Рабочая программа по теме: «Мой родной край - Осетия»
рабочая программа (1 класс)

Базиева Диана Джемаловна

Только на основе национальной культуры, народных традиций и потребностей общества конкретного региона возможен перевод общечеловеческих ценностей в личные ценности каждого воспитанника, только в реальном, окружающем здесь и сейчас мире человек может стать субъектом культуры.

Причины введения курса «Осетия и я».

Введение курса в учебный процесс обусловлено тем, что одна из задач национально-регионального компонента содержания образования заключается в воспитании нравственной позиции российского гражданина по отношению к родному краю: это должен быть не потребитель или пассивный наблюдатель, а хранитель и созидатель природы и культуры, понимающий и любящий свою “малую Родину”.

Основной смысл краеведческого воспитания - конкретная практическая деятельность. Объектами этой деятельности становятся все источники жизнедеятельности.

В программе элективного курса “Осетия и я ” прослеживается ряд условий, способствующих развитию нравственной позиции по отношению к родному краю:

  1. Поскольку процесс обучения построен на взаимодействии учителя и ученика, то предполагает активную деятельность не только со стороны учителя, но и желания учиться, приобретать новые знания со стороны учеников.
  2. Положительные эмоции активизируют учебно-познавательную деятельность и облегчают процесс познания.
  3. Изучение родного края способствует активизации учебно-познавательной деятельности детей, что ведет к развитию познавательных способностей каждого ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx45.2 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

часы

Цели и задачи

Содержание

  Знания, умения, навыки.

1)“Мой край на карте Родины”.

2)Государственные символы РСО-Алании

3)История происхождения ОСЕТИН

4)“Традиции, обряды, ритуалы земли родной”

5)Осетинские народные игры.

6)Осетинские имена и их значение.

7)Семейно-бытовые обычаи

8)Поселения и жилище

9)Национальный костюм осетин

10)Традиционная. национальная пища осетин

11)Скотоводство,

 охота и земледелие

12)Народные художественные

ремёсла Осетии

13)Урок обобщения

(Экскурсия в краеведческий музей)

14)Устное народное творчество осетинского

народа

15)Сказания о Нартах

16)Осетинские писатели детям

 

17)Выход  в кукольный театр «Саби»».

18)“Природа нашего края”.

19)Лекарственные  растения

20)Кустарники и

деревья

(Экскурсия в парк)

21)Животный мир Осетии

22)Урок-обобщение и повторение

23)“Красная книга родного края”.

24)Урок

« Обобщение и закрепление»

1 урок

1 урок

2 урока.

1урок

2урока

1урок

1 урок

1 урок

1 урок

1 урок

2 урока

1урок

1 урок

1 урок

1 урок

 

2 урока

1 час

2урока

1 урок

1 урок

1 урок

1 урок

2 урок

2 урока

1урок


Итого   34 часа

Дать понятие топонимики.

Познакомить учащихся с территорией и географическим положением республики.

Воспитывать бережное отношение к историческим названиям.

Познакомить с символами РСО Алании

Познакомить учащихся с происхождением  осетинской народности,

Дать первоначальные представления о понятии «скифы». «сарматы», «аланы»

Пополнять и обогащать словарный запас детей.

Познакомить с историей возникновения и развития обрядов, праздничных ритуалов края, помочь осмыслить праздники, традиции.

Познакомить детей с играми осетинского народа.

Познакомить детей с историей возникновения имён, объяснить их происхождение. На доступном уровне показать детям влияние на этот процесс  культуры осетинского народа.

Дать первичные представления о жизненном укладе осетин, их родовых и семейных традициях

Познакомить уч-ся с историей развития жилища.

Познакомить с древним жилищем осетинПоказать связь архитектуры с климатом, родом занятий населения

Познакомить с национальным костюмом осетин

Показать уч-ся, какую роль в жизни человека играла одежда.

Формировать представления о национальной кухне осетин, об обычаях гостеприимства.

Дать первичные представления о том, как осетины вели хозяйство.

Дать представления о ремёслах бурятского народа. Воспитывать уважение и бережное отношение к культуресвоего народа

Познакомить с историей возникновения и развития праздничных ритуалов края, помочь осмыслить праздники, традиции

.Познакомить с устным народным творчеством осетин.
Вспомнить вместе с детьми их любимые сказки, чтобы эмоционально вовлечь их в атмосферу чудес и волшебства;

Познакомить с основными циклами и героями Нартовског эпоса

Познакомить с писателями Осетии.

Расширить представления  учащихся об окружающем мире и познакомить с практическим применением растений родного края  с целью сохранения и укрепления здоровья.

Формировать потребность общения с родной природой и бережного отношения к своему здоровью. Воспитывать доброе и непотребительское отношение к окружающему миру.

Воспитывать бережное отношение к народному наследию.

Познакомить с животным миром родного края.

Обобщить и закрепить знания детей о животном и растительном мире родного края

Обобщить знания  детей об исчезающих растениях и животных

Воспитывать бережное отношение к народному наследию

Знакомство с картой республики, границы, история образования.

Разобрать способы образования топонимов.

Сообщения по теме

« Государственный флаг и герб РСО-Алании

Практическая работа

( раскрашивание герба и флага)

Знакомство с автором гимна

Прослушивание  и разучивание гимна.

Знакомство детей с историей происхождения осетин

Знакомство с основными племенами осетинского народа: скифов,сарматов,алан

  • Чтение легенды « Сказка о происхождении осетин
  • Знакомство с легендой происхожденияО скифах и сарматах»
  • Знакомство с легендой «Мады -Хох»(Гора Столовая)

Знакомство с традициями осетинского народа в воспитании детей.

Беседа « Чем играли раньше дети?»

Разучивание подвижных национальных игр

« Ас-бас»

Знакомство с происхождением и значениями  осетинских имён.

Творческая работа

( найти и оформить значение своего имени)

Знакомство с обычаями создания семьи и ведения хозяйства.

обычай взаимопомощи (зиу),

гостеприимство, обычай почитания белого цвета

Деревянные жилища ( масыг,галуан)

Ознакомление с

с домашней утварью.

Знакомство осетинским национальным костюмом женщин и мужчин.

Обувь. Украшения

Творческая работа: составляем эскиз костюма.

Национальные блюда: блюда из молочных продуктов

Творческая работа: Мы ждём гостей

Знакомство с основными промыслами осетин.

Скотоводство. Конь в жизни осетина.

Орудия  охотничьего промысла: ловушки, луки и стрелы.

Поверья и запреты.

Медведь – священный зверь

Творческая работа (Придумать рассказ о лошади-помощнике, лошади-кормилице, лошади-участнике всех народных празднеств)

Кузнечное дело,

Ювелирное мастерство

Орнамент

Изделия из дерева: шкатулки, трубки, пиалы.

Творческая работа: чеканка по

национальным мотивам

Знакомство с национальными праздниками

«Джеоргуыба»

«Ногбоныхсыв»

Разучивание благопожеланий,

танцев, игр.

Творческая работа: подготовить устный журнал к празднику «Джеоргуыба».

Загадки и поговорки.

Осетинские народные сказки, их сюжеты и герои:

Сказки « Медведь.волк и лиса»

«Старый волк»

«Медведь и муровей»

Яблоко Нартов. Урузмаг и Сатана(Как появилось пиво)Сырдон. Сослан. Хамыыц и Батраз.

Коста–детям (Басни. «Волк и журавль» «Гуси», «Ворона и лиса».Стихи: «Зима», «Ласточка» «Мать сирот».

Арсен Коцоев  «Хъусой» «Пасха Гиго».

Знакомство с ярусами растительности леса: трава, кустарники, деревья.

Разнообразие растений. Значение растений в жизни человека.. Охрана растений.

Знакомство с литературой, справочниками, которые понадобятся для работы.

Творческий отчет  по исследовательской деятельности на тему

« Лекарственные  растения моего края »

( подорожник, мать-и-мачеха

 тысячелистник обыкновенный

ромашка)

.

Знакомство с кустарниками, деревьями Осетии: смородина черная ,малина;  черемуха, шиповник; рябина обыкновенная; сосна, ель, берёза, осина, клён.

Чтение сказок М. Скребцовой

«Разговорчивая берёзка», «Внутренняя красота»

«Осинка и ветерок», «Солнечное дерево»

А. Лопатина «Художник и клён», «Волшебная рябинка»

Обобщение полученных знаний и подготовка к защите рефератов.

Как не вредить растениям

Разнообразие животного мира. Птицы нашего края, Перелетные и зимующие. Охрана и значение

животного мира

Экскурсия в музей Природы

Творческая работа учащихся – создание Красной книги.

Викторина « Край, в котором ты живёшь»

Учащиеся должны

Знать:

- Знать способы происхождения географических названий.

Знать откуда произошло название  «РСО-Алания»,

соседей республики

Уметь:

-находить республику на карте России.

Учащиеся должны

знать, что обозначают цвета на гербе, флаге Республики.

Знать государственный  гимн

Учащиеся должны

Иметь: первоначальные представления об истории происхождения  и названии осетинской народности.

Уметь:

воссоздавать текст;

подбирать слова-определения для характеристики героев;

Учащиеся должны

Иметь: первоначальные представления о традициях в воспитании детей

Знать подвижные национальные игры своего народа.

Знать историю происхождения своего имени.

Уметь работать с дополнительной литературой, с энциклопедиями

Знать основные обычаи осетин

Знать, как отличается жилье в зависимости от природно-климатических условий; какой материал осетины использовали для своего жилища.

Уметь находить отличительные особенности описывать здания, используя изученные термины

.

Знать какую роль играет одежда в жизни человека.

Знать элементы одежды русского и осетинского народа.

Знать традиционные блюда осетин.

Знать какими отраслями хозяйства занимались осетины.

Знать какую роль играл в жизни осетин конь.

Знать основные ремёсла осетинского народа.

Знать отличительные особенности подготовки и проведения праздников.

Знать пословицы и поговорки.

Уметь:

Называть персонажей, пересказывать сюжет сказки, давать характеристику героям.

Инсценировка осетинской народной сказки

Знать: основных героев, и их героические поступки.

Уметь рассказать легенду о возникновении национального напитка Пива

Знать творчество осетинских .детских писателей (Коста Хетагуров ,Коцоев Арсен )

уметь рассказать стихи, рассказы, сказки.

Знать лекарственные растения Осетии

Уметь работать с дополнительной литературой, с энциклопедиями.

Уметь составить “паспорт” растения  нашей республики.

Знать названия растений Осетии.

Уметь работать с дополнительной литературой, с энциклопедиями. Уметь составить “паспорт” растений нашей республики

Знать правила поведения в лесу

Знать лекарственные растения Осетии

Уметь работать с дополнительной литературой, с энциклопедиями.

Знать животных Осетии.

Уметь работать с дополнительной литературой, с энциклопедиями. Уметь составить “паспорт” животных нашей республики.

нать о природном достоянии  – реки Терек.

Знать правила поведения на водоёмах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Мой родной край"

Патриотическое воспитание в школе представляет собой составную часть сложного и многостороннего процесса формирования личности. К сожалению, в последнее время в силу многих причин ценности патриотичес...

Рабочая программа по литературе родного края. 2 класс

Пояснительная записка и развернутое тематическое планирование составлено к курсу "Литература родного края" 2 класс. Авторы Л.Н. Зинченко, О.И. Плешакова, И.В. Фёдорова, Барнаул, БГПУ - 2008 ...

рабочая программа по литературе родного края

Рабочая программа регионального компонента «Литература родного края» для начальной школы составлена на основе авторской программы и методических рекомендаций Зинченко Л.Н., Плешкова О.И., Фёдорова И.В...

рабочая программа изучение природы родного края 4 класс ПНШ

пояснительная запискатематическое планирование...

Рабочая программа кружка "Экология родного края"

Рабочая программа внеучебного курса "Экология родного края" способствует экологическому воспитанию младших школьников....

Рабочий лист к проекту "Родной край".

Рабочий лист к проекту "Родной край" поможет учителю продуктивно подготовить и организовать защиту проекта по данной теме....

Рабочая программа курса «Азбука родного края»

Предназначен для УМК "Школа Росии", соответствует нормам и требованиям ФГОС. Поможет педагогу в распределении материала в течении всего учебного года....