Финансовая грамотность. Урок математики и окружающего мира в третьем классе.
план-конспект урока (3 класс)
Тема урока: «Что такое деньги» и «Решение задач с величинами «цена», «количество», «стоимость».
Урок усвоения новых знаний и систематизации и обобщения знаний и умений.
Цель урока: образовательные; повторить понятия «цена», «количество», «стоимость»;
подвести к выводу о разумном расходовании карманных денег, развивать деловитость, предприимчивость, настойчивость;
Воспитательные: выстраивать логическую цепь рассуждений, устанавливать аналогии; создать атмосферу коллективного поиска, радости познания, преодоления трудностей.
-совершенствовать умение решать текстовые задачи;
-способствовать формированию культуры обращения с деньгами, подготовить к будущей самостоятельной жизни.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Финансовая грамотность. Урок математики и окружающего мира в третьем классе.
Учителя начальных классов: Ахметзянова И.М. и Галимова И.Г.
Тема урока: «Что такое деньги» и «Решение задач с величинами «цена», «количество», «стоимость».
Урок усвоения новых знаний и систематизации и обобщения знаний и умений.
Цель урока: образовательные; повторить понятия «цена», «количество», «стоимость»;
подвести к выводу о разумном расходовании карманных денег, развивать деловитость, предприимчивость, настойчивость;
Воспитательные: выстраивать логическую цепь рассуждений, устанавливать аналогии; создать атмосферу коллективного поиска, радости познания, преодоления трудностей.
-совершенствовать умение решать текстовые задачи;
-способствовать формированию культуры обращения с деньгами, подготовить к будущей самостоятельной жизни.
Планируемые результаты
Личностные:
-овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
-развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
-развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.
Предметные:
-понимание и правильное использование экономических терминов;
-представление о роли денег в семье и обществе;
-знание источников доходов и направлений расходов семьи;
-проведение элементарных финансовых расчётов.
Метапредметные:
Регулятивные результаты
формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров
Познавательные результаты:
- выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.
-использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
-овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Коммуникативные результаты:
-умение слушать собеседника и вести диалог;
-умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
-умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
-умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Форма обучения:
-индивидуальную;
-фронтальную;
-групповая.
Оборудование: Компьютер, проектор ,экран, раздаточный материал.
Ход урока
I. Организационный момент
- Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.
Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.
- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
II. Деятельность обучающихся на уроке.
1. Разминка:
- Отгадайте загадки:
На товаре быть должна Обязательна ... (цена)
Коль трудился круглый год,
Будет кругленьким ... (доход)
Будут целыми, как в танке,
Сбереженья ваши в ... (банке)
Как ребёнка нет без мамы,
Сбыта нету без ... (рекламы)
Люди ходят на базар:
Там дешевле весь ... (товар)
И врачу, и акробату
Выдают за труд ... (зарплату)
2. Мозговой штурм
1) «Решение задачи».
В ближнем магазине книга стоит 200 рублей, а в дальнем – 160 рублей. В каком магазине выгоднее купить книгу, если поездка на автобусе в дальний магазин стоит 30 рублей в один конец?
(Ответ: в ближнем, так как 160+30*2= 220 руб. и затраты времени надо учесть)
2) Список занятий. Давай исследовать.
А потребители | Б производители | |
Человек выращивает цветы на продажу | ||
Ученик обедает в столовой | ||
Мама покупает продукты | ||
Папа купил подарок на день рождения сына |
Учебная задача. Проведите классификацию занятий.
А потребители | Б производители | |
Человек выращивает цветы на продажу | Человек выращивает цветы на продажу | |
Ученик обедает в столовой | Ученик обедает в столовой | |
Мама покупает продукты | Мама покупает продукты | |
Папа купил подарок на день рождения сына | Папа купил подарок на день рождения сына. |
Вывод. Мы- потребители. Зачем нужны потребители? Зачем нужны производители? Что будет, если не будет производителей?
III. Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Ребята, вам сегодня придётся решать жизненные задачи, хорошо считать, принимать взвешенные решения.
- Иллюстрация к сказке «Муха-Цокотуха» К.Чуковский)
- — Кто изображен на картине?
- — Вспомните первые строки произведения:
- Муха-Муха-Цокотуха, позолоченное брюхо,
- Муха по полю пошла, муха денежку нашла.
- Пошла Муха на базар и купила самовар.
- — Каким образом Муха приобрела самовар? (купила)
- — Что значит купила? (заплатила деньги)
- — Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке? (о деньгах)
- — Давайте сформулируем тему урока.(ответы детей)
-Да, ребята. Мы сегодня поговорим о деньгах.
Финансовая грамотность ребята –это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.
Ребята, а кто знает, откуда у ваших родителей берутся деньги?
Правильно, они работают и за работу получают зарплату в виде денег.
Знаете ли вы, для чего нам нужны деньги?
И так деньги нам нужны:
-Ответы детей)
-для покупки продуктов,
- для оплаты развлечений (каких именно?)
-для оплаты услуг (каких именно?)
-для оплаты проезда на транспорте
-для покупки подарков
-для оказании помощи бедным
-для оказании помощи бездомным животным
А всё ли можно купить за деньги?
А что по вашему нельзя купить за деньги? (ответы детей)
Как можно назвать эти деньги? (Монеты) А бумажные деньги? (банкноты) Одним словом?(наличные деньги)
А безналичные деньги? Это что за деньги и где они хранятся? (ответы детей)
Что удобнее носить с собой наличные (монеты или банкноты) или пластиковые карты, которые называются (безналичные?)
В чём неудобство пластиковой карты? (можно забыть пароль)
Стихотворение о карманных деньгах.
Мне вечером выдали
Деньги карманные.
Но деньги карманные
Очень уж странные:
В кармане штанов
Только ночь скоротали,
А утром...
Конфетно-жевачными стали.
Андрей Сметанин эт
Просмотр фрагмента Смешарики - Все сборники: https://goo.gl/2LjjPBhttp://balarf.ru
Размышляют о том, что можно узнать в этой теме.
(Что такое деньги и карманные деньги?
И откуда они берутся?
Сколько? И как ими распоряжаться?
Зачем нужны?
На что их можно потратить? (ответы детей))
Групповая форма работы.
- А какие пословицы и поговорки вы знаете о деньгах?
Задание «Собери пословицу»
- Для следующего задания вам необходимо будет поделиться на группы по 5 человек. Каждой группе предлагается конверт, в котором находятся листочки с пословицами. Листы разрезаны на части, необходимо составить из них пословицы.
1 группа: Нелегко деньги нажить, а легко прожить.
Тот без нужды живет, кто деньги бережет.
Уговор дороже денег.
Деньги счет любят.
2 группа: На деньги ума не купишь.
Монета карман не тянет.
Здоров буду — и денег добуду.
На деньги друга не купить.
3 группа: Вовремя копейка дороже рубля.
Деньги не грибы – можно и зимой найти.
Деньги – что галки, все в стаю сбиваются.
Деньги – хороший слуга, но плохой хозяин.
4 группа: Из чужого кошелька легко платить.
Как деньги при бедре, так помогут при беде.
Когда деньги говорят, тогда правда молчит.
Когда кошелек легок – на душе тяжело.
- Давайте проверим, что у вас получилось.
Вывод: Финансовая грамотность –это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.
ФИЗМИНУТКА
Мы бежали по дорожке (бег на месте)
Вдруг порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)
Что же делать? Как нам быть? (разводим поочерёдно руки в стороны)
Где же обувь нам добыть? (обнять щёки ладошками и покачать головой)
Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4-7 раз)
Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно)
Один рубль, два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой ладонью об левую и наоборот, 4 хлопка)
Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь)
IV. Применение знаний и умений.
- Ребята, сегодня мы будем выполнять роль потребителей. Проведем практическую работу.
На празднике, посвященном 8 марта девочка Маша выступает на концерте. Маше необходимо купить красные туфли. Её старший брат решил ей помочь. Где же Маша купит туфли?
Доходы в семьях разные. Поэтому каждой группа получает конверты с различной суммой денег.
Исследуй.
1) В магазине около дома есть обувной отдел. Там туфли стоят 1500 рублей.
2) Туфли на заказ ручной работы стоят 2000 р.
3) Туфли в интернет магазине стоят 630 рублей.
4) Туфли в магазине итальянской обуви стоят 5600 рублей.
Давайте поможем Маше сделать покупку.
Принятие решений.
Каждой семье надо сделать свой выбор и объяснить, почему вы поступили именно так. Для осуществления осознанного выбора я предлагаю заполнить таблицу принятия решения. В ней вы оцените «за» и «против» той или иной покупки.
Цена | Туфли ручной работы за 2000 руб. | Италия 5600 руб. | Интернет-магазин 630 руб. | Магазин обуви 1500 руб. |
Причина «за» | ||||
Причина «против» | ||||
Купить или нет |
Готовность к действиям. После заполнения таблицы каждая команда объясняет свой выбор покупки. Покупает семья туфли.
IV. Работа с учебником по ОМ и математики.
ОМ.Чтение первой части:
- Читаем текст с.68 «Что такое деньги?»
-Назовите два способа обмена? (бартер, купля-продажа)
Чтение второй части с. 69-70
- Что такое цена товара? (Стоимость одной вещи, предмета)
– А теперь мы проведем практическую работу: ( У каждого из вас на парте есть российские монеты 1 коп. , 5 коп. , 10 коп. , 50 коп. , 1руб.)
- Рассмотрите монеты.
- Сторона, на которой написано 1 коп. , 5 коп. , 10 коп. , 50 коп. , 1руб. т.е. её номинал называется оборотной стороной или «реверс» в народе «решкой». Сторона на которой изображен герб (российский герб или герб Москвы, Георгий Победоносец-это лицевая сторона «аверс», её еще называют «орел».)
Ребро монеты называется «гурт». Надпись на монете называется легенда. (какой страны монета, в каком году изготовлена)
- Попробуем описать монету на примере 1 рубля. (номинал этой монеты 1 рубль, на лицевой стороне герб России, на оборотной - номинал этой монеты достоинством в1 рубль., выпущена в 19… году, Банк России -это легенда)
- Дома попробуйте описать любую монету.
– А вот эти деньги в нашей стране были в обращении до тех, которыми мы пользуемся сейчас. (Показ учителем старых денег)
Работа по математике:
Решение задачи «цена», «количество», «стоимость».
- Запишите в тетради число, классная работа и отложите тетради в сторону.
Прочитайте про себя задачу. (Чтение вслух.)
Валя купила 4 тетради по 3 рубля каждая. Сколько рублей стоят 4 такие тетради?
Что известно из условия задачи?
(Из условия узнаём, что Валя купила 4 тетради, по 3 рубля.)
Какой вопрос в задаче? (Сколько стоят 4 тетради?)
Ребята как найдём стоимость покупки Вали? (3*4 = 12 рублей.)
К таким задачам не пишут краткую запись. Все данные заносятся в таблицу.
Цена | Количество тов. | Стоимость |
3 | 4 | ? |
(Таблица нарисована на доске.)
Чтобы найти стоимость товара мы сейчас что делали? (Мы умножили цену на количество.)
Ребята, составьте задачи обратные данной. (Решение задач.)
(Вывесить “карточку-помогайку” в кратком варианте)
С = Ц×К
Ц = С/К
К = С/Ц)
Решение задачи по учебнику.
Стр. 22 № 1
(Решение задачи с записью в тетради)
V. Итог урока.
Ребята что мы сегодня делали на уроке? С чем познакомились? (Выставление оценок за урок.)
(Говорили о финансах, деньгах. Решали задачи. Повторили понятия цена, количество, стоимость.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок математики и окружающего мира во 2 классе
Тема: «Закрепление приемов устного и письменного сложения и вычитания чисел».Тема «Небесные тела»....
Интегрированный урок математики и окружающего мира во 2 классе.
Цели:продолжить работу над задачами изученных видов;развивать навык устного счета, формировать умение находить значения выражений, определять разрядный состав числа, умение находить периметр мно...
Интегрированный урок математики и окружающего мира во 2 классе
Тема: Закрепление приёмов устного и письменного сложения и вычитания трёхзначных чисел. Планеты Солнечной системы.Цели и задачи:обучающие: способствовать закреплению изученных алгоритмов устного...
Интегрированнйи урок математики и окружающего мира во 2 классе. Обобщение по теме «Устное сложение и вычитание". "Осенняя прогулка"
План-конспект урока по математике (2 класс) по теме: Интегрированнйи урок математики и окружающего мира во 2 классе. Обобщение по теме «Устное сложение и вычитание". "Осенняя прогулка" ...
Презентация к интегрированному уроку математики и окружающего мира во 2 классе. " Устное сложение и вычитание в пределах 100". Обобщающий урок"Осенняя прогулка
Презентация к интегрированному уроку математики и окружающего мира во 2 классе. " Устное сложение и вычитание в пределах 100". Обобщающий урок"Осенняя прогулка...
Интегрированный урок математики, технологии, окружающего мира в 1 классе.
Использована технология сотрудничества. Изготовив динамическое пособие, обучающиеся учатся составлять и решать задачи на нахождение части и целого....
Методическая разработка интегрированного урока математики и окружающего мира во 2 классе с презентацией. Урок-экскурсия в волшебный зоопарк
Экскурсия в волшебный зоопаркПрезентация прилагается...