Учебное занятие "Как народ весну встречает"
план-конспект занятия (3, 4 класс)
Весна... Пожалуй, самое любимое время года у большинства людей. Символ тепла, пробуждения природы, надежд на будущий урожай и хорошую погоду.
Народ на Руси почитал традиции и подмечал все изменения в природе. И до сих пор мы сверяем свою жизнь с народными приметами, которые передавались из поколения в поколение и дошли до нас с вами. Занятие о весенних народных праздниках и обычаях, о произведения русского народного фольклора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Учебное занятие про устному народному творчеству | 28.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект учебного занятия по устному народному творчеству во 2 классе
«Как народ весну встречает»
Задачи:
I часть
- приобщать детей к истокам народной культуры;
- расширять и углублять знания о традициях русского народного календаря с весенним циклом праздников;
- закреплять знания детей о народных играх;
- формировать желание использовать в речи фольклор;
- продолжать формировать уважение к традициям русского народа;
- воспитывать устойчивый интерес детей к устному народному творчеству, как к русскому национальному богатству;
II часть
- закреплять умение делать птиц по принципу оригами ;
- совершенствовать навыки работы с бумагой;
- воспитывать аккуратность в процессе деятельности.
Предварительная работа:
- беседы о праздниках и традициях русского народа;
- чтение художественных произведений;
- заучивание пословиц, поговорок, народных примет, закличек;
- рассматривание иллюстраций ;
- разучивание хороводов, подвижных игр;
- прослушивание музыкальных произведений о природе;
- занятия по конструированию из бумаги;
- проведение праздников и досугов.
Словарная работа:
Протальник, водотек, водолей, травень, березень, солнечник, розоцвет, Благовещение, Пасха, Вербное воскресение, Сретение, закликать, традиции.
Оборудование:
Видеопрезентация с иллюстрациями весны, птиц, музыкальный центр, аудиозаписи, цветная бумага, ножницы, фломастеры.
Ход учебного занятия:
1 часть занятия.
Оргмомент
Здравствуйте. Сегодня необычный урок устного народного творчества проведу у вас я. Зовут меня Елена Георгиевна. Я учитель Пепереченской школы. Я надеюсь на ваше прилежание и активность. Желаю вам хорошей работы.
Звучит музыка.
Учитель: Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет
Кто догадался? О чем эта загадка? (о весне)
Весна... Пожалуй, самое любимое время года у большинства людей. Символ тепла, пробуждения природы, надежд на будущий урожай и
хорошую погоду.
Народ на Руси почитал традиции и подмечал все изменения в природе. И до сих пор мы сверяем свою жизнь с народными приметами, которые передавались из поколения в поколение и дошли до нас с вами.
Постановка цели занятия: Сегодня мы с вами поговорим о весенних народных праздниках и обычаях, вспомним произведения русского народного фольклора.
Учитель: Назовите весенние месяцы (Март, апрель, май)
Кто желает прочитать стихотворение о весне?
Март, март пришел
Белый снег сошел.
А за ним апрель,
Отворил окно и дверь.
А за ним пришел и май
Солнце в терем приглашай!
Учитель: Матушка весна, всем красна!
Кто знает, какие названия имел месяц март в народном календаре?
( Протальник, водотек, капельник, весновей, огородник, утро года)
Учитель: Не смотря на капризы переменчивой весенней погоды и непростые трудовые будни, народ находил время для творчества, сочиняя о весне загадки, стихи, пословицы, которых вы знаете немало. А также прилежно записывал весенние приметы.
Учитель: Назовите какие вы знаете приметы марта?
- увидал грача- весну встречай;
- сухой март- плодородие, дождливый — неурожай;
сухой март, а май мокрый, делают хлеб добрый.
Учитель: Бывало и так, что март наступил, а погода не всегда радовала людей, часто зима не хотела уходить. Вот и приходилось людям весну в гости зазывать. Давайте ребята, Весну - красну закликать. Но сначала надо перелетных птиц звать. Они всегда впереди Весны летят. Ребята, кто знает какая птица открывает весну пением? (жаворонок)
Дети работают в группах:
Прочитайте внимательно закличку.
Прочитайте хором соблюдая знаки препинания.
1)Жаворонки прилетите,
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела:
Весь хлеб у нас проела!
2)Жаворонки, перепелушки,
Птички, ласточки!
Прилетите к нам!
Весну ясную,
Весну красную
Принесите нам!
3)Жаворонушки, перелетушки, прилетите к нам!
Весну ясную, Весну красную, принесите нам.
Зима надоела, хлеб весь поела!
Ручки познобила, скотинку поморила!
Учитель: А теперь пора весну зазывать.
1) Весна, весна приди! Три угодья принеси.
Первое угодье – в лугах половодье!
Другое угодье – солнце на подворье!
Третье угодье – зеленое раздолье!
2)Ой, весна моя
Ты, весняночка!
Из-за темных лесов,
Из-за синих морей приходи!
Солнцем, светом озари
3) Весна, весна красна,
Тепло солнышко,
Приди скорей,
Согрей детей!
Приди к нам с радостью,
С великой милостью,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом богатым!
Учитель: Ребята, а вы знаете, о том, что весну на Руси встречали трижды
15 февраля - на Сретение (зима с летом встречается)
22 марта - в день весеннего равноденствия (день с ночью равняется);
7 апреля - в Благовещенье.
Ребята, а вы слышали о празднике Сретение Господне?
Праздник Сретение - один из основных православных праздников в память о том, как праведник Симеон встретил у дверей храма Марию и Иосифа, несущих младенца Иисуса на руках для посвящения Богу. Он приходится на середину февраля и считается в народе первой встречей зимы и весны.
Люди примечали погодные приметы на Сретение.
• Какова погода на Сретенье, такова и весна будет.
• Если на Сретенье оттепель - весна ранняя и теплая, если холодно - весна холодная.
• Если с вечера в канун Сретения небо будет усеяно звездами, то и весна пожалует позднее обыкновенного.
Учитель: Кто знает, какие названия имел второй месяц весны апрель в народном календаре?
(Водогон, водолей, цветень, березень, парильник, солнечник)
Учитель: Как вы думаете, почему его так называли? (Ответы детей).
Учитель: молодцы. Какой праздник отмечал народ в апреле?
( Благовещение- третья встреча весны)
Учитель: Что интересного вы знаете об этом празднике?
Благовещение, третья встреча весны. И люди, и звери, и растения этому празднику радуются. В этом день даже солнце играет! Это день, когда Ангел принес благую весть Деве Марии о том, что она родит младенца Христа. Благовещение - самый большой праздник ранней весны. В этот день всегда вели мирную беседу, о наступающей весне, о посевах, об урожае. Праздного разгула в этот день не вели. Все птицы бодро и радостно встречают этот праздник.
На Благовещенье весна зиму победила.
Птиц, находящихся в неволе, на Благовещенье выпускали. Улетая ввысь с радостным щебетанием, птицы как бы уносили надежды людей на небеса.
Благовещение - птиц на волю отпущение.
Существовал обычай выпекать на Благовещенье «жаворонков», домашнее печенье в виде птиц с расправленными крыльями, словно летящих. Пекли их для всех членов семьи, в них запекали орехи и изюм.
Люди примечали:
- гроза на Благовещенье - к урожаю грибов.
- Бурый медведь из берлоги встает, барсук из норы выходит.
- Просыпаются лесные муравьи.
- В народе верили, каково Благовещение проведешь, таково и весь год.
- На Благовещение птица гнезда не вьет, девка косы не плетет.
Люди пели заклички, закликали птиц. Становилось теплее, солнышко становилось ярче.
Учитель: А про солнышко вы заклички знаете?
Дети работают в группах:
1)Солнышко, ведрышко – выгляни в окошечко!
Солнышко, покажись – красное, нарядись!
2)Солнышко – ведрышко! Выгляни в окошко!
Детки тебя любят, детки – малолетки!
3)Солнышко – солнышко! Посвяти немножко!
Выйдут детки погулять, выйдут детки поиграть!
Учитель: Ребята, о каком еще народном весеннем празднике, который будем отмечать в воскресенье 20 апреля, мы не поговорили? (О Пасхе.)
Учитель: Пасха - великий праздник православного календаря, торжественный и радостный. Расскажите, что вы знаете о нем.
Обязательной принадлежностью пасхального стола были крашенные яйца и кулич.
Яйцо - это символ зарождения новой жизни.
По старой традиции люди на праздник обменивались крашенными яйцами в знак любви и единства. Их дарили знакомым и соседям, поздравляя с праздником.
Развлечение деревенской молодежи были игры с яйцами на Пасхальной неделе. Играющие спускали яйца с бугорков или специальных деревянных лоточков.
Была игра «битки». Один из играющих зажимал яйцо в руке, другой бил по нему своим. Выигрывал тот, чье яйцо осталось целым.
Учитель: Как много узнали о народных праздниках!
Назовите последний месяц весны? (Май) Как в старину называли май?
(Травень, розоцвет, цветень)
Учитель: Что говорил народ про месяц май?
- май леса наряжает, лето в гости ожидает;
- май холодный - год хлебородный;
- много майских жуков - к засухе;
- запел соловей - весна пошла на убыль, а лето - на прибыль.
Учитель: А сейчас я хочу, чтобы вы отдохнули.
Как живешь? – Вот так!
А плывешь? – Вот так!
Как бежишь? – Вот так!
Вдаль глядишь? – Вот так!
Ждешь обед? – Вот так!
Машешь вслед? – Вот так!
Утром спишь? – Вот так!
А шалишь? – Вот так!
2 часть занятия
Учитель: Мы с вами поговорили о том, как люди встречали весну, как закликали весну, птиц, сказали, что в семьях пекли печенье «жаворонки».
Мы сегодня с вами таких птиц сделаем из бумаги. Вы умеете делать поделки способом оригами.
Я предлагаю каждому сделать свою птичку.
Не спешите, подумайте, какую птицу вы хотите делать, выберете для этого такую по цвету бумагу, которая вам будет нужна.
Вспомните, с чего вы начнете работу, в каких направлениях будете складывать бумагу, постарайтесь работать аккуратно.
Самостоятельная работа детей.
Учитель: Молодцы, ребята! Посмотрите, какие замечательные птицы у нас получились. Ты какую птицу сделал? А ты? Назови свою птицу? (Дети называют свою птицу). Птицы у всех получились разные.
Учитель: А теперь давайте своих птиц «выпустим на волю» - подарим нашим гостям, друг другу с наилучшими пожеланиями весны и тепла. (Дети дарят птиц).
Рефлексия:
Тест
1.Что означает слово Сретение?
благая весть
прощание
встреча
песнопение
2.Какой праздник отмечают на Руси 7 апреля?
Пасха
Рождество
Крещение
Благовещение
3. 22 марта – это
день прилёта жаворонков
день весеннего равноденствия
День планеты Земля
4. Соотнесите название весеннего месяца с народным календарём
март цветень
апрель протальник
май водогон
5.Фольклорное произведение, которое содержит настойчивое умоление
потешка
скороговорка
загадка
закличка
Учитель: О каком времени года говорили на уроке? Что нового узнали о том, как народ встречал весну?
Угощение выпеченными жаворонками
В праздник Благовещения – было принято стряпать печенье, в виде жаворонка. Да не простые птички были, а с секретом. Кому, что достанется, тому и сбудется. Птичка с монеткой - к богатству, с крупой – к счастью, с пуговицей – к радости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как животные весну встречают
«Как животные весну встречают» Конспект урока по окружающему миру по программе «Перспективная начальная школа». 1 класс. Знакомить учащихся с изменениями в жизни насекомых, лягушек, зм...
Тема урока: «Как животные весну встречают»
Дидактический материал: Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С.А. Окружающий мир. Наш мир, 1 класс/ учебник. – М.: Академнига, 2009 Федотова О. Н., Трафимова Т. В. «Давай знакомиться, мир»/ Хр...
Как животные весну встречают
Урок окружающего мира в 1 классе. УМК "Перспективная начальная школа". На уроке происходит знакомство с измениями в жизни животных с приходом весны....
Разработка урока окружающий мир 1 класс Как животные весну встречают
Формирование представления детей о разнообразии животного мира, расширение знаний о зверях и насекомых....
презентация к уроку окружающего мира "Как животные весну встречают"
Презентация содержит фотографии животных, необходимые для урока и является наглядным дополнением к хрестоматии....
Праздник народов Севера "Встреча Солнца"
Праздник "Встреча Солнца"...
Учебно-методический комплект по окружающему миру на тему "В феврале зима с весной встречается впервой"
Предмет: окружающий мирКласс: 2Тема урока: в феврале зима с весной встречается впервойЦели урока: познакомить с особым положением февраля в годовом круге, с некоторыми обычаями праздников народов мира...