Выступление на методическом объединении
методическая разработка

Прокопчук Людмила Владимировна

Что должен знать педагог о конфликтах в детском коллективе

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo.docx17.82 КБ

Предварительный просмотр:

Что должен знать педагог о конфликтах в детском коллективе

Конфликты играют важнейшую роль в жизни отдельного человека, развитии семьи, в жизнедеятельности школы, любой организации, государства, общества и человечества в целом на всех процессах жизнедеятельности учащихся. Конфликты между учениками отрицательно влияют как на самих конфликтующих, так и на весь класс. Конфликты между учителем и учеником оказывают Межличностные и межгрупповые конфликты негативно сказываются деструктивное воздействие на результативность обучения и воспитания в целом. Конфликты между учителями и учителей с администрацией школы ухудшают социально - психологический климат в педагогическом коллективе. Учителям гораздо труднее работать в тех школьных коллективах, где регулярно возникают конфликты. Ученики также намного хуже учатся и развиваются там, где сложился нездоровый социально-психологический климат в детском коллективе или учительском коллективе.

Заниматься своевременной диагностикой и профилактикой конфликтов в школьных коллективах крайне необходимо.

Рассмотрим один из наиболее распространенных в учебной деятельности конфликт: конфликты между учениками. Наиболее распространены среди учащихся следующие конфликты:

  • конфликт лидерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за первенство в классе;
  • конфликт противопоставления личных интересов одного или нескольких школьников интересам класса;
  • межличностные конфликты;
  • конфликты из-за личностных проявлений некоторых учеников (предательство, подхалимство, ябедничество, доносы, ложь и т.п.);
  • борьба за внимание противоположного пола.

Основным конфликтогенным фактором, определяющим особенности конфликтов между учениками, является процесс социализации учащихся. Социализация представляет собой процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, проявляемого в общении и деятельности. Социализация школьников происходит естественным образом в обычной жизни и деятельности, а также целенаправленно — в результате педагогического воздействия на учащихся. Одним из способов и проявлений социализации у школьников выступает межличностный конфликт. В ходе конфликтов с окружающими ребенок, подросток, девушка осознают как можно и как нельзя поступать по отношению к сверстникам, учителям, родителям.

Также особенности конфликтов между школьниками определяются характером их деятельности в школе, основным содержанием которой является учеба.

В большинстве своем конфликты происходят в форме вербальной (оскорбления, угрозы и т.п.) или невербальной (физической) агрессии. Агрессивное поведение школьников прямо связано с дефектами социализации личности.

На ранних этапах социализации агрессия может возникать и случайно, но при успешном достижении цели агрессивным способом может появиться стремление вновь использовать агрессию для выхода из различных трудных ситуаций. При наличии соответствующей личностной основы важной становится не агрессия как способ достижения, она превращается в самостоятельный мотив поведения, обусловливая враждебность по отношению к другим при низком уровне самоконтроля.

Типология конфликтов.

Конфликты деятельности возникают между педагогом и учеником и в отказе выполнить учебное задание или в плохом его выполнении. Это может происходить по различным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, а иногда неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи ученику. Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в усвоении материала, а также тогда, когда учитель преподает в классе непродолжительное время, и отношения ученика между ним и учениками проявляются ограничиваются только учебной работой. В последнее время наблюдается увеличение числа конфликтов из-за того, что учитель часто предъявляет завышенные требования к учащимся, а отметки использует как средство наказания.

Конфликты поступковПедагогическая ситуация может привести к конфликту в том случае, если учитель ошибся при анализе поступка ученика, не выяснил его мотивы или сделал необоснованный вывод.

Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, затяжной характер. Эти конфликты приобретают личностную окраску, порождают длительную неприязнь ученика к педагогу, надолго нарушают их взаимодействие.

Профилактика конфликтов в школьном коллективе

(памятка воспитателю /учителю/)

Помните, что конфликты гораздо легче предупредить, чем завершить. Чем острее и длительнее конфликт, тем труднее его закончить. Учитесь защищать свои законные интересы без конфликтов.

  1. Никогда не превращайте учеников в инструмент борьбы с администрацией школы, другими учителями, родителями школьников.
  2. Постоянно учитесь контролировать свои негативные эмоции. В процессе общения такие эмоции выполняют отрицательные функции:
  • оказывают разрушающее влияние на здоровье того, кто злится;
  • ухудшают качество мышления;
  • снижают объективность оценки окружающих;
  • по закону эмоционального заражения вызывают ответную неприязнь у партнера по общению.
  1. Никогда не выясняйте отношения с администрацией школы, коллегами и родителями школьников в присутствии учеников.

5. Не стремитесь радикально, быстро, «лобовыми» методами переделывать учеников, перевоспитание и воспитание школьников — процесс длительный, требующий от учителя терпения, ума, такта и осторожности

6. Оценивая результаты учебы и поведения школьников, всегда сначала обращайте внимание на то, что ему удалось сделать и чего достичь. Только после этого уместно сообщить о фактах поведения и успеваемости ученика, вызывающих у вас тревогу.

7. Никогда в присутствии учеников не давайте негативных оценок деятельности и личности других учителей, администрации школы, родителей.

8. Помните, что хорошие взаимоотношения с окружающими представляют собой не только самостоятельную, но и большую общественную ценность.

9. Постоянно учитесь без каких-либо условий любить или, по крайней мере, уважать всех, начиная с себя. Детей в школе любить или уважать все же гораздо легче, чем взрослых людей. Ведь дети успели принести намного меньше ущерба окружающим и обществу по сравнению со взрослыми.

10. По своему социально-психологическому статусу вы всегда выше любого ученика. Однако не стоит злоупотреблять своим учительским авторитетом. Лучше старайтесь поддерживать авторитет, повышая качество преподавания и создавая высоконравственную атмосферу в классе.

11. Во все времена у всех народов сложно было жить без чувства юмора. Смех способен предотвратить многие конфликты. Учитель без чувства юмора ограниченно профессионально пригоден.

12. Расширяйте вероятностные границы мировосприятия. Прогнозируйте развитие всех значимых событий. Чем точнее прогноз, тем легче жить. Всегда прогнозируйте наилучший, наихудший и наиболее вероятный варианты развития событий.

13. Расширяйте содержательные границы мировосприятия. Стремитесь понять движущие силы событий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединение учителей начальных классов Тема: «Технология формирования типа правильной читательской деятельности».

: Технология формирования типа правильной читательской деятельностиОбразовательные технологии в образовательной системе «Школа 2100»Технология проблемно - диалогического обученияТехнология ...

Выступление на методическом объединении в форме эссе.

Учительский поиск путей  поддержки уникальности ученика....

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: Компетентностно-деятельностный подход в реализации ФГОС

В выступлении раскрываются понятия "компетентность" и "компетенция", а так же показана  разница в формулировке заданий в  «знаниевом» и компетентностно-деятельностном подходе при обучении ма...

Выступление на методическом объединении

Психологические особенности детей младшего школьного возраста...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов

Развитие навыков управления эмоциями и эмоциональными состояниями,а также адекватного поведения в стрессовых ситуациях....

«Обучение и воспитание успехом: методика обучения С. Н. Лысенковой»: выступление на методическом объединении учителей коррекционных школ Юго-Западной зоны Краснодарского края

Выступление на МО учителей начальной школы  в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеоб...