Учебное занятие "Как народ весну встречает"
план-конспект занятия (3, 4 класс)

Елена Георгиевна Мухутдинова

Весна... Пожалуй, самое любимое время года у большинства людей.   Символ тепла, пробуждения природы, надежд на будущий урожай и хорошую погоду.

    Народ на Руси почитал традиции и подмечал все изменения в природе. И до сих пор мы сверяем свою жизнь с народными приметами, которые передавались из поколения в поколение и дошли до нас с вами. Занятие о весенних народных праздниках и  обычаях, о произведения русского народного фольклора.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект учебного занятия по устному народному творчеству во 2 классе

«Как народ весну встречает»

Задачи:

I часть

  • приобщать детей к истокам народной культуры;
  • расширять и углублять знания о традициях русского народного календаря с весенним циклом праздников;
  • закреплять знания детей о народных играх;
  • формировать желание использовать в речи фольклор;
  • продолжать формировать уважение к традициям русского народа;
  • воспитывать устойчивый интерес детей к устному народному творчеству, как к русскому национальному богатству;

II часть

  • закреплять умение делать птиц по принципу оригами ;
  • совершенствовать навыки работы с бумагой;
  • воспитывать аккуратность в процессе деятельности.

Предварительная работа:

  • беседы о праздниках и традициях русского народа;
  • чтение художественных произведений;
  • заучивание пословиц, поговорок, народных примет, закличек;
  • рассматривание иллюстраций ;
  • разучивание хороводов, подвижных игр;
  • прослушивание музыкальных произведений о природе;
  • занятия по конструированию из бумаги;
  • проведение праздников и досугов.

Словарная работа:

Протальник, водотек, водолей, травень, березень, солнечник, розоцвет, Благовещение, Пасха, Вербное воскресение, Сретение, закликать, традиции.

Оборудование:

Видеопрезентация с иллюстрациями весны, птиц, музыкальный центр,  аудиозаписи, цветная бумага, ножницы, фломастеры.

Ход учебного занятия:

1 часть занятия.

Оргмомент

Здравствуйте. Сегодня необычный урок устного народного творчества проведу у вас я. Зовут меня Елена Георгиевна. Я учитель Пепереченской школы. Я надеюсь на ваше прилежание и активность. Желаю вам хорошей работы.

Звучит музыка.

Учитель:           Она приходит с ласкою

                              И со своею сказкою.

                              Волшебной палочкой взмахнет,

                              В лесу подснежник расцветет

   Кто догадался? О чем эта загадка? (о весне)

  Весна... Пожалуй, самое любимое время года у большинства людей.   Символ тепла, пробуждения природы, надежд на будущий урожай и

хорошую погоду.

    Народ на Руси почитал традиции и подмечал все изменения в природе. И до сих пор мы сверяем свою жизнь с народными приметами, которые         передавались из поколения в поколение и дошли до нас с вами.

Постановка цели занятия: Сегодня мы с вами поговорим о весенних народных праздниках и  обычаях, вспомним произведения русского народного фольклора.

Учитель:     Назовите весенние месяцы (Март, апрель, май)

Кто желает прочитать стихотворение о весне?

                          Март, март пришел

                            Белый снег сошел.

                            А за ним апрель,

                            Отворил окно и дверь.

                            А за ним пришел и май

                            Солнце в терем приглашай!

Учитель:  Матушка весна, всем красна!

Кто знает, какие названия имел месяц март в народном календаре?

( Протальник, водотек, капельник, весновей, огородник, утро года)

Учитель:   Не смотря на капризы переменчивой весенней погоды и непростые трудовые будни, народ находил время для творчества, сочиняя о весне загадки, стихи, пословицы, которых вы знаете немало. А также прилежно записывал весенние приметы.

Учитель:  Назовите какие вы знаете приметы марта?

  • увидал грача- весну встречай;
  • сухой март- плодородие, дождливый — неурожай;

сухой март, а май мокрый, делают хлеб добрый.

Учитель: Бывало и так, что март наступил, а погода не всегда радовала людей, часто зима не хотела уходить. Вот и приходилось людям весну в гости зазывать. Давайте ребята, Весну - красну закликать. Но сначала надо перелетных птиц  звать. Они всегда впереди Весны летят. Ребята, кто знает какая птица открывает весну пением? (жаворонок)

Дети работают в группах:

Прочитайте внимательно закличку.

 Прочитайте хором соблюдая знаки препинания.

           1)Жаворонки прилетите,

              Студену зиму унесите,

              Теплу весну принесите:

              Зима нам надоела:

              Весь хлеб у нас проела!

2)Жаворонки, перепелушки,

Птички, ласточки!

Прилетите к нам!

Весну ясную,

 Весну красную

Принесите нам!

3)Жаворонушки, перелетушки, прилетите к нам!

Весну ясную, Весну красную, принесите нам.

Зима надоела, хлеб весь поела!

Ручки познобила, скотинку поморила!

Учитель: А теперь пора весну зазывать.

1) Весна, весна приди! Три угодья принеси.

Первое угодье – в лугах половодье!

Другое угодье – солнце на подворье!

Третье угодье – зеленое раздолье!

             2)Ой, весна моя

             Ты, весняночка!

             Из-за темных лесов,

             Из-за синих морей приходи!

             Солнцем, светом озари

3) Весна, весна красна,

Тепло солнышко,

Приди скорей,

Согрей детей!

Приди к нам с радостью,

С великой милостью,

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебом богатым!  

        Учитель:  Ребята, а вы знаете, о том, что весну на Руси встречали трижды

 15 февраля - на Сретение (зима с летом встречается)

22 марта - в день весеннего равноденствия (день с ночью равняется);

    7 апреля - в Благовещенье.

Ребята, а вы слышали о празднике Сретение Господне?

Праздник Сретение - один из  основных православных праздников в память о том, как праведник Симеон встретил у дверей храма Марию и Иосифа, несущих младенца Иисуса на руках для посвящения Богу. Он приходится на середину февраля и считается в народе первой встречей зимы и весны.

  Люди примечали погодные приметы на Сретение.

•        Какова погода на Сретенье, такова и весна будет.

•        Если на Сретенье оттепель - весна ранняя и теплая, если холодно - весна холодная.

•        Если с вечера в канун Сретения небо будет усеяно звездами, то и весна пожалует позднее обыкновенного.

Учитель: Кто знает, какие названия имел второй месяц весны апрель в народном календаре?

(Водогон, водолей, цветень, березень, парильник, солнечник)

Учитель:  Как вы думаете, почему его так называли? (Ответы детей).

Учитель: молодцы. Какой праздник отмечал народ в апреле?

( Благовещение- третья встреча весны)

Учитель:  Что интересного вы знаете об этом празднике?

Благовещение, третья встреча весны. И люди, и звери, и растения этому празднику радуются. В этом день даже солнце играет! Это день, когда Ангел принес благую весть Деве Марии о том, что она родит младенца Христа. Благовещение - самый большой праздник ранней весны. В этот день всегда вели мирную беседу, о наступающей весне, о посевах, об урожае. Праздного разгула в этот день не вели. Все птицы бодро и радостно встречают этот праздник.

На Благовещенье весна зиму победила.

Птиц, находящихся в неволе, на Благовещенье выпускали. Улетая ввысь с радостным щебетанием, птицы как бы уносили надежды людей на небеса.

Благовещение - птиц на волю отпущение.

Существовал обычай  выпекать на Благовещенье «жаворонков», домашнее печенье в виде птиц с расправленными крыльями, словно летящих. Пекли их для всех членов семьи, в них запекали орехи и изюм.

Люди примечали:

  • гроза на Благовещенье - к урожаю грибов.
  • Бурый медведь из берлоги встает, барсук из норы выходит.
  • Просыпаются лесные муравьи.
  •  В народе верили, каково Благовещение проведешь, таково и весь год.
  • На Благовещение птица гнезда не вьет, девка косы не плетет.

 Люди пели заклички, закликали птиц. Становилось теплее, солнышко становилось ярче.

Учитель: А про солнышко вы заклички знаете?

Дети работают в группах:

1)Солнышко, ведрышко – выгляни  в окошечко!

Солнышко, покажись – красное, нарядись!

2)Солнышко – ведрышко! Выгляни в окошко!

Детки тебя любят, детки – малолетки!

3)Солнышко – солнышко! Посвяти немножко!

Выйдут детки погулять, выйдут детки поиграть!

Учитель:  Ребята, о каком еще народном весеннем празднике, который  будем отмечать в воскресенье   20 апреля,  мы не поговорили?  (О Пасхе.)

Учитель: Пасха - великий праздник православного календаря, торжественный и радостный.  Расскажите, что вы знаете о нем.

 Обязательной принадлежностью пасхального стола были крашенные яйца и кулич.

 Яйцо - это символ зарождения новой жизни.

По старой традиции люди на праздник обменивались крашенными яйцами в знак любви и единства. Их дарили знакомым и соседям, поздравляя с праздником.

Развлечение деревенской молодежи были игры с яйцами на Пасхальной неделе. Играющие спускали яйца с бугорков или специальных деревянных лоточков.

Была игра «битки». Один из играющих зажимал яйцо в руке, другой бил по нему своим. Выигрывал тот, чье яйцо осталось целым.

Учитель: Как много узнали  о народных праздниках!

Назовите последний месяц весны? (Май)  Как в старину называли май?

(Травень, розоцвет, цветень)

Учитель: Что говорил народ про месяц май?

  • май леса наряжает, лето в гости  ожидает;
  •  май холодный - год хлебородный;
  • много майских жуков - к засухе;
  • запел соловей - весна пошла на убыль, а лето - на прибыль.

Учитель:  А сейчас я хочу, чтобы вы отдохнули.

Как живешь? – Вот так!

А плывешь? – Вот так!

Как бежишь? – Вот так!

Вдаль глядишь? – Вот так!

Ждешь обед? – Вот так!

Машешь вслед? – Вот так!

Утром спишь? – Вот так!

А шалишь? – Вот так!

                                    2 часть занятия

Учитель: Мы с вами поговорили о том, как люди встречали весну, как закликали весну, птиц,  сказали, что в семьях пекли печенье «жаворонки».

Мы сегодня с вами таких птиц сделаем из бумаги. Вы умеете делать поделки способом оригами.

Я предлагаю каждому сделать свою птичку.

Не спешите, подумайте, какую птицу вы хотите делать, выберете для этого такую по цвету бумагу, которая вам будет нужна.

Вспомните,  с чего вы начнете работу, в каких направлениях будете складывать бумагу, постарайтесь работать аккуратно.

 Самостоятельная работа детей.

Учитель: Молодцы, ребята! Посмотрите, какие замечательные птицы у нас получились. Ты какую птицу сделал? А ты? Назови свою птицу? (Дети называют свою птицу). Птицы у всех получились разные.

Учитель: А теперь давайте своих птиц «выпустим на волю» - подарим нашим гостям, друг другу с наилучшими пожеланиями весны и тепла. (Дети дарят птиц).

Рефлексия:

Тест

1.Что означает слово Сретение?

благая весть

прощание

встреча

песнопение

2.Какой праздник отмечают на Руси 7 апреля?

Пасха

Рождество

Крещение

Благовещение

3. 22 марта – это

день прилёта жаворонков

день весеннего равноденствия

День планеты Земля

4. Соотнесите название весеннего месяца с народным календарём

март                          цветень

апрель                        протальник

май                             водогон

5.Фольклорное произведение, которое содержит настойчивое умоление

потешка

скороговорка

загадка

закличка

Учитель: О каком времени года говорили на уроке? Что нового узнали о том, как народ встречал весну?

  Угощение выпеченными жаворонками

В праздник Благовещения – было принято стряпать печенье, в виде жаворонка. Да не простые птички  были, а с секретом. Кому, что достанется, тому и сбудется. Птичка  с монеткой - к богатству, с крупой – к счастью, с пуговицей – к радости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как животные весну встречают

«Как животные весну встречают»    Конспект урока по окружающему миру по программе «Перспективная начальная школа». 1 класс. Знакомить учащихся с изменениями в жизни насекомых, лягушек, зм...

Тема урока: «Как животные весну встречают»

Дидактический материал: Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С.А. Окружающий мир. Наш мир, 1 класс/ учебник. – М.: Академнига, 2009 Федотова О. Н., Трафимова Т. В. «Давай знакомиться, мир»/ Хр...

Как животные весну встречают

Урок окружающего мира в 1 классе. УМК "Перспективная начальная школа". На уроке происходит знакомство с измениями в жизни животных с приходом весны....

Разработка урока окружающий мир 1 класс Как животные весну встречают

Формирование представления детей о разнообразии животного мира, расширение знаний о зверях и насекомых....

презентация к уроку окружающего мира "Как животные весну встречают"

Презентация содержит фотографии животных, необходимые для урока и является наглядным дополнением к хрестоматии....

Учебно-методический комплект по окружающему миру на тему "В феврале зима с весной встречается впервой"

Предмет: окружающий мирКласс: 2Тема урока: в феврале зима с весной встречается впервойЦели урока: познакомить с особым положением февраля в годовом круге, с некоторыми обычаями праздников народов мира...