Программа по самообразованию «Проектирование развивающей предметно- пространственной среды дошкольной организации в условиях обновления содержания дошкольного образования»
проект

Данная программа по самообразованию разработана в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе методической деятельности в дошкольной организации.

Программа ориентирована на:

- освоение теоретических знаний, практических умений и применение их в работе с педагогами ДОО;

- качественное методическое обеспечение образовательного процесса;

  • расширение собственного образовательного пространства.

Профессиональное самообразование планирую осуществлять посредством обучения на курсах повышения квалификации, посещения методических мероприятий, знакомства с других старших воспитателей, а также в процессе самостоятельной работы по изучению различных учебных и методических пособий, в том числе с применением информационно-коммуникационных технологий.

Цель:

Повышение собственного уровня компетентности по проектированию развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной организации.

 

Задачи:

 

  1. Создать условия для организации эффективной развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, включающие научно-методическое, кадровое, материально-техническое и информационное обеспечение, взаимодействие с родителями и социальными партнерами.
  2. Разработать учебно-методический комплект по проектированию развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной организации.
  3. Организовать комплекс методических мероприятий, направленных на совершенствование развивающей предметно-пространственной среды в условиях обновления содержания дошкольного образования.
  4. Повысить уровень компетентности педагогов по вопросам организации развивающей предметно-пространственной среды в группах.
  5. Создать психологически безопасную и комфортную образовательную среду для всех участников образовательных отношений.
  6. Проанализировать и обобщить накопленный управленческий опыт среди педагогического сообщества на муниципальном, региональном и всероссийском уровне и в средствах массовой информации.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontorova_i.g._programma_po_samoobrazovaniyu.doc143.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по самообразованию

«Проектирование развивающей предметно- пространственной

среды дошкольной организации

в условиях обновления содержания дошкольного образования»

 

Разработала:

старший воспитатель

Конторова Ирина Григорьевна

Пояснительная записка

Данная программа по самообразованию разработана в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе методической деятельности в дошкольной организации.

Программа ориентирована на:

- освоение теоретических знаний, практических умений и применение их в работе с педагогами ДОО;

- качественное методическое обеспечение образовательного процесса;

  • расширение собственного образовательного пространства.

Профессиональное самообразование планирую осуществлять посредством обучения на курсах повышения квалификации, посещения методических мероприятий, знакомства с других старших воспитателей, а также в процессе самостоятельной работы по изучению различных учебных и методических пособий, в том числе с применением информационно-коммуникационных технологий.

Нормативный срок освоения: 2019-2022 уч. год.

Основания для разработки:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  3. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)».
  4. Федеральный закон от 3 июля 2016г. № 238-ФЗ о независимой оценке квалификации.
  5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049 – 13).
  6. Программа развития МАДОУ д/с № 500.
  7. Образовательная программа дошкольного образования МАДОУ д/с № 500.

Актуальность

В настоящее время одним из приоритетных направлений развития качества образовательного процесса в ДОО. является проектирование и организация развивающей предметно- пространственной среды (далее – РППС). 

ФГОС дошкольного образования обозначил конкретные требования к созданию РППС (раздел III, пункт 3.3).

Она должна обеспечивать:

- максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы;

- возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения;

- реализацию различных образовательных программ;

- учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

- учет возрастных особенностей детей.

Исходя из этого, главная задача педагога при организации развивающей предметной среды состоит в создании детям возможности выбора занятий по своим интересам, проявления самостоятельности и инициативы, в обеспечении условий для самореализации через различные виды детской деятельности.

РППС обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую и стимулирующую функции. Она становится для детей средством познания и оказывает большое влияние на различные стороны психического развития воспитанников: мышление, память, внимание, развитие фантазии.

Объекты предметной среды положительно стимулируют и эмоциональное состояние дошкольников, развивают их речевую активность, исследовательскую деятельность, обогащают способы ознакомления с окружающей действительностью. У ребят формируется умение оптимально использовать познавательные и эмоциональные возможности в конкретных условиях деятельности. Развиваются личностные качества: активность, любознательность, самостоятельность, ответственность, настойчивость в преодолении трудностей.

У педагогов, в свою очередь, появляется возможность индивидуализировать образовательный процесс с учётом образовательных потребностей и возможностей каждого ребенка, уровня его знаний, умений и навыков.

Однако, организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОО невозможна без методического сопровождения данного процесса и без соответствующего профессионального развития педагогов.

Также необходима координация деятельности всех участников образовательного процесса по этому вопросу.

В связи с этим возникла необходимость обратить особое внимание на проектирование развивающей предметно- пространственной среды дошкольной организации в условиях обновления содержания дошкольного образования.

Учитывая актуальность данного направления, я определила цель и задачи своего профессионального саморазвития.

Цель и задачи

Цель:

Повышение собственного уровня компетентности по проектированию развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной организации.

Задачи:

  1. Создать условия для организации эффективной развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, включающие научно-методическое, кадровое, материально-техническое и информационное обеспечение, взаимодействие с родителями и социальными партнерами.
  2. Разработать учебно-методический комплект по проектированию развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной организации.
  3. Организовать комплекс методических мероприятий, направленных на совершенствование развивающей предметно-пространственной среды в условиях обновления содержания дошкольного образования.
  4. Повысить уровень компетентности педагогов по вопросам организации развивающей предметно-пространственной среды в группах.
  5. Создать психологически безопасную и комфортную образовательную среду для всех участников образовательных отношений.
  6. Проанализировать и обобщить накопленный управленческий опыт среди педагогического сообщества на муниципальном, региональном и всероссийском уровне и в средствах массовой информации.

Предполагаемые результаты

  1. Приведена в соответствие с требованиями ФГОС материально-техническая, информационно-технологическая и учебно-методическая база дошкольной организации.
  2. Разработана модель эффективной развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной организации.
  3. Осуществлено методическое сопровождение деятельности педагогов по данному направлению.
  4. Обеспечен конструктивный и постоянный рост профессиональной компетентности педагогов по вопросам организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
  5. Сформировано психологически безопасное и комфортное образовательное пространство в ДОО для всех участников образовательных отношений.
  6. Обобщен и популяризирован управленческий опыт по данной теме на муниципальном, региональном и всероссийском уровне.

Направления деятельности по самообразованию и формы отчета

Направления

Формы отчета

1. Научно-методическое обеспечение

2. Кадровое обеспечение образовательного процесса.

3.Проектирование содержания деятельности.

  1. Организация сотрудничества ДОУ с родителями и социальными институтами.
  2. Обобщение результатов.

  1. Мастер-классы.
  2. Публикации.
  3. Презентации.
  4. Выступления на педсоветах, МО, семинарах, конференциях.

План деятельности по теме профессионального развития

Планирование методической деятельности включает основные направления профессионального развития старшего воспитателя.

1. Научно-методическое обеспечение

№/№

Направления деятельности

по теме

Содержание управленческих действий

Сроки

1.

Обучение по теме профессионального развития

- прохождение курсов повышения квалификации:

- обучение на вебинарах, семинарах по данной теме;

- изучение опыта других старших воспитателей по проектированию РППС.

В течение года

2.

Ознакомление c научной и методической литературой по теме

Изучить методические пособия:

  1. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф. и др. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. – М.: ФИРО, 2014;
  2. Волохова Н.Н. Развивающая предметно-пространственная среда детского сада на основе ФГОС ДО (+CD) – Волгоград: Учитель, 2016;
  3. Киреева Л.Г.  Организация предметно-развивающей среды. Из опыта работы. – Волгоград: Учитель, 2017.

 

Проанализировать вариативные модели развивающей предметно-пространственной среды:

  1. Виноградова Н.А., Микляева Н.В.  Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда детского сада. – М.: Озон, 2011;
  2. Полякова М. Н. Создание моделей предметно-развивающей среды в ДОУ. Методические рекомендации. – М.: Центр педагогического образования, 2008

Разработать собственные дизайн-проекты на основе рекомендаций:

  1. Грашин А.А. Дизайн детской развивающей предметной среды. Учебное пособие. – М.: Архитектура-С, 2008;
  2. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. – М.: Айрис-Пресс, 2007.

Ознакомиться с пособиями по формированию профессиональных компетенций педагогов ДОУ:

  1. Майер, А. А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования / А. А. Майер // Управление ДОУ. - 2007. - № 1. - С. 8-15.
  2. Микляеева Н.В., Романова О.Ю. Инновации в методической работе дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 2010.
  3. Стародубцев В.А., Киселева А.А. Самообразование педагога в медиасреде // Народное образование, - № 6, 2012.
  4. Асаева, И.Н. Развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разных видов / И. Н. Асаева // URL: hllp://cyberleninka.ru/article/n/razvitieprofessionalnyh-kompetentsiy-vospitateley-doshkolnyh-uchrezhdeniy-razny.

Изучить современные подходы к диагностике личностных и профессиональных качеств педагога из пособий Ю.А. Афонькиной:

1) «Мониторинг профессиональной деятельности воспитателя в контексте реализации. ФГОС ДО». Издательство «Учитель», 2016;

2) «Индивидуальный методический маршрут воспитателя ДОО. Журнал для проектирования. ФГОС ДО (+CD)». Издательство «Учитель», 2016.

Сентябрь-октябрь 2020

Основная часть литературы изучается в сентябре-октябре 2020,

затем по мере поступления новинок методической литературы

3.

Разработка учебно-методического комплекта

  1. Разработать:

- Управленческий проект «Повышение профессиональной компетентности педагогов по проектированию развивающей предметно-пространственной среды в группе».

2. Оформить мультимедийные презентации:

- «Организация Центров активности в группе»;

- «Организация развивающих центров в группе на основе применяемых технологий»;

3. Составить методические задания и тесты для педагогов по темам:

- «Проектирование РППС в группе в соответствии с ФГОС ДО»;

- «Виды Центров активности»;

- «Варианты трансформируемой РППС в группе».

4. Изготовить информационные буклеты:

- «Сюжетно-ролевая игра как ключевой элемент РППС в группе»;

- «Развитие детской инициативы и самостоятельности на основе грамотной организации РППС»;

- «Моделирование игровой ситуации посредством функционально-игровых предметов и предметов-заместителей».

  1. Разработать тексты консультаций для педагогов:

- «Реализация индивидуального развития дошкольников на основе предметно-пространственной среды»;

- «Обеспечение возможности для детей свободного выбора материалов и видов активности в группе».

6. Составить электронную библиотеку методических материалов для воспитателей.

Октябрь 2020

Октябрь 2020

Декабрь 2020

Ноябрь 2020

В течение года 2020-2021 учебного года

В течение года 2020-2021 учебного года

2. Кадровое обеспечение образовательного процесса

№/№

Направления деятельности по теме

Содержание управленческих действий

Сроки

1.

Мониторинг профессиональных проблем (дефицитов) и достижений педагогов

  1. Анкетирование и анализ профессиональных проблем (дефицитов) педагогов по проектированию РППС в группе.
  2. Мониторинг сформированности профессиональных компетенций у педагогов по организации РППС.

Сентябрь 2020

Май 2021

2.

Создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды для всех участников образовательных отношений.

  1. Обеспечить открытость и равноправный диалог всех участников образовательных отношений.
  2. Обеспечить достаточную информированность членов коллектива о задачах ДОО и состоянии дел при их выполнении по данному направлению.
  3. Создать благоприятные условия труда для всех работников ДОО.
  4. Повысить мотивацию работников к качественному труду, в том числе на основе их материального стимулирования и повышения престижности труда в образовательном учреждении.

Постоянно

3.

Формирование кадрового потенциала для обеспечения качества образовательного процесса на основе проектирования РППС

  1. Реализовать перспективный план повышения квалификации педагогов.

  1. Стимулировать профессиональную самоорганизацию деятельности педагогов, поддерживать инициативу и творчество посредством:

- открытых просмотров образовательных мероприятий с детьми по теме;

- организации смотров-конкурсов развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО и с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- создания портфолио педагогов на официальном сайте ДОО по проектированию дизайн-проектов РППС.

  1. Обеспечить эффективное функционирование и постоянный рост профессиональной компетентности педагогического коллектива посредством проведения интерактивных форм обучения педагогов: коучинг-сессий, семинара-практикума, круглого стола, метода разбора деловой корреспонденции (баскет-метода), мастер-класса, кейс-метода, педагогического тренинга.

В течение года

В течение года

Февраль 2021

Апрель 2021

В течение года

  1. Проектирование содержания деятельности

№/№

Направления деятельности по теме

Содержание управленческих действий

Сроки

1.

Проведение методических мероприятий по теме

Проведение коучинг-сессий по теме «Принципы и подходы к организации развивающего предметного пространства в группе».

Вопросы для обсуждения:

  1. Требования к развивающей предметно-пространственной среде по ФГОС ДО.
  2. Проведение самообследования РППС в своей группе.
  3. Роль РППС в формировании познавательных интересов и познавательных действий ребенка.
  4. Включение родителей в процесс обновления РППС.

Октябрь 2020

Круглый стол «Совершенствование информационно-образовательной среды дошкольной организации»

Темы для обсуждения:

  1. Обновление содержания образовательного процесса в группе посредством ИК-технологий.
  2. Самостоятельная разработка воспитателями информационно-цифровых материалов, обеспечивающих развитие детей по пяти направлениям развития.
  3. Перечень используемых мультимедийных ресурсов нового поколения в работе с детьми дошкольного возраста.
  4. Проблемы создания необходимой материально-технической базы по информатизации образовательного процесса в ДОО и в группе.

Ноябрь 2020

Педагогический совет «Проектирование развивающей предметно-пространственной среды с учетом реализуемых образовательных программ и технологий».

Рассматриваемые вопросы:

Теоретическая часть

  1. Способы максимальной реализации образовательного потенциала пространства группы. (Презентация ст. воспитателя)
  2. Разработка паспортов Центров активности с учетом программ и технологий. (Выступление ст. воспитателя)

Практическая часть

  1. Построение РППС в соответствии с индивидуальными особенностями и образовательными потребностями детей. (Выступления педагогов ДОО с опытом).

Декабрь 2020

Семинар-практикум «Развивающая предметно-пространственная образовательная среда, способствующая индивидуализации образовательного процесса».

План семинара:

  1. Включение элементов домашней среды в среду группы, в разные виды деятельности (игрушки, фотографии, музыка, книги и т.п.)
  2. Оформление индивидуальных и коллективных выставок в группе.
  3. Оформление зон: «Уголок именинника», «Мое настроение», «Волшебный планшет».
  4. Практикум «Оборудование и атрибуты, позволяющие дошкольникам реализовать все виды детской деятельности».
  5.  Практикум «Создание условий для возникновения самостоятельной деятельности дошкольника».
  6. Выставка развивающих игр и пособий, способствующих индивидуальному развитию воспитанников.

Январь 2021

 Кейс-метод «Гендерный подход в проектировании развивающей предметно-пространственной среды группы».

Разбор ситуаций:

  1. Игры для мальчиков и девочек.
  2. Учет особенностей мальчиков и девочек при выборе различных программ и  технологий.
  3. Разработка педагогом сюжетных и творческих игр для мальчиков и девочек.
  4. Формирование у родителей гендерной компетентности.

Февраль 2021

Мастер-класс «Разработка современных объектов РППС».

  1. Теоретическая часть: «Обогащение РППС с учетом обновления содержания образовательного процесса».
  2. Практическая часть:

- разработка экологических мобилей;

- создание лэпбуков;

- создание макетов, моделей;

- разработка авторских дидактических материалов.

Март 2021

Педагогический тренинг «Защита дизайн-проектов развивающей предметно-пространственной среды группы»:

  1. Дизайн-проект «Организация мини-музеев в группе».
  2. Дизайн-проект «Гибкое зонирование помещения группы на основе творческих мастерских».
  3. Дизайн-проект «Использование образовательного потенциала участков детского сада».
  4. Дизайн-проект «Организация в группе «Уголков уединения».

Апрель 2021

Метод разбора деловой корреспонденции (баскет-метод) «Анализ РППС в дошкольной организации»

Темы для разбора:

  1. Результаты мониторинга сформированности профессиональных компетенций у педагогов по организации РППС.
  2.  Оценка степени соответствия материально-технического обеспечения и дидактических средств обучения требованиям ФГОС ДО.
  3. Анализ соответствия оснащенности помещений ДОО требованиям СанПиН к оборудованию и помещениям с учетом особенностей образовательного процесса
  4. Оценка динамики развития детей группы с учетом проектирования РППС.

Май 2021

5. Организация сотрудничества ДОО с родителями и социальными институтами

№/№

Направления деятельности по теме

Содержание управленческих действий

Сроки

1.

Вовлечение родителей в проектирование РППС посредством эффективного взаимодействия с ними

  1. Разработка структурно-функциональной модели взаимодействия ДОО и семьи в целях обновления и обогащения РППС.
  2. Создание электронной библиотеки для родителей по вопросам проектирования РППС в условиях семьи.
  3. Повышение психолого-педагогической культуры родителей по данной теме.
  4. Организация совместных мероприятий ДОО и семьи для обеспечения преемственности РППС в домашних условиях.

В течение года,

по плану работы с родителями

2.

Организация взаимодействия с сетевыми партнерами

  1. Создание условий для сетевого взаимодействия по эффективному использованию ресурсов партнерских организаций по проектированию и обогащению РППС.
  2. Заключение договоров с социальными партнерами.
  3. Разработка совместных образовательных и досуговых мероприятий.
  4. Совместная организация развивающего предметно-пространственного пространства для дошкольников.

В течение года,

по плану работы с социальными партнерами

6. Обобщение результатов

№/№

Направления деятельности по теме

Содержание управленческих действий

Сроки

1.

Описание и обобщение деятельности по теме самообразования

 Представление опыта в форме:

- управленческого проекта «Повышение профессиональной компетентности педагогов по проектированию развивающей предметно-пространственной среды в группе»;

- мультимедийной презентации «Проектирование развивающей предметно- пространственной

среды дошкольной организации»;

- выступления «Эффективные практики проектирования Центров активности в ДОО»;

- публикаций «Обеспечение условий в ДОО для реализации свободного выбора детьми разных видов деятельности».

В течение года, по мере обобщения деятельности

по теме

  1. Литература

  1. Асаева, И.Н. Развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разных видов / И. Н. Асаева // URL: hllp://cyberleninka.ru/article/n/razvitieprofessionalnyh-kompetentsiy-vospitateley-doshkolnyh-uchrezhdeniy-razny.
  2. Афонькина Ю.А. Индивидуальный методический маршрут воспитателя ДОО. Журнал для проектирования. ФГОС ДО (+CD)». Издательство «Учитель», 2016.
  3. Афонькина Ю.А. Мониторинг профессиональной деятельности воспитателя в контексте реализации. ФГОС ДО. Издательство «Учитель», 2016.
  4. Виноградова Н.А., Микляева Н.В.  Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда детского сада. – М.: Озон, 2011.
  5. Волохова Н.Н. Развивающая предметно-пространственная среда детского сада на основе ФГОС ДО (+CD) – Волгоград: Учитель, 2016;
  6. Грашин А.А. Дизайн детской развивающей предметной среды. Учебное пособие. – М.: Архитектура-С, 2008.
  7. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф. и др. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. – М.: ФИРО, 2014;
  8. Киреева Л.Г.  Организация предметно-развивающей среды. Из опыта работы. – Волгоград: Учитель, 2017.
  9. Майер, А. А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования / А. А. Майер // Управление ДОУ. - 2007. - № 1. - С. 8-15.
  10. Микляеева Н.В., Романова О.Ю. Инновации в методической работе дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 2010.
  11. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. – М.: Айрис-Пресс, 2007.
  12. Полякова М. Н. Создание моделей предметно-развивающей среды в ДОУ. Методические рекомендации. – М.: Центр педагогического образования, 2008.
  13. Стародубцев В.А., Киселева А.А. Самообразование педагога в медиасреде // Народное образование, - № 6, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование самоконтроля и самооценки у школьников в условиях обновления содержания образования.

Из опыта работы учителя: как формировать у младших школьников контрольно-оценочную самостоятельность? Особое внимание уделяется приемам проверки и самопроверки. Выделяются показатели сформированности ...

Педагогический проект "Духовно- нравственное воспитание младших школьников в условиях обновления содержания образования"

    Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ц...

Система духовно-нравственного развития младших школьников в условиях обновления содержания начального образования

Для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. И прав профессор Московской Православной Духовной Академии А.И.Осипов, говоря, что образование  ...

Педагогический проект «Духовно – нравственное воспитание младших школьников в условиях обновления содержания образования»

«Управлять развитием личности, формированием нравственных установок, усвоением духовных ценностей – это не покушение на свободу выбора ребёнка, свободу воли. Это лишь осознание того, что нравственное ...

ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В СОДЕРЖАНИИ ДОШКОЛЬНОГО, НАЧАЛЬНОГО И ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ - КАК ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Определены проблемы адаптации детей при переходе из дошкольного учреждения в начальную школу и дальнейшего их перехода в среднюю школу. Выявлены и обоснованы механизмы взаимодействия педагогов каждого...

Педагогический проект « Духовно- нравственное развитие и воспитание обучающихся, через разнообразные формы внеклассной деятельности в условиях обновления содержания образования»

В данном проекте  представлен опыт по воспитанию духовно - развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией через раскрытие творческих и интеллектуальных способно...