Рабочая программа по теме: «Мой родной край - Осетия»
рабочая программа (1 класс)
Только на основе национальной культуры, народных традиций и потребностей общества конкретного региона возможен перевод общечеловеческих ценностей в личные ценности каждого воспитанника, только в реальном, окружающем здесь и сейчас мире человек может стать субъектом культуры.
Причины введения курса «Осетия и я».
Введение курса в учебный процесс обусловлено тем, что одна из задач национально-регионального компонента содержания образования заключается в воспитании нравственной позиции российского гражданина по отношению к родному краю: это должен быть не потребитель или пассивный наблюдатель, а хранитель и созидатель природы и культуры, понимающий и любящий свою “малую Родину”.
Основной смысл краеведческого воспитания - конкретная практическая деятельность. Объектами этой деятельности становятся все источники жизнедеятельности.
В программе элективного курса “Осетия и я ” прослеживается ряд условий, способствующих развитию нравственной позиции по отношению к родному краю:
- Поскольку процесс обучения построен на взаимодействии учителя и ученика, то предполагает активную деятельность не только со стороны учителя, но и желания учиться, приобретать новые знания со стороны учеников.
- Положительные эмоции активизируют учебно-познавательную деятельность и облегчают процесс познания.
- Изучение родного края способствует активизации учебно-познавательной деятельности детей, что ведет к развитию познавательных способностей каждого ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema.docx | 45.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема | часы | Цели и задачи | Содержание | Знания, умения, навыки. |
1)“Мой край на карте Родины”. 2)Государственные символы РСО-Алании 3)История происхождения ОСЕТИН 4)“Традиции, обряды, ритуалы земли родной” 5)Осетинские народные игры. 6)Осетинские имена и их значение. 7)Семейно-бытовые обычаи 8)Поселения и жилище 9)Национальный костюм осетин 10)Традиционная. национальная пища осетин 11)Скотоводство, охота и земледелие 12)Народные художественные ремёсла Осетии 13)Урок обобщения (Экскурсия в краеведческий музей) 14)Устное народное творчество осетинского народа 15)Сказания о Нартах 16)Осетинские писатели детям
17)Выход в кукольный театр «Саби»». 18)“Природа нашего края”. 19)Лекарственные растения 20)Кустарники и деревья (Экскурсия в парк) 21)Животный мир Осетии 22)Урок-обобщение и повторение 23)“Красная книга родного края”. 24)Урок « Обобщение и закрепление» | 1 урок 1 урок 2 урока. 1урок 2урока 1урок 1 урок 1 урок 1 урок 1 урок 2 урока 1урок 1 урок 1 урок 1 урок
2 урока 1 час 2урока 1 урок 1 урок 1 урок 1 урок 2 урок 2 урока 1урок Итого 34 часа | Дать понятие топонимики. Познакомить учащихся с территорией и географическим положением республики. Воспитывать бережное отношение к историческим названиям. Познакомить с символами РСО Алании Познакомить учащихся с происхождением осетинской народности, Дать первоначальные представления о понятии «скифы». «сарматы», «аланы» Пополнять и обогащать словарный запас детей. Познакомить с историей возникновения и развития обрядов, праздничных ритуалов края, помочь осмыслить праздники, традиции. Познакомить детей с играми осетинского народа. Познакомить детей с историей возникновения имён, объяснить их происхождение. На доступном уровне показать детям влияние на этот процесс культуры осетинского народа. Дать первичные представления о жизненном укладе осетин, их родовых и семейных традициях Познакомить уч-ся с историей развития жилища. Познакомить с древним жилищем осетинПоказать связь архитектуры с климатом, родом занятий населения Познакомить с национальным костюмом осетин Показать уч-ся, какую роль в жизни человека играла одежда. Формировать представления о национальной кухне осетин, об обычаях гостеприимства. Дать первичные представления о том, как осетины вели хозяйство. Дать представления о ремёслах бурятского народа. Воспитывать уважение и бережное отношение к культуресвоего народа Познакомить с историей возникновения и развития праздничных ритуалов края, помочь осмыслить праздники, традиции .Познакомить с устным народным творчеством осетин. Познакомить с основными циклами и героями Нартовског эпоса Познакомить с писателями Осетии. Расширить представления учащихся об окружающем мире и познакомить с практическим применением растений родного края с целью сохранения и укрепления здоровья. Формировать потребность общения с родной природой и бережного отношения к своему здоровью. Воспитывать доброе и непотребительское отношение к окружающему миру. Воспитывать бережное отношение к народному наследию. Познакомить с животным миром родного края. Обобщить и закрепить знания детей о животном и растительном мире родного края Обобщить знания детей об исчезающих растениях и животных Воспитывать бережное отношение к народному наследию | Знакомство с картой республики, границы, история образования. Разобрать способы образования топонимов. Сообщения по теме « Государственный флаг и герб РСО-Алании Практическая работа ( раскрашивание герба и флага) Знакомство с автором гимна Прослушивание и разучивание гимна. Знакомство детей с историей происхождения осетин Знакомство с основными племенами осетинского народа: скифов,сарматов,алан
Знакомство с традициями осетинского народа в воспитании детей. Беседа « Чем играли раньше дети?» Разучивание подвижных национальных игр « Ас-бас» Знакомство с происхождением и значениями осетинских имён. Творческая работа ( найти и оформить значение своего имени) Знакомство с обычаями создания семьи и ведения хозяйства. обычай взаимопомощи (зиу), гостеприимство, обычай почитания белого цвета Деревянные жилища ( масыг,галуан) Ознакомление с с домашней утварью. Знакомство осетинским национальным костюмом женщин и мужчин. Обувь. Украшения Творческая работа: составляем эскиз костюма. Национальные блюда: блюда из молочных продуктов Творческая работа: Мы ждём гостей Знакомство с основными промыслами осетин. Скотоводство. Конь в жизни осетина. Орудия охотничьего промысла: ловушки, луки и стрелы. Поверья и запреты. Медведь – священный зверь Творческая работа (Придумать рассказ о лошади-помощнике, лошади-кормилице, лошади-участнике всех народных празднеств) Кузнечное дело, Ювелирное мастерство Орнамент Изделия из дерева: шкатулки, трубки, пиалы. Творческая работа: чеканка по национальным мотивам Знакомство с национальными праздниками «Джеоргуыба» «Ногбоныхсыв» Разучивание благопожеланий, танцев, игр. Творческая работа: подготовить устный журнал к празднику «Джеоргуыба». Загадки и поговорки. Осетинские народные сказки, их сюжеты и герои: Сказки « Медведь.волк и лиса» «Старый волк» «Медведь и муровей» Яблоко Нартов. Урузмаг и Сатана(Как появилось пиво)Сырдон. Сослан. Хамыыц и Батраз. Коста–детям (Басни. «Волк и журавль» «Гуси», «Ворона и лиса».Стихи: «Зима», «Ласточка» «Мать сирот». Арсен Коцоев «Хъусой» «Пасха Гиго». Знакомство с ярусами растительности леса: трава, кустарники, деревья. Разнообразие растений. Значение растений в жизни человека.. Охрана растений. Знакомство с литературой, справочниками, которые понадобятся для работы. Творческий отчет по исследовательской деятельности на тему « Лекарственные растения моего края » ( подорожник, мать-и-мачеха тысячелистник обыкновенный ромашка) . Знакомство с кустарниками, деревьями Осетии: смородина черная ,малина; черемуха, шиповник; рябина обыкновенная; сосна, ель, берёза, осина, клён. Чтение сказок М. Скребцовой «Разговорчивая берёзка», «Внутренняя красота» «Осинка и ветерок», «Солнечное дерево» А. Лопатина «Художник и клён», «Волшебная рябинка» Обобщение полученных знаний и подготовка к защите рефератов. Как не вредить растениям Разнообразие животного мира. Птицы нашего края, Перелетные и зимующие. Охрана и значение животного мира Экскурсия в музей Природы Творческая работа учащихся – создание Красной книги. Викторина « Край, в котором ты живёшь» | Учащиеся должны Знать: - Знать способы происхождения географических названий. Знать откуда произошло название «РСО-Алания», соседей республики Уметь: -находить республику на карте России. Учащиеся должны знать, что обозначают цвета на гербе, флаге Республики. Знать государственный гимн Учащиеся должны Иметь: первоначальные представления об истории происхождения и названии осетинской народности. Уметь: воссоздавать текст; подбирать слова-определения для характеристики героев; Учащиеся должны Иметь: первоначальные представления о традициях в воспитании детей Знать подвижные национальные игры своего народа. Знать историю происхождения своего имени. Уметь работать с дополнительной литературой, с энциклопедиями Знать основные обычаи осетин Знать, как отличается жилье в зависимости от природно-климатических условий; какой материал осетины использовали для своего жилища. Уметь находить отличительные особенности описывать здания, используя изученные термины . Знать какую роль играет одежда в жизни человека. Знать элементы одежды русского и осетинского народа. Знать традиционные блюда осетин. Знать какими отраслями хозяйства занимались осетины. Знать какую роль играл в жизни осетин конь. Знать основные ремёсла осетинского народа. Знать отличительные особенности подготовки и проведения праздников. Знать пословицы и поговорки. Уметь: Называть персонажей, пересказывать сюжет сказки, давать характеристику героям. Инсценировка осетинской народной сказки Знать: основных героев, и их героические поступки. Уметь рассказать легенду о возникновении национального напитка Пива Знать творчество осетинских .детских писателей (Коста Хетагуров ,Коцоев Арсен ) уметь рассказать стихи, рассказы, сказки. Знать лекарственные растения Осетии Уметь работать с дополнительной литературой, с энциклопедиями. Уметь составить “паспорт” растения нашей республики. Знать названия растений Осетии. Уметь работать с дополнительной литературой, с энциклопедиями. Уметь составить “паспорт” растений нашей республики Знать правила поведения в лесу Знать лекарственные растения Осетии Уметь работать с дополнительной литературой, с энциклопедиями. Знать животных Осетии. Уметь работать с дополнительной литературой, с энциклопедиями. Уметь составить “паспорт” животных нашей республики. нать о природном достоянии – реки Терек. Знать правила поведения на водоёмах |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Мой родной край"
Патриотическое воспитание в школе представляет собой составную часть сложного и многостороннего процесса формирования личности. К сожалению, в последнее время в силу многих причин ценности патриотичес...
Рабочая программа по литературе родного края. 2 класс
Пояснительная записка и развернутое тематическое планирование составлено к курсу "Литература родного края" 2 класс. Авторы Л.Н. Зинченко, О.И. Плешакова, И.В. Фёдорова, Барнаул, БГПУ - 2008 ...
рабочая программа по литературе родного края
Рабочая программа регионального компонента «Литература родного края» для начальной школы составлена на основе авторской программы и методических рекомендаций Зинченко Л.Н., Плешкова О.И., Фёдорова И.В...
рабочая программа изучение природы родного края 4 класс ПНШ
пояснительная запискатематическое планирование...
Рабочая программа кружка "Экология родного края"
Рабочая программа внеучебного курса "Экология родного края" способствует экологическому воспитанию младших школьников....
Рабочий лист к проекту "Родной край".
Рабочий лист к проекту "Родной край" поможет учителю продуктивно подготовить и организовать защиту проекта по данной теме....
Рабочая программа курса «Азбука родного края»
Предназначен для УМК "Школа Росии", соответствует нормам и требованиям ФГОС. Поможет педагогу в распределении материала в течении всего учебного года....