Социально-значимое проектирование - эффективный способ формирования экологического мировоззрения младших школьников
методическая разработка (4 класс)
Современная Концепция общего экологического образования рассматривается как гуманитарно-естественнонаучное образование, направленное на формирование у учащихся основ экологической образованности – экологического мышления и опыта экологических проектных действий, самоопределения в них, оценки своих возможностей по участию в решении экологических проблем, исполнения своих правовых и нравственных обязанностей в области охраны окружающей среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialno-znachimoe_proektirovanie.docx | 21.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Социально-значимое проектирование - эффективный способ формирования экологического мировоззрения младших школьников
Здравствуйте, уважаемые коллеги.
Слайд 1. Формирование у учащихся экологического мышления и опыта экологических проектных действий, самоопределения в них, оценки своих возможностей по участию в решении экологических проблем, исполнения своих правовых и нравственных обязанностей в области охраны окружающей среды – одна из важнейших задача педагога сегодня.
Мы хотим научить детей ориентироваться в системе нравственных категорий экологической этики, воспитать ответственность, способствовать накоплению личного опыта применения полученных знаний и умений в целях сохранения экологической безопасности, здоровья, а значит и качества жизни.
Сегодня учебно-воспитательный процесс в школе осуществляет переход в сознании ученика от позиции стороннего наблюдателя к позиции непосредственного участника всех природных процессов. Это комплекс мероприятий, который включает в себя: Слайд 2.
- введение экологии в учебный план школы;
- проведение интегрированных уроков по разным предметам;
- разработку отдельных экологических подтем в разных курсах;
- проведение внеурочных мероприятий;
- участие в экологических конкурсах по экологии
Слайд 3. Но самый эффективный способ формирования нравственных категорий природосообразного поведения, на мой взгляд, это включение обучающихся в социально-значимое экологическое проектирование.
Это —научно-исследовательская работа, представляющая собой программу реальных действий, в основе которых лежит актуальная экологическая, проблема, требующая разрешения. И её решение будет способствовать улучшению социальной и экологической ситуации.
Чаще всего проектирование, как правило, предполагает командную работу, а важнейшей задачей деятельности является не только решение проблемы, но и налаживание взаимодействия внутри группы и с социальными партнёрами.
Методика работы над проектом состоит из нескольких стадий, в разных условиях они могут объединяться, или добавляться новые. Слайд 4.
Основные этапы проекта:
1) выявление экологических проблем
2) анализ экологических проблем
3) определение темы проекта
4) определение цели и задач проекта
5) разработка плана проекта
6) реализация плана действий проекта
7) презентация проекта
8) анализ результатов и выводы
Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно. Участие в проекте невозможно без руководства учителя-наставника. Он может выступать в различных позициях, сначала как руководитель проекта, а потом в роли помощника (помогать подбирать интересный материал, контролировать работу на различных этапах, вовлекать социальных партнёров и т.п.)
Слайд 5. За время работы по ФГОС мои ученики реализовали ряд социально-значимых экологических проектов: «Злёный наряд города», «Городские первоцветы в опасности!», «Фуд-корт «Птицерия», «Они просят защиты» и др.
Слайд 6. Среди проектов, вызвавших у ребят особую значимость можно назвать проект «Острая проблема». Он был направлен на решение проблемы сбора и переработки стеклотары, разбитого стекла, утилизации ламп наколивания и ртутьсодержащих ламп.
Слайд 7. Целью работы стало привлечение внимания детско-родительской общественности, органов власти и городских служб к обустройству площадок временного накопления контейнерами для сбора стекла.
По мнению школьников, проблема раздельного сбора и вторичной переработки стекла в нашем городе осталась без должного внимания со стороны муниципальной власти.
Не смотря на то, что решение проблемы вторичного использования бытовых отходов давно подкреплено различными законодательными документами, не нашлось по-настоящему заинтересованных организаций в решении «острой проблемы».
В ходе работы над социальным проектом школьники:
Слайд 8. Изучили проблему и опыт её решения в других городах и за рубежом
Слайд 9. Составили программу действий
Слайд 10. Определили социальных партнёров
Слайд 11. Распределили обязанности
Слайд 12-13. Провели социологическое исследование,
встречи со специалистами и представителями общественных организаций
Обратились с предложениями в Департамент экологии и к Депутату городской Думы
Слайд 14. Провели среди учеников школы конкурс рисунков и листовок «Круговорот стекла в природе»
Создали и распространили среди жителей микрорайона информационный буклет «Городу - чистоту! Стеклу - вторую жизнь!», в котором рассказали местному населению о необходимости раздельного сбора и вторичной переработки бытовых отходов, указали номера телефонов и адреса пунктов их сбора.
Слайд 15. Работая над проектом дети сделали вывод, что нести ответственность за решение этой проблемы должны все: жители города, органы самоуправления, экологи, молодёжные организации и органы власти.
Слайд 16. Данный проект был признан одним из лучших и занял II место в территориальном конкурсе социальных проектов «Гражданин» в номинации «Моя малая Родина».
Однако, ребята так вдохновились результатами своей деятельности, что после окончания сроков реализации проекта с помощью родителей-активистов организовали сбор стеклотары в микрорайоне школы и сдачу её в пункт приёма. Это свидетельствует о проявлении экологического мышления и желании участвовать в решении экологических проблем.
Бесспорно, одним из аспектов воспитания духовно-нравственной личности является воспитание ценностного отношения к природе, окружающему нас миру. Но нужно помнить о том, что ребёнку необходимы не только знания, но и непосредственное взаимодействие с природой, посильное участие в улучшении качества окружающей среды. Поэтому природоохранная социально-значимая деятельность является важным вектором в формировании экологического мировоззрения младших школьников.
Слайд 17. Спасибо
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций младших школьников
Педагогическое проектирование - это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов...
«Индивидуальные и групповые формы обучения как эффективный способ развития творческого воображения младших школьников»
Формы работы...
« Работа с текстом в начальной школе как эффективный способ формирования информационной компетентности младшего школьника»
Некоторые школьники испытывают серьезные трудности при чтении. Они, безусловно, умеют быстро и четко перевести письменные знаки в звуковую форму, но вот понять смысл текста, извлечь из него необходиму...
Формирование экологического мировоззрения младших школьников
Объяснить как? зачем? и почему? необходимо думать о экологии....
Внеурочная деятельность как ресурс для формирования экологического мировоззрения младших школьников
Качественное экологическое образование младших школьников невозможно реализовать только в урочной деятельности. Внеурочная деятельность имеет гораздо более широкие возможности при решении этой задачи...
Наглядная геометрия как эффективный способ развития познавательной активности младшего школьника
Статья об использовании в наглядной геометрии эффективных форм и методов обучения...
Мастер-класс "Применение кейс технологии как способ развития экологического мышления младших школьников"
Гововый мастер-класс по применению кейс-технологии как способа развития экологического мышления. В начале мастер-класса идет краткое описание данной технологии. Во второй практической части рабо...