Статья "Условия благоприятного развития ребёнка в семье"
статья
Детство - период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть признанным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление многому научиться
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
usloviya_blagopriyatnogo_razvitiya_schastlivogo_rebyonka_v_seme.docx | 39.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Условия благоприятного развития счастливого ребёнка в семье
Актуальность. Детство - период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть признанным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление многому научиться [9].
Для этого необходимо растить ребёнка в наиболее благоприятных для его развития условиях. Многое зависит от воспитания в семье. Ребёнок, который воспитывается в положительных условиях, в которых может ощущать себя полноценным и счастливым, вырастет успешной личностью, индивидуальностью, имеющей и уважающей своё мнение и мнение окружающих. Но для достижения данной цели, взрослый должен помочь ребёнку поверить в свои сил, пользуясь нужными приёмами и методами воспитания. Актуальность проблемы состоит в том, что каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок стал полноценным, успешным, и самое главное - счастливым, но не каждый знает, как этого достичь.
Как уже было сказано, любой любящий родитель задается вопросом «Как вырастить своего ребёнка счастливым?». Ответ приходится искать самостоятельно, т. к. ни в семье, ни в школе, ни в институте не учат тому, как это делать. Однако, книги о том, как вырастить ребенка счастливым - огромная редкость. Большинство авторов книг по уходу за ребенком считают (и заставляют верить в это родителей), что счастье ребенка складывается из сухих подгузников, детского питания и плюшевых зверьков. В нашем стремлении дать ребенку «все, что ему нужно», родители часто проходим мимо самого главного - того, в чем он нуждается не просто для того, чтобы выжить, но для того, чтобы вырасти счастливым.
Привычным является мнение о том, что ребенок для молодой семьи — большое испытание: он плачет, будит родителей по ночам, а когда начинает ползать и ходить, все норовит сломать и опрокинуть. Взрослые списывают это на то, что «все дети такие». Но никто не замечает, что у кошки, которая никогда не читала умных книг по уходу за котятами, котята плачут куда реже, чем у нас - человеческие детеныши. За незнанием и непониманием истинных потребностей детей таится ещё одна ошибка воспитания - привычка перекладывать ответственность за их здоровье, воспитание и безопасность на посторонние лица: дети рождаются в роддомах, заболевших - лечат врачи, воспитываются малыши в детском саду, затем за их обучение уже отвечает школа. Но те, кому родители доверяют своих детей, тоже не всегда знают, что нужно ребенку для счастья: они тоже узнавали об этом из книжек, авторы которых имеют о счастье своё личное представление. Получается «порочный круг»: люди думают, что знают, как вырастить детей счастливыми, пишут об этом книги. Но на самом деле мало кто вообще имеет об этом представление, отчасти потому, что редко встречаются люди, которые умеют без всяких книг, просто следуя внутреннему инстинкту, быть счастливыми и растить счастливыми своих детей [5].
Не всегда взрослое и детское счастье – это равнозначные понятия. Родители по незнанию или своей неопытности делают ошибки, за которые дети расплачиваются всю жизнь. Интересно высказывание одного мудреца, о том, что любовь – это стремление сделать человека счастливым с тобой или без тебя. Действительно счастливый ребенок – это маленький человек, жизнерадостный, уверенный, самостоятельный, он знает, как выйти из трудной ситуации с минимальными потерями [10].
Счастье – это осуществление заветного желания, достижение результата. В этом кроется еще одна особенность. Как правило, это состояние не длиться очень долго. Необходимо с юных лет приучать ребенка к мысли, что это абсолютно нормально. У каждого человека должен быть целый список желаний, который постоянно пополняется. Осуществление одного из них – это только один шаг к счастью [8].
Отвечая на вопрос «Кто такой счастливый ребёнок?», процитируем знаменитого психолога, профессора, доктора психологических наук Юлию Гиппернейтер: «Счастливым растёт ребёнок, у которого умные, внимательные и дружные между собой родители».
На этот счёт есть ещё одно достаточно важное мнение. Детский хирург, доктор медицинских наук, автор книги «Неотложная хирургия в педиатрии» Леонид Рошаль говорит следующее: «Дети счастливы, когда чем-то увлечены: шахматами, историей, музыкой, игрой, имеют возможность заниматься этим любимым делом и реализовывать себя в нём» [7].
Абсолютно счастливый ребёнок, это ребёнок, который чувствует чистую, бескорыстную любовь родителей; ощущает себя значимым членом семьи, к которому прислушиваются; спокойно, но эффективно прорабатывает критику; чувствует опору, поддержку своей семьи. Счастливый ребёнок, это не всегда улыбающийся и жизнерадостный малыш, в первую очередь, он в меру эмоционален: он может плакать, злиться, разочаровываться, удивляться [1].
В счастливой семье царит атмосфера безусловной любви между всеми её членами. В отношении этого признака действует принцип преемственности: если вас так воспитывали ваши родители, то вы передадите чувство бескорыстной любви детям, но если вам не повезло, то вы должны самостоятельно менять ситуацию. В счастливой семье родители и дети терпеливы друг к другу. Основа её существования – оптимизм и вера в светлое будущее. Каждый член семьи стремится к востребованности и самореализации. Так же важно внимательное отношение ко всем членам семьи с учетом индивидуальных особенностей [4].
Для того, чтобы в семье преобладали данные качества, следует обратить внимание на некоторые, важные для развития семьи, психологические принципы.
Принцип безусловной родительской любви. Воспитание счастливого ребёнка с родительской любовью, которая не является подарком за хорошее поведение или отсутствует, если малыш совершил проступок. Отсутствие такого безусловного чувства формирует отрицательную самооценку. Ребенок чувствует, что его будут любить только в случае успеха. Если у малыша, что-то не получается, то обида на себя и порицание приумножаются. Такой человек никогда не сможет быть счастливым.
Взрослые должны каждый день говорить ребёнку, что любят его. Если он спросит «За что?», то можно искренне ответить, что просто так. Ребенок будет чувствовать поддержку старших, обратиться к ним в случае необходимости.
Ребёнку нужно всё объяснять. Дети очень любознательны и по мере роста и развития перед малышом открывается огромный и непредсказуемый мир, в котором все интересно. Ребенок может забыть рассуждения взрослых, которые когда-то слышал, а может просто проверять их. Не случайно некоторое время назад именно книга была лучшим подарком. Родитель должен быть самым осведомленным человеком, к которому ребенок всегда может обратиться.
Терпеливо всё поясняя ребенку, взрослые знакомят его с внешним миром, укрепляют веру в силу знаний. Малыш начинает чувствовать уверенность, даже если он чего-то не знает, но всегда поможет старший, всемирная паутина или книга.
Проявление уважения к ребёнку. Невозможно воспитать ребёнка счастливым, если взрослый не уважает его. Чувство собственного достоинства формируется в раннем детстве через отношение взрослых. Огромное заблуждение, что малыш ничего не понимает, поэтому можно пренебречь его стремлениями и желаниями. Всегда нужно спрашивать мнение ребенка по поводу того или иного действия. Малыш будет постепенно осознавать свою значимость. Ему будет легко влиться в любой коллектив и отстоять свои интересы. Исходя из вышесказанного, можно привести примеры фраз, которые должен слышать каждый ребёнок: «я люблю тебя»; «я горжусь тобой»; «извини меня»; «я прощаю тебя»; «я тебя слушаю»; «это твоя ответственность»; «ты сможешь это сделать».
Воспитывать ребенка можно через диалог. Всегда разговаривайте с малышом. В диалоге он и вы можете высказать свои чувства, мысли. Это действие поможет ребенку лучше узнать себя, поможет научить выражать свои эмоции.
Ребенок живет в обществе, где очень важным является изложение своих мыслей. Современные родители отстраняются от детей. Ребенок проводит много времени перед электронными устройствами, гаджетами и телевизором. Между техникой и малышом должен находиться взрослый, который все пояснит. Если ребёнок доверяет технике, то с течением времени родители перестают быть для него авторитетами. Разговаривайте со своими, даже маленькими, детьми. Во всем важно ощущение преемственности.
Наказания – это лишение поощрения, а не причинение плохого. В случае проступка можно лишить ребёнка угощения, развлечения, поощрения. Негативный поступок не должен ассоциироваться с физическими работами, наказанием, унижением его достоинством. Это вызовет у малыша негативные чувства досады и обиды. Книги по воспитанию прошлых лет рассказывали о принципах отрицательной мотивации, но в наше время есть обоснованное мнение, что в отношении детей нужно применять мягкие методы.
При наказании ребёнка можно использовать так называемые «правила»:
- при любом наказании ребёнок должен быть уверен, что наказание справедливо, и что его по-прежнему любят, даже будучи наказанным;
- при любом наказании дети не должны быть лишены их биологических и физиологических потребностей;
- ребёнок должен быть информирован о том, за какие проступки и в какой форме последует наказание.
Умение сказать жесткое «нет». Цель родителя - вырастить счастливого, а не инфантильного, незнающего границ ребёнка. Запреты должны осуществляться очень редко, но если родитель сказал «нет», то это должно быть законом. Это незаменимо в случае опасности или спасения здоровья ребенка.
Сказать ребёнку нет для некоторых родителей является достаточно сложной задачей. Для успешного её разрешения есть следующие советы:
- вы не можете говорить «нет» всегда;
- если вы сказали ребёнку «нет», то уже не можете сказать ему «да»;
- если уж вы решились сказать своему ребёнку «нет», только в том случае, если уверены, что он способен понять ваше объяснение;
- «нет» - это слово, которое всегда произносится нейтрально
Позволение совершения ошибок с последующим желание решить их самостоятельно или вместе с родителями. Следуя данному совету, можно прийти к тому, что ребенка не испугают никакие трудности, он будет счастливым в независимости от ситуации. В современном мире это очень важное качество. Ребенок будет спокойно относиться к критике. Эти качества пригодятся ребенку в детском коллективе, на учебе и в дальнейшем, на работе.
Поощрение за достижения. Это повысит самооценку ребёнка, подарит ценные положительные эмоции. Для более успешного и продуктивного поощрения, взрослый может взять во внимание следующие правила:
- поощрение частой одобрительной улыбкой;
- поощрение жестами;
- словесное поощрение ребёнка даже за маленькие успехи или хорошее поведение.
Сам факт поощрения повышает самооценку, а так же доставляет чувство счастья от достижения цели. Для ребенка очень важно мнение родителей, если достижение достойно этого, то нужно похвалить малыша.
Умение улыбаться. Для некоторых детей улыбка – это естественное явление, но некоторые малыши очень серьезны и улыбка совсем не является для них столь обычным проявлением. А умение улыбаться – достаточно важное качества для любого ребёнка, т. к. данное явление доставляет совершенное удовольствие, делает человека любого возраста счастливым. Чтобы научить ребёнка улыбаться, родители должны выражать положительные эмоции (смех, улыбку) при совместном с ребёнком просмотре смешного фильма или мультфильма, при чтении юмористической книги или заметки [1].
Японский педагог и психолог Масару Ибука, после продолжительного времени изучения и исследования, выделил свои принципы воспитания счастливого ребёнка, которые так же можно назвать психологическими.
Занятия с ребёнком должны начаться с рождения. Раннее развитие - это фундамент. Его нужно делать крепким с самого начала, т. к. по словам учёного: «Невозможно начать строить фундамент, когда здание уже готово». Дети удивительно восприимчивы и способны научиться очень многому с самого раннего возраста.
Эмоциональное развитие ребёнка не должно игнорироваться. Игнорирование ребенка можно сравнить с балованием его. Ведь эмоциональное развитие является крайне важным для полноценного формирования личности, так как счастье - это не только признанные достижения в какой-то сфере, но и гармоничные отношения с окружающими, чувство удовлетворенности собой и своей жизнью.
Поэтому Масару Ибука советует родителям по чаще брать ребенка на руки, не игнорируя его потребность в тактильном контакте, хвалить достижения и поощрять его интересы. Так же, важно вовлекать в уход за малышом братьев и сестер, бабушек и дедушек — чем шире круг его общения, тем лучше.
Отсутствие ограждения ребёнка от того, что взрослый считает слишком сложным. Способность впитывать информацию у детского мозга гораздо выше, чем у взрослого. Нас должно беспокоить не то, что мы даем ребенку слишком много информации, а то, что ее зачастую слишком мало, чтобы полноценно развивать ребенка.
Стереотип западного воспитания - учить ребенка «от простого к сложному», чтобы не перегружать его нервную систему. Но Ибука, опираясь на исследования японских психологов, утверждает, что «взрослые» критерии сложности и простоты информации для ребенка мало приемлемы. Если малыш до чего-то ещё «не дорос», значит, он просто не обратит на это особого внимания. Если ребёнок заинтересовался чем-то, значит, он готов хотя бы частично эту информацию усвоить.
Поэтому учёный рекомендует родителям не ограничивать познавательную активность детей просмотром мультиков и играми в кубики. Не бойтесь говорить с ним на нескольких языках и включать Баха вместо «Чунга-Чанга».
Развитие воображения ребенка и склонности к импровизации. На ребенка оказывают воздействие самые неожиданные вещи. Общаясь с детьми, взрослый должен учиться избавляться от предвзятых мнений и использовать все своё воображение, чтобы видеть мир так, как его видят дети.
В большинстве своем малыши обладают прекрасным воображением и способностью выдавать самые неожиданные ассоциации (у людей постарше это качество именуется креативностью). Тем не менее, родители часто делают все возможное, чтобы «впихнуть» разгулявшуюся фантазию ребенка в привычные им рамки. Например: «Дом не может быть треугольным, а яблоко синим», — поучают родители детей, и со временем последние просто утрачивает интерес к экспериментам и фантазированию.
Поэтому, чем бы не занимались дети, учились бы рисовать или лепить, разглядывали бы книжки с картинками или наблюдаете за животными в зоопарке, - взрослый должен дать малышу возможность видеть то, что ему хочется видеть и выдавать собственные интерпретации.
Отсутствие навязывания собственных гендерных стереотипов. До трех лет половые различия у детей никак не проявляются, поэтому взрослому не следует навязывать ребёнку свои представления о половых различиях, поскольку этим самым может нанести психический вред малышу.
Мальчики в голубом, девочки в розовом, мальчики играют в машинки, девочки в куклы – так же является родительской «программой», которая может сильно ограничить развитие мышления ребенка в первые годы жизни. Гендерным воспитанием ребенка лучше заниматься после того, как малышу или малышке исполнится три года. До этого можно дать ему или ей возможность попробовать игрушки и занятия, которые, возможно, не очень свойственны представителям его или ее пола, но которые помогут ребёнку раскрыть свой потенциал.
Чем меньше у ребенка игрушек — тем лучше. Избыток игрушек рассеивает внимание малыша, не дает ему сконцентрироваться на чем-то одном, а также может мешать развитию у него воображения (с этой точки зрения намного эффективнее будет выдать ребенку 1-2 игрушки и поощрять их «нецелевое» использование, например, создание кукольного домика из ботинка).
Стимуляция интереса к искусству. Масару Ибука говорит следующее: « Дайте своему ребенку карандаши как можно раньше. Если вы дадите ему лист бумаги, он прочертит несколько кривых линий и, скорее всего, порвет бумагу. Для вас это просто каракули, а для него это самовыражение».
Исходя из этого мнения, можно сказать, что важная задача в том, чтобы воспитать у ребенка хороший вкус: раннее знакомство малыша с мировыми шедеврами живописи, музыки, с прекрасными стихами будет стимулировать его самого на развитие в той или иной области искусства. А это, в свою очередь, поможет воспитанию тех качеств характера, которые очень важны для гармонично развитой личности: терпения, чувства собственного достоинства, самоорганизации и даже стремления к лидерству.
Контроль собственной мотивации. Дети - это не собственность родителей. Долг родителей - предоставлять своему ребенку более широкий выбор, чтобы он сам принял решение, кем он хочет стать. Не родители, а сам ребенок — хозяин своего будущего.
Раннее развитие - это не подготовка к детскому саду и не способ удовлетворить родительские амбиции. Это всего лишь набор методов для воспитания счастливого, гармонично и разносторонне развитого человека. Стремление вырастить гения любыми средствами - это, с точки зрения учёного, неверная мотивация. Просто нужно помочь ребенку раскрыть собственный потенциал [3].
Детство - значимый период жизни человека, когда закладываются основы будущей личности, складываются и индивидуализируются свойства и процессы, связанные с психикой и эмоциями. Взрослому важно не упустить этот период и выбрать правильную тактику воспитания, которая позволит без ущерба для индивидуальности ребёнка, расти счастливой личностью [2].
И напоследок хотелось бы процитировать великого классика педагогики А.С. Макаренко: «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно»[6, С.31].
Библиографический список
1. Воспитание детей. Как вырастить ребёнка счастливым. [Электронный ресурс]: URL: http://detki.guru/vospitanie/sovety-roditelyam/kak-vyrastit-schastlivogo-rebenka.html (Дата обращения: 09. 06. 17г.)
2. Дарвиш О. Б., Возрастная психология [Электронный ресурс] URL: http://thelib.ru/books/olesya_borisovna_darvish/vozrastnaya_psihologiya-read.html (Дата обращения: 18.06.17г.)
3. Ибука М., После трёх уже поздно/ М. А. Перова – М.: Альпина нон-фикшн, 2011. – С 224.)
4. Клуб естественного развития. Пять признаков счастливой и эффективной семьи. [Электронный ресурс] URL: http://www.cluber.com.ua/lifestyle/lichnaya-zhizn/2014/11/5-priznakov-schastlivoy-i-effektivnoy-semi (Дата обращения: 11.06.17г.)
5. Ледлофф Ж., Как вырастить ребенка счастливым. Принцип преемственности / Л. Шарашкин, Л. Шарашкина - Мю: Генезис, 2003. - С 207.
6. Макаренко А.С., Человек должен быть счастливым/ В.Э.Черник – М.: Карапуз, 2009. - С 40.
7. Психолог в школе. Как сделать ребёнка счастливым. [Электронный ресурс] URL: http://psy-school.ucoz.ru/load/kak_sdelat_rebenka_schastlivym/1-1-0-5 (Дата обращения: 17.06.17г.)
8. Психологическая помощь. Что есть счастье. [Электронный ресурс] URL:https://sites.google.com/site/pbasanskiy/cto-est-scaste (Дата обращения:20.06.17г.)
9. Сабирова Л. Р., Особенности личностного развития детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в детских домах. [Электронный ресурс] URL:https://rae.ru/forum2012/10/1416 (Дата обращения:18.06.17г.)
10. Экран строка – женские онлайн записи. Как вырастить счастливого ребёнка. [Электронный ресурс] URL: http://ekran-stroka.ru/roscherk-02/2031-kak-vyrastit-schastlivogo-rebenka (Дата обращения: 11.06.17г.)
Понятийный словарь:
Детство – период от рождения до 11-12 лет в течении которого ребёнок не только растёт и развивается физически, но и формируется его характер.
Счастье – чувство и состояние полного, высшего удовлетворения.
Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.
Воспитание - целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определенных общностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект родительского собрания на тему: "Семья - основа духовно-нравственного развития ребёнка"
плна-конспект...
Из цикла "Родительский лекторий": "Труд и его значение в жизни ребёнка. Роль семьи в развитии работоспособности и трудолюбия"
Материал включает текст выступления на собрании родителей начальных классов....
Влияние эмоционального климата семьи на развитие ребёнка
Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых....
Развитие способностей ребёнка в семье. Родительское собрание.
Особенности развития ребёнка в семье у всех разное, но родители должны разглядеть в своём ребёнка способности и стремиться развивать их....
Развитие способностей ребёнка в семье
Разработка открытого родительского собрания в 4 классе...
Интеллектуальное развитие ребёнка в семье.
Материал для родительского собрания.Семья может многое сделать для развития познавательных способностей ребенка....
Взаимодействие и взаимовлияние семьи и школы в развитии ребёнка
Партнерство семьи и школы должно работать в интересах ребенка, разделяя ответственность за его образование и развитие....
- Мне нравится (1)