Программа внеурочной деятельности "Умелые ручки"
проект
Программа внеурочной деятельности «Умелые ручки» реализует художественно-эстетическое направление во внеурочной деятельности. Программа разработана для занятий с учащимися 6-11 лет во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения.
Цель программы - воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству, вовлекать детей в активную творческую деятельность, сформировать навыки и умения работы с материалами различного происхождения; обучить изготавливать поделки из различных материалов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 38.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности
художественно-эстетического направления
«Умелые ручки».
Составитель: Александрова С.С.
учитель начальных классов.
Агинское 2021-2022
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Умелые ручки» реализует художественно-эстетическое направление во внеурочной деятельности. Программа разработана для занятий с учащимися 6-11 лет во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения.
Актуальность выбора определена следующими факторами:
Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану на изучение курса «Технология» отводится всего 1 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы.
Внеурочная деятельность «Умелые ручки» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.
Цель программы - воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству, вовлекать детей в активную творческую деятельность, сформировать навыки и умения работы с материалами различного происхождения; обучить изготавливать поделки из различных материалов.
Задачи:
-научить детей основным техникам изготовления поделок;
-развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;
-воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;
-привить интерес к народному искусству;
-обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов;
-организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества.
Связь содержания программы внеурочной деятельности с учебными предметами.
Связь занятий «Умелые ручки», с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия внеурочной деятельности и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира), технология (работа с разными материалами и др.), изобразительное искусство (применение фантазии, выдумки, развитие художественно-эстетического вкуса и др.), краеведение (изучение обычаев народа, обработка льна, шерсти и др.)
Активная работа внеурочной деятельности способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их политехнического кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Занимаясь на занятиях, ребята смогут углубить знания и умения по интересующему их делу и применить в общественно полезном труде в школе и дома.
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе. Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.
Занятия заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом, Ребята овладевают умением многократно подбирать и комбинировать материалы, целесообразно его использовать, учатся постигать технику, секреты народных мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию школьников, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом.
Особенности реализации программы:
Внеурочная деятельность «Умелые ручки» проводится во второй половине дня. Местом проведения занятий может быть кабинет технологии, кабинет начальных классов, библиотека, культурно-оздоровительный центр села.
Программа предусматривает проведение занятий в различной форме:
- по количеству детей, участвующих на занятии в работе: коллективная, групповая, индивидуальная;
- по особенностям коммуникативного взаимодействия: практическое занятие, беседа, рассказ, игра, самооценка и самоконтроль, взаимооценка и взаимоконтроль;
- по дидактической цели: вводное занятие, практические занятия, комбинированные формы занятий.
На занятиях используются презентации, книги, иллюстрации, современное техническое оборудование в виде интерактивной доски.
При выполнении работ на творческое воображение ребенок стоит перед необходимостью создать собственный образ и воплотить его в изделии. Педагог может показать несколько образцов не для точного подражания, а как варианты выполнения задания. Следует подчеркнуть, что художественной деятельности на занятиях придается особое значение как эффективному средству развития воображения и эстетического чувства детей.
Особое внимание на занятиях уделяется беседам. В беседах должны найти отражение следующие вопросы: историческое развитие декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов, основанных на народном искусстве и национальных традициях. Такие беседы не только способствуют эстетическому воспитанию, но вызывают интерес к изучению культуры родного края, его традиций и обычаев.
Место программы внеурочной деятельности в учебном плане.
Программа внеурочной деятельности «Умелые ручки» рассчитана для проведения занятий во второй половине дня. Продолжительность обучения 1 учебный год. Занятие проводится 1 раз в неделю, продолжительность занятий 1,5 час. Количество часов за год: 34 часа.
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий по предложенной программе:
- развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
- расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
- использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
- познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
- оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- сформировать навыки работы с информацией.
Подведение итогов осуществляется в виде проведения выставок, участия в различных конкурсах, награждения лучших поощрительными призами, грамотами. Изделия используются для подарков родителям, близким, друзьям.
Тематический план.
В программу внеурочной деятельности «Умелые ручки» входит ряд разделов «Работа с пластическими материалами», «Работа с тканью», «Работа с природным материалом», «Работа с бумагой и картоном» «Работа с тканью» «Текстильные материалы». В начале учебного года проводятся ознакомительные занятия для детей с целью формирования интереса к изготовлению поделок из различных материалов. В конце учебного года проводится выставка детских работ с целью подведения итогов реализации программы.
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе. Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.
1 класс
№ п/п | Тема занятия | Техника, материалы | Кол-во часов |
1. | Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях. | 1,5 час | |
I. «Работа с бумагой и картоном». (12 часов) | |||
2. | Беседа «История создания бумаги». Изделие «Цыпленок» | Оригами | 1,5 час |
3. | Беседа « Как появились ножницы». Объемная водяная лилия. | Аппликация, вырезание. | 1,5 час |
4. | Аппликация из геометрических фигур. | Аппликация, вырезание. | 1,5 час |
5. | Фантазии из «ладошек». Продолжение работы. | Аппликация, вырезание. | 1,5 час |
6. | Букет из роз. | Моделирование. | 1,5 час |
7. | Новогодний ангелок. | Бумагопластика. | 1,5 час |
8. | Цветочные фантазии. | Торцевание. | 1,5 час |
9. | Цветочные фантазии. Продолжение работы. | Торцевание. | 1,5 час |
10. | Чудо-елочка. | Моделирование, вырезание. | 1,5час |
11. | Чудо-елочка. Продолжение работы. | Моделирование, вырезание. | 1,5час |
12. | «Робот». Подготовка модулей. | Оригами-мозаика. | 1,5 час |
13. | «Робот». Сборка изделия. | Оригами-мозаика. | 1,5 час |
II. «Работа с природным материалом». (4 часа) | |||
14. | Осенние фантазии из природного материала. | Мозаика. | 1,5 час |
15. | Поделки из кленовых «парашютиков». | Аппликация. | 1,5 час |
16. | Беседа «Флористика». Картины из листьев. | Аппликация. | 1,5 час |
17. | Картины из листьев. Продолжение работы. | Аппликация. | 1,5 час |
III. «Работа с тканью». (5 часов) | |||
18. | Беседа: «Откуда ткани к нам пришли?». «Веселые зверюшки». | Аппликация. | 1,5 час |
19. | «Веселые зверюшки». Продолжение работы. | Аппликация. | 1,5 час |
20. | Мягкая игрушка «Зайка-хозяйка» | Шитье. | 1,5 час |
21. | Мягкая игрушка «Зайка-хозяйка» | Шитье. | 1,5 час |
22. | Мягкая игрушка «Зайка-хозяйка» | Шитье. | 1,5 час |
IV. «Работа с пластическими материалами». (7 часов) | |||
23. | Рисование пластилином | Рисунок | 1,5 час |
24. | Рисование пластилином | Рисунок | 1,5 час |
25. | Разрезание смешанного пластилина | Рисунок | 1,5 час |
26. | Рисование пластилином | Рисунок | 1,5 час |
27. | Коллективная работа «Корзина с цветами» | Аппликация. | 1,5 час |
28. | Лепка из солёного теста | Лепка | 1,5 час |
29. | Лепка из солёного теста | Лепка | 1,5 час |
V. «Работа с бросовым материалом». (4 часа) | |||
30. | Куколка-оберег из ткани. | Изделие из ткани | 1,5 час |
31. | Аппликация из пуговиц и ткани. | Аппликация. | 1,5 час |
32. | Аппликация из пуговиц и ткани. | Аппликация. | 1,5 час |
33. | Итоговое занятие. Выставка работ. | 1,5 час |
2, 3 класс
п/п | Разделы программы, темы занятий | Техника. Материалы. | Кол-во часов |
11. | Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях. | 1 час | |
2. «Работа с природным материалом». (4 часа) | |||
2. | Осенние фантазии из природного материала. | Мозаика. | 1 час |
3. | Беседа «Флористика». Картины из листьев. | Аппликация. | 1 час |
4. | Картины из листьев. Продолжение работы. | Аппликация. | 1 час |
5. | Поделки из кленовых «парашютиков». | Аппликация. | 1 час |
3. «Работа с бумагой и картоном». (11 часов) | |||
6. | Беседа «История создания бумаги». Изделие «Цыпленок» | Оригами | 1 час |
7. | Беседа « Как появились ножницы». Объемная водяная лилия. | Аппликация, вырезание. | 1 час |
8. | Аппликация из геометрических фигур. | Аппликация, вырезание. | 1 час |
9. | Фантазии из «ладошек». | Аппликация, вырезание. | 1 час |
10. | Объёмные фигуры на основе формы «Водяная бомбочка». | Цветная бумага. «Стрелочка», «Оригинальные закладки». | 1 час |
11. | Объёмное изделие «Сундучок санбо». | Цветная бумага. Бумагопластика. | 1 час |
12. | Цветочные фантазии. | Торцевание. | 1 час |
113. | Симметричное вырезание. «Наряд для баночки». | Баночка, цветная бумага. | 1час |
14. | Симметричное вырезание. «Наряд для баночки». Продолжение работы. | Баночка, цветная бумага. | 1час |
15. | Чудо-елочка. | Оригами-мозаика. | 1 час |
16. | Чудо-елочка. Продолжение работы. | Оригами-мозаика. | 1 час |
4. «Работа с пластическими материалами». (8 часов) | |||
17. | Рисование пластилином | Рисунок. «Бабочка, цветок» | 1 час |
18. | Рисование пластилином | Рисунок. «Бабочка, цветок» | 1 час |
19. | Разрезание смешанного пластилина | Пластилин, тонкая проволока, картон. «Черепашка». | 1 час |
20. | Разрезание смешанного пластилина | Пластилин, тонкая проволока, картон. «Веточка с цветами». | 1 час |
21. | «Расписной» пластилин, полученный способом резания. | Пластилин, прозрачные крышки. «Курочка». | 1 час |
22. | «Расписной» пластилин, полученный способом резания. | Пластилин, прозрачные крышки. «Курочка» | 1 час |
23. | Лепка из солёного теста | Лепка. Соленое тесто. | 1 час |
24. | Лепка из солёного теста. Оформление работы. | Солёное тесто. Гуашь. | 1 час |
5. «Работа с тканью». (4 часа) | |||
25. | Беседа: «Откуда ткани к нам пришли?». Куколка-оберег из ткани. | Изделие из ткани | 1 час |
26. | Пришивание пуговиц. Аппликация из пуговиц и ткани. | Аппликация. | 1 час |
27. | Аппликация из пуговиц и ткани. | Аппликация. | 1 час |
28 | Аппликация из пуговиц и ткани. | Аппликация. | 1 час |
6. «Текстильные материалы». (6 часов) | |||
29. | Аппликация «Матрешка». | Лоскутки тонких тканей, картон. | 1 час |
30. | Аппликация из жатой ткани. «Грибы, деревья». | Лоскутки тонких тканей, картон. | 1 час |
31. | Аппликация из цельных нитей. «Снежинка». | Клубок шерстяных ниток, картон. | 1 час |
32. | Аппликация из резаных нитей. «Одуванчик». | Клубок шерстяных ниток, картон. | 1 час |
33. | Аппликация из скрученных ниток. «Улитка». | Клубок шерстяных ниток, картон. | 1 час |
34. | Итоговое занятие. Выставка работ. | 1 час |
4 класс
№ п/п | Тема | Техника, материалы | Кол-во часов |
I. Работа с пластическими материалами (9 часов) | |||
1. | Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях. | 1 час | |
2. | Разрезание смешанного пластилина. | Пластилин, тонкая проволока, картон. «Черепашка». | 1 час |
3. | Разрезание смешанного пластилина. Барельеф. | Пластилин, тонкая проволока, картон. «Веточка с цветами». | 1 час |
4. | Разрезание смешанного пластилина. Барельеф. | Пластилин, тонкая проволока, картон. «Веточка с цветами». | 1 час |
5. | «Расписной» пластилин, полученный способом резания. | Пластилин, прозрачные крышки. «Курочка» | 1 час |
6. | «Расписной» пластилин, полученный способом резания. | Пластилин, прозрачные крышки. «Курочка» | 1 час |
7. | Торцевание на пластилине. | Пластилин, гофрированная бумага | 1 час |
8. | Пластилиновое рисование. | «Бабочка, цветок» | 1 час |
9. | Пластилиновое рисование. | «Бабочка, цветок» | 1 час |
II. Поделки из гофрированной бумаги (3 часов) | |||
10. | Объёмные аппликации из гофрированной бумаги. | Объёмные аппликации из гофрированной бумаги. «Панно» | 1 час |
11. | Объёмные аппликации из гофрированной бумаги. | Объёмные аппликации из гофрированной бумаги. | 1 час |
12. | Объёмные аппликации из гофрированной бумаги. | «Панно» | 1 час |
3. Модульное оригами (5 часов) | |||
13. | Треугольный модуль оригами. | Цветная бумага | 1 час |
14. | Замыкание модулей в кольцо. | Цветная бумага | 1 час |
15. | Объёмные фигуры на основе формы «Водяная бомбочка». | Цветная бумага. «Стрелочка», «Оригинальные закладки». | 1 час |
16. | Объёмное изделие «Сундучок санбо». | Цветная бумага | 1 час |
17. | Симметричное вырезание. «Наряд для баночки». | Баночка, цветная бумага. | 1 час |
4. Текстильные материалы (5 часов) | |||
18. | Аппликация из цельных нитей. «Снежинка». | Клубок шерстяных ниток, картон. | 1 час |
19. | Аппликация из резаных нитей. «Одуванчик». | Клубок шерстяных ниток, картон. | 1 час |
20. | Аппликация из резаных нитей. «Африканская хижина». | Клубок шерстяных ниток, картон. | 1 час |
21. | Аппликация из скрученных ниток. «Улитка». | Клубок шерстяных ниток, картон. | 1 час |
22. | Аппликация из жатой ткани. «Грибы, деревья». | Лоскутки тонких тканей, картон. | 1 час |
5. Шитьё и вязание (12 часов) | |||
23. | Шитьё медвежонка. Раскрой деталей. | Ткань, пуговицы, нитки. | 1 час |
24. | Сшивание деталей медвежонка. | Ткань, пуговицы, нитки. | 1 час |
25. | Сшивание деталей медвежонка. | Ткань, пуговицы, нитки. | 1 час |
26. | Оформление медвежонка: пришивание пуговиц (глаз). Набивание мягкой игрушки мягким материалом. | Ткань, пуговицы, нитки. | 1 час |
27. | Шитьё мягкой игрушки «Кругляш». | Ткань, пуговицы, нитки. | 1 час |
28. | Раскрой деталей «Кругляша». | Ткань, пуговицы, нитки. | 1 час |
29. | Сшивание деталей мягкой игрушки «Кругляш». | Ткань, пуговицы, нитки. | 1 час |
30-31. | Вязание крючком прихватки «Овечка». | Пряжа, крючок. | 2 часа |
32-33. | Вязание крючком прихватки «Овечка». | Пряжа, крючок. | 2 часа |
34. | Итоговое занятие. Выставка работ. | 1 час |
Список литературы для учителя:
1. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
2. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
3. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
Список сайтов:
4. Сайт Страна Мастеров
5. Сайт Всё для детей
http://allforchildren.ru
Список литературы для учащихся
1. Т.Н. Проснякова Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
2. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги-Ярославль: Академия развития, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению Мастерская « Умелые ручки »
В основу программы положены типовые программы по дополнительному образованию для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, а также собственный опыт работы с детьми по программе «Лепка и...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые ручки" (1 класс)
Общекультурное направление внеурочной деятельности. В программе представлены цели и задачи данного курса , планируемые результаты, основное содержание программы и тематическое планирование. Разви...
Программа внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО "Умелые ручки"
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности и развитие определенных профессиональных навыков. Целью про...
Программа внеурочной деятельности "Умелые ручки" 1 класс
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным...
Программа внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению « Умелые ручки» для обучающихся 1-х классов
В соответствии с требованиями ФГОС, с учетом пожелания родителей и интересов учащихся, разработана модель внеурочной деятельности по художественно – эстетическ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КУРСУ «ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО «ЗОЛОТЫЕ РУЧКИ»
На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочная деятельность «Умелые ручки» 2 класс
Степень обучения: начальная школа 2 класс.Количество часов: 34 часа в год по 1 часу в неделю.Уровень базовый. Срок реализации 2013-2014 учебный год.Учитель: Кавылина Надежда ВасильевнаПрограмма с...