведения | Выписки из мед.карты Информация в справке Информация в справке Информация в справке | ||
3. Досуговая занятость | ||||||
1. | Вовлечение обучающего(их)ся в организацию игровой программы, творческой деятельности на летней оздоровительной площадке в ОУ | Классные руководители | Контроль | Информация в справке | ||
2. | Участие родителей в организации текущего ремонта школы | Классные руководители | Контроль | Информация в справке | ||
3. | Привлечение детей из семей СОП к участию в конкурсах, акциях, в дистанционном и очном форматах, кружках, секциях | Классные руководители | Мотивированное участие, регулярное посещение | Информация в справке | ||
4. Консультирование | ||||||
1. | Психологическое консультирование семьи | Классные руководители, Зам. директора по ВР | Коррекция поведения | Рекомендации | ||
2. | Проведение бесед правовой направленности с несовершеннолетним и родителями | Инспектор ПДН | Повышение правовой грамотности, законопослушное поведение | Информация в справке |
Ожидаемые результаты:
1. Наличие информации о проблемах семей, детей для планирования и осуществления профилактических мероприятий.
2. Положительная динамика развития способности адаптивного и положительного поведения учащихся (снижение числа правонарушений, фактов асоциального поведения).
3. Оказание помощи семье, несовершеннолетним на межведомственном уровне.
4. Повышение уровня социального статуса семьи.
5. Улучшение внутрисемейных взаимоотношений, соматического и психического здоровья детей и взрослых.
6. Организованная занятость семей и детей; потребность у членов семьи в здоровом образе жизни.
7. Уменьшение количества семей, детей, находящихся в социально опасном положении. Уменьшение количества семей, в которых родители ограничены и лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей.
Предварительный просмотр:
Программа социальной реабилитации
по работе с несовершеннолетними
и семьями СОП
Информационная карта
Муниципальное образование | |
Название программы | Программа социальной реабилитации по работе с несовершеннолетними и семьями СОП |
Составитель программы | Классный руководитель |
Целевая группа | Неблагополучные семьи с обучающимися в ОУ, нуждающиеся в социальном помощи. |
Цель | Развитие системы сопровождения семей, оказавшихся в СОП и находящихся на грани социально опасной ситуации. оказание содействия в их успешной социальной реабилитации и адаптации в современных условиях, психолого-педагогическая поддержка таких семей |
Задачи | 1. Создание условий для социальной защищенности и адаптации учащихся через организацию системы взаимодействия школы, родителей и вспомогательных структур. 2. Организация просветительских мероприятий по повышения психолого-педагогической и правовой культуры родителей. 3. Проведение профилактики обстоятельств, объективно нарушающих жизнедеятельность данной категории семей. 4. Анализ эффективности программы. |
Сроки реализации программы | |
Основные направления программы | 1. Диагностическое 2. Профилактическое 3. Организаторское 4. Просветительское |
Принципы разработки и реализации программы | 1. Принцип гуманизма 2. Принцип доверия и поддержки 3. Принцип сотрудничества 4. Принцип законности 5. Принцип индивидуального подхода 6. Принцип ответственности |
Ожидаемые результаты | 1. Наличие информации о проблемах семей, детей для планирования и осуществления профилактических мероприятий. 2. Положительная динамика развития способности. адаптивного и положительного поведения учащихся (снижение числа правонарушений, фактов асоциального поведения). 3. Оказание помощи семье, несовершеннолетним на межведомственном уровне . 4. Повышение уровня социального статуса семьи. 5. Улучшение внутрисемейных взаимоотношений, соматического и психического здоровья детей и взрослых. 6. Организованная занятость семей и детей; потребность у членов семьи в здоровом образе жизни. 7. Уменьшение количества семей, детей, находящихся в социально опасном положении. Уменьшение количества семей, в которых родители ограничены и лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей. 8. Соответствие ожидаемых результатов полученным. |
Краткое содержание программы | Информационная карта Пояснительная записка 1. Принципы программы 2. Целевая группа 3. Цель программы 4. Задачи программы Основное содержание программы 1. Этапы и сроки реализации 2. Основное содержание программы 3. Контроль 4. Ожидаемые результаты, критерии эффективности Приложение |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Семья является главным и важным социальным институтом в обществе, поскольку в семье развивается и формируется личность человека, происходят процессы социализации, овладение социальными ролями, которые необходимые для эффективной адаптации человека в обществе. Семья является первичным воспитательным институтом и человек на протяжении всей своей жизни ощущает с ним связь . Основы нравственности человека закладываются в семье, раскрывается внутренний мир, происходит становление личности, формируются нормы поведения и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, раскрывает его индивидуальность.
Роль семьи в жизни отдельного человека и общества в целом невозможно переоценить и несравнима ни с какими социальными институтами по своему значению.
Современная ситуация в Российской Федерации связана с экономическим кризисом, нагнетанием политической напряженностью и социальной, растет социальная и материальная поляризация социума, что также обостряет проблемы молодой семьи. У значительной части семей резко ухудшились условия реализации основных социальных функций. Проблемы российской семьи вышли на обозрение широкого круга общественности, в настоящее время не только специалисты замечают изъяны социальной политики, но и непосредственно люди, не имеющие статистические данные.
Наибольшую тревожность в социальной работе вызывают семьи, находящиеся в социально опасном положении .
В России в условиях сложной и нестабильной экономической и политической жизни продолжается рост численности семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Снижение материального благосостояния семьи, разрушение традиционной структуры семьи, безработица, алкоголизация, асоциальный образ жизни ее членов и прямое уклонением родителей от выполнения своего родительского долга приводит к дезадаптации детей и подростков, к их девиантному поведению в подростковой среде. Отсутствие в семьях заботы, психологическая депривация, педагогическая несостоятельность родителей, злоупотребление ими алкогольными и наркотическими средствами толкает детей к уходам из дома, к правонарушениям. Семейное неблагополучие является предпосылкой разных деформаций процесса социализации личности: неуспешного обучения в школе, дезадаптации в обществе, повторения негативного опыта родит существенно деформировались социально-экономическая, психологическая функции семьи. Проявилась устойчивая тенденция снижения роли семьи в воспитании и развитии детей, обеспечении их нравственного и физического здоровья. Кризисное состояние семьи, как социального института усугубляется распространением преступности, алкоголизма, наркомании, бродяжничества, сиротства при живых родителях.
Социальная недостаточность многих семей обусловлена причинами объективного характера, поэтому они нуждаются в поддержке. Работа классных руководителей нашей школы в первую очередь направлена на оказание помощи таким семьям, так называемым семьям "группы риска".
Дети отражают образ жизни отцов и матерей. Среди причин, порождающих "трудных" подростков, можно выделить следующие:
отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;
незнание их интересов и потребностей;
политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность;
усиление влияния псевдокультуры;
неблагоприятные семейно-бытовые отношения;
отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;
чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;
сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства;
"эпидемия" разводов;
потеря эмоциональных контактов с детьми.
Перевоспитание подростка необходимо начинать с коррекции отношений внутри семьи. Именно социальный педагог должен найти индивидуальные подходы и слова для каждой семьи с целью усиления ее позитивного потенциала.
Типы "трудных" семей:
Семья, в которой "трудные" родители. Это часто одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера в такой семье характеризуется холодностью, безразличием, лишенностью духовного конфликта.
Семья, где господствует безнадзорность. В семьях этого типа родители, как правило, употребляют алкоголь. Для отцов и матерей характерна культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми.
Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. В такой семье родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей.
Семьи, в которых отдается приоритет материальному благополучию над духовной жизнью. В таких семьях дети, как правило, растут эгоистами, излишне практичными потребителями. И родители эти качества детей поощряют.
Семьи, в которых родители предъявляют детям завышенные требования, граничащие с жестокостью. В таких семьях детей наказывают, часто физически, за малейшую провинность. И, как результат, дети растут жестокими и озлобленными.
Проблемы родителей:
Социально-медицинские:
физические недостатки, патологии самих родителей;
физические недостатки, патологии ребенка;
психические расстройства одного из родителей;
психические заболевания ребенка;
алкоголизм, наркомания и т.п. ;
нарушение санитарно-гигиенических норм питания.
Социально-педагогические:
гиперопека ребенка;
ребенку позволяется практически все, отсутствие контроля со стороны родителей;
расхождение, несогласованность в методах воспитания между родителями;
языковый барьер (двуязычие).
Социально-психологические:
недостаток элементарных педагогических и психологических знаний;
конфликты в семье.
Социально-экономические:
низкий материальный уровень семьи;
плохие жилищные условия;
низкая предметная обеспеченность.
Социально-юридические:
незнание своих прав и обязанностей как родителей;
юридическая некомпетентность.
Принципы программы:
- актуальность и современность оказания помощи семье, находящейся в СОП;
- активная поддержка родителей, наиболее эффективный способ помощи ребёнку - это помощь его семье;
- опора на родительскую ответственность, использование внутреннего потенциала семьи;
- опора на позитив в работе с семьёй. Отношение к семье, находящейся в СОП как к равноценному, и равноправному партнёру;
- психологическая поддержка специалистов, работающих с семьёй; - сотрудничество с организациями и учреждениями, занимающимися профилактикой безнадзорности несовершеннолетних детей;
- программа ориентирована на реализацию не только актуальных, но и перспективных ожидаемых , прогнозируемых социально- реабилитационных результатов. Перспектива работы программы - совершенствование форм и методов работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, внедрение новых технологий работы с семьёй, вывод семьи из социально опасного положения.
Таким образом, в работе с семьей мы стремимся максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка, разъяснять внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:
принимать активное участие в жизни семьи;
всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
уважать право ребенка на собственное мнение;
уметь сдерживать собственнические инстинкты и относится к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
с уважением относится к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.
Прогнозируемый результат:
Смотивировать родителей на самостоятельное и эффективное решение проблем.
Педагогический коллектив школы в процессе систематической работы с проблемными детьми и семьями обычно выделяет пять типов семей ,что позволяет классному руководителю более адресно и точно предупреждать и корректировать "изъяны" семейного воспитания.
Этапы работы школы с семьёй, находящейся в СОП
1 этап.
Раннее выявление семей, находящихся в СОП и формирование банка данных. С целью раннего выявления неблагополучных семей, проживающих на территории, закрепленной за школой, общественный инспектор в начале каждого учебного года на основе информации от классных руководителей о социальном паспорте класса составляет социальный паспорт школы, в который вносятся все семьи группы риска. В дальнейшем эти семьи всегда находятся под пристальным контролем.
Наиболее эффективная форма работы с семьей - это индивидуальная. К индивидуальным формам работы относятся: беседы с родителями, законными представителями, рекомендации и консультации, посещение семьи, анкетирование, диагностика, выявление и учет.
(Приложение 2).
2 этап.
Работа классного руководителя по работе с семьёй СОП:
обеспечивает связь образовательного учреждения с семьей;
устанавливает контакт с родителями (иными законными представителями) обучающихся;
консультирует родителей (иных законных представителей) по вопросам воспитания и обучения детей (лично, через специалистов образовательного учреждения);
организует в классе образовательно-воспитательное пространство, оптимальное для развития положительного потенциала каждого обучающегося;
изучает индивидуальные особенности обучающихся и их динамику;
изучает и анализирует степень удовлетворенности участников образовательного процесса жизнедеятельности классного коллектива, образовательного учреждения.
контролирует посещаемость учебных занятий и успеваемость каждого обучающегося;
анализирует условия и причины негативных проявлений в среде обучающихся класса и определяет меры по поддержке педагогической помощи и поддержке семей данной категории;
отвечает за ведение документации внутришкольного учета.
В профилактической работе классный руководитель может использовать широкий перечень возможных форм и методов: посещение семьи с целью обследования условий проживания, осуществление ежедневного контроля за посещаемостью обучающихся, индивидуальные беседы и консультации с обучающимися и родителями, наблюдения за детьми в течение года за их внешним видом, а также выполнением обязанностей со стороны родителей, привлечение родителей к участию в родительских собраниях, классных мероприятиях, рейды на дом, контроль за успеваемостью учащихся, оказание им помощи в выполнении домашнего задания, вовлечение их в кружки, секции, общественную жизнь класса и школы, лекции, семинары, практикумы для родителей, открытые уроки и классные мероприятия и т.д.
3 этап.
Семья рассматривается на педагогическом совете и заседании ВШК. Классный руководитель рассказывает о результатах проделанной индивидуальной профилактической работе.
4 этап.
Школьный Совет профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Классный руководитель предоставляет документацию на семью: акт обследования условий проживания, характеристику несовершеннолетнего, табель успеваемости и посещаемости и информацию о проделанной работе с семьей.
5 этап.
Постановка на профилактический учет семьи в школе, уведомление различных служб района занимающихся профилактической работой с семьями и организация коррекционно-реабилитационной работы по улучшению ситуации в семье. Решение о постановке на внутренний профилактический учет принимается в соответствии с положением «Совета профилактики правонарушений несовершеннолетних ОУ.
Для устранения неблагополучия в семье школой проводится целенаправленная работа с родителями. Основной задачей является обеспечение эффективной помощи семье в вопросах успешной социальной адаптации детей и подростков.
На протяжении работы с семьей решаются следующие задачи:
- обеспечить помощь родителям в решении проблем, возникающих в процессе воспитания и обучения;
-оказывать помощь родителям в развитии индивидуальных особенностей их ребенка;
- координировать учебную помощь родителей их детям;
- выявлять воспитательные возможности родителей и вовлекать их в жизнь классных коллективов;
- обеспечить помощь родителям в решении возникающих проблем;
- изучать уклад жизни и традиции семей учеников;
- организовывать психолого-педагогическое просвещение родителей;
- оказывать помощь в разрешении конфликтных ситуаций.
В работе с семьями можно выделить основные направления работы:
- проверка жилищно-бытовых условий семьи;
- сбор информации о семье, выявление причин неблагополучия;
- составление плана работы с семьей;
- проведение консультаций, лекций для родителей;
- оказание им социально-психологической, посреднической и правовой помощи;
- отслеживание успеваемости и посещаемости обучающихся из неблагополучных семей;
- организация досуговой занятости детей из данных семей во внеурочное время и во время каникул;
- помощь в организации трудовой занятости подростков во время летних каникул.
В работе с семьей, находящейся в СОП классными руководителями используется алгоритм:
Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью, изучение жалоб жителей (соседей).
Первичное обследование жилищных условий неблагополучной (проблемной) семьи.
Знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни (сбор информации о семье и ближайшем её окружении).
Знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов.
Изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентаций (диагностика).
Изучение личностных особенностей членов семьи.
Составление карты семьи.
Координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями.
Составление программы (плана) работы с неблагополучной семьёй.
Текущие и контрольные посещения семьи.
Выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.
По результатам диагностики социальной педагог определяет суть проблемы или совокупность проблем, и, опираясь на банк технологических подходов, подбирает психолого-педагогическое, социальное средство для их эффективного разрешения (приложение 1).
В плане должны быть предусмотрены пункты по ликвидации всех признаков социально опасного положения (приложение 2):
Материальная:
- оказание гуманитарной помощи;
- консультирование родителей по вопросам получения социальной помощи разных видов (учреждение образования, специалист по социальной работе).
Педагогическая:
- занятость детей в кружках, секциях, факультативах (учреждение образования);
- контроль за посещаемостью несовершеннолетним учебных занятий (учреждение образования);
- контроль за успеваемостью несовершеннолетнего по учебным предметам (учреждение образования);
- консультирование родителей по вопросам воспитания ребёнка (учреждение образования);
- просвещение родителей с целью формирования критического отношения к социально опасным явлениям (учреждение образования).
Психологическая:
- сопровождение процесса развития ребёнка (психодиагностика особенностей развития ребёнка, профилактика отклонений в развитии ребёнка) (учреждение образования);
- просвещение родителей по вопросам создания условий для сохранения и укрепления нервно-психического здоровья ребёнка;
- коррекционно-развивающие мероприятия, направленные на стабилизацию или налаживание детско-родительских отношений (учреждение образования).
Коррекционная:
- индивидуальные занятия с ребёнком по тем предметам, где наблюдается неуспеваемость (учреждение образования);
- формирование у ребёнка гигиенических навыков (учреждение образования).
Медицинская:
- если в критериях социально опасного положения указано употребление спиртных напитков родителями, обязательно прописываются мероприятия по лечению от алкогольной зависимости (врач-нарколог);
- медицинское обследование ребёнка, в случае необходимости направление на стационарное лечение (амбулатория, ФАП);
- осуществление мероприятий, направленных на сохранение здоровья ребёнка (витаминизация, прививки, контроль за соблюдением режима дня и питания, безопасностью среды) (амбулатория, ФАП);
- организация оздоровления несовершеннолетнего, направление в оздоровительный лагерь (отдел по вопросам семьи и детства).
Правовая:
- если у родителей или ребёнка отсутствуют документы в правовую помощь вносятся следующие пункты:
1) оформление свидетельства о рождении ребёнка (специалист по социальной работе),
2) оказание помощи родителям в восстановлении утерянных документов, в замене документов (ОМВД);
- консультирование родителей об ответственности за уклонение от воспитания и содержания ребёнка (ОДН, учреждение образования).
Иной вид помощи:
- трудоустройство родителей ;
- занятость несовершеннолетнего в свободное время, каникулярное время (учреждение образования);
- профилактический осмотр электропроводки, газового оборудования (специалист по социальной работе);
- посещение семьи по месту жительства, социальный патронат семьи (учреждение образования, сельская администрация, специалист по социальной работе, инспектор по делам несовершеннолетних, отдел по вопросам семьи и детства ).
Выполнение индивидуального плана профилактической работы заслушивается на школьном Совете профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (по плану).
6 этап.
Представление на комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Основной критерий оценки эффективности индивидуальной профилактической работы с семьей:
- улучшение положения и качества жизни ребенка;
- устранение причин неблагополучия;
- расширение возможностей защиты права на жизнь, на достойную жизнь, на здоровье и образование.
Оценка эффективности работы с семьей:
- соответствие проблем семьи тем целям, задачам и направлениям работы, которые определил социальный педагог.
Оценка позитивной динамики ситуации может включать следующие показатели:
- уровень жизни семьи доведен до средних показателей (родители пытаются вести нормальный образ жизни, улучшилась бытовая обстановка в семье);
- родители проявляют заботу о детях;
- дети посещают образовательное учреждение;
- уменьшилось потребление родителями алкогольных напитков;
- восстановлены связи семьи с детскими лечебными заведениями;
- семья поддерживает контакт с образовательным учреждением, центром социальной помощи и т.д.;
- в социальном окружении появились другие значимые взрослые (родственники, близкие знакомые), помощь которых семья принимает и позитивно настроена на взаимодействие с ними;
- семья позитивно принимает помощь и социальные контакты с лицами, осуществляющими патронаж.
Состав семьи СОП
Ф.И.О.членов семьи | Дата рождения | Адрес проживания | Сведения о родстве | Место работы, учебы | Примечание |
Другие родственники
(заинтересованные в решении проблем семьи и несовершеннолетнего)
Ф.И.О. | Дата рождения | Родственные отношения | Место жительства, регистрации | Род занятий |
- | - | - | - | - |
Демографическая характеристика семьи:
По функциональной полноте
Полная семья | Юридический брак | |
Гражданский брак | ||
Расширенная семья | ||
Изначально полная повторный брак | ||
Воссоединение после развода | ||
Неполная семья | Одинокая мать | + |
Одинокий отец | ||
После развода | ||
После смерти одного из родителей |
По наличию детей
Семья – 1-2 ребенка | + |
Многодетная | |
Дети от разных браков |
Социальная характеристика семьи
Находящаяся в трудной жизненной ситуации | |
Малообеспеченная | |
Безработная |
Опасная ситуация:
Проблемы детско-родительских отношений | ||
Проблемы супружеских отношений | ||
Проблемы в межпоколенных отношениях | ||
Нарушение взаимоотношений в детском коллективе | ||
Алкоголизм одного их членов семьи | несовершеннолетних | |
взрослых | ||
Употребление наркотических или токсических веществ | несовершеннолетними | |
взрослыми | ||
С различными формами насилия | в отношении детей | |
в отношении взрослых | ||
Нарушение правовых норм и законов | несовершеннолетними | + |
взрослыми |
Причина постановки на учет: Постановление №…
Индивидуальный план работы с семьями СОП
в ОУ (переиод)
№ п\п | Меры | Сроки исполнения | Исполнители | Предполагаемый результат | Форма отчета по результативности мер | |
1. Обследование жилищно-бытовых условий | ||||||
1. | Посещение семьи | Классные руководители | Контроль выявления проблем | Акт обследования ж\б условий | ||
2. Оказание социальной помощи | ||||||
1. | Постановка на учет в Центр занятости населения | Специалист администрации | Контроль | Информация в справке | ||
2. | Содействие в организации летнего отдыха в лагере | Классные руководители | Посещение лагеря с дневным пребыванием при школе | Информация в справке | ||
3. | Систематическое наблюдение за состоянием здоровья Контроль за проведение мед. процедур в соответствии с назначением врачей Индивидуальная работа с обучающим(и)ся, направленная на предупреждение вредных привычек Формирование у обучающего(их)ся навыков общения, здорового образа жизни, общежитейских навыков и умений | Фельдшер ФАПа Фельдшер ФАПа Классные руководители, фельдшер ФАПа Классный руководитель, зам. директора по ВР | Коррекция поведения | Выписки из мед.карты Информация в справке Информация в справке Информация в справке | ||
3. Досуговая занятость | ||||||
1. | Вовлечение обучающего(их)ся в организацию игровой программы, творческой деятельности на летней оздоровительной площадке в ОУ | Классные руководители | Контроль | Информация в справке | ||
2. | Участие родителей в организации текущего ремонта школы | Классные руководители | Контроль | Информация в справке | ||
3. | Привлечение детей из семей СОП к участию в конкурсах, акциях, в дистанционном и очном форматах, кружках, секциях | Классные руководители | Мотивированное участие, регулярное посещение | Информация в справке | ||
4. Консультирование | ||||||
1. | Психологическое консультирование семьи | Классные руководители, Зам. директора по ВР | Коррекция поведения | Рекомендации | ||
2. | Проведение бесед правовой направленности с несовершеннолетним и родителями | Инспектор ПДН | Повышение правовой грамотности, законопослушное поведение | Информация в справке |
Ожидаемые результаты:
1. Наличие информации о проблемах семей, детей для планирования и осуществления профилактических мероприятий.
2. Положительная динамика развития способности адаптивного и положительного поведения учащихся (снижение числа правонарушений, фактов асоциального поведения).
3. Оказание помощи семье, несовершеннолетним на межведомственном уровне.
4. Повышение уровня социального статуса семьи.
5. Улучшение внутрисемейных взаимоотношений, соматического и психического здоровья детей и взрослых.
6. Организованная занятость семей и детей; потребность у членов семьи в здоровом образе жизни.
7. Уменьшение количества семей, детей, находящихся в социально опасном положении. Уменьшение количества семей, в которых родители ограничены и лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по работе с семьей "Вместе в "Нашу новую школу"
В материале представлена разработанная программа по работе с семьей в условиях ФГОС НОО. Участвуя с данной программой в региональном конкурсе заняла 3 место....
Программа воспитательной работы "Я с семьей, она - со мной, вместе мы - со школой"
Данная программа направлена на сотрудничество классного руководителя и родителей на начальном этапе обучения и воспитания....
Защита программы воспитательной работы "Роль семьи в успешности обучения и воспитания обучающихся начальной школы"
Презентация программы воспитательной работы "Роль семьи в успешности обучения и воспитания обучающихся начальной школы"будет интересна классным руководителям 1-4 классов.. Девиз программы "В дру...
Программа воспитательной работы "Дружная семья"
Программа воспитательной работы...
Программа воспитательной работы "Сотрудничество семьи и школы в воспитании младших школьников"
Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня....
Программа организации работы с семьей 1-4 класс " Вместе"
Программа содержит разделы: 1.Пояснительная записка2.Принципы реализации Программы3.Ожидаемые и прогнозируемые результаты4.Содержание программы5.Работа с родителями7.Советы родителям...
Примерная программа по работе с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов
Рабочая программа по работе с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов Изменения социально-экономической ситуации в стр...