Познавательное занятие в подготовительной группе «Первый шаг дошкольника в медицинский класс» «Верные помощники - органы чувств»
план-конспект по обж на тему

Стаховская Галина Михайловна
Цель: Формирование понятия «органы чувств», роли и специфики разных органов чувств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organy_chuvstv_konspekt.docx38.71 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательное  занятие в подготовительной группе

«Первый шаг дошкольника в медицинский класс»

           «Верные помощники - органы чувств»

 Интеграция образовательных областей:

«Безопасность», «Познание», «Здоровье», «Физическая культура», «Коммуникация».

Образовательные задачи:

  1. «Здоровье» - формировать и закреплять полезные навыки, способствующие хорошему самочувствию, бодрому настроению и усвоению основ здорового образа жизни.
  2. «Безопасность» - знакомить с доступными способами укрепления здоровья.
  3. «Познание» - учить исследовать и воспринимать целостную картину мира с помощью всех органов чувств (слышать его звуки, чувствовать запахи, наслаждаться его красками).
  4. «Физическая культура» - способствовать развитию самоконтроля и самооценки в процессе организации разных форм двигательной активности.
  5. «Коммуникация» - обогащать содержание общения детей со взрослыми и сверстниками в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания самопомощи, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях, в части формирования основ здоровье сберегающего сознания.

Цель: Формирование понятия «органы чувств», роли и специфики разных органов чувств.

Задачи:

Образовательные:

  1. Активизировать познавательный интерес к своему организму и его

возможностям, знать что полезно, а что вредно для организма.

  1.  Закрепить знания  детей о функции органов чувств, уточнить с помощью опытов, для чего нужны те или иные органы, тренировать способность приобретать знания путём экспериментирования, формировать умение объяснять полученные данные.
  2.  Формировать умение вести диалог используя качественные прилагательные, пополнять словарный запас словосочетаниями «орган слуха», «орган зрения», «орган обоняние», расширять кругозор.

Развивающие:

  1. Развивать любознательность, наблюдательность, логическое мышление, сообразительность, умение внимательно слушать, умение делать выводы.
  2. Развивать интерес к познанию самого себя.

Воспитательные:

 Воспитывать желание заботится о своём здоровье, бережное отношение к органам чувств.

     

Ход мероприятия:

             

1.Организационный момент

(На экране видео послание от медсестры, с приглашением на экскурсию в поликлинику)

«Здравствуйте ребята! Вы меня узнали? (пауза). Сегодня я хочу пригласить вас на экскурсию в поликлинику, где вы познакомитесь с нашими помощниками – органами чувств. А проведет её заведующая поликлиникой »

 (дети одевают халаты)

Восп: (заведующая поликлиникой): Здравствуйте ребята.

Восп: С давних времен люди приветствуют друг друга при встрече словом «здравствуйте».

-  А вы знаете, что означает слово «Здравствуйте»? (пожелание здоровья) 

- Правильно, «здравствуйте» - означает «Будьте здоровы!».

- А как вы думаете, что у человека самое главное, важное, ценное в жизни? (Здоровье)

- Здоровье – это главное богатство, которое нужно беречь. Чтобы не болеть, быть здоровым, нужно знать, как устроен  организм человека, что полезно, а что вредно для него.

- И  сегодня вы узнаете о себе много нового, интересного.

Восп: Давайте улыбнёмся, подарим друг другу хорошее настроение и начнем нашу экскурсию.

Кабинет 1. (Глаза)

- Приглашаю вас в 1 кабинет. А о каком органе чувств мы будем говорить,  вы узнаете, отгадав загадку.

- На ночь два оконца сами закрываются

А с восходом солнца сами открываются.

(Глаза)   

- Правильно, глаза – это орган зрения.      

- Мы проведём эксперимент и узнаем, для чего же нам нужны глаза?

- Закройте глаза и приложите к ним свои ладошки и скажите, что я делаю? (В руках у восп. красный шарик и зеленый куб разных размеров) (Ответы детей).

- А теперь откройте глаза и скажите, что я делаю сейчас? (Ответы детей).

- А вы увидели только мои движения или что то еще?  (кубик, шарик)

- Какого цвета кубик?

- Какого цвета шарик?

- Что больше – кубик или шарик?

- Так для чего же нам нужны глаза,  что мы замечаем глазами?  (ответы детей)

Вывод:  

 Глаза помогают видеть все вокруг,  различают цвет, форму, размер предметов.

- А вы знаете, что наше зрение иногда нас обманывает.

- А чтобы в этом убедиться, проведем опыт.

                                          (Опыт «Радуга выпрямляется»)

- Посмотрите, какая красивая, волнистая радуга у меня нарисована. Как вы думаете, можно ли её выпрямить? (Нет)

- А почему мы не сможем её выпрямить?

- Посмотрите, что сейчас произойдет. (Показ воспитателя)

- А теперь и вы попробуйте это сделать. (дети берут листочки и проделывают опыт)

- Посмотрите на экран, что вы видите? (кораблик) 

- Как вы думаете, он плывет или стоит на месте? (плывет)

- А на самом деле, кораблик стоит на месте, это называется оптический обман.

- А что вы сейчас видите? (велосипед)

- Колеса у него вращаются или нет? (вращаются)

- Это называется – оптический обман или иллюзия. Вот так наше зрение иногда нас обманывает.

В: Для того, чтобы сохранить зрение полезно делать гимнастику для глаз!

(Проводится гимнастика для глаз.)

Часто-часто поморгай,

Зажмурь глаза, до трёх считай, (раз, два, три)

Шире глазки открывай

Снова глазки закрывай,

Сосчитай так до пяти  (раз, два, три, четыре, пять)

Открывай и вдаль гляди.

В: Вот как важны и нужны глаза. Берегите их, чтобы они надолго оставались вашими помощниками.

Кабинет  2. (Уши)

- А теперь мы пройдем в следующий кабинет. А с каким органом чувств мы познакомимся здесь, вы узнаете, отгадав загадку.        

Слышат всё они вокруг.

Кто есть враг, а кто есть друг!

Люди носят в них серёжки.

У коровок рядом рожки.

На макушке у зверушки.

И зовут сестричек …(ушки.)    

- Правильно, уши - орган слуха.

- А сколько у нас ушей? (ответ детей)

- Дотроньтесь левой рукой до правого уха, а теперь правой рукой до левого уха. То, что мы называем ушами – ушные раковины. Сами они не слышат, а усиливают звук, а самая чувствительная часть находится внутри. Внутри уха находится тоненькая плёночка. Называется она барабанная перепонка. Звуковая волна  ударяется о перепонку и мы слышим звук.

                                                   Игра «Услыхайка».

- А сейчас мы проверим, как хорошо вы слышите.  Вы услышите разные звуки и должны будете угадать, что это за звук и какие предметы их издают.  

(Восп. шелестит бумагой; звенит колокольчик; стучит ложкой о стакан, бьёт в барабан). (ответ детей)

- Молодцы, ребята! А теперь попробуйте угадать звуки с закрытыми ушами. Прижмите ладошки к ушам крепко-крепко, и слушайте! (громкие звуки, вроде звука колокольчика, дети могут различить, а звук шелеста бумаги – нет). 

- Какие звуки вы услышали? (Колокольчик) Вы смогли услышать только громкий звук.                                       

- Значит звуки могут быть тихими, а могут быть громкими. Давайте это проверим.

                                                Опыт «Звучащий стакан»

- Что у меня в руках? (стаканчик) Какой? А что натянуто на стаканчик?
- Когда мы оттягиваем резиночку и отпускаем её, она начинает дрожать и издавать звук. Возьмите стаканчики и сделайте то же самое.
- А теперь проведем эксперимент. Приложите стакан донышком к уху. Вот так (показ). И снова побренчите резиночкой. Правда, получилось намного громче, чем мы ожидали? Почему? (Ответы детей)

Вывод: Значит, чем ближе звучащий предмет к уху, тем громче мы его слышим.

- А как мы можем услышать друг друга, если находимся на далеком расстоянии? (Позвонить по телефону)

- А я сама сделала телефон. Давайте посмотрим, как он работает. А поможет нам в этом кто нибудь из гостей.

                                                          Опыт «Телефон»

- Вот какой сложный орган – ухо. К тому же ухо – очень нежный орган и его нужно беречь.

Физминутка: (Капельки)

- Уши слышат не только речь, но и музыку, и я предлагаю вам пройти в кабинет лечебной физкультуры и немного отдохнуть.

 (Нос)

- Продолжим нашу экскурсию. Здесь мы познакомимся еще с одним органом чувств.

  Отгадав загадку вы узнаете, о каком.

Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит,

То заходит, то выходит. (Нос.)  

- Нос – это орган обоняния. 

- Нос – это очень важный орган, без которого нам никак не обойтись. А  для чего же нам нужен нос? (предположения детей).

- Да, нос нужен для того, чтобы дышать и чтобы чувствовать разные запахи.

- Посмотрим, чем можно заменить его, если он вдруг перестанет дышать, например, при насморке. Пережмите большим и указательным пальцами ноздри, и вы уже не сможете сделать вдох через нос. Зато можно – через рот! Вдохните – выдохните! Получается? Так происходит потому, что вход в дыхательное горло есть и из носа, и изо рта. Но в носу холодный воздух согревается, и в дыхательное горло поступает уже теплым, а во рту он не успевает согреться, и поэтому, если мы все время дышим через рот, можем заболеть – будем кашлять. Поэтому дышать носом полезнее.

- Но есть еще одно важное свойство носа. Он может распознавать запахи. Носом можно нюхать.

- У меня есть специальные бутылочки, в которые я «спрятала» разные запахи. Посмотрим, сможете ли вы угадать, чем пахнет из каждой бутылочки?  «Носик, носик, угадай! Чем же пахнет, ты узнай?

                                                   (Игра «Угадай-ка!»)

(Дети нюхают содержимое бутылочек, определяют запах – приятный или неприятный, и если узнают его – называют, что издает этот запах.)

- Молодцы, ребята! Смогли узнать и запах апельсина, и запах чеснока, запах огурца!  А теперь попробуйте узнать эти же запахи с закрытым носом, через рот! Что вы можете сказать? (дети выясняют, что через рот запахи не передаются, их можно чувствовать только носом). 

-  А ещё нос может предупреждать нас об опасности. Если вы в лесу или дома унюхаете запах дыма, будете знать: где-то рядом – опасность.

Кабинет 3.  (Кожа)

- А сейчас мы поговорим о самом важном органе чувств – это кожа. Наше тело покрыто кожей.

- Скажите, какого цвета ваша кожа?

- Какая ваша кожа наощупь?

- Давайте рассмотрим свою кожу при помощи лупы.

- Что вы видите?

- Дырочки – это поры, с помощью которых кожа дышит и через них, выходят пот, когда жарко.

- Кожа есть не только у людей, но и у некоторых фруктов, и мы называем её кожура.

- Сейчас мы сами изготовим лупу и рассмотрим поближе кожуру апельсина.

                                               (Опыт «Естественная лупа»)

(Сверху затянем горлышко пищевой пленкой, но не натягивая ее, а, наоборот, продавим ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь закрепим пленку резинкой, а в углубление нальем воды. У нас получилась чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали.)

- А вы знаете, что если мыть руки без мыла, то на коже остаётся много микробов.

- Сейчас я вам это докажу.  (Показ воспитателя)

                                             (Опыт «Прыгающие микробы»)

- Вот так микробы и попадают на руки.

- А есть ли микробы на ваших руках, мы проверим при помощи этого прибора, который называется микроскоп. Он всё увеличивает во много раз.

- Возьмите ватные палочки и потрите ими ваши руки.  Нанесем на стеклышко то, что вы сняли со своих рук. Вставляем стеклышко в микроскоп.


                                     (Рассматривание микробов под микроскопом)                                                      

- Вы увидели, что на вашей коже есть бактерии. А как же нам от них избавиться? (ответы детей) (Влажные салфетки)

                                 Опыт «Тесто в пленке» («Рука в перчатке»)

- У меня есть макет руки. Посмотрим, как это происходит. Нанесем на кожу грязный раствор. А теперь протрем его полотенцем. Грязь легко стерлась с руки. А что произойдет, если мы поранили руку. (показ) Попробуем вытереть. Грязь и микробы попадут под кожу.

- Скажите, а может ли человек как змея  менять свою кожу, сбрасывая ее, как перчатки? Нет, не может! Нам кожа дана одна на всю жизнь, и она не любит, когда с ней неаккуратно обращаются – царапают ее, колют, режут, пачкают.   

- А хотите узнать, что находится у нас под кожей?

- Тогда пройдем в кабинет рентгена.

                                                  Опыт «Рентген»

- Кожа – это очень важный орган чувств человека, она защищает наш организм, поэтому её нужно беречь. Относитесь к своей коже бережно!

- Для того, чтобы наш организм долго и правильно работал надо принимать витамины.

- А кто из вас принимает витамины? А какие витамины вы принимаете?

- В витаминах содержится сила и здоровье для организма.

- Очень много витаминов содержится во фруктах и овощах.

- А хотите посмотреть, какая сила  у витаминов? ( Лимона)

                                       Опыт «Лимон и лампочка»

Восп: Подведение итогов:

- Вот и закончилась наша экскурсия по поликлинике.                                                                                       - Вам понравилось?                                                                                                                                           - Кто же они наши помощники, без которых нам не обойтись? (органы чувств) 

- Давайте в заключение поиграем в игру «Вопрос-ответ».

- Какой орган определяет, что трава зеленая, а шар круглый? (глаза - орган зрения)

- Какой орган определяет, что на кухне испекли вкусные пирожки? (нос-орган обоняния)

- Какой орган определяет, что лед холодный?  (кожа – орган осязания.)

- Какой орган определяет, где звучит музыка? (ухо-орган слуха)

Мы узнали очень много интересного о них. Мы должны беречь их и ухаживать за ними.

А теперь мы улыбнемся,

Крепко за руки возьмёмся.

И на прощание,

Скажем всем мы до свиданья.

- На этом наша экскурсия закончена. Я желаю, чтобы вы росли крепкими и здоровыми.  До свидания!

     

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок"Наши помощники - органы чувств"

Интересный конспект урока. Урок - исследование....

Наши помощники-органы чувств

Конспект урока по окружающему миру по теме "Наши помощники-органы чувств", 1 класс, автор учебника Н.Ф. Виноградова...

урок окружающего мира 1 класс "Твои помощники-органы чувств"

Урок по Образовательной  системе "Школа 2100"Данный урок поможет познакомить учащихся с нашими органами чувств, их значением и защитой, формирует общую культуру учащихся, воспитывает бережное отн...

Разработка урока окружающего мира по теме"Наши помощники - органы чувств"

Разработка урока  окружающего мира "Наши помощники - органы чувств", 2 класс....

Презентация к уроку по окружающему миру "Наши помощники - органы чувств"

Предлагаю вашему вниманию презентацию к уроку по окружающему миру в 1 классе (УМК "Начальная школа 21 века")...

Наши помощники -органы чувств.

Знакомство учащихся с органами чувств.  Специфика разных органов чувств....