Программа кружка "Умелые ручки" для 1 класса
рабочая программа (1 класс)
Программа разработана для занятий с учащимися 1 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. Программа дополняет и расширяет содержание тем предметной области «Технология» за счет введения разнообразных видов мастерства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umelye_ruchki_1_a.docx | 39.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 15
г. Балашова Саратовской области»
«Рассмотрено» Руководитель МО классных руководителей _________/ Протокол № от « » сентября 2021 г. | «Согласовано» Заместитель директора по ВР МОУ СОШ №15 _____________/ Соловова И.А « »сентября 2021г. | «Утверждаю» Директор МОУ СОШ №15 _____________/Непершина Г.И. Приказ № от « » сентября 2021г. |
Программа внеурочной деятельности
по общекультурному направлению
«Умелые ручки»
на 2021/ 2022 уч. год
Возраст обучающихся 7 лет
Сроки реализации программы 1 год
Составитель: Мирошниченко Н.С.
учитель начальных классов
Пояснительная записка.
Внеурочная деятельность в настоящее время является составной частью учебно-воспитательного процесса. В ходе этой работы проявляется активность детей обусловленная их интересами и потребностями, обеспечивающая развитие, воспитание и социализацию младшего школьника. Внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности. Во внеурочной деятельности создается своеобразная эмоционально наполненная среда увлеченных детей и педагогов, в которой осуществляется «штучная выделка» настроенных на успех романтиков, будущих специалистов в различных областях спорта, искусства, науки, техники
Программа разработана для занятий с учащимися 1 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. Программа дополняет и расширяет содержание тем предметной области «Технология» за счет введения разнообразных видов мастерства.
Направление программы общекульткрное. Данная программа представит учащимся широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями. Изучая декоративно-прикладное искусство в кружке, учащиеся соединяют знания технических приемов с художественной фантазией, присущей их детскому воображению, создают не только полезные, но и красивые изделия. Работа ребят над созданием изделия, неразрывно связанна с выбором темы, техникой исполнения, сбором материала, эту работу можно смело назвать творческой.
Актуальность: Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. Основу декоративно - прикладного искусства составляет творческий ручной труд. Раннее приобщение детей к практической художественной деятельности способствует развитию в них творческого начала, требующего активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения. Развитие сенсомоторных навыков: тактильной, зрительной памяти, координации мелкой моторики рук - является важнейшим средством коррекции психического развития дошкольника.
Новизна: Программа кружка «Умелые руки» помогает стимулировать развитие учащихся путем тренировки движений пальцев рук, развивать познавательные потребности и способности каждого учащегося, создавать условия для социального и культурного самовыражения личности ребенка.
Новизна программы состоит в том , что в отличие от уже существующих программ по внеурочной деятельности в данной программе будут рассматриваться несколько основных блоков по декоративно-прикладному творчеству. ( Работа с природными материалами, работа с бумагой, работа с пластичными материалами, работа с текстильными, работа с бросовыми материалами). В программе осуществляется учет возрастных особенностей учащихся, а так же их интерес, и усложненность работ. Это сделано для того ,что бы учащиеся могли попробовать воплотить свои творческие способности , применяя различные виды материалов. Так же происходит знакомство учащихся с различными видами материалов и техниками , применяемыми в декоративно-прикладном искусстве.
Цель программы:
- воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства;
- развитие художественно-творческой активности;
- овладения знаниями в области декоративно-прикладного искусства.
Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Задачи:
- Образовательные
- закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д. и способствовать их систематизации;
- расширять представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства
- вооружать детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки
- приобщать школьников к народному искусству
- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, композиции, объемных форм;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов
- учить работать над индивидуальным изделием.
- Воспитательные
- осуществлять трудовое, эстетическое воспитание школьников;
- воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;
- воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность;
- добиваться максимальной самостоятельности детского творчества.
- воспитание ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).
- Развивающие
- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе декоративно – прикладного искусства.
- реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников,
- развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление, аккуратность, усидчивость, мелкую моторику пальцев.
Возраст учащихся: 7 лет
Срок реализации программы: 1 год.
Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю. Продолжительность занятий строится в начальной школе из расчёта 33 часа в 1 классе (по одному часу в неделю).
Планируемые результаты освоения учащимися программы курса
Прогнозируемый результат
- скоординированы движения кистей рук воспитанников;
- развито творческое воображение у воспитанников;
- сформирован интерес к творческой деятельности;
- развита культура общения воспитанников, трудолюбие, усидчивость, терпение.
У учащегося будут сформированы личностные универсальные учебные действия:
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимание причин успешности/не успешности творческой деятельности.
У учащегося будут сформированы коммуникативные универсальные учебные действия:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- контролировать действия партнёра.
У учащегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
- развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
- расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
- использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
- познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
- оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- достичь оптимального для каждого уровня развития;
- сформировать навыки работы с информацией.
Ожидаемые результаты 1 класс
Результаты обучения:
- дети будут знать виды материалов для творчества (природные, бумага, картон, нитки, пластилин.), их свойства и названия.
Результаты развития:
-формирование художественного вкуса,
- развитие фантазии и творческого потенциала.
Результаты воспитания:
-воспитание уважительного отношения к людям разных профессий,
-бережное отношение к результату своего труда и труда других людей.
Форма проведения итогов образовательной программы
В конце года запланирован показ изделий, изготовленный за время прохождения данного курса. Выставка работ будет проходить на школьном уровне, на которую учащиеся, родители, и просто любители декоративно-прикладного искусства могут придти и полюбоваться.
Блоки изучаемые в программе по декоративно-прикладному творчеству « Умелые ручки»
- Работа с природными материалами.
- Работа с бумагой( бумагопластика).
- Работа с пластичными материалами (плстилинография)
- Работа с текстильными материалами
- Работа с бросовым материалом.
Содержание программы 1 класс
- Вводное занятие.
Беседа
Знакомство с программой курса «Умелые ручки» и блоками изучаемые в течение всего курса. Техника безопасности.
- Работа с природными материалами.
Беседа, Практическое выполнение работы.
Техника безопасности при работе с природным материалом. Как производить сбор листьев, семян, цветов, кореньев и шишек, мха. Сушка собранного материала. Представление и название листьев. Инструменты и материалы для работы с природными материалами. Показ готовых изделий с использованием природных материалов. Разработка и выполнение аппликации из листьев. (бабочка, петушок, солнышко и т.д. ). Разработка и выполнение объемная поделки из природных материалов.( человечек, ежик и т.д.)
Изделия:
- Аппликация из листьев – бабочка, рыбка, солнышко, ежик, береза.
- Объемная поделка - человечек, ежик, зайчик.
- Работа с бумагой
Беседа, Практическое выполнение работы.
Бумага как универсальный материал, применяемый для различных целей. История аппликации. Материалы и инструменты для работы. Определение слова «аппликация». Аппликация предметная, сюжетная, декоративная. Показ готовых изделий в технике аппликация. Техника выполнения аппликации, Техника выполнения объёмной аппликации, Геометрические фигуры их название. Техника выполнения аппликации из геометрических фигур. Разработка и выполнение аппликации, плоскостной, объемной, геометрической.
Изделия:
- Аппликация из бумаги – зонт, петушок, геометрические фигуры (бабочка)
- Объемая поделка – букет цветов, елочка, улитка.
- Работа с пластическими материалами.
Беседа, Практическое выполнение работы.
Знакомство с новой техникой. Материалы и инструменты, применяемые при работе с пластилином. Техника безопасности при работе. Объемная лепка пластилином. Показ готовых изделий .Лепка простых элементов на картоне (Солнышко, цветок). Разработка и выполнение работы объемное рисование на картоне пластилином (ваза с цветами). Разработка и выполнение обратной мозаики на прозрачной основе.
Изделия:
- Ваза с цветами, мозайкана прозрачной основе - животные, арбузная долька, цветок с пайетками, животные из пластилина.
- Работа с текстильными материалами.
Беседа, Практическое выполнение работы.
Знакомство с новой техникой. Материалы и инструменты, применяемые при работе с нитками. Показ готовых аппликаций с использованием ниток. Разработка и выполнение аппликации из цельных ниток, разработка и выполнение аппликации из резаных ниток.
- Аппликация из ниток - ежик, рыбка.
- Работа с бросовыми материалами.
Беседа, Практическое выполнение работы.
Что такое бросовый материал. Применение бросового материала в декоративно-прикладном творчестве. Примеры работ с использованием бросового материала. Материалы и инструменты при работе. Техника безопасности при работе с бросовыми материалами. Выполнение картины « бабочки на лугу» применяя фантики от конфет, золотая рыбка из диска и бумаги.
- Барашек из салфеток, снеговик из ватных дисков.
- Общая коллективная работа.
Практическое выполнение работы.
Разработка и выполнение коллективной работы, выбор техники для выполнения работы.
- Выставка работ по итогам пройденного курса.
Практическое выполнение работы.
Организация школьной выставки.
Календарно-тематическое планирование 1 класс
№п/п | Блок и темы занятий. | Кол-во часов | Дата | Теоретические занятия | Практические занятия |
1 | Вводное занятие (1 ч.) | ||||
Знакомство с программой курса «Умелые ручки» и блоками изучаемые в течение всего курса. Техника безопасности. Аппликация из бумаги - зонтик. | 1 | 08.09. | 1 | - | |
Работа с природными материалами (4 ч.) | |||||
2-5 | Аппликация из природных материалов на картоне. | 2 | 15.09. -22.09 | 1 | 1 |
Объемная поделка из природных материалов- животные. | 2 | 29.09.-06.10. | - | 2 | |
Работа с бумагой (6 ч.) | |||||
6-11 | Плоскостная аппликация из бумаги на картоне. | 2 | 13.10.-20.10. | 1 | 1 |
Аппликация из геометрических фигур на картоне. | 2 | 27.10.-10.11. | - | 2 | |
Объемная аппликация из бумаги на картоне. | 2 | 17.11. – 24.11. | - | 2 | |
12-17 | Работа с пластическими материалами (6 ч.) | ||||
Обратная мозаика из пластилина на прозрачной основе | 3 | 01.12. 08.12. 15.12. | 1 | 2 | |
Объемное рисование пластилином на картоне | 3 | 22.12. 29.12. 12.01. | - | 3 | |
18-22 | Работа с текстильными материалами (5 ч.) | ||||
Аппликация из цельных шерстяных ниток. | 3 | 19.01. 26.01. | 1 | 2 | |
Аппликация из резанных шерстяных ниток. | 2 | 02.02. 16.02. | - | 2 | |
23-27 | Работа с бросовыми материалами (5 ч.) | ||||
Золотая рыбка из диска и бумаги | 2 | 23.02. 02.03. | 1 | 1 | |
Аппликация «Бабочки на лугу» из конфетных фантиков. | 3 | 09.03. 16.03. 23.03. | - | 3 | |
28-32 | Общая коллективная работа (5 ч.) | ||||
Композиция с применением изученных техник . | 06.04. 13.04. 20.04 27.04. 11.05. | - | 5 | ||
33 | Выставка работ по итогам пройденного курса.(1 ч.) | 1 | 18.05. | - | 1 |
Итого: 33 часа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Программа для 2 класса по программе "Планета знаний"
В данной папке помещена разработка программы для работы во 2 классе по программе "Планета знаний"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочие программы по программе "Перспектива" 2 класс
Русский язык, чтение, окружающий мир...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...