Открытое внеклассное мероприятие «Как сказать «Нет» и отстоять свое мнение»
методическая разработка (4 класс)
Методическая разработка внеклассного мероприятия цель которого научить ребят отстаивать свое мнение и сопротивляться негативному влиянию со стороны взрослых и сверстников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 26.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Открытое внеклассное мероприятие
«Как сказать «Нет» и отстоять свое мнение»
Цель занятия: научить ребят отстаивать свое мнение и сопротивляться негативному влиянию со стороны взрослых и сверстников.
Задачи занятия:
- обсудить понятие «давление общества», формы и способы сопротивления давлению;
- показать ученикам ситуации, в которых отказ - единственный способ ответственного поведения;
- воспитывать заботливое отношение к своему здоровью;
- формирование здоровых навыков выхода из трудных ситуаций или удовлетворения внутренних потребностей;
- формирование объективной социальной позиции.
Методы работы: групповой, объяснительно- иллюстративный, проблемный, метод поиска правильного решения.
Материалы (оборудование): компьютер, мультимедийный проектор, учебная доска, средства рисования (ватманы, крандаши, фломастеры, линейки, ластики и т.д.), материалы к заданиям.
Ход занятия:
Занятие начинается с деления класса на группы. При входе в кабинет каждый ребенок вытягивает пазл (см. приложение 1), который с одной стороны имеет определённый цвет, а с другой часть картинки. На столах для работы групп стоят карточки разных цветов. Дети рассаживаются за столы по цветовому соответствию.
- Организационный момент
(Слайд 1) Юность – это такой период в жизни, когда мы решаем очень многие и, наверное, самые важные задачи, стоящие перед личностью. Я и мир, Я и моя жизнь, Я и окружающие меня люди. Хочется познать мир. Хочется узнать всё любой ценой и прямо сейчас. Всё – потому что не хочется ничего упустить (вдруг это самое главное в жизни?). Любой ценой – потому что пока всё равно непонятно, что, сколько стоит и есть ли ценность человеческой жизни вообще. Прямо сейчас, потому что вдруг потом уже не успеешь. И кажется, что самая главная ценность – свобода. Как возможность делать то, что хочется.
- Введение в тему занятия
Каждый из вас до начала занятия получил пазл. Задача вашей группы, собрать картинку из этих пазлов. (групповая работа)
Какие изображения у вас получились? (группа1 – курящий подросток, 2 группа – употребление алкоголя, 3 группа – наркотики, 4 группа – курительные смеси) (Слайд 2)
И часто первыми атрибутами свободной, самостоятельной жизни становятся сигарета, алкоголь, наркотики и другие негативные явления в обществе. Каждый день можно видеть, в какой ужасной действительности мы живём.
- Каким словом мы можем назвать все, собраные вами изображения? (вредные привычки)
Задание «Кластер»
- Сейчас мы предлагаем вам поработать с кластерами (см. приложение 2) на основе собранных вами пазлов. (объяснение работы стрелки) На столах у каждой группы лежат заготовки кластера. В центр кластера помещено собранное вами изображение. Кластер разделен на 2 темы. Первая - последствия приобщения к употреблению (алкоголь, наркотики, курение, табачные смеси), вторая – способы приобщения к употреблению (алкоголь, наркотики, курение, никотиновые смеси). (Работа в группах)
- А теперь давайте посмотрим, что у вас получилось. По очереди, по одному представителю от группы вы выходите к доске и представляете результаты своей работы. (Защита кластера)
- Посмотрите внимательно на результаты вашей работы и сравните ответы, которые вы дали. К какому выводу вы пришли? (Независимо от вида вредных привычек последствия и способы приобщения к ним практически одинаковые).
- Вы, наверное, уже обратили внимание, что на вопрос о способах приобщения к вредным привычкам все группы написали о том, что основным фактором является общество.
-В настоящее время вредные привычки глубоко вошли в быт многих людей и стали повседневным явлением в обществе. А так как мы являемся частью этого общества, нам очень трудно противостоять его влиянию.
- Хочется задать вам вопрос. Как сказать «нет» негативному влиянию общества и отстоять свое мнение? (Слайд 3)
(Варианты предположительных ответов)
- На этот вопрос нам и предстоит на нашем занятии.
III. Основной этап раскрытия темы занятия
- Сейчас я предлагаю вам посмотреть отрывок из кинофильма «Чучело».(Слайд 4) (Воспроизведение видеоотрывка из кинофильма «Чучело» (см. приложение3))
- Как бы вы поступили на месте героини этого фильма в этой ситуации?
- Почему героиня фильма не поддержала мнение класса?
- А если бы она сказала "да", то что могло бы произойти?
- Умеете ли вы давать отпор, сопротивляться сомнительным предложениям?
Задание «Да, нет»
- Чтобы ответить на этот вопрос, мы проведем игру «Да или нет». Я буду задавать вопросы, а вы в ответ записывайте одно из этих двух слов. Отвечать нужно честно, иначе вы ничего о себе не узнаете. (Слайд 5)
- Можно ли смотреть телевизор больше трех часов в день?
- Хотелось бы тебе играть в компьютерные игры больше трех часов в день?
- Хотелось бы тебе попробовать закурить?
- Можешь ли ты просидеть весь день перед телевизором, оставив все свои дела?
- Пробовал ли ты алкогольные напитки?
- Любишь ли ты уроки физкультуры?
- Если друзья тебе предложат сбежать с уроков, согласишься ли ты?
- Готов ли ты заменить одно яблоко на две пачки чипсов?
- Если бы тебе прямо на улице незнакомец предложил коробку конфет, взял бы ты ее?
- Друзья зовут тебя в игровые автоматы, а ты еще не сделал уроки. Сможешь отказаться?
- Теперь подсчитайте, сколько раз вы ответили «Да», и запишите полученное число. (Слайд 6)
Вы сказали «Да» не больше 3-х раз - вот ваш результат: Вы умеете управлять своими желаниями. У вас сильная воля и крепкий характер. Вы умеете отказаться от удовольствия, если это может принести вред, помешать вашим планам, вашим отношениям с родителями, учителями.
Вы сказали «Да» от 4-х до 8- раз. Ваш результат похуже. Вам не всегда удается управлять своими желаниями. Не хватает силы воли. Вам нужно оценить свои действия. Вам нужно научиться говорить себе «нет».
Вы сказали «Да» от 9 до 10 раз – пора задуматься. Вас неудержимо тянет к удовольствиям. Вам нужно оценить свои действия. Нужно научиться говорить себе «нет».
- (Слайд 7)Ребята таких ситуаций в жизни бывает много и от того, как вы себя поведете в той или иной ситуации, зависит порой ваша судьба или даже жизнь. На нашем занятии мы попытаемся научиться сопротивляться давлению окружающих, правильно отказывать убеждающему вас человеку.
- Подумайте и вспомните, попадали ли вы в такую ситуацию? (ответы детей)
- Почему вы согласились?
- Трудно ли было отказать?
- Сейчас я предлагаю вам поработать в группах и постараться дать ответ на вопрос: почему мы говорим да на предложение попробовать что- то пагубно влияющее на наше здоровье? (Работа в группах)
- Предлагаю выслушать результат работы групп. (Выступления детей)
- Вы большие молодцы, проделали очень хорошую работу. Современные психологи утверждают, основной причиной принятия решения попробовать то, что тебе предлагают, является нежелание противопоставлять себя своему окружению, выделяться из их среды. (Слайд 8)Помимо этой конечно существуют и другие критерии: не хочется быть белой вороной, не хватает смелости, за компанию с другом, соглашаюсь из-за симпатии к убеждающему человеку, соглашаюсь назло кому-то, хочу доказать, что я взрослый, для получения адреналина. Но всегда ли оправданно говорить "Да"? Может быть, есть ситуации, в которых стоит сказать "НЕТ"?
- Как же сказать «Нет!» давлению общества? (ответы детей)
Задание «Ситуации» (Слайд 9)
- Давайте проиграем ситуации, в которых вам предлагают сделать или попробовать то, что негативно скажется на вас и вашем здоровье. Пожалуйста, выберите по 1 участнику от группы, на которого будет оказывать давление другая группа, пытаясь уговорить попробовать что-то. То в чем вы должны убедить вашего оппонента находится в конвертах на столах у каждой группы (см.приложение4). (Подготовка детей и проигрывание ситуаций)
(После каждой проигранной ситуации происходит ее разбор)
- Правильно ли он отказывался или нет?
- В чем он допустил ошибку?
- Поднимите руку кто не смог бы отказать в данной ситуации?
- Почему?
- Молодцы, вы неплохо справились с заданием, смогли не только проиграть эти ситуации, но и увидели ошибки.
- Что было труднее убеждать или отказывать?
- Почему?
- Отстаивать себя, прислушиваться к другим, а не слушаться чужих указаний, это те качества, которые каждый человек должен воспитывать в себе. Часто от того, что человек не может противостоять чужому мнению, он кардинально меняет свою судьбу. А жизнь то ведь дается человеку только один раз, когда, если не сейчас проверить и поверить в жизнеспособность своего решения.
Для этого, в помощь вам, мы подготовили памятки. (см. приложение 5)
- Итоги занятия:
Задание «Таблица потребностей» (Слайд 10)
-У каждой группы на столах лежит таблица, в которой записаны человеческие потребности. Вам необходимо подумать и записать, как эти потребности, которые якобы удовлетворяются с помощью алкоголя, табака или наркотиков, могут быть удовлетворены с помощью здоровых способов. (см. приложение 6) (работа в группах, представление результатов работы)
Задание «Человеческие ценности» (Слайд 11)
- На столах у каждой группы лежит список человеческих ценностей. (см. приложение 7) Я предлагаю вам выбрать из списка и подчеркнуть семь самых главных для него ценностей. А теперь вычеркните из списка самых значимых ценностей те ценности и цели, которые невозможно исполнить, будучи зависимым от вредных привычек, и написать, почему они будут невыполнимы. Желающие могут объяснить свое мнение.
- (Слайд 12) Любую естественную потребность человека можно удовлетворить здоровым способом, а любую проблему можно решить, если от нее не отворачиваться. Проблема нездоровых привычек состоит в том, что мы не знаем себя, своих возможностей и не умеем строить конструктивные взаимоотношения с людьми. Этому можно научиться.
- Сегодня вы попробовали научиться говорить «нет» негативному влиянию общества, а так же получили рекомендации, как делать это правильно.
- Сложно ли вам говорить «нет» окружающим вас людям?
- Необходимо ли учиться этому?
- Для чего необходимо уметь сказать «нет», обществу, которое тебя окружает?
- Какая информация показалась вам полезной?
- На сегодняшнем занятии вы получили определенный багаж знаний, которым я предлагаю поделиться со своими сверстниками и оформить агитационный плакат на тему «Умей сказать «НЕТ»!» (выполнение работы, демонстрация результатов)
- (Слайд 13) Я желаю вам жить ярко и интересно, удовольствие можно и нужно получать от красивой музыки, занятий спортом, танцами, а самое главное, от общения друг с другом. Каждый из вас на личном примере должен утверждать вечные человеческие ценности: доброту, дружбу, любовь, веру и взаимопонимание, чтобы нам было ради чего сказать вредным привычкам «НЕТ». Ведь здоровая нация - это сила и богатство страны.
Активизация аудитории: смена видов деятельности, разнообразных форм работы, использование социально - игровых технологий
- Рефлексия (анализ занятия): Данное занятие соответствует основным направлениям воспитательной работы школы, возрастным особенностям учащихся. Оно формирует у детей социальные установки, пробуждает чувства, закрепляет мотивы поведения в окружающей среде. Для проведения мероприятия был составлен сценарий на основе рабочей программы «Все цвета, кроме черного». Учитывая возрастные особенности учащихся, в мероприятие были включены задания, посильные для восприятия. При проведении мероприятия наиболее удачными оказались следующие моменты: содержание, форма групповой работы. Работа в целом прошла содержательно, интересно и организованно. Учащиеся проявили инициативность, самостоятельность, ответственность, дисциплинированность. Учителю удалось достигнуть поставленных целей и задач, привлечь учащихся к анализу ситуаций. Для данного возраста детей воспитательная ценность проведенной работы очень велика. Считаем, что учащиеся осознали значимость и важность бережного отношения к здоровью. Во время проведения мероприятия удалось наладить хороший контакт с учащимися. Общение было свободным и непринужденным, стоит отметить убежденность учащихся в значимость моральных качеств в современном мире.
- Подведение итогов. Итогом работы стало создание агитационных плакатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
внеклассное мероприятие для родителей игра - путешествие Родной свой край люби и знай
воспитание у детей нравственно – патриотических чувств: любовь к родному краю, чувство гордости, ответственности за свой город, уважения к его жителям....
Внеклассное мероприятие "Кто сказал "Мяу"?" для незрячих детей, 3 класс
Уровень развития познавательных интересов незрячих детей различен, поэтому в процессе обучения необходимо более частое переключение внимания с одного вида деятельности на другой, с черед...
Внеклассное мероприятие "Призовут- мы не потужим, Армии своей послужим!"
В ходе мероприятия рассказыватся про рода войск Российской Армии, проводятся игры. Данный материал можно использовать в период реализации плана Месячника оборонно- массовой и военно- п...
Внеклассное мероприятие "Как сказать "нет"вредным привычкам"
Ролевая игра...
Внеклассное мероприятие по русскому языку и математике "Своя игра" для детей с ментальными нарушениями (1-4 классы)
Внеклассное мероприятие "Своя игра"...
План-конспект классного часа на тему: "Как сказать «НЕТ» и отстоять своё мнение"
План-конспект классного часа на тему: "Как сказать «НЕТ» и отстоять своё мнение"...