Тема самообразования
материал

Лобанчук Вера Николаевна

Тема самообразования:  «Нравственное воспитание младших школьников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennoe_vospitanie_mladshih_shkolnikov.docx26.27 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственное воспитание

Определение

Термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как /moralis/– мораль. «Нравы» – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. 

Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали.

Процесс нравственного воспитания – это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности ребенка.

Высший уровень сформированности нравственного сознания - убеждения.

Цель

Цель нравственного воспитания определяется господствующими общественными отношениями и духовными ценностями. В настоящее время – это формирование нравственно устойчивой цельной личности. Данный тезис и определяет направление и организацию всего процесса нравственного воспитания.

Задачи:

  • формирование сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества;
  • ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности;
  • превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений;
  • формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям;
  • формирование нравственных привычек.

В. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». В своих работах он писал: «Никто не учит  маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».

Методы нравственного воспитания

Метод воспитания - это способ взаимного сотрудничества между воспитателями и воспитанниками для достижения наиболее эффективных результатов воспитания и развития.

Традиционные методы нравственного воспитания ориентированы на привитие школьникам норм и правил общественной жизни. Однако часто они действуют лишь в условиях достаточно сильного внешнего контроля (взрослые, общественное мнение, угроза наказания). Важным показателем сформированности нравственных качеств личности является внутренний контроль.

Реализовывать программы нравственного воспитания можно при помощи следующих методов (обучения): беседа, разъяснение, требование, пример, наказание, поощрение, упражнение, методы контроля и самоконтроля, игра.

Этические беседы способствуют приобретению подрастающим поколением нравственных знаний, выработке у школьников этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам. Главное назначение этической беседы – помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твердую нравственную позицию, помочь каждому школьнику осознать свой личный нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды. 

Неотъемлемой частью учебной деятельности в начальных классах является чтение и разбор рассказов, стихотворений, сказок из учебных книг, которые помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей.

Методы нравственного воспитания должны подкрепляться деятельностью, то есть дети должны постоянно использовать свои знания на практике.

Формы нравственного воспитания

Ребенок, как личность формируется и под влиянием родителей, и под влиянием учителя, и в обществе сверстников, и индивидуально. Поэтому для реализации программы нравственного воспитания выбирают индивидуальную, фронтальную, групповую формы, будь то урочная или внеурочная деятельность.

Это могут быть различные занятия, направленные на развития определенных нравственных качеств: уроки истории, мировой художественной культуры, литературы и русского языка, окружающего мира.

К формам воспитательной деятельности можно отнести и экскурсию, например, литературную, на которой, помимо академических знания, формируется и нравственность младших школьников. Также можно организовывать внеклассные походы учеников в театр и музеи.

Эффективность нравственного воспитания повышается, если соблюдать следующие формы взаимодействия:

  • участие всех представителей в проведении мероприятий в рамках реализации программы;
  • проведение совместных мероприятий по направлениям духовно-нравственного развития и воспитания в образовательном учреждении.

В рамках реализации программы нравственного воспитания школьников необходимо также работать с их родителями. Для этого могут быть использованы различные формы работы с родителями: собрание, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, педагогический практикум, тренинг для родителей и др.

К внешкольным формам нравственного воспитания можно отнести просмотр мультфильмов и кинолент.

Средства нравственного воспитания

К средствам нравственного воспитания относят все те предметы, с помощью которых это воспитание реализуется: книги, мультфильмы, фильмы, журналы (специальные детские издания) и др.

Большая часть детей приходит в 1 класс из детского сада, где ребята получают достаточный запас нравственных представлений и привычек. Дети имеют широкий круг представлений о хороших и плохих поступках, навыки вежливого отношения к окружающим. Стремление детей стать школьниками является хорошим стимулом для нравственного воспитания. С приходом детей в школу круг их общения и обязанностей расширяется. Главным для детей, как уже было сказано, становится учеба. Кроме того, в школе они должны научиться строить нравственные отношения с товарищами по классу и с учителем. Осознание важности, нужности новых обязанностей и дел предопределяет готовность ребенка выполнять новые требования взрослых: добросовестно готовить школьные задания, старательно овладевать знаниями, активно участвовать в жизни класса.

Работая над проблемами нравственной воспитанности младших школьников, надо учитывать их возрастные и психологические особенности.

1. Склонность к игре. В условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. В играх, более чем где-либо, требуется от ребенка умение соблюдать правила. Нарушение их дети с особой остротой подмечают и бескомпромиссно выражают свое осуждение нарушителю. Если ребенок не подчинится мнению большинства, то ему придется выслушать много неприятных слов, а может, и выйти из игры. Так ребенок учится считаться с другими, получает уроки справедливости, честности, правдивости. Игра требует от ее участников умения действовать по правилам. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» - говорил А.С. Макаренко.

2. Невозможность долго заниматься монотонной деятельностью. Как утверждают психологи, дети 6-7-летнего возраста не могут удерживать свое внимание на одном каком-либо предмете более 7-10 минут. Дальше дети начинают отвлекаться, переключать свое внимание на другие предметы, поэтому необходима частая смена видов деятельности во время занятий.

3. Недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом.

4. Может существовать противоречие между знанием, как нужно, и практическим применением (это касается этикета, правил хорошего тона, общения). Не всегда знание моральных норм и правил поведения соответствует реальным действиям ребенка. Особенно часто это случается в ситуациях, где происходит несовпадение этических норм и личных желаний ребенка.

5. Неравномерность применения вежливого общения с взрослыми и сверстниками (в быту и дома, в школе и на улице).

 В.А. Сухомлинский говорил: «В практической работе по нравственному воспитанию наш педагогический коллектив видит, прежде всего, формирование общечеловеческих норм нравственности. В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали.

1. Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому к себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим, тебя было хорошо.

2. Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастье детства. Плати им за это добром.

3. Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.

4. Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца - они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.

5. Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество.

Такова азбука нравственной культуры, овладевая которой дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости».

Психическая зрелость детей к началу школьного обучения не может быть высокой, но она - важный показатель определенного психического развития ребенка, готовности сдерживать свои желания, общаться на деловой основе, соблюдать дистанцию в беседе с окружающим людьми, подчиняться правилам общения в зависимости от обстановки и ситуации, делая выбор на основе своих нравственных представлений.

Основой воспитания, определяющей нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений детей, не зависимо от содержания, методов, форм воспитательной работы. Процесс воспитания, направленный на развитие всех детей, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка, исходя из его индивидуальности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспекты уроков, доклады на темы самообразования

Открытые уроки по русскому языку и математике, доклады на темы самообразования ...

Отчет о работе по теме самообразования. Тема: «Развитие техники чтения у младших школьников»

Отчет  о работе по теме самообразования.Тема: «Развитие техники чтения у младших школьников»...

ПРОГРАММА профессионального самообразования учителя начальных классов Наумовой Елены Ивановны на 2012 – 2013 год. Тема самообразования: «Развитие орфографической зоркости младших школьников»

Тема «Развитие орфографической зоркости младших школьников»Разработчик программы учитель начальных классов Наумова Елена Ивановна.Цель программы: обеспечение непрерывного повышения квалифи...

Презентация для работы Школьного методического объединения по теме: "Система работы педагога над темой самообразования"

Презентация начинается с высказывания Дисверга: "Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так и не может развивать, образовывать и воспитывать  других тот, кто не является сам развиты...

Сообщение на ШМО учителей гуманитарного цикла на тему: «Обобщение опыта по теме самообразования «Трудности в обучении чтению у детей с ограниченными возможностями здоровья. Взаимосвязь учителя и логопеда»

Недоразвитие познавательной деятельности, позднее развитие речи, её качественное своеобразие, а также психопатологические особенности  обусловливают недостаточную готовность обучающихся школы VII...

ОТЧЕТ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ»

Авторы учебников по окружающему миру считают исследовательскую деятельность одной из основных деятельностей. Кроме материалов, предложенных в учебнике, у педагогов всегда есть возможность использовать...