Мастер класс для педагогов "Воспитательный потенциал притч как основа нравственно - этического развития школьников с нарушением интеллекта"
материал
Мастер-класс для педагогов "Воспитательный потенциал притч как основа нравственно - этического развития школьников с нарушением интеллекта". Обучение участников мастер – класса с методикой работы с притчей, с воспитательным потенциалом притч как основа нравственно - этического развития школьников с нарушением интеллекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_pritcha.docx | 18.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс для педагогов
"Воспитательный потенциал притч как основа нравственно - этического развития школьников с нарушением интеллекта"
Цель мастер - класса: обучение участников мастер – класса с методикой работы с притчей, с воспитательным потенциалом притч как основа нравственно - этического развития школьников с нарушением интеллекта.
Задачи 1) Познакомить участников мастер – класса с методикой работы с притчей, с воспитательным потенциалом притч. 2)Развивать навыки анализировать и само анализировать притчи. 3)Воспитывать элементы нравственного сознания. 4)Корректировать умение анализировать, делать выводы.
Мотивация. Как вы думаете в вашей работе,знания полученные на занятии мастер – класса пригодятся вам.
Критерии.- Как мы должны работать на занятии, чтобы усвоить знания?
• Отвечать правильно полными ответами
• рассуждать
• Быть активным на протяжении всего занятия
Ход мастер- класса
Актуальность темы.
Слайд.
Притча - это небольшой аллегорический и поучительный рассказ. Есть история, используемая в качестве иллюстрации тех или иных положений учения, закона мира.
Притча – это короткое, сжатое нравоучение в прозаической или стихотворной форме. Притча, как правило, не требует доказательств.
Притчи всегда играли важную роль в жизни людей и давали пищу для размышления. Это удивительное средство воспитания, обучения и развития. Мудрость, поданная в простой и ясной форме, учит детей думать, находить решения проблем, развивает в детях воображение и интуицию. Притчи помогают детям задуматься над своим поведением, и может быть, заставят их посмеяться над своими ошибками.
Слайд
Выделяют следующие коррекционные функции притчи: 1) психологическую подготовку к напряженным эмоциональным ситуациям, 2) символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов, 3) принятие в символической форме физической активности.
Слайд 1. Функция зеркала. Содержание притчи становится тем зеркалом, которое отражает внутренний мир человека, облегчая тем самым идентификацию с ним.
2. Функция модели. Притчи отражают различные конфликтные ситуации и предлагают возможные способы их решения или указывают на последствия отдельных попыток решения конфликтов. Таким образом, они помогают учиться при помощи модели.
3. Функция опосредования. Притча выступает в качестве посредника между педагогом и ребенком, снижая, тем самым, его сопротивление.
4. Функция хранения опыта. После окончания психокоррекционной работы притчи продолжают действовать в повседневной жизни человека.
Слайд 2.Задания при работе с притчами.
- Анализ названия притчи (или задание придумать притче новое название); - Постановка вопросов
- Ответы на поставленные вопросы
-Выделение основных мыслей и ключевых понятий
-Иллюстрация рассказа (предложить рисунки, картинки, фотографии, изображения) и т.д.
-Притча без окончания – обсуждение, чем она могла бы закончиться;
- Схема
- Театрализация
Слайд 3.Типы вопросов
Открытые вопросы – подразумевающие собственный развернутый ответ
Закрытые вопросы – односложный ответ или выбор из предлагаемых ответов
Ситуационные вопросы – для выяснения сложившейся ситуации
Проблемные вопросы – обнаруживают конкретные трудности, противоречия, препятствия Направленные вопросы – позволяют извлечь конкретную информацию Направляющие вопросы – вопросы, содержащие предложения Проясняющие вопросы
2. Упражнение-активатор «Поиграем в ассоциации»Назовите первые ассоциации, образы, которые придут вам в голову, и таким образом продолжите начатые предложения:
Если притча – геометрическая фигура, то это ...
Если притча – цвет, то это ...
Если притча – это название фильма, то это ...
Если притча – настроение, то это ...
Если притча – музыка, то это ...
Если притча – животное, то это ...
Всем вам известны строки из стихотворения В.С. Шефнера: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». Действительно, слово, а в нашем случае это детские притчи, обладает невероятным могуществом.
Притчи можно использовать на разную тематику классных часов. Например: «Радость и горе», «Доброта и величие характера», «Любовь и дружба», «Честность», «Бедность и богатство»
Слайд 4. (Просмотр видео) Я предлагаю вашему вниманию фрагмент из классного часа «Культура общения», где я использую притчу при работе над качеством терпимость.
Методика работы с текстами притч различного содержания.
Фрагмент классного часа на основе притчи «Не обманывай».
1) Знакомство с притчей. Введение в тему классного часа.
Воспитатель раздает ребятам распечатку притчи, ребята по очереди зачитывают ее абзацы, затем хорошо читающий ученик, либо сам педагог прочитывает притчу заново. (Название притчи умышленно не дается.)
Сын гордился, что отец послал его одного на ярмарку продавать соломенные шляпы. Юноша погрузил шляпы в повозку и тронулся в путь. У развилки двух дорог молодой крестьянин остановился передохнуть. Только он вскипятил чай, как послышался цокот копыт, и к юноше подъехала повозка, тоже груженная соломенными шляпами.
- Эй, парень, по какой дороге мы быстрее доедем до ярмарки? – спросил крестьянин с повозки. - Отдохните немного, - предложил юноша, расстроенный тем, что у него появился конкурент. Крестьянин отказался, и тогда юноша показал рукой на правую дорогу, что шла через поле. Он слукавил немного, эта дорога была в три раза длиннее лесной дороги. «Все равно вперед меня не успеет», - пробормотал юноша. Отдохнув немного, он поехал по лесной дороге. Юноша почти доехал до ярмарки, как вдруг его лошадь встала. Юноша глазам своим не поверил, когда увидел, что на дороге лежит огромный дуб. Объехать дерево было невозможно, пришлось поворачивать назад, а потом ехать на ярмарку длинной дорогой. Вернувшись домой, сын расстроено рассказал отцу: - Я продал мало шляп, потому что поздно приехал на ярмарку. Дерево загородило дорогу. К тому же на ярмарке был другой торговец шляпами. Я его обхитрил и послал по длинной дороге, но он все равно приехал раньше меня. - Запомни, сынок: обманывая людей, обманываешься сам, - сказал отец. - Я себя не обманывал, - удивился сын. - Если бы ты показал крестьянину правильную дорогу, он бы предупредил тебя о дереве. Вот и получается, что ты сам себя обманул, - объяснил отец.
2) Работа с притчей. - Понравилась ли вам эта притча? - Как вы поняли, о чем она? - Как бы вы поступили на месте юноши? - В сказках часто тот, кто обманывает, бывает наказан. Как вы думаете, происходит ли так же в жизни? - Найдите в тексте слова, отражающие главную мысль притчи? - Как вы понимаете выражение «обмануть самого себя» - Какое название можно придумать к этой истории? (Далее воспитатель раскрывает истинное название притчи.)
3) Психотерапевтическое упражнение к притчи «Соломенная шляпа».
Выбирается ведущий. Он надевает на себя соломенную шляпу правды. Остальные по очереди задают ему любые вопросы. Водящий должен отвечать только правду. Дети по очереди надевают шляпу правды, и каждому задается по 5 вопросов.
Анализ упражнения: - Понравилось ли вам упражнение? - Сложно ли было отвечать на вопросы? А задавать? - Почему человеку бывает так сложно сказать правду?
4) Позитивное закрепление притчи - Придумайте хорошее окончание этой притчи. Таким образом, ребята знакомятся с нравственными основами по средствам притчи, анализируют собственные поступки, действия.
Итог.
- Назовите тему нашего мастер - класса?
Что такое притча? - Чему мы учились намастер - классе?
Критерии оценивания - Как мы должны были работать на занятии, чтобы усвоить знания?
• Отвечать правильно полными ответами
• рассуждать
• Быть активным на протяжении всего урока - Как бы вы оценили работу на занятии?
Заключительное слово.Уважаемые воспитатели! Притчи – это не просто тексты, не просто рассказы. Каждая притча может что-то дать, научить чему-то, в ней заложена какая-то определённая правда, какой-то определённый урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живём. Посредством притч можно получить доступ к знанию законов объёмного мира. Причём этот доступ – облегчённый, потому что притчи – это искусство слов попадать прямо в сердце. Это своеобразный учебный материал, который непременно поможет внимательному и вдумчивому ученику путешествовать по Миру осознанно и радостно. Абуль-Фарадж называл притчи рассказами, освежающими разум и удаляющими из сердца горе и печаль. «Пусть они послужат утешением для страждущих, целительным бальзамом для людей с разбитым сердцем, путеводителем для любящих наставления и лучшим другом для ценителей смешного.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Развитие творческого потенциала ребенка на основе системно-деятельностного подхода к обучению»
XV юбилейные областные VIII Всероссийские Занковские чтения Мастер-класс:«Развитие творческого потенциала ребенка на основе системно-деятельностного подхода к обучению»Подготовила:Быч...
"Воспитательный потенциал притч как основа духовно-нравственного развития младших школьников"
Перед семьёй, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интереса...
"Воспитательный потенциал притч как основа духовно-нравственного развития младших школьников"
Перед семьёй, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интереса...
Мастер-класс "Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения" Дьяковой С.А.
Мастер -класс "Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения" знакомит с опытом использования и применения технологии деятельностного метода обучения в развити...
Экологическое воспитание как составная часть нравственного воспитания детей с нарушением интеллекта .
Статья на тему : "Экологическое воспитание как составная часть нравственного воспитания детей с нарушением интеллекта ."...
Мастер-класс «Проблемная ситуация как средство формирования духовно-нравственных качеств личности в процессе изучения литературы».
Тема моего мастер-класса «Проблемная ситуация как средство формирования духовно-нравственных качеств личности в процессе изучения литературы». Элементами проблемного обучения является проб...