Воспитательный потенциал притч как основа духовно-нравственного развития младших школьников
статья (2, 3, 4 класс)

///

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnyy_potentsial_pritch.docx18.3 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательный потенциал притч как основа                  духовно-нравственного развития младших школьников

Духовно-нравственное воспитание – одна из сложнейших и актуальных проблем, которая сегодня должна решаться всеми, кто работает с детьми. Что мы сейчас заложим в душу ребёнка, проявится позднее, станет его жизнью.

Важным опорным материалом, на котором строится духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников могут стать притчи.

На своих занятиях для того, чтобы помочь воспитанникам осмыслить сущность того или иного нравственного понятия, я предлагаю рассмотреть его с разных сторон. В этом мне помогает работа с притчами.

Притчи - одно из важнейших средств духовно-нравственного

воспитания. Их эффективность обусловлена, прежде всего, тем, что они

воздействуют на все три Я человека: ум, сердце и душу.

Притча близка к басне, но отличается от неё широтой обобщения, значимостью, заключённой в ней идеи. В притче нет обрисовки характеров, указаний на место и время действия, показа явлений в развитии: её цель не изображение событий, а сообщение о них.

Выбирая подходящую историю, воспитатель должен учитывать возраст воспитанников - для учеников начальных классов истории не должны быть длинными, их содержание должно соответствовать жизненному опыту учащихся.

Темы притч самые разнообразные: любовь к ближнему, усердие, мудрость, знание, семейные ценности, самообладание, богатство, сочувствие, милосердие, выбор друзей, трудолюбие, честность, добро и зло, справедливость, зависть и т.д.

Само понятие "притча" произошло от славянского слова - "притька", что означает: происшествие, случай. Ну, а с позиции классики, притча - это короткий образный, чаще иносказательный рассказ или история, с обязательным изложением назидательных истин или резюме.

Говоря метафорическим языком, притча - это айсберг, состоящий из двух различных по формату составляющих, где большая его часть находится под водой, в нашем случае, между строк и лишь незначительная, меньшая часть - на поверхности.

При идеальном исполнении педагог погружает ребенка в ту метафорическую картинку мира, которую отражает та или иная притча, в результате чего устанавливается единая нить, связывающая слушателя, рассказчика и сюжет притчи.

Ребенок, проецирует себя с одним из героев, особенно с тем, на которого он больше похож, или же с тем, который ему более по нраву. Он начинает сопереживать выбранному под себя персонажу. Но главное, что он начинает понимать, что оказывается то, что происходит с ним в реальной жизни, происходит не только с ним, но и с другими, и в частности с данным персонажем.

Но самый сильный эффект достигается в тот момент, когда персонаж справляется с трудной проблемой, ведь проецируя его образ через себя, ребенок понимает, что его реальная проблема решаема, а иногда и получает алгоритмы решения данной проблемы.

Словом, главный эффект от притчи состоит в том, что смысловая составляющая проникает в сознание воспитанника как бы случайно, между прочим, без давления, без назидания. А это значит, что он сам делает для себя открытие, по собственной воле! А то, что мы открываем для себя сами, мы больше ценим и лучше запоминаем!

Этапы работы с притчей.

Первый этап предполагает неторопливое, вдумчивое чтение текста притчи. Чтобы содержание её лучше осмысливалось в голове ребёнка, необходимо включить весь свой багаж обаятельного и эмоционального рассказчика (голос, интонация, паузы, тембр, дикция; жестикуляция, мимика, позы и т.д.)

Второй этап - это чтение притчи с обсуждениями. Т.е. чтение сочетается с вопросами по прочитанным фрагментам. В идеале по завершению второго чтения, детям помимо других вопросов, должны быть предложены и два универсальных, своего рода "мастер-ключа":

1) Как ты считаешь, в чём заключается основная мысль данной притчи?

2) Если бы ты был автором, то как бы назвал свою притчу?

Наконец, третий этап - предполагает выстраивание ассоциативного ряда, подключая разные виды мышления. Например,

•  Представьте, что вы художник и должны к данной притче нарисовать сюжет. Что бы вы изобразили?

•  Чему тебя научила данная притча?

Обычно от детей пытаются добиться выделения одной главное мысли. Но случается так, что иногда в одной притче ребята находят несколько полезных выводов. В этом случае можно в конце спросить: «А какая мысль всё-таки является наиболее значимой?

При работе над притчами важно правильно построить систему вопросов, стремиться с помощью этой системы вопросов продвинуть ребенка от подсознательного понимания к осознанному открытию смысла. Очень важно дать возможность на занятии высказаться всем, услышать даже зерно мысли в отдельных словах ребят, увидеть приближение к интересному ответу. Ведь ценность притчи состоит в том, что она вызывает воспитанников на диалог, заставляет думать, говорить, не бояться высказывать разные мнения. В результате обсуждения притчи мы на занятии приходим к какому-то общему мнению.

Какие функции несёт притча?

Во-первых, она может быть «зеркалом», в котором мы видим самих себя. Ребенок примеряет сказанное в притче к себе, сравнивает состояние героя со своими мыслями и переживаниями. То же самое мы наблюдаем при изучении басен, когда говорим о свойствах ребенка, не давая ему самому ценностной оценки. В притчах говорится о ком-то постороннем, но педагог может задать детям вопрос: «Никто здесь себя не узнает?» Не надо поднимать руку, а просто попробовать честно ответить самому себе на этот вопрос.

Притча может быть моделью какой-то конфликтной ситуации, и предлагать ее разрешение.

Притча служит посредником между людьми, позволяет посмотреть на их взаимоотношения со стороны, посмотреть опосредованно на саму конфликтную ситуацию. Мы можем мягко, в щадящей форме, помочь ребенку найти выход из нее.

Притчи всегда давали людям повод для размышления о смысле жизни, о роли человека на земле. Это очень эффективное средство развития, воспитания и обучения. Мудрость, которая подаётся в простой и ясной форме развивает у детей интуицию и воображение, учит их думать, находить решение проблем. Притчи заставляют воспитанников задумываться о своём поведении и иногда посмеяться над своими же ошибками. Эти небольшие рассказы помогают понять, что всегда у одной проблемы может быть несколько путей решения и жизнь не может делиться на плохое и хорошее, чёрное и белое.

Притчи – это не просто тексты, не просто рассказы. Притчи – это семена, которые попав в сердце ребенка, обязательно в будущем прорастут и дадут свои всходы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.

Духовно- нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте...

Формирование духовно-нравственных ценностей личности младшего школьника на основе взаимодействия семьи и школы

Духовно-нравственное воспитание личности обучающегося – одна из самых важных задач учебного заведения. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственны...

"Воспитательный потенциал притч как основа духовно-нравственного развития младших школьников"

Перед семьёй, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интереса...

"Воспитательный потенциал притч как основа духовно-нравственного развития младших школьников"

Перед семьёй, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интереса...

Использование воспитательного потенциала образовательной среды в духовно-нравственном развитии школьника

В данном докладе описана воспитательная работа на занятиях ОДНКНР по учебнику Н.Ф.Виноградовой....

Развитие духовно-нравственных качеств личности младших школьников через систему воспитательной работы с детьми и родителями.

Проблема духовно-нравственного воспитания в современное время становится актуальной и требует своего разрешения в связи с негативными процессами, просходящими в общественном сознании и поведении. Восп...

Мастер класс для педагогов "Воспитательный потенциал притч как основа нравственно - этического развития школьников с нарушением интеллекта"

Мастер-класс для педагогов   "Воспитательный потенциал притч как основа нравственно - этического развития  школьников с нарушением интеллекта".  Обучение участников масте...