Классный час "Ненецкие подвижные игры"
классный час

Классный час для учащихся начальной школы с использованием ненецких подвижных игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx21.21 КБ

Предварительный просмотр:

«Ненецкие подвижные игры»

Классный час

Глебова Марина Анатольевна

Учитель начальных классов

Пояснительная записка

Классный час «Ненецкие подвижные игры»

Подвижная игра имеет столь широкий диапазон воздействия на организм и личность, что создает неограниченные возможности влияния на все сферы жизнедеятельности детей и подростков с умственной отсталостью.

Целенаправленная эмоциональная игровая нагрузка оказывает стимулирующее воздействие на организм умственно отсталого ребенка и больше, чем другие средства, соответствует удовлетворению естественной потребности в движении. Подвижная игра способствует  укреплению всех функций организма, развитию физических способностей.

Актуальность темы: Ненецкие подвижные игры   способствуют выполнению сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, а так же приучают детей быть честными и правдивыми. Во все времена, игра остается школой, где у детей с интеллектуальными нарушениями развивают ловкость, меткость, быстроту и силу; учат добру и справедливости, чести и порядочности. Воспитательное значение народных игр усиливается их коллективным характером.

Цель: Воспитание морально-волевых качеств ( настойчивости, смелости) и формирование навыков коллективного сотрудничества через знакомство с ненецкими подвижными играми.

Задачи:

1.Укреплять и сохранять здоровье обучающихся

2.развивать внимание, ловкость, быстроту реакции,

3. воспитывать умение работать в коллективе.

Возрастная группа обучающихся: 7-11 лет

Оборудование:  шапочки для коршуна, наседки, цыплят, куропаток по количеству играющих, 3 табуретки, петли для ловли «оленей», 2 маленьких мячика, физическая карта НАО, фотографии с видами города Нарьян Мара.

 

Ход классного часа

  1. Вступительная часть.

Положительный эмоциональный настрой детей.

Настроенье у нас отличное

А улыбка – дело привычное

Пожелаем друг другу добра

Классный час начинать нам пора.

Подготовленные дети  рассказывает стихотворения.

1 ребенок

 Ты ещё не видел чуда –
В нашей тундре не был?
Видишь – сопки, словно чумы,
Подпирают небо?
2 ребенок

Вы на карту посмотрите

Округ наш  на ней найдите,

Потому что здесь наш дом:

Мы на Севере живем. ( Карта НАО)

Учитель: Ребята, скажите, как называется округ в котором мы живем?

Дети: Ненецкий автономный округ.

Учитель: а как называется столица нашего округа

Дети: Нарьян-Мар (Фотографии Нарьян –Мара)

Учитель: Назовите, пожалуйста, коренных жителей нашего округа?

Дети: Ненцы.

Учитель: Я хочу вам напомнить, что 2019 год в НАО объявлен годом здоровья. Когда-то ещё древние греки высекли на камне: “Хочешь быть здоровым – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть

 умным – бегай”. Одним из важнейших средств сохранения и укрепления здоровья является двигательная активность. И сегодня мы не останемся в стороне и будем укреплять здоровье, а с помощью чего вы узнаете, если отгадаете загадку.

Ребенок: Как назвать одним словом

                Лото и футбол,

                 Прятки, шахматы, жмурки

                 Твистер и волейбол?

Дети: Это игры!

  1. Основная часть.

1.Учитель: Игра — любимое занятие детей! И мы сегодня тоже будем играть. Но в игры особенные-ненецкие подвижные игры. Именно в народной игре можно укрепить свой дух, свое тело и проявить смекалку, выдержку, находчивость, волю и стремление к победе.

С самого рождения родители в ненецкой семье готовили ребенка к суровым условиям севера, кочевому образу жизни, к тем трудностям, которые ожидали его во взрослой жизни. Когда в семье рождается мальчик, то его отец или дед мастерят ему самые настоящие нарточки, топорик, лук и стрелы, детский аркан. Только все эти предметы маленького размера. Ну, а если в чуме появляется девочка, то мама и бабушка шьют ей маленькую тучейку, падко, прививают навыки будущей хозяйки чума.  С юных лет мальчика готовили, чтобы он стал настоящим оленеводом, а из девочки готовили хозяйку чума. Все это сопровождалось игровой деятельностью.

Ну что начнем?

Дети: Да!

Учитель: Для наших игр нужно будет выбирать того или иного персонажа. Что нам может в этом помочь?

Ребенок: Дети всюду на земле 
В тундре, в городе, в селе
Летом, зимнею порой

День проводят за игрой.
Только прежде чем играть
Надо всех пересчитать 
Чтоб узнать, кто всё же будет
Догонять вас иль искать.

Учитель: Так что же это?

Дети: Считалка!

Учитель: Давайте вспомним, считалку, которую мы учили наизусть на уроке чтения «Шел баран по крутым горам».

Дети произносят считалку хором.

2. Игра «Хоборкова»

Учитель: Итак, первая игра, которая называется «Хоборкова», которая переводится с ненецкого языка на русский, как «Коршун и наседка».

В этих играх есть определенные правила, которые необходимо соблюдать. Сейчас с помощью считалки вы выберите коршуна, куропатку-наседку. А остальные будут цыплятами. Цыплята должны встать за куропаткой  в колонну друг за другом, обхватывая за талию впереди стоящего товарища и сомкнув пальцы в «замок», или кладут руки на плечи товарищу, или держатся за подол.

Коршуна становится напротив куропатки. Коршун со словами «хобэр – хо-бэ-эр», бегает то вправо, то влево и пытается поймать цыпленка. А куропатка  старается защищать цыплят, размахивая руками, как крыльями. В свою очередь, цыплята, держась цепочкой и не отрываясь друг от друга, стараются убежать от коршуна.

Игра проводится несколько раз. Победителями становятся коршун, поймавший наибольшее количество цыплят, и куропатка, защищавшая больше цыплят.  

3. Игра «Ярколава»

Учитель: Следующая игра- "Ярколава" – что означает «Ловля оленей»

На площадке перед играющими проводится черта. На одной линии, на расстоянии 1,5-2 м от черты, устанавливается 10-12 оленьих рогов (перевернутые табуретки). Выходят 3-4 пастуха-оленевода и ловят арканом оленей.

Выигрывает тот, кто больше выловит оленей. Игра проводится до тех пор, пока не поучаствуют все дети.

4. Игра «Хабэвко няби ханена»

Учитель:И еще одна игра "Хабэвко няби ханена", которая переводится с ненецкого языка на русский, как "Куропатки и охотник»

С помощью считалки выбираются два охотника. Остальные играющие - куропатки. Куропатки спят на корточках. По сигналу охотники и куропатки встают, начинают свободно передвигаться по площадке, размахивая руками как крыльями и имитируя крики куропаток: "ка-бэ, ка-бэ, ка-бэ-бэ." В это время охотники маленьким мячиком стараются попасть в ноги товарищей.

Победителем считается охотник, поймавший много куропаток.

  1. Заключительная часть.

Учитель:  Ненецкие игры никогда не были пустым время препровождением. Игра была серьезной школой. Через национальные игры  в маленьком человеке формировалась личность, это и была та дорога, которая приводила детей во взрослую жизнь без лишних назиданий и длительных нравоучений со стороны старших.

В играх формировались лучшие черты ненецкого национального характера: честность, справедливость, храбрость, чувство ответственности за свои поступки, чуткость, доброжелательность.

Игры вырабатывали такие качества, как ловкость, смекалку, мастерство. Поэтому, мы жители Ненецкого автономного округа должны сделать всё, чтобы ненецкие игры  не ушли совсем из нашей жизни и не забылись.

Рефлексия. «Мой выбор»

Ученикам предлагается наклеить значок на строчке в том месте, которое отражает их отношение к занятию и степень участия на классном часе.

Мне было интересно.

Мне было скучно.

Я узнал что-то новое.

Я ничего не узнал.

Я слушал учителя.

Я не слушал учителя.

Я часто отвечал.

Я редко отвечал.

Я собой доволен.

Я собой не доволен.

Учитель: Я думаю, что вам был интересен наш классный час. Всем большое спасибо за участие.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – игра «На острове здоровья». Раздел «Подвижные игры.

Цель: Развитие двигательных способностей учащихся посредствам подвижных игр.Задачи:Образовательные: -  совершенствовать упражнения  в равновесии;-  закрепить метание мяча в вертик...

План- конспект урока в 4 классе по теме "Подвижные игры на основе игры баскетбол"

План  урока физической культуры в начальной школе по теме "Подвижные игры на онове баскетбола" Основными задачами урока являються обучение владению мячом,развитие координации и воспитание у...

Рабочая программа курса «Современные подвижные игры» дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Подвижные игры»

1.  Пояснительная записка 1.2. Цели и задачиЦель: создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главны...

Конспект урока физической культуры по разделу программы «спортивные и подвижные игры» для учащихся 2 класса   Тема урока: «Развитие основных физических качеств средствами подвижных игр»

На уроке физической культуры ученики 2 класса помогают герою произведения Н. Носова "Приключения Незнайки и его друзей". Ребята вместе с Незнайкой развивают физические качества с помощью под...

Конспект урока физической культуры по разделу программы «спортивные и подвижные игры» для учащихся 2 класса   Тема урока: «Развитие основных физических качеств средствами подвижных игр»

На уроке физической культуры ученики 2 класса помогают герою произведения Н. Носова "Приключения Незнайки и его друзей". Ребята вместе с Незнайкой развивают физические качества с помощью под...

Методическая разработка подвижной игры "Подвижный лабиринт".2023

Методическая разработка представлена на конкурсе "Фестиваль подвижных игр".2023 год Указом Президента объявлен Годом педагога и наставника. Данныйфестиваль проходил в рамках мероприятий Выбо...