Важные темы
план-конспект
Предварительный просмотр:
Приложение
Тренинг:
«Вечные темы»
Цель тренинга: развитие ценностных ориентаций, профилактика эмоционального неблагополучия, актуализация внутренних ресурсов и развитие положительных – нравственных – качеств личности
Задачи тренинга:
1.Сложить у участников целостное, развернутое, системное знание по теме тренинга.
2. Раскрыть смысл нравственных качеств личности.
3.Развить креативность мышления и творческие способности у учащихся.
4. Добавить в жизнь участников хорошего настроения, куража и познавательного интереса.
Аудитория: подростки 14-18 лет
Время: 40-45 минут
Условия проведения: учебный кабинет с интерактивной доской, расставить стулья по кругу, организовать общее пространство.
Форма проведения: коллективная.
Средства: мультимедия, мандалы, бумага, фломастеры, цветные карандаши, стикеры.
Ход занятия
Этапы занятия | Деятельность преподавателя | Деятельность воспитанников | Методы обучения | Средства обучения | Педагогические технологии |
Органи-зационный | Приветствие. Настрой на работу. Здравствуйте! Как ваше настроение? Замечательно! | Приветствие. Настраиваются на работу. Отвечают на вопросы. | Словесный | Музыкальное оформление, стулья в кругу, проектор, экран, презентация | Технологии, диалогового взаимодействия |
Сообщение темы занятия | Ребята, мы с вами прошли уже несколько разделов и сегодня начнем знакомиться с новым «Психологическая подготовка волонтеров». И первая тема это тренинг «Вечные темы». | Внимательно слушают преподавателя | Словесный, наглядный | Музыкальное оформление, стулья в кругу, проектор, экран, презентация | Технологии, диалогового взаимодействия |
Основная часть «Объяснение правил, игра» | «Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? Как вы понимаете тему нашего занятия, какие темы остаются вечными для всех поколений?». «Чтобы не вести скучный разговор, я хочу предложить вам прочувствовать названные вами, и некоторые другие, понятия, которым, к сожалению, мы не всегда уделяем должное внимание, но которые волнуют человека всегда. Мы проведем небольшую ролевую игру, а значит, каждый из вас получит определенные роли: это будут вечные темы. А сейчас выстройтесь пожалуйста в шеренгу друг за другом. Начиная с последнего, я начну раздавать вам понятия, которые вы наденете на голову своему соседу. И так, начнем. Когда все получили свои роли, рассаживаются по местам. А сейчас, пожалуйста, займите места. Правила игры: Запрещается объявлять вслух название чужой роли. Все будут видеть, какая роль кому досталась, кроме себя, и задача каждого - узнать себя, ответить на вопрос «кто Я?». Отгадываем поочередно, по кругу, начиная справа. Участник справа будет описывать данное понятие, не называя его прямо. Например, понятие «женственность» можно было бы описывать так: «Эта особенность свойственна не всем, в основном только девочкам, женщинам, это что-то нежное, красивое, заботливое, чаще всего проявляется…и т.п.». Отгадывающий может задавать уточняющие вопросы. Если возникают затруднения в объяснении понятия, то другие могут ему помочь, но по поднятой руке. Когда тема раскрыта и участник угадал свою роль, следующий участник «узнает себя» и так, пока все темы не будут раскрыты, пока каждый не узнает свою роль при помощи объяснений группы. Время объяснения 1-2 минуты. Игра – до 20 минут Если правила понятны, мы начинаем». В ходе этого упражнения участники вербализируют свое видение того или иного понятия, пытаются его объяснить, описать. Происходит осознание, выражение своего отношения к описываемому понятию. При этом упражнение происходит оживленно, не вызывает скуки и одновременно подростки длительное время с интересом говорят на достаточно серьезные темы, во многом отражающие направление развития личности, формирование ее Я-концепции. Упражнение, таким образом, выполняет несколько задач: развивающую, коммуникативную и диагностическую. | - о вечных темах (любовь,понмиание и т.д.) Подростки отвечают. Многие высказывания подростков совпадут с названиями вечных тем, роли которых им будут раздавать. Подростки выстраиваются в шеренгу друг за другом. Надевают друг на друга полоски с названиями вечных тем. Садятся в круг на свои места. Внимательно слушают правила, задают вопросы, если таковые возникают Начинают играть, объяснять свои роли | Словесный (беседа, обсуждение, объяснение) Практический | Музыкальное оформление, стулья в кругу, карточки с ролями | Технологии диалогового взаимодействия |
Физкульминутка | Мы с вами хорошо поработали. И сейчас немного отдохнем. Давайте встанем. Улыбнитесь друг другу, давайте покажем счастье – улыбнемся и попрыгаем на месте; доброта – обнимемся с соседом; дружба похлопаем соседа по плечу (справа, слева); нежность- погладим соседа по голову, плечам; любовь – отправим сердечко (показать); здоровье – покажем какие мы здоровые, бодрые и сильные. Умнички! | Внимательно слушают, выполняют все упражнения. | Практический, словесный | Музыкальное сопровождение, ноутбук, экран, проектор, презентация | Здоровьесберегающие технологии |
Арт-терапевтический Осознание | Отдохнули, набрались сил. Давайте продолжим нашу работу. На ваших табличках, которые вы получили в начале занятия есть определенные цвета(красный, зеленый, голубой), разбейтесь пожалуйста в соответствии с цветом: 1стол- красные, 2 стол- зеленые, 3 стол – голубой. На столе лежат каточки с определенными понятиями, на доске в хаотичном порядке прикреплены понятия-антиподы. Посовещайтесь с товарищами и определите антиподы. На выполнение задания вам дается 5 минут. Можете приступать. (играет музыка) (Антиподы – белые карточки, положительны понятия – яркие разноцветные карточки) И пожалуйста выскажитесь, понравилась ли роль, что может быть антиподом. А сейчас, давайте нейтрализуем антиподы, которые на доске, чтобы их не было в нашей жизни. Если есть затруднения, ребята которые сидят за другими столами могут помочь другим. Молодцы! Посмотрите пожалуйста, на столах у вас лежат листочки – мандалы ( примечание №1), карандаши, ручки, фломастеры. Я вам предлагаю в течение 10 минут изобразить свое видение, понимание того понятия, которое ему выпало. Пока ребята готовят рисунки, педагог включает спокойную инструментальную музыку. После того, как рисунок готов, делается выставка рисунков-мандал . Получается общая творческая выставка на вечные темы. Некоторое время все рассматривают работы. Время – до 10 минут. | Смотрят на свои таблички, делятся на микрогруппы. Садятся за столы. Разбирают карточки, соответствующие своим ролям, которые подростки получили в начале занятия. (Любовь – карточка любовь) Совещаются между собой, находят антиподы на доске. Подростки по очереди идут к доске и своими карточками с положительными понятиями закрывают (нейтрализуют) антиподы. По очереди каждый участник высказывается, нравится ли ему его роль и что может быть антиподом, противоположностью его роли-понятия, а также как можно преодолеть, нейтрализовать это отрицательное проявление, закрывая собой антипод (символически его нейтрализуя, побеждая) Проверяют готовность своего рабочего места. Работают над созданием рисунка, соответствующего своей роли. Относят свои рисунки на стол, делают выставку. | Практический, словесный | Музыкальное сопровождение, организация пространства для работы (стулья, столы), раздаточный материал ( карточки с понятиями), карточки-антиподы на доске, магниты Листочки (мандалы), музыкальное сопровождение, организация рабочего места (столы, стулья), раздаточный материал (карандаши, фломастеры, цветные ручки и т.д) | Здоровьесберегающие технологии Технологии, диалогового взаимодействия Технологии самостоятельной деятельности Технологии самостоятельной деятельности |
Рефлексия | Предлагаю поочередно (по кругу) кратко ответить на вопрос: «Что я думаю и чувствую в данный момент по отношению к получившейся выставке рисунков на доске, занятию в целом?» (И если позволяет время), Автор мандалы может не озвучивать свою тему, а, когда все работы готовы, участники угадывают, что отражает изображение той или иной мандалы. В данном случае каждый получает обратную связь от других участников, анализирует мнения и впечатления, которые вызвала его работа у окружающих. В данном случае каждый получает обратную связь от других участников, анализирует мнения и впечатления, которые вызвала его работа у окружающих. Время – 5-7 минут. | Строятся в круг , отвечают на вопрос. Угадывают понятия, которые изображены на рисунках. | Словесный | Организация рабочего места (стол для выставки рисунков), рисунки подростков | Технологии диалогового взаимодействия |
Примечание № 1
Мандала - это уникальный инструмент самопознания и саморазвития. Понятие мандала (научное название мандалы гексография) было введено в психологию Карлом Густавом Юнгом. Он первым заметил важность образа круга в сновидениях и рисунках клиентов. С 80-х годов Станислав Гроф и Джоанна Келлог начали применять метод мандалы для исследования психического состояния людей. Известно, что геометрические формы, цвета и эффект движения мандалы оказывают различное психическое воздействие на человека. Мандала – это своего рода код, язык духовного мира, с помощью которого можно получить доступ в бессознательное для коррекции глубинных психических процессов у взрослых и детей. Наши эмоциональные состояния не возникают из ниоткуда. Но часто осознавание перекрывается на бессознательном уровне механизмами психологической защиты. Эмоциональные реакции приходят и уходят в соответствии с определенным законом, который может быть описан с помощью мандалы кругового движения. Мандала дает возможность пройти уроки жизни осознанно, перестать пребывать в замкнутом круге эмоциональных реакции и выйти по спирали на новый уровень. Мандала также способствует самореализации, "призывает" наши внутренние части проявиться и начать взаимодействовать друг с другом. Во время созерцания и создания мандал происходит снятие напряжения и разрешение внутриличностных конфликтов. Плюс терапевтического эффекта мандалы в том, ее можно использовать самостоятельно, в любое удобное вам время.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление по теме: «Формирование жизненно – важных компетенций у детей с ограниченными возможностями здоровья» на внутришкольном методическом семинаре «Современные проблемы формирования жизненно важных компетенций обучающихся с ОВЗ»
Ключевым моментом модернизации современной системы социального сопровождения и образования является положение о создании условий для развития и самореализации челове...
Классный час.Разговоры о важном. Тема: Когда мы едины мы непобедимы
Внеклассное мероприятие ,классный счас на тему "Когда мы едины мы непобедимы"...
Разговоры о важном Тема: «ОТ ПОКОЛЕНИЯ К ПОКОЛЕНИЮ: ЛЮБОВЬ РОССИЯН К РОДИНЕ»
Конспект занятия содержит региональный компонент, является дополнением к сценарию федерального занятия, представляет его органичную составную часть и не противоречит его основной идее и за...
Разговоры о важном. Тема: "От поколения к поколению: любовь россиян к Родине"
Цель: воспитание у обучающихся ценностного отношения к нашей Родине -России, принятие идеи о действенной любви к Родине, которая проявляется в добрых делах и отношении близких, малой и большой родины....
"Разговоры о важном. " Тема. Мы разные, мы вместе.
Цель: знакомство обучающихся с многообразием и единством народов Российской Федерации. Задачи: формировать потребность знакомиться с особенностями разных регионов нашей страны, подвести к с...
"Разговоры о важном". Тема: День народного единства. Когда мы едины, мы не победимы.
Цель: формирование у обучающихся первоначальных сведений о государственном празднике " День народного единства "; формирование таких ценностей, как любовь к Родине, патриотизм.На занят...
«Мир труда и профессий. Профессии нашей страны: Важные и очень важные»
1 тема из рабочей программы курса внеурочной деятельности «Проектируем будущее»...