Методическая разработка «Первое занятие в подготовительной группе в детском хореографическом коллективе по программе «Классический танец» (7 – 8 лет). Некоторые рекомендации по проведению».
методическая разработка (1 класс)

Огородова Ольга Игоревна

Данная методическая разработка представляет собой  модель организации  занятия с детьми в подготовительной группе  детского хореографического коллектива по программе «Классический танец». Разработка предназначена для педагогов дополнительного образования. Методическая разработка  отражает опыт работы педагога дополнительного образования  с подготовительной группой детей, возрастной категории 7 - 8 лет. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka2021.doc186.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка: Первое занятие в подготовительной группе в детском хореографическом коллективе по программе «Классический танец»

Методическая разработка

«Первое занятие в подготовительной группе в детском хореографическом коллективе по программе «Классический танец» (7 – 8 лет).

 Некоторые рекомендации по проведению».

Огородова Ольга Игоревна,

Педагог дополнительного образования

ГБОУ Гимназия № 295

Фрунзенского района Санкт -Петербурга

Санкт-Петербург, 2021

Содержание

Аннотация:        3

Введение        5

1. Подготовительная работа педагога к проведению первого занятия в детском хореографическом коллективе по программе «Классический танец».        5

2. Методика проведения первого занятия в детском хореографическом коллективе по программе «Классический танец».        6

2.1. Вводная часть занятия:        6

Описание и рекомендации        6

2.2. Подготовительная часть занятия.        7

Описание и рекомендации:        7

2.3. Основная часть занятия – азбука классического танца.        9

Описание и рекомендации:        9

2.4. Заключительная часть занятия.        10

Описание и рекомендации:        12

3. Рекомендуемая литература:        12

4. Приложения        13

4.1.Музыкальный материал        13

4.2. Перечень ключевых терминов:        13

4.3. Список иллюстраций.        13

4.4. Критерии оценки творческого задания.        14

4.5.        Презентация        16

        


Аннотация:

 Данная методическая разработка представляет собой  модель организации  занятия с детьми в подготовительной группе  детского хореографического коллектива по программе «Классический танец». Разработка предназначена для педагогов дополнительного образования. Методическая разработка  отражает опыт работы педагога дополнительного образования  с подготовительной группой детей, возрастной категории 7 - 8 лет. Актуальность методической разработки продиктована потребностями современного  образовательного процесса и запросом педагогов  и законных представителей обучающихся. Появление плана подготовки хореографического коллектива продиктовано творческим подходом педагога в образовательном процессе. Вывод о  наборе детей конкретного возраста 7-8 лет и построение программы на целый учебный год продиктовано необходимостью развития физических и природных данных: шагов, подъемов, прыжков, разворота стоп, а также необходимостью закладывать начальные навыки танцевального исполнения и артистизма, развитием физической  выносливости.

Методическая разработка освещает  интерес педагога к развитию обучающихся на разных этапах  развития и постановки классического  танца. Данная разработка показывает опыт достижения максимального, качественного результата, начиная с основ в подготовительной группе.

В практической составляющей методической разработки можно отметить разнообразные  педагогические технологии. Особая ценность данной методической разработки в том, что она раскрывает технологию, которая способствует повышению качества образования по классической хореографии, мотивации учебной деятельности, развитию творческих способностей детей.  

Методическая разработка имеет логичную структуру и  полное содержание. Цель данной разработки - это создание модели занятия, которое может быть проведено полностью или использовано частично в любом образовательном учреждении и на каждом занятии. Новаторскими являются инструменты для создания занятия. Основополагающей частью занятия является использование информационных технологий. Применение на занятии методических видеоматериалов по основам классического танца, видеозаписей балетных спектаклей, выступлений профессиональных коллективов, иллюстраций с изображениями балетных спектаклей отражает и сохраняет  основы при обучении классическому искусству, но и вносит  современные ноты в процесс обучения. Рассмотрение видеозаписи выступлений детей, отработка ошибок в процессе занятия, в сочетании с традиционными методами обучения несомненно повышает значимость занятия для детей и  эффективность обучения хореографии в целом. В методической разработке представлен перечень творческих заданий в форме таблиц, презентаций, разработана индивидуальная система оценивания каждого подопечного и творческого коллектива в целом.

Методическая разработка отвечает поставленной цели. В конспекте изложены рекомендации по проведению первого занятия, даны рекомендации для начинающих педагогов, занимающихся по программам, направленным на изучение основ классического танца. Данная разработка может быть использована в работе педагогов ОУ, УДОД, ДОУ, школ искусств, хореографических коллективов в целях повышения качества образования. В методической разработке представлен пример первого занятия подготовительной группы детского хореографического коллектива по программе «Классический танец»  (7 – 8 лет).  Наглядным  подтверждением удачного применения данной разработки являются иллюстрации и видеоматериалы, которые подтверждают результативность программы. Современное информационно-образовательное пространство располагает возможностями для тиражирования  нового опыта.

В методической разработке показана результативность первого занятия с применением опережающей технологии. Педагоги сами могут убедиться в эффективности использования технологии на занятии. Проверка закрепленных навыков и умений реализуется через практический творческий показ и выполнения  заданий в течение занятия.

Материал, представленный в разработке, демонстрирует возможность педагога по привнесению своих творческих наработок, для развития данных воспитанников в ходе реализации дополнительной общеобразовательной программы «Классический танец».

Введение

Задачами первого занятия в подготовительной группе с воспитанниками 7 - 8 лет являются привитие интереса к классическому хореографическому искусству, развитие чувства ритма и физических способностей, первоначальное знакомство с понятиями, употребляемыми в музыке и хореографии: «Классический танец», ритм, вальс, полька, марш, музыкальный размер.

1. Подготовительная работа педагога к проведению первого занятия в детском хореографическом коллективе по программе «Классический танец».

Перед проведением первого занятия педагог организует предварительную  беседу с родителями о структуре программы и занятий, об одежде и обуви детей, о гигиене, прическе, дисциплине.

План проведения первого занятия:

  1. Вводная часть занятия.
  2. Подготовительная часть занятия.
  3. Основная часть занятия – азбука классического танца.
  4. Заключительная часть занятия.

Длительность занятия: 45 мин.

Методы и приемы: показ, повтор, словесное объяснение, убеждение, поощрение, музыкально–образный прием.

Оборудование и методические материалы: станок, зеркала, музыкальный центр, цифровой носитель с музыкальными записями, проектор, компьютер, коврики, иллюстрации с изображением героев и эпизодов из балетов[1] 

Музыкальный материал: Различные польки, вальсы (на выбор педагога).[2]

В процессе занятия педагог особое внимание должен уделять терминологии[3] 

2. Методика проведения первого занятия в детском хореографическом коллективе по программе «Классический танец».

2.1. Вводная часть занятия:

  • приглашение учеников в зал;
  • расстановка учеников вдоль станков;
  • приветствие, знакомство с педагогом;
  • обход учеников и знакомство с их осанкой;
  • беседа - диалог о танце, о  балете;
  • упражнения на знакомство с элементами ритмики: слушание музыки и определение ее характер, темпа и размера; воспроизведение хлопками и притопыванием ритмического рисунка;[4]
  • игры.

Описание и рекомендации

На этом этапе занятия педагог знакомится с физическими данными каждого ребенка – проверяет осанку, просит показать подъем ноги на полу в сторону, затем, поднимая ногу ребенка, определяет высоту шага в сторону, изучает гибкость его тела назад и вперед (назад – у станка, вперед – на середине зала)[5].

Педагог объясняет детям понятия «танец», «балет».[6]

 Рассказывает детям о том, что танец - это ритмичное движение, совершаемое одним или более людьми в такт музыке. Существует огромное количество видов, стилей и форм танца. Балет (от итал. ballare – «танцевать») – это танцевальное театральное представление. В балете есть такие же актеры, как и в театральном представлении, в опере, только в опере герои поют свои монологи и диалоги, а в балете вся информация передается с помощью движения. Герои общаются с помощью танца, рассказывают зрителю о своих переживаниях, делятся мыслями. Рассказ сопровождает демонстрация иллюстраций из балетов.[7]

Далее детям целесообразно предложить познакомиться с элементами ритмики и музыкальной грамоты. Воспитанники определяют характер музыки, темп и ритм на специальном музыкальном материале, подобранным заранее педагогом.

Затем педагог знакомит детей с музыкальными размерами 4/4, 3/4, 2/4. Хлопая в ладоши и притопывая, дети  воспроизводят разнообразные ритмические рисунки.[8] 

           Применение на занятиях хореографией игр, позволяет снять психологические зажимы, обогащает эмоциональный опыт ребенка. Игра помогает многим ребятам преодолеть излишнюю скромность, стеснительность и закрепощенность, а чувство сотрудничества и гармоничное взаимодействие с группой сверстников придает им уверенность в себе. Проведение занятий в игровой форме удерживает интерес детей и включает их в активную работу. Предлагаем некоторые игры, которые могут быть использованы на занятиях по хореографии с младшим школьным возрастом. Например, игры на развитие воображения.

“Повтори за мной“

Педагог простукивает определённый ритм ладонями (фраза чёткая и короткая), дети поочередно повторяют фразу.

“Быстрые превращения“

Выбирается ведущий, на первых этапах это может быть сам педагог. Под быструю музыку дети свободно двигаются. Когда музыка  остановится, дети превращаются в того, в кого скажет ведущий: Баба-Яга, роботы, грустный клоун весёлый танцор, нервный грабитель, утомленный бегун, вежливый манекен.

2.2. Подготовительная часть занятия.

  • маршировка вдоль станков сначала бытовым, а затем танцевальным шагом в различных ритмах (4/4,3/4, 2/4) – в ритме марша, в ритме вальса, в ритме польки, меняя темп и включая паузы (на один такт 4/4, на 2/4, на 3/4 );[9] вспомогательные упражнения на полу.

Описание и рекомендации:

На этом этапе занятия педагог объясняет детям, что такое «бытовой шаг» и что такое «танцевальный шаг», знакомит детей с азбукой классического танца: выворотность, шаг. Затем вместе с педагогом дети разучивают несколько вспомогательных физических упражнений на полу, для чего, взяв коврик, располагаются в шахматном порядке на равном расстоянии друг от друга.

Упражнения на работу над стопами

«Птичка» (вытягивание и сокращение стопы по 6 позиции, по 1 позиции).

«Рисуем кружочки острыми наточенными карандашиками» (работа стопами по кругу друг к другу и друг от друга – вытянуты, разведены, сокращены, собраны и обратно)

Упражнения на работу над коленными связками

«Цыплята клюют зернышки» (семечки, червячков, гусеничек, хлебушек, пшено и т.д.) - наклонив корпус, сидя на полу к вытянутым коленям, стараться носиком - «клювиком» достать до коленей, положения рук чередуем: согнутые в локтях перед собой, кисти в кулачках – цыпленок, руки на поясе – курочка, руки за спиной – петушок) – перед выполнением упражнения  можно поговорить с детьми о цыплятах, что они любят кушать. «Разводные мосты» (наклон корпуса с руками вытянутыми перед собой, к вытянутым коленям, пытаться положить корпус на ноги – при этом говорим «машины едут по мосту, автобусы», затем выпрямиться в корпусе, поставить руки назад на пол и, не сгибая коленей поднять тазобедренную часть вверх (чем выше, тем лучше), опираясь на руки, голову запрокидываем назад, при этом говоря «поезда едут, корабли плывут под мостом»).

Упражнения на работу над растягиванием связок бедра и выворотностью.

«Бабочка» (сесть так, чтобы ноги были согнуты в коленях, а стопы прилегали  друг к другу, руки поставить на пояс, коленями и руками исполняются движения, изображающие полет крыльев бабочки, затем руками, нажимая на колени, «расправляем красивые расписные крылышки», стараемся достать ими до пола, если колени достают до пола, то стопы нужно отодвинуть дальше от себя).

Упражнения на работу над связками спины и живота, над гибкостью

«Ежик» (сидя на коленях «ежик пугается», чувствуя опасность, он собирается в клубок, выпускает свои иголочки, тем временем тазом ребенок садится на стопы, корпус отпускается вниз, спина становится круглая, затем он оглядывается, понимая, что опасности нет, прячет иголочки и разворачивается, тем самым,  снова встает на колени, корпус выпрямляется и перегибается назад, голова запрокидывается назад, руки на поясе, стараемся опуститься назад как можно ниже, затем в последующие разы, руки достают до пола, упражнение повторяется несколько раз).

«Колечко» (лежа на животе и опираясь на ладони, которые должны находиться впереди корпуса, ноги сгибаются в коленях и направляются к голове, передняя часть корпуса поднимается, опираясь на вытянутые в локтях руки, голова запрокидывается назад и направляется к коленям, нужно соединить стопу с головой, впоследствии, стопа ставится на плечи и т.д.).

Прыжковые упражнения

«Зайчики» (прыжки с вытянутыми стопами по шестой позиции на месте и по кругу).

«Мячики» (прыжки с вытянутыми стопами по шестой позиции вперед и назад).

«Скакалки» (прыжки с вытянутыми стопами по шестой позиции в стороны).

Сначала выполняются упражнения на напряжение и расслабление мышц ног, затем – на выворотность ног. Партерные упражнения на полу помогают гармоничному развитию ребенка в танце, способствуют растяжке и укреплению мышц ног, корпуса, поясницы, спинного торса. Интересными такие занятия делают игровые элементы.

2.3. Основная часть занятия – азбука классического танца.

  • расстановка детей у станка;
  • объяснение и разучивание правильного положения тела и его частей при сомкнутых ногах и с разворотом на 90 – 120 градусов;
  • знакомство с 1 позицией ног и подготовительным положением рук;
  • правильное положение тела в 1 полувыворотной позиции ног.[10]        

Описание и рекомендации:

Педагог объясняет детям, каким должно быть правильное положение тела и его частей при сомкнутых ногах. При этом следует обратить внимание на следующее:

  • тело должно находиться на таком расстоянии от станка, чтобы кисти рук свободно, без упора лежали на станке и были на уровне талии;
  • четыре пальца руки собраны, большой палец не обхватывает палку, а находится рядом с указательным пальцем, не прижимаясь к нему, запястье кисти опущено;
  • руки в локтях слегка согнуты, в области подмышек к телу не прижаты;
  • локти отведены слегка в стороны от корпуса;
  • ноги сомкнуты так, чтобы носок одной ноги был прижат к носку другой, а пятка к пятке, колени и бедра соединены друг с другом;
  • стопы должны плотно прилегать к полу (без упора на переднюю часть), чтобы тяжесть тела равномерно распределялась на обе ноги;
  • ноги выпрямлены, бедра подтянуты, коленные чашечки также подтянуты вверх, ягодичные мышцы собраны в области копчика;
  • живот слегка втянут, а талия как бы стянута поясом («схвачена»);
  • плечи свободно опущены, ключицы расправлены, грудная клетка находится в положении выдоха;
  • нижние края лопаток оттянуты вниз, к пояснице.

Для правильной осанки важное значение имеет положение корпуса относительно ног: таз должен быть в центре, позвоночник вытянут, голову следует держать прямо, спокойно и непринужденно, подбородок не должен быть опущен вниз или приподнят вверх, шея не напряжена (педагог проверяет это спереди и сзади), все части тела должны быть симметричны. Педагог проверяет осанку детей, указывает на неправильную постановку тела и отмечает тех, у кого осанка правильная (нормальная). Затем педагог объясняет, что такое правильное положение тела - апломб (корпуса, ног, рук, головы) при полувыворотном положении ног. Проверив правильность положения тела и ног, педагог предлагает детям постоять таким образом в течение двух – четырех тактов музыкального аккомпанемента[11].  Это творческое задание может быть преподнесено в виде игры: например, « Кто лучше встанет, кто лучше покажет!». Педагог проверяет правильность выполнения, поощряет воспитанников.[12] 

2.4. Заключительная часть занятия.

Дети выполняют поклон при 1 полувыворотном  положении ног (в ритме марша 4/4)

В конце занятия  для поднятия настроения, снятия психологического барьера целесообразно провести какую-либо игру. Приведем примеры.

“Гусеница”.

Группа становится в линию. Каждый из группы передаёт свою руку тому, кто стоит сзади. Для этого играющие расставляют ноги на ширину плеч и подают  руку назад между своих ног. При этом каждый берет руку стоящего впереди. Группа начинает двигаться вперёд, потом назад, пока все не лягут на пол.

“Кто?“.

Дети в кругу. Ведущий называет личностное качество или признак и просит выполнить какое-либо действие тех людей, которые этим качеством или признаком обладают. Например,

у кого есть сестра – щёлкни пальцем,

у кого есть веснушки – загляни под стул,

кто любит собак – полайте,

кто любит кошек – промяукайте,

кто рад, что пришёл сюда - закричите: ”Ура”,

кому надоело играть – закричите: ” Хватит“ и т.д.

Также уместно использовать и игры на сплочение коллектива.

“Мой хороший попугай “(мишка, зайка).

Дети по кругу передают любую игрушку. Получив игрушку, ребёнок прижимает её, гладит, говорит что-то приятное, бережно передаёт другому.

“Липучка”.

Двое детей, держась за руки, пытаются поймать сверстников приговаривая: “Я - липучка – приставучка, я хочу тебя поймать“. Каждый пойманный присоединяется.

“Кенгуру “ /в парах/.

1-й кенгуру , 2-й кенгурёнок сначала встаёт спиной к нему, а затем приседает. Оба берутся за руки. Задача: в таком положении пройти как можно дальше.

В конце занятия необходимо подвести его итог, задать детям вопросы [13]:

- Что на занятии делали?

Предполагаемые ответы: «играли», «танцевали», «растягивались»…

- О чем мы с Вами беседовали?

Предполагаемые ответы: « о танце», « о балете»…

- Что такое Танец?

Предполагаемые ответы: « это движения»…

-  Что такое Балет?

Предполагаемые ответы: « балет - это эмоции, которые невозможно сдерживать», « балет – это театральное представление», « балет означает танцевать» …

- Кто когда-нибудь видел балет в театре или по телевизору?

-  Какие названия упражнений на растяжку вы запомнили?

Дети выполняют поклон при 1 полувыворотном  положении ног  (в ритме марша 4/4).

Описание и рекомендации:

Следует показать, как правильно делается поклон, когда ноги поставлены в 1полувыворотное положение (90 – 120 градусов). Дети отходят от станков и поворачиваются лицом к педагогу, разворот ног 120 градусов, за счет « раз – два» голова наклоняется, на счет «три – четыре» - голова поднимается.

В конце занятия педагог обязательно отмечает детей, поощряет их, дает обратную связь. Некоторые педагоги используют индивидуальные блокноты, в которых выставляют детям специальные значки за работу на занятии (не оценки): смайлики, веселые штампики.

Надеюсь, что опыт, описанный в методической разработке, будет полезен для педагогов, и  сможет привить детям интерес к классическому танцу с первых занятий в детском хореографическом коллективе.

3. Рекомендуемая литература:

  1. Баднин И. А. Отбор детей в хореографическое училище. В кн: Охрана труда и здоровья артистов балета. М., 1987.
  2. Базарова Н. П., Мей В.П. Азбука классического танца. М., 1964.
  3. Блазис К. Полный учебник танца. Пер. с фр. Брошниковского. – в кн.: Классики хореографии. М.,1937.
  4. Костровицкая В. С. 100 уроков классического танца. Л., 1981.
  5. Климов А. Основы русского народного танца. Издательство МГИК, 1994.
  6. Тарасов Н. И. Классический танец. М., 1931
  7. Халфина С. С., Иваницкий М. Ф. Методическое пособие по приему в хореографическое училище. М.,1963.

Санкт-Петербург, 2021

                 


[1] см. перечень ключевых  терминов

[2] см. музыкальный материал

[3] см. иллюстрации

[4] см. презентацию

[5] см. таблицу 1

[6] см. перечень ключевых терминов

[7] см. иллюстрации

[8] см. иллюстрации

[9] см. презентации

[10] см. презентацию

[11] См Музыкальный материал

[12] см. Таблицу 1

[13] См Презентацию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка первого модульного занятия в 1 классе "Правила работы в группе"

Материал занятия представлен на презентации: знакомство с понятием "модуль", далее через просмотр мультфильма формулируются   правила работы в группах....

Конспект интегрированного открытого занятия в подготовительной группе детского сада

Цель: Закрепить представления детей о геометрических фигурах, умение различать их.ЗадачиОбразовательные: Повысить уровень развития детей. Закреплять  умению находить геометрические фигуры в окруж...

Конспект занятия для подготовительной группы детского сада по Обучению грамоты.

Конспект открытого занятия для подготовительной группы десткого сада по обучению грамоты....

Конспект занятия в подготовительной группе детского сада "У меня зазвонил телефон"

Конспект занятия, посвященного развитию у детей навыков социализации и общения по телефону...