рабочая программа по литературе родного края
рабочая программа по чтению (2 класс) на тему
Рабочая программа регионального компонента «Литература родного края» для начальной школы составлена на основе авторской программы и методических рекомендаций Зинченко Л.Н., Плешкова О.И., Фёдорова И.В. - «Литература родного края. 2 класс: методические рекомендации»
Программа разработана для работы во 2 классе общеобразовательной школы по курсу «Литература родного края».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_lit_rodnogo_kraya_2_kl.doc | 235.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самсоновская средняя общеобразовательная школа
Шипуновского района Алтайского края
«Согласовано» «УТВЕРЖДАЮ»
Зам. директора по УВР Директор школы
___________Т. В. Глушкова. ____________ Маскалёв В. Н
Рабочая программа
по Литературе родного края
2класс, базовый уровень
на 2014 – 2015 учебный год
1 ступень
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, программы регионального компонента «литература родного края», 1- 4 кл., авторы: Зинченко, О.И. Плешкова, И. В. Фёдорова.
Составитель:
Т.Г. Панфилова,
учитель начальных классов
первая квалификационная категория.
с.Самсоново
Аннотация.
Рабочая программа регионального компонента «Литература родного края» для начальной школы составлена на основе авторской программы и методических рекомендаций Зинченко Л.Н., Плешкова О.И., Фёдорова И.В. - «Литература родного края. 2 класс: методические рекомендации» - Барнаул. БГПУ – 2008 г.
Программа разработана для работы во 2 классе общеобразовательной школы по курсу «Литература родного края».
Пояснительная записка
Рабочая программа регионального компонента «Литература родного края» для начальной школы составлена на основе авторской программы и методических рекомендаций Зинченко Л.Н., Плешкова О.И., Фёдорова И.В. - «Литература родного края. 2 класс: методические рекомендации» - Барнаул. БГПУ – 2008 г.
Программа регионального компонента «Литература родного края» для начальной школы рассчитана на три года обучения (2-4 классы). На изучение курса отводится 102 часа, по 34 ч. в каждом классе (1 урок в неделю).
Введение регионального компонента в предмет «Литературное чтение» необходим для обогащения языка учащихся посредством приобщения учащихся к искусству слова и раскрытия их творческого потенциала на региональном содержании.
Целью программы является формирование когнитивных, ценностных и деятельностных единств для освоения гражданских и творческих позиций младшими школьниками.
Задачи программы:
- Формирование системы первоначальных знаний и умений по литературе Алтайского края.
- Формирование коммуникативных компетентностей у учащихся младшего школьного возраста в процессе знакомства:
- с людьми, прославившими Алтайский край;
- с литературой и искусством Алтайского края;
- с природой окружающей местности;
- с историей и достопримечательностями Алтайского края.
- Формирование креативных способностей учащихся через развитие:
- гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям;
- позиции «Я и мой край» через развитие интереса и воспитания бережного отношения к родному краю;
- творческих способностей при знакомстве с произведениями литературы и искусства писателей и художников Алтайского края.
Ожидаемый результат заключается в том. что у учащихся младшего школьного возраста по окончанию начальной школы будут сформированы следующие компетентности:
- гражданская позиция и умение проявлять ее в своих поступках;
- способность быть полезным в обществе;
- умение проявлять себя в позиции поэта, музыканта, художника, спортсмена, исследователя и т.д.
В основе программы регионального компонента по литературному чтению лежат два направления:
- знакомство с литературно-художественными ценностями Алтайского края:
- воспитание позиции «художник слова».
Первое направление предусматривает первичное знакомство с жанровым разнообразием, богатством литературного наследия малых народностей Алтайского края. Знакомит с рассказами, стихотворениями; малыми формами алтайского фольклора. Развивает художественный кругозор учащихся. Предполагает знакомство с биографиями и творчеством поэтов и писателей Алтайского края (В. Нечунаева, В. Новичихиной. В. Свинцова, Г.Рябченко и др.) и людьми, которые прославляют своим творчеством край.
Второе направление позволяет развивать интерес к культуре родного края и гордость за людей, которые проживают на его территории (встречи с писателями. художниками Алтайского края, посещение библиотек, литературного музея. Дома литераторов, спектаклей в театрах города и др.)
Работа в этом направлении способствует развитию креативных способностей учащихся, обогащению языка посредством высказывания собственных суждений и отношений к искусству.
Содержание программы регионального компонента по литературному чтению
Содержание программы регионального компонента позволяет младшим школьникам на основе знаний литературы своего региона открыть для себя имена алтайских поэтов, писателей, понять особенности поэтики их произведений
При знакомстве с произведениями рекомендуется обращать внимание на единство формы и содержания: рассматривать особенности построения произведения и языковые средства художественной выразительности.
Внедрение регионального компонента предполагает, вслед за базисными учебными программами по литературному чтению, развитие четырёх видов речевой деятельности: чтение, слушание, говорение, письмо.
Отбор содержания учебного материала в программе базируется на понимании категории «содержание образования» как выражения отношения внешнего мира и познающего этот мир ребёнка (Л.С. Выготский). Понятие «содержание образования» в современной дидактике раскрывается во взаимосвязи с основными элементами социальной культуры, которая должна быть передана подрастающему поколению: совокупностью знаний, опытом осуществления известных способов деятельности, опытом творческой деятельности, опытом эмоционально-целостного отношения к миру.
При этом рамки «внешнего мира», согласно программе, не ограничиваются литературными произведениями, а включают в себя как художественные, так и музыкальные произведения (фотографии, картины и иллюстрации, народный промысел и т.д.).
Принципы отбора круга чтения:
- Эстетический принцип. Предметом изучения на начальном этапе является литературное произведение как эстетическая ценность.
- Принцип целостности. Данный принцип базируется на концепции современного литературоведения о художественном произведении как о целостности, сложном единстве многообразных и разнообразных элементов, взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом, так что ни один из них не может рассматриваться изолированно, вне этих взаимосвязей. Принцип целостности может быть реализован, если художественное произведение воспринимается ребенком целиком, без сокращений и адаптации, при которой нарушается художественная ценность текста.
- Принцип доступности. Смысл данного принципа можно определить как готовность, учащихся-читателей адекватно воспринять основное художественное ядро произведения, которое определяет своеобразие, неповторимость его содержания и формы.
4. Принцип учета читательских интересов учащихся. Предлагаемые
произведения должны вызывать яркие эмоции у младшего школьника, желание чи
тать самостоятельно.
5. Принцип целесообразности изучения произведения для литературно
го развития школьников. В психологии установлено, что близость темы и матетериала к жизненному опыту младших школьников облегчает эмоциональное «заражение», но воспитание только на такой литературе задерживает литературное развитие. В этих условиях легко возникают эмоции на содержание, но тормозится эмоциональная реакция на форму. Этот факт говорит о том, что необходимо включать в круг чтения первоклассников произведения, расширяющие жизненный и читательский кругозор ребенка. Тексты, имеющие потенциал смысла, доступный детям, но требующий специальной работы, усилий читателя влекут за собой литературное развитие учащихся.
- Принцип тематического разнообразия произведений. Необходимость выделения данного принципа обусловлена психологическими особенностями младших школьников, целиком поглощенных вниманием к внешнему миру. Потребность во внешних впечатлениях становится основной движущей силой развития психики младшего школьника. Но ребенок этого возраста способен проявлять максимальную активность до тех пор, пока не исчезнет чувство новизны. Разнообразие тематики изучаемых произведений будет способствовать поддержанию эмоциональной и интеллектуальной активности ребенка.
- Принцип яркой выразительности художественной формы изучаемого произведения. Художественная форма произведения должна обязательно содержать хотя бы один яркий элемент, который бы привлек внимание ребенка - ритм, рифма, звукопись, оригинальные тропы, и композиционные приемы - оригинальное название, загадка и т.п.
- Принцип соответствия теоретико-литературных знаний литературному материалу и возможностям их освоения младшими школьниками. Сообщение детям теоретико-литературных знаний и обучение детей их практическому применению необходимы для адекватного понимания произведения и его интерпретации в устной и письменной речи. Теоретико-литературные понятия позволяют проникнуть в природу словесного образа, а образ является одним из «ключей», открывающих двери в тайны поэзии. Значит, необходимо определить круг тех теоретико-литературных знаний, которые нужны школьникам для понимания изучаемых произведений, установить, на каком литературном материале овладение этими знаниями будет проходить наиболее успешно.
- Принцип возможности сопоставления произведения с другими изучаемыми произведениями. Смысл этого принципа понимается как постоянное обращение на уроках литературы к уже изученным произведениям, нахождение близких тем, образов, настроений. По мере обучения ребенка происходит постепенное накопление им необходимых знаний. Это позволит уже в рамках начальной школы устанавливать отдельные связи между отдельными текстами писателя, текстами разных писателей и создаст предпосылки для изучения произведений на историко-литературной основе в средней школе. Введение этого принципа позволит преодолеть конкретность мышления первоклассника, будет способствовать развитию умственной операции обобщения, необходимой для образного обобщения.
10. Принцип усложнения аналитической и художественной деятельно
сти учащихся при изучении произведений. За счет расширения жизненного опы
та, культурного поля, накапливания читательских впечатлений изменяется воспри
ятие художественного произведения. Усложнение художественной идеи, формы
произведения, усложнение деятельности школьников на уроках являются необхо
димым условием для их литературного развития. При этом происходит ориентация
на зону ближайшего развития детей.
Последовательность изучения произведений определяется сложностью художественной идеи, средств ее выражения, объемом текста, особенностями восприятия произведения учащимися. Программа изучения художественных произведений выстроена как система роста читателя-школьника с учетом усложнения как самого художественного текста, так и деятельности учащихся.
Методы и приёмы изучения произведений
- Метод чтения. Реализуется в следующих приемах: чтение учителя, самостоятельное чтение ученика вслух и про себя, коллективное чтение вслух (по ролям, по частям текста), работа над выразительным чтением.
- Метод анализа литературного произведения. Приемы анализа: литературоведческие: анализ композиции, анализ стиля, анализ образов персонажей, сопоставительный анализ образов или других художественных элементов произведения; творческие: словесное рисование; составление диафильма или комикса; составление киносценария; драматизация и инсценирование.
- Метод комментирования литературного произведения внетекстовыми материалами. Приемы: работа с книгами писателя (организация выставки книг писателя), рассказ о писателе и его книгах, заочная экскурсия.
- Метод литературного творчества школьников. Приемы: сочинение-отзыв о герое, сочинение по аналогии с изученным произведением, сочинение в заданном жанре, сочинение на тему изучаемого произведения (до знакомства с ним), сочинение продолжений к произведениям с открытым финалом или входящим в тематический сборник или цикл.
Круг чтения
Устное народное творчество
Алтайские загадки.
Алтайские песни: Заинька.
Алтайские сказки: Две одежки. Сто умов. Горностай и заяц.
Алтайская легенда: О медведе.
Сказки писателей Алтайскою края
Атаманов Иван Алексеевич. Заяц-путешественник.
Ередеев Александр Янганович. Чертышке.
Пирогова Зоя Тимофеевна. А ты для чего?
Злывко Иван Силыч, Головина Наталья. Как у ежа иглы появились.
Рябченко Георгий Сергеевич. Маленькая сказка о большой дружбе.
Свинцов Владимир Борисович. Опять обманула. Нахальный лягушонок.
Цветок шиповника. Хрусталева Людмила. Ручеек. Цхай Ирина Улыбка грустного ёжика.
Проза писателей Алтайского края
Горышин Глеб Александрович. Алтай.
Никольская Анна. Тобик.
Пирогова Зоя Тимофеевна. Хитрая радуга.
Свинцов Владимир Борисович. Усыновление. Сенька растет. Мама Вася.
Поэзия писателей Алтайского края
Башунов Владимир Мефодьевич. Чуки-чок. Дождик. Гусев Александр Васильевич. Дождь.
Денисов Александр Степанович. Наш край. Хитрая лиса.
Мокшин Михаил Михайлович. Зайка. Медведь. Радуга.
Не чу наев Василий Маркович. Танюшкины слезки. Ленивая игрушка. Юла.
Дождь. Николенко Наталья. «Мой кот - непоседа...». Стихи про любимого кота. Новичихина Валентина .Александровна. Радуга. Песенка-считалка. Считалки. Дразнилки. Загадки. Страна Играния. Рева. Зеленый ежик. «Мой папа самый сильный». Моя ровесница. Не могу понять. Про Аленку и ее щенка. Проказник. Павликова В. Юла.
Рябченко Георгий Сергеевич. «Две румяные ватрушки...». Чариков Григорий Васильевич. Зачем ежу иголки. Дождь. Самый золотой. Рыжик
Произведения детей
Анисимова Наташа Загадка.
Блохи на Кристина Мини-сказки.
Еремина Ксения. Ежик.
Зенкова Наташа. Шла собака.
Попова Настя Любимый край.
Саруева Саша Ручеек.
Смородская Мария. Малыш. Моська.
Чевы чел ова Юля 3 агадка.
Техника чтения
Сознательное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи.
Формирование приёмов понимания прочитанного
Формирование умения осмысливать заглавие произведение, его связь с содержанием произведения, главной мыслью. Обучение пониманию скрытого смысла заголовка, придумыванию вариантов заглавий, выбору наиболее подходящего заглавия.
Обучение прогнозированию содержания текста по заглавию, иллюстрациям, ключевым словам.
Формирование умения находить ключевые слова в тексте.
Обучение ответам на вопросы учителя к тексту произведения, нахождению в тексте предложений, которые подтверждали бы высказанную мысль.
Обучение ответам на предварительные вопросы к тексту, поставленные учителем перед чтением.
Обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Формирование умения делить текст на части, самостоятельно их озаглавливать.
Формирование умения.формулировать основную мысль текста (частей текста), соотносить основную мысль и заглавие текста.
Эстетическое переживание прочитанного. Элементы литературоведческого анализа текста.
Развитие умения находить в тексте слова, предложения для характеристики событий, места действия и т. д., материал для характеристики героя: чтение и анализ портрета героя, описание его жилища, речь героя, как она помогает понять его характер, размышлять над поступками героя, над авторским отношением к нему.
Формирование внимания к авторскому слову в художественном тексте; раз-мышление, почему автор выбрал из всего многообразия слов именно это слово, как автор рисует словами.
Эстетическое переживание детьми прочитанных произведений (что почувствовали, о чем захотелось подумать).
Выражение своего отношения к героям, событиям, языку произведения. Формирование умения аргументировать свою точку зрения.
Высказывание своего отношения к прочитанному.
Речевое развитие
Обучение: подробному пересказу небольших произведений или отдельных эпизодов с со-блюдением логики изложения;
выборочному пересказу текстов в форме рассказа о сказочном герое: устному словесному рисованию с использованием слов, выражений из текста: составлению устных рассказов от имени одного из героев по заданному плану. Развитие умения писать по итогам чтения сочинения-миниатюры о сказочных героях.
Заучивание наизусть и чтение стихотворений, отрывков прозы (3-7 предложений) с соблюдением интонации, тона, темпа и громкости речи, соответствующих содержанию текста.
Творческие работы — сочинение сказок, загадок, считалок.
Тематическое планирован курса «Литература родного края»
Тематическое планирование | Деятельность учащихся | |||
Раздел 1. «С любовью к Алтаю» 1час | ||||
Г Горышин «Алтай», А Денисов «Наш край» Н Попова «Любимый край | - умение воссоздавать в воображении картины жизни, созданные авторами; - выявлять эмоциональную тональность стихотворений и выражать её в своём выразительном чтении с помощью интонационных средств произведений разных жанров авторов | |||
Раздел 2 «Что такое перед нами» 1час | ||||
Алтайские народные загадки. | - умение узнавать загадки среди других жанров устного народного творчества - умение объяснить, как составлены загадки (с учётом каких признаков объекта); | |||
Раздел 3 «Кто как считает ?» 1час | ||||
В. Башунов «Чуки-чок» В Новичихина «Считалки», «Песенка-считалка» Рябченко «Две румяные ватрушки» Н Зенкова «Шла собака»
| - узнавать считалки среди других жанров устного народного творчества; | |||
Раздел 4. «Рева-рева-ревушка…» 1час | ||||
В Новичихина «Рева» В Новичихина «Дразнилки» В Нечунаев «Танюшкины слезы» | - узнавать дразнилки среди других жанров устного народного творчества; | |||
Раздел 5. «Жили-были….» 12часов | ||||
«Две одежки», «Горностай и заяц» Алтайские народные сказки И Атаманов «Заяц –путешественник» М Мокшин «Зайка», «Заинька» «Сто умов» Алтайская сказка А Денисов «Хитрая лиса» В Свинцов «Опять обманула» М Мокшин «Медведь», «О медведе» А Ередеев «Чертышке» И Злывко «Как у ежа иглы появились» Г Чариков «Зачем ежу иголки», М Смородская «Малыш» | -выделять содержательные особенности алтайских народных сказок и авторских сказок; -устанавливать последовательность действий и выявлять их взаимосвязь; Представлять и характеризовать персонажи. Анализ сюжета. Составление плана сказки. Характеристика персонажей. Графическое иллюстрирование. Выразительное чтение. Инсценирование прочитанного. Анализ сюжета. Составление плана сказки. Характеристика персонажей. Графическое иллюстрирование. Выразительное чтение. Инсценирование прочитанного. | |||
Раздел 6. «Страна Играния» 1час | ||||
В Новичихина «Страна Играния» В Нечунаев «Ленивая игрушка» В Павликова «Юла» В Нечунаев «Юла» | Олицетворение и сравнение. Звукопись. -выявлять эмоциональную тональность произведения; | |||
Раздел 7. «Чудеса природы» (3 часа) | ||||
Г Чариков «Дождь» А Гусев «Дождь» В Башунов «Дождик» В Новичихина «Радуга» З Пирогов «Хитрая радуга» С САруева «Ручеек» Л Хрусталева «Ручеек» | -развивать представление о звукописи; -обучать сопоставительному анализу произведений разных авторов и разных жанров Стилистический анализ. Подбор синонимов и мотировка авторского выбора. | |||
Раздел 8 «Мама+ папа+я=?» (2часа) | ||||
Г Чариков «Самый золотой» В Новичихина «Мой папа самый сильный» В Новичихина «Моя ровесница» В Новичихина «Не могу понять» | -воспитывать внимательное отношение к авторскому слову в тексте Выразительное чтение. Стилистический анализ. | |||
Раздел 9. «Жизнь собачья и кошачья» (7 часов) | ||||
В Новичихина «Про Аленку и ее щенка» Г Чариков «Рыжик» В Свинцов «Усыновление» В Свинцов «Сенька растет» А Никольская «Тобик» М Смородская «Моська» В Новичихина «Проказник» Н Николенко «Стихи про любимого кота» В Свинцов «Мама Вася» | -умение целостно воспринимать образ «персонажа» в эпических текстах. Выявлять и осознавать авторское и собственное отношение к персонажу и их поступкам. Составление диафильма или словесное и графическое рисование. Чтение по ролям. Выразительное чтение -умение целостно воспринимать образ «персонажа» в эпических текстах. Выявлять и осознавать авторское и собственное отношение к персонажу и их поступкам. Составление диафильма или словесное и графическое рисование. Чтение по ролям. Выразительное чтение | |||
Раздел 10. «Уроки сказки» (5часов) | ||||
В Свинцов «Нахальный лягушонок» Г Рябченко «Маленькая сказка о большой дружбе» З Пирогова «А ты для чего?» В Свинцов «Цветок шиповника» И Цхай «Улыбка грустного Ёжика» | Составление диафильма или словесное и графическое рисование. Чтение по ролям. Выразительное чтение Умение целостно воспринимать образ «персонажа» в эпических текстах. Выявлять и осознавать авторское и собственное отношение к персонажу и их поступкам. |
Календарно - тематическое планирование курса «Литература родного края»
1 час в неделю
34 часа
№ уро-ка | Дата по плану | Дата фактическая | Тема урока | Виды деятельности | Планируемые результаты | Ведущие формы, методы и средства обучения | |||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||||||||
Раздел 1. «С любовью к Алтаю» | |||||||||||||||
1 | Г Горышин «Алтай», А Денисов «Наш край» Н Попова «Любимый край | Выразительное чтение. Обыгрывание многозначности слов в художественном произведении | - умение воссоздавать в воображении картины жизни, созданные авторами; выявлять эмоциональную тональность стихотворений и выражать её в своём выразительном чтении с помощью интонационных средств; произведений разных жанров, авторов. | Выявлять и осознавать авторское и собственное отношение к персонажу и их поступкам. | Формирование внимания к авторскому слову в художественном тексте; размышление, почему автор выбрал из всего многообразия слов именно это слово, как автор рисует словами. | Выразительное чтение Словесное и графическое рисование, игры | |||||||||
Раздел 2 «Что такое перед нами» | |||||||||||||||
2 | Алтайские народные загадки | Отгадывание загадок. Сочинение загадок | - умение узнавать загадки среди других жанров устного народного творчества - умение объяснить, как составлены загадки (с учётом каких признаков) | Выявлять и осознавать авторское и собственное отношение к персонажу и их поступкам | Формирование внимания к авторскому слову в художественном тексте; размышление, почему автор выбрал из всего многообразия слов именно это слово, как автор рисует словами. | Выразительное чтение Словесное и графическое рисование, игры | |||||||||
Раздел 3 «Кто как считает ?» | |||||||||||||||
3 | В. Башунов «Чуки-чок» В Новичихина «Считалки», «Песенка-считалка» Рябченко «Две румяные ватрушки» Н Зенкова «Шла собака»
| Наблюдение за особенностями литературных считалок. Сочинение считалки. | узнавать считалки среди других жанров устного народного творчества; | Выявлять и осознавать авторское и собственное отношение к персонажу и их поступкам | Формирование внимания к авторскому слову в художественном тексте; размышление, почему автор выбрал из всего многообразия слов именно это слово, как автор рисует словами. | Выразительное чтение Словесное и графическое рисование, игры | |||||||||
Раздел 4. «Рева-рева-ревушка…» | |||||||||||||||
4 | В Новичихина «Рева» В Новичихина «Дразнилки» В Нечунаев «Танюшкины слезы» | Наблюдение за особенностями литературных дразнилок. Сопоставление дразнилок и считалки. | узнавать дразнилки среди других жанров устного народного творчества; | Выявлять и осознавать авторское и собственное отношение к персонажу и их поступкам | Формирование внимания к авторскому слову в художественном тексте. | Словесный, наглядный, игровой. | |||||||||
Раздел 5. «Жили-были….» | |||||||||||||||
5 | «Две одежки», «Горностай и заяц» Алтайские народные сказки | Характеристика.персонажей. Анализ сюжета. Составление плана сказки. Графическое иллюстрирова ние. Выразительное чтение. Инсценирование прочитанного. | -выделять содержательные особенности алтайских народных сказок и авторских сказок; устанавливать последовательность действий и выявлять их взаимосвязь; Представлять и характеризовать персонажи. | Выявлять и осознавать авторское и собственное отношение к персонажу и их поступкам | Формирование внимания к авторскому слову в художественном тексте. | Выразительное чтение Словесное и графическое рисование, игры | |||||||||
6 | И Атаманов «Заяц –путешественник» | Характеристика.персонажей. Анализ сюжета. | устанавливать последовательность действий и выявлять их взаимосвязь; Представлять и характеризовать персонажи. | Выявлять и осознавать авторское и собственное отношение к персонажу и их поступкам | Формирование внимания к авторскому слову в художественном тексте. | Выразительное чтение Словесное и графическое рисование, игры | |||||||||
7 | М Мокшин «Зайка», «Заинька» | Характеристика.персонажей. Анализ сюжета. Выразительное чтение. Инсценирование прочитанного. | устанавливать последовательность действий и выявлять их взаимосвязь; Представлять и характеризовать персонажи. | Выявлять и осознавать авторское и собственное отношение к персонажу и их поступкам | Формирование внимания к авторскому слову в художественном тексте. | Словесный, наглядный, игровой | |||||||||
8 | «Сто умов» Алтайская сказка | Характеристика.персонажей. Анализ сюжета | устанавливать последовательность действий и выявлять их взаимосвязь; Представлять и характеризовать персонажи. | Выявлять и осознавать авторское и собственное отношение к персонажу и их поступкам | Формирование внимания к авторскому слову в художественном тексте. | Словесный, наглядный, игровой | |||||||||
9 | А Денисов «Хитрая лиса» | Характеристика.персонажей. Анализ сюжета. Выразительное чтение. Инсценирование прочитанного. | устанавливать последовательность действий и выявлять их взаимосвязь; | Выявлять и осознавать авторское и собственное отношение к персонажу и их поступкам | Формирование внимания к авторскому слову в художественном тексте. | Словесный, наглядный, игровой | |||||||||
10-11 | В Свинцов «Опять обманула» | Характеристика.персонажей. Анализ сюжета. Выразительное чтение. Инсценирование прочитанного. | Представлять и характеризовать персонажи. | Выявлять и осознавать авторское и собственное отношение к персонажу и их поступкам | Формирование внимания к авторскому слову в художественном тексте. | Выразительное чтение Словесное и графическое рисование, игры | |||||||||
12 | М Мокшин «Медведь», «О медведе» | Характеристика.персонажей. Анализ сюжета. Выразительное чтение. Инсценирование прочитанного. | устанавливать последовательность действий и выявлять их взаимосвязь; Представлять и характеризовать персонажи. | Выявлять и осознавать авторское и собственное отношение к персонажу и их поступкам | Формирование внимания к авторскому слову в художественном тексте. | Выразительное чтение Словесное и графическое рисование, игры | |||||||||
13 | А Ередеев «Чертышке» | Характеристика.персонажей. Анализ сюжета. Выразительное чтение. | устанавливать последовательность действий и выявлять их взаимосвязь; | Выявлять и осознавать авторское и собственное отношение к персонажу и их поступкам | Формирование внимания к авторскому слову в художественном тексте. | Словесный, наглядный, игровой | |||||||||
14-15 | И Злывко «Как у ежа иглы появились» | Характеристика.персонажей. Анализ сюжета. Выразительное чтение. | Представлять и характеризовать персонажи. | Выявлять и осознавать авторское и собственное отношение к персонажу и их поступкам | Формирование внимания к авторскому слову в художественном тексте. | Словесный, наглядный, игровой | |||||||||
16 | Г Чариков «Зачем ежу иголки», М Смородская «Малыш» | Характеристика.персонажей. Анализ сюжета. Выразительное чтение. | устанавливать последовательность действий и выявлять их взаимосвязь; Представлять и характеризовать персонажи. | Выявлять и осознавать авторское и собственное отношение к персонажу и их поступкам | Формирование внимания к авторскому слову в художественном тексте. | Словесный, наглядный, игровой | |||||||||
Раздел 6. «Страна Играния» | |||||||||||||||
17 | В Новичихина «Страна Играния» В Нечунаев «Ленивая игрушка» В Павликова «Юла» В Нечунаев «Юла» | Олицетворение и сравнение. Звукопись | Выявлять эмоциональную тональность произведения. | Выявлять и осознавать авторское и собственное отношение к персонажу и их поступкам | Формирование внимания к авторскому слову в художественном тексте. | Словесный, наглядный, игровой | |||||||||
Раздел 7. «Чудеса природы» (3 часа) | |||||||||||||||
18 | Г Чариков «Дождь» А Гусев «Дождь» В Башунов «Дождик» | Стилистический анализ. Подбор синонимов и мотировка авторского выбора. | Стилистический анализ. Подбор синонимов и мотировка авторского выбора. | Выявлять и осознавать авторское и собственное отношение к персонажу и их поступкам | Формирование внимания к авторскому слову в художественном тексте. | Словесный, наглядный, игровой | |||||||||
19 | В Новичихина «Радуга» З Пирогов «Хитрая радуга» | Стилистический анализ. Подбор синонимов и мотировка авторского выбора. | Стилистический анализ. Подбор синонимов и мотировка авторского выбора. | Выявлять и осознавать авторское и собственное отношение к персонажу и их поступкам | Формирование внимания к авторскому слову в художественном тексте. | Словесный, наглядный, игровой | |||||||||
20 | С САруева «Ручеек» Л Хрусталева «Ручеек» | Стилистический анализ. Подбор синонимов и мотировка авторского выбора. | Стилистический анализ. Подбор синонимов и мотировка авторского выбора. | Выявлять и осознавать авторское и собственное отношение к персонажу и их поступкам | Формирование внимания к авторскому слову в художественном тексте. | Словесный, наглядный, игровой | |||||||||
Раздел 8 «Мама+ папа+я=?» (2часа) | |||||||||||||||
21 | Г Чариков «Самый золотой» В Новичихина «Мой папа самый сильный» | Выразительное чтение. Стилистический анализ. | Внимательное отношение к авторскому слову в тексте. | Выявлять и осознавать авторское и собственное отношение к персонажу и их поступкам | Формирование внимания к авторскому слову в художественном тексте. | Выразительное чтение Словесное и графическое рисование, игры | |||||||||
22 | В Новичихина «Моя ровесница» В Новичихина «Не могу понять» | Выразительное чтение. Стилистический анализ. | Внимательное отношение к авторскому слову в тексте. | Выявлять и осознавать авторское и собственное отношение к персонажу и их поступкам | Формирование внимания к авторскому слову в художественном тексте. | Выразительное чтение Словесное и графическое рисование, игры | |||||||||
Раздел 9. «Жизнь собачья и кошачья» (7 часов). | |||||||||||||||
23 | В Новичихина «Про Аленку и ее щенка» Г Чариков «Рыжик» | Словесное и графическое рисование. Чтение по ролям. Выразительное чтение | Умение целостно воспринимать образ «персонажа» в эпических текстах; Выявлять и осознавать авторское и собственное отношение к персонажу и их поступкам. | Устанавливать последовательность действий и выявлять их взаимосвязь; Представлять и характеризовать персонажи. | Формирование внимания к авторскому слову в художественном тексте. | Словесный, наглядный, игровой | |||||||||
24 | В Свинцов «Усыновление» | Чтение по ролям. Выразительное чтение | Умение целостно воспринимать образ «персонажа» в эпических текстах; | Представлять и характеризовать персонажи. | Формирование внимания к авторскому слову в художественном тексте. | Выразительное чтение Словесное и графическое рисование, игры | |||||||||
25 | В Свинцов «Сенька растет» | Словесное и графическое рисование.. Чтение по ролям. | Выявлять и осознавать авторское и собственное отношение к персонажу и их поступкам. | Устанавливать последовательность действий и выявлять их взаимосвязь; Представлять и характеризовать персонажи. | Формирование внимания к авторскому слову в художественном тексте. | Словесный, наглядный, игровой | |||||||||
26 | А Никольская «Тобик» | Выразительное чтение | Умение целостно воспринимать образ «персонажа» в эпических текстах; Выявлять и осознавать авторское и собственное отношение к персонажу и их поступкам. | Устанавливать последовательность действий и выявлять их взаимосвязь; . | Формирование внимания к авторскому слову в художественном тексте; размышление, почему автор выбрал из всего многообразия слов именно это слово, как автор рисует словами. | Выразительное чтение Словесное и графическое рисование, игры | |||||||||
27 | М Смородская «Моська» | Словесное и графическое рисование. Чтение по ролям. Выразительное чтение | Умение целостно воспринимать образ «персонажа» в эпических текстах; | Устанавливать последовательность действий и выявлять их взаимосвязь; Представлять и характеризовать персонажи. | Формирование внимания к авторскому слову в художественном тексте. | Словесный, наглядный, игровой | |||||||||
28 | В Новичихина «Проказник» Н Николенко «Стихи про любимого кота» | Словесное и графическое рисование. | Выявлять и осознавать авторское и собственное отношение к персонажу и их поступкам. | Устанавливать последовательность действий и выявлять их взаимосвязь; | Формирование внимания к авторскому слову в художественном тексте. | Выразительное чтение Словесное и графическое рисование, игры | |||||||||
29 | В Свинцов «Мама Вася» | Словесное и графическое рисование. Чтение по ролям. Выразительное чтение | Умение целостно воспринимать образ «персонажа» в эпических текстах; Выявлять и осознавать авторское и собственное отношение к персонажу и их поступкам. | Устанавливать последовательность действий и выявлять их взаимосвязь; Представлять и характеризовать персонажи. | Формирование внимания к авторскому слову в художественном тексте. | Словесный, наглядный, игровой | |||||||||
Раздел 10. «Уроки сказки» (5часов) | |||||||||||||||
30 | В Свинцов «Нахальный лягушонок» | Составление диафильма или словесное и графическое рисование. Чтение по ролям. Выразительное чтение | Умение целостно воспринимать образ «персонажа» в эпических текстах;Выявлять и осознавать авторское и собственное отношение к персонажу и их поступкам. | Выявлять и осознавать авторское и собственное отношение к персонажу и их поступкам | Формирование внимания к авторскому слову в художественном тексте; размышление, почему автор выбрал из всего многообразия слов именно это слово, как автор рисует словами. | Выразительное чтение Словесное и графическое рисование, игры | |||||||||
31 | Г Рябченко «Маленькая сказка о большой дружбе» | Чтение по ролям. Выразительное чтение | Умение целостно воспринимать образ «персонажа» в эпических текстах; | Устанавливать последовательность действий и выявлять их взаимосвязь; Представлять и характеризовать персонажи. | Формирование внимания к авторскому слову в художественном тексте; размышление, почему автор выбрал из всего многообразия слов именно это слово, как автор рисует словами. | Словесный, наглядный, игровой | |||||||||
32 | З Пирогова «А ты для чего?» | Составление диафильма или словесное и графическое рисование. Чтение по ролям. Выразительное чтение | Умение целостно воспринимать образ «персонажа» в эпических текстах; Выявлять и осознавать авторское и собственное отношение к персонажу и их поступкам. | Выявлять и осознавать авторское и собственное отношение к персонажу и их поступкам | Формирование внимания к авторскому слову в художественном тексте; размышление, почему автор выбрал из всего многообразия слов именно это слово, как автор рисует словами. | Словесное и графическое рисование, игры | |||||||||
33 | В Свинцов «Цветок шиповника» | Словесное и графическое рисование. Чтение по ролям. Выразительное чтение | Умение целостно воспринимать образ «персонажа» в эпических текстах; | Устанавливать последовательность действий и выявлять их взаимосвязь; Представлять и характеризовать персонажи. | Формирование внимания к авторскому слову в художественном тексте; размышление, почему автор выбрал из всего многообразия слов именно это слово, как автор рисует словами. | Словесное и графическое рисование, игры | |||||||||
34 | И Цхай «Улыбка грустного Ёжика» | Словесное и графическое рисование. Чтение по ролям. Выразительное чтение | Выявлять и осознавать авторское и собственное отношение к персонажу и их поступкам. | Выявлять и осознавать авторское и собственное отношение к персонажу и их поступкам | Формирование внимания к авторскому слову в художественном тексте; размышление, почему автор выбрал из всего многообразия слов именно это слово, как автор рисует словами. | Словесный, наглядный, игровой |
Учебно-методическое обеспечение.
- Зинченко Л.Н., Плешкова О.И., Фёдорова И.В. «Литература родного края» - программа. БГПУ – 2008 г.
- Батакова О.Д. и др. Методические разработки уроков. БГПУ – 2008 г.
- Учебник для 2 класса
Материально-техническое обеспечение.
- Кабинет начальных классов.
- Компьютеры школы.
- Проектор, принтер, сканер.
- Магнитная доска.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Мой родной край"
Патриотическое воспитание в школе представляет собой составную часть сложного и многостороннего процесса формирования личности. К сожалению, в последнее время в силу многих причин ценности патриотичес...
Рабочая программа по литературе родного края. 2 класс
Пояснительная записка и развернутое тематическое планирование составлено к курсу "Литература родного края" 2 класс. Авторы Л.Н. Зинченко, О.И. Плешакова, И.В. Фёдорова, Барнаул, БГПУ - 2008 ...
рабочая программа изучение природы родного края 4 класс ПНШ
пояснительная запискатематическое планирование...
Рабочая программа кружка "Экология родного края"
Рабочая программа внеучебного курса "Экология родного края" способствует экологическому воспитанию младших школьников....
Рабочие программы по предметам "Родной русский язык" и "Литература на родном (русском) языке"
Рабочие программы по курсам для начальной школы...
Рабочая программа курса «Азбука родного края»
Предназначен для УМК "Школа Росии", соответствует нормам и требованиям ФГОС. Поможет педагогу в распределении материала в течении всего учебного года....
Рабочая программа по курсу «Родной язык и родная литература»
Рабочая программа по курсу «Родной язык и родная литература»Пояснительная запискаОбразовательная область «Родной язык и родная литература» является обязательной для обучающихся...