Программа по самообразованию «Проектирование развивающей предметно- пространственной среды дошкольной организации в условиях обновления содержания дошкольного образования»
проект
Данная программа по самообразованию разработана в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе методической деятельности в дошкольной организации.
Программа ориентирована на:
- освоение теоретических знаний, практических умений и применение их в работе с педагогами ДОО;
- качественное методическое обеспечение образовательного процесса;
- расширение собственного образовательного пространства.
Профессиональное самообразование планирую осуществлять посредством обучения на курсах повышения квалификации, посещения методических мероприятий, знакомства с других старших воспитателей, а также в процессе самостоятельной работы по изучению различных учебных и методических пособий, в том числе с применением информационно-коммуникационных технологий.
Цель: | Повышение собственного уровня компетентности по проектированию развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной организации.
|
Задачи:
|
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontorova_i.g._programma_po_samoobrazovaniyu.doc | 143.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по самообразованию
«Проектирование развивающей предметно- пространственной
среды дошкольной организации
в условиях обновления содержания дошкольного образования»
Разработала:
старший воспитатель
Конторова Ирина Григорьевна
Пояснительная записка
Данная программа по самообразованию разработана в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе методической деятельности в дошкольной организации.
Программа ориентирована на:
- освоение теоретических знаний, практических умений и применение их в работе с педагогами ДОО;
- качественное методическое обеспечение образовательного процесса;
- расширение собственного образовательного пространства.
Профессиональное самообразование планирую осуществлять посредством обучения на курсах повышения квалификации, посещения методических мероприятий, знакомства с других старших воспитателей, а также в процессе самостоятельной работы по изучению различных учебных и методических пособий, в том числе с применением информационно-коммуникационных технологий.
Нормативный срок освоения: 2019-2022 уч. год.
Основания для разработки:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)».
- Федеральный закон от 3 июля 2016г. № 238-ФЗ о независимой оценке квалификации.
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049 – 13).
- Программа развития МАДОУ д/с № 500.
- Образовательная программа дошкольного образования МАДОУ д/с № 500.
Актуальность
В настоящее время одним из приоритетных направлений развития качества образовательного процесса в ДОО. является проектирование и организация развивающей предметно- пространственной среды (далее – РППС).
ФГОС дошкольного образования обозначил конкретные требования к созданию РППС (раздел III, пункт 3.3).
Она должна обеспечивать:
- максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы;
- возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения;
- реализацию различных образовательных программ;
- учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
- учет возрастных особенностей детей.
Исходя из этого, главная задача педагога при организации развивающей предметной среды состоит в создании детям возможности выбора занятий по своим интересам, проявления самостоятельности и инициативы, в обеспечении условий для самореализации через различные виды детской деятельности.
РППС обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую и стимулирующую функции. Она становится для детей средством познания и оказывает большое влияние на различные стороны психического развития воспитанников: мышление, память, внимание, развитие фантазии.
Объекты предметной среды положительно стимулируют и эмоциональное состояние дошкольников, развивают их речевую активность, исследовательскую деятельность, обогащают способы ознакомления с окружающей действительностью. У ребят формируется умение оптимально использовать познавательные и эмоциональные возможности в конкретных условиях деятельности. Развиваются личностные качества: активность, любознательность, самостоятельность, ответственность, настойчивость в преодолении трудностей.
У педагогов, в свою очередь, появляется возможность индивидуализировать образовательный процесс с учётом образовательных потребностей и возможностей каждого ребенка, уровня его знаний, умений и навыков.
Однако, организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОО невозможна без методического сопровождения данного процесса и без соответствующего профессионального развития педагогов.
Также необходима координация деятельности всех участников образовательного процесса по этому вопросу.
В связи с этим возникла необходимость обратить особое внимание на проектирование развивающей предметно- пространственной среды дошкольной организации в условиях обновления содержания дошкольного образования.
Учитывая актуальность данного направления, я определила цель и задачи своего профессионального саморазвития.
Цель и задачи
Цель: | Повышение собственного уровня компетентности по проектированию развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной организации. |
Задачи: |
|
Предполагаемые результаты |
|
Направления деятельности по самообразованию и формы отчета
Направления | Формы отчета |
1. Научно-методическое обеспечение 2. Кадровое обеспечение образовательного процесса. 3.Проектирование содержания деятельности.
|
|
План деятельности по теме профессионального развития
Планирование методической деятельности включает основные направления профессионального развития старшего воспитателя.
1. Научно-методическое обеспечение
№/№ | Направления деятельности по теме | Содержание управленческих действий | Сроки | |
1. | Обучение по теме профессионального развития | - прохождение курсов повышения квалификации: - обучение на вебинарах, семинарах по данной теме; - изучение опыта других старших воспитателей по проектированию РППС. | В течение года | |
2. | Ознакомление c научной и методической литературой по теме | Изучить методические пособия:
Проанализировать вариативные модели развивающей предметно-пространственной среды:
Разработать собственные дизайн-проекты на основе рекомендаций:
Ознакомиться с пособиями по формированию профессиональных компетенций педагогов ДОУ:
Изучить современные подходы к диагностике личностных и профессиональных качеств педагога из пособий Ю.А. Афонькиной: 1) «Мониторинг профессиональной деятельности воспитателя в контексте реализации. ФГОС ДО». Издательство «Учитель», 2016; 2) «Индивидуальный методический маршрут воспитателя ДОО. Журнал для проектирования. ФГОС ДО (+CD)». Издательство «Учитель», 2016. | Сентябрь-октябрь 2020 Основная часть литературы изучается в сентябре-октябре 2020, затем по мере поступления новинок методической литературы | |
3. | Разработка учебно-методического комплекта |
- Управленческий проект «Повышение профессиональной компетентности педагогов по проектированию развивающей предметно-пространственной среды в группе». 2. Оформить мультимедийные презентации: - «Организация Центров активности в группе»; - «Организация развивающих центров в группе на основе применяемых технологий»; 3. Составить методические задания и тесты для педагогов по темам: - «Проектирование РППС в группе в соответствии с ФГОС ДО»; - «Виды Центров активности»; - «Варианты трансформируемой РППС в группе». 4. Изготовить информационные буклеты: - «Сюжетно-ролевая игра как ключевой элемент РППС в группе»; - «Развитие детской инициативы и самостоятельности на основе грамотной организации РППС»; - «Моделирование игровой ситуации посредством функционально-игровых предметов и предметов-заместителей».
- «Реализация индивидуального развития дошкольников на основе предметно-пространственной среды»; - «Обеспечение возможности для детей свободного выбора материалов и видов активности в группе». 6. Составить электронную библиотеку методических материалов для воспитателей. | Октябрь 2020 Октябрь 2020 Декабрь 2020 Ноябрь 2020 В течение года 2020-2021 учебного года В течение года 2020-2021 учебного года | |
2. Кадровое обеспечение образовательного процесса | ||||
№/№ | Направления деятельности по теме | Содержание управленческих действий | Сроки | |
1. | Мониторинг профессиональных проблем (дефицитов) и достижений педагогов |
| Сентябрь 2020 Май 2021 | |
2. | Создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды для всех участников образовательных отношений. |
| Постоянно | |
3. | Формирование кадрового потенциала для обеспечения качества образовательного процесса на основе проектирования РППС |
- открытых просмотров образовательных мероприятий с детьми по теме; - организации смотров-конкурсов развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО и с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей; - создания портфолио педагогов на официальном сайте ДОО по проектированию дизайн-проектов РППС.
| В течение года В течение года Февраль 2021 Апрель 2021 В течение года | |
| ||||
№/№ | Направления деятельности по теме | Содержание управленческих действий | Сроки | |
1. | Проведение методических мероприятий по теме | Проведение коучинг-сессий по теме «Принципы и подходы к организации развивающего предметного пространства в группе». Вопросы для обсуждения:
| Октябрь 2020 | |
Круглый стол «Совершенствование информационно-образовательной среды дошкольной организации» Темы для обсуждения:
| Ноябрь 2020 | |||
Педагогический совет «Проектирование развивающей предметно-пространственной среды с учетом реализуемых образовательных программ и технологий». Рассматриваемые вопросы: Теоретическая часть
Практическая часть
| Декабрь 2020 | |||
Семинар-практикум «Развивающая предметно-пространственная образовательная среда, способствующая индивидуализации образовательного процесса». План семинара:
| Январь 2021 | |||
Кейс-метод «Гендерный подход в проектировании развивающей предметно-пространственной среды группы». Разбор ситуаций:
| Февраль 2021 | |||
Мастер-класс «Разработка современных объектов РППС».
- разработка экологических мобилей; - создание лэпбуков; - создание макетов, моделей; - разработка авторских дидактических материалов. | Март 2021 | |||
Педагогический тренинг «Защита дизайн-проектов развивающей предметно-пространственной среды группы»:
| Апрель 2021 | |||
Метод разбора деловой корреспонденции (баскет-метод) «Анализ РППС в дошкольной организации» Темы для разбора:
| Май 2021 | |||
5. Организация сотрудничества ДОО с родителями и социальными институтами | ||||
№/№ | Направления деятельности по теме | Содержание управленческих действий | Сроки | |
1. | Вовлечение родителей в проектирование РППС посредством эффективного взаимодействия с ними |
| В течение года, по плану работы с родителями | |
2. | Организация взаимодействия с сетевыми партнерами |
| В течение года, по плану работы с социальными партнерами | |
6. Обобщение результатов | ||||
№/№ | Направления деятельности по теме | Содержание управленческих действий | Сроки | |
1. | Описание и обобщение деятельности по теме самообразования | Представление опыта в форме: - управленческого проекта «Повышение профессиональной компетентности педагогов по проектированию развивающей предметно-пространственной среды в группе»; - мультимедийной презентации «Проектирование развивающей предметно- пространственной среды дошкольной организации»; - выступления «Эффективные практики проектирования Центров активности в ДОО»; - публикаций «Обеспечение условий в ДОО для реализации свободного выбора детьми разных видов деятельности». | В течение года, по мере обобщения деятельности по теме |
- Литература
- Асаева, И.Н. Развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разных видов / И. Н. Асаева // URL: hllp://cyberleninka.ru/article/n/razvitieprofessionalnyh-kompetentsiy-vospitateley-doshkolnyh-uchrezhdeniy-razny.
- Афонькина Ю.А. Индивидуальный методический маршрут воспитателя ДОО. Журнал для проектирования. ФГОС ДО (+CD)». Издательство «Учитель», 2016.
- Афонькина Ю.А. Мониторинг профессиональной деятельности воспитателя в контексте реализации. ФГОС ДО. Издательство «Учитель», 2016.
- Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда детского сада. – М.: Озон, 2011.
- Волохова Н.Н. Развивающая предметно-пространственная среда детского сада на основе ФГОС ДО (+CD) – Волгоград: Учитель, 2016;
- Грашин А.А. Дизайн детской развивающей предметной среды. Учебное пособие. – М.: Архитектура-С, 2008.
- Карабанова О.А., Алиева Э.Ф. и др. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. – М.: ФИРО, 2014;
- Киреева Л.Г. Организация предметно-развивающей среды. Из опыта работы. – Волгоград: Учитель, 2017.
- Майер, А. А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования / А. А. Майер // Управление ДОУ. - 2007. - № 1. - С. 8-15.
- Микляеева Н.В., Романова О.Ю. Инновации в методической работе дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 2010.
- Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. – М.: Айрис-Пресс, 2007.
- Полякова М. Н. Создание моделей предметно-развивающей среды в ДОУ. Методические рекомендации. – М.: Центр педагогического образования, 2008.
- Стародубцев В.А., Киселева А.А. Самообразование педагога в медиасреде // Народное образование, - № 6, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование самоконтроля и самооценки у школьников в условиях обновления содержания образования.
Из опыта работы учителя: как формировать у младших школьников контрольно-оценочную самостоятельность? Особое внимание уделяется приемам проверки и самопроверки. Выделяются показатели сформированности ...
Педагогический проект "Духовно- нравственное воспитание младших школьников в условиях обновления содержания образования"
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ц...
Система духовно-нравственного развития младших школьников в условиях обновления содержания начального образования
Для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. И прав профессор Московской Православной Духовной Академии А.И.Осипов, говоря, что образование ...
Педагогический проект «Духовно – нравственное воспитание младших школьников в условиях обновления содержания образования»
«Управлять развитием личности, формированием нравственных установок, усвоением духовных ценностей – это не покушение на свободу выбора ребёнка, свободу воли. Это лишь осознание того, что нравственное ...
ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В СОДЕРЖАНИИ ДОШКОЛЬНОГО, НАЧАЛЬНОГО И ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ - КАК ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Определены проблемы адаптации детей при переходе из дошкольного учреждения в начальную школу и дальнейшего их перехода в среднюю школу. Выявлены и обоснованы механизмы взаимодействия педагогов каждого...
Педагогический проект « Духовно- нравственное развитие и воспитание обучающихся, через разнообразные формы внеклассной деятельности в условиях обновления содержания образования»
В данном проекте представлен опыт по воспитанию духовно - развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией через раскрытие творческих и интеллектуальных способно...